Познавательно-исследовательская деятельность, как культурная практика в работе с детьми младшего дошкольного возраста
статья (младшая группа) на тему
Под познавательно-исследовательской деятельностью ребенка-дошкольника понимается активность, направленная на постижение свойств объектов и явлений окружающего мира, выяснение связей между ними и их упорядочивание и систематизацию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poznavatelno-issledovatelskaya_deyatelnost.docx | 15.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Познавательно-исследовательская деятельность, как культурная практика в работе с детьми младшего дошкольного возраста
Подготовила: воспитатель МБДОУ д/с №65 «Буратино» Грушецкая О.Г.
Под познавательно-исследовательской деятельностью ребенка-дошкольника понимается активность, направленная на постижение свойств объектов и явлений окружающего мира, выяснение связей между ними и их упорядочивание и систематизацию.
Основной целью взрослого, организующего познавательно-исследовательскую деятельность детей, является развитие у них любознательности, познавательной инициативы. Для достижения указанной цели взрослый должен решить ряд взаимосвязанных задач. С одной стороны, он должен ознакомить ребенка с достаточно большим объемом конкретной информации об окружающей действительности и предоставить ему культурные средства упорядочивания полученных знаний, позволяющие связывать отдельные представления в целостную картину мира. С другой стороны, при решении указанных педагогических задач взрослый должен не только сохранить присущее с рождения каждому ребенку желание узнавать новое об окружающем, но и развить данное функциональное качество.
Как традиционные занятия, в которых взрослый выступает в качестве лектора, так и инновационные занятия по развитию отдельных познавательных функций (восприятия, памяти, внимания и др.) не способны комплексно решить указанный круг задач. Занятия с традиционным для отечественной педагогики содержанием проводятся в форме совместной партнерской деятельности взрослого с ребенком.
В качестве средства, придающего деятельности ребенка смысл, предлагается облекать педагогически ценное содержание занятий в привлекательную для детей форму. Это можно сделать с помощью следующих культурно-смысловых контекстов, служащих своеобразными посредниками между педагогическими интересами и интересами детей.
Такими культурно-смысловыми контекстами для занятий познавательного цикла могу выступить, условно говоря, типы исследования, доступные дошкольникам, позволяющие им занять активную исследовательскую позицию:
1) опыты (экспериментирование) с предметами и их свойствами;
2) коллекционирование (классификационная работа);
3) путешествие по карте;
4) путешествие по «реке времени».
Указанные культурно-смысловые контексты отчетливо дифференцируются к старшему дошкольному возрасту. Таким образом, желая расширить представления детей о том или ином явлении окружающей действительности, взрослый не ограничивается «лекцией» на данную тему, а строит занятие сообразно подходящему культурно-смысловому контексту.
Так, например, подходящей формой для раскрытия темы «Условия жизни растений» является экспериментирование;
темы «Виды профессий» –коллекционирование (классификация).
Знакомясь с географией России, уместно совершить путешествие по карте;
а с историей письменности – отправиться в путешествие по «реке времени».
Каждый культурно-смысловой контекст имеет свои особенности организации в образовательной деятельности в детском саду и в семье, которые в общем виде приведены в таблицах ниже. По замыслу авторов Программы, каждое занятие оставляет свой «предметный след» и может быть продолжено детьми в самостоятельной деятельности. Широчайшие возможности для развития познавательной сферы ребенка, которые предоставляет ему окружающая культурная среда – во время игры, в продуктивной деятельности, бытовых ситуациях, общении со взрослыми и сверстниками и во многих других сторонах жизни, нами не рассматриваются по очевидным причинам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Театрализованная деятельность в работе с детьми младшего дошкольного возраста
Значение театрализованной деятельности в жизни младших дошкольников...
17.02.2019 «Метод проектной деятельности в ДОУ в работе с детьми младшего дошкольного возраста»
laquo;Метод проектной деятельности в ДОУв работе с детьми младшего дошкольного возраста»С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Сам...
"Использование проектной деятельности в работе с детьми младшего дошкольного возраста"
Проектная деятельность активизирует желание и умение создавать новые образы и придумывать, решать более сложные задачи, добиваясь успеха. А педагогу откроет большие возможности для активизации мыслите...
"Современные подходы к внедрению культурных практик в работе с детьми раннего дошкольного возраста"
В современном дошкольном учреждении образовательная деятельность должна формироваться так, чтобы ребенок становился субъектом собственной, чтобы его деятельность служила основным средством его личност...
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ВНЕДРЕНИЮ КУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИК В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В дошкольном возрасте каждому ребенку должна быть предоставлена возможность приобрести необходимый культурный личный опыт, который является основой полноценного общего формирования его личности....
Игровые технологии в практике работы с детьми младшего дошкольного возраста
Цель: повышение профессионального мастерства педагогов в процессе активного педагогического взаимодействия по освоению опыта в применении инновационных технологий и форм работы с младшими дошколь...