План самообразования Тема самообразования: «Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах через ознакомление с правилами дорожного движения».
материал (старшая группа)

Стерлядева Татьяна Андреевна

Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке.

В современных условиях, в связи с бурным развитием автомобильной промышленности, увеличилось количество аварий и несчастных случаев с людьми (особенно с детьми) на дорогах. Поэтому проблема безопасного поведения на дорогах и предупреждение дорожно-транспортного травматизма стали актуальной в нашей стране.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx66.87 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН РАБОТЫ

ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

 

http://xn--2-7sbejbevih9cpddf.xn--p1ai/images/22-06-15.gif

 

МБДОУ “Детский сад № 14”

Воспитатель :

Стерлядева Татьяна Андреевна

г.Городец  2021 г. - 2022 г.

План самообразования

Тема самообразования: «Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах через ознакомление с правилами дорожного движения».

Работа начата: сентябрь 2021 г.

Предполагается закончить: май 2022 г.

Пусть движутся потоками машины,

Водители спокойствие хранят

Ведь правила движения едины-

Для взрослых пешеходов и ребят

Актуальность

Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке.

В современных условиях, в связи с бурным развитием автомобильной промышленности, увеличилось количество аварий и несчастных случаев с людьми (особенно с детьми) на дорогах. Поэтому проблема безопасного поведения на дорогах и предупреждение дорожно-транспортного травматизма стали актуальной в нашей стране.

Актуальность проблемы связана с тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна даже не всем взрослым. Много в нашем городе широких, красивых улиц, дорог; большой поток транспорта на дорогах и улицах. По этим же дорогам и улицам проходит тысячи пешеходов. Среди них, конечно, дети.

Ребенка интересует улица и все на ней происходящее. И часто, увлеченный чем - либо новым, необычным, ребенок попадает на улице в опасные для его жизни ситуации.

Для ребенка умение вести себя на дороге зависит не только от его желания или нежелания это делать. Ребенок является самым незащищенным участником дорожного движения, и во многом поведение детей на дороге обусловлено их восприятием дорожной ситуации.

Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем мире, и все, что ребенок усвоит в детском саду, прочно останется с ним навсегда. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочные, правила, усвоенные, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение - потребностью человека. Поэтому очень важно, как можно раньше научить юных граждан правилам поведения на улицах и дороге. Знакомить с азбукой дорожного движения надо еще до школы, тогда ребенок начинает осознавать окружающий мир, способен запомнить то, что говорят и показывают взрослые. Именно в этом возрасте дети должны получить первые сведения о правилах дорожного движения.

В обучении детей безопасному поведению на улицах, должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения.

Важно еще, что данная тема тесно переплетается с развитием ориентировки в пространстве и предполагает формирование таких качеств личности, как внимание, ответственность за свое поведение, уверенность в своих действиях. Все это составляет основу воспитания грамотного и уверенного в себе пешехода и водителя.

Сегодня в обществе активно обсуждается проблема безопасности детей и особую тревогу за малолетних граждан испытывают работники детских учреждений, которые по роду своей деятельности несут ответственность за своих воспитанников.

С чего же начинается безопасность детей дороге? Разумеется, со своевременного обучения умению ориентироваться в дорожной ситуации, воспитания потребности быть дисциплинированным на улице, осмотрительным и осторожным. Личный пример – это самая доходчивая форма обучения для ребенка.

Это проблема представляется настолько актуальной, что послужила мне основанием для выбора данной темы, темой по самообразованию - «Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах через ознакомление с правилами дорожного движения».

Цель:

  1. Повышение своего профессионального мастерства и компетентности.
  2. Совершенствование условий для формирования у детей дошкольного возраста устойчивых навыков безопасности в окружающей дорожно-транспортной среде.

В соответствии с целью выделены следующие задачи самообразования:

Задачи:

  1. Расширять, совершенствовать и систематизировать знания детей о правилах безопасного поведения детей на улице, знакомить с назначением дорожных знаков.
  2. Уточнять и расширять представления о транспортных средствах, об улице (виды перекрестков), о правилах перехода проезжей части.
  3. Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды.
  4. Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно- транспортном процессе.
  5. Познакомить с действиями инспектора ГИБД.
  6. Развивать логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность.
  7. Расширять словарный запас детей по дорожной лексике.
  8. Активизировать взаимодействие с родителями по пропаганде ПДД и безопасности детей.

В результате работы предполагается, что дети узнают об:

  • об основных источниках и видах опасности на улице;
  • о транспортных средствах, об улице (виды перекрестков), о правилах перехода проезжей части, о дорожных знаках; 
  • об опасных для жизни ситуациях и способах предупреждения опасных ситуаций на улице;
  • о безопасном поведении в дорожно-транспортной среде;
  •  о правилах дорожного движения.

Предполагаемый результат:

1. Расширение представлений детей об окружающей дорожной среде и основных правилах поведения на улице и в общественном транспорте.

2. Сформированность навыков спокойного, уверенного, культурного и безопасного поведения в дорожно-транспортной среде.

3. Умения детей предвидеть опасные ситуации и обходить их.

4. Умение детей проявлять осторожность и предусмотрительность в потенциально опасной ситуации (на проезжей части дороги, при переходе улиц, перекрестков, при перемещении в автомобиле).

5. Умение понимать смысл общепринятых символических обозначений (дорожные знаки, дорожная разметка, светофор, остановка транспорта и др.);

6. Повышение активности родителей и детей к обеспечению безопасности дорожного движения.

Формы работы с детьми:

  • Мониторинг детей.
  • Совместная деятельность воспитателя с детьми (экскурсии, наблюдения, прогулки, досуги, игры).
  • Индивидуальная работа с детьми.
  • Образовательная деятельность.
  • Свободная самостоятельная деятельность детей (игры: настольные, театрализованные, строительные, подвижные).
  • Работа вне образовательной деятельности.

Формы работы с родителями:

  • Консультации для родителей, беседы по теме.
  • Оформление папки-передвижки.
  • Проведение анкетирования.
  • Выступление на родительском собрании.

Формы работы с педагогами ДОУ:                                                                        

Подготовка консультаций для воспитателей по формированию у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах через ознакомление с правилами дорожного движения.

  • Обобщение опыта на педсовете по теме самообразования.
  • Показ образовательной деятельности.

Действия и мероприятия, которые будут проводиться мною в процессе работы над темой:

  • Изучение методической литературы по теме.
  • Изготовление картотек, оборудования и игр по ПДД.
  • Разработка перспективного плана по теме самообразования.
  • Создание условий для формирования у детей дошкольного возраста устойчивых навыков безопасности в окружающей дорожно-транспортной среде.
  • Проведение открытых мероприятий.
  • Подборка консультаций для родителей по данной теме.
  • Круглый стол с родителями по теме.
  • Самоанализ и самооценка своей деятельности в группе.

   Форма отчётности:

  • Выступление по теме самообразования на педагогическом совете.
  • Обобщение результатов на педсовете.

Этапы работы:

1 этап - информационно-аналитический.

Изучение научной и учебно-методической литературы:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина «Безопасность», - СПб.: «Детство-Пресс», 2002
  3. Л.Б. Баряева, В.Л. Жевнеров, Е.В. Загребаева «Азбука дорожного движения»,-М.: «Дрофа», 2008.
  4. Г.Д. Беляевскова, Е.А. Мартынова «Правила дорожного движения для детей 3-7 лет», - Волгоград: «Учитель», 2012.
  5. П.В. Быстров «Формирование представлений о здоровом образе жизни и основам безопасности жизнедеятельности», - М.: ООО «Группа Компаний «Активное обучение», 2014.
  6. Т.И. Данилова «Программа Светофор» Обучение детей дошкольного возраста ПДД.» - Санкт-Петербург: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.
  7. И.А. Лыкова, В.А. Шипунова «Дорожная азбука», - М.: Издательский дом «Цветной мир». 2015.
  8. О. Ю. Старцева «Школа дорожных наук: Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма», - М.: ТЦ Сфера, 2008.
  9. Н.В. Коломец «Формирование культуры безопасного поведения у детей 3-7 лет. «Азбука безопасности», конспекты занятий, игры», - Волгоград: Издательство «Учитель», 2014.
  10.  Под ред. Л.Л. Тимофеевой «Формирование Культуры Безопасности. Планирование образовательной деятельности в подготовительной группе», - Санкт-Петербург: «Детство-Пресс», 2014.
  11.  Е. Я. Хабибулина «Дорожная азбука в детском саду», - Санкт-Петербург: «Детство-Пресс», 2011.

На этом этапе проводится мониторинг знаний детей по ПДД (с использованием иллюстраций).

2 этап – практический (формирования знаний у детей по ПДД).

Оформление предметно- развивающей среды:

1. Изготовление макета «Наша улица».

2. Изготовление дорожных знаков, макетов домов, макет светофора.

3. Изготовление атрибутов для сюжетно- ролевых игр («Шофер», «Автобус», «Водители и пешеход», «Улица», «Регулировщик», «Автосалон», «Автобаза»).

4. Подобрать наглядный дидактический материал, дидактические и настольно-печатные игры по правилам дорожного движения.

5. Составление картотек: дидактических игр, сюжетно-ролевых игр.

6. Пополнить книжный уголок литературой по ПДД для детей.

7. Оформление фотоальбома «Дорожные знаки».

8. Подбор материала для презентаций.

9. Составление плана работы с детьми и родителями.

Работа с детьми:

Беседы: 

- «Знакомство с городским транспортом»,

- «Правила поведения в транспорте»,

- «Улицы города»,

- «Опасный перекрёсток»,

- «Пешеходный переход. Поведение пешехода на перекрёстке»,

- «Посмотри налево, посмотри направо»,

- «Правила пешехода»,

- «Регулировщик и его работа»,

- «Зачем нужны дорожные знаки»,

- «Запрещающие знаки»

- «Предписывающие знаки»

- «Информационные знаки и знаки особых предписаний»

- «Знаки сервиса»

- «Велосипед на улицах города»,

- «Правила поведения пешеходов»,

- «Зачем нужны правила дорожного движения?».

Дидактические игры: «Внимание дорога!», «Правила дорожного движения», «Светофор и пешеходы», «Разложи правильно дорожные знаки», «Собери светофор», «Подумай, отгадай», «Весёлый жезл», «Говорящие знаки», «Угадай, какой знак», «Улица города».

Настольные игры: «Викторина по правилам дорожного движения», «Лето. Дорожные знаки», «Дорога. Детское домино», «Простоквашино. ОБЖ. Обучающая настольная игра», «Опасно-безопасно», «Большая прогулка», «Законы улиц и дорог»….

Сюжетно-ролевые игры: «Водители и пешеход», «Улица», «Регулировщик», «Шофёр», «Автосалон», «Автобаза», «Семья».

Чтение стихов, рассказов; отгадывание загадок по ПДД.

Рассматривание иллюстраций, плакатов, картинок «Безопасность на дороге», «Как избежать неприятностей?», «Безопасное общение», «Азбука безопасности», «Дети на улице».

Подвижные игры:

- «Цветные автомобили»

- «Светофор»

- «Автомобили» и др.

Просмотр презентаций: «Дорожные знаки», «Наша улица», «Пассажиром быть не просто».

Участие в конкурсе рисунков по ПДД.

Целевые прогулки и экскурсии (к дороге, к светофору, на перекресток, на остановку общественного транспорта).

Развлечения: «Дорожная азбука», «Остановка общественного транспорта» - эстафета, «Правила дорожного движения» - викторины, «Азбука дорожного движения».

Встреча с инспектором ГАИ.

Образовательная деятельность:

1. Художественно-эстетическое развитие:

- «Пешеходы идут по улице» - рисование

- «Знаки ПДД» - рисование

- «Светофор» - рисование

- «На чем ездят люди» - рисование

- «Внимание, светофор!» - аппликация  

- «Улица города» - конструирование

- «Транспорт» - конструирование

- «Светофор» -лепка

2. Познавательное развитие:

- «Работа светофора»  

- «Мы - пешеходы»

- «Путешествие по стране дорожных знаков»

- «Правила дорожного движения»                                                                      

Работа с родителями:

  •  Индивидуальные беседы с родителями на тему: «Легко ли научить ребёнка правильно вести себя на дороге?»
  •  Анкетирование родителей «Грамотный пешеход».
  •  Родительское собрание «Роль семьи в воспитании грамотного пешехода».
  •  Консультации: «Азбука дорожного движения», «Дети и дорога», «Безопасность детей в автомобиле», «Мама за рулем: основы безопасности», «Дидактические игры в ходе ознакомления детей с ПДД», «Обучаем ребёнка безопасному поведению на дороге», «Безопасность детей – забота взрослых!», «Ребенок в автомобиле».
  •  Памятки для родителей: «Как обучать ребенка правилам безопасного поведения на дороге», «Причины дорожно- транспортного травматизма», «Правила поведения на остановках общественного транспорта», «Детское кресло для автомобиля», «Родители – пример для детей в соблюдении правил дорожного движения».
  •  Папки – передвижки: «Безопасность дорожного движения».
  1. этап – заключительный.

Проведение мониторинга.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ

НА 2021-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД.

МЕСЯЦ

РАБОТА С ДЕТЬМИ

РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Сентябрь

1. Постройка из конструктора «Наш участок»,  обыгрывание постройки.

2.Составление с детьми рассказа о своём пути из дома в детский сад.

3. Рассматривание картинок о видах транспорта. Рисование  на данную тематику.

4..Целевая  прогулка: наблюдение за движением пешеходов.

5. Чтение рассказа "Машины на нашей улице" М. Ильин, Е. Сегал.

6. Рисование: "Безопасные места для перехода улицы"

7.  Подвижная игра

8. Обыгрывание ситуаций на макете улицы города.

Консультация для воспитателей:

«Организация работы с детьми по безопасности дорожного движения»

1. Беседа

«Для чего нужны правила дорожного движения и что они собой представляют»

 2. Рекомендация для родителей: «Если вы купили ребёнку велосипед».

 3. Папка-передвижка «Шагаем осторожно!».

октябрь

1.Беседа с детьми «Виды светофоров и их назначение». Рассматривание макета светофора.

2. Конструирование из цветной бумаги и картона  модели  светофора.

 3.Постройка из конструктора « Улица с перекрестком» и обыграть это.

 4.Беседа с детьми «Перекресток - что это? Что и кто помогает регулировать перекресток?»

7. Дидактические игры

8. Беседа о правилах поведения в общественном транспорте.

Подготовка к проведению развлечений с детьми по ПДД

1.Привлечь родителей к  изготовлению фотоальбома « Дорожные знаки».

2. Памятка для родителей «Дети и дорога».

ноябрь

1.Беседа с детьми о запрещающих знаках

2. Чтение стихотворения "Для чего нам светофор" О. Тарутина

3. Тематическая прогулка "Правила для пешеходов"

4. Рассматривание рисунков со знаками "Движение запрещено", "Опасность", "Поворот. Рассматривание картин с изображением грузовых и легковых автомобилей. Сравнение грузового и легкового автомобиля.

5. Дидактические игры

6. Беседа " Поведение детей на дорогах и улицах"

7. Чтение: С. Волков "Про правила движения"

8. Сюжетно-ролевые игры "Гараж"

Организация и проведение игр по ПДД

1. Папка-передвижка «Красный, жёлтый, зелёный».

Декабрь

1.Отгадывание загадок по ПДД, обыгрывание ситуаций, которые могут встретиться  на дороге.

2.Рисование дорожных знаков по желанию.

3.Постройка  из строительного материала «Железнодорожный вокзал» и обыграть его.

 4. Чтение стихотворения "Бездельник светофор" С. Михалков

6. Дидактические игры

7. Беседа "Правила перехода улиц и дорог"

8. Чтение рассказа "Машина, которую рисовать научили" И. Серяков

9.Беседа «Новогодние фейверки. Правила безопасности.»

Консультация

«Безопасность детей на улицах города»

1. Консультация «Как сделать детей дисциплинированными пешеходами».

Январь

1.Беседа о информационно-указательных знаках

 2. Изготовление из картона (бумаги) предписывающих знаков

 3. Чтение рассказа "Светофор" Б. Житков

 4. Дидактические игры

 5. Подвижные игры

6. Беседа на тему «Осторожно, скользкая дорога! »

7.           11. Чтение стихотворения А. Ганюва «Гололёд».

Проведение  тематической недели

«Школа дорожных наук»

Консультация «Совместная прогулка детей и родителей».

Февраль

1. Беседа на тему «Как безопасно перейти дорогу? »

 2. Беседа о том, где можно и где нельзя играть.

3. Чтение и обсуждение рассказа Дорохова «Влиятельная палочка».

4. Дидактические игры

5. Подвижные игры

6. Заучивание стихотворения Михалков С. "Постовой"

7. Конструирование "Улица города"

Консультация для воспитателей «Система работы по ПДД»

1 .Папка-передвижка «Зимние игры на улице: чем они опасны?»

март

1. Чтение рассказа Н. Носова «Автомобиль».

2. Рисование специальных видов транспорта

3. Дидактические игры

4. Заучивание стихотворения "Запрещается – разрешается" В. Семурина.

 5.Рассказ об  опасных ситуациях на дороге и объяснение, где должны сидеть в автобусе дети и взрослые. Предложить детям, используя игрушки, рассказать о поездке в транспорте.

6. Рисование различных марок и видов машин

7.Изготовление фотоальбома «Дорожные знаки»

Консультация «Безопасность детей»

1.Изготовление родителями костюмов, атрибутов для театрализованных игр по ПДД.

Апрель

1.Оформление папки-передвижки «Правила дорожного движения»

 2. Беседа «Я и мой велосипед».

 3.Загадывание  загадок по правилам дорожного движения.

 4.Рисование различных видов пешеходных переходов.

 5.Чтение худ. произведений С. Волков «Правила дорожного движения.

6. Целевая прогулка "Покажи и назови известный дорожный знак"

7. Игра "Чья команда назовет больше дорожных знаков", "Движение по спирали"

8. Чтение рассказа "Ученый дружок" И. Серяков

Консультация «Организация работы с детьми по ПДД»

1. Выставка детской литературы для чтения по ПДД.

2. Папка-передвижка «Добрая дорога детства».

Май

1.Чтение: А. Дорохова «Подземный переход».

 2.Инсценирование песни «По улице, по улице».

3.Целевая прогулка «Пешеходный переход»

4.Беседа «Виды дорожных знаков»

5.Изготовление указательных знаков для игр с макетом

6. Дидактическая игра

7. Рисование дорожных знаков: "Пешеходный переход", "Подземный пешеходный переход", "Наземный пешеходный переход", "Движение пешеходов запрещено"

8.Загадывание загадок о правилах дорожного движения

Изготовление игр по ПДД

1. Памятка «Улица – лучший учебник» (Правила дорожного движения).

2. Консультации на тему: “Пример родителей – один из основных факторов успешного воспитания у детей навыков безопасного поведения на улице”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах через ознакомление с правилами дорожного движения ».

Размещена работа на тему: «Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах через ознакомление с правилами дорожного движения »....

Самообразование «Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах через ознакомление с правилами дорожного движения» на 2019-2020 уч. год

Проблема обучения дошкольников безопасному участию в дорожном движении актуальна и современна, её решение помогает сформировать у детей систему знаний, осознанных навыков безопасного участия в дорожно...

Проект по самообразованию по теме: «Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах через ознакомление с правилами дорожного движения»

Проект по самообразованию по теме:«Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах через ознакомление с правилами дорожного движения»...