Культурные практики в ДОУ
статья

Степкина Маргарита Сергеевна

В материале представлены базовые основы проектирования и организации культурных практик дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kulturnye_praktiki.docx16.59 КБ

Предварительный просмотр:

«Проектирование и организация культурных практик в области

познавательно - исследовательской деятельности»

Современные нормативные документы (ФГОС ДО, ФОП ДО) дают установку на введение в образовательный процесс исследовательской деятельности  как пронизывающей всю жизнь ребенка-дошкольника культурной практики. Познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном детстве представляет собой активность, направленную на постижение окружающего мира.  В процессе данной деятельности ребёнок выступает исследователем, удовлетворяя собственную познавательную потребность, открывает для себя новые свойства и качества объектов, познаёт мир в его связях и зависимостях.

ПИ - деятельность детей является одним из значимых способов реализации ОП ДО. В связи с этим умение решать программные задачи, владеть содержанием и формами развития интересов детей, любознательности и познавательной мотивации является обязательным условием профессиональной деятельности педагога дошкольного образования.

Согласно культурно-исторической теории Л.С. Выготского, детское мышление развивается в сотрудничестве со взрослым и во взаимодействии со сверстниками через деятельностное знакомство с культурно-значимым миром, а социальная среда является источником развития личности.  Культурные практики – это процесс приобщения ребенка к культурным образцам человеческой деятельности (культуре жизни, культуре познания мира, речи, коммуникации, и прочим), приобретения культурных умений при взаимодействии со взрослыми и в самостоятельной деятельности в предметной среде.

Культурные практики на основе инициатив самих детей - это самостоятельная детская деятельность, которая проходит как индивидуально, так и в процессе сотрудничества со сверстниками. Детская деятельность в данном случае направлена на самопознание окружающей среды, поиск ответов на вопросы, воспроизводство методов действия и проверку культурных закономерностей, норм, творческую реализацию идей, наблюдение, изучение объектов, представляющих интерес для ребенка.

Культурные практики, инициируемые и организуемые взрослыми - направлены педагогом на развитие самостоятельной коммуникативной, исследовательской, творческой и социальной активности дошкольников и основаны на поддержке детских инициатив и интересов. Культурные практики разрабатываются педагогом в соответствии с образовательными целями.

Эти два вида редко выступают в чистом виде, они тесно связаны между собой. Собственная активность детей связана с активностью, идущей от взрослого, а знания и умения, усвоенные с помощью взрослого, затем становятся продуктом самого ребенка, так как он воспринимает и принимает их как собственные.

Целью педагога, организующего познавательно-исследовательскую практику детей, является развитие у них исследовательского типа мышления, любознательности, познавательной инициативы. При этом педагог знакомит ребенка с достаточно большим объемом конкретной информации об окружающей действительности, предоставляет ему культурные средства упорядочивания полученных знаний, позволяющие связывать отдельные представления в целостную картину мира. Процесс приобретения общих культурных умений во всей его полноте возможен только в том случае, если взрослый выступает в этом процессе в роли партнера, а не руководителя, поддерживая и развивая мотивацию ребенка.

Детско-взрослое взаимодействие в ходе исследовательских практик осуществляется в определенной последовательности:

        отправной момент – какое-либо событие, вызывающее интерес дошкольников. Так задается культурно-смысловой контекст, наводящий детей на постановку вопросов, проблем, касающихся определенной темы;

        обсуждение идей, предположений детей и взрослого по поводу возникающих вопросов, проблем;

        опытная проверка или символическая фиксация связей и отношений между обсуждаемыми предметами и явлениями;

        предложение детям предметного материала, обеспечивающего продолжение исследования в свободной деятельности в группе или дома с родителями.

Содержательные области детских исследовательских интересов и механизмы детского исследовательского поведения были выделены А.Н. Поддьяковым:

- объекты неживой природы (наблюдают, изменяют или разрушают, чтобы понять

скрытые свойства, внутреннюю структуру и т. д.);

- объекты живой природы (наблюдают за активностью живых существ, воздействуя

на них своим поведением);

- люди и отношения между людьми (используют различные стратегии социального

экспериментирования, связывают действия и их речевые обозначения);

- искусственные объекты (для чего они предназначены, как используются, как

сделаны и т. д.)

Формы реализации  познавательно-исследовательских практик:

- экспериментирование,

- коллекционирование, моделирование, решение проблемных ситуаций.

-  познавательно-исследовательские проекты.

Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности, ребенок, с одной стороны, расширяет представления о мире, с другой - начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно-следственными, родо-видовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связывать отдельные представления в целостную картину.

Однако, излишне активное введение исследовательской деятельности в образовательный процесс может привести к антиразвивающим эффектам в личностном и познавательном развитии детей

навязанная ребенку извне мотивация блокирует развитие собственно познавательной мотивации ребенка. Одним из главных риском введения исследовательской деятельности в образовательный процесс является отсутствие базовых научных знаний у педагога.

Грамотное введение исследовательских практик в образовательный процесс предполагает:

Понимание педагогами фундаментальных основ детского развития

Владение педагогами базовыми понятиями естественных и гуманитарных наук

Владение технологиями организации ИП – классическими и современными.

А главное – это понимание педагогами того, что «игры» с понятиями культуры (науки,

философии, искусства) возможны только тогда, когда у взрослого, «внутри больше, чем снаружи». Тогда происходит развитие исследовательской деятельности как истинно культурной практики, передаваемой взрослыми детям через общие способы осуществления той или иной деятельности, в том числе, умение исследовать окружающий мир.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Культурные практики ребенка в дошкольном образовании"

В статье раскрывается смысл понятия "культурные практики", а также пути воплощения в педагогику принципа  «Ребенок – центр сферы образования» посредством использования культурологического подхода...

Познавательно-исследовательская деятельность, как культурная практика в работе с детьми младшего дошкольного возраста

Под познавательно-исследовательской деятельностью ребенка-дошкольника понимается активность, направленная на постижение свойств объектов и явлений окружающего мира, выяснение связей между ними и их уп...

Культурные практики как средство развития детской индивидуальности и самостоятельности

Методический материал дает возможность педагогам ДОО рассмотреть возможность использования различных культурных практик в развитии детской  самостоятельности и инициативе...

Достижение целевого ориентира через культурные практики

Целевой ориентир:žРебёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе.ž Обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со...

Программа практико - ориентированного семинара «Культурная практика как форма взаимодействия детей в разновозрастных сообществах»

quot;Не ребёнок должен готовиться к школе, а  школа должна готовиться к ребёнку" А. Асмолов...

Детское чтение как культурная практика. Социально - культурное партнерство в реализации читательских практик дошкольников.

В рамках Петербургского международного образовательного форума я принимала участие во Всероссийской научно-практической конференции "Культурные практики в дошкольном образовании: особенности прое...

Консультация для педагогов «Культурные практики в дошкольном образовании» «Виды культурных практик»

В данном материале говорится о том как появилось понятие "Культурные практики" . Раскрываем сущность и значение «культурных практик».знакомит педагогов с видами культурных практи...