Как взаимодействовать с семьями воспитанников: новые задачи для педколлектива по ФОП ДО.
консультация
На основании п.26 федеральной образовательной программы дошкольного образования (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 №1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования») организовывается взаимодействие педагогов и родителей по проектированию и реализации содержания образовательной программы, в части, дополняющей, поддерживающей и тактично направляющей воспитательные действия родителей (законных представителей) обучающихся раннего и дошкольного возраста и кооперирующей общие усилия на совместную образовательную деятельность по созданию условий для реализации Программы.
Цель: Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах образования, охраны и укрепления здоровья детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов. Обеспечение единства подходов к воспитанию и обучению детей в условиях ДОО и семьи; повышение воспитательного потенциала семьи.
Решаемые задачи: информирование и просвещение родителей (законных представителей) о реализуемой программе, в вопросах укрепления здоровья, вовлечениие в образовательный процесс;
Направления деятельности педагогического коллектива по построению взаимодействия: диагностико-аналитическое, просветительское, консультационное. Формы реализации.
Содержание направлений работы с семьей по образовательным областям: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Планируемые результаты сотрудничества ГБДОУ с семьями воспитанников:
Повышение родителями (законными представителями) их правовой, психолого-педагогической компетентности в вопросах охраны и укрепления здоровья, развития и образования детей.
--Развитие у родителей ответственного и осознанного родительства как базовой основы благополучия семьи;
-Установление партнерских отношений с родителями (законными представителями) детей раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач
- Изменение характера вопросов родителей к педагогам с организационно-бытовых на познавательные, касающиеся воспитания и развития ребёнка;
- Рост посещаемости родителями, другими членами семьи, участвующими в воспитании ребёнка, мероприятий по педагогическому просвещению;
-Положительные изменения в неблагополучных семьях;
-Выражение родителями обоснованного мнения о развитии ребёнка в детском саду, наличие конструктивных предложений к педагогам и администрации ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimodeystvie_s_semey.docx | 24.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Как взаимодействовать с семьями воспитанников: новые задачи для
педколлектива по ФОП.
Автор: Деренская Ирина Борисовна,
Старший воспитатель ГБДОУ детский сад №91
Фрунзенского района Санкт-Петербурга
На основании п.26 федеральной образовательной программы дошкольного образования (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 №1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования») организовывается взаимодействие педагогов и родителей по проектированию и реализации содержания образовательной программы, в части, дополняющей, поддерживающей и тактично направляющей воспитательные действия родителей (законных представителей) обучающихся раннего и дошкольного возраста и кооперирующей общие усилия на совместную образовательную деятельность по созданию условий для реализации Программы.
Цель: 1.Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах образования, охраны и укрепления здоровья детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов.
Задачи:
1. Информирование родителей (законных представителей) и общественности относительно целей ДО, о мерах господдержки семьям, имеющим детей дошкольного возраста, а также об образовательной программе, реализуемой в ДОО.
2.Просвещение родителей (законных представителей), повышение их правовой, психолого-педагогической компетентности в вопросах охраны и укрепления здоровья, развития и образования детей.
Цель: 2. Обеспечение единства подходов к воспитанию и обучению детей в условиях ДОО и семьи; повышение воспитательного потенциала семьи.
Задачи:
3.Способствование развитию ответственного и осознанного родительства как базовой основы благополучия семьи.
4. Построение взаимодействия в форме сотрудничества и установления партнерских отношений с родителями (законными представителями) детей раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач.
5. Вовлечение родителей (законных представителей) в образовательный процесс.
Направления деятельности педагогического коллектива по построению взаимодействия.
Диагностико-аналитическое:
получение и анализ данных:
- о семье каждого обучающегося;
- о запросах семьи в отношении охраны здоровья и развития ребенка;
- об уровне психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей);
- планирование работы с семьей с учетом результатов проведенного анализа;
согласование воспитательных задач.
Формы реализации:
Опросы, социологические срезы, индивидуальные блокноты, "почтовый ящик",педагогические беседы с родителями (законными представителями); дни (недели) открытых дверей,
открытые просмотры занятий и других видов деятельности детей и так далее;
Просветительское:
просвещение родителей (законных представителей) по вопросам:
- особенностей психофизиологического и психического развития детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов;
- выбора эффективных методов обучения и воспитания детей определенного возраста;
- ознакомление с актуальной информацией о государственной политике в области дошкольного образования, включая информирование о мерах господдержки семьям с детьми дошкольного возраста;
- информирование об особенностях реализуемой образовательной программы;
- условиях пребывания ребенка в группе; содержании и методах образовательной работы с детьми.
Консультационное:
консультирование родителей (законных представителей) по вопросам:
- их взаимодействия с ребенком;
- преодоления возникающих проблем воспитания и обучения детей, в том числе с особыми образовательными потребностями в условиях семьи;
- особенностей поведения и взаимодействия ребенка со сверстниками и педагогом;
- возникающих проблемных ситуациях;
- о способах воспитания и построения продуктивного взаимодействия с детьми раннего и дошкольного возрастов;
о способах организации и участия в детских деятельностях, образовательном процессе и другому.
Формы реализации:
Групповые родительские собрания, конференции, круглые столы, семинары-практикумы, тренинги и ролевые игры, консультации, педагогические гостиные, родительские клубы и другое; информационные проспекты, стенды, ширмы, папки-передвижки для родителей (законных представителей); журналы и газеты, издаваемые ГБДОУ для родителей (законных представителей), педагогические библиотеки для родителей (законных представителей); сайт ГБДОУ и социальные группы в сети Интернет; медиарепортажи и интервью; фотографии, выставки детских работ, совместных работ родителей (законных представителей) и детей.
Досуговые формы - совместные праздники и вечера, семейные спортивные и тематические мероприятия, тематические досуги, знакомство с семейными традициями и другое.
Направления деятельности реализуются в разных формах (групповых и (или) индивидуальных) посредством различных методов, приемов и способов взаимодействия педагогов с родителями (законными представителями).
Направления взаимодействия:
1.Изучение семьи, запросов, уровня психолого-педагогической компетентности, семейных ценностей
- Формы: социологические обследования по определению социального статуса и микроклимата семьи,
- беседы (администрация, педагоги, специалисты),
- наблюдения за процессом общения членов семьи с ребенком,
- анкетирование,
проведение мониторинга потребностей семей в дополнительных услугах.
2.Информирование родителей: рекламные буклеты, журнал для родителей; визитная карточка учреждения, информационные стенды, выставки детских работ, личные беседы, общение по телефону, индивидуальные записки, родительские собрания, родительский клуб, сайт организации, передача информации по электронной почте и телефону, объявления, фотогазеты, памятки
3.Консультирование родителей.
консультации на различную тематику, (индивидуальное, семейное, очное, дистанционное консультирование)
4.Просвещение и обучение родителей.
семинары – практикумы, мастер – классы, по запросу родителей, по выявленной проблеме (направленность - педагогическая, психологическая, медицинская, семейно-образовательное право), приглашение специалистов, сайт организации и рекомендация других ресурсов сети Интернет, творческие задания, тренинги, семинары, подготовка и организация музейных экспозиций в учреждении.
5.Совместная деятельность детского сада и семьи
Совет родителей, родительский комитет, дни открытых дверей, организация совместных праздников, совместная проектная деятельность, выставки совместного семейного творчества, семейные фотоколлажи, субботники, экскурсии, походы, совместные досуг
Содержание направлений работы с семьей по образовательным областям
Социально-коммуникативное развитие.
Знакомить с достижениями и трудностями общественного воспитания в детском саду. Показывать значение матери, отца, а также дедушек и бабушек, воспитателей, детей (сверстников, младших и старших детей) в развитии взаимодействия ребенка с социумом, понимания социальных норм поведения. Заинтересовывать в развитии игровой деятельности детей, обеспечивающей успешную социализацию, усвоение тендерного поведения. Создавать мотивацию к сохранению семейных традиций и зарождению новых. Сопровождать и поддерживать семью в реализации воспитательных воздействий. Изучать традиции трудового воспитания, сложившиеся и развивающиеся в семьях воспитанников. Ориентировать родителей на совместное с ребенком чтение литературы, труду, просмотр художественных и мультипликационных фильмов. Проводить совместные с родителями конкурсы, акции по благоустройству и озеленению территории детского сада. Знакомить родителей с опасными для здоровья ребенка ситуациями, с формами работы ДОУ по проблеме безопасности детей дошкольного возраста.
Познавательное развитие.
Ориентировать на развитие у ребенка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками по средством совместных наблюдений, экспериментов, размышлений, чтения художественной и познавательной литературы, просмотра художественных, документальных видеофильмов. Совместно планировать готовые маршруты выходного дня к историческим, памятным местам, местам отдыха горожан. Привлекать к совместной исследовательской, проектной и продуктивной деятельности в детском саду и дома, проводить совместные с семьей конкурсы, игры-викторины.
Речевое развитие.
Показывать ценность диалогического общения с ребенком, открывающего возможность для познания окружающего мира, обмена информацией и эмоциями. Развивать навыки общения, используя семейные ассамблеи, коммуникативные тренинги и другие формы взаимодействия. Побуждать помогать ребенку устанавливать взаимоотношения со сверстниками, младшими детьми; подсказывать, как легче решить конфликтную (спорную) ситуацию. Привлекать родителей к разнообразному по содержанию и формам сотрудничеству. Показывать ценность домашнего чтения.
Ориентировать в выборе художественных и мультипликационных фильмов. Совместно проводить конкурсы, литературные гостиные и викторины, театральные мастерские, встречи с писателями, поэтами, работниками детской библиотеки, направленные на активное познание детьми литературного наследия. Привлекать к проектной деятельности (особенно на стадии оформления альбомов, газет, журналов, книг, проиллюстрированных вместе с детьми). Побуждать поддерживать детское сочинительство.
Художественно-эстетическое развитие.
Привлекать к активным формам совместной с детьми деятельности. Организовывать семейные посещения музея изобразительных искусств, выставочных залов, детской художественной галереи, мастерских художников и скульпторов. Раскрывать возможности музыки как средства благоприятного «воздействия на психическое здоровье ребенка. Привлекать к разнообразным формам совместной музыкально-художественной деятельности с детьми в детском саду. Организовывать встречи с музыкантами и композиторами, фестивали, музыкально-литературные вечера.
Физическое развитие.
Помогать сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье ребенка. Знакомить с оздоровительными мероприятиями, проводимыми в детском саду. Информировать об актуальных задачах физического воспитания детей на разных возрастных этапах их развития, а также о возможностях детского сада в решении данных задач. Создавать в детском саду условия для совместных с родителями занятий физической культурой и спортом. Привлекать к участию в совместных с детьми физкультурных праздниках и других мероприятиях, организуемых в детском саду (а также районе, городе). Знакомить с опасными для здоровья ребенка ситуациями и способами поведения в них. Привлекать к активному отдыху с детьми, расширяющему границы жизни дошкольников и формирующему навыки безопасного поведения во время отдыха. Знакомить с формами работы доу по проблеме безопасности детей дошкольного возраста.
Планируемые результаты сотрудничества ГБДОУ с семьями воспитанников:
-Повышение родителями (законными представителями) их правовой, психолого-педагогической компетентности в вопросах охраны и укрепления здоровья, развития и образования детей.
--Развитие у родителей ответственного и осознанного родительства как базовой основы благополучия семьи;
-Установление партнерских отношений с родителями (законными представителями) детей раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач
- Изменение характера вопросов родителей к педагогам с организационно-бытовых на познавательные, касающиеся воспитания и развития ребёнка;
- Рост посещаемости родителями, другими членами семьи, участвующими в воспитании ребёнка, мероприятий по педагогическому просвещению;
-Положительные изменения в неблагополучных семьях;
-Выражение родителями обоснованного мнения о развитии ребёнка в детском саду, наличие конструктивных предложений к педагогам и администрации ДОУ.
Незаменимой формой установления доверительного делового контакта между семьей и дошкольным учреждением является диалог педагога и родителей (законных представителей). Диалог позволяет совместно анализировать поведение или проблемы ребенка, выяснять причины проблем и искать подходящие возможности, ресурсы семьи и пути их решения. В диалоге проходит просвещение родителей (законных представителей), их консультирование по вопросам выбора оптимального образовательного маршрута для конкретного ребенка, а также согласование совместных действий, которые могут быть предприняты со стороны дошкольного учреждения и семьи для разрешения возможных проблем и трудностей ребенка в освоении образовательной программы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект. Разработка этапов методического сопровождения педагогов в процессе взаимодействия с семьями воспитанников, способствующих повышению эффективности взаимодействия педагогов с семьями воспитанников.
Разработка проекта этапов методического сопровождения педагогов, способствующего эффективному взаимодействию ДОУ с семьями воспитанников: 1. Создание пакета диагностик, направленного на выя...
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ ДОО КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ЗАДАЧ МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
Успешность музыкального развития детей, посещающих детский сад, в большой степени зависит от того, какая атмосфера создана родителями в семье, имеет ли продолжение музыкальное развитие ребенка д...
Методическая разработка, отражающая технологию педагогического взаимодействия с семьями воспитанников в рамках решения задач по образовательному направлению «Физическое развитие»
Круговая тренировка.Интервальный вариант с полными интервалами отдыха (т.е. участники между «станциями» отдыхают 60-90 с.) с вариантом образно-игровой тренировки....
сертификат за предоставление педагогического опыта на ГМО «Организация взаимодействия с семьями воспитанников в современных условиях» по теме: «Организация взаимодействия с семьями воспитанников по развитию финансовой грамотности».
сертификат за предоставление педагогического опыта на ГМО «Организация взаимодействия с семьями воспитанников в современных условиях» по теме: «Организация взаимодействия с семь...
Приложение №1 к программе по взаимодействию музыкального руководителя с семьями воспитанников «Музыкальная семья» План работы по взаимодействию с семьями воспитанников на 2022-2023 год
Приложение №1 к программе по взаимодействию музыкального руководителя с семьями воспитанников «Музыкальная семья» План работы по взаимодействию с семьями воспитанников на 2022-2023 г...
Консультация для педагогов "Задачи взаимодействия с семьями воспитанников:новые требования"
Методическая разработка раскрывает направления работы педагогов ДОУ с семьями воспитанников в свете новых требований....