Консультация для педагогов по теме: « Основные направления,содержание и формы работы с семьями воспитанников».
консультация на тему
Консультация для педагогов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov_po_teme.docx | 22.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов по теме: « Основные направления, содержание и формы работы с семьями воспитанников».
Подготовила и провела воспитатель МБДОУ компенсирующего вида д/с № 40 «Ритм» Гаврина И.В. 20.12.2016
Семья и детский сад – два важных института социализации детей. Воспитательные функции их различны, но для всестороннего развития личности ребенка необходимо их взаимодействие. В условиях реализации ФГОС ДО, задача детского сада «повернуться лицом» к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребенка. Необходимо, чтобы детский сад и семья стали открытыми друг другу и помогли раскрытию способностей и возможностей ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, зачастую, осуществляют воспитание ребенка «вслепую» - интуитивно. Это не приносит желаемых результатов.
Система работы педагогов с семьей предусматривает наличие ясных целей, содержания, которое реализуется планово и последовательно с помощью многообразных взаимно связанных форм и методов, с анализом получаемых результатов.
Тематика и содержание работы с родителями отражаются в годовом и в календарном плане воспитателей.
Содержание сотрудничества с семьями воспитанников включает три основных направления:
1) психолого-педагогическое просвещение родителей;
2) вовлечение родителей в деятельность ДОУ;
3) участие семей воспитанников в управлении воспитательно-образовательным процессом в ДОУ.
Существуют разнообразные формы и методы работы с семьями:
Наиболее доступная и распространенная форма установления связи педагога с семьей – это Педагогические беседы с родителями.
Цель педагогической беседы – обмен мнениям по тому или иному вопросу воспитания и достижение единой точки зрения по этим вопросам, оказание родителям своевременной помощи.
Педагогическая беседа должны отвечать определенным требованиям:
1. конкретность и содержательность.
2. получение родителями новых знаний по вопросам обучения и воспитания.
3. пробуждение у родителей интереса к педагогическим проблемам, повышение чувства ответственности за воспитание детей.
Важное значение имеет живой характер беседы, доброжелательность, необходимо продумать место и время проведения беседы. Родители должны располагать достаточным временем, чтобы без спешки обсудить вопросы. Беседу лучше начинать с общих, нейтральных вопросов.
Чтобы ответить на все интересующие родителей вопросы, организуются тематические консультации.
Тематика консультаций разнообразна. Она определяется задачами всестороннего воспитания детей и с потребностями родителей.
Консультации, как одна из форм индивидуальной, дифференцированной работы с родителями, помогает, с одной стороны, ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где она более всего нужна, с другой, - побуждает родителей серьезно присматриваться к своим детям, выявлять черты их характера, задумываться над тем, какими путями их лучше всего воспитывать.
Консультации бывают плановые и неплановые , индивидуальными и групповыми:
1. Неплановые консультации возникают нередко во время общения педагогов и родителей по инициативе обеих сторон. О сроке проведения неплановой консультации педагог договаривается с родителями заранее.
2. Плановые консультации проводятся в детском саду систематически в определенные дни. План консультаций составляется воспитателем в начале года на основе годового плана и вывешивается на стенде для сведения родителей.
Планируя консультации, надо учитывать уровень подготовленности родителей в вопросах воспитания. Рекомендации, советы, даваемые родителям, должны быть конкретными, учитывающими условия жизни семьи и индивидуальные особенности ребенка.
Групповые собрания родителей.
Они представляют собой целесообразную и действенную форму работы воспитателей с коллективом родителей, форма организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи.
Повестка для групповых собраний должна быть разнообразна. Она включает, во-первых, педагогическую беседу (доклад) по теме; во-вторых, может быть включено выступление специалистов и медицинского персонала.
Выбор темы собрания определяется, прежде всего, задачами воспитания детей, актуальностью той или иной темы для коллектива родителей, содержанием работы, проводимой ранее с детьми и родителями.
Каждому собранию предшествует подготовительная работа. Собрание проводится в срок, установленный годовым планом.
Родительское собрание пройдет интересно, и родители будут активны, если педагоги группы подготовят наглядный материал. Оправдала себя форма показа перед началом собрания занятий, труда детей.
Немаловажно обеспечить четкий регламент. Продолжительность собрания не должна превышать 1,5 часа; длительность педагогической беседы может составить минут 20, выступление родителей 10-15 минут, соответственно планируется и время для выступлений родителей по обсуждению доклада и других вопросов.
Общие собрания родителей.
На собрании обсуждаются общие организационные вопросы совместной работы.
Желательно, чтобы на общем собрании присутствовали не только педагогический, но и медицинский персонал, а также другие сотрудники детского сада.
Также существуют новые формы взаимодействия с семьёй:
- «Круглый стол» по любой теме;
-тематические выставки;
- анкетирование, диагностика, тесты, опрос на любые темы;
- консультации специалистов;
- совместные досуговые мероприятия;
- почта и телефон доверия, сайт Детского сада;
- семейные проекты;
- открытые просмотры НОД для родителей;
- мастер-классы, семинары, интеллектуальные ринги родителей и детей;
- день открытых дверей;
Вся вышеперечисленная работа ведется в двух направлениях: индивидуально и с коллективом родителей.
Индивидуальные формы работы – это беседы, консультации, посещения семей – этим занимается ответственный по правам ребенка в Детском саду или специалисты, поручения родителям и т.п.
Для коллектива родителей организуются общие консультации, групповые и общие собрания, конференции, выставки, лекции, кружки; оформляются информационные и тематические стенды, проводятся вечера вопросов и ответов, встречи за круглым столом.
Лучше познакомить родителей с тем или иным вопросом воспитания позволяют папки-передвижки, в которых подбирается тематический материал с иллюстрациями и практическими рекомендациями. Содержание папок периодически пополняется.
Особое место в пропаганде педагогических знаний занимает организация уголков для родителей. Их содержание должно освещать цели и задачи воспитания детей, характер работы. Такие уголки создаются иногда по группам, иногда общие – для всех родителей.
Таким образом, действенность системы работы детского сада с родителями заключается во взаимосвязи разных форм между собой.
Взаимодействие семейного и общественного воспитания перешло от приоритетности интересов и норм государства в воспитании детей к реальным попыткам строить диалог свободных и равноправных партнеров.
Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по- своему дает ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов-участников методического объединения в вопросах современных форм взаимодействия с семьями воспитанников. (из опыта работы МБДОУ «Детский сад №401»)
Районное методическое объединение старших воспитателей. Предложенный материал поможет повысить уровнь профессиональной компетентности педагогов-участников методического объединения в в...
Консультация для педагогов "Педагогические инновации как форма работы с семьями воспитанников по воспитанию семейной культуры»
Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять. Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как ...
консультация для педагогов на тему "Формы работы с семьями воспитанников"
Проблема, с которой сталкивается педагог в работе с родителями – это видимое отсутствие доверия, взаимопонимания и сотрудничества между детским садом и семьями воспитанников, а также недостаточн...
Выступление на тему: "Формы работы с семьями воспитанников по формированию основ безопасности жизнедеятельности"
Цель:Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения.Задачи:1. Повышать эффективность восприятия детьми дошколь...
РМО «Основные направления и разнообразные формы работы с семьей по профилактике ДТП»
Двадцать первый век - век скоростей. Стремительно растет число транспортных средств. Все острее становится проблема дорожно-транспортного травматизма, особенно детского.ДТП с участием детей ...
РМО «Основные направления и разнообразные формы работы с семьей по профилактике ДТП»
Двадцать первый век - век скоростей. Стремительно растет число транспортных средств. Все острее становится проблема дорожно-транспортного травматизма, особенно детского.ДТП с участием детей ...
Доклад на тему: «ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ ДОУ»
Семья и детский сад – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития личности ребенка необходимо их взаимодействие....