Индивидуальный маршрут одаренного ребенка
проект

Сусленкова Оксана Александровна

Индивидуальный маршрут одаренного ребенка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

 г. Нижневартовска детский сад № 44 « Золотой ключик»

0_8ee45_e2638d0_XL

         

Индивидуальная карта и маршрутное сопровождение

 ребенка дошкольного возраста с признаками одарѐнности

 по художественно - эстетическому развитию  

Составила:

Сусленкова Оксана Александровна

Воспитатель первой квалификационной категории

Индивидуальная карта и маршрутное сопровождение ребенка дошкольного возраста с признаками одарѐнности по художественно - эстетическому развитию   Павел.

Название

Тема

1.

Наименование учреждения.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

г. Нижневартовска детский сад № 44 « Золотой ключик»

2.

Ф.И. ребенка.

Павел.

3.

Дата рождения.

03.05.2018г.р

4.

Вид одарѐнности.

Изобразительная деятельность.

5.

Краткая характеристика

ребѐнка, сильные стороны

ребѐнка.

Павел - у мальчика ярко выражены творческие способности. Он любит рисовать, разукрашивать.

 Павел воспроизводит рисунки не только по шаблону, но и придумывает всегда что-то

своѐ особое, неповторимое. Его  работы всегда отличаются аккуратностью. Он легко устанавливает контакт с собеседником. Сохранение и раскрытие творческого потенциала каждого ребенка представляется очень важной и актуальной задачей, поэтому для работы с Павлом был составлен индивидуальный образовательный маршрут.

6.

 Срок реализации индивидуального маршрута.

Долгосрочный

7.

Цель сопровождения.

  • Создать условия для выявления, поддержки и развития одаренного ребенка, его самореализации в соответствии со способностями.
  • Совершенствование художественных навыков и умений, заложенных в  ребенке.

8.

Задачи.

  • Развивать способности ребенка в области художественного творчества.
  • Повышение самооценки, уверенности в своих силах.
  • Совершенствование художественных навыков.
  • Воспитывать эстетические чувства, чувство «прекрасного».
  • Совместно с родителями создать условия для поддержания интереса к художественному творчеству.

9.

Группа сопровождения

Сусленкова Оксана Александровна.

Родители: мама – Ольга Александровна, бабушка – Клавдия Андреевна.

10.

Возможные риски.

 1.Высокая загруженность.

 2. Нежелание родителей сотрудничать.

11.

Периодичность занятий.

-1 раз в неделю.

12.

Запрос родителей.  

Всестороннее развитие ребёнка.

13.

Ожидаемые результаты.

  • Повышение творческих способностей у мальчика.
  • Желания к самостоятельной работе, использования различных техник рисования.
  • Закрепление навыков правильного держания цветных карандашей.
  • Повышение познавательного интереса к рисованию.
  • Активизация мыслительной деятельности ребенка.
  •  Активное участие в конкурсах детского художественного творчества.
  • Оформление выставок творческих работ.

Индивидуальный образовательный маршрут - это образовательный  проект, предназначенная для обучения одного конкретного воспитанника, направленная на развитие его индивидуальных способностей, поддержки его самоопределения и самореализации. Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями ребёнка. Использование индивидуальных образовательных маршрутов в системе основного и дополнительного образования является одной из форм педагогической поддержки личностного, жизненного и профессионального самоопределения воспитанников.

Актуальность:

Одарённые дети, ценная, но хрупкая часть нашего общества один из важнейших ресурсов. Законом «Об образовании» РФ предусмотрена работа с одаренными детьми дошкольного возраста.

Одарённые дети представляют собой культурный и научный потенциал общества, от них зависит, как будет развиваться наша культура в будущем. Задача поддержания и развития творческого потенциала личности по-прежнему остаётся актуальной и требует дальнейшего разрешения. Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой ,создавать, не нанося, вреда.

Данный  маршрут включает методы и приёмы, которые будут использованы по развитию детской одарённости.

Условия реализации индивидуального маршрута.

Техническое оснащение. 

  • Аудиоаппаратура, видеоаппаратура,
  • магнитофон,
  • ноутбук

В уголке по ИЗО  необходимый материал для работы:

  • Листы бумаги.
  • Гуашь.
  • Простые и цветные карандаши.
  • Кисточка с коротким ворсом (тычок).
  • Фломастеры.
  • Печатки, штампы (подручный материал, растения, листья, поролон).
  • Салфетки.
  • Баночки для воды.
  • Репродукции картин Шишкина, Репина, Левитана.

Индивидуальные занятия по художественно – эстетическому воспитанию (рисование) с Ададимовым Павлом

П/н занятия.

Тема.

Цель.

Применение детского творчества.

Сентябрь.

1.

Мониторинг.

- Выявить особенности предпочтений ребенка в видах и жанрах искусства и изобразительной деятельности.

- Выявление особенностей художественно-эстетического развития мальчика.

- Воспитывать интерес к рисованию.

 - Беседа «Что ты больше всего любишь рисовать»

2.

3.

4.

Октябрь.

5.

«Нарисуй картинку про лето»

-Учить отражать в рисунке впечатления, полученные летом.

- Рисовать различные деревья, кусты, цветы.

- Закреплять умение располагать изображение на полосе внизу листа и по всему листу: ближе к нижней части листа и дальше от  нее.  

- Беседа «Как  я провел лето»

-

6.

«Осенний лес»

- Учить отражать в рисунке осенние впечатления; отражать в рисунке осенние впечатления; рисовать разнообразные деревья.

 -Развивать активность, творчество.

- Продолжать формировать умение радоваться красивым рисункам.

- Беседа «Осень в лесу»

-  Рассматривание картины

В. Поленова Золотая осень»

7.

«Осенние листья» 

- Учить рисовать с натуры, передавая форму и окраску осенних листьев.

- Совершенствовать изобразительную технику (смешивать акварельные краски для получения сложных оттенков и передачи осеннего колорита).

- Познакомить с новым способом получения изображения – наносить краску на листья, стараясь передать окраску, и «печатать» ими на бумаге.

-Рассматривание деревьев с осенними листочками на участке.

- Чтение стихотворения  Е.Трутнева «Листопад»

8.

Рассматривание картин В. Поленова и

И. Левитана

«Золотая осень».

- Познакомить детей с содержанием картин.

- Закрепить умение различать цветовые оттенки осенней листвы.

- Формировать умения сравнивать два похожих пейзажа.

- Чтение стихотворений

И.А.Бунина «Осень»

Ноябрь.

9.

«Портрет друга»

- Продолжение знакомства с жанром «портрет».

- Рисование портрета друга, правильно изображая черты его лица.

- Задание «Опиши своего друга».

- Чтение произведений В. Осеева «Мой лучший друг»  

10.

«Невиданные животные»

- Учить детей самостоятельно рисовать несуществующих зверей.

- Закреплять основы композиции.

-Закреплять рисование цветными карандашами и фломастерами в соответствие с их спецификой.

- Составление модели животных.

- Беседа «Жизнь животных до нашей эры»

11.

«Волшебный мир сказки. Знакомство с творчеством  В.М. Васнецова»

 -   Обратить внимание на творческую манеру, специфику средств выразительности, с помощью средств которой художник создает сказочно-былинные образы в своих картинах.

-Прививать интерес к творчеству художника Васнецова.

- Формировать установку на внимательное рассматривание картин.

- Чтение русских народных сказок.

- Рассматривание иллюстраций к сказкам В.Васнецова.

12.

«Унылая пора! Очей очарованье!..»

- Отражение  в рисунке признаков осени, соответствующие поэтическим строкам.

- Использование различных способов рисования деревьев (пятно, замкнутое контуром, подробная деталировка, дерево, изображенное кулачком, ладошкой).

-Создание композиции, подбирая цветовую гамму согласно настроению, переданному в произведении.

- Чтение рассказа Л. Станчева

«Осенняя гамма».

Декабрь.

13.

 «Зимушка-Зима»

- Учить создавать аллегорическое изображение зимы, передавать сказочный образ через ее наряд.

- Способствовать развитию творческого потенциала, сохранить веру в свои силы

Беседа: «Почему мне нравится зима»

Для выставки работ на тему «Зима»


14.

«Зимнее развлечение»

Учить придумывать сюжет рисунка по заданной теме, придумывая небольшое четверостишие к рисунку.

-  Продолжать обучать рисованию людей в движении (лепим снеговика, катание с горки, игра в «снежки» и др.).

- Закреплять умение рисовать фигуру человека, передавать форму, пропорции и расположение частей, простые движения рук и ног.

- Упражнять в рисовании и закрашивании карандашами (цветными мелками). 

- Воспитывать интерес к творческим занятиям.

-И/у «Подбирай, называй, запоминай»;

- Чтение стихотворение Сурикова «Детство»

15.

«Сидят на ветках снегири, сияют словно фонари» (предметное рисование)

- Продолжать знакомить детей с зимующими птицами.

- Учить изображать снегирей на ветке, передавать их строение (овальное туловище, круглая голова, острый небольшой треугольный клюв, короткий хвост)

-  Развивать творческие способности, умение подбирать соответствующую цветовую гамму, смешивать краски для получения нужного оттенка.

- Воспитывать любовь и уважение к птицам, желание проявлять заботу о них.

- Загадывание загадки.

- Чтение стихотворения А. Барто «Снегирь»

16.

«Зимний вечер в лесу»

-Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой черно - белого граттажа.

-Упражнять в использовании таких средств выразительности, как линия, штрих.

Чтение художественной литературы:

-Н. Сладков «Суд над декабрём»;

Январь.

17.

Рисование по памяти

«Вспоминаю новогодний праздник»

- Учить рисовать по памяти.

Закреплять умение передавать в рисунке впечатления от новогоднего праздника, настроение людей, создавать образ нарядной елки.

- Учить смешивать краски на палитре для получения разных оттенков цветов.

- Развивать образное восприятие, эстетические чувства (ритма, цвета), образные представления. - Развивать память, воображение, воспитывать интерес к праздникам.

- Беседа «Как я встретил Новый год»

- Чтение стихов о Новом годе.

18.

Игра :

«Морозные узоры».  

( цветные ниточки)

Развивать интерес к рисованию.

(Возьмем нитки длиной 25-30 см, окрасим их в белый цвет, выложим, как захочется, на одной стороне сложенного пополам листа. Концы ниток выведем наружу. Сложим половинки листа, прижмем их друг к другу, разгладим. Затем, не снимая ладони с бумаги, правой рукой осторожно выдернем одну нитку за другой. Развернем лист — получили интересный узор.

- Привлечь к показу другим детям технику работы  цветной нитью.

 - Оформить выставку: «Морозные узоры» в группе.

- Рассматривание узоров на окне группы.

19.

«Мир вокруг нас. Птицы»

 - Учить детей передавать характерные особенности птиц: пропорции тела, цвет оперения, форму клюва, хвоста;

-  Учить работать графическим способом, изображать новую позу — птица, сидящая на ветке с повернутой головой назад (птица оглянулась);

- Упражнять в произвольном нажиме карандаша для получения нужной интенсивности цвета;

-  Воспитывать любовь и уважение к птицам.

- Рассматривание птиц.

- Беседа «Помощь птицам зимой»

20.

«Чудесные превращения кляксы»

- Учить создавать сюжетные композиции, превращая кляксы в художественные произведения.

- Развивать воображение.

- Д/и «Превращение кляксы»

Февраль.

21.

Рассматривание репродукции картины И.Э. Грабаря «Февральская лазурь»

- Познакомить с картинами художника И.Э. Грабаря.

- Формировать представление  о пейзажной живописи.

-Учить эмоционально откликаться на нее, выделять средства выразительности и средства, с помощью которых художник передает настроение.

- Чтение рассказа С. Городецкий «Первый снег»

22.

«Портрет папы»

- Дать представление о жанре портрета.

- Развивать художественное восприятие образа человека.

- Учить рисовать по памяти портрет отца (голову и плечи).

- Рассматривание альбомов, наборов открыток с репродукциями картин

«Портрет»

23.

Рисование цветными карандашами

 «Наши защитники»

- Закреплять умение создавать рисунки по мотивам литературных произведений.

- Учить передавать образы солдат, лётчиков, моряков, характерные особенности костюма, позы, оружия.

- Закреплять умение рисовать крупно, правильно располагать на листе бумаги.

- Воспитывать уважение к защитникам Родины.

- Стихи о солдатах, о защитниках Родины.

24.

«Я рисую, что хочу»        

- Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

- Беседа «Что бы ты нарисовал своим друзьям»

Март.

25.

Рисование (по замыслу)

«Подарок маме»

-Учить детей рисовать необычные цветы, располагать изображение в центре листа, сложенного в форме открытки.

- Формировать умение передавать в рисунке цвета и их оттенки (смешивая краски разного цвета с белилами).

- Воспитывать чувство уважения к родителям; развивать творчество.

- Стихи о маме, о празднике 8 Марта

26.

«Мой родной город»

 - Продолжать знакомить детей с малой Родиной- Нижневартовск, достопримечательностями родного города.

- Закреплять умение передавать в рисунке изображения домов разных пропорций.

-  Развивать творческие способности.

- Рассказ-беседа Беседа:

- «Мой город - Нижневартовск»

 

27.

 «Улицы города»

- Продолжать знакомить ребенка с родным городом.

- Учить детей рисовать дома разных размеров, выделять главный объект, передавать взаимосвязь между объектами, изображать предметы близкого, среднего и дальнего планов, дополнять композицию по своему усмотрению (деревья, машины, украшения).

- Развивать изобразительные умения в рисовании зданий, их творческое воображение, активность.

- Рассматривание картин «Улицы города»

- Чтение произведений С.Михалков «Моя улица»,

28.

Рисование сюжетное «Весна, ручейки, солнце ярко светит»

- Обучать умению создавать сюжет рисунка, отражению в рисунке весенних признаков.

-  Развивать творческое воображение, развивать  эстетическое восприятие, любовь к природе, стремление передать ее в рисунке.

-  Учить располагать изображение на всем листе. - Закрепить умение использовать разные приемы рисования.

- Беседа «Что изобразим в рисунке»

- Загадывание загадок.

- Рассматривание картин.

Апрель.

29.

«Чем мне нравиться весна»

- Совершенствовать умение рисовать весенний пейзаж.

- Учить отображать в рисунке характерные особенности весны (прилёт птиц, одежда людей и др.)

-Воспитывать настойчивость, аккуратность в работе.

- Рассказывание стихов  о весне.

30.

«Если захочу – в космос полечу!»

- Учить рисовать, фантазируя, создавая вымышленные планеты и, рисуя себя, в роли космонавта.

 - Развивать воображение.

- Воспитывать уважение к людям профессии космонавт.

- Просмотр презентации

«Космонавт №1»

31.

«Этот загадочный космос»

- Продолжать знакомить с сюжетным рисованием.

- Учить составлять композицию, продумывать ее содержание, планировать работу.

- Учить располагать рисунок на всем листе, подбирать гамму красок, рисуя космос, звезды, летящую ракету.

 -Рассматривание иллюстраций о космосе

32.

«Мой любимый детский сад»

- Закреплять умение отражать в рисунке положительные  впечатления.

 - Упражнять в рисования    здание детского сада.

 -Продолжать учить удачно, располагать изображения на листе.

- Развивать способность анализировать рисунки, выбирать наиболее интересные и объяснять свой выбор.

- Чтение А.Плещеев «Мой садик»

- Д/и «Узнай по фотографии место в детском саду».

Май.

33.

Рисование сюжетное (по замыслу)

«День Победы»

- Учить детей отражать в рисунке впечатления от праздника Победы.

- Учить  создавать композицию рисунка.

- Развивать художественное творчество, эстетическое восприятие.

- Закреплять умение готовить нужные цвета, смешивая краски.

- Воспитывать чувство гордости за свою Родину, уважение к героям Великой Отечественной войны.

- Чтение стихотворения В. Паустовского «День Победы»

- Рассматривание картин о ВОВ.

34.

«Цирк, цирк, цирк…»

- Продолжить знакомить детей с анималистическим жанром.

-Упражнять в соблюдении композиционного равновесия листа, передаче движения.

- Закрепление техники рисования «сухой кистью»

- Рассматривание картин «Цирк».

35.

Мониторинг

-Выявить особенности освоения обучающимися компонентов изобразительной деятельности и проявление творчества в процессе выполнения работы.

- Анализ продукта детской деятельности

-Свободное рисование на предложенные темы.

36.

Формы работы с родителями.

Влияние семьи на становление личности ребенка и развитие его способностей является решающим на начальном этапе – от рождения до младшего школьного возраста. В дальнейшем развитии ведущую роль будут играть специалисты – педагоги, однако семья незаменима в создании психологического комфорта, в поддержании физического и психического здоровья одаренного человека в любом возрасте. 

Цель: научить родителей понимать и принимать своего ребенка таким, какой он есть.

 Задача: оказывать всяческую поддержку семьям, имеющим способных и одаренных детей.

Направления деятельности семьи в развитии и воспитании одаренного ребенка:

  • Пристальное внимание к особенностям развития ребенка.
  • Создание благоприятной психологической атмосферы в семье, проявление искренней и разумной любви к ребенку.
  • Содействие развитию личности ребенка и его таланта.
  • Повышение уровня педагогической и психологической компетентности родителей в отношении одаренных детей.
  • Анкетирование родителей с целью получения первичной информации о характере и направленности интересов, склонностей и способностей детей.
  • Совместное составление ин6дивидуального плана или программы развития ребенка.
  • Памятки – рекомендации, папки передвижки, публикации.

       

П/н.

Мероприятия

Ответственные

Сентябрь.

1.

Анкетирование родителей на тему:

«Что рисует ваш ребенок».

Сусленкова О.А. воспитатель.

Октябрь.

2.

Консультация: «Одаренный ребенок, какой он?»

Сусленкова О.А. воспитатель.

Ноябрь.

3.

Буклет для  родителей  «Как выявить одаренного ребенка»

Сусленкова О.А. воспитатель.

Декабрь.

4.

Памятки для родителей:

«Условия развития художественно – творческих способностей ребенка»

« Воспитываем одаренных детей»

Сусленкова О.А. воспитатель.

Январь.

5.

Консультация: «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста»

Сусленкова О.А. воспитатель

Февраль.

6.

Буклет  для родителей «Детское творчество дома»

Сусленкова О.А. воспитатель.

Март.

7.

Консультация для родителей

«Психологические особенности одаренного ребенка»

Сусленкова О.А. воспитатель.

Апрель.

8.

Беседа с родителями на тему:

«Как развивать воображение в рисовании».

Сусленкова О.А. воспитатель.

Май.

9.

 Создание индивидуальных выставок, пополнение их совместными работами.

Сусленкова О.А.

Воспитатель

Родители.

Результаты действия  маршрута.

  • Проявляет эстетические чувства, интерес к искусству, чувство композиции; рисует  различные деревья, цветы, кусты, располагает  изображения на листе.
  • Умеет выразительно изображать животных, создавать поэтические образы птиц.
  •  Рисовать разными знакомыми материалами.
  • Выражает положительные эмоции, создавая свои рисунки.

Литература.

1. Белова Е.С. Одарённость малыша: раскрыть, понять, поддержать. – М., 1998.

2. Вайнцвайг П. Десять заповедей творческой личности. – М., 1990.

3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1991.

4. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству: Обучение дошкольников технике коллажа: Методическое пособие. – СПб.: «Детство – пресс», 2002. – 128 с.

5. Дьяченко О.М., Веракс Н.Е. Чего на свете не бывает? – М., 1997.

6. Журавлёва И.В. Программа индивидуального сопровождения по изобразительной деятельности с одарёнными детьми.- М.: ТЦ Сфера, 2010.-36 с. 7. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. – М.: Мозаика – Синтез, 2005. – 120с.ю: цв.вкл.

 8. Мелик-Пашаев А. Ребёнок любит рисовать: как способствовать художественному развитию детей. – М.: Чистые пруды, 2007. – 32 с.: ил. Серия «Дошкольное образование».

 9. Савенков А.И. Детская одарённость: развитие средствами искусства. – М.,    199 Топалова Е.П. Художники с пелёнок. – М.: Айрис – пресс, 2004. – 128с. + цв. Вклейка 8с. – Как развивать художественные способности у детей.

10. Юркевич В.С.Одаренный ребенок: иллюзии и реальность: Кн. Для учителей и родителей. – М.:Просвещение, Учебная литература, 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка требующего особого внимания. Индивидуальный образовательный маршрут одаренного ребенка на 2015-2016 учебный год

Как можно составить карты по: индивидуальному  образовательному маршруту  ребенка требующего особого внимания, индивидуальному  образовательному маршруту одаренного ребенка на 2015-2016...

Индивидуальный маршрут одаренного ребенка

Индивидуальный маршрут одаренного ребенка...

Индивидуальный маршрут одаренного ребенка

Индивидуальный маршрут ребенка...

Индивидуальный маршрут одаренного ребенка.

Индивидуальный маршрут одаренного ребенка...

Индивидуальный маршрут одаренного ребенка

Индивидуальный маршрут одаренного ребенка...

индивидуальный маршрут одаренного ребенка

индивидуальный маршрут одаренного ребенка...

Индивидуальный маршрут одаренного ребенка 2022-2023гг

Одаренность: творческая (художественная)...