Консультация « Создание условий для самореализации ребенка и обеспечение его психологической безопасности»
консультация
Создание условий для самореализации ребенка и обеспечение его психологической безопасности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya.docx | 132.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация
« Создание условий для самореализации ребенка и обеспечение его психологической безопасности»
Понятие психологическая безопасность чаще всего раскрывается через использование понятий психическое здоровье и угроза.
Само содержание понятия безопасность означает отсутствие опасностей или возможность надежной защиты от них. Опасность же рассматривается как наличие и действие различных факторов, которые являются дисфункциональными, дестабилизирующими жизнедеятельность ребенка, угрожающими развитию его личности.
Предусмотреть возникновение опасности довольно сложно. В настоящее время нет достаточно обоснованной и подробной общей классификации угроз психологической безопасности и возможных источников их в дошкольном учреждении. Но в то же время и оздоровительная программа без системы упреждающих мер будет не столь эффективной.
Основные источники угроз психологической безопасности личности можно условно разделить на две группы: внешние и внутренние.
К ВНЕШНИМ ИСТОЧНИКАМ угроз психологической безопасности ребенка следует отнести:
1.Манипулирование детьми, наносящее серьезный ущерб позитивному развитию личности. Это проявляется в том, что взрослые стремятся все сделать за ребенка, тем самым лишая его самостоятельности и инициативы, как в деятельности, так и в принятии решений.
2. Индивидуально-личностные особенности персонала, участвующего в образовательном процессе и ежедневно вступающего во взаимодействие с детьми.
3.Межличностные отношения детей в группе. Бывает так, что детское сообщество отвергает кого-то из сверстников, а воспитатели долгое время этого не замечают или не находят достаточно эффективных средств для устранения такого явления. В результате у отвергаемых детей появляется чувство дезориентации в микросоциуме, каковым является для ребенка дошкольное учреждение. Кроме того, в детском коллективе уже в раннем возрасте могут проявляться грубость и жестокость, на которую также нет должной реакции педагогов.
4.Враждебность окружающей ребенка среды, ограничен доступ к игрушкам, не продумано цветовое и световое оформление пространства; отсутствуют необходимые условия для реализации естественной потребности в движении; действуют необоснованные запреты, вызванные псевдозаботой о безопасности ребенка.
5.Несоблюдение гигиенических требований к содержанию помещений и, в первую очередь, отсутствие режима проветривания.
6.Интеллектуально-физические и психо-эмоциональные перегрузки из-за нерационально построенного режима жизнедеятельности детей, однообразие будней.
7.Нерациональность и скудость питания, его однообразие и плохая организация.
8. Неправильная организация общения. Преобладание авторитарного стиля, отсутствие заинтересованности ребенком со стороны взрослых.
9.Недооценка значения закаливания, сокращение длительности пребывания ребенка на свежем воздухе.
10.Отсутствие понятных ребенку правил, регулирующих его поведение в детском обществе.
11.Неблагоприятные погодные условия.
12.Невнимание к ребенку со стороны родителей, асоциальная семейная микросреда и т. д.
ВНУТРЕННИМИ ИСТОЧНИКАМИ угроз психологической безопасности ребенка могут быть:
1. Сформировавшиеся в результате неправильного воспитания в семье привычки негативного поведения. В результате малыш сознательно отвергается детьми и подсознательно взрослыми.
2. Осознание ребенком на фоне других детей своейнеуспешности. Это способствует формированию комплекса неполноценности и зарождению такого, например, отрицательно го чувства, как зависть.
3. Отсутствие автономности. Прямая зависимость во всем от взрослого, рождающая чувство беспомощности, когда приходится действовать самостоятельно.
4. Индивидуально-личностные особенности ребенка, например сформировавшиеся (не без помощи взрослых) боязливость или привычка постоянно быть в центре внимания.
5. Патология физического развития ,например нарушение зрения, слуха и т. п.
Общим же источником угроз психологической безопасности ребенка является информация, которая неадекватно отражает окружающий его мир, т. е. вводит его в заблуждение, в мир иллюзий. Проще говоря, когда взрослые обманывают ребенка. И это может привести к психологическому срыву. Например: убеждают, что мама скоро придет, и малыш находится в состоянии напряженного ожидания.
ПРИЗНАКИ СТРЕССОВОГО СОСТОЯНИЯ малыша при нарушении его психологической безопасности могут проявляться:
- в трудностях засыпания и беспокойном сне;
- в усталости после нагрузки, которая совсем недавно его не утомляла;
- в беспричинной обидчивости, плаксивости или, на оборот, повышенной агрессивности;
- в рассеянности, невнимательности;
- в беспокойстве и непоседливости;
- в отсутствии уверенности в себе, которая выражается в том, что ребенок все чаще ищет одобрения у взрослых, буквально жмется к ним;
- в проявлении упрямства;
- в том, что он постоянно сосет соску, палец или жует что-нибудь, слишком жадно без разбора ест, заглатывая при этом пищу (иногда, наоборот, отмечается стойкое нарушение аппетита);
- в боязни контактов, стремлении к уединению, в отказе участвовать в играх сверстников (часто ребенок бесцельно бродит по групповой, не находя себе занятия);
- в игре с половыми органами;
- в подергивании плеч, качании головой, дрожании рук;
- в снижении массы тела или, напротив, начинающих проявляться симптомах ожирения;
- в повышенной тревожности;
- в дневном и ночном недержании мочи, которых ранее не наблюдалось, и в некоторых других явлениях.
Все вышеперечисленные признаки могут говорить нам, что ребенок находится в состоянии психоэмоционального напряжения, только в том случае, если они не наблюдались ранее. Следует отметить и то, что не все признаки стрессового состояния могут быть явно выражены. Но беспокоиться следует даже в том случае, если проявились хотя бы какие-то из них.
Наличие вышеуказанных симптомов нередко свидетельствует о возникновении психосоматических расстройств, которые могут отрицательно сказаться на самочувствии, поведении ребенка. Игнорирование их обычно приводит к стойким нарушениям не только в здоровье, но и в личностном развитии. Бывает, что такие дети впоследствии становятся лживыми, неуверенными в себе, склонными к бесплодным мечтаниям, трусливыми, некоммуникабельными. У них как способ защитного поведения очень рано появляется социальная маска.
Надежными показателями того, что средства психологической безопасности выбраны верно, служат хорошее настроение малыша, проявляемое им чувство бодрости, радости, уверенности.
Для обеспечения психологической безопасности ребенка в группе используйте следующие рекомендации:
- Общаясь ли просто играя с ребенком, используйте элементы телесной терапии (обнимите, погладьте).
- Помогите ребенку выбрать свою зону «спокойствия». Им может быть книжный уголок, зона спокойных дидактических игр и, наконец, лавочка в приемной. Данная зона в группе реализует принцип дистанции при взаимодействии участников образовательного процесса. Каждый ребенок в группе может найти место, удобное для занятий и комфортное с точки зрения его эмоционального состояния.
- Зона уединения должна быть оформлена так, чтобы не контрастировать с интерьером группы. Она может быть огорожена ширмой или шатром. В шатре (за ширмой) должны располагаться игрушки, способствующие снятию напряжения и саморегуляции, а также мягкие подушки, коврик, книги, альбомы, мягкие детские кресла, пуфы. Помогут достичь снятию напряжения и расслаблению аудиозаписи со спокойной музыкой.
- Разновидностью зоны уединения может быть большой шатер из светлой полупрозрачной ткани. Шатер символизирует «волшебную страну». Здесь можно рассказать самое сокровенное, придумать сказку, стать волшебником. Чтобы было удобно и комфортно, ребята могут располагаться на полу на мягких подушках. Здесь происходит коррекционная работа с детьми по снижению тревожности, формированию положительной самооценки.
- Попробуйте применить метод «хохочущих фотографий». Эффективным будет
размещение фотографий всех детей. В результате в сознании детей помимо индивидуального образа «Вот я какой!» формируется дополнительный коллективный «Вот мы какие!». Это в значительной мере снижает у них ощущение угрозы, тревожности. Дети становятся более раскрепощенными, более открытыми для общения и восприятия новых знаний.
- Используйте в своей работе игры для создания эмоционально благополучной
обстановки в группе, на привлечение внимания к сверстникам, для группового сплочения.
- С целью совершенствования эмоциональной сферы также можно использовать
разнообразные виды кукол: перчаточные, пальчиковые и маски с разными эмоциональными выражениями.
- В каждой группе применяйте уголок настроения:
-в младшей и средней группах – через цветовое решение (веселый – грустный);
- старшая – подготовительная группы – через схематическое решение (веселый, грустный, спокойный).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Создание условий для самореализации ребёнка дошкольного возраста через познавательно-исследовательскую деятельность»
Методические рекомендации по организации познавательно-исследовптельской деятельности со старшими дошкольниками....
Статья "Создание условий для самореализации воспитанников в дошкольном учреждении на основе метода активной музыкотерапии".
Современное музыкальное занятие трудно представить без танцевальных упражнений. Танцевально-двигательная терапия основывается на том, что ритмические движени...
Консультация "Создание условий для ознакомления детей с основами безопасности"
Материал для родителей...
Выступление из опыта работы по теме: «Создание условий самореализации ребенка и обеспечение его психологической безопасности»
Понятие психологическая безопасность чаще всего раскрывается через использование понятий психическое здоровье и угроза. При этом психологическая безопасность трактуется как такое состояние, когда обес...
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ Тема: «Создание условий для самореализации детей 4-5 лет в различных видах деятельности детского сада»
На сегодняшний день активно обращается внимание на новое направление художественного воспитания детей дошкольного возраста – детский дизайн, который дает широкий простор детскому творчеству. Акт...
Консультация «Создание условий для речевого развития и психологического комфорта воспитанников в ДОУ»
Консультация «Создание условий для речевого развития и психологического комфорта воспитанников в ДОУ»...
Создание условий для самореализации молодого педагога ДОУ
С первого дня работы в образовательном учреждении молодые специалисты имеют те же должностные обязанности и несут ту же ответственность, что и коллеги с многолетним стажем работы. А воспитанники и их ...