Реализация регионального компонента "С чистым сердцем" в образовательном процессе ДОУ"
рабочая программа

Казакова Мария Юрьевна

Реализация регионального компонента "С чистым сердцем" в образовательном процессе ДОУ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл smolkovskiy_detskiy_sad_kazakova_m.yu_.docx25.3 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Смольковский детский сад»

«Реализация регионального компонента

«С Чистым сердцем» в образовательном процессе ДОУ»

        Выполнила воспитатель

МБДОУ «Смольковский детский сад»

Казакова Мария Юрьевна

 

2024 – 2025 г.

«Реализация регионального компонента «С Чистым сердцем» в образовательном процессе ДОУ»

Ребёнок  — удивительное чудо,

Которое не просто нам дано,

И миссия у  нас, у  педагогов, —

Любить, понять, посеять в  нём зерно:

Зерно, где милосердие и  вера,

Терпимость и  сочувствие живут,

Где сострадание и  преданность и  честность

Друг с  другом рука об руку идут.

Ю.С. Калинкина

Добрый день, уважаемые коллеги!

Сегодня я хочу поделиться с вами опытом работы по теме «Реализация регионального компонента в образовательном процессе  нашего образовательного  учреждения «Смольковский детский сад»».

В основу содержания программы «С чистым сердцем» под редакцией Р.Ю. Белоусовой., А.Н. Егоровой и Ю.С. Калинкиной,

 положены: «духовно нравственные ценности, сложившиеся в  процессе культурного развития России, такие, как человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в  добро и стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьёй и своим Отечеством»

Целью программы  является:

-Разностороннее развитие ребёнка в период дошкольного детства с учётом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций.

Все направления духовно-нравственного развития и  воспитания важны, дополняют друг друга и  обеспечивают развитие личности на основе отечественных нравственных и  культурных ценностей

Основная цель нашего дошкольного образовательного учреждения по реализации регионального компонента: обеспечить условия для становления у дошкольников основ национального самосознания, раскрытия их творческого, интеллектуального потенциала через открытие и освоения ценностей традиционной русской культуры.

Задачи программы  представлены на слайде: 

  • Обучающие:

- формировать нравственные представления о выдающихся личностях родного края (исторических личностях и  героях современности);

- формировать умение прослеживать связь между разными историческими эпохами;

- формировать представления о нравственности и нравственных чувствах человека (чувство патриотизма); о  его нравственном облике (доброта, милосердие, трудолюбие), нравственном поведении (умение общаться и взаимодействовать со взрослыми и сверстниками);

- формировать представления о добродетелях и потребности в следовании положительным нравственным примерам;

- формировать культуру речи детей, пополняя их словарный запас нравственными понятиями (добро, милосердие, послушание, красота и т.д.).

  • Развивающие:

- пробуждать интерес к истории и формировать потребность в приобретении новых знаний;

- развивать любознательность и активность;

- развивать умение размышлять на духовно-нравственные  темы на основе изученного материала, высказывать свои суждения о  содержании полученной информации (из  книг, иллюстраций, видеоматериалов и др.);

- развивать потребность в  познании, желание видеть и  чувствовать красоту в поступках людей разных поколений;

- развивать способности и  творческий потенциал каждого ребёнка с  учётом его индивидуальных потребностей, связанных с определённой жизненной ситуацией.

  • Воспитательные:

- вызывать эмоциональную отзывчивость на поступки людей разных времён и поколений;

· воспитывать позитивное отношение ребёнка к окружающему миру, другим людям и самому себе;

- формировать желание сотрудничать со сверстниками, старшими детьми и  взрослыми в  разных видах деятельности и  разных ситуациях;

- воспитывать уважительное отношение к  членам своей семьи, прививать чувство благодарности к  старшим за создание семейного благополучия;

- прививать художественный вкус в ходе творческой деятельности, способствовать становлению эстетического отношения к окружающему миру.

Дифференцированные задачи представлены по нескольким направлениям, которые взаимосвязаны между собой. Для каждого направления определены конкретные задачи и система базовых ценностей.

Дошкольный период является благоприятным:

- для погружения ребенка в истоки региональной культуры;

- для пробуждения в нем потребности в познании окружающих условий, общего для всех жизненного пространства;

- для усвоения конкретных традиций, национальных, географических, и регионально-культурных особенностей своей социальной среды.

Содержание регионального компонента образования призвано способствовать формированию у дошкольников духовно-нравственных ориентаций, развитию их творческого потенциала, толерантности в условиях современного мира.

Использование регионального компонента как одного из средств социализации дошкольников предполагает следующее:

1. Ознакомление дошкольников с родным краем в ходе реализации образовательной программы ДОУ.

2. Введение регионального компонента с учётом принципа постепенного перехода от более близкого ребёнку, личностно значимого (дом, семья) к менее близкому – культурно-историческим фактам.

3. Деятельностный подход в приобщении детей к истории, культуре, природе родного города, когда дети сами выбирают деятельность, в которой они хотели бы участвовать, чтобы отразить свои чувства и представления об увиденном и услышанном.

4. Взаимодействие с родителями.

5.Профессиональное совершенствование всех участников образовательного процесса (воспитателей, узких специалистов)

6. Обобщение опыта педагогической деятельности, изучение эффективности инновационной деятельности и ее результатов по основным направлениям работы с детьми, педагогами, родителями.

Эффективное формирование у детей основ культурно-исторического наследия возможно при соблюдении следующих факторов:

• использование программ и технологий по краеведению;

• комплексное сочетание различных видов деятельности ребенка;

• создание условий для самореализации каждого ребенка с учетом накопленного им опыта, особенно познавательной, эмоциональной сферы;

• учет специфики организации и построения педагогического процесса;

• использование форм и методов, направленных на развитие эмоций и чувств.

Для эффективной реализации регионального компонента необходим ряд педагогических условий:

-Создание предметно-развивающей среды в ДОУ;

-Подготовка педагогического коллектива к реализации регионального компонента дошкольного образования;

-Организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и социума;

-Интеграция регионального компонента в образовательную деятельность;

-Организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи.

Начиная работу по региональному компоненту, мы, педагоги, сами должны знать культурные, исторические, природные, этнографические особенности региона, где он живет, чтобы привить дошкольникам любовь и уважение к народным традициям своего региона.

Направления работы с детьми дошкольного возраста по программе «С чистым сердцем»:

  1.      Познавательное развитие. Развитие у детей представлений о Родине, Отечестве и социокультурных ценностях народа, формирование представлений о труде как основе жизни человека на земле. 
  2.     Художественно-эстетическое развитие. Воспитание у детей эстетических и нравственных чувств посредством музыкальной и изобразительной деятельности. 
  3.     Физическое развитие. Формирование у детей представления о физической силе как о способе защиты в опасных ситуациях и оказании посильной физической помощи окружающим.

Много лет наш детский сад работает по приоритетному направлению «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание маленьких граждан России».

Суть реализации выбранного направления состоит в том, чтобы последовательно, «день за днём» знакомить детей с укладом жизни, бытом, буднями и праздниками наших предков. Система занятий выстроена с учетом возраста, особенностей развития, жизненного опыта детей. Все темы тесно взаимосвязаны и опираются на земледельческий календарь.

В нашем детском саду мы знакомим детей с  народными традициями, для формирования у детей положительных эмоций, интереса к окружающему миру через русский народный фольклор.

Работа по приобщению детей дошкольного возраста к русскому народному фольклору проходит по двум направлениям:

  • в организованной образовательной деятельности.
  • в режимных моментах.

Нельзя не отметить роль народных праздников в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников. Это «Масленица», «Рождество» «Пасха», «Встреча весны» и т.д.

Традиционным в нашем детском саду стало проведение  патриотических праздников таких как «День защитника Отечества» и особо значимый « День Победы» с ежегодным приглашением  ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла.

Одним из условий успешной реализации программы является создание предметной развивающей среды игрового пространства, направленного, прежде всего, на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания детей в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

 Для знакомства детей с русским народным бытом в нашем детском саду оборудован музей русского быта, в которой воссоздана обстановка русской «избы», размещены предметы, наиболее часто упоминающиеся в русских сказках: коромысло с ведрами, горшки, лапти, скалка и т.д  

 В музее проводятся игры-занятия по ознакомлению детей с предметами быта. Дети могут не только рассмотреть, но и попробовать в действии, узнать, как пользоваться тем или иным предметом.

Большое значение в формировании интереса к окружающему миру оказывает знакомство с народными игрушками, поэтому и был создан уголок народной игрушки. Продолжая совершенствовать работу с детьми по приоритетному направлению, мы активно используем разнообразные инновационные технологии. 

Сотрудничество с семьей.

В нашем детском саду проходит очень много конкурсов, в которых участвуют не только дети, но и их родители!

Например, конкурс «Самая оригинальная елочка»;

Международный детский экологический конкурс «Изменение климата глазами детей».  Наши воспитанники совместно с родителями заняли призовые места в номинациях "ЭкоПоделка" и "ЭкоРисунок" и были награждены ГРАМОТАМИ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДЕЦКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА и призами.

Воспитать в ребенке гуманное отношение к окружающему миру, любовь к родной природе, семье, дому, краю, городу, Родине можно путем создания в ДОУ центров краеведения в группах, мини-музеев, патриотических уголков. Вариативность и содержание таких зон напрямую зависит от творчества и кругозора педагогов.

Разнообразие экспонатов, выставок, уголков с использованием фотографий, макетов, стендов, иллюстративного материала, географических карт – все эти средства и материалы привлекают внимание детей, повышают их интерес к знакомству с родным краем, что позволяет успешно решать задачу по воспитанию интереса и любви детей к малой Родине.

Например, в нашем музее стоит мини русская изба, которую изготовили родители, в которой продумано все до мелочей, и русская печь, иконки, столы и стулья, кровати, половики, деревянная посуда и т.д. Дети очень любят смотреть эту «избушку» даже играют с куклами, которые там живут!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация условий для реализации национально –регионального компонента в воспитательно -образовательном процессе ДОУ в соответствии с ФГОС  

Организация условий для реализации национально –регионального компонента в воспитательно -образовательном процессе ДОУ в соответствии с ФГОС...

"Реализация регионального компонента в воспитательно-образовательном процессе ДОУ"

laquo;Система работы по реализации регионального компонента в воспитательно-образовательном процессе ДОУ».Цель:внедрение регионального компонента через реализацию программы«Наш дом  ...

Презентационный материал к презентации «Система работы по реализации регионального компонента в воспитательно-образовательном процессе в условиях ФГОС ДО».

На нас, педагогов-дошкольников, возложена великая миссия  – воспитать подрастающее поколение патриотами своей Родины, научить их любить свою страну и гордится ею. И, прежде всего, необходим...

Реализация регионального компонента в культурно-образовательном процессе современного детского сада

Обращение к ценностям, накопленным и свято хранимым человечеством в мировой культуре, предполагает включение индивида в культурно-историческое пространство, что создаёт почву для осознания им себя, ка...

«Система работы по реализации регионального компонента в воспитательно-образовательном процессе ДОО»

Целью разработки мероприятий по внедрению регионального компонента в работу ДОО- является повышение профессиональной компетентности педагогов дошкольной организации в процессе формирования значимости...

«Реализация регионального компонента в воспитательно-образовательном процессе ДОО в условиях внедрения ФГОС ДО»

laquo;Реализация регионального компонента в воспитательно-образовательном процессе ДОО в условиях внедрения ФГОС ДО»...