Культурные практики в ДОУ
статья
В материале представлены базовые основы проектирования и организации культурных практик дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kulturnye_praktiki.docx | 16.59 КБ |
Предварительный просмотр:
«Проектирование и организация культурных практик в области
познавательно - исследовательской деятельности»
Современные нормативные документы (ФГОС ДО, ФОП ДО) дают установку на введение в образовательный процесс исследовательской деятельности как пронизывающей всю жизнь ребенка-дошкольника культурной практики. Познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном детстве представляет собой активность, направленную на постижение окружающего мира. В процессе данной деятельности ребёнок выступает исследователем, удовлетворяя собственную познавательную потребность, открывает для себя новые свойства и качества объектов, познаёт мир в его связях и зависимостях.
ПИ - деятельность детей является одним из значимых способов реализации ОП ДО. В связи с этим умение решать программные задачи, владеть содержанием и формами развития интересов детей, любознательности и познавательной мотивации является обязательным условием профессиональной деятельности педагога дошкольного образования.
Согласно культурно-исторической теории Л.С. Выготского, детское мышление развивается в сотрудничестве со взрослым и во взаимодействии со сверстниками через деятельностное знакомство с культурно-значимым миром, а социальная среда является источником развития личности. Культурные практики – это процесс приобщения ребенка к культурным образцам человеческой деятельности (культуре жизни, культуре познания мира, речи, коммуникации, и прочим), приобретения культурных умений при взаимодействии со взрослыми и в самостоятельной деятельности в предметной среде.
Культурные практики на основе инициатив самих детей - это самостоятельная детская деятельность, которая проходит как индивидуально, так и в процессе сотрудничества со сверстниками. Детская деятельность в данном случае направлена на самопознание окружающей среды, поиск ответов на вопросы, воспроизводство методов действия и проверку культурных закономерностей, норм, творческую реализацию идей, наблюдение, изучение объектов, представляющих интерес для ребенка.
Культурные практики, инициируемые и организуемые взрослыми - направлены педагогом на развитие самостоятельной коммуникативной, исследовательской, творческой и социальной активности дошкольников и основаны на поддержке детских инициатив и интересов. Культурные практики разрабатываются педагогом в соответствии с образовательными целями.
Эти два вида редко выступают в чистом виде, они тесно связаны между собой. Собственная активность детей связана с активностью, идущей от взрослого, а знания и умения, усвоенные с помощью взрослого, затем становятся продуктом самого ребенка, так как он воспринимает и принимает их как собственные.
Целью педагога, организующего познавательно-исследовательскую практику детей, является развитие у них исследовательского типа мышления, любознательности, познавательной инициативы. При этом педагог знакомит ребенка с достаточно большим объемом конкретной информации об окружающей действительности, предоставляет ему культурные средства упорядочивания полученных знаний, позволяющие связывать отдельные представления в целостную картину мира. Процесс приобретения общих культурных умений во всей его полноте возможен только в том случае, если взрослый выступает в этом процессе в роли партнера, а не руководителя, поддерживая и развивая мотивацию ребенка.
Детско-взрослое взаимодействие в ходе исследовательских практик осуществляется в определенной последовательности:
отправной момент – какое-либо событие, вызывающее интерес дошкольников. Так задается культурно-смысловой контекст, наводящий детей на постановку вопросов, проблем, касающихся определенной темы;
обсуждение идей, предположений детей и взрослого по поводу возникающих вопросов, проблем;
опытная проверка или символическая фиксация связей и отношений между обсуждаемыми предметами и явлениями;
предложение детям предметного материала, обеспечивающего продолжение исследования в свободной деятельности в группе или дома с родителями.
Содержательные области детских исследовательских интересов и механизмы детского исследовательского поведения были выделены А.Н. Поддьяковым:
- объекты неживой природы (наблюдают, изменяют или разрушают, чтобы понять
скрытые свойства, внутреннюю структуру и т. д.);
- объекты живой природы (наблюдают за активностью живых существ, воздействуя
на них своим поведением);
- люди и отношения между людьми (используют различные стратегии социального
экспериментирования, связывают действия и их речевые обозначения);
- искусственные объекты (для чего они предназначены, как используются, как
сделаны и т. д.)
Формы реализации познавательно-исследовательских практик:
- экспериментирование,
- коллекционирование, моделирование, решение проблемных ситуаций.
- познавательно-исследовательские проекты.
Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности, ребенок, с одной стороны, расширяет представления о мире, с другой - начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно-следственными, родо-видовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связывать отдельные представления в целостную картину.
Однако, излишне активное введение исследовательской деятельности в образовательный процесс может привести к антиразвивающим эффектам в личностном и познавательном развитии детей
навязанная ребенку извне мотивация блокирует развитие собственно познавательной мотивации ребенка. Одним из главных риском введения исследовательской деятельности в образовательный процесс является отсутствие базовых научных знаний у педагога.
Грамотное введение исследовательских практик в образовательный процесс предполагает:
Понимание педагогами фундаментальных основ детского развития
Владение педагогами базовыми понятиями естественных и гуманитарных наук
Владение технологиями организации ИП – классическими и современными.
А главное – это понимание педагогами того, что «игры» с понятиями культуры (науки,
философии, искусства) возможны только тогда, когда у взрослого, «внутри больше, чем снаружи». Тогда происходит развитие исследовательской деятельности как истинно культурной практики, передаваемой взрослыми детям через общие способы осуществления той или иной деятельности, в том числе, умение исследовать окружающий мир.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Культурные практики ребенка в дошкольном образовании"
В статье раскрывается смысл понятия "культурные практики", а также пути воплощения в педагогику принципа «Ребенок – центр сферы образования» посредством использования культурологического подхода...
Познавательно-исследовательская деятельность, как культурная практика в работе с детьми младшего дошкольного возраста
Под познавательно-исследовательской деятельностью ребенка-дошкольника понимается активность, направленная на постижение свойств объектов и явлений окружающего мира, выяснение связей между ними и их уп...
Культурные практики как средство развития детской индивидуальности и самостоятельности
Методический материал дает возможность педагогам ДОО рассмотреть возможность использования различных культурных практик в развитии детской самостоятельности и инициативе...
Достижение целевого ориентира через культурные практики
Целевой ориентир:Ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе. Обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со...
Программа практико - ориентированного семинара «Культурная практика как форма взаимодействия детей в разновозрастных сообществах»
quot;Не ребёнок должен готовиться к школе, а школа должна готовиться к ребёнку" А. Асмолов...
Детское чтение как культурная практика. Социально - культурное партнерство в реализации читательских практик дошкольников.
В рамках Петербургского международного образовательного форума я принимала участие во Всероссийской научно-практической конференции "Культурные практики в дошкольном образовании: особенности прое...
Консультация для педагогов «Культурные практики в дошкольном образовании» «Виды культурных практик»
В данном материале говорится о том как появилось понятие "Культурные практики" . Раскрываем сущность и значение «культурных практик».знакомит педагогов с видами культурных практи...