Создание условий для самореализации молодого педагога ДОУ
статья

Симинишина Юлия Романовна

С первого дня работы в образовательном учреждении молодые специалисты имеют те же должностные обязанности и несут ту же ответственность, что и коллеги с многолетним стажем работы. А воспитанники и их родители, администрация образовательного учреждения ожидают от них столько же безупречного профессионализма, сколько от опытного педагога. 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Создание условий для самореализации молодого педагога в ДОУ

В последнее время появление в дошкольном учреждении молодого специалиста не только большая радость, но и головная боль для всего педагогического коллектива.

С первого дня работы в образовательном учреждении молодые специалисты имеют те же должностные обязанности и несут ту же ответственность, что и коллеги с многолетним стажем работы. А воспитанники и их родители, администрация образовательного учреждения ожидают от них столько же безупречного профессионализма, сколько от опытного педагога.

За последние три года в наш детский сад пришли работать 5 молодых специалистов. Это 4 воспитателя и музыкальный руководитель.

Поэтому одной из первостепенных задач заведующей и старшего воспитателя стала помощь молодым специалистам в адаптации к непростым условиям труда, сделать так, чтобы они не разочаровались в выбранном пути.

Для себя мы наметили следующие направления деятельности по введению молодого специалиста в профессию педагога:

  1. Обеспечение педагогов методической литературой и рекомендациями по организации образовательного процесса, взаимодействию с родителями воспитанников, повышению профессиональной компетентности;
  2. Вовлечение молодых педагогов в инновационную деятельность;
  3. Проведение открытых занятий педагогов – наставников для молодых специалистов;
  4. Проведение и анализ мероприятий, проводимых молодыми специалистами;
  5. Проведение педагогических советов по наиболее актуальным сложным вопросам воспитателей.

В нашем дошкольном образовательном учреждении используется системный подход по повышению профессиональной компетентности молодых специалистов, что позволяет молодому педагогу:

  • быстро адаптироваться к работе в детском саду;
  • избежать момента неуверенности в собственных силах;
  • наладить успешную коммуникацию со всеми участниками педагогического процесса;
  • сформировать мотивацию к дальнейшему самообразованию по психологии и педагогике;
  • «почувствовать вкус» профессиональных достижений;
  • раскрыть свою индивидуальность и начать формирование собственной профессиональной траектории.

Одним из моментов системного подхода стало возрождение наставничества. Сегодня наставничество заслуживает самого пристального внимания, в нем отражена жизненная необходимость выпускника учебного заведения получить поддержку опытного профессионала, который способен предложить практическую и теоретическую помощь на рабочем месте.

Основным  документом, регулирующим работу системы наставничества, является «Положение о наставничестве», согласованное на заседании педагогического совета.

В связи с этим 3 педагога нашего учреждения со стажем педагогической работы более 15 лет прошли повышение квалификации в КРИПК и ПРО по программе «Технологии наставничества в профессиональной деятельности руководящих и педагогических кадров (менторство, тьюторство, наставничество) и были закреплены за молодыми специалистами.

Закрепление за молодым педагогом наставника позволяет  получить поддержку опытного профессионала, который способен предложить практическую и теоретическую помощь на рабочем месте, используя разнообразные формы взаимодействия друг с другом. Самое главное – молодые специалисты могут присутствовать у своего наставника на любом режимном мероприятии, задать возникающие у него вопросы.

Работа с молодыми и начинающими  воспитателями – это довольно кропотливый труд.

На первом этапе педагоги – наставники проводят анкетирование, с целью изучения затруднений начинающего педагога. Проводят вводные беседы о принципах и содержании деятельности ДОО, о психолого-педагогических особенностях воспитанников, о личностной позиции и педагогической миссии воспитателя детского сада. Раздают Памятки молодым воспитателям. 

На втором этапе – совместно с начинающим специалистом разрабатывают план организации воспитательно – образовательного процесса, оказывают помощь в подготовке к непосредственно образовательной деятельности

На третьем этапе педагоги – наставники своими действиями, идеями и творчеством мотивируют наставляемых на участие в инновационной деятельности, конкурсном движении, готовят к скорой предстоящей аттестации.   

Так в 2022 году наш молодой специалист Коземаслова Н.Е. приняла участие во Всероссийском конкурсе «Педагогический дебют 2022» и стала Победителем заочного этапа. После чего представляла наше учреждение на очном этапе, проходившем в г.Москва. 

     Одним из самых значимых мероприятий, которое вошло в традицию нашего детского сада, стало проведение конкурса «Воспитатель года в ДОУ». Мы разработали Положение о проведении конкурса, которое определяет цели, задачи конкурса, условия участия, организацию и порядок проведения профессионального конкурса.

Целью конкурса является развитие творческой инициативы и повышение профессионального  мастерства педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста.

Конкурсные мероприятия длились 2 месяца и проводились в три этапа. Каждый этап оценивало жюри, в состав которого входили педагоги другого дошкольного учреждения.

Первым этапом конкурса была «Визитная карточка», которая проходила в форме творческой импровизации, где участники конкурса в индивидуальной форме или при участии воспитанников представляли свой профессиональный опыт, планы и перспективы на будущее.

Вторым этапом стала «Педагогическая находка» (педагогическое занятие с детьми), где участники демонстрировали практический педагогический опыт, отражающий сущность используемых образовательных технологий.

И заключительным этапом стало проведение мастер – классов «Педагог – творческая профессия». Конкурсантки работали с аудиторией взрослых, количественный состав которой формировали самостоятельно из присутствующих. 

В прошлом учебном году в данном конкурсе у нас принимали участие только педагоги-наставники. В новом учебном году уже будут принимать участие и молодые специалисты.

Разнообразные формы работы с молодыми специалистами способствуют развитию познавательного интереса к профессии, активному освоению приемов работы с детьми и их родителями, оказывает положительное влияние на совершенствование профессиональной деятельности.

Данная система работы с молодыми специалистами  привела к тому, что в детском саду   стабильный педагогический коллектив,  молодые воспитатели работающие в детском саду стали самодостаточными, творческими личностями любящими детей и свою профессию. В настоящее время два педагога уже защитились на первую квалификационную категорию, остальные планируют подать заявления в ближайшее время.

Своё выступление я хочу закончить словами известного педагога Антона Семеновича Макаренко:

 «Со мной работали десятки молодых педагогов. Я убедился, что как бы человек успешно не кончил педагогический вуз, как бы он не был талантлив, а если не будет учиться на опыте, никогда не будет хорошим педагогом! Я сам учился у более старых педагогов».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Создание условий для интерактивного взаимодействия педагогов с целью обмена инновационным опытом, идеями, самообучения и взаимообучения для профессионального развития, повышения уровня профессиональной компетентности"

       На сегодняшний день все педагоги ДОУ озадачены новой ситуацией в системе дошкольного образования – организацией образовательного процесса в дошкольном учреждении в со...

Методическое сопровождение создания условий для профессионального развития педагогов ДОУ в условиях введения ФГОС ДО.

          1 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Впервые в истории дошкольного образования ...

«Создание условий для самореализации ребёнка дошкольного возраста через познавательно-исследовательскую деятельность»

Методические рекомендации по организации познавательно-исследовптельской деятельности со старшими дошкольниками....

Статья "Создание условий для самореализации воспитанников в дошкольном учреждении на основе метода активной музыкотерапии".

  Современное музыкальное занятие трудно представить без танцевальных упражнений.   Танцевально-двигательная терапия  основывается на том, что ритмические  движени...

Консультация « Создание условий для самореализации ребенка и обеспечение его психологической безопасности»

Создание условий для самореализации ребенка и обеспечение его психологической безопасности...

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ Тема: «Создание условий для самореализации детей 4-5 лет в различных видах деятельности детского сада»

На сегодняшний день активно обращается внимание на новое направление художественного воспитания детей дошкольного возраста – детский дизайн, который дает широкий простор детскому творчеству. Акт...

Создание условий для профессиональной компетентности педагогов через реализацию «Программы профессионального развития педагогов»

В условиях модернизации и развития системы образования произошли значительные изменения, как в организации, так и содержании педагогической деятельности коллектива МАДОУ. Появилась реальная возможност...