План самообразования Тема самообразования: «Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах через ознакомление с правилами дорожного движения».
материал (старшая группа)
Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке.
В современных условиях, в связи с бурным развитием автомобильной промышленности, увеличилось количество аварий и несчастных случаев с людьми (особенно с детьми) на дорогах. Поэтому проблема безопасного поведения на дорогах и предупреждение дорожно-транспортного травматизма стали актуальной в нашей стране.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie.docx | 66.87 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН РАБОТЫ
ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
МБДОУ “Детский сад № 14”
Воспитатель :
Стерлядева Татьяна Андреевна
г.Городец 2021 г. - 2022 г.
План самообразования
Тема самообразования: «Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах через ознакомление с правилами дорожного движения».
Работа начата: сентябрь 2021 г.
Предполагается закончить: май 2022 г.
Пусть движутся потоками машины,
Водители спокойствие хранят
Ведь правила движения едины-
Для взрослых пешеходов и ребят
Актуальность
Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке.
В современных условиях, в связи с бурным развитием автомобильной промышленности, увеличилось количество аварий и несчастных случаев с людьми (особенно с детьми) на дорогах. Поэтому проблема безопасного поведения на дорогах и предупреждение дорожно-транспортного травматизма стали актуальной в нашей стране.
Актуальность проблемы связана с тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна даже не всем взрослым. Много в нашем городе широких, красивых улиц, дорог; большой поток транспорта на дорогах и улицах. По этим же дорогам и улицам проходит тысячи пешеходов. Среди них, конечно, дети.
Ребенка интересует улица и все на ней происходящее. И часто, увлеченный чем - либо новым, необычным, ребенок попадает на улице в опасные для его жизни ситуации.
Для ребенка умение вести себя на дороге зависит не только от его желания или нежелания это делать. Ребенок является самым незащищенным участником дорожного движения, и во многом поведение детей на дороге обусловлено их восприятием дорожной ситуации.
Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем мире, и все, что ребенок усвоит в детском саду, прочно останется с ним навсегда. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочные, правила, усвоенные, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение - потребностью человека. Поэтому очень важно, как можно раньше научить юных граждан правилам поведения на улицах и дороге. Знакомить с азбукой дорожного движения надо еще до школы, тогда ребенок начинает осознавать окружающий мир, способен запомнить то, что говорят и показывают взрослые. Именно в этом возрасте дети должны получить первые сведения о правилах дорожного движения.
В обучении детей безопасному поведению на улицах, должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения.
Важно еще, что данная тема тесно переплетается с развитием ориентировки в пространстве и предполагает формирование таких качеств личности, как внимание, ответственность за свое поведение, уверенность в своих действиях. Все это составляет основу воспитания грамотного и уверенного в себе пешехода и водителя.
Сегодня в обществе активно обсуждается проблема безопасности детей и особую тревогу за малолетних граждан испытывают работники детских учреждений, которые по роду своей деятельности несут ответственность за своих воспитанников.
С чего же начинается безопасность детей дороге? Разумеется, со своевременного обучения умению ориентироваться в дорожной ситуации, воспитания потребности быть дисциплинированным на улице, осмотрительным и осторожным. Личный пример – это самая доходчивая форма обучения для ребенка.
Это проблема представляется настолько актуальной, что послужила мне основанием для выбора данной темы, темой по самообразованию - «Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах через ознакомление с правилами дорожного движения».
Цель:
- Повышение своего профессионального мастерства и компетентности.
- Совершенствование условий для формирования у детей дошкольного возраста устойчивых навыков безопасности в окружающей дорожно-транспортной среде.
В соответствии с целью выделены следующие задачи самообразования:
Задачи:
- Расширять, совершенствовать и систематизировать знания детей о правилах безопасного поведения детей на улице, знакомить с назначением дорожных знаков.
- Уточнять и расширять представления о транспортных средствах, об улице (виды перекрестков), о правилах перехода проезжей части.
- Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды.
- Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно- транспортном процессе.
- Познакомить с действиями инспектора ГИБД.
- Развивать логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность.
- Расширять словарный запас детей по дорожной лексике.
- Активизировать взаимодействие с родителями по пропаганде ПДД и безопасности детей.
В результате работы предполагается, что дети узнают об:
- об основных источниках и видах опасности на улице;
- о транспортных средствах, об улице (виды перекрестков), о правилах перехода проезжей части, о дорожных знаках;
- об опасных для жизни ситуациях и способах предупреждения опасных ситуаций на улице;
- о безопасном поведении в дорожно-транспортной среде;
- о правилах дорожного движения.
Предполагаемый результат:
1. Расширение представлений детей об окружающей дорожной среде и основных правилах поведения на улице и в общественном транспорте.
2. Сформированность навыков спокойного, уверенного, культурного и безопасного поведения в дорожно-транспортной среде.
3. Умения детей предвидеть опасные ситуации и обходить их.
4. Умение детей проявлять осторожность и предусмотрительность в потенциально опасной ситуации (на проезжей части дороги, при переходе улиц, перекрестков, при перемещении в автомобиле).
5. Умение понимать смысл общепринятых символических обозначений (дорожные знаки, дорожная разметка, светофор, остановка транспорта и др.);
6. Повышение активности родителей и детей к обеспечению безопасности дорожного движения.
Формы работы с детьми:
- Мониторинг детей.
- Совместная деятельность воспитателя с детьми (экскурсии, наблюдения, прогулки, досуги, игры).
- Индивидуальная работа с детьми.
- Образовательная деятельность.
- Свободная самостоятельная деятельность детей (игры: настольные, театрализованные, строительные, подвижные).
- Работа вне образовательной деятельности.
Формы работы с родителями:
- Консультации для родителей, беседы по теме.
- Оформление папки-передвижки.
- Проведение анкетирования.
- Выступление на родительском собрании.
Формы работы с педагогами ДОУ:
Подготовка консультаций для воспитателей по формированию у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах через ознакомление с правилами дорожного движения.
- Обобщение опыта на педсовете по теме самообразования.
- Показ образовательной деятельности.
Действия и мероприятия, которые будут проводиться мною в процессе работы над темой:
- Изучение методической литературы по теме.
- Изготовление картотек, оборудования и игр по ПДД.
- Разработка перспективного плана по теме самообразования.
- Создание условий для формирования у детей дошкольного возраста устойчивых навыков безопасности в окружающей дорожно-транспортной среде.
- Проведение открытых мероприятий.
- Подборка консультаций для родителей по данной теме.
- Круглый стол с родителями по теме.
- Самоанализ и самооценка своей деятельности в группе.
Форма отчётности:
- Выступление по теме самообразования на педагогическом совете.
- Обобщение результатов на педсовете.
Этапы работы:
1 этап - информационно-аналитический.
Изучение научной и учебно-методической литературы:
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина «Безопасность», - СПб.: «Детство-Пресс», 2002
- Л.Б. Баряева, В.Л. Жевнеров, Е.В. Загребаева «Азбука дорожного движения»,-М.: «Дрофа», 2008.
- Г.Д. Беляевскова, Е.А. Мартынова «Правила дорожного движения для детей 3-7 лет», - Волгоград: «Учитель», 2012.
- П.В. Быстров «Формирование представлений о здоровом образе жизни и основам безопасности жизнедеятельности», - М.: ООО «Группа Компаний «Активное обучение», 2014.
- Т.И. Данилова «Программа Светофор» Обучение детей дошкольного возраста ПДД.» - Санкт-Петербург: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.
- И.А. Лыкова, В.А. Шипунова «Дорожная азбука», - М.: Издательский дом «Цветной мир». 2015.
- О. Ю. Старцева «Школа дорожных наук: Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма», - М.: ТЦ Сфера, 2008.
- Н.В. Коломец «Формирование культуры безопасного поведения у детей 3-7 лет. «Азбука безопасности», конспекты занятий, игры», - Волгоград: Издательство «Учитель», 2014.
- Под ред. Л.Л. Тимофеевой «Формирование Культуры Безопасности. Планирование образовательной деятельности в подготовительной группе», - Санкт-Петербург: «Детство-Пресс», 2014.
- Е. Я. Хабибулина «Дорожная азбука в детском саду», - Санкт-Петербург: «Детство-Пресс», 2011.
На этом этапе проводится мониторинг знаний детей по ПДД (с использованием иллюстраций).
2 этап – практический (формирования знаний у детей по ПДД).
Оформление предметно- развивающей среды:
1. Изготовление макета «Наша улица».
2. Изготовление дорожных знаков, макетов домов, макет светофора.
3. Изготовление атрибутов для сюжетно- ролевых игр («Шофер», «Автобус», «Водители и пешеход», «Улица», «Регулировщик», «Автосалон», «Автобаза»).
4. Подобрать наглядный дидактический материал, дидактические и настольно-печатные игры по правилам дорожного движения.
5. Составление картотек: дидактических игр, сюжетно-ролевых игр.
6. Пополнить книжный уголок литературой по ПДД для детей.
7. Оформление фотоальбома «Дорожные знаки».
8. Подбор материала для презентаций.
9. Составление плана работы с детьми и родителями.
Работа с детьми:
Беседы:
- «Знакомство с городским транспортом»,
- «Правила поведения в транспорте»,
- «Улицы города»,
- «Опасный перекрёсток»,
- «Пешеходный переход. Поведение пешехода на перекрёстке»,
- «Посмотри налево, посмотри направо»,
- «Правила пешехода»,
- «Регулировщик и его работа»,
- «Зачем нужны дорожные знаки»,
- «Запрещающие знаки»
- «Предписывающие знаки»
- «Информационные знаки и знаки особых предписаний»
- «Знаки сервиса»
- «Велосипед на улицах города»,
- «Правила поведения пешеходов»,
- «Зачем нужны правила дорожного движения?».
Дидактические игры: «Внимание дорога!», «Правила дорожного движения», «Светофор и пешеходы», «Разложи правильно дорожные знаки», «Собери светофор», «Подумай, отгадай», «Весёлый жезл», «Говорящие знаки», «Угадай, какой знак», «Улица города».
Настольные игры: «Викторина по правилам дорожного движения», «Лето. Дорожные знаки», «Дорога. Детское домино», «Простоквашино. ОБЖ. Обучающая настольная игра», «Опасно-безопасно», «Большая прогулка», «Законы улиц и дорог»….
Сюжетно-ролевые игры: «Водители и пешеход», «Улица», «Регулировщик», «Шофёр», «Автосалон», «Автобаза», «Семья».
Чтение стихов, рассказов; отгадывание загадок по ПДД.
Рассматривание иллюстраций, плакатов, картинок «Безопасность на дороге», «Как избежать неприятностей?», «Безопасное общение», «Азбука безопасности», «Дети на улице».
Подвижные игры:
- «Цветные автомобили»
- «Светофор»
- «Автомобили» и др.
Просмотр презентаций: «Дорожные знаки», «Наша улица», «Пассажиром быть не просто».
Участие в конкурсе рисунков по ПДД.
Целевые прогулки и экскурсии (к дороге, к светофору, на перекресток, на остановку общественного транспорта).
Развлечения: «Дорожная азбука», «Остановка общественного транспорта» - эстафета, «Правила дорожного движения» - викторины, «Азбука дорожного движения».
Встреча с инспектором ГАИ.
Образовательная деятельность:
1. Художественно-эстетическое развитие:
- «Пешеходы идут по улице» - рисование
- «Знаки ПДД» - рисование
- «Светофор» - рисование
- «На чем ездят люди» - рисование
- «Внимание, светофор!» - аппликация
- «Улица города» - конструирование
- «Транспорт» - конструирование
- «Светофор» -лепка
2. Познавательное развитие:
- «Работа светофора»
- «Мы - пешеходы»
- «Путешествие по стране дорожных знаков»
- «Правила дорожного движения»
Работа с родителями:
- Индивидуальные беседы с родителями на тему: «Легко ли научить ребёнка правильно вести себя на дороге?»
- Анкетирование родителей «Грамотный пешеход».
- Родительское собрание «Роль семьи в воспитании грамотного пешехода».
- Консультации: «Азбука дорожного движения», «Дети и дорога», «Безопасность детей в автомобиле», «Мама за рулем: основы безопасности», «Дидактические игры в ходе ознакомления детей с ПДД», «Обучаем ребёнка безопасному поведению на дороге», «Безопасность детей – забота взрослых!», «Ребенок в автомобиле».
- Памятки для родителей: «Как обучать ребенка правилам безопасного поведения на дороге», «Причины дорожно- транспортного травматизма», «Правила поведения на остановках общественного транспорта», «Детское кресло для автомобиля», «Родители – пример для детей в соблюдении правил дорожного движения».
- Папки – передвижки: «Безопасность дорожного движения».
- этап – заключительный.
Проведение мониторинга.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ
НА 2021-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД.
МЕСЯЦ | РАБОТА С ДЕТЬМИ | РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ | РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ |
Сентябрь | 1. Постройка из конструктора «Наш участок», обыгрывание постройки. 2.Составление с детьми рассказа о своём пути из дома в детский сад. 3. Рассматривание картинок о видах транспорта. Рисование на данную тематику. 4..Целевая прогулка: наблюдение за движением пешеходов. 5. Чтение рассказа "Машины на нашей улице" М. Ильин, Е. Сегал. 6. Рисование: "Безопасные места для перехода улицы" 7. Подвижная игра 8. Обыгрывание ситуаций на макете улицы города. | Консультация для воспитателей: «Организация работы с детьми по безопасности дорожного движения» | 1. Беседа «Для чего нужны правила дорожного движения и что они собой представляют» 2. Рекомендация для родителей: «Если вы купили ребёнку велосипед». 3. Папка-передвижка «Шагаем осторожно!». |
октябрь | 1.Беседа с детьми «Виды светофоров и их назначение». Рассматривание макета светофора. 2. Конструирование из цветной бумаги и картона модели светофора. 3.Постройка из конструктора « Улица с перекрестком» и обыграть это. 4.Беседа с детьми «Перекресток - что это? Что и кто помогает регулировать перекресток?» 7. Дидактические игры 8. Беседа о правилах поведения в общественном транспорте. | Подготовка к проведению развлечений с детьми по ПДД | 1.Привлечь родителей к изготовлению фотоальбома « Дорожные знаки». 2. Памятка для родителей «Дети и дорога». |
ноябрь | 1.Беседа с детьми о запрещающих знаках 2. Чтение стихотворения "Для чего нам светофор" О. Тарутина 3. Тематическая прогулка "Правила для пешеходов" 4. Рассматривание рисунков со знаками "Движение запрещено", "Опасность", "Поворот. Рассматривание картин с изображением грузовых и легковых автомобилей. Сравнение грузового и легкового автомобиля. 5. Дидактические игры 6. Беседа " Поведение детей на дорогах и улицах" 7. Чтение: С. Волков "Про правила движения" 8. Сюжетно-ролевые игры "Гараж" | Организация и проведение игр по ПДД | 1. Папка-передвижка «Красный, жёлтый, зелёный». |
Декабрь | 1.Отгадывание загадок по ПДД, обыгрывание ситуаций, которые могут встретиться на дороге. 2.Рисование дорожных знаков по желанию. 3.Постройка из строительного материала «Железнодорожный вокзал» и обыграть его. 4. Чтение стихотворения "Бездельник светофор" С. Михалков 6. Дидактические игры 7. Беседа "Правила перехода улиц и дорог" 8. Чтение рассказа "Машина, которую рисовать научили" И. Серяков 9.Беседа «Новогодние фейверки. Правила безопасности.» | Консультация «Безопасность детей на улицах города» | 1. Консультация «Как сделать детей дисциплинированными пешеходами». |
Январь | 1.Беседа о информационно-указательных знаках 2. Изготовление из картона (бумаги) предписывающих знаков 3. Чтение рассказа "Светофор" Б. Житков 4. Дидактические игры 5. Подвижные игры 6. Беседа на тему «Осторожно, скользкая дорога! » 7. 11. Чтение стихотворения А. Ганюва «Гололёд». | Проведение тематической недели «Школа дорожных наук» | Консультация «Совместная прогулка детей и родителей». |
Февраль | 1. Беседа на тему «Как безопасно перейти дорогу? » 2. Беседа о том, где можно и где нельзя играть. 3. Чтение и обсуждение рассказа Дорохова «Влиятельная палочка». 4. Дидактические игры 5. Подвижные игры 6. Заучивание стихотворения Михалков С. "Постовой" 7. Конструирование "Улица города" | Консультация для воспитателей «Система работы по ПДД» | 1 .Папка-передвижка «Зимние игры на улице: чем они опасны?» |
март | 1. Чтение рассказа Н. Носова «Автомобиль». 2. Рисование специальных видов транспорта 3. Дидактические игры 4. Заучивание стихотворения "Запрещается – разрешается" В. Семурина. 5.Рассказ об опасных ситуациях на дороге и объяснение, где должны сидеть в автобусе дети и взрослые. Предложить детям, используя игрушки, рассказать о поездке в транспорте. 6. Рисование различных марок и видов машин 7.Изготовление фотоальбома «Дорожные знаки» | Консультация «Безопасность детей» | 1.Изготовление родителями костюмов, атрибутов для театрализованных игр по ПДД. |
Апрель | 1.Оформление папки-передвижки «Правила дорожного движения» 2. Беседа «Я и мой велосипед». 3.Загадывание загадок по правилам дорожного движения. 4.Рисование различных видов пешеходных переходов. 5.Чтение худ. произведений С. Волков «Правила дорожного движения. 6. Целевая прогулка "Покажи и назови известный дорожный знак" 7. Игра "Чья команда назовет больше дорожных знаков", "Движение по спирали" 8. Чтение рассказа "Ученый дружок" И. Серяков | Консультация «Организация работы с детьми по ПДД» | 1. Выставка детской литературы для чтения по ПДД. 2. Папка-передвижка «Добрая дорога детства». |
Май | 1.Чтение: А. Дорохова «Подземный переход». 2.Инсценирование песни «По улице, по улице». 3.Целевая прогулка «Пешеходный переход» 4.Беседа «Виды дорожных знаков» 5.Изготовление указательных знаков для игр с макетом 6. Дидактическая игра 7. Рисование дорожных знаков: "Пешеходный переход", "Подземный пешеходный переход", "Наземный пешеходный переход", "Движение пешеходов запрещено" 8.Загадывание загадок о правилах дорожного движения | Изготовление игр по ПДД | 1. Памятка «Улица – лучший учебник» (Правила дорожного движения). 2. Консультации на тему: “Пример родителей – один из основных факторов успешного воспитания у детей навыков безопасного поведения на улице”. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах через ознакомление с правилами дорожного движения ».
Размещена работа на тему: «Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах через ознакомление с правилами дорожного движения »....
«Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах через ознакомление с правилами дорожного движения »
Тема опыта…………………………………………………………&helli...
План по самообразованию «Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах через ознакомление с правилами дорожного движения».
План по самообразованию...
План по самообразованию «Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах через ознакомление с правилами дорожного движения».
План по самообразованию...
Самообразование «Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах через ознакомление с правилами дорожного движения» на 2019-2020 уч. год
Проблема обучения дошкольников безопасному участию в дорожном движении актуальна и современна, её решение помогает сформировать у детей систему знаний, осознанных навыков безопасного участия в дорожно...
Проект по самообразованию по теме: «Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах через ознакомление с правилами дорожного движения»
Проект по самообразованию по теме:«Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах через ознакомление с правилами дорожного движения»...