"Организация взаимодействия с семьей в свете требований ФГОС"
проект на тему
современный взгляд на работу с родителями, о важности такой работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_chast.docx | 18.55 КБ |
tablitsa.docx | 17.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
«Организация взаимодействия с семьей в свете требований ФГОС ДО»
«Только вместе с родителями, общими усилиями
педагоги могут дать детям большое человеческое
счастье».
В. А. Сухомлинский
Актуальность.
Не случайно в последние годы начала развиваться и внедряться новая философия взаимодействия семьи и дошкольной организации. В основе ее лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность.
Семья и детский сад – важнейшие социальные институты, определяющие развитие маленького ребёнка. У семейного и общественного дошкольного воспитания различное предназначение, у каждого своя уникальная миссия, поэтому семья и ДОУ не могут друг друга заменить. Но сложившиеся на сегодняшний день типичные отношения между педагогами и родителями не являются оптимальными. Об этом свидетельствует обилие жалоб, претензий родителей к ДОУ, высокий уровень конфликтных отношений, низкая посещаемость родительских собраний, взаимная неудовлетворённость педагогов и родителей сложившимися отношениями, игнорирование многими родителями рекомендаций педагогов и требований детского сада.
Возникла необходимость в пересмотре отношения к вопросу взаимодействия с семьями воспитанников. На современном этапе развития образования необходимо построить это взаимодействие на новых принципах и в новых формах.
Проблемы:
- во-первых, с каждым годом все более заметной стала тенденция разделения функций воспитания в семье и образовательном учреждении. Педагоги сетуют на то, что родители не уделяют должного внимания своему ребенку. Родители в свою очередь жалуются, что их ребенок не получает того, что они ожидали от данного образовательного учреждения. Требования, предъявляемые родителями к ДОУ, педагогам возрастают, но в тоже время, как показали исследования семей воспитанников детского сада, во многих семьях наблюдается уменьшение «воспитательных ресурсов» родителей, приходящихся на каждого ребенка;
-во-вторых, низкие адаптивные возможности детей, поступающих в ясли, т.е затруднение процесса адаптации, что негативно сказывается на состоянии физического и психологического здоровья воспитанников. Это опять же обусловлено низким уровнем психолого-педагогической культуры родителей. В результате многочисленных наблюдений и общения с родителями было установлено: многие родители не знают, что процесс привыкания ребенка к детскому саду, непросто определенный период в его жизни, а очень важный, значимый и ответственный момент для ребенка. Они не понимают опасности адаптационного периода для здоровья и психики ребенка, поэтому стремятся как можно скорее отдать ребенка в детский сад. При этом ответственность за организацию адаптационного периода целиком возлагают на специалистов и руководителей дошкольных учреждений.
Таким образом, выше обозначенные проблемы требуют выстраивания диалога ДОУ и семьи, диалога на основе сотрудничества, содружества, взаимопомощи, что в итоге приведет к созданию единого пространства развития каждого ребенка.
Цель проекта.
Создание условий для повышения компетентности педагогов в вопросах организации взаимодействия с семьями воспитанников.
Задачи:
1. Подобрать диагностические и исследовательские материалы по анализу и оценке:
- потребностей педагогов во взаимодействии с семьями воспитанников;
- понимания специфики и ценности семейного и общественного воспитания ребёнка;
- владения воспитателями способами эффективного общения;
- знаний о возможных формах работы в данном направлении, степени владения этими формами;
- методов диагностики детско-родительских отношений;
-уровня информированности воспитателей об этапах развития семьи, особенностях семьи, типичных трудностях семейного воспитания;
- положительного опыта взаимодействия с родителями.
2. На основании диагностированного отношения воспитателей к задаче взаимодействия с семьями воспитанников дифференцировать педагогов по группам.
- Составить перспективный план проектных мероприятий по отношению к
разным группам педагогов, выделенным по результатам диагностики.
- Организовать контрольно-оценочный этап, направленный на выявление
изменений в позициях педагогов в аспекте отношения к взаимодействию с семьями воспитанников, уровня компетентности педагогов в вопросах планирования, организации разнообразных форм сотрудничества с разными типами семей, динамики в развитии коммуникативных способностей педагогов.
Ожидаемые результаты:
- Снижение уровня конфликтности между педагогами и родителями.
- Активное включение родителей в образовательный процесс ДОУ.
- Повышение педагогической компетентности воспитателей в вопросах
планирования, организации разнообразных форм сотрудничества с семьями воспитанников.
1 этап – диагностический
Цель. Изучение сложившейся ситуации в ДОУ в аспекте взаимодействия с семьями воспитанников.
Задачи:
-выявить, есть ли потребность у педагогов во взаимодействии с семьями воспитанников, и каково их отношение к задаче данного взаимодействия, и на основании этого дифференцировать педагогов на группы;
-выявить, понимают ли педагоги специфику и ценность семейного и общественного воспитания ребёнка;
-изучить, владеют ли воспитатели способами эффективного общения;
-выявить знания педагогов о возможных формах работы в данном направлении, степень владения этими формами;
-выявить, владеют ли педагоги методами диагностики детско-родительских отношений;
-выявить уровень информированности воспитателей об этапах развития семьи, особенностях семьи, типичных трудностях семейного воспитания;
-выявить, какой положительный опыт взаимодействия с родителями есть у воспитателей.
4 этап – контрольно-оценочный
Цель. Выявление положительной динамики (повторное анкетирование педагогов) Задачи:
-выявление изменений в позиции педагогов по отношению к родителям;
-выявление уровня компетентности педагогов в вопросах планирования организации разнообразных форм сотрудничества с разными типами семей;
-выявление динамики в развитии коммуникативных способностей педагогов.
Заключение.
В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребенка. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Опыт работы с родителями показал, что в результате применения современных форм взаимодействия позиция родителей стала более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники в жизни своего ребёнка. Такие изменения позволяют нам говорить об эффективности использования современных форм в работе с родителями.
Предварительный просмотр:
План проектных мероприятий диагностического этапа
2 этап – мотивационный
Срок реализации – октябрь, 1 – 2 недели
3 этап – обучающий
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Организация взаимодействия с семьями воспитанников в контексте ФГОС дошкольного образования»
В работе с родителями поиск новых форм взаимодействия всегда остается актуальным. Это материал о том, как дошкольное учреждение проводит планомерную, целенаправленную работу в данном направлении....
«Организация взаимодействия с семьями воспитанников в контексте ФГОС дошкольного образования»
Повышение педагогической культуры родителей. Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену опытом....
Организация взаимодействия с семьями воспитанников в контексте ФГОС дошкольного образования
Консультация для родителей в рамках мастер-класса....
Консультация на тему: «Организация взаимодействия с семьями воспитанников в контексте ФГОС дошкольного образования»
На современном этапе обновления дошкольной образовательной политики уделяется большое внимание проблемам семьи, семейного воспитания, сотрудничества семьи и образовательного учреждения. Поэт...
«Организация взаимодействия с семьями воспитанников в контексте ФГОС дошкольного образования»
Разработка федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования отвечает новым социальным запросам, одним из которых является организация взаимодействия образовательного учре...
Семинар "Организация взаимодействия с семьями воспитанников в контексте ФГОС дошкольного образования в МКДОУ Детский сад 4"
Организация взаимодействия с семьями воспитанников в контексте ФГОС дошкольного образования в МКДОУ Детский сад 4 Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов духовно-нр...
Организация взаимодействия с семьями воспитанников в контексте ФГОС дошкольного образования.
В данной статье описаны формы и методы взаимодействия с семьями воспитанников в контексте ФГОС....