"Программа наставничества"
методическая разработка
Программа наставничества - это помощь более опытного, квалифицированного и компетентного струдника, который выступает в роли наставника и передает новичку знания, необходимые для качественного выполнения работы, делится практическим опытом, помогает справиться с трудностями адаптационного периода.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_nastavnichestva.docx | 69.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Дружба» Брянского района
Принято На педагогическом совете Протокол № __________ От «____» ____________ 2023 г. | УТВЕРЖДАЮ Заведующий МАДОУ детский сад «Дружба» __________________ Логоватовская О.Г. Приказ №_______от__________ 2023 г. |
ПРОГРАММА НАСТАВНИЧЕСТВА
по организации наставничества с молодыми педагогами в
муниципальном автономном дошкольном образовательном
учреждении детского сада «Дружба»
с. Глинищево 2023г
Содержание
Паспорт Программы
Целевой раздел
Пояснительная записка
Актуальность разработки Программы наставничества
Цель, задачи и принципы Программы наставничества
Содержательный раздел
Кадровая система реализации целевой модели наставничества
Основные формы и виды наставничества в рамках реализуемой Программы
Критерии, предъявляемые к работнику и необходимые для выполнения функции наставника
Права и обязанности наставника
Права и обязанности наставляемого
Организационный раздел
Процесс формирования пар и групп наставников и педагогов, в отношении которых
осуществляется наставничество
Завершение персонализированной программы наставничества
Условия публикации результатов персонализированной программы наставничества
педагогических работников на сайте образовательной организации
Сроки реализации Программы
Содержание работы
Формы и методы работы педагога-наставника с наставляемыми
Примерный Индивидуальный план работы наставника с начинающим педагогом;
Приложения:
1 План работы педагога-наставника на учебный год по планированию, организации и содержанию деятельности индивидуальной работы с молодым специалистом
2 Отчет о работе наставника
3 Памятка молодому педагогу
4 Памятка наставнику
5 Анкета для молодого педагога
Паспорт программы
Название программы | Программа наставничества для работы с молодыми педагогами дошкольного образования |
Решение об утверждении программы | Приказ от 04.09.2023г №45/2 -од |
Основание разработки программы (нормативно- правовая база) | Федеральный уровень - Конституция Российской Федерации (от 12.12.1993 г.) - Трудовой кодекс Российской Федерации (с изменениями ФЗ от 31.12.2014 г. № 271). - Национальная доктрина образования РФ на период до 2025 г. (ФЗ от21.07.2014 №216-ФЗ). - Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» - Приказ Минобразования и науки РФ от 17.10.2013 г. №1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; - Приказ Минтруда России от 18.10.2013 №544 об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования (воспитатель, педагог)» (профстандарт педагога) Уровень образовательной организации: - Приказ об утверждении Положения о системе (целевой модели) наставничества педагогических работников МАДОУ детский сад «Дружба»; - Положение о системе (целевой модели) наставничества педагогических работников МАДОУ детский сад «Дружба»; - Иные локальные акты |
Разработчики программы | Старший воспитатель - Белозерова Ю.Ю. Воспитатель - Чекалова Е.В. |
Организация исполнитель | МАДОУ детский сад «Дружба» |
Целевая аудитория | Воспитатели со стажем работы по должности менее 3-х лет. |
Срок реализации | 1 год Решение о продлении реализации программы может быть принято с учетом потребности в данной программе. |
Основные направления |
|
Условия эффективности |
|
Планируемые результаты | Наставничество для наставника:
Наставничество для молодого педагога
Наставничество для Учреждения:
Улучшает морально-психологический климат внутри коллектива, сплачивает коллектив. |
Система мониторинга и контроль | -мониторинг оценки результатов реализации Программы: -оценка качества процесса реализации Программы; -оценка влияния Программы наставничества на участников образовательных отношений; -отчет наставника по реализации и выполнению программы; |
Механизмы мотивации и поощрения наставников | Материальное стимулирование Исполнение функций наставника даёт баллы -при учете Показателей и критериев эффективности деятельности педагогических работников; -при прохождении аттестации Нематериальные способы стимулирования − публичное признание значимости их работы; − объявление благодарности; − награждение почетной грамотой и др.; − выдвижение лучших наставников на конкурсы и мероприятия на районном (региональном) уровнях; − приглашение наиболее активных участников наставничества к участию в конференциях, форумах, конкурсах для повышения общественного статуса наставников, роста репутации, улучшения психологического климата в коллективе, увеличения работоспособности педагогических работников |
Целевой раздел
Пояснительная записка
Возрождение наставничества является важным событием в истории современной России и рассматривается как эффективный инструмент развития кадрового потенциала образовательной организации. Современная модернизация дошкольного образования предъявляет большие требования к компетенциям педагога. Об этом говорится и в ФГОС ДО, «Профессиональном стандарте педагога в ДОУ», национальном проекте «Образование».
Овладение большим спектром профессиональных компетенций за короткое время - это достаточно сложная задача для молодого специалиста. Педагогическое образование не гарантирует успех начинающему педагогу. Он чувствует неуверенность, дискомфорт. Для него всё новое: социальная роль, условия труда, взаимоотношения с людьми. Молодые педагоги испытывают затруднения на начальном этапе педагогической деятельности:
Во-первых, процесс их адаптации сопряжен с преодолением многочисленных дидактических, методических, организационно-воспитательных и других трудностей в силу отсутствия опыта работы, незнания специфики Учреждения, коллектива, родительского социума.
Во-вторых, молодой педагог, осуществляя профессиональную деятельность в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов и профессионального стандарта педагога, должен знать основные закономерности возрастного развития воспитанников, способы социализации личности и «индикаторы индивидуальных особенностей траекторий жизни».
Один из способов гибкого, психологически комфортного «вхождения» в профессию – это организация наставничества. При этом важно, чтобы начинающий коллега не разочаровался в выборе профессии, а наоборот – ощутил свой успех и стремился дальше совершенствовать себя.
Идея создания программы появилась в результате осознания необходимости адаптации и сопровождения профессионально-личностного развития молодых воспитателей. При взаимодействии опытных и молодых педагогов происходит интеллектуальное единение, обмен опытом, развитие совместного творчества, профессионального мастерства, самовыражения, кадрового потенциала Учреждения.
Программа призвана помочь организовать деятельность наставника с молодым педагогом на уровне образовательной организации.
Срок реализации программы: 1 год.
Актуальность разработки Программы наставничества
Для эффективной организации воспитательно-образовательного процесса в ДОО необходима высокая профессиональная компетентность педагогов. Педагог сегодня должен обладать целой совокупностью универсальных качеств: высоким уровнем профессиональной и общей культуры, педагогической, а также коммуникативной компетентностью.
Соответственно для достижения желаемых результатов в воспитании и развитии дошкольников, необходим оптимальный подход к работе с кадрами, как с начинающими, так и с опытными педагогами.
Начиная свою деятельность в дошкольной образовательной организации, начинающие педагоги испытывают потребность в общении с коллегами, в более глубоком знании методик дошкольного воспитания, учатся применять полученные знания в практической деятельности. Практически каждому начинающему педагогу или вновь поступившему педагогу в становлении педагогической деятельности требуется помощь. Наставничество - это среда, в которой накапливаются и передаются знания, навыки, опыт и успешные модели поведения. Поэтому такая технология востребована и опытными педагогами.
В результате осознания необходимости поддержки и сопровождения педагогов возникла необходимость разработки Программы наставничества, которая поможет организации деятельности педагогов-наставников с педагогами на уровне образовательной организации.
Использование технологии наставничества может успешно способствовать решению различных проблем и задач педагогического коллектива. Наставничество – образовательный процесс на рабочем месте.
Цель, задачи и принципы Программы наставничества
Цель наставничества педагогических работников в образовательной организации – реализация комплекса мер по созданию в ДОО эффективной среды, способствующей непрерывному профессиональному росту и самоопределению, личностному и социальному развитию педагогических работников, самореализации и закреплению молодых/начинающих специалистов в педагогической профессии.
Задачи наставничества педагогических работников:
− содействовать созданию в образовательной организации психологически комфортной образовательной среды наставничества, способствующей раскрытию личностного, профессионального, творческого потенциала педагогов путем проектирования их индивидуальной профессиональной траектории;
− оказывать помощь в освоении цифровой информационно-коммуникативной среды, эффективных форматов непрерывного профессионального развития и методической поддержки педагогических работников образовательной организации, региональных систем научно- методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров;
− содействовать участию в стратегических партнерских отношениях, развитию горизонтальных связей в сфере наставничества на уровне образовательной организации и вне неё;
− способствовать развитию профессиональных компетенций педагогов в условиях цифровой образовательной среды, востребованности использования современных информационно-
коммуникативных и педагогических технологий путем внедрения разнообразных, в том числе
реверсивных, сетевых и дистанционных форм наставничества;
− содействовать увеличению числа закрепившихся в профессии педагогических кадров, в том
числе молодых/начинающих педагогов;
− оказывать помощь в профессиональной и должностной адаптации педагога, в отношении которого
осуществляется наставничество, к условиям осуществления педагогической деятельности конкретной образовательной организации, ознакомление с традициями и укладом школьной жизни, а также в преодолении профессиональных трудностей, возникающих при выполнении должностных обязанностей;
− обеспечивать формирование и развитие профессиональных знаний и навыков педагога, в отношении которого осуществляется наставничество;
− ускорять процесс профессионального становления и развития педагога, в отношении которых осуществляется наставничество, развитие их способности самостоятельно, качественно и ответственно выполнять возложенные функциональные обязанности в соответствии с замещаемой должностью;
− содействовать в выработке навыков профессионального поведения педагогов, в отношении которых осуществляется наставничество, соответствующего профессионально-этическим принципам, а также требованиям, установленным законодательством;
− знакомить педагогов, в отношении которых осуществляется наставничество, с эффективными
формами и методами индивидуальной работы и работы в коллективе, направленными на развитие
их способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на них должностные обязанности, повышать свой профессиональный уровень.
Принципы наставничества педагогических работников:
− научность - предполагает применение научно-обоснованных методик и технологий в сфере наставничества педагогических работников;
− системность и стратегическая целостность - предполагает разработку и реализацию практик
наставничества с максимальным охватом всех необходимых компонентов системы образования на федеральном, региональном уровнях и уровне образовательной организации;
− легитимность подразумевает соответствие деятельности по реализации системы наставничества законодательству Российской Федерации, региональной нормативно-правовой базе;
− обеспечение суверенных прав личности предполагает приоритет интересов личности и личностного развития педагога в процессе его профессионального и социального развития, честность и открытость взаимоотношений, уважение к личности наставляемого и наставника;
− добровольность, свобода выбора, учет многофакторности вопределении и совместной деятельности наставника и наставляемого;
− аксиологичность подразумевает формирование у наставляемого и наставника ценностных отношений к профессиональной деятельности, уважения к личности, государству и окружающей
среде, общечеловеческим ценностям;
− личная ответственность предполагает ответственное поведение всех субъектов наставнической деятельности – куратора, наставника, наставляемого и пр. к внедрению практик наставничества, его
результатам, выбору коммуникативных стратегий и механизмов наставничества;
− индивидуализация и персонализация наставничества направлены на сохранение и индивидуальных приоритетов в создании для наставляемого индивидуальной траектории развития;
− равенство признает, что наставничество реализуется людьми, имеющими равный социальный
статус педагога с соответствующей системой прав, обязанностей, ответственности, независимо
от ролевой позиции в системе наставничества.
Участие в системе наставничества не должно наносить ущерба образовательному процессу ДОО. Решение об освобождении наставника и наставляемого от выполнения должностных обязанностей для участия в мероприятиях плана реализации персонализированной программы наставничества
принимает руководитель образовательной организации в исключительных случаях при условии обеспечения непрерывности образовательного процесса в ДОО и замены их отсутствия.
Содержательный раздел
Кадровая система реализации целевой модели наставничества
В системе наставничества выделяются следующие главные роли:
Наставник – педагогический работник, назначаемый ответственным за профессиональную адаптацию лица, в отношении которого осуществляется наставническая деятельность в образовательной организации.
Наставляемый – участник системы (целевой модели) наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке приобретает новый опыт, развивает необходимые навыки и компетенции, добивается предсказуемых результатов, преодолевая тем самым свои профессиональные затруднения.
Куратор – сотрудник ДОО который отвечает за реализацию персонализированных(ой) программ(ы) наставничества.
Наставничество – форма обеспечения профессионального становления, развития и адаптации к квалифицированному исполнению должностных обязанностей лиц, в отношении которых осуществляется наставничество.
Форма наставничества – способ реализации системы (целевой модели) наставничества через организацию работы наставнической пары/группы, участники которой находятся в заданной ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников.
Персонализированная программа наставничества – это краткосрочная персонализированная программа (от 1 месяца до 1 года и более), включающая описание форм и видов наставничества, участников наставнической деятельности, направления наставнической деятельности и перечень мероприятий, нацеленных на устранение выявленных профессиональных затруднений/запросов наставляемого и на поддержку его сильных сторон
Реализация наставнической Программы происходит через работу куратора с двумя базами: базой наставляемых и базой наставников. Формирование этих баз осуществляется заведующим ДОО, куратором, педагогами, специалистами (учитель-логопед, музыкальный руководитель, педагог-психолог), располагающими информацией о потребностях будущих участников Программы.
Формирование базы наставляемых создается из числа педагогов, начинающих специалистов.
Формирование базы наставников создается из числа педагогов и специалистов, заинтересованных
тиражировании педагогического опыта и создании продуктивной педагогической атмосферы.
База наставляемых и база наставников может меняться в зависимости от потребностей
ДОО в целом и от потребностей участников образовательных отношений.
Основные формы и виды наставничества в рамках реализуемой Программы
В ДОО могут применяться разнообразные формы и виды наставничества:
Наставничество в группе – вид наставничества, когда один наставник взаимодействует с группой наставляемых одновременно (от двух и более человек).
Краткосрочное или целеполагающее наставничество – вид наставничества, когда наставник и наставляемый встречаются по заранее установленному графику для постановки конкретных целей,
Ориентированных на определенные краткосрочные результаты.
Наставляемый должен приложить определенные усилия, чтобы проявить себя в период между
встречами и достичь поставленных целей.
Реверсивное наставничество – вид наставничества, когда профессионал младшего возраста становится наставником опытного работника по вопросам новых тенденций, технологий, а опытный педагог становится наставником молодого педагога в вопросах методики и организации учебно-воспитательного процесса.
Ситуационное наставничество – вид наставничества, когда наставник оказывает помощь или консультацию всякий раз, когда наставляемый нуждается в них. Как правило, роль наставника состоит в том, чтобы обеспечить немедленное реагирование на ту или иную ситуацию, значимую для его подопечного.
Скоростное наставничество – однократная встреча наставляемого (наставляемых) с наставником
более высокого уровня (профессионалом/компетентным лицом) с целью построения взаимоотношений с другими работниками, объединенными общими проблемами и интересами или обменом опытом. Такие встречи помогают формулировать и устанавливать цели индивидуального развития и карьерного роста на основе информации, полученной из авторитетных источников, обменяться мнениями и личным опытом, а также наладить отношения «наставник – наставляемый» («равный – равному»).
Традиционная форма наставничества («один-на-один») – взаимодействие между более опытным и начинающим работником в течение определенного продолжительного времени.
Обычно проводится отбор наставника и наставляемого по определенным критериям: опыт, навыки, личностные характеристики и др.
Дистанционный коучинг – вид наставничества, когда наставник и наставляемый общаются дистанционно, либо наставник анализирует деятельность наставляемого на основе дистанционных и видеоматериалов с использованием устройств с выходом в сеть интернет, камеры и программ для видеосвязи (смартфон, ноутбук, планшет и др.)
Виды наставничества используются как в одном виде, так и в комплексе в зависимости от запланированных эффектов.
Критерии, предъявляемые к работнику и необходимые для выполнения функции наставника
Квалификация сотрудника | Педагог первой или высшей квалификационной категории. Приветствуется наличие предыдущего опыта наставничества |
Показатели результативности | -стабильно высокие результаты профдеятельности; -отсутствие жалоб от родителей и воспитанников |
Профессиональные знания и навыки | -знание методики дошкольного образования, психологических особенностей детей дошкольного возраста; -умение эффективно налаживать взаимоотношения с коллегами и воспитанниками; -знание компьютерной программы |
Профессионально важные качества личности | -умение обучать других; -умение слушать; -умение говорить (грамотная речь); -аккуратность, дисциплинированность; -ответственность; -ориентация на результат; -командный стиль работы. |
Права и обязанности наставника
Права наставника:
-привлекать для оказания помощи наставляемому других педагогических работников образовательной организации с их согласия;
-знакомиться в установленном порядке с материалами личного дела наставляемого или получать другую информацию о лице, в отношении которого осуществляется наставничество;
-обращаться с заявлением руководителю ДОО с просьбой о сложении с него обязанностей наставника;
-осуществлять мониторинг деятельности наставляемого в форме личной проверки выполнения заданий.
Обязанности наставника:
-руководствоваться требованиями законодательства Российской Федерации, региональными и локальными нормативными правовыми актами образовательной организации при осуществлении наставнической деятельности;
-находиться во взаимодействии со всеми работниками, осуществляющими работу с наставляемым;
-осуществлять включение молодого/начинающего специалиста общественную жизнь коллектива, содействовать расширению общекультурного и профессионального кругозора, в т.ч. и на личном примере;
-создавать условия для созидания и научного поиска, творчества в педагогическом процессе через привлечение к инновационной деятельности;
-участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической деятельностью наставляемого, вносить предложения о его поощрении или применении мер дисциплинарного воздействия;
-рекомендовать участие наставляемого в профессиональных региональных и федеральных конкурсах, оказывать всестороннюю поддержку и методическое сопровождение.
Права и обязанности наставляемого
Права наставляемого:
-систематически повышать свой профессиональный уровень;
-участвовать в составлении персонализированной программы наставничества педагогических работников;
-обращаться к наставнику за помощью по вопросам, связанным с должностными обязанностями, профессиональной деятельностью;
-вносить на рассмотрение предложения по совершенствованию персонализированных программ наставничества педагогических работников ДОО;
-обращаться к куратору и руководителю ДОО с ходатайством о замене наставника.
Обязанности наставляемого:
-изучать федеральные, региональные локальные нормативные правовые акты, регулирующие
образовательную деятельность, деятельность в сфере наставничества педагогических работников;
-реализовывать мероприятия плана персонализированной программы наставничества в установленные сроки;
-соблюдать правила внутреннего трудового распорядка ДОО;
-знать обязанности, предусмотренные должностной инструкцией, основные направления профессиональной деятельности, полномочия и организацию работы в ДОО;
-выполнять указания и рекомендации наставника по исполнению должностных, профессиональных обязанностей;
-совершенствовать профессиональные навыки, практические приемы и способы качественного исполнения должностных обязанностей;
-устранять совместно с наставником допущенные ошибки и выявленные затруднения;
-проявлять дисциплинированность, организованность и культуру в работе и учебе;
-учиться у наставника передовым, инновационным методам и формам работы, правильно строить свои взаимоотношения с ним.
Организационный раздел
Процесс формирования пар и групп наставников и педагогов, в отношении которых осуществляется наставничество
Формирование наставнических пар (групп) осуществляется по основным критериям:
-профессиональный профиль или личный (компетентностный) опыт наставника должны соответствовать запросам наставляемого или наставляемых;
-у наставнической пары (группы) должен сложиться взаимный интерес и симпатия, позволяющие в будущем эффективно взаимодействовать в рамках программы наставничества.
Сформированные на добровольной основе с непосредственным участием куратора, наставников и педагогов, в отношении которых осуществляется наставничество, пары/группы утверждаются приказом руководителя образовательной организации.
Завершение персонализированной программы наставничества
Завершение персонализированной программы наставничества происходит в случае:
-завершения плана мероприятий персонализированной программы наставничества в полном объеме;
-по инициативе наставника или наставляемого и/или обоюдному решению (по уважительным обстоятельствам);
-по инициативе куратора (в случае недолжного исполнения персонализированной программы наставничества в силу различных обстоятельств со стороны наставника и/или наставляемого –
форс-мажора).
Изменение сроков реализации персонализированной программы наставничества педагогических работников.
По обоюдному согласию наставника и наставляемого/наставляемых педагогов возможно продление
срока реализации персонализированной программы наставничества или корректировка ее содержания (например, плана мероприятий, формы наставничества).
Условия публикации результатов персонализированной программы наставничества педагогических работников на сайте образовательной организации
Для размещения информации о реализации персонализированной программы наставничества педагогических работников на официальном сайте ДОО в специальном разделе.
На сайте размещаются сведения о реализуемых персонализированных программах наставничества
педагогических работников, лучшие кейсы по итогам реализации персонализированных программ наставничества педагогических работников, федеральная, региональная и локальная нормативно-правовая база в сфере наставничества педагогических работников, методические рекомендации, новости и анонсы мероприятий и программ наставничества педагогических работников в образовательной организации и др.
Результаты персонализированных программ наставничества педагогических работников в ДОО публикуются после их завершения.
Сроки реализации Программы
Программа наставничества рассчитана на 3 года. Решение о продлении или досрочном прекращении реализации программы может быть принято с учетом потребности в данной программе. Содержание программы реализуется последовательно.
Содержание работы
Наставничество - одна из функций работника, предполагающая помощь наставляемому, включающая в себя планирование, организацию и контроль, а также практическую передачу профессиональных и иных навыков и знаний от более опытного работника - менее опытному.
Формы и методы работы педагога-наставника с наставляемыми:
-консультирование (индивидуальное, групповое, онлайн);
-активные методы (семинары, практические занятия, взаимопосещения, тренинги, собеседование, творческие мастерские, мастер-классы наставников).
Деятельность наставника:
1 Наставник определяет круг обязанностей и полномочий наставляемого (наставляемых),
а также выявляет недостатки в его умениях и навыках, чтобы выработать программу работы.
2 Наставник разрабатывает и реализует программу работы, осуществляет корректировку профессиональных умений наставляемого, помогает выстроить ему собственную программу
самосовершенствования.
3 Наставник проверяет уровень профессиональной компетентности наставляемого (наставляемых), определяет степень его готовности к повышению профессиональных компетенций.
Составляется план работы по наставничеству. На основе плана работы по наставничеству каждый наставник составляет персонифицированные программы, в соответствии с которыми и осуществляется работа и контроль.
Контроль, за реализацией программы включает: посещение занятий, других мероприятий проводимые наставником и наставляемым (наставляемыми), анализ планов и отчетов, отчет по итогам работы.
В конце учебного года результаты работы по наставничеству, т.е результаты реализации программы представляются на итоговом педагогическом совете.
Формы работы педагога наставника с наставляемым педагогом.
Для того чтобы повысить профессиональное мастерство педагогов, используются разные формы работы. Выбор форм работы зависит от реализуемой программы, от личностных качеств педагогов, от уровня профессиональной подготовки педагогов, от поставленных задач.
№ | Этап | Традиционные формы работы наставника с молодым педагогом | Нетрадиционные формы работы наставника с молодым педагогом |
1 | «Добро пожаловать! Мы все тебе рады!» (Адаптационная ступень) |
| - Корпоративное мероприятие «Посвящение в педагоги»; - разнообразные психологические тренинги (арт-терапевтический, на снятие эмоционального напряжения, тревожности); - психологические диагностические тесты ;
|
2 | «Пробуй себя! Я тебе помогу!» (Основная развивающая ступень) |
|
- «кейс»-метод (решение набора различных профессиональных задач- проблем). Педагогический кейс поможет молодому коллеге приобрести навыки решения практических задач, соотнести теорию с практикой; - создание чек-листов («контрольных списков» важных дел) по различным рабочим вопросам; |
- создание развивающей предметно- пространственной среды. |
| ||
3 | «У тебя всё получилось! Я горжусь тобой!» (Контрольно- оценочная ступень) |
|
|
Примерный Индивидуальный план работы наставника с начинающим педагогом
Наставляемый: ______________ Должность:___________
Наставник: ________________ Должность: __________
Цель:
Задачи:
Ожидаемые результаты:
Планирование и организация работы | Работа с документацией | Контроль за деятельностью молодого специалиста | Формы и методы работы с молодым специалистом | Форма отчетности молодого специалиста |
август | ||||
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
План работы педагога-наставника на 2023-2024 учебный год по
планированию, организации и содержанию деятельности индивидуальной
работы с молодым специалистом
Наставляемый: ______________ Должность:___________
Наставник: ________________ Должность: __________
Цель: Создание социальной ситуации развития молодого педагога в процессе адаптации и закрепления его в системе образования.
Задачи:
- создать условия для адаптации молодого воспитателя в коллективе;
- создать условия для определения уровня профессиональной подготовки, для
выявления затруднений в педагогической практике и оказания методической помощи;
- обеспечить развитие профессиональных навыков молодого педагога, в том числе навыков применения различных средств, форм обучения и воспитания, психологии общения с воспитанниками и их родителями;
- способствовать развитию потребности у молодого педагога к самообразованию и профессиональному самосовершенствованию.
Ожидаемые результаты:
- Успешная адаптации начинающего педагога в учреждении;
- Активизации практических, индивидуальных, самостоятельных навыков молодого педагога;
- Повышение профессиональной компетентности молодого педагога в вопросах педагогики и психологии;
- Обеспечение непрерывного совершенствования качества преподавания;
- Использование в работе инновационных педагогических технологий.
Планирование и организация работы | Работа с документацией | Контроль за деятельностью молодого специалиста | Формы и методы работы с молодым специалистом | Форма отчетности молодого специалиста |
август | ||||
Диагностика проблем педагога Организационные вопросы. Изучение программ, пособий. Составление рабочей программы и календарно- тематич. планирования. Групповая документация. Собеседование. | Изучение нормативно - правовой базы ДОО (рабочая программа, программа воспитания, учебный план, план работы ДОО на 2023- 2024уч. год). Изучение документации по организации образовательной деятельности. (Календарно- тематический план (ежедневный), перспективный план | Оформление групповой документации. Оформление календарно- тематического планирования. Проверка выполнения программы. | Анкетирование: Профессиональные затруднения. Степень Комфортност и нахождения в коллективе. Практическое занятие. «Ведение групповой документации». Оформление рабочей программы. | Оформление групповой документации. Составление календарно тематического планирования |
сентябрь | ||||
Организация оценки индивидуального развития детей. | Изучение документация по организации образовательно й деятельности. (Карты развития, мониторинга детей). | Создание диагностических (проблемных) ситуаций. | Помощь молодому педагогу в проведении диагностического обследования детей Мониторинг детского развития. | Карта развития, мониторинга детей |
октябрь | ||||
Профессиональный рост педагога. | Изучение правовых документов: Закон РФ об образовании; ФГОС ДО. Должностная инструкция воспитателя. | Педагогическое самообразование: выбор темы, постановка целей и задач, подбор литературы по теме самообразования. Курсы повышения квалификации, вебинары, конференции, семинары, дистанционные конкурсы . | Консультация по самообразованию. Беседа «Конфликтные ситуации между детьми и способы их устранения». Обсуждение конкретных примеров. Поиск компромиссов путей выхода из различных ситуаций между детьми | Составление плана по самообразова нию. Запись на курсы повышения квалификации |
ноябрь | ||||
Виды и организация режимных моментов в ДОО. | Изучение документация по организации образовательной деятельности. (табель посещаемости, утренний фильтр). | Посещение наставником режимных моментов в утренний отрезок времени. Организация утреннего приёма детей (общение с детьми и родителями, индивидуальная работа и игровая деятельность) Ответы на вопросы молодого педагога. | Мастер - класс «Виды организация режимных моментов ДОО». Просмотр молодым педагогом режимных моментов. Показ режимных моментов в игровой форме. Проверить ведение документации в группе. | Методические рекомендации по организации и проведению режимных моментов. |
декабрь | ||||
Организация работы с родителями (законными представителями) воспитанников. | Изучение правовых документов: Семейный кодекс РФ. Документация по организации образовательно й деятельности. (план работы с родителями, протоколы родительских собраний) . | Организация совместных занятий, досугов родителями «Новогодние каникулы». | Помощь молодому педагогу в формировании у родителей практических навыков воспитания. Родительская гостиная: «Чем и как занять ребенка дома». Взаимопосещение родительского собрания. | Заполнение документации |
январь | ||||
Составление сетки организации образовательной деятельности. | Изучение правовых документов: Приказ от 25.11.2022 г. N 1028 «Об утверждении ФОП ДО» | Посещение образовательной деятельности молодого воспитателя с целью выявления затруднений, оказания методической помощи. | Взаимопосещение образовательной деятельности. Консультация «Организация образовательной деятельности». | Самоанализ образовательной деятельности |
февраль | ||||
Организация Проектно - исследовательской деятельности воспитанников | Изучение технологии проектной деятельности | Просмотр наставником опытно-экспериментальной деятельности во второй половине дня. Давать детям возможность проводить эксперименты самостоятельно. Обобщать полученные действия путем результата. | Беседа. Проектная деятельность ДОО как средство взаимодействия педагогов ДОО, детей и родителей. | Самоанализ, устранение замечаний по факту просмотра |
март | ||||
Инновационные технологии и процессы в обучении. Использование ИКТ технологий. | Изучение технологии социализации детей дошкольного возраста» Гришаева Н.П. | Анализ электронного портфолио наставника. Ознакомление с требованиями и вариантами оформления профессионального портфолио. | Мастер-класс. Показ наставником мероприятия «Рефлексивный круг». Проверить ведение документации в группе. | Заполнение документации |
апрель | ||||
Организация развивающей предметн- пространственной среды в группе. | Изучение санитарные правила СП 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и безвредности для человека факторов среды обитания" | Обсуждение (принципы построения, наличие игровых зон, их оснащение, смена материала). Организация самостоятельной деятельности детей. | Консультация по организации предметно- развивающей среды в группе. | Создание в группе РППС |
Май | ||||
Проведение мониторинга освоения образовательной программы воспитанниками. Итоги работы молодого специалиста по самообразованию за год. | Знакомство с правилами проведения педагогической диагностики, с диагностическим инструментарием, способами фиксирования данных, с методами анализа и обобщения полученных данных. Оформление и заполнение отчетной документации. | Помощь в проведении мониторинга. Оказание помощи в составлении анализа воспитательной работы за год. Подведение итогов работы за год. Анкетирование. Оценка собственного квалификационного уровня молодым педагогом и педагогом наставником. | Заполнение индивидуальных образовательных маршрутов. Помощь молодому педагогу в составлении плана работы на летний период. Советы по организации планир ования и работы в летний период. | Отчет о результатах наставнической работы, собеседование по итогам за год. Самоанализ, устранение замечаний |
Вывод
Полностью выполнено: _____________
Частично реализовано: _____________
Не выполнено: ___________________
Причина невыполнения: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Начинающий педагог продемонстрировал:
- активность
- откликался на предложения
- продуцировал новые идеи, предложения
- осознанную готовность к профессиональной деятельности
- Иное (дополнительное мнение)
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ОТЧЕТ О РАБОТЕ НАСТАВНИКА
РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННОЙ ПРОГРАММЫ НАСТАВНИЧЕСТВА
Начало работы: «__»___________202_г.
Окончание работы: «__»________202_г.
ФИО наставника:______________________
ФИО наставляемого:___________________
Форма наставничества:__________________
Дата встречи | Время и длительн ость встречи | Виды наставниче ства | Запрос наставляе мого | Меропри ятия | Результат встречи (для наставляем ого) | Результат встречи (для наставн ика) | Отзыв наставляемого /наставник |
Отзыв наставляемого (реализован ли запрос, понравилось/ не понравилось участвовать в программе и т.д.) по итогам «выходной» диагностики
Отзыв наставника (в случае, если наставнические отношения длились от 4-х и более встреч: реализован ли запрос, понравилось/не понравилось участвовать в программе, есть ли предложения по развитию программы и т.д.) по итогам «выходной» диагностики
Подтверждаю успешное завершение наставнических отношений в рамках
Персонализированной программы наставничества.
Наставляемый: __________/___________
подпись расшифровка
Наставник: __________/___________
подпись расшифровка
Куратор реализации программ наставничества в ДОУ: __________/___________
подпись расшифровка
Заведующий ДОУ: __________/___________
подпись расшифровка
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Памятка молодому педагогу
1 Приходите в группу за 15-20 минут раньше начала рабочего дня, убедитесь, всё ли готово к приему детей, хорошо ли расставлена мебель, подготовлены ли необходимые игрушки и пособия.
2 Не тратьте времена на поиски страницы Вашего предмета в групповом журнале, ее можно приготовить до смены.
3 Начинайте день энергично. Работайте так, чтобы каждый воспитанник постоянно был занят делом, помните: паузы, медлительность, безделье бич дисциплины.
4.Увлекайте детей интересными делами, созданием проблемных ситуаций, умственным напряжением. Держите в поле зрения всех детей. Особенно следите за теми, у кого поведение неустойчивое, кто затрудняется самостоятельно найти себе занятие. Предотвращайте попытки нарушить рабочий порядок в процессе ООД.
5.Обращайтесь с советами, вопросами несколько чаще к тем детям, которые требуют особого внимания.
6 Заканчивайте день общей оценкой группы и отдельных воспитанников.
Пусть они испытывают удовлетворение от результатов своей деятельности труда.
Постарайтесь заметить положительное в деятельности недисциплинированных ребят, но не делайте это слишком часто и за небольшие усилия.
7.Удерживайтесь от излишних замечаний.
8.При недисциплинированности детей старайтесь обходиться без помощи
других. Помните: налаживание дисциплины при помощи чужого авторитета не
дает вам пользы, а скорее вредит. Лучше обратитесь за поддержкой к детям.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Памятка наставнику
1 Вместе с начинающим педагогом глубоко проанализируйте рабочие программы и планы.
2 Помогите составить календарно-тематический план, обратив особое внимание на подбор материала для каждой образовательной области, на его место в режиме дня (ООД, режимные моменты).
3 Оказывать помощь в подготовке к ООД, особенно к первым, к первой встрече с детьми. Наиболее трудные виды ООД разрабатывать вместе. Продумайте открытые мероприятия для своего подопечного.
4 Вместе готовить и подбирать дидактический материал, наглядные пособия и т.п. для организации ООД и режимных моментов, для индивидуальной работы с детьми.
5 Посещать ООД и режимные моменты молодого педагога с последующим тщательным анализом, приглашать его на свои ООД, совместно их обсуждать.
6 Помочь в подборе методической литературы для самообразования и в его организации.
7 Делиться опытом без назидания, а путем доброжелательного показа образцов работы.
8 Помогать своевременно, терпеливо, настойчиво. Никогда не забывать отмечать положительное в работе.
9 Учить не копировать, не надеяться на готовые разработки, а вырабатывать собственный педагогический почерк
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Анкета для молодого педагога
1 Какие аспекты педагогической деятельности Вас более всего беспокоят?
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
2 Считаете ли Вы для себя необходимой помощь педагога-наставника? _____
3 Насколько легко Вы вступаете в контакты с окружающими? _____________
4 Какова вероятность того, что Вы обидитесь на справедливую критику?
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
5 Выразите в процентах возможный вклад педагога-наставника в Ваше
профессиональное становление (Этот вопрос особенно важен для выбора роли
педагога-наставника:
«проводник»,
«защитник
интересов»,
«кумир»,
«консультант» или «контролер».) _______________
6 Каких конкретно результатов Вы ожидаете от взаимоотношений с
педагогом-наставником?
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
7 Какие качества наставника Вами могли бы быть наиболее востребованы:
сопереживание, чувствительность, строгость, проницательность, авторитетность,
серьезность, уважение к личности, пунктуальность, самокритичность, поощрение
инициативы, требовательность, внимательность...?
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
8 Вам достаточно взаимодействия с педагогом-наставником на работе или Вы
хотели бы общаться с ним в неформальном обстановке?
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
9 Кто из членов педагогического коллектива ДОУ оптимальным образом
подходит на роль Вашего наставника? Что заставляет Вас так думать?
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
10 Вы готовы учиться и совершенствовать свой профессионализм? ________
План работы педагога-наставника на 2024-2025 учебный год по
планированию, организации и содержанию деятельности индивидуальной
работы с молодым специалистом
Наставляемый: ______________ Должность:___________
Наставник: ________________ Должность: __________
Цель: Создание социальной ситуации развития молодого педагога в процессе закрепления его в системе образования.
Задачи:
- создать условия для определения уровня профессиональной подготовки, для выявления затруднений в педагогической практике и оказания методической помощи;
- обеспечить развитие профессиональных навыков начинающего педагога, в том числе навыков применения различных средств, форм обучения и воспитания, психологии общения с воспитанниками и их родителями;
- способствовать развитию потребности у начинающего педагога к самообразованию и профессиональному самосовершенствованию.
Ожидаемые результаты:
- Успешное вовлечение начинающего педагога в деятельность учреждения;
- Активизации практических, индивидуальных, самостоятельных навыков начинающего педагога;
- Повышение профессиональной компетентности начинающего педагога;
- Устранение профессиональных затруднений;
- Использование в работе инновационных педагогических технологий
Планирование и организация работы | Работа с документацией | Контроль за деятельностью молодого специалиста | Формы и методы работы с молодым специалистом | Форма отчетности молодого специалиста |
август | ||||
Диагностика дефицитов педагога; Составление рабочей программы; Групповая документация | Изучение нормативно- правовой базы ДОО документации; (рабочая программа, учебный план, план работы ДОО) | Оформление групповой документации. | Анкетирование: Профессиональные затруднения. Степень Комфортности нахождения в коллективе. | Оформление групповой документации. |
сентябрь | ||||
Организация мониторинга уровня освоения программы НГ; Организация взаимодействия с родителями | Документация по организации образовательной деятельности; Индивидуальные учебные планы; Протокол родительского собрания; Должностная инструкция | Разбор проблемных Помощь в ситуаций; Подготовка материалов к родительскому собранию | Помощь в проведении мониторинга и подготовке к родительскому собранию Семинар «Здоровье формирование- приоритетная задача развития и воспитания ребенка в ДОО» | Итоговая таблица мониторинга; План выступления на родительском собрании |
октябрь | ||||
Организация различных видов детской деятельности | Приказ от 25.11.2022 г. N 1028 «Об утверждении ФОП ДО» - ФЗ от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"; ФГОС ДО; Санитарные правила СП 2.4.3648-20 | Совместный анализ рабочей программы на октябрь; Подготовка - ФЗ от 29.12.2012 паспорта проекта; Обновление зон деятельности в соответствии с планом; | Обсуждение конфликтных ситуаций между детьми и способы их устранения. Поиск компромиссов и путей выхода из различных ситуаций между детьми | Организация деятельности родителей на субботнике |
ноябрь | ||||
Организация РППС группы | ФГОС ДО Санитарные правила СП 2.4.3648-20 | Разбор конспекта занятия; Организация неформального общения в свободной деятельности с детьми; Посещение наставником занятия наставляемого | Беседа «Использование возможностей развивающей предметно- пространственной среды для патриотического воспитания детей» Карта анализа РППС группы; | Размещение информации в родительском чате и на стендах; Ответы на вопросы родителей; Отчет по созданию РППС, личном участии |
декабрь | ||||
Работа по самообразованию | Инструкции по охране труда; Организация и проведение инструктажей с детьми; | Посещение занятия наставляемого с целью выявления затруднений, оказания методической помощи | Взаимопосещение занятий Консультация «Современные подходы к организации нравственно- патриотического воспитания дошкольников» | Самоанализ образовательной деятельности |
январь | ||||
Организация работы с родителями | План работы с родителями, протоколы родительских собраний | Организация совместной деятельности с привлечением к участию родителей | Организация помощи родителям «Чем и как занять ребенка дома» | Ведение документации |
февраль | ||||
Организация проектной деятельности. | Изучение технологии проектной деятельности Квест - технологии | Деятельность педагога с детьми по проектной деятельности. | Проектная деятельность ДОО как средство взаимодействия педагогов ДОО, детей и родителей. | Отчет по проведению |
март | ||||
Виды режимов, организация режимных моментов | Табель посещаемости; Журнал утреннего фильтра | Карта анализа РППС группы; | Отчет по созданию РППС, личном участии | |
апрель | ||||
Как провести эффективно занятие. Секреты мастерства | Посещение занятия у опытного специалиста | Практическое занятие Обмен опытом: привлечение других педагогов | Изучение и применение методики проведения занятия, подготовка и проведение занятия | Овладение методикой проведения ООД, проведение занятие с учетом выявленных успешных решений, проблемных зон и найденных путей их преодоления |
Май | ||||
Мониторинг освоения программы | Оформление и заполнение отчетной документации. | Анализ работы за год. | Организация работы в летний период; | Отчет о результатах наставнической работы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Ступеньки к мастерству" (Программа наставничества)
Период вхождения молодого педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как он пройдет, зависит, состоится ли новоявленный воспит...
Приказ об утверждении программы наставничества 2014
Оказание помощи молодым педагогам в повышении квалификации, уровня профессионального мастерства и обобщении передового педагогичесого опыта, адаптации к коллективу коллег, детей, родителей....
Программа наставничества в ДОУ "Ступеньки к мастерству"
Программа наставничества для работы с молодыми педагогами....
Программа наставничества с молодыми педагогами
В данной программе описаны основные формы работы с молодыми педегогами дошкольного учреждения. Целевая программа по организации наставничества в МБДОУ ДС №79 «Голосистое горлышко» (далее по текс...
Программа "Наставничество"
Современному дошкольному учреждению нужен профессионально компетентный, самостоятельно мыслящий педагог, психически и технологически способный к реализации гуманис...
Программа наставничества "Реверсивное наставничество педагогов ДОУ как средство внедрения инновационных технологий"
В данной Программе наставничества описана система работы по реверсивному наставничеству. Реверсивное наставничество – нетрадиционная форма развития профессиональных отношений между субъект...
Программа подготовки старших воспитателей/методистов к реализации программ наставничества в ДОУ на основе технологии педагогической фасилитации.
В современных условиях функционирования дошкольного образовательного учреждения, становятся актуальными такие формы наставничества, которые позволяют педагогическому работнику активно участвовать в пр...