Консультация для педагогов "Задачи взаимодействия с семьями воспитанников:новые требования"
консультация
Методическая разработка раскрывает направления работы педагогов ДОУ с семьями воспитанников в свете новых требований.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_zadachi_vzaimodeystviya_s_semey.docx | 17.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
«Задачи взаимодействия с семьями воспитанников: новые требования»
Взаимодействие педагогов ДОО с семьей – традиционное направление деятельности, которое предполагает общение взрослых участников образовательных отношений по поводу реализации задач воспитания, обучения и развития детей. Оно может реализовываться в виде:
- сотрудничества (когда педагог и родитель являются равноправными участниками взаимодействия, реализующими общую цель),
- партнерства (построение между педагогами и родителями взаимовыгодных отношений и согласование своих интересов при достижении общей цели),
- оказания помощи и поддержки (когда педагог на основе заинтересованности родителя профессионально помогает справиться с трудностями и проблемами при взаимодействии с ребенком, в процессе воспитания и обучения).
В ФОП ДО в разделе «Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся» указывается, что главными целями взаимодействия педагогического коллектива ДОО с семьями обучающихся дошкольного возраста являются:
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах образования, охраны и укрепления здоровья детей младенческого, раннего и дошкольного возраста;
- обеспечение единства подходов к воспитанию и обучению детей в условиях ДОО и семьи; повышение воспитательного потенциала семьи.
Достижение этих целей должно осуществляться через решение основных задач:
- информирование родителей (законных представителей) и общественность относительно целей ДО, общих для всего образовательного пространства РФ, о мерах господдержки семьям, имеющим детей дошкольного возраста, а также об образовательной программе, реализуемой в ДОО;
- просвещение родителей, повышение их правовой, психолого-педагогической компетентности в вопросах охраны и укрепления здоровья, развития и образования детей;
- способствование развитию ответственного и осознанного родительства как базовой основы благополучия семьи;
- построение взаимодействия в форме сотрудничества и установления партнёрских отношений с родителями (законными представителями) детей младенческого, раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач;
- вовлечение родителей (законных представителей) в образовательный процесс.
Эта деятельность должна дополнять, поддерживать и тактично направлять воспитательные действия родителей (законных представителей) детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов.
В п. 26.5 ФОП ДО описаны принципы взаимодействия педагогов и родителей (26.5):
• приоритет семьи в воспитании, обучении и развитии ребенка
• открытость: для родителей должна быть доступна актуальная информация об особенностях пребывания ребенка в группе;
• взаимное доверие и уважение во взаимоотношениях педагогов и родителей: при взаимодействии педагогу необходимо придерживаться этики и культурных правил общения, проявлять позитивный настрой на общение и сотрудничество с родителями;
• индивидуально-дифференцированный подход к каждой семье;
• возрастосообразность - при планировании и осуществлении взаимодействия необходимо учитывать особенности и характер отношений ребенка с родителями, прежде всего, с матерью (преимущественно для детей младенческого и раннего возраста), обусловленные возрастными особенностями развития детей.
Новые требования ФГОС ДО усиливают роль родителей в воспитательном процессе. В соответствии с ФЗ-273 «Об образовании» только родитель несет ответственность за образование своего ребенка. Поэтому взаимодействие родителей с ДОУ возможно только с учетом запросов и интересов семьи. Планируя работу с родителями, каждый педагог должен изучить социальный состав своих воспитанников, знать их настроение и ожидания от пребывания малыша в детском саду. Анкетирование и личное общение позволяют сделать этот срез работы эффективным, помогают найти интересные индивидуальные формы работы с семьей.
Деятельность педагогического коллектива ДОО по построению взаимодействия с родителями обучающихся осуществляется по нескольким направлениям:
1.Диагностико-аналитическое.
2.Просветительское
3.Консультационное
Чем отличаются формы работы информирование, консультирование и просвещение друг от друга?
Информирование – это информация без оценки. Оно направлено на ознакомление родителей с ДОУ и особенностями его работы. Например, через оформление информационных стендов для родителей, родительские уголки с режимом дня группы, расписанием занятий и справочными материалами.
Просвещение – советы без опоры на адресность. Оно направлено на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста. Для этого используются памятки, консультации, круглые столы, тренинги, семинары, мастер-классы, проектная деятельность.
Консультирование – ответ на запрос родителей. Помогает ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где она больше всего нужна. Консультации могут быть плановыми и неплановыми, индивидуальными и групповыми.
Особое внимание в просветительской деятельности ДОО должно уделяться повышению уровня компетентности родителей (законных представителей) в вопросах здоровьесбережения ребенка. Реализация данной темы может быть реализовано в процессе следующих направления просветительской деятельности:
- информирование о факторах, положительно влияющих на физическое и психическое здоровье ребенка (режима дня ребенка, правильное питание в семье, закаливание, организация двигательной активности, благоприятный психологический микроклимат в семье и спокойное общение с ребенком и др.), о действии негативных факторов (переохлаждение, перегревание, перекармливание и др.), наносящих непоправимый вред здоровью ребенка;
- своевременное информирование о важности вакцинирования в соответствии с рекомендациями Национального календаря профилактических прививок и по эпидемическим показаниям;
- информирование родителей об актуальных задачах физического воспитания детей на разных возрастных этапах их развития, а также о возможностях ДОО и семьи в решении данных задач;
- знакомство родителей с оздоровительными мероприятиями, проводимыми в ДОО;
- информирование родителей о негативном влиянии на развитие детей систематического и бесконтрольного использования IT-технологий (нарушение сна, возбудимость, изменения качества памяти, внимания, мышления; проблемы социализации и общения и др.).
Эффективность просветительской работы по вопросам здоровьесбережения детей может быть повышена за счет привлечения к тематическим встречам профильных специалистов.
Диагностико-аналитическое направление реализуется через опросы, социологические срезы, педагогические беседы с родителями; дни открытых дверей, открытые просмотры занятий и других видов деятельности детей и др.
Просветительское и консультационные направления реализуются через групповые родительские собрания, семинары-практикумы, тренинги и ролевые игры, консультации, и др.; информационные стенды, папки-передвижки для родителей; сайты ДОО и социальные группы в сети Интернет; фотографии, выставки детских работ, совместных работ родителей и детей. Включают также и досуговую форму – совместные праздники и вечера, семейные спортивные и тематические мероприятия, тематические досуги и др.
ВАЖНО понимать: методы, приёмы и способы взаимодействия с семьей – определяет ПЕДАГОГ, а содержание – определяет Программа!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Взаимодействие с семьей как фактор активизации и обучения детей через игру»
Консультация для родителей «Взаимодействие с семьей как фактор активизации и обучения детей через игру»...
Консультация "Активные формы взаимодействия с семьями воспитанников в ДОУ"
В конспекте описывается фрмы работы с родителями....
Консультация для воспитателей "Взаимодействие с семьей по правовому воспитанию дошкольников"
Из опыта работы...
"Организация взаимодействия с семьей в свете требований ФГОС"
современный взгляд на работу с родителями, о важности такой работы....
Презентация творческих работ семей воспитанников "Новый год у ворот"
Выставка творческих работ семей воспитанников "Новый год у ворот"...
Консультация по теме: "Взаимодействие с семьей по организации комплексной подготовки в развитии связной речи"
Правильно организованная система взаимодействия логопеда с родителями, позволит им стать более грамотными, осознанно и действенно участвовать в процессе развития связной речи детей и их воспитанию....
Как взаимодействовать с семьями воспитанников: новые задачи для педколлектива по ФОП ДО.
На основании п.26 федеральной образовательной программы дошкольного образования (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 №1028 «Об утверждении федеральной образователь...