Статья "Создание условий для самореализации воспитанников в дошкольном учреждении на основе метода активной музыкотерапии".
статья
Современное музыкальное занятие трудно представить без танцевальных упражнений. Танцевально-двигательная терапия основывается на том, что ритмические движения благотворно влияют на физическое и эмоциональное состояние человека. Музыкально-ритмические игры и упражнения снимают нервно – психическое напряжение, помогают ребёнку быстро и легко установить дружеские связи с другими детьми группы. В своей практической деятельности музыкотерапию сочетаю с танцевальной игрой. Танец в сочетании с игрой помогает в свободной импровизации переработать напряжения чувств, а музыка помогает их эмоционально выразить через движения тела. Движением в танце можно передать радость, боль, восторг, грусть, удивление, гнев. Танцевально-двигательная терапия в моей практике включает в себя упражнения и танцы, направленные на формирование групповой сплоченности («Хоровод друзей», «Цепочка», «Спонтанный танец»), на развитие коммуникативных навыков («Ленточка», «Зеркало», «Ссора котов», «Язык жестов»), на расслабление и релаксацию «Облачко», «Волна», «Шум и тишина», «Дыхание весны», «На лесной поляне»), на развитие эмоционально-личностной сферы («Это Я», «Мое настроение», «Мое имя»). Особую роль в процессе организации танцевальных игр я отвожу правильно подобранной по интенсивности звучания и ритму музыке, так как она помогает ребенку упорядочить движения, усиливая впечатление от танца. В ходе танцевальной игры часто использую прием фантазирования, так, например, включая музыку и двигая перед воспитанниками тканью яркого цвета, одновременно рассказываю фантазийную историю, героями которой могут быть сами участники игры. При этом предлагаю дошкольникам двигаться, когда ткань «взлетает» вверх или колышется из стороны в сторону, и останавливаться, когда ткань опускается. Во время подобных игр-фантазий синхронизирую подвижные и спокойные эпизоды в движениях, в музыке и в истории. Интегрирую танцевальные игры не только с музыкотерапией, но и с элементами арттерапии. Так, например, используя аудиозапись пьесы «Лунный свет» Клода Дебюсси предлагаю воспитанникам произвольно разместиться в музыкальном зале. Проговариваю дошкольникам, согласуя с движением музыки, следующий текст: «Друзья, сейчас мы окунемся в морскую глубину. Сначала проверим, работает ли наше снаряжение для дыхания под водой: спокойно, без напряжения вдохните, теперь выдохните. Со снаряжением все в порядке, поэтому погружаемся! Сделайте спокойный глубоких вдох, а с выдохом опуститесь на самое дно. Вокруг вас — лишь чистая голубая вода. А теперь ощутите, что вы — морские волны, которые легко качаются вместе с музыкой. Вокруг вас плавают разноцветные жители моря — почувствуйте их присутствие, рассмотрите внимательно. Вдруг течение изменилась! Все волны зашевелились, начали перемещаться, путешествовать морской глубиной, встречать новых морских жителей… А теперь наступила ночь. В полной темноте морская вода засияла — это светящиеся микроскопические водоросли, рачки, удивительные медузы. Волны постепенно успокаиваются и ложатся на дно». После игры предлагаю воспитанникам под ту самую музыку нарисовать образы, возникшие в их воображении. После этого совместно с педагогом-психологом анализирую детские рисунки — цвета, насыщенность, силу нажима карандаша и тому подобное. С помощью подобных игр, можно выявить у детей скрытое эмоциональное напряжение, негативизм, агрессию и направить усилия для их устранения в процессе реализации метода музыкотерапии.
Активная музыкотерапия в моей практической деятельности также включает в себя прием музицирования на детских шумовых и русских народных музыкальных инструментах. Предлагаемый набор инструментов для музицирования: бубны, барабаны, деревянные палочки, ложки, маракасы, глиняные свистульки, дудочки, губные гармошки, а также шумовые инструменты из сенсорной комнаты «Тропический дождь», «Шум океана», «Летний дождь». Игра в оркестре побуждает дошкольников к творческим поискам, развивает внимание, учит выстраивать партнерские отношения друг с другом. Основная форма работа в процессе музицирования - это ритмическое сопровождение фонограммы или музыкального произведения, исполняемого мной или воспитанниками. Дети также озвучивают при помощи музыкальных инструментов разнообразные картины, стихотворения, импровизируют, передавая собственные чувства и переживания своим исполнением, проигрывают ситуации «разговора» или «ссоры» между музыкальными инструментами.
Еще один прием, который я использую в своей образовательной деятельности с целью как эмоционально-личностного развития дошкольников, так и физического – это дыхательная музыкотерапия, включающая игру на духовых музыкальных инструментах, дыхательную гимнастику и различные упражнения для развития певческого дыхания. Дыхательные упражнения помогают снять эмоционально-психическое напряжение, оздоровить голос и гармонизировать межличностные отношения детей в группе. На своих занятиях я также использую отдельные упражнения из дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой, которые адаптированы для дошкольников.
Используя накопленный опыт работы применения метода музыкотерапии в работе с дошкольниками, я составила проект «Развитие коммуникативных навыков и эмоциональной сферы у старших дошкольников с помощью метода интегрированной музыкотерапии». В поисках новых нетрадиционных методов образовательной деятельности, над данным проектом я работала в содружестве с педагогом-психологом, воспитателями по изобразительной деятельности и по физическому воспитанию. Теоретической основой данного проекта являются
исследования ряда известных ученых: Л. С. Брусиловского, Б. В. Поляковой, В. И. Петрушина, Л. С. Богатовой, И. М. Гриневой, Н. Д. Масловой, С. Мамуловой, Е. Ю. Раз, М.Люшера, В. А. Гринер, Н. Г. Александровой, Н. А. Власовой, Г. А. Волковой.
Цель проекта: развитие эмоционально-коммуникативной сферы дошкольников при использовании метода интегрированной музыкотерапии.
Участники проекта: воспитанники подготовительной группы, педагоги, родители.
Проект содержит три блока: блок активной музыкотерапии, блок рецептивной музыкотерапии и блок интегрированной музыкотерапии в сенсорной комнате дошкольного учреждения. Каждое музыкальное занятие с воспитанниками включает элементы первого, второго и третьего блока.
. Через блок активной музыкотерапии реализуется познавательное, развивающее и эстетическое воспитание дошкольников. Посредством активного восприятия музыки происходит развитие музыкальных способностей, знакомство с художественными образцами классической, современной и народной музыки, с «музыкальными образами», «жанрами», со средствами музыкальной выразительности. Блок направлен на активизацию внутреннего мира воспитанников, их мыслей, чувств через активное восприятие музыки и включает в себя разные приемы и формы работы: музыкальные подвижные и танцевальные игры, вокалотерапия, игра на детских музыкальных инструментах, музыкальные сказки, элементы театрализации, музыкорисование, игры с куклами марионетками, психогимнастические этюды. Для проведения музыкально-двигательных игр используются как простейшие музыкальные инструменты, так и игрушки, куклы-марионетки, шумовые инструменты, спортивные снаряды, костюмный реквизит. Музыкальные танцевальные игры в процессе активной музыкотерапии тесно связаны с моторно-мышечными ощущениями и направлены на развитие социальных качеств детей, навыков вербального и невербального общения между детьми, на воспитание доброго отношения друг к другу. В играх и танцах разных народов часто присутствуют те или иные интересные сюжеты, которые можно использовать в музыкальных играх с дошкольниками. В соответствии с региональным компонентом, в качестве основной части музыкальных игр, мною были взяты игры народов Северного Кавказа, а также некоторые сюжеты из национальных кавказских танцев, которые издавна были тесно связаны с песней, пантомимой, театральным представлением. Ритмичные, пластические, выразительные движения тела сопровождаются в кавказском танце музыкой или пением. Эти танцы и игры богаты темами и сюжетами и отличаются локальными особенностями. Так, например, во многих выразительных движениях традиционных кавказских танцев проявляется веселье, удаль, энергия, уважение, доброжелательность, магия, эстетические вкусы народа. Многочисленные игры народов Северного Кавказа сопровождаются песнями - затяжные исторические баллады и коротенькие песенки, которые запеваются в момент активных действий, например сражений, догонялок. Движения и фигуры в народных танцах, представленные в качестве сюжетов к музыкальным играм простые и несложные для запоминания и воспроизведения. В их основе - образы дружелюбия, партнерской поддержки, одобрения индивидуальных решений в рамках коллективного взаимодействия. Использование данных игровых сюжетов из народных кавказских танцев способствует не только выработке выразительных движений, соответствующих определенным эмоциональным состояниям, но и развитию доброжелательных отношений между дошкольниками. Фигурами танцев в основном являются естественные жесты и движения, которые в житейском обиходе выражают доброжелательное, открытое отношение людей друг к другу, воспроизводят положительные, радостные эмоции. Тактильный контакт в музыкальной танцевальной игре способствует нормализации социального микроклимата в детском коллективе и развитию навыков сотрудничества.
Вокалотерапия реализуется в проекте, как самостоятельный метод, так и в сочетании с танцами, музыкальными рассказами, драматизацией. Пение вызывает музыкальное переживание, развивает эмоциональность детей, способствует групповому общению.
Игра на детских музыкальных инструментах также дополняется музыкальными играми и упражнениями. Игры на музыкальных инструментах имеют различные варианты, например «телесная игра» (хлопки, щелчки, потягивания, легкие постукивания) или музыкальная импровизация на музыкальных и шумовых инструментах. «Телесная игра» используется также как способ общения в групповых играх, как двигательная иллюстрация к музыкальным рассказам, как ритмическое сопровождение при пении. Импровизация на музыкальных инструментах позволяет дошкольникам сочинять элементарную музыку. Особую значимость приема импровизации на музыкальных инструментах отмечал один из ведущих в мире специалистов по музыкотерапии профессор Ганс-Гельмут Декер-Фойгт: « Человек играет на своем инструменте то, что он не может сказать. Используя инструмент как средство самовыражения, он озвучивает, а затем и вербализует то, что отображает внутренний мир его души».
Еще одним средством детского самовыражения в данном проекте является музыкорисование, которое представляет собой спонтанное рисование под музыку. В процессе музыкорисования используется музыка различных видов и жанров: песенная, танцевальная, маршевая. В результате спонтанных движений дошкольников с мелками, карандашами, фломастерами или красками в обеих руках на доске или бумаге в виде разнообразных линий, кругов, волн, треугольников, ромбов, появляется собственная «картина», вызывающая чувство радости у воспитанников.
Музыкальные сказки – это сочинение фантастической истории дошкольниками к музыкальному произведению в сочетании с пластическими и танцевальными движениями. Сочинение сказки можно чередовать с игрой на музыкальных инструментах. Используя прием театрализации, воспитанники выступают в ролях героев выдуманной сказки.
Игры с куклами марионетками (элемент куклотерапии) представляют собой разыгрывание разнообразных игровых ситуаций с куклами с помощью музыки. «Оживляя» куклу под музыку, ребенок придумывает для нее танцевальные движения, управляет ее руками, головой, туловищем, такая игра дает выход тем эмоциям и чувствам, которые дошкольник по каким-то причинам не позволяет себе проявлять, либо не может их проявить. В процессе музыкальной игры с куклой также происходит совершенствование тонкой моторики рук и общей координации движений.
Использование психогимнастических этюдов в процессе активной музыкотерапии направлено на осознание ребенком взаимосвязи между мыслями, чувствами и поведением, их невербальным выражением. Через музыкальные психогимнастические этюды, связанные с выражением того или иного эмоционального состояния, например «Радость», «Гроза», «Друзья поссорились», «Веселый щенок», «Приятный сюрприз», «Сказочный праздник» воспитанники учатся дифференцировать эмоции, выраженные в пантомимике, мимике, и управлять ими.
Главная цель блока «Активная музыкотерапия» - это обеспечение возможности выстроить «Я-концепцию» дошкольников в музыкально-творческом проявлении, создание условий для самовыражения и самореализации воспитанников, формирование у них оптимистического мироощущения и рождение новых художественно-эстетических потребностей. Таким образом, в процессе активной музыкотерапии происходит обогащение дошкольников музыкальными впечатлениями, развитие музыкального слуха, вкуса, чувства ритма, гармонизация эмоционально-коммуникативной сферы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_aktivnaya_muzykoterapiya.docx | 56.3 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Создание условий для самореализации воспитанников в дошкольном учреждении на основе метода активной музыкотерапии.
Музыкальный руководитель
МБДОУ ЦРР-д/с №14 «Росинка» г.Ставрополя
Мурадова Светлана Михайловна
Современное музыкальное занятие трудно представить без танцевальных упражнений. Танцевально-двигательная терапия основывается на том, что ритмические движения благотворно влияют на физическое и эмоциональное состояние человека. Музыкально-ритмические игры и упражнения снимают нервно – психическое напряжение, помогают ребёнку быстро и легко установить дружеские связи с другими детьми группы. В своей практической деятельности музыкотерапию сочетаю с танцевальной игрой. Танец в сочетании с игрой помогает в свободной импровизации переработать напряжения чувств, а музыка помогает их эмоционально выразить через движения тела. Движением в танце можно передать радость, боль, восторг, грусть, удивление, гнев. Танцевально-двигательная терапия в моей практике включает в себя упражнения и танцы, направленные на формирование групповой сплоченности («Хоровод друзей», «Цепочка», «Спонтанный танец»), на развитие коммуникативных навыков («Ленточка», «Зеркало», «Ссора котов», «Язык жестов»), на расслабление и релаксацию «Облачко», «Волна», «Шум и тишина», «Дыхание весны», «На лесной поляне»), на развитие эмоционально-личностной сферы («Это Я», «Мое настроение», «Мое имя»). Особую роль в процессе организации танцевальных игр я отвожу правильно подобранной по интенсивности звучания и ритму музыке, так как она помогает ребенку упорядочить движения, усиливая впечатление от танца. В ходе танцевальной игры часто использую прием фантазирования, так, например, включая музыку и двигая перед воспитанниками тканью яркого цвета, одновременно рассказываю фантазийную историю, героями которой могут быть сами участники игры. При этом предлагаю дошкольникам двигаться, когда ткань «взлетает» вверх или колышется из стороны в сторону, и останавливаться, когда ткань опускается. Во время подобных игр-фантазий синхронизирую подвижные и спокойные эпизоды в движениях, в музыке и в истории. Интегрирую танцевальные игры не только с музыкотерапией, но и с элементами арттерапии. Так, например, используя аудиозапись пьесы «Лунный свет» Клода Дебюсси предлагаю воспитанникам произвольно разместиться в музыкальном зале. Проговариваю дошкольникам, согласуя с движением музыки, следующий текст: «Друзья, сейчас мы окунемся в морскую глубину. Сначала проверим, работает ли наше снаряжение для дыхания под водой: спокойно, без напряжения вдохните, теперь выдохните. Со снаряжением все в порядке, поэтому погружаемся! Сделайте спокойный глубоких вдох, а с выдохом опуститесь на самое дно. Вокруг вас — лишь чистая голубая вода. А теперь ощутите, что вы — морские волны, которые легко качаются вместе с музыкой. Вокруг вас плавают разноцветные жители моря — почувствуйте их присутствие, рассмотрите внимательно. Вдруг течение изменилась! Все волны зашевелились, начали перемещаться, путешествовать морской глубиной, встречать новых морских жителей… А теперь наступила ночь. В полной темноте морская вода засияла — это светящиеся микроскопические водоросли, рачки, удивительные медузы. Волны постепенно успокаиваются и ложатся на дно». После игры предлагаю воспитанникам под ту самую музыку нарисовать образы, возникшие в их воображении. После этого совместно с педагогом-психологом анализирую детские рисунки — цвета, насыщенность, силу нажима карандаша и тому подобное. С помощью подобных игр, можно выявить у детей скрытое эмоциональное напряжение, негативизм, агрессию и направить усилия для их устранения в процессе реализации метода музыкотерапии.
Активная музыкотерапия в моей практической деятельности также включает в себя прием музицирования на детских шумовых и русских народных музыкальных инструментах. Предлагаемый набор инструментов для музицирования: бубны, барабаны, деревянные палочки, ложки, маракасы, глиняные свистульки, дудочки, губные гармошки, а также шумовые инструменты из сенсорной комнаты «Тропический дождь», «Шум океана», «Летний дождь». Игра в оркестре побуждает дошкольников к творческим поискам, развивает внимание, учит выстраивать партнерские отношения друг с другом. Основная форма работа в процессе музицирования - это ритмическое сопровождение фонограммы или музыкального произведения, исполняемого мной или воспитанниками. Дети также озвучивают при помощи музыкальных инструментов разнообразные картины, стихотворения, импровизируют, передавая собственные чувства и переживания своим исполнением, проигрывают ситуации «разговора» или «ссоры» между музыкальными инструментами.
Еще один прием, который я использую в своей образовательной деятельности с целью как эмоционально-личностного развития дошкольников, так и физического – это дыхательная музыкотерапия, включающая игру на духовых музыкальных инструментах, дыхательную гимнастику и различные упражнения для развития певческого дыхания. Дыхательные упражнения помогают снять эмоционально-психическое напряжение, оздоровить голос и гармонизировать межличностные отношения детей в группе. На своих занятиях я также использую отдельные упражнения из дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой, которые адаптированы для дошкольников.
Используя накопленный опыт работы применения метода музыкотерапии в работе с дошкольниками, я составила проект «Развитие коммуникативных навыков и эмоциональной сферы у старших дошкольников с помощью метода интегрированной музыкотерапии». В поисках новых нетрадиционных методов образовательной деятельности, над данным проектом я работала в содружестве с педагогом-психологом, воспитателями по изобразительной деятельности и по физическому воспитанию. Теоретической основой данного проекта являются
исследования ряда известных ученых: Л. С. Брусиловского, Б. В. Поляковой, В. И. Петрушина, Л. С. Богатовой, И. М. Гриневой, Н. Д. Масловой, С. Мамуловой, Е. Ю. Раз, М.Люшера, В. А. Гринер, Н. Г. Александровой, Н. А. Власовой, Г. А. Волковой.
Цель проекта: развитие эмоционально-коммуникативной сферы дошкольников при использовании метода интегрированной музыкотерапии.
Участники проекта: воспитанники подготовительной группы, педагоги, родители.
Проект содержит три блока: блок активной музыкотерапии, блок рецептивной музыкотерапии и блок интегрированной музыкотерапии в сенсорной комнате дошкольного учреждения. Каждое музыкальное занятие с воспитанниками включает элементы первого, второго и третьего блока.
. Через блок активной музыкотерапии реализуется познавательное, развивающее и эстетическое воспитание дошкольников. Посредством активного восприятия музыки происходит развитие музыкальных способностей, знакомство с художественными образцами классической, современной и народной музыки, с «музыкальными образами», «жанрами», со средствами музыкальной выразительности. Блок направлен на активизацию внутреннего мира воспитанников, их мыслей, чувств через активное восприятие музыки и включает в себя разные приемы и формы работы: музыкальные подвижные и танцевальные игры, вокалотерапия, игра на детских музыкальных инструментах, музыкальные сказки, элементы театрализации, музыкорисование, игры с куклами марионетками, психогимнастические этюды. Для проведения музыкально-двигательных игр используются как простейшие музыкальные инструменты, так и игрушки, куклы-марионетки, шумовые инструменты, спортивные снаряды, костюмный реквизит. Музыкальные танцевальные игры в процессе активной музыкотерапии тесно связаны с моторно-мышечными ощущениями и направлены на развитие социальных качеств детей, навыков вербального и невербального общения между детьми, на воспитание доброго отношения друг к другу. В играх и танцах разных народов часто присутствуют те или иные интересные сюжеты, которые можно использовать в музыкальных играх с дошкольниками. В соответствии с региональным компонентом, в качестве основной части музыкальных игр, мною были взяты игры народов Северного Кавказа, а также некоторые сюжеты из национальных кавказских танцев, которые издавна были тесно связаны с песней, пантомимой, театральным представлением. Ритмичные, пластические, выразительные движения тела сопровождаются в кавказском танце музыкой или пением. Эти танцы и игры богаты темами и сюжетами и отличаются локальными особенностями. Так, например, во многих выразительных движениях традиционных кавказских танцев проявляется веселье, удаль, энергия, уважение, доброжелательность, магия, эстетические вкусы народа. Многочисленные игры народов Северного Кавказа сопровождаются песнями - затяжные исторические баллады и коротенькие песенки, которые запеваются в момент активных действий, например сражений, догонялок. Движения и фигуры в народных танцах, представленные в качестве сюжетов к музыкальным играм простые и несложные для запоминания и воспроизведения. В их основе - образы дружелюбия, партнерской поддержки, одобрения индивидуальных решений в рамках коллективного взаимодействия. Использование данных игровых сюжетов из народных кавказских танцев способствует не только выработке выразительных движений, соответствующих определенным эмоциональным состояниям, но и развитию доброжелательных отношений между дошкольниками. Фигурами танцев в основном являются естественные жесты и движения, которые в житейском обиходе выражают доброжелательное, открытое отношение людей друг к другу, воспроизводят положительные, радостные эмоции. Тактильный контакт в музыкальной танцевальной игре способствует нормализации социального микроклимата в детском коллективе и развитию навыков сотрудничества.
Вокалотерапия реализуется в проекте, как самостоятельный метод, так и в сочетании с танцами, музыкальными рассказами, драматизацией. Пение вызывает музыкальное переживание, развивает эмоциональность детей, способствует групповому общению.
Игра на детских музыкальных инструментах также дополняется музыкальными играми и упражнениями. Игры на музыкальных инструментах имеют различные варианты, например «телесная игра» (хлопки, щелчки, потягивания, легкие постукивания) или музыкальная импровизация на музыкальных и шумовых инструментах. «Телесная игра» используется также как способ общения в групповых играх, как двигательная иллюстрация к музыкальным рассказам, как ритмическое сопровождение при пении. Импровизация на музыкальных инструментах позволяет дошкольникам сочинять элементарную музыку. Особую значимость приема импровизации на музыкальных инструментах отмечал один из ведущих в мире специалистов по музыкотерапии профессор Ганс-Гельмут Декер-Фойгт: « Человек играет на своем инструменте то, что он не может сказать. Используя инструмент как средство самовыражения, он озвучивает, а затем и вербализует то, что отображает внутренний мир его души».
Еще одним средством детского самовыражения в данном проекте является музыкорисование, которое представляет собой спонтанное рисование под музыку. В процессе музыкорисования используется музыка различных видов и жанров: песенная, танцевальная, маршевая. В результате спонтанных движений дошкольников с мелками, карандашами, фломастерами или красками в обеих руках на доске или бумаге в виде разнообразных линий, кругов, волн, треугольников, ромбов, появляется собственная «картина», вызывающая чувство радости у воспитанников.
Музыкальные сказки – это сочинение фантастической истории дошкольниками к музыкальному произведению в сочетании с пластическими и танцевальными движениями. Сочинение сказки можно чередовать с игрой на музыкальных инструментах. Используя прием театрализации, воспитанники выступают в ролях героев выдуманной сказки.
Игры с куклами марионетками (элемент куклотерапии) представляют собой разыгрывание разнообразных игровых ситуаций с куклами с помощью музыки. «Оживляя» куклу под музыку, ребенок придумывает для нее танцевальные движения, управляет ее руками, головой, туловищем, такая игра дает выход тем эмоциям и чувствам, которые дошкольник по каким-то причинам не позволяет себе проявлять, либо не может их проявить. В процессе музыкальной игры с куклой также происходит совершенствование тонкой моторики рук и общей координации движений.
Использование психогимнастических этюдов в процессе активной музыкотерапии направлено на осознание ребенком взаимосвязи между мыслями, чувствами и поведением, их невербальным выражением. Через музыкальные психогимнастические этюды, связанные с выражением того или иного эмоционального состояния, например «Радость», «Гроза», «Друзья поссорились», «Веселый щенок», «Приятный сюрприз», «Сказочный праздник» воспитанники учатся дифференцировать эмоции, выраженные в пантомимике, мимике, и управлять ими.
Главная цель блока «Активная музыкотерапия» - это обеспечение возможности выстроить «Я-концепцию» дошкольников в музыкально-творческом проявлении, создание условий для самовыражения и самореализации воспитанников, формирование у них оптимистического мироощущения и рождение новых художественно-эстетических потребностей. Таким образом, в процессе активной музыкотерапии происходит обогащение дошкольников музыкальными впечатлениями, развитие музыкального слуха, вкуса, чувства ритма, гармонизация эмоционально-коммуникативной сферы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование творческих проектов в работе с родителями воспитанников, посещающих дошкольное учреждение
Опыт работы всего педагогического коллектива МБДОУ Детский сад компенсирующего вида по созданию единого пространства ДОУ и семьи по развитию личности ребенка дошкольного возраста....
СПЕЦИФИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РИТМИКИ И ФОРМИРОВАНИЕ ТАНЦЕВАЛЬНЫХ НАВЫКОВ У ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.
Цель программы:- Содействовать всестороннему развитию детей (формирование знаний, умений, навыков, способностей и качеств личности) средствами музыки и танца.- Помо...
Мастер – класс с педагогами дошкольных учреждений на тему: «Методы, приемы и наглядный материал по ознакомлению старших дошкольников с временными категориями»
Работа в данном направлении осуществляется путем интеграции всех образовательных областей и различных видов деятельности: познавательно-исследовательской, опытно-экспериментальной, коммуникативной, иг...
Принципы и эффективные формы адаптации воспитанников к дошкольному учреждению
мммммммммПиммммэффективные формы адмммммммммаптации воспитанников мммммммПринципы и эффективные формы адаптации воспитанников к дошкольному учреждениюдошкольному учреждмммммммменимммммммммммммюммммммм...
Игрушка: её виды, воспитательно- образовательная ценность. Целостный педагогический процесс дошкольного учреждения: теоретические основы, сущность, структура, его компоненты и их взаимосвязь.
Игрушка, что это, для чего она нужна, классификация, воспитательно- образовательная ценность. Целостный педагогический процесс (ПП) дошкольного учреждения. Терминология,...
Педагогический совет. Обновление воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении на основе внедрения проектной деятельности
Педагогический совет о внедрении проектной деятельности...