Проект Тема: «Повышение профессиональной компетентности начинающего педагога в условиях введения ФОП ДО»
проект
Проект
Тема: «Повышение профессиональной компетентности
начинающего педагога в условиях введения ФОП ДО»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 39.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
Тема: «Повышение профессиональной компетентности
начинающего педагога в условиях введения ФОП ДО»
Соль-Илецк
Актуальность
Актуальность проекта
2023 год Указом Президента России Владимира Путина объявлен Годом педагога и наставника. Миссия Года – признание особого статуса педагогических работников, в том числе выполняющих наставническую деятельность.
Период вхождения молодого педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как он пройдет, зависит, состоится ли новоявленный воспитатель как профессионал, останется ли он в сфере дошкольного образования или найдет себя в другой сфере деятельности.
В условиях обновления содержания образования, введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, введения профессионального стандарта педагога, значительно возрос спрос на высококвалифицированного, конкурентоспособного, творчески работающего педагога. Повысились требования к его личностным и профессиональным качествам, социальной позиции.
Для эффективной организации образовательной деятельности в ДОУ необходима высокая профессиональная компетентность педагогов.
В эпоху быстрой смены технологий необходимо быстрое реагирование на меняющийся социальный заказ. Современная рыночная экономика и информационное общество ставят перед образованием стратегическую задачу непрерывного развития человеческих ресурсов.
Каждый руководитель ДОО осознаёт тот факт, что достижение желаемых результатов в воспитании, развитии и обучении дошкольников невозможно без оптимального подхода к работе с кадрами. Поэтому одним из приоритетных направлений деятельности является развитие кадрового потенциала.
Актуальность проекта обусловлена следующими факторами:
- необходимость повышения качества подготовки и профессионального развития педагогов;
- государственная политика в сфере образования, направленная на развитие кадрового потенциала страны и наставничества как уникальной технологии формирования навыков и компетенций (Указ Президента РФ от 07.05.2018 г.
№204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», Национальный проект «Образование», Профессиональный стандарт педагога);
- увеличение количества молодых специалистов и педагогов с непрофильным образованием;
- необходимость снижения текучести кадров за счет усиления профессиональной мотивации молодых педагогов и предоставление дополнительных возможностей для повышения профессионального статуса более опытных педагогов; профилактика профессионального выгорания педагогов-наставников;
- сетевое взаимодействие учреждений по направлению профессионального развития кадров создает синергетический эффект, позволяет укрепить профессиональное сотрудничество всех членов сетевого сообщества.
В связи с этим возникла необходимость обратить особое внимание на методическое сопровождение молодых специалистов в целях повышения их профессиональной компетентности и профессионального роста.
Было принято решение разработать управленческий проект «Повышение профессиональной компетентности начинающего педагога в условиях реализации ФОП ДО»
Паспорт проекта
Название и тип проекта | Управленческий проект «Повышение профессиональной компетентности начинающего педагога в условиях реализации ФОП ДО» |
Автор-разработчик | Бенке И.В - старший воспитатель |
Участники проекта | Бенке И.В.. - старший воспитатель педагоги МДОБУ № 6 «Малыш» |
Основания для разработки проекта |
|
Цель проекта | Повышение профессиональной компетентности молодого специалиста посредством методического сопровождения. |
Задачи проекта |
|
Этапы проведения проекта | I этап. Организационный Цель: Создание условий для профессионального роста начинающего педагога. II этап. Внедренческий Цель: Разработка и реализация управленческих и методических мероприятий, обеспечивающих формирование профессиональной компетентности молодого специалиста. III этап. Аналитико-обобщающий Цель: Проведение мониторинга и обобщение опыта работы по повышению профессиональной компетентности молодого специалиста. |
Планируемые результаты проекта | Начинающий педагог: - знает особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте; - знает особенности организации условий для развития свободной самостоятельной деятельности воспитанников; - умеет организовывать развивающие виды деятельности дошкольника: игровую, продуктивную, познавательно-исследовательскую; - может организовать педагогический мониторинг по освоению воспитанниками образовательной программы; - владеет методикой проведения педагогического мониторинга; - умеет создать условия для развития самостоятельной деятельности детей; - самостоятельно разрабатывает комплексно-тематическое планирование. |
Мероприятия и виды ресурсного обеспечения проекта на каждом этапе | Круглый стол «Формирование профессиональной компетентности молодого специалиста ДОО» |
Продукты проекта | 1. Портфолио молодого специалиста. 2. Комплект методических документов по формированию профессиональной компетентности начинающего педагога: - план по наставничеству и организационно-управленческий план методического сопровождения начинающих педагогов; - методические задания и вопросы для педагога; - тексты консультаций для молодого специалиста по различным направлениям развития дошкольников; - презентации-консультации по различным направлениям образования детей дошкольного возраста; - картотека интерактивных игр по развитию профессиональных компетенций у начинающего педагога; - сценарии мастер-классов. |
Ресурсы проекта:
- Материально-технические. Совершенствование развивающей предметно-пространственной среды учреждения в соответствии с требованиями ФОП ДО.
- Кадровые. Организация наставничества в ДОО. Организация взаимопосещений НОД и режимных моментов между наставником и начинающим педагогом.
- Методические. Разработка комплекса мероприятий, обеспечивающих адаптацию и повышение профессиональной компетентности начинающего педагога.
Риски и пути их предупреждения:
Риски:
- Пассивное участие начинающего педагога в проекте.
- Недостаток игрового оборудования, пособий и материалов для обогащения и разнообразия РППС по различным видам детской деятельности.
- Недостаточная готовность педагогов-стажистов к включению в процесс помощи молодому специалисту и наставничеству.
Пути преодоления рисков:
- Поддержка начинающего педагога в решении проблем проектирования РППС.
- Создание системы стимулирования и поощрения активной деятельности молодого специалиста и педагога-наставника посредством моральных и материальных стимулов.
- Разработка методических мероприятий с целью вовлечения начинающего педагога и педагога-наставника к реализации задач проекта.
- Разработка научно-методического обеспечения проекта.
- Материально-техническое обеспечение проекта.
- Привлечение педагогов-стажистов к участию в проекте посредством совершенствования содержания и форм методического сопровождения.
Механизм оценки эффективности проекта
- Анкетирование среди родителей.
- Тестирование и анкетирование начинающего педагога.
- Анализ реализации этапов проекта.
- Мониторинг освоения воспитанниками ФОП дошкольного образования в группе, где работает начинающий педагог.
Этапы реализации проекта
Этап | Содержание |
I этап. Организационный Цель: Создание методической системы сопровождения начинающего педагога | 1. Диагностика и анализ профессиональных проблем (дефицитов) педагога. 2.Определение приоритетных направлений в организации обучения. 3. Обеспечение материально-технических и научно-методических условий обучения. |
II этап. Внедренческий Цель: Разработка и реализация управленческих и методических мероприятий, обеспечивающих формирование профессиональной компетентности молодого специалиста. | 1.Реализация плана методических мероприятий. 2.Обеспечение постоянного роста профессиональной компетентности начинающего педагога посредством проведения комплекса обучающих мероприятий. 3.Закрепление на практике профессиональных знаний и умений начинающего педагога. |
III этап. Аналитико-обобщающий Цель: Проведение мониторинга и обобщение опыта работы по формированию у начинающего педагога профессиональной компетентности. | 1. Диагностика и анализ результатов обучения, соотношение их с поставленными целью и задачами. 2.Самоанализ профессиональной деятельности начинающего педагога, составление портфолио. 3. Отчет педагога-наставника. 4.Популяризация опыта работы по повышению профессиональной компетентности молодого специалиста перед педагогическим сообществом. |
План методических мероприятий
I этап. Организационный
№ | Мероприятия этапа | Ответственные |
1. | Проведение мониторинговых мероприятий по выявлению профессиональных дефицитов и образовательных потребностей у начинающего педагога (диагностические наблюдения, контрольные срезы, анкетирование). | ст. воспитатель |
2. | Организация наставничества: прикрепление к молодому специалисту педагога-наставника. | ст. воспитатель |
3. | Разработка индивидуального профессионального маршрута для начинающего педагога. | ст. воспитатель педагог-наставник |
4. | Разработка управленческих и методических мероприятий, консультаций, буклетов и памяток, направленных на формирование профессиональных компетенций молодого специалиста. | ст. воспитатель педагог-наставник |
II этап. Внедренческий
№ | Мероприятия этапа | Ответственные |
1. | Проведение консультаций (консультаций-презентаций, устных консультаций): - «Основные направления современного дошкольного образования»; - «Применение современных образовательных технологий при взаимодействии с детьми дошкольного возраста»; - «Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе как условие успешного освоения воспитанниками ФОП ДОУ»; - «Педагогическое сопровождение самостоятельной деятельности детей в специально организованной предметно-пространственной среде»; - «Организация игровой деятельности детей дошкольного возраста»; - «Организация познавательной деятельности детей дошкольного возраста»; - «Экспериментирование как средство познавательного развития детей дошкольного возраста»; - «Активные формы и методы взаимодействия с родителями». | ст. воспитатель педагог-наставник |
2. | Проведение практикумов: - «Организация и проведение педагогического мониторинга по освоению воспитанниками ФОП ДОУ»; - «Организация развивающих видов детской деятельности воспитанников ДОО»; - «Создание информационно-образовательного пространства в группе на основе применения ИКТ». | ст. воспитатель, педагог-наставник |
3. | Организация взаимопосещений молодым специалистом и педагогом-наставником НОД и режимных моментов | ст. воспитатель, педагог-наставник |
4. | Проведение открытого просмотра НОД у начинающего педагога | ст. воспитатель, педагог-наставник |
5 | Организация мастер-классов: - «Развивающие игры для детей дошкольного возраста»; - «Проведение коммуникативных игр с дошкольниками в различные режимные моменты» | ст. воспитатель, педагог-наставник |
6. | Оформление опыта начинающего педагога на основе педагогической технологии «Портфолио» | ст. воспитатель, педагог-наставник, начинающий педагог |
III этап. Аналитико-обобщающий
№ | Мероприятия этапа | Ответственные |
1. | Проведение итоговых мониторинговых мероприятий по выявлению профессиональных дефицитов и образовательных потребностей у начинающего педагога | ст. воспитатель |
2. | Отслеживание результатов проекта и соотнесение полученных результатов с планируемыми. | Ст. воспитатель |
3. | Оценка степени соответствия материально-технического обеспечения, методических и дидактических средств, используемых в процессе обучения молодого специалиста. | ст. воспитатель педагог-наставник |
3. | Представление итогов проекта в форме: - аналитического отчета старшего воспитателя; - отчета педагога-наставника по сопровождению молодого специалиста; - представления портфолио начинающим педагогом. | ст. воспитатель педагог-наставник молодой специалист |
4. | Итоговое мероприятие: Круглый стол «Формирование профессиональной компетентности молодого специалиста ДОО» | ст. воспитатель педагог-наставник молодой специалист |
Список источников
Нормативно-правовые документы:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
- Федеральный закон от 3 июля 2016г. № 238-ФЗ о независимой оценке квалификации.
- Постановление Главного государственного санитарного врача российской Федерации от 15 мая 2013 года № 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (СанПиН 2.4.1.3049 – 13).
Научно-методическая литература:
- Асаева, И.Н. Развитие профессиональных компетенций воспитателей дошкольных учреждений разных видов / И. Н. Асаева // URL: hllp://cyberleninka.ru/article/n/razvitieprofessionalnyh-kompetentsiy-vospitateley-doshkolnyh-uchrezhdeniy-razny.
- Афонькина Ю.А. Индивидуальный методический маршрут воспитателя ДОО. Журнал для проектирования. ФГОС ДО (+CD)». Издательство «Учитель», 2016.
- Афонькина Ю.А. Мониторинг профессиональной деятельности воспитателя в контексте реализации. ФГОС ДО». Издательство «Учитель», 2016.
- Киреева Л.Г. Организация предметно-развивающей среды. Из опыта работы. – Волгоград: Учитель, 2017.
- Комарова И.И., Туликов А.В. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании. - М.: Мозаика-Синтез, 2013.
- Лебедева С.С. Проблемы управления инновационным ДОУ в условиях социального партнерства - СПб.: Детство-Пресс, 2011.
- Майер, А.А. Модель профессиональной компетентности педагога дошкольного образования / А. А. Майер // Управление ДОУ. - 2007. - № 1. - С. 8-15.
- Микляева Н.В., Романова О.Ю. Инновации в методической работе дошкольных учреждений. – М.: АРКТИ, 2010.
- Никитина С.В., Свирская Л.В. Оценка результативности и качества дошкольного образования. Научно-методические рекомендации и информационные материалы. – М.: Линка-Пресс, 2008.
- Самородова, А. П. Профессионально-педагогическая культура воспитателя дошкольного образовательного учреждения: сущность и структура / А. П. Самородова // Вестник ТГУ. - 2006. - Вып. 3 (43). - С. 295-296.
- Стародубцев В.А., Киселева А.А. Самообразование педагога в медиасреде // Народное образование, - № 6, 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
проект повышения профессиональной компетентности начинающего педагога в рамках реализации образовательной программы
Проект представляет способ организации работы в ДОУ по сопровождению начинающего педагога....
Проект «Повышение профессиональных компетентностей педагогических работников в условиях введения ФГОС ДО»
Данный проект направлен на повышение профессиональной компетентности педагогических работников в условиях введения ФГОС ДО и повышения качества образования....
Проект повышения профессиональной компетентности начинающего педагога
Период вхождения начинающего педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того как пройдет этот период, зависит, состоится ли новоявле...
Управленческий проект «Повышение профессиональной компетентности начинающего педагога в условиях реализации ФГОС ДО»
Работа с молодыми педагогами ДОУ...
Управленческий проект «Повышение профессиональной компетентности начинающего педагога в условиях реализации ФГОС ДО»
Управленческий проект«Повышение профессиональной компетентностиначинающего педагога в условиях реализации ФГОС ДО»Отчет "Система мониторинга компетентности педагогов"...
Управленческий проект «Повышение профессиональной компетентности начинающего педагога в условиях реализации ФГОС ДО»
В условиях модернизации системы образования одним их важнейших направлений деятельности дошкольных образовательных организаций является развитие кадрового потенциала.Методическая служба нашего детског...
Управленческий проект «Повышение профессиональной компетентности начинающего педагога в условиях реализации ФГОС ДО»
Управленческий проект«Повышение профессиональной компетентностиначинающего педагога в условиях реализации ФГОС ДО»...