"Ступеньки к мастерству" (Программа наставничества)
проект на тему

Герлиц Елена Леонидовна

Период вхождения молодого педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как он пройдет, зависит, состоится ли новоявленный воспитатель как профессионал, останется ли он в сфере дошкольного образования или найдет себя в другой сфере деятельности.

Каждый руководитель ДОУ, старший воспитатель (методист) осознаёт тот факт, что достижение желаемых результатов в воспитании, развитии и обучении дошкольников невозможно без оптимального подхода к работе с кадрами.

Для эффективной организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ необходима высокая профессиональная компетентность педагогов.

Программа нацелена на работу с молодыми специалистами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_nastavnichestva_madou_68.doc535.5 КБ

Предварительный просмотр:

(Программа  наставничества)

г. Нижневартовск 2015г.

«Всегда вперёд, после каждого совершённого шага готовиться к следующему, все помыслы отдавать тому, что ещё предстоит сделать». Н.Н. Бурденко.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Период вхождения молодого педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как он пройдет, зависит, состоится ли новоявленный воспитатель как профессионал, останется ли он в сфере дошкольного образования или найдет себя в другой сфере деятельности.

Каждый руководитель ДОУ, старший воспитатель (методист) осознаёт тот факт, что достижение желаемых результатов в воспитании, развитии и обучении дошкольников невозможно без оптимального подхода к работе с кадрами.

Для эффективной организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ необходима высокая профессиональная компетентность педагогов.

Программа нацелена на работу с молодыми специалистами.

Начиная свою работу в ДОУ, они испытывают потребность в общении с коллегами, в более глубоком знании психологии детей, методик дошкольного воспитания.

Алгоритм данной программы предполагает следующее:

  • Постановка цели, задач;
  • Составление программы;
  • Подбор средств реализации программы;
  • Определение способов реализации программы,
  •  Контроль и коррекция.

Ожидаемый результат.

  • Познание себя и ориентация на ценности саморазвития.
  • Качественное изменение отношений в коллективе.
  • Стремление взаимодействовать с установкой на открытость, взаимопомощь.
  • Рост профессиональной и методической компетенции молодых воспитателей, повышение уровня их готовности к педагогической деятельности.

Таким образом, данная программа направлена на формирование у педагогов убеждений:

  • Чтобы учить, сам должен много знать, уметь, верить.
  • Тот, кто занят воспитанием души ребёнка, должен верить в него.
  • Верить в свои педагогические возможности, никогда не опускать руки, даже когда, казалось бы, ничего не получается.

Идея создания программы появилась в результате осознания необходимости сопровождения профессионально-личностного развития молодых воспитателей. При взаимодействии опытных и молодых педагогов происходит интеллектуальное единение, обмен опытом, развитие совместного творчества, развитие профессионального мастерства, самовыражения.

Данная программа адресована руководителям, старшим воспитателям, психологам ДОУ.

I. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ.

Цель: помочь молодым воспитателям в повышении квалификации, уровня профессионального мастерства и обобщении передового педагогического опыта, адаптации к коллективу коллег, детей, родителей.

Основные задачи программы:

  • Обеспечение теоретической, психологической, методической поддержки воспитателей.
  • Стимулирование повышения теоретического и методического уровня педагогов, овладения современными образовательными программами, инновационными технологиями.
  • Проведение мониторинга результативности работы во всех направлениях воспитательной и образовательной деятельности.

Основные направления.

  • Анализ результатов образовательной деятельности, изучение уровня профессиональной подготовки педагогов, их потребностей, затруднений.
  •  Организация семинаров, практикумов, деловых игр, консультаций, мастер-классов, открытых занятий с целью совершенствования методики и оптимизации их проведения.
  • Изучение нормативных правовых и инструктивных документов, обеспечивающих реализацию воспитательно-образовательного процесса.
  • Разработка и обсуждение планирования.
  • Взаимное посещение занятий обмена опытом, совершенствование методики преподавания.
  • Ознакомление педагогов с новинками нормативно-правовой, учебно- методической и справочной литературы.



Условия эффективности работы.

  • Взаимосвязь всех звеньев методической деятельности, её форм и методов;
  • Системность и непрерывность в организации всех форм методической работы;
  • Сочетание теоритических и практических форм;
  •  Оценка результатов работы (диагностика развития детей);
  •  Своевременное обеспечение педагогов педагогической и учебно- методической информации.

II. ПОЭТАПНАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ.

Цель: помочь молодому педагогу в профессиональном становлении.

  • Педагогическое образование (колледж, ВУЗ, факультет).
  • Теоритическая подготовка (знание основ общей и возрастной психологии, педагогики, методики воспитания и обучения дошкольников).
  • Наличие опыта практической работы с детьми.
  • Ожидаемый результат педагогической деятельности.
  • Выявление положительных и отрицательных черт характера педагога.

В зависимости от результатов диагностического этапа молодые педагоги условно делятся на три группы:

Содержание и цели работы:

        

Формы и методы работы:

        

  • Создание благоприятных условий для профессионального роста начинающих педагогов;
  • Взаимоподдержка и взаимопомощь;
  • Координация действий педагогов в соответствии с задачами ДОУ и задачами воспитания и обучения детей;
  • Разработка перспективных планов работы с детьми в соответствии с возрастными особенностями и задачами реализуемых программ;
  • Оказание методической помощи опытными педагогами начинающим;
  • Помощь по подбору и использованию педагогически целесообразных пособий, игрового и дидактического материала;
  • Оказание позитивного влияния на рост профессиональной компетентности начинающего педагога;
  • Советы, рекомендации, разъяснения, поправки в педагогические действия.

  • Анализ результатов работы молодого педагога с детьми;
  • Динамика профессионального роста.
  • Рейтинг молодого педагога среди коллег, родителей;
  • Самоанализ своей деятельности за прошедший год;
  • Перспективы дальнейшей работы с молодыми педагогами;
  • Подведение итогов, выводы.

Использовать в работе с молодыми воспитателями и разработку индивидуального плана профессионального становления:

  • назначение наставника  из числа педагогов (необходимое условие – согласие и выбор его только самим молодым педагогом);
  • педагогическое самообразование и самовоспитание;
  • участие в мероприятиях «Школы молодого воспитателя»;
  • участие в работе методического объединения;
  • участие в жизни детского сада.

Работу с молодыми воспитателями строить с учетом основных аспектов:

Старший воспитатель – молодой специалист:

  • создание условий для легкой адаптации молодого специалиста на работе;
  • обеспечение необходимыми знаниями, умениями, навыками;
  • обеспечение методической литературой, материалами перспективного планирования, дидактическими материалами, знакомство с методическим кабинетом.

Молодой специалист – ребенок и его родитель:

 

  • формирование авторитета педагога, уважения, интереса к нему у детей и их родителей.

Молодой специалист –ребенок:

  • оказание поддержки со стороны коллег:

В современных условиях выпускник вуза, колледжа должен максимально короткие сроки адаптироваться в новых для него условиях практической деятельности. Сегодня наставничества заслуживает самого пристального внимания, в нем отражена жизненная необходимость выпускника учебного заведения получить поддержку опытного профессионала, который способен предложить практическую и теоретическую помощь на рабочем месте. Процесс наставничества затрагивает интересы трех субъектов взаимодействия: обучаемого, самого наставника и организации  - работодателя.

        

В своём профессиональном становлении молодой педагог проходит

несколько ступеней.

1 ступень – 1 год работы (стажировка)   - самый сложный период как для

новичка, так и для помогающих ему адаптироваться коллег. Осознание своих возможностей как педагога, начинает понимать свою значимость для детей, родителей, коллег. На практике применяет знания и умения, полученные в учебном заведении. Трудности, испытывающие в работе, заставляют заниматься самообразованием.

Задача: предупредить разочарование и конфликты, поддержать педагога эмоционально, укрепить веру в себя.

Адаптационная работа включает в себя:

  • Беседа заведующего ДОУ при приеме на работу молодого специалиста, знакомство его с должностной инструкцией, условиями труда, правилами внутреннего трудового распорядка, уставом ДОУ, традициями, определение рабочего места.
  • Изучение нормативно – правовой базы. Ведение документации.
  • Знакомство с детским садом, представление молодого воспитателя коллективу (выбираются те формы и методы, которые в конечном итоге  будут содействовать дальнейшему профессиональному становлению молодого специалиста.).
  • Анкетирование (выявление затруднений в работе на начало года).
  • Молодой воспитатель несколько дней под руководством старшего воспитателя проходит стажировку у своего более опытного коллеги, т.е. они работают вместе с группой детей наставника. За это время он знакомится с воспитанниками, родителями, помощником воспитателя, изучает режим дня группы, документацию и т.д.  Все возникшие вопросы обсуждаются после рабочей смены в присутствии старшего воспитателя.
  • По возможности начинающий педагог направляется на  ту группу, где работает опытный воспитатель, который может быть его наставником, дать необходимые консультации, продемонстрировать занятия, организацию прогулки детей  и т.д.
  • Дидактическая подготовка к проведению педагогических мероприятий и совместной деятельности детей.
  • Молодой воспитатель испытывает потребность в своевременной положительной оценке своего труда.
  • Закрепление педагога – наставника за молодым специалистом.
  • Составление совместного плана молодого специалиста и наставника.
  • Взаимодействие молодых педагогов разных детских садов.

2 ступень – 2 -5- й год работы (развивающий)   -  процесс развития профессиональных умений, накопления опыта, поиска лучших методов  и приемов работы с детьми, формирования своего стиля в работе, снискание авторитета среди детей, родителей, коллег. Педагог изучает опыт работы коллег своего учреждения и других ДОУ, повышает свое  профессиональное мастерство, посещая открытые мероприятия: методические объединения воспитателей, отчеты и т.д. Все интересные идеи, методы и приемы по рекомендации старшего воспитателя фиксирует в «Творческой тетради». На этом этапе старший воспитатель предлагает определить методическую тему, над которой молодой педагог будет работать более углубленно. Активно привлекается к показу педагогических мероприятий на уровне детского сада.

3 ступень – 5-6 й год работы (становления) -  складывается система взаимоотношений с детьми, родителями, коллегами, имеются собственные разработки. Педагог внедряет в свою работу новые технологии. Происходит совершенствование, саморазвитие, освоение новых педагогических методик, технологий, устойчивый интерес к профессии, активное освоение приемов работы с детьми, развитие навыков самооценки, самоконтроля, желания повышать свое образование и квалификационную категорию, обобщение своего опыта работы.


План работы с молодыми педагогами.

Сроки

Содержание мероприятий

Ответственный

Сентябрь

  1. Создание приказа о наставничестве. Закрепление опытных педагогов за молодыми педагогами.
  2. Разработка «Положения о школе молодого воспитателя»  
  3. Сбор данных о молодом педагоге. Анкетирование молодых педагогов «Диагностическая карта возможностей и затруднений педагога».
  4. Консультация по теме «Организация предметно-пространственной развивающей среды в группе».

Зам. зав. по ВМР,  старший воспитатель,

отв. педагог – наставник.  

Ноябрь

  1. Анкетирование «Личностный паспорт воспитателя».
  2. Выбор темы по самообразованию. Оказание помощи в составлении плана работы по теме самообразования.
  3. Круглый стол по теме «Календарное планирование образовательной работы  с детьми» (педагогические мероприятия, совместная деятельность)
  4. Контроль за планированием образовательной работы в группах молодых специалистов

Зам. зав. по ВМР,  старший воспитатель,

отв. педагог – наставник.  

Закрепленные педагоги – наставники

Декабрь

  1. Организация посещений молодыми воспитателями педагогических мероприятий опытных педагогов.  
  2. Круглый стол по теме: «Организация педагогического мониторинга  по выявлению уровня усвоения программного  материала воспитанниками группы. Оформление документации по педагогическому  мониторингу»

3.    Оказание помощи в составлении аналитических справок  по результатам пед. мониторинга

 Педагоги- наставники

отв. педагог – наставник  

Закрепленные педагоги – наставники

Январь

  1. Организация посещений молодыми воспитателями педагогических мероприятий опытных педагогов.
  2. Круглый стол по теме «Формы, методы и приемы взаимодействия педагогов с родителями».
  3. Контроль за планированием организации работы с родителями

Педагоги – наставники

отв. педагог – наставник  

Закрепленные педагоги – наставники

Февраль

  1. Организация посещений педагогами – наставниками педагогических мероприятий молодых воспитателей.
  2. Круглый стол по теме: «Руководство развитием игровой деятельности детей»
  3. Контроль за планированием работы по развитию игровой деятельности детей.

Зам. зав. по ВМР,  старший воспитатель,

отв. педагог – наставник  

Закрепленные педагоги – наставники

Март

  1. Организация посещений педагогами – наставниками педагогических мероприятий молодых воспитателей.
  2. Индивидуальные консультации по планированию воспитательно – образовательной работы  с детьми.   Составление конспектов педагогических мероприятий  молодыми педагогами.
  3. Круглый стол по теме: «Возрастные особенности детей дошкольного возраста»

Педагоги – наставники, зам. зав. по ВМР

 

Молодые педагоги

Апрель

  1. Организация посещений педагогами – наставниками педагогических мероприятий молодых воспитателей.
  2. Тестирование молодых педагогов по выявлению знаний по реализуемой программе.
  3.  Отчеты молодых воспитателей по темам самообразования.

Зам. зав. по ВМР,  старший воспитатель,

Педагоги – наставники


Заключение.

Таким образом, можно констатировать, что для повышения эффективности работы с молодыми педагогами необходимы:

  • Обоснованный выбор системы методической работы на основе аналитической деятельности;
  • Работа на основе диагностики педагогических затруднений, учета творческой активности и информационных потребностей педагога;
  • Взаимосвязь всех подразделений методической службы ДОУ, форм и методов методической работы;
  • Оптимальное сочетание теоретических и практических форм;
  • Оценка педагогического труда по результатам;
  • Современное обеспечение методической литературой.

У молодого педагога сформируется потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, сформируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно – образовательный процесс, раскроется творческий потенциал.

Школа молодого воспитателя «Ступеньки к мастерству» поможет более успешно адаптироваться начинающим педагогам, позволит быстрее найти ответы на сложные для новичка вопросы, быстрее добиться успеха в работе с детьми.

«Со мной работали десятки молодых педагогов. Я убедился, что как бы человек успешно не кончил педагогический вуз, как бы он не был талантлив, а если не будет учиться на опыте, никогда не будет хорошим педагогом, я сам учился у более старых педагогов»

                                               С.А. Макаренко.

 

Используемая литература.

  1. Аралова М.А. Формирование коллектива ДОУ. Психологическое сопровождение. М.2007.
  2. Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ. М. 2004.
  3. Васильева А.И., Бахтурина Л.А., Кобитина И.И. Старший воспитатель детского сада. М.1990.
  4. Голицина Н.С. Система методической работы с кадрами в ДОУ. М.2004.
  5. Журналы: «Управление ДОУ» № 1,4,5,8-2007. № 2,3,4-2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа наставничества в ДОУ "Ступеньки к мастерству"

Программа наставничества для работы с молодыми педагогами....

Программа наставничества "Ступеньки к мастерству"

Период вхождения молодого педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как он пройдет, зависит, состоится ли новоявленный воспит...

Программа наставничества для работы с молодыми педагогами дошкольного образования "Ступеньки мастерства"

Эта программа появилась в результате осознания необходимости адаптации и профессионального сопровождения молодых воспитателей. При взаимодействии опытных и молодых педагогов происходит интеллектуально...

Диагностические материалы к Программе наставничества "Ступеньки мастерства"

Представленный диагностический материал позволит совершенствовать систему наставничества: лучше изучить молодого педагога, спрогнозировать его трудности, выбрать оптимальные методы и приёмы сотрудниче...

«Ступеньки к мастерству» программа наставничества

laquo;Ступеньки к мастерству» программа  наставничества...

Аналитический отчет по программе наставничества «Ступеньки к мастерству» 2022 – 2023 учебный год

В ходе реализации наставничества применялись такие формы работы, как:Беседы;Индивидуальные и групповые консультации;Анализ собственной деятельности;Педсоветы и семинары;Открытые занятия, взаимные посе...

Проект: ПРОГРАММА НАСТАВНИЧЕСТВА «Ступеньки к мастерству» по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации

Статистические данные свидетельствуют о том, что большое количество начинающих специалистов, окончивших колледжи и получивших специальность «воспитатель ДОУ», не стремятся посвятить свою т...