Программа наставничества "Реверсивное наставничество педагогов ДОУ как средство внедрения инновационных технологий"
методическая разработка

Нецветаева Татьяна Валерьевна

В данной Программе наставничества описана система работы по  реверсивному наставничеству. Реверсивное наставничество – нетрадиционная форма развития профессиональных отношений между субъектами образовательного процесса разного возраста. Обе стороны этой формы наставничества вынуждены выйти из зоны комфорта и научиться думать, работать и обучаться по-новому, толерантно воспринимать социальные, возрастные и коммуникативные особенности друг друга.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_nastavnichestva.docx877.84 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 1

C:\Users\Старший Воспитатель\Desktop\2022-11-08-0001.jpg

Пояснительная записка

Одним из четырех основных направлений развития системы образования в соответствии с Национальным проектом «Образование» на 2019-2024 годы является подготовка и повышение квалификации педагогических кадров, способных решать поставленные задачи, используя современные формы и методы. Важная роль в решении этой задачи отводится наставничеству. И «… это должно быть эффективное современное наставничество, передача опыта, конкретных навыков», - как отметил наш президент В.В. Путин.

Период вхождения начинающего педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как он пройдет, зависит, состоится ли молодой специалист как профессионал и останется в сфере дошкольного образования или найдет себя в другой сфере деятельности. Для того, чтобы облегчить адаптацию молодого специалиста в педагогическом коллективе была разработана данная Программа наставничества.

Актуальность

Реверсивное наставничество – нетрадиционная форма развития профессиональных отношений между субъектами образовательного процесса разного возраста. Обе стороны этой формы наставничества вынуждены выйти из зоны комфорта и научиться думать, работать и обучаться по-новому, толерантно воспринимать социальные, возрастные и коммуникативные особенности друг друга. Молодой специалист ощущает свою значимость в дошкольном учреждении, растёт возможность удержать его в коллективе. Реверсивное наставничество является источником дополнительной возможности восполнения дефицита ресурсов для реализации собственных инициатив, образовательного дефицита.

В коллективе 13 педагогов из них: четверо со стажем от 10 до 20 лет, восемь - свыше 20 лет, один - молодой специалист. Для дошкольного учреждения актуальна проблема старения кадров, поэтому важно сохранить в коллективе молодого педагога.

В течение трёх последних лет педагогический коллектив реализует инновационную steam-технологию, важно, чтобы молодой педагог, как можно быстрее освоил её, что облегчит его адаптацию в новых условиях.

1.2. Цель Программы: через обмен передовым опытом между старшим воспитателем и молодым специалистом по внедрению инновационных технологий повысить статус молодого специалиста в педагогическом коллективе, как наставника, утвердить его в профессии, сохранить в дошкольном учреждении.

Задачи:

- повышение профессиональной компетентности педагогов;

-    создание  условий для формирования индивидуального стиля творческой деятельности молодого педагога;

-    развитие потребности и мотивации в непрерывном самообразовании,

-    совместное планирование работы с молодым педагогом,

-  принятие поколениями друг друга, оказание помощи и поддержки,

- устранение разрыва между поколениями.

1.3. Срок реализации программы: один год (2022-2023 учебный год)

1.4. Программа наставничества разработана в соответствии с:

- региональным проектом национального проекта «Образование»,

- основной образовательной программой МКДОУ «д/с № 15» г. Еманжелинска Челябинской области,

- Программой развития МКДОУ «д/с № 15» г. Еманжелинска Челябинской области

на 2021-2024 годы.

Форма наставничества педагогических работников, используемая в практике: «Педагог-педагог».

Вид наставничества педагогических работников, используемый в практике: реверсивное.

1.  6. Ожидаемые эффекты и результаты от реализации практики:

-  повышение информационно-коммуникационной компетентности опытного педагога: организация видеоконференций, использование платформ для дистанционного обучения,   новых  элементов  игровых технологий, требующих сформированности технических навыков;

- овладение steam-технологией молодым специалистом,

- формирование у педагогов методических, психолого-педагогических, коммуникативных, предметных компетенций,

- создание разновозрастного образовательного сообщества, которое станет более  конкурентоспособным в современных условиях.

1.7. Материально-технические условия и ресурсы 

1.7.1.Материально-технические условия и ресурсы образовательной организации включают:

‒ методический кабинет, место для встреч наставников;

‒ ноутбук, широкополосный (скоростной) интернет; Wi-Fi;

- дидактическое и методическое обеспечение для внедрения steam-технологии.

1.7.2. Финансово-экономические условия.

Стимулирование реализации Программы наставничества является инструментом мотивации и выполняет три функции – экономическую, социальную и моральную. Материальное (денежное) стимулирование предполагает возможность определить размеры выплат компенсационного характера, установленные работнику за реализацию наставнической деятельности; нематериальные способы стимулирования предполагают комплекс мероприятий, направленных на повышение общественного статуса наставников, публичное признание их деятельности и заслуг, рост репутации, улучшение психологического климата в коллективе, увеличение работоспособности педагогических работников.

1.7.3. Психолого-педагогические условия

 Психолого-педагогические условия включают меры по созданию атмосферы психологического комфорта и доверия, взаимопомощи и уважения в педагогическом коллективе. Такая атмосфера позволяет предотвратить напряжение и конфликтные ситуации в коллективе, повысить стрессоустойчивость наставников – наставляемых. Механизм мотивации и поощрения наставников предполагает создание среды, в которой наставничество воспринимается как почетная миссия, где формируется ощущение причастности к большому и важному делу, в котором наставнику отводится ведущая роль.

     Мероприятия по популяризации роли наставника:

- Организация и проведение фестиваля «Педагогических идей» по презентации программ наставничества.

- Выдвижение        лучшего        наставника        на        конкурсы        и мероприятия

на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.

- Проведение конкурса профессионального мастерства "Наставник года -2023"на уровне учреждения.

- Награждение грамотой "Лучший наставник".

- Предоставлять наставникам возможности принимать участие в формировании предложений, касающихся развития дошкольного учреждения.

2. Содержание программы

Участники Программы: старший воспитатель и молодой специалист

Суть практики: молодой специалист  становится наставником опытного работника по вопросам внедрения информационно-коммуникационных технологий для него создаётся ситуация успеха, а опытный педагог становится наставником молодого специалиста в вопросах внедрения steam-технологии. 

1-й этап – констатирующий. Проводится анкетирование, определяется круг вопросов для совместной деятельности, определяются цели, к которым стремятся оба педагога. Наставник разрабатывает и реализует программу наставничества, осуществляет корректировку профессиональных умений обоих педагогов, помогает молодому специалисту в разработке персонифицированной программа повышения квалификации по внедрению STEАM-технологии.

2-й этап – основной (практический). Апробация модели наставнической деятельности. Запускается процесс приобретения и совершенствования профессиональных компетентностей, создаются ситуации успеха, при этом используются различные методы, технологии, формы наставнической деятельности, активизирующие познавательную активность педагогов. Результативными являются обсуждение (беседа, рефлексия), создание развивающих, деятельностных, коммуникативных, проблемных  ситуаций, создание условий, среды для освоения предлагаемой деятельности, личный пример, информирование, консультирование, дискуссия, игра, мастер-класс. Старший воспитатель знакомит молодого специалиста со  STEАM-технологией. STEАM -образование – модульное направление образования, целью которого является развитие интеллектуальных, инженерных способностей ребенка с возможностью вовлечения его в научно-техническое творчество. Оно включает в себя модули: «S» – наука, ознакомление с окружающим, «Т» –технология (использование и освоение ИКТ в образовательном процессе), «Е» - инженерия, конструирование, «А» – изобразительная деятельность, «М»- математика. Молодой специалист помогает старшему воспитателю в освоении модуля «Т» - технология.

3-й этап – контрольно-оценочный. Анализ результатов внедрения Программы наставничества, намечаются перспективные направления дальнейшего взаимодействия.

Совместное обсуждение, осмысление полученного опыта.

4-й этап – обобщающий. Создание методических материалов в целях представления результатов опыта в СМИ, трансляция на конференциях и семинарах разного уровня.

План мероприятий по реализации программы наставничества

на 2022/23 учебный год

Этап

Задачи

Формы работы

Результат

Сроки

Констатирующий

- Выявить профессиональные дефициты и затруднения в педагогической практике,

- Определить круг вопросов для совместной деятельности, обозначить цели.

- Закрепить гармоничные и продуктивные отношения в наставнической паре так, чтобы они были максимально комфортными, стабильными и результативными для обеих сторон

- разработать для молодого специалиста персонифицированную программу  повышения квалификации по внедрению STEАM-технологии.

- Встреча-знакомство;

- пробная рабочая встреча;

- встреча-планирование

- анкетирование

Совместно разработанная для молодого специалиста персонифицированная программа  повышения квалификации по внедрению STEАM-технологии

Сентябрь

2022 г.

Основной (практический)

- апробировать реверсивную модель наставничества,

- познакомить молодого специалиста с содержанием модуля «S» - наука (ознакомление с окружающим) STEАM-технологии через деятельность образовательной платформы «Развивалочка».

Мастер-класс, консультирование, дискуссия, проблемные ситуации, открытые просмотры

Перспективное планирование опытно-экспериментальной деятельности по возрастным группам,

картотеки опытно-экспериментальной деятельности и прогулок

по возрастным группам.

Октябрь

2022 г.

- создать ситуации успеха для молодого специалиста по помощи в  освоении старшим воспитателем модуля «Т» - технологии через доработку планирования деятельности платформы «Техноренок».

- освоить ИК- компетенций старшему воспитателю (создание презентаций  в формате Power Point,

электронных таблиц  Microsoft Excel,

создание медиатек, диаграмм)

Консультирование,

мастер-класс

Перспективное планирование по использованию ИКТ в педагогическом процессе, презентации, медиатеки по темам календарного планирования

Ноябрь,

Декабрь

2022 г.

- познакомить молодого специалиста с содержанием модуля «Е» - инженерия (конструирование, ручной труд) через деятельность платформы «Очумелые ручки»

Консультирование, личный пример, проблемные и игровые ситуации

Проект «Инженерная книга»

Январь

2023 г.

- познакомить молодого специалиста с содержанием модуля «А» - искусство (изобразительная деятельность) через деятельность платформы «Юные волшебники»

Мастер-классы, консультирование

Выставки  детских творческих работ с нетрадиционными формами изобразительной деятельности.

Февраль

2023 г.

- познакомить молодого специалиста с содержанием модуля «М» (математика) через деятельность платформы «Эрудит»

Проблемные и игровые ситуации, консультирование, открытый просмотр организованной образовательной деятельности

Перспективный план использования развивающих игр В.В. Воскобовича по возрастным группам

Март

2023 г.

Контрольно-оценочный

-  Провести всесторонний мониторинг реализации программы наставничества

Рефлексия

Успешный кейс

Апрель

2023 г.

Обобщающий

- оформить опыт работы по реализации программы наставничества,

- представить результаты опыта в СМИ, транслировать их на конференциях и семинарах разного уровня,

- Принять участие в конкурсах

Консультирование, дискуссии

Публикации методических материалов по итогам реализации программы наставничества

Май

2023 г.

Встречи проводятся один раз в неделю, четыре в месяц. Любая встреча не может длиться менее часа, если проходит очно. Дистанционная работа в формате переписки в социальных сетях и/или телефонных разговоров не регламентируется, но результаты в любом случае фиксируются.

Первые 10 минут встречи посвящены обсуждению изменений, произошедших с момента последней встречи. Следующие 40 минут посвящены непосредственно работе: это может быть беседа, разбор кейса, посещение мероприятия, работа над проектом, любая иная деятельность. Последние 10 минут отводятся на обсуждение и рефлексию, необходимо резюмировать встречу.

С содержанием STEАM-технологии старший воспитатель знакомит молодого специалиста согласно «Дополнений к основной образовательной программе МКДОУ «д/с № 15» г. Еманжелинска, которые размещены на сайте дошкольного учреждения ( http://emobr-ds15.ru/images/FILES/Obrazov/2020-12-%D0%94%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D0%BA_%D0%BE%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B9_%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B9_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D0%B5.pdf).

3.Оценка результатов Программы и её эффективности

3.1. Организация контроля и оценки

Контроль реализации Программы наставничества осуществляется на всех этапах через следующие документы:

- анкета для выявления запроса наставляемых,

- анкета для выявления компетенций наставников,

- дневник наставника-наставляемого,

- анкета удовлетворенности наставника-наставляемого,

- отчет наставников.

 3.2.Мониторинг и оценка качества процесса реализации Программы наставничества

Под мониторингом процесса реализации Программы наставничества понимается система сбора, обработки, хранения и использования информации о программе наставничества и/или отдельных ее элементах.

Организация систематического мониторинга программы наставничества дает возможность четко представлять, как происходит процесс  наставничества,  какие происходят изменения во взаимодействиях наставников, а также какова динамика развития наставляемых и удовлетворенности наставников своей деятельностью.

 Мониторинг программы наставничества состоит из двух основных этапов:

Первый этап мониторинга направлен на изучение (оценку) качества реализуемой программы наставничества, ее сильных и слабых сторон, качества совместной работы пары.

Мониторинг помогает, как выявить соответствие условий организации программы наставничества требованиям и принципам модели, так и отследить важные показатели качественного изменения образовательной организации, реализующей программу наставничества, динамику показателей социального благополучия внутри образовательной организации, профессиональное развитие педагогического коллектива в практической сфере.

Цели мониторинга:

оценка качества реализуемой программы наставничества;

оценка эффективности и полезности программы как инструмента повышения социального и профессионального благополучия внутри образовательной организации.

Задачи мониторинга:

- сбор и анализ обратной связи от участников (метод анкетирования);

- обоснование требований к процессу реализации программы наставничества, к личности наставника;

- контроль хода программы наставничества;

- описание        особенностей         взаимодействия        наставников;

- определение условий эффективности программы наставничества;

- контроль показателей социального и профессионального благополучия.

Оформление результатов

По результатам опроса в рамках первого этапа мониторинга будет предоставлен SWOT-анализ реализуемой программы наставничества. Сбор данных для построения SWOT-анализа осуществляется посредством анкетирования.

Анкета содержит открытые вопросы, закрытые вопросы, вопросы с оценочным параметром. SWOT-анализ проводит старший воспитатель.

Результатом успешного мониторинга будет аналитика реализуемой программы наставничества, которая позволит выделить ее сильные и слабые стороны, изменения качественных и количественных показателей социального и профессионального благополучия, расхождения между ожиданиями и реальными результатами участников программы наставничества.

3.2.Мониторинг        и оценка влияния программы на участников

Второй этап мониторинга позволяет оценить:

мотивационно-личностный профессиональный рост участников программы наставничества;

развитие  уровня вовлеченности воспитанников в steam - технологию;        

качество изменений в освоении воспитанниками  steam - технологией;        

динамику образовательных результатов с учетом эмоционально-личностных, интеллектуальных,     мотивационных     и     социальных черт участников.

Основываясь на результатах данного этапа, можно  выдвинуть  предположение  о наличии положительной динамики влияния программ наставничества на повышение активности и заинтересованности участников в образовательной и профессиональной деятельности, о снижении уровня тревожности в коллективе, а также о наиболее рациональной и эффективной стратегии дальнейшего формирования пар "педагог- педагог".

Цели мониторинга влияния программы наставничества:

Глубокая оценка изучаемых личностных характеристик участников программы.

Оценка динамики характеристик образовательного процесса (оценка качества изменений в освоении воспитанниками  steam - технологии).

Задачи мониторинга:

- научное        и        практическое         обоснование        требований        к процессу        организации Программы наставничества, к личности наставника;

- определение эффективности программы наставничества;

- сравнение характеристик образовательного процесса на "входе" и "выходе" реализуемой программы;

- сравнение изучаемых личностных характеристик (вовлеченность, активность, самооценка, тревожность и др.) участников программы наставничества на "входе" и "выходе" реализуемой программы.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Межрайонный семинар"Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс ДОУ, как условие повышения качества образования" от 22.09.2017г. Тема выступления: "Использование инновационных технологий в дошкольных образовательных организациях района"

Применение педагогических технологий в дошкольном учреждении имеет свою специфику. Образовательный процесс в дошкольном учреждении направлен не на обучение детей дошкольного возраста, а на развитие и ...

«Организация инновационной деятельности педагогов по внедрению инновационной технологии «ЛЭПБУК»

В данной презентации представлено проектирование инновационной деятельности педагогов по внедрению инновационной технологии "ЛЭПБУК" в дошкольной образовательной организации....

Обобщённый опыт работы педагога "Формирование основ безопасной жизнедеятельности детей дошкольного возраста на дорогах посредством внедрения инновационных технологий в процессе взаимодействия с семьями воспитанников"

Формирование основ безопасной жизнедеятельности детей дошкольного возраста на дорогах посредством внедрения инновационных технологий в процессе взаимодействия с семьями воспитанников...

Консультация для педагогов на тему: "Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс детского сада как условие повышения качества образования"

Цели:- формировать у воспитателей ДОУ принципиально новый взгляд на содержание, структуру и организацию дошкольного образования, на методологические требования и многообразие современных педагогически...

Обмен опытом "Внедрение инновационных технологий по средствам дидактической игры"

Игры занимают важнейшее место в жизни ребенка. Они расширяют представление об окружающем мире, обучают детей наблюдать и выделять характерные признака предметов(цвет, величину, форму и т.д.)....