Консультация для педагогов
консультация

Мельникова Татьяна Александровна

Консультация для педагогов «Познавательно – исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в условиях ФГОС в ДОУ»

Формирование исследовательских умений дошкольников одна из важнейших задач современной образовательной практики в рамках новых федеральных государственных образовательных стандартов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx36.3 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Сакмарский детский сад «Улыбка»

Консультация для педагогов

По теме: «Познавательно – исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в условиях ФГОС в ДОУ»

                  Подготовил воспитатель:

первой квалификационной категории

        Мельникова Т. А.

Сакмара 2021год.

Консультация для педагогов

По теме: «Познавательно – исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в условиях ФГОС в ДОУ»

Формирование исследовательских умений дошкольников одна изважнейших задач современной образовательной практики в рамках новыхфедеральных государственных образовательных стандартов.

Благодаря познавательно-исследовательской деятельности реализуется творческий потенциал ребенка, его потребность в новых знаниях, формируются предпосылки учебных качеств, развиваются такие личностные качества, как: самостоятельность, инициативность, креативность, целеустремленность.

Познавательно – исследовательская деятельность зарождается в раннем детстве. Когда ребенок экспериментирует с предметами окружения, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия.

К старшему дошкольному возрасту познавательно-исследовательская деятельность вычленяется в особую деятельность ребенка со своими познавательными мотивами, осознанным намерением понять, как устроены вещи, узнать новое о мире, упорядочить свои представления о какой-либо сфере жизни.

Для реализации всего объема работы в группах детского сада создается предметно-развивающая среда, обеспечивающая возможность, проведения опытов, наблюдений, экспериментов всеми воспитанниками.

Опыт - метод исследования, когда может получиться что-то неизвестное, непонятное и неопознанное, которое еще только предстоит изучить.  Опыт может выполнятся без какой -то конкретной цели, спонтанно.

Эксперимент - метод исследования, когда человек уже заранее представляет, что должно получиться в результате.Он преследует определенную цель. Это способ проверки идей, подтверждение гипотезы, уже возникшей в представлении исследователя

Экспериментирование − деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установленных закономерностях. Детское экспериментирование – это познание свойств и связей объектов разными способами действий, что способствует развитию мышления и других сторон личности ребенка. Когда он попробует сам проделать опыт, то  запомнитего надолго.

Экспериментирование - эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения. Экспериментирование в детском саду может проходит как на занятиях, так и в совместной  деятельности. В раннем и младшем возрасте это совместная деятельность с воспитателем. А в старшем это может быть самостоятельная деятельность.

Давайте рассмотрим примерную  структуру занятия-экспериментирования

  • Постановка исследовательской задачи в виде того или иноговарианта проблемной ситуации.
  • Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходеосуществления экспериментирования.
  • Уточнение плана исследования.
  • Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми взоне исследования.
  • Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, помогающих
  • организовать сверстников, комментирующих ход и результатысовместной деятельности детей в группах.
  • Анализ и обобщение полученных детьми результатовэкспериментирования.

Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности в группах создаются  уголки экспериментирования.

Младший дошкольный возраст

Компонент дидактический(книги познавательного характера для младшего возраста; тематические  альбомы; коллекции:  семена разных растений, шишки, камешки; коллекции «Подарки « (зимы, весны, осени); «Ткани»

Компонент оборудования(песок, глина; набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде; 
материалы для игр с мыльной пеной; красители - пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.).
Простейшие приборы и приспособления (лупы, сосуды  для воды, "ящик ощущений" (чудесный мешочек), зеркальце для игр с «солнечным зайчиком», контейнеры из "киндер-сюрпризов" с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами;
«бросовый материал»: веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки;
семена бобов, фасоли, гороха.

Средний дошкольный возраст

Компонент дидактический(книги познавательного характера для среднего возраста; тематические альбомы; коллекции:  семена разных растений, шишки, камешки; коллекции «Подарки»: (зимы, весны, осени); «Ткани»; «Бумага»; «Пуговицы»; Мини-музей (тематика различна, например «камни», чудеса из стекла" и др.)

Компонент оборудования(песок, глина; набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде; материалы для игр с мыльной пеной, красители - пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.); семена бобов, фасоли, гороха; некоторые пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука)
Простейшие приборы и приспособления(лупы, сосуды  для воды, «ящик ощущений» (чудесный мешочек), зеркальце для игр с «солнечным зайчиком», контейнеры из «киндер-сюрпризов» с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами; «бросовый материал»: веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки.

 

Старший и подготовительный дошкольный возраст

Компонент дидактический(схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов; серии картин с изображением природных сообществ; книги познавательного характера, атласы; тематические альбомы; коллекции ;мини-музей (тематика различна, например «Часы бывают разные»,  «Изделия из камня».

Компонент оборудования(материалы распределены по разделам: «Песок, глина, вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет»,  «Стекло», «Резина»; природный материал: камни, ракушки,  спил и листья деревьев, мох, семена, почва разных видов и др.; утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д.; технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т.д.; разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т.д.; красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.); медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл; прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, свечи и др.; сито, воронки; половинки мыльниц, формы для льда; проборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, микроскопы, лупы; клеенчатые фартуки, нарукавники, резиновые перчатки, тряпки.

При оборудовании уголка экспериментирования учитывались следующие требования: безопасность для жизни и здоровья детей; достаточность; доступность расположения. Дети сами выбирают инструменты, приборы, сосуды, которые необходимы им при исследовании того или иного предмета или явления. Материал для проведения опытов в уголке экспериментирования меняется.

Если рассматривать структуру детского исследования, то несложно заметить, что оно так же, как и исследование, проводимое взрослым ученым, неизбежно включает в себя следующие конкретные этапы:

  • - постановка проблемы, которую необходимо разрешить;
  • - целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы);
  • - выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения);
  • - проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях);
  • - анализ полученного результата (подтвердилось - не подтвердилось);
  • - формулирование выводов.

Существуют разные формы работы с детьми: группой, подгрупповой  или индивидуально. Чтобы развивать у детей способность сомневаться, критически мыслить, предпочтение следует отдавать групповым и подгрупповым  формам работы.  

Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской деятельности:

- эвристические беседы;

- постановка и решение вопросов проблемного характера;

- наблюдения;

- моделирование (создание моделей об изменениях в неживой  природе);

- опыты;

- фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;

- «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;

- подражание голосам и звукам природы;

- использование художественного слова;

- дидактические игры;

- трудовые поручения, действия.

Задачи опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ

Образовательные задачи:

  • Формирование представление о предметах: их свойствах и качествах.
  • Формирование способности определять взаимосвязи между предметами и явлениями.
  • Формирование умения делать выводы, открытия.

Развивающие задачи:

  • Развитие мыслительных способностей: сравнение, сопоставление, систематизация, обобщение, анализ.
  • Развитие мелкой моторики и координации движений.
  • Развитие визуального, слухового, сенсорного восприятия.
  • Развитие внимания и памяти.
  • Развитие речевых способностей.

Воспитательные задачи:

  • Создание положительной мотивации к самостоятельному экспериментированию.
  • Создание дружеской атмосферы в группе во время проведения исследований.
  • Воспитание умения работать в коллективе, чувства взаимопомощи.
  • Воспитание усидчивости и аккуратности.

Методы и приёмы опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ

Проблемно-поисковый метод. Воспитателем создаётся проблемная ситуация, в которой детям предстоит определить требующих решения вопрос, выдвинуть гипотезы по способам решения проблемы, провести опытную деятельность и подвести итоги. Проблемно-поисковый метод является ведущим для современной системы обучения, в нём через оживлённую дискуссию с педагогом у детей возникает мотивация к активному экспериментированию и стремление получить результат.

Наблюдения за объектом. Организованное в помещении или на территории детского сада восприятие предметов и процессов развивает визуальные и аудиальные способности детей. Исследования, проводимые во время прогулок, погружают ребят в мир природы со всем разнообразием зрительных образов, красок, звуков и запахов. Наблюдение является одной из активных практик опытно-исследовательской деятельности у дошкольников.

Опыты и эксперименты. Наряду с игрой экспериментирование считается ведущей деятельностью. Ставя элементарные опыты над предметами (уронить на пол, попытаться разломить, извлечь звук и проч.), малыши приобретают сведения об их свойствах. Дошкольники с удовольствием участвуют в проведении экспериментов над знакомыми веществами, углубляя свои знания: ставят опыты с водой в жидком и твёрдом состоянии, с песком, камнями, глиной, растениями. Начинать проводить опыты нужно с детьми младшей группы, побуждая к периоду старшего дошкольного возраста к желанию самостоятельного экспериментирования. Этот метод исследовательской деятельности развивает у детей наблюдательность, активность, самостоятельность, способствует становлению дружеской атмосферы и сплочённости коллектива.

Виды детского экспериментирования

По характеру познавательной деятельности детей:

  • иллюстративное (детям известен результат, и опыт подтверждает знакомые факты);
  • поисковое (результат неизвестен, его необходимо получить опытным путём);
  • решение познавательных задач.

По месту в образовательном цикле:

  • первичное;
  • повторное;
  • заключительное;
  • итоговое.

По характеру мыслительных операций:

  • констатирующее (наблюдение особенностей объекта или явления вне связи с другими объектами или явлениями);
  • сравнительное (есть возможность увидеть изменение свойств или качеств объекта во время какого-либо процесса);
  • обобщающее (есть возможность определить закономерность какого-либо процесса, рассмотренного в виде отдельных этапов в предыдущих экспериментах).

По способу применения:

  • демонстрационное;
  • фронтальное.

В процессе экспериментирования каждый ребенок получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя исследователем.В процессе игр-экспериментов дети узнают, как меняются свойства веществ и материалов в зависимости от разных внешних воздействий, учатся правильно называть эти свойства и качества.

В ходе экспериментирования у детей задействуются все органы чувств, т.к. дети имеют возможность потрогать, послушать, понюхать и даже попробовать на вкус различные вещества.

У детей старшего дошкольного возраста формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно на них ответить, инициатива по экспериментированию переходит в руки детей. Дети учатся экспериментировать, самостоятельно анализировать результаты опытов, делать выводы, составлять развернутый рассказ об увиденном. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивают наблюдательность и пытливость ума, развивают стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать не стандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личностью.

В результате организации детского экспериментирования

- у детей развивается познавательная активность, появляется интерес к поисково-исследовательской деятельности.

- расширяется кругозор, в частности обогащаются знания о живой природе, о взаимосвязях происходящих в ней; об объектах неживой природы (воде, воздухе, солнце и т.д.) и их свойствах; о свойствах различных материалов (резине, железе, бумаге, стекле и др.), о применении их человеком в своей деятельности.

В процессе проведения познавательно-исследовательской деятельности у детей формируются умения:

  • Видеть проблемы,
  • Задавать вопросы,
  • Выдвигать гипотезы,
  • Давать определения понятиям,
  • Классифицировать,
  • Наблюдать,
  • Умения и навыки проведения экспериментов, исследований,
  • Структурировать полученный в ходе исследования материал,
  • Делать выводы и умозаключения,
  • Доказывать и защищать свои идеи.

Фиксация результатов практического исследования или наблюдения является обязательным этапом опытно-экспериментальной деятельности. Приучать детей к фиксированию нужно постепенно, поскольку этот вид работы считается сложным для дошкольников. А необходим этот этап для того, чтобы результаты экспериментирования запечатлелись в памяти воспитанников (зрительной, сенсорной, слуховой, двигательной, обонятельной).

Способы фиксация результатов детского экспериментирования:

Графический. Простейший способ фиксации результатов наглядно при помощи готовых форм: карточки, картинки, графические схемы, фотографии, объёмные изображения, аудиозаписи. Этот способ можно применять в экспериментировании с детьми 3–4 лет, предлагая выбрать им из нескольких готовых форм ту, которая представляет собой изображение результатов практической работы на текущем занятии. С воспитанниками средней группы используются простые графические схемы или мнемокарты.

Если карточки поместить в файлы, подходящие по размеру, дети смогут отмечают результаты фломастерами, которые впоследствии хорошо смываются, таким образом, карточки могут использоваться неоднократно, даже в самостоятельной деятельности.

Ментальный. Для фиксации результатов опытно-экспериментальной деятельности используются речевые навыки детей: ребёнок рассказывает о результатах практического исследования. Ментальный способ применяется в работы с детьми средней группы: воспитанники формируют умение самостоятельно проговаривать итоги эксперимента, сравнивают их с результатами подобных опытов, проводимых ранее. Старшие дошкольники во время ментальной фиксации совершенствуют умение обобщать и систематизировать знания об объектах.

Практический. Заключается в фиксировании результатов экспериментирования на бумаге — зарисовыванием или записыванием. В работе с дошкольниками чаще используется схематическое зарисовывание и зарисовывание условными символами. С этой целью дети ведут дневники наблюдений, журналы опытов, заполняют карточки экспериментов. Записывание рассказа о результатах практического исследования в детском саду осуществляет воспитатель со слов детей, например, для закрепления отчёта о проделанной работе в журнале группы, на стенде в уголке познания.

Фотофиксация. Имеет преимущество, так как точно передает особенности объекта, а также запечатлевает фон, что облегчает изучение связи организма и среды обитания. Фотографии должны находиться в доступном для детей месте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...

Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»

Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....

Консультация для педагогов: Консультация для педагогов: Поддержка образовательной инициативы семьи

Консультация для педагогов: Поддержка образовательной инициативы семьи...