Управленческий проект «Повышение профессиональной компетентности начинающего педагога в условиях реализации ФГОС ДО»
календарно-тематическое планирование
Управленческий проект
«Повышение профессиональной компетентности
начинающего педагога в условиях реализации ФГОС ДО»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_rabote_s_molodymi_spetsialistami.docx | 31.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 77 «Машенька» города Смоленска
Управленческий проект
«Повышение профессиональной компетентности
начинающего педагога в условиях реализации ФГОС ДО»
Разработчики:
И.И.Томчук, заведующий,
О.В.Кузьменкова, старший воспитатель,
творческая группа воспитателей и узких специалистов
г. Смоленск, 2022 г.
Пояснительная записка
В условиях модернизации системы образования одним их важнейших направлений деятельности дошкольных образовательных организаций является развитие кадрового потенциала.
Методическая служба нашего детского сада обеспечивает эффективный и постоянный рост профессиональной компетентности педагогов в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Особое внимание в этом вопросе мы уделяем профессиональной подготовке и профессиональной адаптации молодых специалистов.
В настоящее время необходимы педагоги, способные обладать такими качествами как:
- потребность в личностном развитии и креативность;
- мотивация и готовность к инновациям;
- принятие современных приоритетов дошкольного образования;
- способность и потребность в рефлексии.
Они должны быть активными, способными к инновационной деятельности, умеющими формировать не только знания, умения и навыки детей, но и развивать их способности и личностные качества, используя достижения современной педагогики.
Реализация данных задач невозможна без соответствующего профессионального развития и подготовки начинающих педагогов.
В нашей ДОО мы ежегодно проводим комплекс мониторинговых мероприятий, который включает в себя:
- анкетирование молодых специалистов по темам «Определение затруднений педагога» и «Оценка готовности педагога к участию в инновационной деятельности»;
- самоанализ профессиональной деятельности начинающих педагогов;
- самооценку уровня своей компетентности по организации образовательного процесса;
- экспресс-диагностику «Оценка уровня коммуникабельности начинающего педагога с родителями»
- анкетирование родителей по теме «Отношение родителей к ДОО», где косвенно выявляется отношение родителей к работе воспитателя;
- а также тематический контроль по теме «Оценка готовности молодых специалистов к реализации ФГОС ДО».
Анализ данных мероприятий позволил выявить некоторые проблемы и затруднения (профессиональные дефициты) у воспитателей, имеющих небольшой педагогический опыт.
Были выявлены следующие профессиональные дефициты:
- Недостаточность теоретических знаний начинающих педагогов об особенностях организации работы с детьми раннего и дошкольного возраста.
- Недостаточность знаний и умений для организации развивающих видов детской деятельности: игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской.
- Неумение использовать методы и средства анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющего оценить результаты освоения детьми образовательных программ.
- Недостаточность знаний об организации условий для развития самостоятельной деятельности детей.
- Затруднения при разработке комплексно-тематического планирования.
В связи с этим возникла необходимость обратить особое внимание на методическое сопровождение молодых специалистов в целях повышения их профессиональной компетентности и профессионального роста.
Было принято решение разработать управленческий проект «Повышение профессиональной компетентности начинающего педагога в условиях реализации ФГОС ДО»
Паспорт проекта
Название и тип проекта | Управленческий проект «Повышение профессиональной компетентности начинающего педагога в условиях реализации ФГОС ДО» |
Автор-разработчик | Томчук И.И., заведующий, Кузьменкова О.В., старший воспитатель |
Участники проекта | Томчук И.И., заведующий, Кузьменкова О.В., старший воспитатель, педагоги МБДОУ «Детский сад № 77 «Машенька» |
Сроки реализации проекта | 2022-2023 уч. год |
Основания для разработки проекта |
4. Постановление Главного государственного санитарного врача российской Федерации 28.09.2020 г. № 28 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (СанПиН 2.4.3648-20). 5. Программа развития МБДОУ «Детский сад № 77 «Машенька». 6. Образовательная программа дошкольного образования МБДОУ «Детский сад № 77 «Машенька» |
Цель проекта | Повышение профессиональной компетентности молодого специалиста посредством методического сопровождения |
Задачи проекта | 1. Создать мотивационные условия для профессионального роста молодого специалиста, способствующие успешной адаптации и вхождению в профессиональную деятельность. 2. Организовать комплекс методических мероприятий, направленных освоение начинающим педагогом профессиональных компетенций по воспитанию, обучению и развитию детей раннего и дошкольного возраста. 3. Сформировать и закрепить на практике знания педагога, необходимые для организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО. 4. Организовать и провести мониторинг развития профессиональных компетенций начинающего педагога |
Этапы проведения проекта | I этап. Организационный Цель: Создание условий для профессионального роста начинающего педагога. II этап. Внедренческий Цель: Разработка и реализация управленческих и методических мероприятий, обеспечивающих формирование профессиональной компетентности молодого специалиста. III этап. Аналитико-обобщающий Цель: Проведение мониторинга и обобщение опыта работы по повышению профессиональной компетентности молодого специалиста |
Планируемые результаты проекта | Начинающий педагог: - знает особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте; - знает особенности организации условий для развития свободной самостоятельной деятельности воспитанников; - умеет организовывать развивающие виды деятельности дошкольника: игровую, продуктивную, познавательно-исследовательскую; - может организовать педагогический мониторинг по освоению воспитанниками образовательной программы; - владеет методикой проведения педагогического мониторинга; - умеет создать условия для развития самостоятельной деятельности детей; - самостоятельно разрабатывает комплексно-тематическое планирование |
Форма проведения итогового мероприятия | Круглый стол «Формирование профессиональной компетентности молодого специалиста ДОО» |
Продукты проекта | 1. Портфолио молодого специалиста. 2. Комплект методических документов по формированию профессиональной компетентности начинающего педагога: - план по наставничеству и организационно-управленческий план методического сопровождения начинающих педагогов; - методические задания и вопросы для педагога; - тексты консультаций для молодого специалиста по различным направлениям развития дошкольников; - презентации-консультации по различным направлениям образования детей дошкольного возраста; - картотека интерактивных игр по развитию профессиональных компетенций у начинающего педагога; - сценарии мастер-классов |
Ресурсы проекта:
1. Материально-технические. Совершенствование развивающей предметно-пространственной среды учреждения в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
2. Кадровые. Организация наставничества в ДОО. Организация взаимопосещений НОД и режимных моментов между наставником и начинающим педагогом.
3. Методические. Разработка комплекса мероприятий, обеспечивающих адаптацию и повышение профессиональной компетентности начинающего педагога.
Риски и пути преодоления рисков
Риски:
1. Пассивное участие начинающего педагога в проекте.
2. Недостаток игрового оборудования, пособий и материалов для обогащения и разнообразия РППС по различным видам детской деятельности.
3. Недостаточная готовность педагогов-стажистов к включению в процесс помощи молодому специалисту и наставничеству.
Пути преодоления рисков:
1. Поддержка начинающего педагога в решении проблем проектирования РППС.
2. Создание системы стимулирования и поощрения активной деятельности молодого специалиста и педагога-наставника посредством моральных и материальных стимулов.
3. Разработка методических мероприятий с целью вовлечения начинающего педагога и педагога-наставника к реализации задач проекта.
4. Разработка научно-методического обеспечения проекта.
5. Материально-техническое обеспечение проекта.
6. Привлечение педагогов-стажистов к участию в проекте посредством совершенствования содержания и форм методического сопровождения.
Механизм оценки эффективности проекта
- Анкетирование среди родителей.
- Тестирование и анкетирование начинающего педагога.
- Анализ реализации этапов проекта.
- Мониторинг освоения воспитанниками ООП дошкольного образования в группе, где работает начинающий педагог.
Этапы реализации проекта
Этап | Срок | Содержание |
I этап. Организационный Цель: Создание методической системы сопровождения начинающего педагога | Сентябрь-октябрь 2022 г. | 1. Диагностика и анализ профессиональных проблем (дефицитов) педагога. 2. Определение приоритетных направлений в организации обучения. 3. Обеспечение материально-технических и научно-методических условий обучения |
II этап. Внедренческий Цель: Разработка и реализация управленческих и методических мероприятий, обеспечивающих формирование профессиональной компетентности молодого специалиста | Ноябрь 2022- март 2023 гг. |
|
III этап. Аналитико-обобщающий Цель: Проведение мониторинга и обобщение опыта работы по формированию у начинающего педагога профессиональной компетентности. | Апрель 2023- май 2023 гг. | 1. Диагностика и анализ результатов обучения, соотношение их с поставленными целью и задачами. 2. Самоанализ профессиональной деятельности начинающего педагога, составление портфолио. 3. Отчет педагога-наставника. 4. Популяризация опыта работы по повышению профессиональной компетентности молодого специалиста перед педагогическим сообществом. |
План методических мероприятий
I этап. Организационный
№ | Мероприятия этапа | Ответственные |
1. | Проведение мониторинговых мероприятий по выявлению профессиональных дефицитов и образовательных потребностей у начинающего педагога (диагностические наблюдения, контрольные срезы, анкетирование). | ст. воспитатель |
2. | Организация наставничества: прикрепление к молодому специалисту педагога-наставника. | ст. воспитатель |
3. | Разработка индивидуального профессионального маршрута для начинающего педагога. | ст. воспитатель, педагог-наставник |
4. | Разработка управленческих и методических мероприятий, консультаций, буклетов и памяток, направленных на формирование профессиональных компетенций молодого специалиста. | ст. воспитатель педагог-наставник |
II этап. Внедренческий
№ | Мероприятия этапа | Ответственные |
1. | Проведение консультаций (консультаций-презентаций, устных консультаций): - «Основные направления современного дошкольного образования»; - «Применение современных образовательных технологий при взаимодействии с детьми дошкольного возраста»; - «Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе как условие успешного освоения воспитанниками ООП»; - «Педагогическое сопровождение самостоятельной деятельности детей в специально организованной предметно-пространственной среде»; - «Организация игровой деятельности детей дошкольного возраста»; - «Организация познавательной деятельности детей дошкольного возраста»; - «Экспериментирование как средство познавательного развития детей дошкольного возраста»; - «Активные формы и методы взаимодействия с родителями» | ст. воспитатель педагог-наставник |
2. | Проведение практикумов: - «Организация и проведение педагогического мониторинга по освоению воспитанниками образовательной программы ДОО»; - «Организация развивающих видов детской деятельности воспитанников ДОО»; - «Создание информационно-образовательного пространства в группе на основе применения ИКТ» | ст. воспитатель, педагог-наставник |
3. | Организация взаимопосещений молодым специалистом и педагогом-наставником НОД и режимных моментов | ст. воспитатель, педагог-наставник |
4. | Проведение открытого просмотра НОД у начинающего педагога | ст. воспитатель, педагог-наставник |
5 | Организация мастер-классов: - «Развивающие игры для детей дошкольного возраста»; - «Проведение коммуникативных игр с дошкольниками в различные режимные моменты» | ст. воспитатель, педагог-наставник |
6. | Оформление опыта начинающего педагога на основе педагогической технологии «Портфолио» | ст. воспитатель, педагог-наставник, начинающий педагог |
III этап. Аналитико-обобщающий
№ | Мероприятия этапа | Ответственные |
1. | Проведение итоговых мониторинговых мероприятий по выявлению профессиональных дефицитов и образовательных потребностей у начинающего педагога | ст. воспитатель |
2. | Отслеживание результатов проекта и соотнесение полученных результатов с планируемыми. | ст. воспитатель |
3. | Оценка степени соответствия материально-технического обеспечения, методических и дидактических средств, используемых в процессе обучения молодого специалиста. | ст. воспитатель, педагог-наставник |
3. | Представление итогов проекта в форме: - аналитического отчета старшего воспитателя; - отчета педагога-наставника по сопровождению молодого специалиста; - представления портфолио начинающим педагогом. | ст. воспитатель педагог-наставник молодой специалист |
4. | Итоговое мероприятие: Круглый стол «Формирование профессиональной компетентности молодого специалиста ДОО» | ст. воспитатель педагог-наставник молодой специалист |
Список литературы:
Нормативно-правовые документы:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
- Федеральный закон от 3 июля 2016г. № 238-ФЗ о независимой оценке квалификации.
- Постановление Главного государственного санитарного врача российской Федерации 28.09.2020 г. № 28 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (СанПиН 2.4.3648-20).
Научно-методическая литература:
- Асаева, И.Н. Развитие профессиональных компетенций воспитателей дошкольных учреждений разных видов / И. Н. Асаева // URL: hllp://cyberleninka.ru/article/n/razvitieprofessionalnyh-kompetentsiy-vospitateley-doshkolnyh-uchrezhdeniy-razny.
- Афонькина Ю.А. Индивидуальный методический маршрут воспитателя ДОО. Журнал для проектирования. ФГОС ДО (+CD)». Издательство «Учитель», 2016.
- Афонькина Ю.А. Мониторинг профессиональной деятельности воспитателя в контексте реализации. ФГОС ДО». Издательство «Учитель», 2016.
- Киреева Л.Г. Организация предметно-развивающей среды. Из опыта работы. – Волгоград: Учитель, 2017.
- Комарова И.И., Туликов А.В. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании. - М.: Мозаика-Синтез, 2013.
- Лебедева С.С. Проблемы управления инновационным ДОУ в условиях социального партнерства - СПб.: Детство-Пресс, 2011.
- Майер, А.А. Модель профессиональной компетентности педагога дошкольного образования / А. А. Майер // Управление ДОУ. - 2007. - № 1. - С. 8-15.
- Микляева Н.В., Романова О.Ю. Инновации в методической работе дошкольных учреждений. – М.: АРКТИ, 2010.
- Никитина С.В., Свирская Л.В. Оценка результативности и качества дошкольного образования. Научно-методические рекомендации и информационные материалы. – М.: Линка-Пресс, 2008.
- Самородова, А. П. Профессионально-педагогическая культура воспитателя дошкольного образовательного учреждения: сущность и структура / А. П. Самородова // Вестник ТГУ. - 2006. - Вып. 3 (43). - С. 295-296.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
проект повышения профессиональной компетентности начинающего педагога в рамках реализации образовательной программы
Проект представляет способ организации работы в ДОУ по сопровождению начинающего педагога....
Проект повышения профессиональной компетентности начинающего педагога
Период вхождения начинающего педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того как пройдет этот период, зависит, состоится ли новоявле...
Управленческий проект «Повышение профессиональной компетентности начинающего педагога в условиях реализации ФГОС ДО»
Работа с молодыми педагогами ДОУ...
Управленческий проект «Повышение профессиональной компетентности начинающего педагога в условиях реализации ФГОС ДО»
Управленческий проект«Повышение профессиональной компетентностиначинающего педагога в условиях реализации ФГОС ДО»Отчет "Система мониторинга компетентности педагогов"...
ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННАЯ ПРОГРАММА НАСТАВНИЧЕСТВА «ПОВЫШЕНИЕ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО» НА 2023-2024 УЧЕБНЫЙ ГОД
Персонализированная программа наставничества «Повышение ИКТ -компетентности современного педагога в условиях реализации ФГОС ДО» (далее по тексту – Программа) разработана в соответст...
Управленческий проект «Повышение профессиональной компетентности начинающего педагога в условиях реализации ФГОС ДО»
В условиях модернизации системы образования одним их важнейших направлений деятельности дошкольных образовательных организаций является развитие кадрового потенциала.Методическая служба нашего детског...
Проект Тема: «Повышение профессиональной компетентности начинающего педагога в условиях введения ФОП ДО»
ПроектТема: «Повышение профессиональной компетентностиначинающего педагога в условиях введения ФОП ДО»...