Реализация регионального компонента "С чистым сердцем" в образовательном процессе ДОУ"
рабочая программа
Реализация регионального компонента "С чистым сердцем" в образовательном процессе ДОУ"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
smolkovskiy_detskiy_sad_kazakova_m.yu_.docx | 25.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Смольковский детский сад»
«Реализация регионального компонента
«С Чистым сердцем» в образовательном процессе ДОУ»
Выполнила воспитатель
МБДОУ «Смольковский детский сад»
Казакова Мария Юрьевна
2024 – 2025 г.
«Реализация регионального компонента «С Чистым сердцем» в образовательном процессе ДОУ»
Ребёнок — удивительное чудо,
Которое не просто нам дано,
И миссия у нас, у педагогов, —
Любить, понять, посеять в нём зерно:
Зерно, где милосердие и вера,
Терпимость и сочувствие живут,
Где сострадание и преданность и честность
Друг с другом рука об руку идут.
Ю.С. Калинкина
Добрый день, уважаемые коллеги!
Сегодня я хочу поделиться с вами опытом работы по теме «Реализация регионального компонента в образовательном процессе нашего образовательного учреждения «Смольковский детский сад»».
В основу содержания программы «С чистым сердцем» под редакцией Р.Ю. Белоусовой., А.Н. Егоровой и Ю.С. Калинкиной,
положены: «духовно нравственные ценности, сложившиеся в процессе культурного развития России, такие, как человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьёй и своим Отечеством»
Целью программы является:
-Разностороннее развитие ребёнка в период дошкольного детства с учётом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций.
Все направления духовно-нравственного развития и воспитания важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных нравственных и культурных ценностей
Основная цель нашего дошкольного образовательного учреждения по реализации регионального компонента: обеспечить условия для становления у дошкольников основ национального самосознания, раскрытия их творческого, интеллектуального потенциала через открытие и освоения ценностей традиционной русской культуры.
Задачи программы представлены на слайде:
- Обучающие:
- формировать нравственные представления о выдающихся личностях родного края (исторических личностях и героях современности);
- формировать умение прослеживать связь между разными историческими эпохами;
- формировать представления о нравственности и нравственных чувствах человека (чувство патриотизма); о его нравственном облике (доброта, милосердие, трудолюбие), нравственном поведении (умение общаться и взаимодействовать со взрослыми и сверстниками);
- формировать представления о добродетелях и потребности в следовании положительным нравственным примерам;
- формировать культуру речи детей, пополняя их словарный запас нравственными понятиями (добро, милосердие, послушание, красота и т.д.).
- Развивающие:
- пробуждать интерес к истории и формировать потребность в приобретении новых знаний;
- развивать любознательность и активность;
- развивать умение размышлять на духовно-нравственные темы на основе изученного материала, высказывать свои суждения о содержании полученной информации (из книг, иллюстраций, видеоматериалов и др.);
- развивать потребность в познании, желание видеть и чувствовать красоту в поступках людей разных поколений;
- развивать способности и творческий потенциал каждого ребёнка с учётом его индивидуальных потребностей, связанных с определённой жизненной ситуацией.
- Воспитательные:
- вызывать эмоциональную отзывчивость на поступки людей разных времён и поколений;
· воспитывать позитивное отношение ребёнка к окружающему миру, другим людям и самому себе;
- формировать желание сотрудничать со сверстниками, старшими детьми и взрослыми в разных видах деятельности и разных ситуациях;
- воспитывать уважительное отношение к членам своей семьи, прививать чувство благодарности к старшим за создание семейного благополучия;
- прививать художественный вкус в ходе творческой деятельности, способствовать становлению эстетического отношения к окружающему миру.
Дифференцированные задачи представлены по нескольким направлениям, которые взаимосвязаны между собой. Для каждого направления определены конкретные задачи и система базовых ценностей.
Дошкольный период является благоприятным:
- для погружения ребенка в истоки региональной культуры;
- для пробуждения в нем потребности в познании окружающих условий, общего для всех жизненного пространства;
- для усвоения конкретных традиций, национальных, географических, и регионально-культурных особенностей своей социальной среды.
Содержание регионального компонента образования призвано способствовать формированию у дошкольников духовно-нравственных ориентаций, развитию их творческого потенциала, толерантности в условиях современного мира.
Использование регионального компонента как одного из средств социализации дошкольников предполагает следующее:
1. Ознакомление дошкольников с родным краем в ходе реализации образовательной программы ДОУ.
2. Введение регионального компонента с учётом принципа постепенного перехода от более близкого ребёнку, личностно значимого (дом, семья) к менее близкому – культурно-историческим фактам.
3. Деятельностный подход в приобщении детей к истории, культуре, природе родного города, когда дети сами выбирают деятельность, в которой они хотели бы участвовать, чтобы отразить свои чувства и представления об увиденном и услышанном.
4. Взаимодействие с родителями.
5.Профессиональное совершенствование всех участников образовательного процесса (воспитателей, узких специалистов)
6. Обобщение опыта педагогической деятельности, изучение эффективности инновационной деятельности и ее результатов по основным направлениям работы с детьми, педагогами, родителями.
Эффективное формирование у детей основ культурно-исторического наследия возможно при соблюдении следующих факторов:
• использование программ и технологий по краеведению;
• комплексное сочетание различных видов деятельности ребенка;
• создание условий для самореализации каждого ребенка с учетом накопленного им опыта, особенно познавательной, эмоциональной сферы;
• учет специфики организации и построения педагогического процесса;
• использование форм и методов, направленных на развитие эмоций и чувств.
Для эффективной реализации регионального компонента необходим ряд педагогических условий:
-Создание предметно-развивающей среды в ДОУ;
-Подготовка педагогического коллектива к реализации регионального компонента дошкольного образования;
-Организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и социума;
-Интеграция регионального компонента в образовательную деятельность;
-Организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи.
Начиная работу по региональному компоненту, мы, педагоги, сами должны знать культурные, исторические, природные, этнографические особенности региона, где он живет, чтобы привить дошкольникам любовь и уважение к народным традициям своего региона.
Направления работы с детьми дошкольного возраста по программе «С чистым сердцем»:
- Познавательное развитие. Развитие у детей представлений о Родине, Отечестве и социокультурных ценностях народа, формирование представлений о труде как основе жизни человека на земле.
- Художественно-эстетическое развитие. Воспитание у детей эстетических и нравственных чувств посредством музыкальной и изобразительной деятельности.
- Физическое развитие. Формирование у детей представления о физической силе как о способе защиты в опасных ситуациях и оказании посильной физической помощи окружающим.
Много лет наш детский сад работает по приоритетному направлению «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание маленьких граждан России».
Суть реализации выбранного направления состоит в том, чтобы последовательно, «день за днём» знакомить детей с укладом жизни, бытом, буднями и праздниками наших предков. Система занятий выстроена с учетом возраста, особенностей развития, жизненного опыта детей. Все темы тесно взаимосвязаны и опираются на земледельческий календарь.
В нашем детском саду мы знакомим детей с народными традициями, для формирования у детей положительных эмоций, интереса к окружающему миру через русский народный фольклор.
Работа по приобщению детей дошкольного возраста к русскому народному фольклору проходит по двум направлениям:
- в организованной образовательной деятельности.
- в режимных моментах.
Нельзя не отметить роль народных праздников в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников. Это «Масленица», «Рождество» «Пасха», «Встреча весны» и т.д.
Традиционным в нашем детском саду стало проведение патриотических праздников таких как «День защитника Отечества» и особо значимый « День Победы» с ежегодным приглашением ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла.
Одним из условий успешной реализации программы является создание предметной развивающей среды игрового пространства, направленного, прежде всего, на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания детей в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Для знакомства детей с русским народным бытом в нашем детском саду оборудован музей русского быта, в которой воссоздана обстановка русской «избы», размещены предметы, наиболее часто упоминающиеся в русских сказках: коромысло с ведрами, горшки, лапти, скалка и т.д
В музее проводятся игры-занятия по ознакомлению детей с предметами быта. Дети могут не только рассмотреть, но и попробовать в действии, узнать, как пользоваться тем или иным предметом.
Большое значение в формировании интереса к окружающему миру оказывает знакомство с народными игрушками, поэтому и был создан уголок народной игрушки. Продолжая совершенствовать работу с детьми по приоритетному направлению, мы активно используем разнообразные инновационные технологии.
Сотрудничество с семьей.
В нашем детском саду проходит очень много конкурсов, в которых участвуют не только дети, но и их родители!
Например, конкурс «Самая оригинальная елочка»;
Международный детский экологический конкурс «Изменение климата глазами детей». Наши воспитанники совместно с родителями заняли призовые места в номинациях "ЭкоПоделка" и "ЭкоРисунок" и были награждены ГРАМОТАМИ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДЕЦКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА и призами.
Воспитать в ребенке гуманное отношение к окружающему миру, любовь к родной природе, семье, дому, краю, городу, Родине можно путем создания в ДОУ центров краеведения в группах, мини-музеев, патриотических уголков. Вариативность и содержание таких зон напрямую зависит от творчества и кругозора педагогов.
Разнообразие экспонатов, выставок, уголков с использованием фотографий, макетов, стендов, иллюстративного материала, географических карт – все эти средства и материалы привлекают внимание детей, повышают их интерес к знакомству с родным краем, что позволяет успешно решать задачу по воспитанию интереса и любви детей к малой Родине.
Например, в нашем музее стоит мини русская изба, которую изготовили родители, в которой продумано все до мелочей, и русская печь, иконки, столы и стулья, кровати, половики, деревянная посуда и т.д. Дети очень любят смотреть эту «избушку» даже играют с куклами, которые там живут!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Реализация регионального компонента в воспитательно-образовательном процессе ДОО в условиях внедрения ФГОС ДО»
Доклад на районную августовскую конференцию...
Организация условий для реализации национально –регионального компонента в воспитательно -образовательном процессе ДОУ в соответствии с ФГОС
Организация условий для реализации национально –регионального компонента в воспитательно -образовательном процессе ДОУ в соответствии с ФГОС...
"Реализация регионального компонента в воспитательно-образовательном процессе ДОУ"
laquo;Система работы по реализации регионального компонента в воспитательно-образовательном процессе ДОУ».Цель:внедрение регионального компонента через реализацию программы«Наш дом ...
Презентационный материал к презентации «Система работы по реализации регионального компонента в воспитательно-образовательном процессе в условиях ФГОС ДО».
На нас, педагогов-дошкольников, возложена великая миссия – воспитать подрастающее поколение патриотами своей Родины, научить их любить свою страну и гордится ею. И, прежде всего, необходим...
Реализация регионального компонента в культурно-образовательном процессе современного детского сада
Обращение к ценностям, накопленным и свято хранимым человечеством в мировой культуре, предполагает включение индивида в культурно-историческое пространство, что создаёт почву для осознания им себя, ка...
«Система работы по реализации регионального компонента в воспитательно-образовательном процессе ДОО»
Целью разработки мероприятий по внедрению регионального компонента в работу ДОО- является повышение профессиональной компетентности педагогов дошкольной организации в процессе формирования значимости...
«Реализация регионального компонента в воспитательно-образовательном процессе ДОО в условиях внедрения ФГОС ДО»
laquo;Реализация регионального компонента в воспитательно-образовательном процессе ДОО в условиях внедрения ФГОС ДО»...