Проект Тема: «Повышение профессиональной компетентности начинающего педагога в условиях введения ФОП ДО»
проект

Бенке Ирина Вильгельмовна

Проект

Тема: «Повышение профессиональной компетентности

начинающего педагога в условиях введения ФОП ДО»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx39.75 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

Тема: «Повышение профессиональной компетентности

начинающего педагога в условиях введения ФОП ДО»

Соль-Илецк

Актуальность

  1. Актуальность проекта

2023 год Указом Президента России Владимира Путина объявлен Годом педагога и наставника. Миссия Года – признание особого статуса педагогических работников, в том числе выполняющих наставническую деятельность.

Период вхождения молодого педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как он пройдет, зависит, состоится ли новоявленный воспитатель как профессионал, останется ли он в сфере дошкольного образования или найдет себя в другой сфере деятельности.

В условиях обновления содержания образования, введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, введения профессионального стандарта педагога, значительно возрос спрос на высококвалифицированного, конкурентоспособного, творчески работающего педагога. Повысились требования к его личностным и профессиональным качествам, социальной позиции.

Для эффективной организации образовательной деятельности в ДОУ необходима высокая профессиональная компетентность педагогов.

В эпоху быстрой смены технологий необходимо быстрое реагирование на меняющийся социальный заказ. Современная рыночная экономика и информационное общество ставят перед образованием стратегическую задачу непрерывного развития человеческих ресурсов.

Каждый руководитель ДОО осознаёт тот факт, что достижение желаемых результатов в воспитании, развитии и обучении дошкольников невозможно без оптимального подхода к работе с кадрами. Поэтому одним из приоритетных направлений деятельности является развитие кадрового потенциала.

Актуальность проекта обусловлена следующими факторами:

  • необходимость повышения качества подготовки и профессионального развития педагогов;
  • государственная политика в сфере образования, направленная на развитие кадрового потенциала страны и наставничества как уникальной технологии формирования навыков и компетенций (Указ Президента РФ от 07.05.2018 г.

№204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», Национальный проект «Образование», Профессиональный стандарт педагога);

  • увеличение количества молодых специалистов и педагогов с непрофильным образованием;
  • необходимость снижения текучести кадров за счет усиления профессиональной мотивации молодых педагогов и предоставление дополнительных возможностей для повышения профессионального статуса более опытных педагогов; профилактика профессионального выгорания педагогов-наставников;
  • сетевое взаимодействие учреждений по направлению профессионального развития кадров создает синергетический эффект, позволяет укрепить профессиональное сотрудничество всех членов сетевого сообщества.

В связи с этим возникла необходимость обратить особое внимание на методическое сопровождение молодых специалистов в целях повышения их профессиональной компетентности и профессионального роста.

Было принято решение разработать управленческий проект «Повышение профессиональной компетентности начинающего педагога в условиях реализации ФОП ДО»

Паспорт проекта

Название и тип проекта

Управленческий проект «Повышение профессиональной компетентности начинающего педагога в условиях реализации  ФОП ДО» 

Автор-разработчик

Бенке И.В - старший воспитатель

Участники проекта

Бенке И.В.. - старший воспитатель

педагоги МДОБУ № 6 «Малыш»

Основания для разработки проекта

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации».
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  • Федеральный закон от 3 июля 2016г. № 238-ФЗ о независимой оценке квалификации.
  • Постановление Главного государственного санитарного врача российской Федерации от 15 мая 2013 года № 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы  дошкольных образовательных организаций» (СанПиН 2.4.1.3049 – 13).
  • Программа развития МДОБУ № 6 «Малыш»
  • Образовательная программа дошкольного образования МДОБУ № 6 «Малыш»

Цель проекта

Повышение профессиональной компетентности молодого специалиста посредством методического сопровождения.

Задачи проекта

  • Создать мотивационные условия для профессионального роста молодого специалиста, способствующие успешной адаптации и вхождению в профессиональную деятельность.
  • Организовать комплекс методических мероприятий, направленных освоение начинающим педагогом профессиональных компетенций по воспитанию, обучению и развитию детей раннего и дошкольного возраста. 
  • Сформировать и закрепить на практике знания педагога, необходимые для организации образовательного процесса в соответствии с ФОП ДО.
  •  Организовать и провести мониторинг развития профессиональных компетенций начинающего педагога.

Этапы проведения проекта

I этап. Организационный

 Цель: Создание условий для профессионального роста начинающего педагога.

II этап. Внедренческий

Цель: Разработка и реализация управленческих и методических мероприятий, обеспечивающих формирование профессиональной компетентности молодого специалиста.

III этап. Аналитико-обобщающий

 Цель: Проведение мониторинга и обобщение опыта работы по повышению профессиональной компетентности молодого специалиста.

Планируемые результаты проекта

Начинающий педагог:

- знает особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте;

- знает особенности организации условий для развития свободной самостоятельной деятельности воспитанников;

- умеет организовывать развивающие виды деятельности дошкольника: игровую, продуктивную, познавательно-исследовательскую;

- может организовать педагогический мониторинг по освоению воспитанниками образовательной программы;

- владеет методикой проведения педагогического мониторинга;

- умеет создать условия для развития самостоятельной деятельности детей;

-  самостоятельно разрабатывает комплексно-тематическое планирование.

Мероприятия и виды ресурсного обеспечения проекта на каждом этапе

Круглый стол «Формирование профессиональной компетентности молодого специалиста ДОО» 

Продукты проекта

1. Портфолио молодого специалиста.

2. Комплект методических документов по формированию профессиональной  компетентности начинающего педагога:

- план по наставничеству и организационно-управленческий план методического сопровождения начинающих педагогов;

-  методические задания и вопросы для педагога;

тексты консультаций для молодого специалиста по различным направлениям развития дошкольников;

 - презентации-консультации по различным направлениям образования детей дошкольного возраста;

- картотека интерактивных игр по развитию профессиональных компетенций у начинающего педагога;

- сценарии мастер-классов.

Ресурсы проекта:

  • Материально-технические. Совершенствование развивающей предметно-пространственной среды учреждения в соответствии с требованиями ФОП ДО.
  • Кадровые. Организация наставничества в ДОО. Организация взаимопосещений НОД и режимных моментов между наставником и начинающим педагогом.
  • Методические. Разработка комплекса мероприятий, обеспечивающих адаптацию и повышение профессиональной компетентности начинающего педагога.

 Риски и пути их предупреждения:

Риски:

  • Пассивное участие начинающего педагога в проекте.
  • Недостаток игрового оборудования, пособий и материалов для обогащения и разнообразия РППС по различным видам детской деятельности.
  • Недостаточная готовность педагогов-стажистов к включению в процесс помощи молодому специалисту и наставничеству.

Пути преодоления рисков:

  • Поддержка начинающего педагога в решении проблем проектирования РППС.
  • Создание системы стимулирования и поощрения активной деятельности молодого специалиста и педагога-наставника посредством моральных и материальных стимулов.
  • Разработка методических мероприятий с целью вовлечения начинающего педагога и педагога-наставника к реализации задач проекта.
  • Разработка научно-методического обеспечения проекта.
  • Материально-техническое обеспечение проекта.
  • Привлечение педагогов-стажистов к участию в проекте посредством совершенствования содержания и форм методического сопровождения.

Механизм  оценки эффективности проекта

  • Анкетирование среди родителей.
  • Тестирование и анкетирование начинающего педагога.
  • Анализ реализации этапов проекта.
  • Мониторинг освоения воспитанниками ФОП дошкольного образования в группе, где работает начинающий педагог.

Этапы реализации проекта

Этап

Содержание

I этап. Организационный

 Цель: Создание методической системы сопровождения начинающего педагога

1. Диагностика и анализ профессиональных проблем (дефицитов) педагога.

2.Определение приоритетных направлений в организации обучения.

3. Обеспечение материально-технических и научно-методических условий обучения.

II этап. Внедренческий

Цель: Разработка и реализация управленческих и методических мероприятий, обеспечивающих формирование профессиональной компетентности молодого специалиста.

1.Реализация плана методических мероприятий.

2.Обеспечение постоянного роста профессиональной компетентности начинающего педагога посредством проведения комплекса обучающих

 мероприятий.

3.Закрепление на практике профессиональных знаний и умений начинающего педагога.

III этап. Аналитико-обобщающий

 Цель: Проведение мониторинга и обобщение опыта работы по формированию у начинающего педагога профессиональной компетентности.

 1. Диагностика и анализ результатов обучения, соотношение их с поставленными целью и задачами.

2.Самоанализ профессиональной деятельности начинающего педагога, составление портфолио.

3. Отчет педагога-наставника.

4.Популяризация опыта работы по повышению профессиональной

 компетентности молодого специалиста перед педагогическим сообществом.

План методических мероприятий

I этап. Организационный

Мероприятия этапа

Ответственные

1.

Проведение мониторинговых мероприятий по выявлению профессиональных дефицитов и  образовательных потребностей у начинающего педагога (диагностические наблюдения, контрольные срезы, анкетирование).

ст. воспитатель

2.

Организация наставничества: прикрепление к молодому специалисту педагога-наставника.

ст. воспитатель

3.

Разработка индивидуального профессионального маршрута для начинающего педагога.

ст. воспитатель

педагог-наставник

4.

Разработка управленческих и методических мероприятий, консультаций, буклетов и памяток, направленных на формирование профессиональных компетенций молодого специалиста.

ст. воспитатель

педагог-наставник

II этап. Внедренческий

Мероприятия этапа

Ответственные

1.

Проведение консультаций (консультаций-презентаций, устных консультаций):

-  «Основные направления современного дошкольного образования»;

- «Применение современных образовательных технологий при взаимодействии с детьми дошкольного возраста»;

- «Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе как условие успешного освоения воспитанниками ФОП ДОУ»;

- «Педагогическое сопровождение самостоятельной деятельности детей в специально организованной предметно-пространственной среде»;

- «Организация игровой деятельности детей дошкольного возраста»;

- «Организация познавательной деятельности детей дошкольного возраста»;

- «Экспериментирование как средство познавательного развития детей дошкольного возраста»;

- «Активные формы и методы взаимодействия с родителями».

ст. воспитатель

педагог-наставник

2.

Проведение практикумов:

- «Организация и проведение педагогического мониторинга по освоению воспитанниками ФОП ДОУ»;

-  «Организация развивающих видов детской деятельности воспитанников ДОО»;

- «Создание информационно-образовательного пространства в группе на основе применения ИКТ».

ст. воспитатель,

педагог-наставник

3.

Организация взаимопосещений молодым специалистом и педагогом-наставником НОД и режимных моментов

ст. воспитатель,

педагог-наставник

4.

Проведение открытого просмотра НОД у начинающего педагога  

ст. воспитатель,

педагог-наставник

5

Организация мастер-классов:

- «Развивающие игры для детей дошкольного возраста»;

- «Проведение коммуникативных игр с дошкольниками в различные режимные моменты»

ст. воспитатель,

педагог-наставник

6.

Оформление опыта начинающего педагога на основе педагогической технологии «Портфолио»

ст. воспитатель,

педагог-наставник,

начинающий педагог

III этап. Аналитико-обобщающий

Мероприятия этапа

Ответственные

1.

Проведение итоговых мониторинговых мероприятий по выявлению профессиональных дефицитов и образовательных потребностей у начинающего педагога

ст. воспитатель

2.

Отслеживание результатов проекта и соотнесение полученных результатов с планируемыми.

Ст. воспитатель

3.

Оценка степени соответствия материально-технического обеспечения, методических и дидактических средств, используемых в процессе обучения молодого специалиста.

ст. воспитатель

педагог-наставник

3.

Представление итогов проекта в форме:

- аналитического отчета старшего воспитателя;

-  отчета педагога-наставника по сопровождению молодого специалиста;

- представления портфолио начинающим педагогом.

ст. воспитатель

педагог-наставник

молодой специалист

4.

Итоговое мероприятие: Круглый стол «Формирование профессиональной компетентности молодого специалиста ДОО»

ст. воспитатель

педагог-наставник

молодой специалист

Список источников

Нормативно-правовые документы:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации».
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  • Федеральный закон от 3 июля 2016г. № 238-ФЗ о независимой оценке квалификации.
  • Постановление Главного государственного санитарного врача российской Федерации от 15 мая 2013 года № 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы  дошкольных образовательных организаций» (СанПиН 2.4.1.3049 – 13).

Научно-методическая литература:

  • Асаева, И.Н. Развитие профессиональных компетенций воспитателей дошкольных учреждений разных видов / И. Н. Асаева // URL: hllp://cyberleninka.ru/article/n/razvitieprofessionalnyh-kompetentsiy-vospitateley-doshkolnyh-uchrezhdeniy-razny.
  • Афонькина Ю.А. Индивидуальный методический маршрут воспитателя ДОО. Журнал для проектирования. ФГОС ДО (+CD)». Издательство «Учитель», 2016.
  • Афонькина Ю.А. Мониторинг профессиональной деятельности воспитателя в контексте реализации. ФГОС ДО». Издательство «Учитель», 2016.
  • Киреева Л.Г.  Организация предметно-развивающей среды. Из опыта работы. – Волгоград: Учитель, 2017.
  • Комарова И.И., Туликов А.В. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании. - М.: Мозаика-Синтез, 2013.
  • Лебедева С.С. Проблемы управления инновационным ДОУ в условиях социального партнерства - СПб.: Детство-Пресс, 2011.
  • Майер, А.А. Модель профессиональной компетентности педагога дошкольного образования / А. А. Майер // Управление ДОУ. - 2007. - № 1. - С. 8-15.
  • Микляева Н.В., Романова О.Ю. Инновации в методической работе дошкольных учреждений. – М.: АРКТИ, 2010.
  • Никитина С.В., Свирская Л.В. Оценка результативности и качества дошкольного образования. Научно-методические рекомендации и информационные материалы. – М.: Линка-Пресс, 2008.
  • Самородова, А. П. Профессионально-педагогическая культура воспитателя дошкольного образовательного учреждения: сущность и структура / А. П. Самородова // Вестник ТГУ. - 2006. - Вып. 3 (43). - С. 295-296.
  • Стародубцев В.А., Киселева  А.А. Самообразование педагога в медиасреде // Народное образование, - № 6, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект повышения профессиональной компетентности начинающего педагога в рамках реализации образовательной программы

Проект представляет способ организации работы в ДОУ по сопровождению начинающего педагога....

Проект «Повышение профессиональных компетентностей педагогических работников в условиях введения ФГОС ДО»

Данный проект направлен на повышение профессиональной компетентности педагогических работников в условиях введения ФГОС ДО и повышения качества образования....

Проект повышения профессиональной компетентности начинающего педагога

Период вхождения начинающего педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того как пройдет этот период, зависит, состоится ли новоявле...

Чек-лист «Повышение профессиональной компетентности начинающего педагога»

Модернизационные процессы в системе дошкольного образования обязывают пересмотреть модель эффективного работника, который способен искать новые подходы, и мог бы быстро адаптироваться в...

Управленческий проект «Повышение профессиональной компетентности начинающего педагога в условиях реализации ФГОС ДО»

Управленческий проект«Повышение профессиональной компетентностиначинающего педагога в условиях реализации ФГОС ДО»Отчет "Система мониторинга компетентности педагогов"...

Управленческий проект «Повышение профессиональной компетентности начинающего педагога в условиях реализации ФГОС ДО»

В условиях модернизации системы образования одним их важнейших направлений деятельности дошкольных образовательных организаций является развитие кадрового потенциала.Методическая служба нашего детског...