Индивидуальный маршрут одаренного ребенка
проект
Индивидуальный маршрут одаренного ребенка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 132.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение
г. Нижневартовска детский сад № 44 « Золотой ключик»
Индивидуальная карта и маршрутное сопровождение
ребенка дошкольного возраста с признаками одарѐнности
по художественно - эстетическому развитию
Составила:
Сусленкова Оксана Александровна
Воспитатель первой квалификационной категории
Индивидуальная карта и маршрутное сопровождение ребенка дошкольного возраста с признаками одарѐнности по художественно - эстетическому развитию Павел.
№ | Название | Тема |
1. | Наименование учреждения. | Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г. Нижневартовска детский сад № 44 « Золотой ключик» |
2. | Ф.И. ребенка. | Павел. |
3. | Дата рождения. | 03.05.2018г.р |
4. | Вид одарѐнности. | Изобразительная деятельность. |
5. | Краткая характеристика ребѐнка, сильные стороны ребѐнка. | Павел - у мальчика ярко выражены творческие способности. Он любит рисовать, разукрашивать. Павел воспроизводит рисунки не только по шаблону, но и придумывает всегда что-то своѐ особое, неповторимое. Его работы всегда отличаются аккуратностью. Он легко устанавливает контакт с собеседником. Сохранение и раскрытие творческого потенциала каждого ребенка представляется очень важной и актуальной задачей, поэтому для работы с Павлом был составлен индивидуальный образовательный маршрут. |
6. | Срок реализации индивидуального маршрута. | Долгосрочный |
7. | Цель сопровождения. |
|
8. | Задачи. |
|
9. | Группа сопровождения | Сусленкова Оксана Александровна. Родители: мама – Ольга Александровна, бабушка – Клавдия Андреевна. |
10. | Возможные риски. | 1.Высокая загруженность. 2. Нежелание родителей сотрудничать. |
11. | Периодичность занятий. | -1 раз в неделю. |
12. | Запрос родителей. | Всестороннее развитие ребёнка. |
13. | Ожидаемые результаты. |
|
Индивидуальный образовательный маршрут - это образовательный проект, предназначенная для обучения одного конкретного воспитанника, направленная на развитие его индивидуальных способностей, поддержки его самоопределения и самореализации. Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями ребёнка. Использование индивидуальных образовательных маршрутов в системе основного и дополнительного образования является одной из форм педагогической поддержки личностного, жизненного и профессионального самоопределения воспитанников.
Актуальность:
Одарённые дети, ценная, но хрупкая часть нашего общества один из важнейших ресурсов. Законом «Об образовании» РФ предусмотрена работа с одаренными детьми дошкольного возраста.
Одарённые дети представляют собой культурный и научный потенциал общества, от них зависит, как будет развиваться наша культура в будущем. Задача поддержания и развития творческого потенциала личности по-прежнему остаётся актуальной и требует дальнейшего разрешения. Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой ,создавать, не нанося, вреда.
Данный маршрут включает методы и приёмы, которые будут использованы по развитию детской одарённости.
Условия реализации индивидуального маршрута.
Техническое оснащение.
- Аудиоаппаратура, видеоаппаратура,
- магнитофон,
- ноутбук
В уголке по ИЗО необходимый материал для работы:
- Листы бумаги.
- Гуашь.
- Простые и цветные карандаши.
- Кисточка с коротким ворсом (тычок).
- Фломастеры.
- Печатки, штампы (подручный материал, растения, листья, поролон).
- Салфетки.
- Баночки для воды.
- Репродукции картин Шишкина, Репина, Левитана.
Индивидуальные занятия по художественно – эстетическому воспитанию (рисование) с Ададимовым Павлом
П/н занятия. | Тема. | Цель. | Применение детского творчества. |
Сентябрь. | |||
1. | Мониторинг. | - Выявить особенности предпочтений ребенка в видах и жанрах искусства и изобразительной деятельности. - Выявление особенностей художественно-эстетического развития мальчика. - Воспитывать интерес к рисованию. | - Беседа «Что ты больше всего любишь рисовать» |
2. | |||
3. | |||
4. | |||
Октябрь. | |||
5. | «Нарисуй картинку про лето» | -Учить отражать в рисунке впечатления, полученные летом. - Рисовать различные деревья, кусты, цветы. - Закреплять умение располагать изображение на полосе внизу листа и по всему листу: ближе к нижней части листа и дальше от нее. | - Беседа «Как я провел лето» - |
6. | «Осенний лес» | - Учить отражать в рисунке осенние впечатления; отражать в рисунке осенние впечатления; рисовать разнообразные деревья. -Развивать активность, творчество. - Продолжать формировать умение радоваться красивым рисункам. | - Беседа «Осень в лесу» - Рассматривание картины В. Поленова Золотая осень» |
7. | «Осенние листья» | - Учить рисовать с натуры, передавая форму и окраску осенних листьев. - Совершенствовать изобразительную технику (смешивать акварельные краски для получения сложных оттенков и передачи осеннего колорита). - Познакомить с новым способом получения изображения – наносить краску на листья, стараясь передать окраску, и «печатать» ими на бумаге. | -Рассматривание деревьев с осенними листочками на участке. - Чтение стихотворения Е.Трутнева «Листопад» |
8. | Рассматривание картин В. Поленова и И. Левитана «Золотая осень». | - Познакомить детей с содержанием картин. - Закрепить умение различать цветовые оттенки осенней листвы. - Формировать умения сравнивать два похожих пейзажа. | - Чтение стихотворений И.А.Бунина «Осень» |
Ноябрь. | |||
9. | «Портрет друга» | - Продолжение знакомства с жанром «портрет». - Рисование портрета друга, правильно изображая черты его лица. | - Задание «Опиши своего друга». - Чтение произведений В. Осеева «Мой лучший друг» |
10. | «Невиданные животные» | - Учить детей самостоятельно рисовать несуществующих зверей. - Закреплять основы композиции. -Закреплять рисование цветными карандашами и фломастерами в соответствие с их спецификой. | - Составление модели животных. - Беседа «Жизнь животных до нашей эры» |
11. | «Волшебный мир сказки. Знакомство с творчеством В.М. Васнецова» | - Обратить внимание на творческую манеру, специфику средств выразительности, с помощью средств которой художник создает сказочно-былинные образы в своих картинах. -Прививать интерес к творчеству художника Васнецова. - Формировать установку на внимательное рассматривание картин. | - Чтение русских народных сказок. - Рассматривание иллюстраций к сказкам В.Васнецова. |
12. | «Унылая пора! Очей очарованье!..» | - Отражение в рисунке признаков осени, соответствующие поэтическим строкам. - Использование различных способов рисования деревьев (пятно, замкнутое контуром, подробная деталировка, дерево, изображенное кулачком, ладошкой). -Создание композиции, подбирая цветовую гамму согласно настроению, переданному в произведении. | - Чтение рассказа Л. Станчева «Осенняя гамма». |
Декабрь. | |||
13. | «Зимушка-Зима» | - Учить создавать аллегорическое изображение зимы, передавать сказочный образ через ее наряд. - Способствовать развитию творческого потенциала, сохранить веру в свои силы | Беседа: «Почему мне нравится зима» Для выставки работ на тему «Зима» |
14. | «Зимнее развлечение» | Учить придумывать сюжет рисунка по заданной теме, придумывая небольшое четверостишие к рисунку. - Продолжать обучать рисованию людей в движении (лепим снеговика, катание с горки, игра в «снежки» и др.). - Закреплять умение рисовать фигуру человека, передавать форму, пропорции и расположение частей, простые движения рук и ног. - Упражнять в рисовании и закрашивании карандашами (цветными мелками). - Воспитывать интерес к творческим занятиям. | -И/у «Подбирай, называй, запоминай»; - Чтение стихотворение Сурикова «Детство» |
15. | «Сидят на ветках снегири, сияют словно фонари» (предметное рисование) | - Продолжать знакомить детей с зимующими птицами. - Учить изображать снегирей на ветке, передавать их строение (овальное туловище, круглая голова, острый небольшой треугольный клюв, короткий хвост) - Развивать творческие способности, умение подбирать соответствующую цветовую гамму, смешивать краски для получения нужного оттенка. - Воспитывать любовь и уважение к птицам, желание проявлять заботу о них. | - Загадывание загадки. - Чтение стихотворения А. Барто «Снегирь» |
16. | «Зимний вечер в лесу» | -Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой черно - белого граттажа. -Упражнять в использовании таких средств выразительности, как линия, штрих. | Чтение художественной литературы: -Н. Сладков «Суд над декабрём»; |
Январь. | |||
17. | Рисование по памяти «Вспоминаю новогодний праздник» | - Учить рисовать по памяти. Закреплять умение передавать в рисунке впечатления от новогоднего праздника, настроение людей, создавать образ нарядной елки. - Учить смешивать краски на палитре для получения разных оттенков цветов. - Развивать образное восприятие, эстетические чувства (ритма, цвета), образные представления. - Развивать память, воображение, воспитывать интерес к праздникам. | - Беседа «Как я встретил Новый год» - Чтение стихов о Новом годе. |
18. | Игра : «Морозные узоры». ( цветные ниточки) | Развивать интерес к рисованию. (Возьмем нитки длиной 25-30 см, окрасим их в белый цвет, выложим, как захочется, на одной стороне сложенного пополам листа. Концы ниток выведем наружу. Сложим половинки листа, прижмем их друг к другу, разгладим. Затем, не снимая ладони с бумаги, правой рукой осторожно выдернем одну нитку за другой. Развернем лист — получили интересный узор. | - Привлечь к показу другим детям технику работы цветной нитью. - Оформить выставку: «Морозные узоры» в группе. - Рассматривание узоров на окне группы. |
19. | «Мир вокруг нас. Птицы» | - Учить детей передавать характерные особенности птиц: пропорции тела, цвет оперения, форму клюва, хвоста; - Учить работать графическим способом, изображать новую позу — птица, сидящая на ветке с повернутой головой назад (птица оглянулась); - Упражнять в произвольном нажиме карандаша для получения нужной интенсивности цвета; - Воспитывать любовь и уважение к птицам. | - Рассматривание птиц. - Беседа «Помощь птицам зимой» |
20. | «Чудесные превращения кляксы» | - Учить создавать сюжетные композиции, превращая кляксы в художественные произведения. - Развивать воображение. | - Д/и «Превращение кляксы» |
Февраль. | |||
21. | Рассматривание репродукции картины И.Э. Грабаря «Февральская лазурь» | - Познакомить с картинами художника И.Э. Грабаря. - Формировать представление о пейзажной живописи. -Учить эмоционально откликаться на нее, выделять средства выразительности и средства, с помощью которых художник передает настроение. | - Чтение рассказа С. Городецкий «Первый снег» |
22. | «Портрет папы» | - Дать представление о жанре портрета. - Развивать художественное восприятие образа человека. - Учить рисовать по памяти портрет отца (голову и плечи). | - Рассматривание альбомов, наборов открыток с репродукциями картин «Портрет» |
23. | Рисование цветными карандашами «Наши защитники» | - Закреплять умение создавать рисунки по мотивам литературных произведений. - Учить передавать образы солдат, лётчиков, моряков, характерные особенности костюма, позы, оружия. - Закреплять умение рисовать крупно, правильно располагать на листе бумаги. - Воспитывать уважение к защитникам Родины. | - Стихи о солдатах, о защитниках Родины. |
24. | «Я рисую, что хочу» | - Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. | - Беседа «Что бы ты нарисовал своим друзьям» |
Март. | |||
25. | Рисование (по замыслу) «Подарок маме» | -Учить детей рисовать необычные цветы, располагать изображение в центре листа, сложенного в форме открытки. - Формировать умение передавать в рисунке цвета и их оттенки (смешивая краски разного цвета с белилами). - Воспитывать чувство уважения к родителям; развивать творчество. | - Стихи о маме, о празднике 8 Марта |
26. | «Мой родной город» | - Продолжать знакомить детей с малой Родиной- Нижневартовск, достопримечательностями родного города. - Закреплять умение передавать в рисунке изображения домов разных пропорций. - Развивать творческие способности. | - Рассказ-беседа Беседа: - «Мой город - Нижневартовск»
|
27. | «Улицы города» | - Продолжать знакомить ребенка с родным городом. - Учить детей рисовать дома разных размеров, выделять главный объект, передавать взаимосвязь между объектами, изображать предметы близкого, среднего и дальнего планов, дополнять композицию по своему усмотрению (деревья, машины, украшения). - Развивать изобразительные умения в рисовании зданий, их творческое воображение, активность. | - Рассматривание картин «Улицы города» - Чтение произведений С.Михалков «Моя улица», |
28. | Рисование сюжетное «Весна, ручейки, солнце ярко светит» | - Обучать умению создавать сюжет рисунка, отражению в рисунке весенних признаков. - Развивать творческое воображение, развивать эстетическое восприятие, любовь к природе, стремление передать ее в рисунке. - Учить располагать изображение на всем листе. - Закрепить умение использовать разные приемы рисования. | - Беседа «Что изобразим в рисунке» - Загадывание загадок. - Рассматривание картин. |
Апрель. | |||
29. | «Чем мне нравиться весна» | - Совершенствовать умение рисовать весенний пейзаж. - Учить отображать в рисунке характерные особенности весны (прилёт птиц, одежда людей и др.) -Воспитывать настойчивость, аккуратность в работе. | - Рассказывание стихов о весне. |
30. | «Если захочу – в космос полечу!» | - Учить рисовать, фантазируя, создавая вымышленные планеты и, рисуя себя, в роли космонавта. - Развивать воображение. - Воспитывать уважение к людям профессии космонавт. | - Просмотр презентации «Космонавт №1» |
31. | «Этот загадочный космос» | - Продолжать знакомить с сюжетным рисованием. - Учить составлять композицию, продумывать ее содержание, планировать работу. - Учить располагать рисунок на всем листе, подбирать гамму красок, рисуя космос, звезды, летящую ракету. | -Рассматривание иллюстраций о космосе |
32. | «Мой любимый детский сад» | - Закреплять умение отражать в рисунке положительные впечатления. - Упражнять в рисования здание детского сада. -Продолжать учить удачно, располагать изображения на листе. - Развивать способность анализировать рисунки, выбирать наиболее интересные и объяснять свой выбор. | - Чтение А.Плещеев «Мой садик» - Д/и «Узнай по фотографии место в детском саду». |
Май. | |||
33. | Рисование сюжетное (по замыслу) «День Победы» | - Учить детей отражать в рисунке впечатления от праздника Победы. - Учить создавать композицию рисунка. - Развивать художественное творчество, эстетическое восприятие. - Закреплять умение готовить нужные цвета, смешивая краски. - Воспитывать чувство гордости за свою Родину, уважение к героям Великой Отечественной войны. | - Чтение стихотворения В. Паустовского «День Победы» - Рассматривание картин о ВОВ. |
34. | «Цирк, цирк, цирк…» | - Продолжить знакомить детей с анималистическим жанром. -Упражнять в соблюдении композиционного равновесия листа, передаче движения. - Закрепление техники рисования «сухой кистью» | - Рассматривание картин «Цирк». |
35. | Мониторинг | -Выявить особенности освоения обучающимися компонентов изобразительной деятельности и проявление творчества в процессе выполнения работы. - Анализ продукта детской деятельности | -Свободное рисование на предложенные темы. |
36. |
Формы работы с родителями.
Влияние семьи на становление личности ребенка и развитие его способностей является решающим на начальном этапе – от рождения до младшего школьного возраста. В дальнейшем развитии ведущую роль будут играть специалисты – педагоги, однако семья незаменима в создании психологического комфорта, в поддержании физического и психического здоровья одаренного человека в любом возрасте.
Цель: научить родителей понимать и принимать своего ребенка таким, какой он есть.
Задача: оказывать всяческую поддержку семьям, имеющим способных и одаренных детей.
Направления деятельности семьи в развитии и воспитании одаренного ребенка:
- Пристальное внимание к особенностям развития ребенка.
- Создание благоприятной психологической атмосферы в семье, проявление искренней и разумной любви к ребенку.
- Содействие развитию личности ребенка и его таланта.
- Повышение уровня педагогической и психологической компетентности родителей в отношении одаренных детей.
- Анкетирование родителей с целью получения первичной информации о характере и направленности интересов, склонностей и способностей детей.
- Совместное составление ин6дивидуального плана или программы развития ребенка.
- Памятки – рекомендации, папки передвижки, публикации.
П/н. | Мероприятия | Ответственные |
Сентябрь. | ||
1. | Анкетирование родителей на тему: «Что рисует ваш ребенок». | Сусленкова О.А. воспитатель. |
Октябрь. | ||
2. | Консультация: «Одаренный ребенок, какой он?» | Сусленкова О.А. воспитатель. |
Ноябрь. | ||
3. | Буклет для родителей «Как выявить одаренного ребенка» | Сусленкова О.А. воспитатель. |
Декабрь. | ||
4. | Памятки для родителей: «Условия развития художественно – творческих способностей ребенка» « Воспитываем одаренных детей» | Сусленкова О.А. воспитатель. |
Январь. | ||
5. | Консультация: «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста» | Сусленкова О.А. воспитатель |
Февраль. | ||
6. | Буклет для родителей «Детское творчество дома» | Сусленкова О.А. воспитатель. |
Март. | ||
7. | Консультация для родителей «Психологические особенности одаренного ребенка» | Сусленкова О.А. воспитатель. |
Апрель. | ||
8. | Беседа с родителями на тему: «Как развивать воображение в рисовании». | Сусленкова О.А. воспитатель. |
Май. | ||
9. | Создание индивидуальных выставок, пополнение их совместными работами. | Сусленкова О.А. Воспитатель Родители. |
Результаты действия маршрута.
- Проявляет эстетические чувства, интерес к искусству, чувство композиции; рисует различные деревья, цветы, кусты, располагает изображения на листе.
- Умеет выразительно изображать животных, создавать поэтические образы птиц.
- Рисовать разными знакомыми материалами.
- Выражает положительные эмоции, создавая свои рисунки.
Литература.
1. Белова Е.С. Одарённость малыша: раскрыть, понять, поддержать. – М., 1998.
2. Вайнцвайг П. Десять заповедей творческой личности. – М., 1990.
3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1991.
4. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству: Обучение дошкольников технике коллажа: Методическое пособие. – СПб.: «Детство – пресс», 2002. – 128 с.
5. Дьяченко О.М., Веракс Н.Е. Чего на свете не бывает? – М., 1997.
6. Журавлёва И.В. Программа индивидуального сопровождения по изобразительной деятельности с одарёнными детьми.- М.: ТЦ Сфера, 2010.-36 с. 7. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. – М.: Мозаика – Синтез, 2005. – 120с.ю: цв.вкл.
8. Мелик-Пашаев А. Ребёнок любит рисовать: как способствовать художественному развитию детей. – М.: Чистые пруды, 2007. – 32 с.: ил. Серия «Дошкольное образование».
9. Савенков А.И. Детская одарённость: развитие средствами искусства. – М., 199 Топалова Е.П. Художники с пелёнок. – М.: Айрис – пресс, 2004. – 128с. + цв. Вклейка 8с. – Как развивать художественные способности у детей.
10. Юркевич В.С.Одаренный ребенок: иллюзии и реальность: Кн. Для учителей и родителей. – М.:Просвещение, Учебная литература, 1996.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/09/picture-590055-1423496391.jpg)
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка требующего особого внимания. Индивидуальный образовательный маршрут одаренного ребенка на 2015-2016 учебный год
Как можно составить карты по: индивидуальному образовательному маршруту ребенка требующего особого внимания, индивидуальному образовательному маршруту одаренного ребенка на 2015-2016...