Консультация для педагогов по теме: « Основные направления,содержание и формы работы с семьями воспитанников».
консультация на тему

Гаврина Ирина Владимировна

Консультация для педагогов 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov_po_teme.docx22.59 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов по теме: « Основные направления,    содержание и формы работы с семьями воспитанников».

                                                                               Подготовила и провела                                                                                          воспитатель МБДОУ компенсирующего вида д/с                        № 40 «Ритм»  Гаврина И.В. 20.12.2016

Семья и детский сад – два важных института социализации детей. Воспитательные функции их различны, но для всестороннего развития личности ребенка необходимо их взаимодействие. В условиях реализации ФГОС ДО, задача детского сада «повернуться лицом» к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребенка. Необходимо, чтобы детский сад и семья стали открытыми друг другу и помогли раскрытию способностей и возможностей ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, зачастую, осуществляют воспитание ребенка «вслепую» - интуитивно. Это не приносит желаемых результатов.

Система работы педагогов с семьей предусматривает наличие ясных целей, содержания, которое реализуется планово и последовательно с помощью многообразных взаимно связанных форм и методов, с анализом получаемых результатов.

Тематика и содержание работы с родителями отражаются в годовом и в календарном плане воспитателей.

Содержание сотрудничества с семьями воспитанников включает три основных направления:

1) психолого-педагогическое просвещение родителей;

2) вовлечение родителей в деятельность ДОУ;

3) участие семей воспитанников в управлении воспитательно-образовательным процессом в ДОУ.

Существуют разнообразные формы и методы работы с семьями:

Наиболее доступная и распространенная форма установления связи педагога с семьей – это Педагогические беседы с родителями.

Цель педагогической беседы – обмен мнениям по тому или иному вопросу воспитания и достижение единой точки зрения по этим вопросам, оказание родителям своевременной помощи.

Педагогическая беседа должны отвечать определенным требованиям:

1. конкретность и содержательность.

2. получение родителями новых знаний по вопросам обучения и воспитания.

3. пробуждение у родителей интереса к педагогическим проблемам, повышение чувства ответственности за воспитание детей.

Важное значение имеет живой характер беседы, доброжелательность, необходимо продумать место и время проведения беседы. Родители должны располагать достаточным временем, чтобы без спешки обсудить вопросы. Беседу лучше начинать с общих, нейтральных вопросов.

Чтобы ответить на все интересующие родителей вопросы, организуются тематические консультации.

Тематика консультаций разнообразна. Она определяется задачами всестороннего воспитания детей и с потребностями родителей.

Консультации, как одна из форм индивидуальной, дифференцированной работы с родителями, помогает, с одной стороны, ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где она более всего нужна, с другой, - побуждает родителей серьезно присматриваться к своим детям, выявлять черты их характера, задумываться над тем, какими путями их лучше всего воспитывать.

Консультации бывают плановые и неплановые , индивидуальными и групповыми:

1. Неплановые консультации возникают нередко во время общения педагогов и родителей по инициативе обеих сторон. О сроке проведения неплановой консультации педагог договаривается с родителями заранее.

2. Плановые консультации проводятся в детском саду систематически в определенные дни. План консультаций составляется воспитателем в начале года на основе годового плана и вывешивается на стенде для сведения родителей.

Планируя консультации, надо учитывать уровень подготовленности родителей в вопросах воспитания. Рекомендации, советы, даваемые родителям, должны быть конкретными, учитывающими условия жизни семьи и индивидуальные особенности ребенка.

Групповые собрания родителей.

Они представляют собой целесообразную и действенную форму работы воспитателей с коллективом родителей, форма организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи.

Повестка для групповых собраний должна быть разнообразна. Она включает, во-первых, педагогическую беседу (доклад) по теме; во-вторых, может быть включено выступление специалистов и медицинского персонала.

Выбор темы собрания определяется, прежде всего, задачами воспитания детей, актуальностью той или иной темы для коллектива родителей, содержанием работы, проводимой ранее с детьми и родителями.

Каждому собранию предшествует подготовительная работа. Собрание проводится в срок, установленный годовым планом.

Родительское собрание пройдет интересно, и родители будут активны, если педагоги группы подготовят наглядный материал. Оправдала себя форма показа перед началом собрания занятий, труда детей.

Немаловажно обеспечить четкий регламент. Продолжительность собрания не должна превышать 1,5 часа; длительность педагогической беседы может составить минут 20, выступление родителей 10-15 минут, соответственно планируется и время для выступлений родителей по обсуждению доклада и других вопросов.

Общие собрания родителей.

На собрании обсуждаются общие организационные вопросы совместной работы.

Желательно, чтобы на общем собрании присутствовали не только педагогический, но и медицинский персонал, а также другие сотрудники детского сада.

Также существуют новые формы взаимодействия с семьёй:

- «Круглый стол» по любой теме;

-тематические выставки;

- анкетирование, диагностика, тесты, опрос на любые темы;

- консультации специалистов;

- совместные досуговые мероприятия;

- почта и телефон доверия, сайт Детского сада;

- семейные проекты;

- открытые просмотры НОД для родителей;

- мастер-классы, семинары, интеллектуальные ринги родителей и детей;

- день открытых дверей;

Вся вышеперечисленная работа ведется в двух направлениях: индивидуально и с коллективом родителей.

Индивидуальные формы работы – это беседы, консультации, посещения семей – этим занимается ответственный по правам ребенка в Детском саду или специалисты, поручения родителям и т.п.

Для коллектива родителей организуются общие консультации, групповые и общие собрания, конференции, выставки, лекции, кружки; оформляются информационные и тематические стенды, проводятся вечера вопросов и ответов, встречи за круглым столом.

Лучше познакомить родителей с тем или иным вопросом воспитания позволяют папки-передвижки, в которых подбирается тематический материал с иллюстрациями и практическими рекомендациями. Содержание папок периодически пополняется.

Особое место в пропаганде педагогических знаний занимает организация уголков для родителей. Их содержание должно освещать цели и задачи воспитания детей, характер работы. Такие уголки создаются иногда по группам, иногда общие – для всех родителей.

Таким образом, действенность системы работы детского сада с родителями заключается во взаимосвязи разных форм между собой.

Взаимодействие семейного и общественного воспитания перешло от приоритетности интересов и норм государства в воспитании детей к реальным попыткам строить диалог свободных и равноправных партнеров.

Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по- своему дает ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов-участников методического объединения в вопросах современных форм взаимодействия с семьями воспитанников. (из опыта работы МБДОУ «Детский сад №401»)

Районное методическое объединение старших воспитателей.  Предложенный материал поможет повысить уровнь профессиональной компетентности педагогов-участников методического объединения в в...

Консультация для педагогов "Педагогические инновации как форма работы с семьями воспитанников по воспитанию семейной культуры»

Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять. Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как ...

консультация для педагогов на тему "Формы работы с семьями воспитанников"

Проблема, с которой сталкивается педагог в работе с родителями – это видимое отсутствие доверия, взаимопонимания и сотрудничества между детским садом и семьями воспитанников, а также недостаточн...

Выступление на тему: "Формы работы с семьями воспитанников по формированию основ безопасности жизнедеятельности"

Цель:Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения.Задачи:1. Повышать эффективность восприятия детьми дошколь...

РМО «Основные направления и разнообразные формы работы с семьей по профилактике ДТП»

Двадцать первый век - век скоростей. Стремительно растет число транспортных средств. Все острее становится проблема  дорожно-транспортного травматизма, особенно детского.ДТП с участием детей ...

РМО «Основные направления и разнообразные формы работы с семьей по профилактике ДТП»

Двадцать первый век - век скоростей. Стремительно растет число транспортных средств. Все острее становится проблема  дорожно-транспортного травматизма, особенно детского.ДТП с участием детей ...

Доклад на тему: «ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ ДОУ»

Семья и детский сад – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития личности ребенка необходимо их взаимодействие....