ДОУ "Шахматное королевство"
рабочая программа

Курамшина Аурика Анатольевна

ДОУ "Шахматное королевство"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shahmatnoe_korolevstvo_dop.docx287.17 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад №4 «Сказка»

                                                           

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий МАДОУ г. Нижневартовска

ДС №4 «Сказка»

Н.В. Беляева  

30.08.2024

Дополнительная образовательная программа интеллектуально-познавательной направленности обучению детей игре в шахматы

«Шахматное королевство»

возраст детей 5-8 лет

РАССМОТРЕН:

Составители:

Курамшина А. А.

 

на заседании педагогического совета

МАДОУ г. Нижневартовска ДС №4 «Сказка»

Протокол № 1 от 30.08.2024г.

Содержание

Наименование        

Страницы

I.

Целевой раздел

5

1.1.

Пояснительная записка

5

1.2.

Уровень сложности и направленность программы

8

1.3.

Цель и задачи Программы

8

1.4.

Принципы и подходы  Программы

9

1.5.

Характеристика обучающихся

10

1.6.

Объем и сроки освоения Программы

11

1.7.

Форма обучения

11

1.8.

Планируемые результаты освоения Программы

11

II.

Содержательный раздел

12

2.1.

Учебный план

12

2.2.

Содержание учебного плана

13

2.3.

Взаимодействие с семьями обучающихся

21

2.4.

Взаимодействие с педагогами в рамках реализации Программы

2

III.

Организационный раздел

23

3.1.

Календарный учебный график

23

3.2.

Кадровые условия

34

3.3.

Система педагогической диагностики (мониторинга) достижения детьми планируемых результатов освоения Программы

34

Перечень литературных источников

36

Паспорт программы

Наименование программы

Дополнительная общеразвивающая  программа интеллектуально-познавательной направленности «Шахматное королевство» для детей  5-8 лет

Основания для  разработки Программы

  •  Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 2, ст. 15, ст.16, ст.17, ст.75, ст. 79);
  • - Концепция развития дополнительного образования до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 года № 678-р;
  • - Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 года № 629 «Об утверждении порядка организации образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • - Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ № 09-3242 от 18.11.2015 года;
  • - СП 2.4.3648-20 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи;
  • - Локальные акты образовательной организации;
  • - Устав образовательной организации МАДОУ ДС №4 «Сказка»

 Заказчик Программы

Родители (законные представители) воспитанников

Цель Программы

Выявление и развитие детской одаренности и интеллектуальных способностей дошкольников в процессе обучения игре в шахматы.

Автор-составитель

Курамшина А.А.

Задачи

  • Познавательную: расширяет кругозор, учит думать, запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности, ориентироваться на плоскости (что крайне важно для школы). Развивает изобретательность и логическое мышление.
  • Воспитательную: вырабатывает целеустремленность, выдержку, волю, усидчивость. А также внимательность и собранность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах.
  • Эстетическую: обогащает внутренний мир, развивает фантазию, учит радоваться красивым комбинациям.
  • Физическую: побуждает уделять время физкультуре, чтобы хватало сил и выносливости сидеть за шахматной доской.
  • Коррекционную: помогает гиперактивному малышу стать спокойнее, уравновешеннее, учит непоседу длительно сосредотачиваться на одном виде деятельности.

Срок реализации Программы

1 год

Ожидаемые результаты

  • Родители и дети будут привлекаться к совместному творчеству в изготовлении занимательного материала по обучению игры в шахматы, к поиску и пополнению познавательного материала по шахматам в группе.
  • Дети научиться играть в шахматы в соответствии с правилами игры. У детей появится интерес и желание научиться играть в шахматы, будут развиваться познавательные процессы (восприятие, память, внимание, воображение, мышление) и мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение) посредством специальных игр и упражнений.
  • Сформируется привычка к преодолению трудностей в процессе обучения игре, а также  усидчивость, творчество, фантазия и логика.

Система организации контроля за исполнением Программы

Заведующий МАДОУ ДС №4 «Сказка»

 Надежда Витальевна Беляева

  I. Целевой раздел

  1. Пояснительная записка

«Игра в шахматы – не просто праздное развлечение. Некоторые очень ценные качества ума, необходимые в человеческой жизни, требуются в этой игре и укрепляются настолько, что становятся привычкой, которая полезна во многих случаях жизни…»

Бенджамин Франклин

Дополнительная общеразвивающая Программа «Шахматное королевство» разработана на основе ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС дошкольного образования, «Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений» СанПиН 2.4.1.3648-20

Современная концепция общего образования во главу угла ставит идею развития личности ребенка, формирования его творческих способностей, воспитания важных личностных качеств. Всему этому и многому другому в значительной степени способствует и обучение игре в шахматы. Если до недавнего времени основное внимание ученых было обращено на школьный возраст, где, как казалось, ребенок приобретает необходимые каждому знания и умения, развивает свои силы и способности, то теперь положение коренным образом изменилось. Сегодня становится все больше детей с ярким общим интеллектуальным развитием, их способности постигать сложный современный мир проявляются очень рано.

Исследования, проведенные современными российскими психологами Л. Венгером, В. Давыдовым, В. Мухиной и др., свидетельствуют о том, что возможности маленького человека велики и путем специально организованного обучения можно сформировать у дошкольников такие знания и умения, которые ранее считались доступными лишь детям значительно более старших возрастов.

Шахматы – уникальный инструмент развития творческого мышления, мощное средство для гармоничного развития интеллекта ребёнка. Они сочетают в себе элементы искусства, науки и спорта. Игра развивает и дисциплинирует мысль, даёт больше человеку, чем он тратит на неё.

Шахматы - одна из самых справедливых игр потому, что итог игры зависит исключительно от знаний и воли игрока. Существует давний спор о том, что же такое шахматы- спорт или искусство? Безусловно – это игра двоих, т. е. соревнование на результаты игры, как всегда бывает в спорте. Но само умение хорошо играть – это уже искусство, ибо, как и в искусстве, интеллектуальному творчеству в шахматах предела нет. Шахматы - это творчество, сочетающееся со строгими правилами и широким простором для самостоятельности и выдумки, и даже пешка, как Алиса в сказке, может стать королевой. А шахматные правила достаточно просты и доступны, а играть в них можно где угодно.

Часто педагоги и родители задумываются, есть ли смысл учить малыша такой сложной игре до первого класса? Ответ на этот вопрос един – надо спешить! Специалисты считают, что есть три причины для занятий шахматами именно в дошкольном возрасте.

1. Ранний старт оправдан, прежде всего, если мы хотим вырастить чемпиона. Многие великие шахматисты начали постигать азы древней игры довольно рано. Судите сами. X. Р. Капабланка и А. Карпов познакомились с древней игрой в 4 года, Н. Гаприндашвили и Г. Каспаров – в 5 лет, В. Смыслов и Б. Спасский – в 6, А. Алехин и М. Таль – в 7.

2. Впрочем, не все дети, кого увлечет шахматная игра, станут чемпионами. Поэтому для большинства из нас важнее вторая причина раннего знакомства с шахматами – желание вырастить гармонично развитого человека. Не случайно охотно проводили досуг за шахматной доской А. Пушкин и М. Лермонтов, И. Тургенев и Л. Толстой.

3. Последняя причина кроется в благотворном влиянии игры на подготовку к школе. Детсадовская пора когда-то закончится, а экспериментально подтверждено, что дети, вовлеченные довольно рано в волшебный мир шахмат, лучше успевают в школе, особенно по точным наукам, и даже быстрее делают домашние задания.

4. Помогает гиперактивному малышу стать спокойнее, уравновешеннее, учит непоседу длительно сосредотачиваться на одном виде деятельности.

На игровых занятиях в простой и доходчивой форме дошколята знакомятся со своеобразным миром шахмат, узнают о секретах шахматных фигур, «волшебных» свойствах и загадочных особенностях доски, элементарных правилах игры и некоторых её принципах, этике шахматной борьбы.                                          Занятия носят комплексный характер, ребята усваивают не только шахматные, но и математические понятия, решаются задачи по развитию речи, изобразительной деятельности.

Предпочтение отдаётся игровому методу обучения.                        

Предлагаемый курс создан с учетом мирового опыта преподавания шахматной игры и опирается на ряд нетрадиционных авторских наработок.  В их числе:

- широкое использование в учебном процессе игры на фрагментах шахматной доски;

- применение нестандартных дидактических заданий и игр;

- детальное изучение возможностей каждой шахматной фигуры;

- преимущественное использование в учебном процессе игровых положений с ограниченным количеством фигур;

- выявление стержневой игры первого этапа обучения "Игры на уничтожение": фигура против фигуры;

- неспешный подвод к краеугольному шахматному термину "мат".

   

   В программе не ставится задача подготовки спортсменов. Прежде всего, она направлена на разностороннее развитие личности ребенка, расширение круга, навыков общения и полноценного самовыражения, раскрытие способностей детей. В ней даны сведения обо всех стадиях шахматной партии (дебют, середина игры и окончание), игровые приемы, знания по изучению шахмат, а также некоторые сведения исторического характера.

 Занятия проводятся по принципу кружковой работы, в студии или на группе.

Педагог может варьировать занятия по разделам и темам программы, опираясь на свой опыт и учитывая подготовленность детей.

Актуальность:  

В группах детского сада есть одаренные дети с высоким уровнем развития, которым общеобразовательной программы недостаточно, чтобы развиваться гармонично. Большинству одарённых детей присущи особые черты, отличающие их от большинства сверстников. Их отличает высокая любознательность и исследовательская активность. Чаще всего внимание к одарённым детям привлекает их большой словарный запас, а также умение правильно ставить вопросы. Их отличает повышенная концентрация внимания на чём-либо, упорство в достижении результата в той сфере, которая им интересна. Очень важно своевременно уловить черты индивидуальности у детей, опережающих в умственном отношении свой возраст. Главная задача родителей и образовательного учреждения - вовремя увидеть в ребенке черты одаренности и помочь им развиться.         Для развития одаренности особую важность представляет одно обязательное условие: деятельность, которой занимается ребенок, должна быть связана с положительными эмоциями, приносить радость и удовольствие. Метод поддержки обучения одаренных детей - обогащение - чаще всего в практике принимает форму дополнительных занятий в разнообразных кружках. В этих кружках обычно есть возможность индивидуального подхода к ребенку и работы на достаточно сложном уровне, не позволяющем скучать. Таким образом, создается достаточная мотивация и хорошие условия для прогресса одаренного ребенка. Этому служит и программа «Шахматное королевство»

    Новизна:    

Следует отметить, что как за рубежом, так и в России (а Россия имеет приоритет в вопросах методики обучения школьников основам шахматной игры) шахматные уроки почти всегда проводят хорошие игроки-практики (перворазрядники и кандидаты в мастера спорта по шахматам), блестяще владеющие теорией шахматной игры, но не специалисты в детской психологии и педагогике. Они не знают в должной мере психофизиологических возможностей детей каждой возрастной группы и не всегда четко представляют себе, чему и как учить детей. Каждый из них применяет свою программу, подчас весьма сложную и зачастую ставит перед детьми спортивные задачи в ущерб общеобразовательным.                                                                                           Для общеобразовательных целей предлагается данная программа, которая максимально проста и учитывает знания и умения, свойственные детям 5-8 лет.

Педагогическая целесообразность: ориентировка на запрос социума, раскрытие возможностей личностного роста одаренных детей.

Особенность программы:

В данной программе используется «линкольнширская техника», разработанной гроссмейстерами шахмат. С помощью этой революционной техники научиться играть в шахматы можно в любом возрасте, просто упражняясь в игре с одними пешками, затем знакомясь отдельно с каждой фигурой, осваивать различные приемы, оборонительные маневры и т.д.

1.2. Уровень сложности и направленность Программы

Одним из важнейших сложностей, обеспечивать успешность занятий детей, является помощь родителей, бабушек, дедушек и знакомых, умеющих играть в шахматы (повторение дома изученного материала, выполнение домашних упражнений, практические игры). В случае, если в окружении детей никто не умеет играть в шахматы, можно посоветовать взрослым учиться вместе с детьми. Общее увлечение благоприятно скажется на отношениях в семье, еще более сблизит родителей с детьми.

Направленность:

  • На создание условий для развития творческой личности ребенка
  • На развитии мотивации личности к познанию и творчеству
  • На формирование эмоционального мира ребенка
  • Приобщение к общечеловеческим ценностям
  • Интеллектуальное и духовное развитие личности

1.3. Цель и задачи Программы

Цели программы: Выявление и развитие детской одаренности и интеллектуальных способностей дошкольников в процессе обучения игре в шахматы.

Задачи:

Игра в шахматы решает сразу несколько задач:

  • Познавательную: расширяет кругозор, учит думать, запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности, ориентироваться на плоскости (что крайне важно для школы). Развивает изобретательность и логическое мышление.
  • Воспитательную: вырабатывает целеустремленность, выдержку, волю, усидчивость. А также внимательность и собранность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах.
  • Эстетическую: обогащает внутренний мир, развивает фантазию, учит радоваться красивым комбинациям.
  • Физическую: побуждает уделять время физкультуре, чтобы хватало сил и выносливости сидеть за шахматной доской.
  • Коррекционную: помогает гиперактивному малышу стать спокойнее, уравновешеннее, учит непоседу длительно сосредотачиваться на одном виде деятельности.

1.4. Принципы и подходы к формированию Программы

1) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее-индивидуализация дошкольного образования);

2)содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

3) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

4) сотрудничество с семьей;

5) формирование познавательных и интересов, и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

6) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).

Основой организации работы с детьми в данной программе является система дидактических принципов:

  • принцип психологической комфортности - создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса
  • принцип минимакса- обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом;
  • принцип целостного представления о мире - при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;
  • принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
  • принцип творчества- процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.
  • Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития. Это позволяет рассчитывать на проявление у детей устойчивого интереса к занятиям шахматами, появление умений выстраивать внутренний план действий, развивать пространственное воображение, целеустремленность, настойчивость в достижении цели, учит принимать самостоятельные решения и нести ответственность за них.

1.5. Характеристика обучающихся

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие, и т.д.

Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений): представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объектов результате различных воздействий, представления о развитии и т.

Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно - логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т.д. Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы.

Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.

Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщенного способа обследования образца; усвоением обобщенных способов изображения предметов одинаковой формы.

1.6. Объем и сроки освоения Программы

        Срок реализации Программы – 1 учебный год, для обучающихся от 5-8 лет. Занятия проходят 2 раза в неделю, понедельник - среда. Продолжительность занятий до 30 минут. Количество занятий- 72 часа.

1.7. Форма обучения

         Форма обучения – групповая. Занятия проводятся по подгруппам. Наполняемость в группах составляет 8 человек. Группы формируются из одновозрастных детей.

  • Практическая игра.
  • Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.
  • Дидактические игры и задания, игровые упражнения;
  • Теоретические занятия, шахматные игры.

1.8. Планируемые результаты Программы

Ожидаемые результаты образовательной деятельности:

1. Сформируется устойчивый интерес к развивающим играм. Дети научатся играть в игру шахматы.

2. Проявится самостоятельность в процессе поиска решения поставленных задач, умение проводить разнообразные мыслительные операции.

3. Появится высокая активность в умении задавать вопросы, замечать ошибки у себя и сверстников и исправлять их;

4. Появится умение выдвигать новую познавательную задачу;

5. Появится привычка самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах.

6. Увеличится словарный запас детей, расширится кругозор.

К концу первого года обучения дети должны знать:

  • шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, длинная и короткая рокировка, шах, мат;
  • названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, король; пешка, правила хода и взятия каждой фигуры.

К концу первого года обучения дети должны уметь:

  • ориентироваться на шахматной доске;
  • согласованность действий пешек с пешками, пешек с каждой фигурой, каждой фигуры друг с другом.;
  • правильно помещать шахматную доску между партнерами;
  • правильно расставлять фигуры в начальном положении;
  • различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
  • рокировать;
  • объявлять шах;
  • решать шахматные элементарные задачи.  

Для раскрытия уровня знаний, умений и навыков, приобретенных учащимися в течение всего учебного года, проводится своего рода зачет, который включает в себя:

  • выполнение заданий дидактических игр (приложение 2);
  • игры с педагогом;
  • соревнования, в которых участвуют обучающиеся.

II. Содержательный раздел

2.1. Учебный план

дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программа для детей дошкольного возраста (5-8 лет) интеллектуально - познавательной направленности «Шахматное королевство».

 

№ п/п

Название раздела

Количество часов

1 Раздел. «Шахматная доска»

6

2 Раздел «»Шахматные фигуры»

32

3 Раздел «Шахматные позиции»

25

Шахматные турниры внутри детского сада,

с родителями

7

Итоговый мониторинг освоения Программы

2

Итого

72

Учебная программа

дополнительной общеразвивающей программа для детей дошкольного возраста (5-8 лет) интеллектуально - познавательной направленности «Шахматное королевство».

Участники: дети в возрасте 5 – 8 лет.

Срок реализации: 1 год.

Объем программы: 72 часа.

Режим занятий: 2 раза в неделю. Продолжительность 1 занятия: 30 минут.

Формы организации образовательного процесса: групповые.

Количество детей в группе: 8 человек.

Структура занятия

1 часть. Мотивационная.

2 часть Деятельностная.

3 часть. Рефлексивная.

2.2. Содержание учебного плана

Раздел 1 Шахматная доска

Тема 1.1 Шахматная доска

История развития шахмат. Знакомство с шахматной доской. Чередование белых и черных полей на шахматной доске. Шахматная доска и шахматные поля квадратные.

Практическое занятие по данной теме.

Тема 1.2 Элементы шахматной доски

Расположение доски между партнерами. Горизонтальная линия. Количество полей и горизонталей на доске. Вертикальная линия. Количество полей в вертикали. Чередование белых и черных полей в горизонтали и вертикали. Диагональ. Отличие диагонали от вертикали. Количество полей в диагонали. Центр. Форма центра. Количество полей в центре.

Мероприятие «Шахматная эстафета».

Раздел 2 Шахматные фигуры

Тема 2.1 Пешка

Знакомство с пешкой. Место пешки в начальном положении. Особенности пешки. Пешечные заповеди. Правила шахматной игры.

Дидактические игры «Пешечная эстафета», «Знатоки шахмат»

Практическое занятие по теме.

Мероприятие «Праздник пешки».

Тема 2.2 Ладья

Знакомство с Ладьей. Начальное местоположении Ладьи. Ход и взятие Ладьи. Шахматные позиции. Дидактическая игра «Шахматная доска и ее тайны».

Мероприятие по теме.

Тема 2.3 Слон

Знакомство со слоном. Место слона в начальном положении. Ход слона, взятие. Белопольные и чернопольные слоны.

Дидактическая игра «Игра на уничтожение».

Тема 2.4 Ферзь

Знакомство с ферзем. Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя, взятие. Ферзь – тяжелая фигура. Ферзь против ферзя

Дидактическая игра «Игра на уничтожение».

Тема 2.5 Конь

Знакомство с конем. Место коня в начальном положении. Ход коня, взятие. Конь против ферзя, ладьи, слона.

Дидактическая игра «Игра на уничтожение».

Тема 2.6 Король

Знакомство с королем. Место короля в начальном положении. Ход короля, взятие. Король против ферзя, король против ладьи, король против слона, король против коня, король против пешки. Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Партия.

Раздел 3 Шахматные позиции

Тема 3.1 Повторение

Поля. Горизонталь. Вертикаль. Диагональ. Центр. Ходы фигур, взятие. Шах. Мат. Пат. Начальное положение. Игра пешками, слоном, ладьей, ферзем, королем. Правило «Короля не бьют».

Мероприятие «Шахматная викторина».

Тема 3.2 Рокировка

Понятие «рокировка». Короткая и длинная рокировка. Три правила рокировки.

Практическое занятие по теме «Рокировка».

Тема 3.3 Конь

Легкая фигура – конь. Ход коня – буква «Г». С белого поля на черное. Конь против других фигур. Позиция «Вилка».

Мероприятие – викторина. Коллективная игра.

Тема 3.4 Король

Мат. Пат. «Вечный шах». Игра в парах.

Дидактическая игра «Шах или не шах».

Дидактические задания «Поставь мат в один ход», «Поставь мат в два хода».

Практическое занятие по теме.

Тема 3.5 Тактические приемы

Дебют. Три правила дебюта. Мат ферзем. Линейный мат. Мат двумя слонами. Правила «Взятие на проходе». Правило квадрата. Правила «Ключевые поля». Матовые комбинации. Типичные комбинации в дебюте.

Дидактические игры «Шахматная коробочка», «Игра всеми фигурами».

Шахматные турниры внутри детского сада и мероприятия с родителями.

Мероприятия «В гостях у Шахматной королевы».

2.3. Взаимодействие с семьями дошкольников

Дошкольное детство – небольшой период в жизни человека. Но именно в это время ребёнок овладевает речью, мышлением, воображением. В детском саду закладывается прочный фундамент для обучения в школе. Придя в школу, многие дети не могут сосредоточиться, усидеть на одном месте, не способны действовать в уме, то есть не могут сформировать внутренний план действий. Неоценимую помощь в этом может оказать игра в шахматы.

Все родители мечтают вырастить умного и успешного ребёнка. Многие для этого не жалеют сил и времени, занимаясь со своим чадом, определяя его в различные секции и кружки. Наибольшей популярностью пользуются игровые секции, так как у детей игра – это ведущий способ познания мира. Однако они должны быть не только захватывающими, но и полезными. В этой связи полезно вспомнить, что шахматы считаются самой интеллектуальной игрой.

Сегодня обучение шахматам – популярный и эффективный инструмент развития интеллекта ребенка. Многие родители хотят познакомить своих детей с древней игрой, однако не знают, когда и с чего лучше начинать. Оптимальный возраст для начала обучения шахматам – 4–6 лет. В этот период дети без труда овладевают всем новым.

В дошкольном возрасте у детей происходит формирование механизма «действия в уме». Это важный период, в котором закладываются основы мышления; ребенок учится проигрывать всю ситуацию в уме, прежде чем что- либо сделать. Шахматы – действенная модель для того, чтобы правильно сформировать этот механизм. Для ребенка же шахматы – увлекательная игра, интересная практическая деятельность, которой он занимается с удовольствием.

Пользу шахмат можно рассмотреть по нескольким направлениям:

  • Ребенок учится самостоятельно мыслить и принимать решения. Даже самые простые решения, которые могут повлечь небольшие потери, приучают детей к самостоятельности и ответственности.
  • Во время занятий шахматами ребенок учится концентрировать внимание на одном процессе, у него вырабатывается усидчивость.
  • У ребенка развивается пространственное воображение.
  • У ребенка формируются навыки планирования действий.
  • Одна из самых привлекательных возможностей шахмат – это победа над соперником. Благодаря своей спортивной составляющей шахматы воспитывают характер.
  • Шахматы учат творчеству.

В отличие от многих школьных дисциплин, в шахматах нет готовых ответов на все вопросы. Ребенок учится соотносить мыслительные процессы с практическими действиями, творчески применять полученные на занятиях знания.

Семейные занятия шахматами – это не только возможность повышения интеллектуального уровня ребенка, это еще и интересный и, что самое главное, совместный досуг. Воспитанники нашего детского сада обучаются игре в шахматы, умеют играть, но не всегда родители могут ответить на предложение своего ребенка сыграть партию в шахматы, так как сами не умеют играть и не знают правил этой игры.

В нашем детском саду мы используем различные формы работы с родителями по приобщению детей к игре в шахматы.

Анкетирование родителей. 

Свою работу в данном направлении мы начинаем с опроса родителей, для того чтобы узнать, что знают родители о шахматном образовании дошкольников, интересует ли их данная тема, и наметить дальнейшую работу.

Пример вопросов для анкеты:

1. Умеете ли вы играть в шахматы?

2. Умеет ли ваш ребенок играть в шахматы?

3. Есть ли желание у вашего ребенка играть в шахматы?

4. Считаете ли вы, что шахматы положительно влияют на интеллектуальное развитие?

5. Считаете ли вы необходимым учить детей дошкольного возраста игре в шахматы?

6. Необходима ли вам помощь педагогов в обучении игре в шахматы?

7. Необходим ли шахматный кружок?

8. Что бы Вы хотели узнать о шахматном образовании детей дошкольного возраста?

Вторым шагом к сотрудничеству является выпуск информационных листков, памяток. Памятки помогают родителям разобраться в этой непростой игре, знакомят с методами и приемами обучения детей игре в шахматы. Памятки представлены в буклетах. Информационные листы мы предлагаем вывешивать в приемных, а также предлагаем родителям взять с собой.

Интересной и эффективно й формой работы с родителями является совместное творчество родителей, детей и педагогов – изготовление ЛЭПБУКОВ по шахматам.

2.4. Взаимодействие с педагогами в рамках реализации Программы

Данная программа не исчерпывает все аспекты проблемы дошкольников в овладении средствами познавательной деятельности, речевой, мыслительной активности, обеспечивающих развитие творческих способностей и интеллектуальной готовности к школе; Полученные результаты являются основой для дальнейшей работы по данному направлению. Перспектива заключается в более детальной разработке обеспечения преемственных связей между дошкольным образовательным учреждением и в совместных с родителями (законными представителями) мероприятиях, в конкурсах, в форме открытых занятий МАДОУ, и начальным звеном общеобразовательной школой.

III. Организационный раздел

3.1. Календарный учебный график

п/п

Тема

Цель

Содержание

Средства обучения/ материал

Сентябрь

1

Педагогический мониторинг

Выявление уровня сформированности навыков в игре детей в шахматы, знания шахматных терминов.

Выполнение заданий.

Индивидуальный

опрос.

Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур.

2

Вводное занятие. Техника безопасности.

Выявление уровня сформированности навыков в игре детей в шахматы, знания шахматных терминов.

История развития шахмат. Знакомство с шахматной доской.

Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур.

3

Шахматная доска

Познакомить с историей шахмат. Заинтересовать детей через увлекательные и достоверные факты.

Вызвать интерес к игре.

Просмотр презентации «Легенда о радже и мудреце»

Знакомство с рисованными персонажами: Клеточкой, Леной и Алешей

Комплект шахмат, ИКТ, рисованные персонажи.

Трофимова А.С. с.5.

Учебник юного шахматиста.

4

Шахматная  доска

Продолжать знакомство с шахматной доской: её формой, белыми и черными полями. Чередованием   белых и черных полей на шахматной доске.

Слушание сказки «Волшебная доска» выполнение практических заданий предусмотренных содержанием.

Трофимова А.С. с.9.

Учебник юного шахматиста.

5

Шахматная  доска

Закрепить умение пользоваться линейкой и карандашом, ориентироваться на тетрадном листе. Развитие тонкой моторики, счетных навыков.

Формирование понятий «горизонталь». Д/и «Поиграем-угадаем», «Горизонтальная игра».

Шахматная доска и шахматные поля, учебник, карандаши.

Сухин И.Г. с.10-12; Учебник Ч.1

с.11-14.

6

Шахматная доска

Формирование представлений о горизонталях, понятии «Горизонтальная линия». Развитие внимания, мелкой моторики.

Формирование понятий «горизонталь».

Д/и «Поиграем-угадаем», «Горизонтальная игра».

Учебник, карандаши. Сухин И.Г. с.10-12;

Учебник Ч.1

с.11-14.

7

Секреты шахматной доски.

Шахматная дорожка – диагональ

Начальная позиция в шахматной партии.

Формирование представлений о горизонталях, понятии «Горизонтальная линия». Развитие внимания, мелкой моторики. О вертикалях, понятии «Вертикальная линия».

Формирование понятий «горизонталь».

Д/и «Поиграем-угадаем», «Горизонтальная игра».

Шахматная доска и шахматные поля, учебник, карандаши. Сухин И.Г. с.10-12; Учебник Ч.1

с.11-14.

8

Практические занятия

Закрепить умения и знания о шахматной доске, чередование белых и чёрных полей.

Дидактические игры

Шахматная доска

Комплекты шахматных фигур по количеству детей.

Трофимова А.С. с17.

Октябрь

9

Практические занятия

Закрепить умения и знания о шахматной доске, чередование белых и чёрных полей.

Дидактические игры

Шахматная доска

Комплекты шахматных фигур по количеству детей.

Трофимова А.С. с17.

10

Шахматная доска

Практические занятия

Дидактические задания «Горизонталь»

Шахматная доска

11

Шахматная доска

Практические занятия

Дидактические задания «Вертикаль»

Шахматная доска

12

Шахматная доска. Расположение доски между партнерами

Практические занятия

Дидактические задания «Диагональ»

Шахматная доска

13

Начальная позиция в шахматной партии: Белый отряд. Чёрный отряд – друг против друга два войска стоят.

Познакомить детей с расстановкой фигур перед шахматной партией. Связью между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур.

Слушание сказки

«Как белые приобрели право первого хода». Дидактические задания и игры «Волшебный мешочек», «Угадай-ка», «Секретная фигура», «Угадай», «Что общего?», «Большая и маленькая»

Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей

Трофимова А.С. с. 20-24.

14

Белый отряд. Чёрный отряд – друг против друга два войска стоят.

Формирование представлений о диагоналях, понятии «Диагональная линия». Развитие внимания, мелкой моторики.

Формирование понятий «диагональ»,

Д/и «Поиграем-угадаем», «диагональная игра».

Шахматная доска

Комплекты шахматных фигур по количеству детей.

Трофимова А.С. с17.

15

Диагональ.

Отличие диагонали от вертикали

Закрепление представлений о диагоналях, понятии «Диагональная линия». Отличие между диагональю и вертикалью. Развитие внимания, мелкой моторики.

Формирование понятий «диагональ», «вертикаль»

Д/и «Поиграем-угадаем»

Шахматная доска

Комплекты шахматных фигур по количеству детей.

Трофимова А.С. с17.

16

Количество полей в диагонали. Центр. Форма центра.

Закрепление представлений о диагоналях, понятии «Диагональная линия». Отличие между диагональю и вертикалью. Развитие внимания, мелкой моторики.

Формирование понятий «диагональ», «вертикаль»

Д/и «Поиграем-угадаем»

Шахматная доска

Комплекты шахматных фигур по количеству детей.

Трофимова А.С. с17.

Ноябрь

17

Форма центра. Количество полей в центре.     Мероприятие «Шахматная эстафета»

Закрепление представлений о диагоналях, понятии «Диагональная линия». Отличие между диагональю и вертикалью. Развитие внимания, мелкой моторики.

Формирование понятий «диагональ», «вертикаль»

Д/и «Поиграем-угадаем»

Шахматная доска

Комплекты шахматных фигур по количеству детей.

Трофимова А.С. с17.

18

Элементы шахматной  

Доски. Шахматная эстафета.

Закрепление представлений о горизонталях, вертикалях, чередование полей, центр.  Развитие внимания, мелкой моторики.

Формирование понятий темы «шахматной доски.

Д/и «Поиграем-угадаем»

Шахматная доска

Комплекты шахматных фигур по количеству детей.

Трофимова А.С. с17.

19

Смелый и стойкий воин – пешка. Как ходит пешка: «Я «пешка, ход мой прямо – удар наискосок». Волшебное превращение пешек: «А если я дойду до края, мне больше пешкой не бывать».

Знакомство с местом пешки в начальном положении; понятиями: ладейная, коневая, слоновая, ферзевая, королевская пешка. Ход пешки, взятие. Взятие на проходе. Превращение пешки.

Чтение дидактической сказки «Детский сад

«Чудесная Пешка»»

Рассказ о пешке.

Дидактические задания

«Лабиринт», «Один в поле воин».

Д/и «Волшебный мешочек».

Шахматная доска и шахматные поля, комплекты

Шахматных фигур по кол-ву детей. Трофимова А.С. с.30-31.

20

Смелый и стойкий воин – пешка. Как ходит пешка: «Я «пешка, ход мой прямо – удар наискосок». Волшебное превращение пешек: «А если я дойду до края, мне больше пешкой не бывать».

Продолжать знакомить детей с пешкой. Научить «сражаться пешками».

Поощрять стремление высказывать свое мнение.        

Дидактические задания

«Перехитри часовых»,

«Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру». Дидактические игры «Захват контрольного поля».        

Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей

Трофимова А.С. с.72-75.

21

Правила шахматной игры

Поощрять стремление высказывать свое мнение. Научить правилам игры.        

Дидактические задания

«Перехитри часовых»,

«Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру». Дидактические игры «Захват контрольного поля».        

Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей

Трофимова А.С. с.72-75.

22

Шашечная эстафета

Поощрять стремление высказывать свое мнение. Научить детей играть парами.        

 «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру». Дидактические игры «Захват контрольного поля».        

Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей

Трофимова А.С. с.72-75.

23

Знатоки шахмат»

Продолжать знакомить детей с правилами игры. Научить «сражаться пешками».

Поощрять стремление высказывать свое мнение.        

Дидактические задания

«Перехитри часовых»,

«Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры».

Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей

Трофимова А.С. с.72-75.

24

Мероприятие «Праздник пешки»

Продолжать знакомить детей с пешкой. Научить «сражаться пешками».

Поощрять стремление высказывать свое мнение.        

Дидактические задания

«Перехитри часовых»,

«Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру». Дидактические игры «Захват контрольного поля».        

Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей

Трофимова А.С. с.72-75.

Декабрь

25

Тяжёлые фигуры в шахматном королевстве. Прямолинейная ладья. Как ходит Ладья: как танк могучий и стальной, она несётся по прямой.

Знакомство с шахматной фигурой «Ладья», местом ладьи в начальном положении, ходами. Развитие внимания.

Чтение дидактической сказки «Рассказ о месте ладьи в начальном положении».

Ход ладьи. Взятие.

Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей

26

Начальное местоположение                     Ладьи.

Знакомство с шахматной фигурой «Ладья», местом ладьи в начальном положении, ходами. Развитие внимания.

Чтение дидактической сказки «Рассказ о месте ладьи в начальном положении».

Ход ладьи. Взятие.

Трофимова А.С. с.72-75.

27

Ход и взятие ладьи

Знакомство с шахматной фигурой «Ладья», местом ладьи в начальном положении, ходами. Развитие внимания.

Чтение дидактической сказки «Рассказ о месте ладьи в начальном положении».

Ход ладьи. Взятие.

Трофимова А.С. с.72-75.

28

Шахматные позиции

Знакомство с шахматной фигурой «Ладья», местом ладьи в начальном положении, ходами. Развитие внимания.

Чтение дидактической сказки «Рассказ о месте ладьи в начальном положении».

Ход ладьи. Взятие.

Трофимова А.С. с.72-75.

29

Шахматная доска и её тайны

Знакомство с шахматной фигурой «Ладья», местом ладьи в начальном положении, ходами. Развитие внимания.

Чтение дидактической сказки «Рассказ о месте ладьи в начальном положении».

Ход ладьи. Взятие.

Трофимова А.С. с.72-75.

30

«Знакомство с фигурой           Слон»

Формирование представлений о шахматной фигуре «слон», Месте слона в начальном положении.

Ходом слона, взятием.

Разноцветные и одноцветные слоны.

Понятием Легкая и тяжелая фигуры.

Ответы на вопросы

«Шахматной шкатулки»

Дидактические игры, «Игра на уничтожение». «Найди фигуру», «Ограничение подвижности». «Захват контрольного поля».

Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей

Трофимова А.С. с.26-30.

31

Лёгкие фигуры в шахматном королевстве. Быстроходный Слон. Как ходит Слон: «Своей родной диагонали всегда, как рыцарь верен он».

Формирование представлений о шахматной фигуре «слон», Месте слона в начальном положении.

Ходом слона, взятием.

Разноцветные и одноцветные слоны.

Понятием Легкая и тяжелая фигуры.

Ответы на вопросы

«Шахматной шкатулки»

Дидактические игры, «Игра на уничтожение». «Найди фигуру», «Ограничение подвижности». «Захват контрольного поля».

Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей

Трофимова А.С. с.26-30.

32

Ход слона, взятие.

Повторение.  О шахматной фигуре «слон», Месте слона в начальном положении.

Ходом слона, взятием.

Разноцветные и одноцветные слоны.

Понятием Легкая и тяжелая фигуры.

Чтение сказки «Как у каждого Слона своя дорожка появилась»

Дидактические задания «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин»

Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей

Трофимова А.С. с.26-30.

                            Январь

33

Лёгкие фигуры в шахматном    королевстве. Быстроходный Слон. Белопольные и чернопольные слоны.

Закрепление представлений о шахматной фигуре «слон». Отработка практических навыков.

Чтение сказки «Как у каждого Слона своя дорожка появилась»

Дидактические задания «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин»

Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей

Трофимова А.С. с.26-30.

34

Тяжёлые фигуры в шахматном королевстве. Ферзь – самая сильная фигура в шахматном королевстве.

Закрепление знаний о шахматной фигуре

«Ферзь», место ферзя в начальном положении,

ходами ферзя, взятием;

Отработка практических навыков.

«Игра на уничтожение» (ферзь против ферзя),

«Ограничение подвижности».

Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей

Трофимова А.С. с.36 – 37.

35

Как ходит ферзь: ходит он по многим клеткам, если бьёт, то очень метко.

Закрепление знаний о шахматной фигуре

«Ферзь», месте ферзя в начальном положении, ходами ферзя, взятием;

Отработка практических навыков.

«Игра на уничтожение» (ферзь против ферзя),

«Ограничение подвижности».

Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей

Трофимова А.С. с.36 – 37.

36

Ферзь против ферзя.

Закрепление знаний о шахматной фигуре

«Ферзь», месте ферзя в начальном положении, ходами ферзя, взятием;

Отработка практических навыков.

«Игра на уничтожение» (ферзь против ферзя),

«Ограничение подвижности».

Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей

Трофимова А.С. с.36 – 37.

37

Шахматная игра с ферзём.

Закрепление знаний о шахматной фигуре

«Ферзь», месте ферзя в начальном положении, ходами ферзя, взятием;

Отработка практических навыков.

«Игра на уничтожение» (ферзь против ферзя),

«Ограничение подвижности».

Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей

Трофимова А.С. с.36 – 37.

38

Лёгкие фигуры в шахматном королевстве. Защитник короля – хитрый Конь. Первая хитрость Коня – как буква «Г» его скачок. Вторая хитрость Коня: скачет конь породы редкой, через фигуры, через клетки.

Знакомство с шахматной фигурой «Конь», местом коня в начальном положении, ходами.

Развитие внимания, умения отстаивать свою позицию.        

        

Чтение сказки «Прыг, скок и вбок». Рассказ и показ сложности ходов коня Ход коня, взятие. Конь – легкая фигура. Дидактические задания «Лабиринт»,

«Перехитри часовых»,

«Один в поле воин»,

«Кратчайший путь».

Шахматная доска и

Шахматные поля, комплекты

Шахматных фигур по кол-ву детей

Трофимова А.С. с.38-39.

39

Мат в один ход конём.

Научить детей выполнять мат в один ход конём. Дидактическое задание «Мат в один ход» Развивать быстроту реакции. Воспитывать организованность.         

Мат в один ход: сложные примеры с большим числом шахматных фигур. Дидактическое задание «Дай мат в один ход».

Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей

Трофимова А.С. с.52-57.

40

Конь против ферзя, ладьи и слона

Научить детей выполнять мат в один ход конём. Дидактическое задание «Мат в один ход» Развивать быстроту реакции. Воспитывать организованность.

Мат в один ход: сложные примеры с большим числом шахматных фигур. Дидактическое задание «Дай мат в один ход».

Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей

Трофимова А.С. с.52-57.

Февраль

41

Король – главная фигура в шахматах: Запомни: основную роль играет в шахматах Король!»

Как ходит Король: «У Короля короткий шаг».

Формирование представлений о волшебном квадрате, который король использует в игре.

Развивать способность думать, мыслить, рассуждать и анализировать.

Активизировать словарь.

Чтение дидактической сказки «Как в шахматном королевстве новая фигура появилась», беседа по содержанию;

Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля».

Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей

Трофимова А.С. с.34-35.

42

Практическое задание

Формирование представлений о волшебном квадрате, который король использует в игре.

Развивать способность думать, мыслить, рассуждать и анализировать.

Активизировать словарь.

Чтение дидактической сказки «Как в шахматном королевстве новая фигура появилась», беседа по содержанию;

Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля».

Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей

Трофимова А.С. с.34-35.

43

Ход короля, взятие.

Формирование представлений о волшебном квадрате, который король использует в игре.

Развивать способность думать, мыслить, рассуждать и анализировать.

Активизировать словарь.

Чтение дидактической сказки «Как в шахматном королевстве новая фигура появилась», беседа по содержанию;

Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля».

Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей

Трофимова А.С. с.34-35.

44

Король против ферзя

Формирование представлений о волшебном квадрате, который король использует в игре.

Развивать способность думать, мыслить, рассуждать и анализировать.

Активизировать словарь.

Чтение дидактической сказки «Как в шахматном королевстве новая фигура появилась», беседа по содержанию;

Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля».

Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей

Трофимова А.С. с.34-35.

45

Шахматная партия.

Закрепление пройденного развитие логического мышления, умения отстаивать свое мнение.

Повторение правил хода и взятия каждой фигуры. Дидактическое задание «Дай мат в один ход»;

Д/и «Адрес», «Шифровка».

Шахматная доска, комплекты шахматных фигур, листы бумаги в клетку, карандаш.

46

Повторение фигуры  Короля

Показать, как ходит король. Разучить правило

«Королей не уничтожают» и что оно означает. Развивать внимание, способность работать по правилам, умение мыслить, находить правильное решение, отстаивать своё мнение.

Рассказ о месте короля в начальном положении. Ход короля, взятие. Короля не бьют, но и под бой его ставить нельзя. Дидактические задания: «Один в поле воин», «Кратчайший путь». Чтение и инсценировка сказки «Лена, Оля и Баба Яга».

Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей

Трофимова А.С. с.36 – 37.

47

Король против ладьи слона

Формирование представлений о волшебном квадрате, который король использует в игре.

Развивать способность думать, мыслить, рассуждать и анализировать.

Активизировать словарь.

Чтение дидактической сказки «Как в шахматном королевстве новая фигура появилась», беседа по содержанию.

Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля».

Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей

Трофимова А.С. с.34-35.

48

Король против коня, пешки

Формирование представлений о волшебном квадрате, который король использует в игре.

Развивать способность думать, мыслить, рассуждать и анализировать.

Активизировать словарь.

Чтение дидактической сказки «Как в шахматном королевстве новая фигура появилась», беседа по содержанию.

Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля».

Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей

Трофимова А.С. с.34-35.

Март

49

Король против коня, пешки. Повторение

Формирование представлений о волшебном квадрате, который король использует в игре.

Развивать способность думать, мыслить, рассуждать и анализировать.

Активизировать словарь.

Чтение дидактической сказки «Как в шахматном королевстве новая фигура появилась», беседа по содержанию.

Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля».

Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей

Трофимова А.С. с.34-35.

50

Дидактические игры на закрепление. Партия

Формирование представлений о волшебном квадрате, который король использует в игре.

Развивать способность думать, мыслить, рассуждать и анализировать.

Активизировать словарь.

Чтение дидактической сказки «Как в шахматном королевстве новая фигура появилась», беседа по содержанию.

Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля».

Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей

Трофимова А.С. с.34-35.

51

Шах ферзем, ладьёй

Повторение фигуры ферзя, ладьи, их значимости, особенностями и способами действия. Развивать внимание и логическое мышление.

Открытый шах. Двойной шах. Дидактические задания «Дай открытый шах», «Дай двойной шах». Дидактическая игра. «Первый шах».

Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей

Трофимова А.С. с. 119.

Шах слоном

Повторение фигуры слона, его значимостью, особенностями и способами действия. Развивать внимание и логическое мышление.

Дидактические задания «Дай открытый шах», «Дай двойной шах». Дидактическая игра. «Первый шах».

Шахматная доска, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей.

Трофимова А.С. с. 90-94.

52

Шах конём

Закрепить представления детей о позиции «шах и мат». Развивать логического мышления умения доказывать правильность решения, опровергать неправильные, сообразительность, быстроту реакции. Воспитывать умение выслушивать других детей.                

Открытый шах. Двойной шах. Дидактические задания «Дай открытый шах», «Дай двойной шах». Дидактическая игра. «Первый шах».

Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей

Трофимова А.С. с.52- 57.

53

Шах пешкой

Закрепить представления детей о позиции «шах и мат». Развивать логического мышления умения доказывать правильность решения, опровергать неправильные, сообразительность, быстроту реакции. Воспитывать умение выслушивать других детей.                

Открытый шах. Двойной шах. Дидактические задания «Дай открытый шах», «Дай двойной шах». Дидактическая игра. «Первый шах».

Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей

Трофимова А.С. с.52- 57.

54

Партия

Закрепление пройденного развитие логического мышления, умения отстаивать свое мнение.        

        

Повторение правил хода и взятия каждой фигуры.

Дидактическое задание «Дай мат в один ход».

Д/и «Адрес», «Шифровка».

Шахматная доска, комплекты шахматных фигур, листы бумаги в клетку, карандаш.

55

Повторение полей, фигур

Закрепление пройденного развитие логического мышления, умения отстаивать свое мнение.        

        

Повторение правил хода и взятия каждой фигуры. Дидактическое задание «Дай мат в один ход».

Д/и «Адрес», «Шифровка».

Шахматная доска, комплекты шахматных фигур, листы бумаги в клетку, карандаш.

56

Повторение Горизонталь. Вертикаль. Диагональ.

Формирование представлений о горизонталях, понятии «Горизонтальная линия». Развитие внимания, мелкой моторики.

Формирование понятий «горизонталь».

Д/и «Поиграем-угадаем», «Горизонтальная игра».

Шахматная доска и шахматные поля, учебник, карандаши.

Сухин И.Г. с.10-12; Учебник Ч.1

с.11-14.

Апрель

57

Центр. Ходы фигур, взятие.

Формирование представлений о диагоналях, понятии «Диагональная линия». Развитие внимания, мелкой моторики.

Формирование понятий «диагональ»,

Д/и «Поиграем-угадаем», «диагональная игра».

Шахматная доска и шахматные поля, учебник, карандаши. Сухин И.Г. с.10-12; Учебник Ч.1

с.11-14.

58

Шах. Мат. Пат.

Цель: Формировать представление о позиции «шах и мат» Развивать способность думать, мыслить, рассуждать и анализировать. Формирование представлений о том, что мат - цель игры упражнение в определении шахматных ситуаций. Активизировать словарь.                

Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха. Дидактические задания «Шах или не шах», «Дай шах», «Пять шахов», «Защита от шаха».

Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей

Трофимова А.С. с.52-57.

59

Повторение. Начальное положение. Игра пешками.

Повторение с местом пешки в начальном положении; понятиями: ладейная, коневая, слоновая, ферзевая, королевская пешка. Ход пешки, взятие. Взятие на проходе. Превращение пешки.

Чтение дидактической сказки «Детский сад»,

«Чудесная Пешка».

Рассказ о пешке.

Дидактические задания

«Лабиринт», «Один в поле воин».

Д/и «Волшебный мешочек».

Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей

Трофимова А.С. с.43-47.

60

Повторение. Игра слоном, ладьёй, ферзем, королём.

Закрепление представлений о шахматной фигуре «слон», «ладья», «ферзь», и «король». Отработка практических навыков.

Ответы на вопросы

«Шахматной шкатулки». Дидактические задания «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь».

Дидактические игры

«Чудесный мешочек».

Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей.

Трофимова А.С. с.32-33.

61

Правило «Короля не бьют»

Закрепление представлений о фигуре «король». Отработка практических навыков.

Ответы на вопросы

«Шахматной шкатулки». Дидактические задания «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь».

Дидактические игры

«Чудесный мешочек».

Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей.

Трофимова А.С. с.32-33.

62

Шахматная партия.

Закрепление представлений о фигуре «король». Отработка практических навыков.

Повторение правил хода и взятия каждой фигур.

Дидактическое задание «Дай мат в один ход».

Д/и «Адрес», «Шифровка».

Шахматная доска, комплекты шахматных фигур, листы бумаги в клетку, карандаш.

63

Шахматная  викторина

Закрепление представлений о фигуре «король». Отработка практических навыков.

Выполнение игровых заданий.

Шахматная доска, комплекты шахматных фигур.

Демонстрационный материал, шарады, ребусы, головоломки, занимательный материал И.Г. Сухина.

64

Рокировка. Понятие. Короткая и длинная рокировка.

Закрепление представлений о фигуре «король». Отработка практических навыков.

Выполнение игровых заданий.

Шахматная доска, комплекты шахматных фигур.

Демонстрационный материал, шарады, ребусы, головоломки, занимательный материал И.Г. Сухина.

Май

65

Три правила рокировки

Закрепление представлений о правилах трех рокировки.  Отработка практических навыков.

Выполнение игровых заданий.

Шахматная доска, комплекты шахматных фигур.

Демонстрационный материал, шарады, ребусы, головоломки, занимательный материал И.Г. Сухина.

66

Коллективная игра

Закрепление представлений о правилах игры. Отработка практических навыков.

Выполнение игровых заданий.

Шахматная доска, комплекты шахматных фигур.

67

Игра в парах. Дидактическая игра «Шах или не шах»

Выявление уровня усвоения при прохождении курса программы и проведение анализа.

Выполнение дидактических игр.

Индивидуальный опрос.

Шахматная доска, комплекты шахматных фигур.

Демонстрационный материал

68

Дидактическая  игра «Поставь мат в один ход»

Закрепление представлений о правилах игры. Отработка практических навыков.

Выполнение дидактических игр.

Индивидуальный опрос.

Шахматная доска, комплекты шахматных фигур.

69

Игра всеми фигурами

Выявление уровня усвоения при прохождении курса программы и проведение анализа.

Выполнение дидактических игр.

Индивидуальный опрос.

Шахматная доска, комплекты шахматных фигур.

70

Педагогический мониторинг.

Выявление усвоения при прохождении курса программы и проведение анализа.

Выполнение дидактических игр.

Индивидуальный опрос.

Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур.

71

Педагогический мониторинг.

Выявление уровня усвоения при прохождении курса программы и проведение анализа.

Выполнение дидактических игр.

Индивидуальный опрос.

Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур.

72

Мероприятие «В гостях у шахматной королевы»

Повторение пройденного материала. Закрепление понятий. Игра в парах.

Выполнение заданий.

Индивидуальный

опрос.

Шахматная доска, комплекты шахматных фигур.

Демонстрационный материал, шарады.

3.2. Кадровые условия

Педагогический работник – 1 человек (высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы; дополнительное образование: курсы повышения квалификации в соответствии с профилем программы).

3.3. Система педагогической диагностики (мониторинга) достижения детьми планируемых результатов освоения Программы

                 

Мониторинг освоение программы

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ

1.        ШАХМАТНАЯ ДОСКА, Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ,
центр.

Дидактические игры и задания

«Горизонталь». Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т. п.).

«Вертикаль», То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски, «Диагональ». То же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной доски,

2.        ШАХМАТНЫЕ ФИГУРЫ Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.
Дидактические игры и задания

«Волшебный мешочек». В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из детей на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана,

«Секретная фигура». Все фигуры стоят на столе педагога в один ряд, дети по очереди называют все шахматные фигуры, кроме «секретной», которая выбирается заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: «Секрет»,

«Большая и маленькая». На столе шесть разных фигур Дета называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Задача: поставить все фигуры по высоте.

3.НАЧАЛЬНАЯ РАССТАНОВКА ФИГУР.

Начальное положение (начальная позиция); расположение
каждой из фигур в начальной позиции; правило «ферзь любит свой цвет»; связь между горизонталями,
вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.

Дидактические игры и задания

«Мешочек», ребенок но одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно расставляют начальную позицию.

«Да и нет». Педагог берет две шахматные фигурки и спрашивает детей, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении,\

4.        ХОДЫ И ВЗЯТИЕ ФИГУР. Правила хода и взятия каждой из фигур, игра «на уничтожение», белопольные и чернопольные слоны5 одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные,
коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.
Дидактические игры
и задания

«Игра на уничтожение». У ребенка формируется внутренний план действий, развивается аналитико-синтетическая функция мышления и др. Педагог играет с ребенком ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры). Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника,

«Один в поле воин». Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми). «Перехитри часовых». Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на «заминированные» поля и на поля, находящиеся под ударом черных фигур.

5.        ЦЕЛЬ ШАХМАТНОЙ ПАРТИИ. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила.

Дидактические игры и задания

«Шах или не шах». Приводится ряд положений, в которых ребенок должен определить: стоит ли король под шахом или нет,

«Дай шах». Требуется объявить шах неприятельскому королю,

«Мат или не мат». Приводится ряд положений, в которых ребенок должен определить: дан ли мат черному королю.

«Рокировка»» Ребенок должен определить, можно ли рокировать в тех или иных случаях.

Педагогическая диагностика по выявлению умений детей играть в шахматы

Список детей

Знает историю возникновения шахмат

Знает шахматную доску

Знает и правильно называет шахматные фигуры

Знает, как ходят шахматные фигуры

Умеет расставлять фигуры на шахматной доске

Знает и использует в речи шахм. термины

Умеет определять позицию - шах

Умеет ставить шах

Умеет объявлять мат

Соблюдает правила игры

Может решать конфликтные ситуации с

партнером

Итог

* Оценка уровня:

  • «высокий» уровень - все компоненты интегративного качества отмечены знаком «в»;
  • «средний» уровень - большинство компонентов отмечены знаком «с»;
  • «низкий» уровень - большинство компонентов отмечены знаком «н».

Формы подведения итогов реализации

дополнительной образовательной программы

Диагностика на начало обучения – беседа об уровне погруженности в шахматную игру. Практически все дети учатся «с нуля».

На конец года показатели результатов

  • Участие детей в шахматных викторинах и турнирах на уровне группы, ДОУ.
  • В апреле ребята принимают участие в городском шахматном турнире «Белая ладья».

Перечень литературных источников

        

       

 

«Шахматная доска»:

  1. Сухин И. «Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы». – Обнинск: Духовное возрождение, 1998.
  2. Князева В. «Уроки шахмат». – Ташкент: Укитувчи, 1992.
  3. Г.М. Зенков «Первый шаг» («Пласт», 1993г., Кемеровская область).

                               «Шахматные фигуры»:

1. Сухин И. «Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2–5 лет». – М.: Новая школа, 1994.

2. Сухин И. «Волшебный шахматный мешочек». – Испания: Издательский центр Маркота. Международная шахматная Академия Г. Каспарова, 1992.

3. А. Кентлер «Шахматный букварь - раскраска» (СПб, 1998 г.,Изд. «Образование - культура»).

  1. И.Весела «Шахматный букварь» (Петрозаводск «Кругозор» 1994г.)
  2. Гришин В., Ильин Е. «Шахматная азбука». – М.: Детская литература, 1980.
  3. Сухин И. «Шахматы для самых маленьких». – М.: Астрель, АСТ, 2000.
  4. Сухин И. «Необыкновенные шахматные приключения».
  5. Сухин И. «Приключения в Шахматной стране». – М.: Педагогика, 1991.
  6. Сухин И. «Удивительные приключения в Шахматной стране». – М.: Поматур, 2000.

«Три стадии шахматной игры»:

1. В. Костров, Д. Давлетов «Шахматы для детей и родителей» (СПб, 2001г.), ч. 1.

2. Гришин «Малыши играют в шахматы» (Москва «Просвещение» 1991г.)

3. Сухин И. «Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя» – Обнинск: Духовное возрождение, 1999.

4. Зак В., Длуголенский Я. «Я играю в шахматы». – Л.: Детская литература, 1985.

 Дидактические шахматные сказки

  1. Сухин И. Котята-хвастунишки // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Новая школа, 1994. – Вып. 3.
  2. Сухин И. Лена, Оля и Баба Яга // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Новая школа, 1995. – Вып. 5.
  3. Сухин И. От сказки – к шахматам.
  4. Сухин И. Удивительные превращения деревянного кругляка // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Издательство фирмы ACT, 1993.
  5. Сухин И. Удивительные приключения шахматной доски.
  6. Сухин И. Хвастуны в Паламеде.
  7. Сухин И. Черно-белая магия Ущелья Великанов // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Новая школа, 1994. – Вып. 2.
  8. Сухин И. Шахматная сказка // Сухин И. Приключения в Шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"В Музыкальном королевстве - Осень".Тематическое занятие для подготовительнойгруппы

Цель занятия. Углубить представление детей о жанрах музыки, развивать творческие способности детей, исполнительские навыки.   0_3e5ed_bd806da_XL.jpgЗадачи. 1.Развивать творческое воображение, желание ...

В КОРОЛЕВСТВЕ ЗЕРКАЛ (индивидуальное занятие психолога с ребёнком 6 лет подготовительная группа)

Цель занятия:  1.Расширить пространственные представления ребёнка. ...

Театрализованное представление"Королевство кривых зеркал"

Многие музыкальные руководители хотят видеть в родителях своих союзников.Приглашая родителей участвовать в празднике,мы способствуем развитию теплых отношений между детьми и взрослыми.Развивать детску...

Театрализованное представление"Королевство кривых зеркал"

Многие музыкальные руководители хотят видеть в родителях своих союзников.Приглашая родителей участвовать в празднике,мы способствуем развитию теплых отношений между детьми и взрослыми.Развивать детску...

Главный в молочном королевстве

О пользе творога наслышаны все. Этот кисломолочный продукт полезен людям любого возраста, и из него можно приготовить блюда на любой вкус, Для детей творог особенно ценен....

"Бал в сказочном королевстве"

Сценарий выпускного бала в подготовительной группе...