«Сенсорное развитие младших дошкольников через нетрадиционное рисование»
проект (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска
детский сад №62 «Журавушка»
План самообразования по теме:
«Сенсорное развитие младших дошкольников через нетрадиционное рисование»
Третья способность души после
ума и воли — творчество.
В.А. Жуковский
Воспитатель: Р.Р. Шагапова
2023-2024гг.
Город Нижневартовск
Содержание
1. Введение
1.1 Паспорт программы
1.2 Пояснительная записка
1.3 Актуальность
2. Сенсорное развитие ребёнка в трудах учёных.
2.1. Взаимосвязь сенсорного воспитания и обучения детей
изобразительной деятельности.
2.2 Развитие сенсорного восприятия через нетрадиционные техники рисования.
3.Нетрадиционные техники рисования как средство сенсорного развития.
3.1 Приемы и методы нетрадиционного рисования.
4. План по реализации проекта.
5.Заключение
Приложение
1.Введение.
1.1 Паспорт программы.
Название программы: «Сенсорное развитие младших дошкольников через нетрадиционное рисование»
Автор-разработчик: Шагапова Роза Рифовна
Срок освоения программы: 1 учебный год (Сентябрь 2023г. – Май 2024г.
Целевая аудитория: Воспитатель, дети младшего возраста(воспитанники), родители (законные представители).
Цель: Разработка, систематизация и внедрение опыта использования нетрадиционных техник рисования в изобразительной деятельности детей раннего возраста 3-4 лет, в качестве средства сенсорного развития.
Задачи для воспитанников:
1. Развитие и укрепление мелкой моторики пальцев, кистей рук.
2. Расширение представления о многообразии нетрадиционных техник рисования.
3. Познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов.
4. Развивать умения самостоятельно создавать, применять, использовать различный нетрадиционный материал и нетрадиционные техники в художественном творчестве.
5. Развивать творчество и фантазию, наблюдательность и воображение, ассоциативное мышление и любознательность
6.Развивать технические художественные умения и навыки по принципу: от простого к сложному (переход от простых нетрадиционных способов изображения к более сложным).
7.Развивать чувство цвета, формы, композиции, пространственное воображение, художественный и эстетический вкус;
8. Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.
9.Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую самореализацию.
10.Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности.
11. Разработать перспективный план работы с детьми и родителями;
12.Подготовить диагностику на начало и конец учебного года
13.Разработать дидактический, иллюстративный и информационный материал по данной теме.
14.Организовать взаимодействие с родителями по вопросам обучения детей нетрадиционным техникам рисования.
Предполагаемые результаты:
- Повышение уровня сенсорного развития детей через использование нетрадиционных техник рисования.
- Развитие сенсорных умений, воображения, наблюдательности, мелкой моторики рук и т.д.
- Пополнение предметно-развивающей среды.
-Сформированы первоначальные знания о нетрадиционных способах рисования.
-Воспитанники овладели различными техническими приемами работы с разнообразным изобразительным материалом.
1.2 Пояснительная записка.
Программа по самообразованию разработана в соответствии с профессиональными запросами педагога, выявленными в процессе работы с детьми раннего возраста.
Программа ориентирована на овладение основными профессиональными компетенциями в зависимости от личных потребностей и возможностей.
Данные компетенции реализуется с помощью:
- Освоения познавательной базы решения проблемы;
- Расширения собственного профессионального образовательного пространства;
- Активного взаимодействия с родителями воспитанников.
Профессиональное самообразование проходит в определенных организационных формах (индивидуальных, групповых, коллективных) с привлечением разнообразных средств образования: учебных и методических текстов, наглядных пособий, технических видеосредств, информационно-коммуникационных технологий.
1.3 Актуальность.
Во все времена, сенсорное развитие было и останется актуальным и востребованным в процессе полноценного воспитания детей, и является одним из ведущих направлений воспитательной и образовательной работы в дошкольном учреждении. Значимость сенсорного развития в современных условиях, когда существует столько разнообразных методик и технологий неоспорима, т.к. познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания, с ощущения, и восприятия.
Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание.
В дошкольном возрасте развитие ощущений и восприятий происходит очень интенсивно. При этом правильные представления о предметах легче формируются в процессе их непосредственного восприятия, как зрительного, так и слухового и осязательного, в процессе различного рода действий с этими предметами.
Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития достигаемого в младшем дошкольном возрасте. Период первых трех лет – период наиболее интенсивного физического и психического развития детей. В этом возрасте при соответствующих условиях у ребенка развиваются различные способности: речь, совершенствование движений. Начинают формироваться нравственные качества, складываются черты характера. Обогащаются сенсорный опыт ребенка посредством осязания, мышечного чувства, зрения, ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета.
Возраст раннего детства наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
2. Сенсорное развитие ребёнка в трудах учёных.
Внимание на эту проблему впервые направил Я.А. Коменский в I7 веке. Он считал необходимым организовать восприятие явлений окружающего мира детьми с помощью всех органов чувств. Свои взгляды на эту проблему он отразил в своем труде «Мир чувственных вещей в картинках» .
Г. Песталоцци в своей книге «Азбука зрительного восприятия» пробует опираться на чувственный опыт ребенка.
Первую развернутую систему сенсорного воспитания дошкольников предложил Ф. Фребель (1-ая половина 19 в.). Он создал пособие «Дары Фребеля», которое имело 6 даров (шары, кубы, цилиндры, плитки и др.) Использование этого пособия способствовало развитию у детей строительных навыков, формировало представления о форме, величине, пространственных отношениях, количестве.
По мнению Ф. Фребеля ощущение является самым элементарным психическим процессом, с которого начинается познание человеком окружающего мира. Будучи начальным источником всех наших представлений, ощущение дают материал для других, более сложных психических процессов: восприятия, памяти, мышления.
По системе М. Монтессори ощущения и восприятия развивали у детей с помощью специального материала на занятиях-уроках. Для развития чувства осязания, веса, размера, зрения, слуха, ритма и т.д. по ее методике были изготовлены предметы из различного материала. Ребенок должен был определить свойство материала и его конфигурацию, назвать, из какого материала сделан предмет и что это за предмет.
Как отметила М. Монтессори, процесс ощущений - это не отражение того или иного свойства, а сложнейший и активный процесс в деятельности анализаторов, так же ощущения не только несут информацию об отдельных свойствах явлений и предметов, но и выполняют активизирующую функцию мозга. В свою очередь восприятие, являясь чувственным этапом познания, связано с мышлением и имеет мотивационную направленность, сопровождается эмоциональным откликом. Именно на основе восприятия возможна деятельность памяти, мышления, воображения.
О.Декроли создал систему дидактических игр, обеспечивающих сенсорное развитие детей. Он использовал в играх детей предметы окружающего мира. Разработал обстоятельную методику проведения сенсорных игр. Им написано сочинение «Возбуждение умственной и двигательной анергии посредством воспитательных игр».
Главное направление сенсорного воспитания должно состоять, по словам Л.А. Венгера, в вооружении ребенка сенсорной культурой. Сенсорная культура - результат усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством.
Вопросы сенсорного развития и воспитания детей раннего дошкольного возраста изучались В.Н. Аванесовой, Л.А. Венгером, А.В. Запорожцем, Н.Н. Поддъяковым, Н.П. Сакулиной, А.П. Усовой, и др., которыми отмечалось, что развитие сенсорного восприятия – сложный процесс, включающий в качестве основных элементов усвоение детьми сенсорных эталонов и овладение способами обследования предметов.
Сенсорное воспитание детей раннего дошкольного возраста направлено на то, чтобы дети могли точно, полно воспринимать предметы окружающей действительности, их разнообразные свойства и отношения между ними (форму, цвет, величину).
Научно обоснована необходимость включения сенсорного воспитания детей раннего дошкольного возраста во все виды детской деятельности (Т.Н. Доронова, Т.С. Комарова, Л.И. Плаксина, и др.) .
Выдающие зарубежные учёные в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декорли), а также известные представители российской дошкольной психологии и педагогики (Е.И. Тихеева, А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Сакулина и другие) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Е.И.Тихеева считала возможным лишь в отдельных случаях применять специальные упражнения по так называемой «умственной ортопедии», которые при умелом руководстве могут содействовать развитию у детей утонченности восприятия, воспитывать выдержку, волю, наблюдательность и др. Эти упражнения должны связываться с практическими занятиями и играми, проводимыми в детском саду; их следует постоянно разнообразить. Она создала свою оригинальную систему дидактических материалов для развития органов чувств, построенную на принципе парности и состоящую из различных знакомых детям предметов, игрушек и природного материала. Игры и занятия детей сопровождались беседами. Руководящая роль в таких играх принадлежала воспитателю.
На сенсорном воспитании сосредоточили своё внимание отечественные и зарубежные учёные, так как оно имеет огромное значение для ребёнка на определённом этапе его развития. Каждый человек, только появившись на свет, уже готов к восприятию окружающего мира: он способен видеть, слышать, чувствовать тепло и холод. Профессор Н.М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания.
Ранний дошкольный возраст большинством исследователей считается наиболее благоприятным для развития сенсорных способностей, сенсорного восприятия, сенсорных эталонов, сенсорной культуры. Это самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно формирование умственных способностей ребёнка.
Результаты исследований Эльконина Д.Б., Запорожца А.В. показывают, что успешно овладевают сенсорными способностями те дети, которые начинают развивать их, с помощью взрослых, ещё с раннего возраста.
По мнению Пилюгиной Э.Г., развиваются только те сенсорные способности, для формирования которых созданы наилучшие педагогические условия. Чем благоприятнее педагогические условия, чем разнообразнее дела, которыми малыш может заниматься, тем успешнее и разностороннее идёт познание окружающего мира.
Из исследований профессора Щелованова Н.М. видно, что ребёнок в возрасте до трёх лет приобретает от 60% до 70% информации об окружающем мире, а за всю оставшуюся жизнь 30%-40%. Поэтому, проблема взрослых заключается в том, чтобы выстроить свою работу с малышом таким образом, чтобы максимально развить сенсорные способности ребёнка. С раннего возраста развивать сенсорные эталоны, сенсорное восприятие, и формировать сенсорную культуру ребёнка.
По мнению Поддъякова Н.Н., главное для развития сенсорных способностей - не упустить время! Необходимо начинать сенсорное развитие и сенсорное воспитание с раннего детства. В своей многовековой практике человечество создало определённые эталоны величин, форм, цветовых тонов. Овладевая этими эталонами, ребёнок получает как бы набор мерок, с которыми он может сопоставить любое вновь воспринимаемое свойство предмета и дать ему надлежащее определение. Павлов показал, что в основе сенсорного восприятия лежат условные рефлексы, временные нервные связи, образующиеся в коре больших полушарий головного мозга при воздействии на рецепторы предметов или явлений окружающего мира. Последние при этом выступают в качестве комплексных раздражителей.
Печёркина А.А. указывает на то, что под сенсорной организацией личности понимается характерный для индивида уровень развития отдельных систем чувствительности и способ их объединения в комплексы. К сенсорным процессам относятся ощущения и восприятие.
Таким образом, ощущение и восприятие человека - это необходимые предпосылки и условия его жизни и практической деятельности.
Сенсорное развитие, как первая ступень умственного развития, тесно связана с различными сторонами деятельности ребёнка.
Включение ребёнка в доступные ему виды деятельности способствует ускоренному развитию восприятия, но если эта активность не организована целесообразно и не направлена специально на развитие восприятия, то процесс будет формироваться стихийно и к концу дошкольного периода может быть не организован в систему, иметь пробелы в представлениях ребёнка о ряде свойств предметов.
2.1. Взаимосвязь сенсорного воспитания и обучения детей
изобразительной деятельности.
Рисование, даже без какого либо вмешательства взрослого – мощное средство самовыражения, которое помогает осуществить самоидентификацию, отражение впечатлений от окружающего и обеспечивает путь для проявления чувств, в том числе посредством цвета. Нет детей, которые бы не любили рисовать, экспериментировать с красками.
Педагогами установлено (Флерина Е.А., Казакова Т.Г., Комарова Т.С.), что в рисовании ребенку этого возраста доступно изображение отдельных предметов, явлений с помощью ритмичных мазков — цветовых пятен («листочки»), штрихов карандашом, фломастером («дождь»), линий прямых и замкнутых, горизонтальных и вертикальных («дорожки», «ленточки» и т. п.). Малыш может воспринимать, чувствовать и передавать яркие цвета окружающих предметов (цветочки, шарики). При этом дети не только отражают, что они видят и чувствуют, а еще и знакомятся с разными свойствами и качествам предметов, в том числе и с цветом.
Изобразительная деятельность - один из путей воспитания у детей чувства прекрасного; умение замечать красивое в явлениях природы, жизни общества, в произведениях искусства; формирования потребности отразить увиденное в рисунке, лепке, аппликации. Программа обучения изобразительной деятельности реализуется в процессе ознакомления с природой, разными видами искусства и художественно - эстетической деятельности. Она направлена на развитие у ребенка любви к прекрасному, обогащению его духовного мира, развитие эстетического восприятия, воображения, эстетических чувств, приобщению к искусству как неотъемлемой части духовной и материальной культуры.
Реализация художественной деятельности в разных возрастных группах предусматривает:
- развитие интереса к различным видам искусства (литература, изобразительное, декоративно - прикладное искусство, музыка, архитектура и др.), формирование первых представлений в жизни и искусстве, способности воспринимать его;
- формирование художественно - образных представлений и мышления, эмоционально - чувственного отношения к предметам и явлениям действительности, воспитание эстетического вкуса;
- развитие творческих способностей в рисовании, лепке, аппликации, художественно - речевой деятельности;
- обучение основам создания художественных образов, формирование практических навыков работы в различных видах художественной деятельности;
- развитие сенсорных способностей восприятия, чувства цвета, ритма, композиции, умения элементарно выражать в художественных образах предметы и явления действительности, решение творческих задач;
- приобщение детей к лучшим образцам отечественного и мирового искусства.
Для эмоционального восприятия применяются стихи, песни, подбираются совместно с музыкальным руководителем музыкальное сопровождение, отражающее эмоциональный настрой рисунка.
Работа по развитию сенсорного восприятия детей осуществляется в сотрудничестве с родителями, в которой используются различные формы работы: консультации на тему: «Развитие творчества у детей». Рекомендации: «Как организовать художественную изобразительную деятельность ребенка дома».
Рисование - это вид деятельности несет в себе элементы психотерапии, успокаивает, отвлекает малышей, что на этапе раннего развития является очень важным.
В изобразительной деятельности развиваются движения руки, связанные с процессом изображения. В процессе творчества, действий с материалами происходит естественный массаж биологически активных точек, расположенных на ладонях и пальцах рук, развивается зрительно-двигательная координация.
Рисование тесно связано со зрительными, двигательными, мускульно-осязательными анализаторами, с кинестетическими ощущениями, мышечно-суставной работой руки и пальцев, механизмом зрительно-двигательной координации. При помощи зрения ребенок воспринимает цвет, форму, величину, положение предмета в пространстве, благодаря осязанию познает объем, фактуру. В тех случаях, когда предмет нельзя взять в руки, включается мускульное чувство: обведение в воздухе контура предмета помогает в дальнейшем при его изображении, так как данное движение сохраняется в памяти.
Таким образом, изобразительная деятельность играет важную роль в общем ходе умственного развития ребенка.
2.2 Развитие сенсорного восприятия через нетрадиционные техники рисования.
К традиционным изобразительным техникам относятся: создание изображения гуашью, акварелью, фломастерами, цветными карандашами, восковыми мелками. К нетрадиционным – акварель по сырому листу, по мятой бумаге, гуашь или пастель по бархатной бумаге, рисование углем, сангиной, ладонная и пальцевая техники, граттаж, печатание «штампиками», коробками, предметами, природными объектами – листьями, набрызг по трафарету, ниткография, кляксография, монотипия и другие техники.
Чем же хороши нетрадиционные техники рисования для развития сенсорного восприятия? Они способствуют развитию у детей фантазии, воображения, моторики рук и пальцев, глаз. Они не требуют высокоразвитых технических умений, дают возможность более «рельефно» продемонстрировать возможности некоторых изобразительных средств, что позволяет развивать умение видеть выразительность форм.
Нетрадиционные техники рисования - это способы рисования различными материалами: поролоном, скомканной бумагой, трубочками, нитками, парафиновой свечой, сухими листьями; рисование ладошками, пальчиками, тупыми концами карандашей, ватными палочками и т.д.
Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.
Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.
В процессе рисования у ребёнка совершенствуется наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Использование техник нетрадиционного рисования - создадут ситуацию успеха у воспитанников, сформируют устойчивую мотивацию к рисованию.
Используя эти техники рисования - педагог вместо готового образца демонстрирует лишь способ действия с нетрадиционными материалами, инструментами. Это дает толчок к проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности.
3.Нетрадиционные техники рисования как средство сенсорного развития.
Цель: развивать у детей творческие способности, сенсорное развитие средствами нетрадиционного рисования.
Объект исследования - процесс сенсорного развития детей раннего возраста.
Предмет исследования - использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности как средства сенсорного развития детей раннего возраста.
3.1 Приемы и методы нетрадиционного рисования.
Использование нетрадиционных техник рисования даёт возможность развивать у малышей художественное, а не шаблонное мышление. Даже, скорее, художественно-образное, которое напрямую связано с творческими способностями и наблюдательностью, а также духовными качествами.
Каждая из техник – это веселая игра. Детям доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения работы, они готовы многократно повторять то или иное действие, и в результате получаются самые настоящие шедевры.
При планировании совместной деятельности в работе с нетрадиционными материалами нужно обязательно учитывать возрастные особенности детей.
Для дошкольников 2-3 лет более простым в освоении являются пальчиковая, ладонная трафаретная техники, печатание различными бросовыми материалами: коробочками, крышками, поролоновыми подушечками, резиновыми и ватными палочками. При этом дети знакомятся с интересным и новым для них словом «коллаж». Изображая зимний пейзаж – сугробы и падающий снег, - ребята используют «тычки» ватными палочками. Этой же техникой детям 3 – 4 лет можно украсить платочки, рукавички для мамы, сказочных рыбок. Дети часто воспринимают данные приемы как своеобразную игру-экспериментирование, с небольшой подсказкой учатся видеть образ в отпечатке ладони: бабочку, лебедя, осьминог, букет цветов.
Методов и приёмов нетрадиционного рисования очень много:
1. Печать от руки.
Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает её с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами.
2.Рисование ладошкой.
Способ - рисуем и правой, и левой рукой, окрашивая разным цветом. После работы руки вытираем и смываем. Средства выразительности – пятно, цвет, фантастический силуэт.
3.Оттиск печатками из картофеля, моркови, сельдерея, лука, яблока.
Средства выразительности – пятно, фактура, цвет.
Способ – вырезать печатки из этих перечисленных материалов. Ребёнок прижимает печатку к штемпельной подушечке с краской и наносит оттиск на бумагу.
4. Рисование пальцем.
Ребёнок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета.
5. Рисование по трафарету тампоном.
Ребенок прикладывает трафарет к бумаге, обмакивает поролон в краску и примакивает поролон по трафарету, затем аккуратно убирает трафарет, если необходимо повторяет процедуру после высыхания краски.
6. Рисование методом тычка.
Для этого метода достаточно взять любой подходящий предмет, например ватную палочку. Опускаем ватную палочку в краску и точным движением сверху вниз делаем тычки по альбомному листу. Палочка будет оставлять четкий отпечаток. Форма отпечатка будет зависеть от того, какой формы был выбран предмет для тычка.
7. Кляксография.
В основе этой техники рисования лежит обычная клякса. В процессе рисования сначала получают спонтанные изображения. Затем ребенок дорисовывает детали, чтобы придать законченность и сходство с реальным образом. Оказывается, клякса может быть и способом рисования, за который никто не будет ругать, а, наоборот, еще и похвалят.
8. Набрызг.
Ребенок набирает краску на зубную щётку и ударяет ею о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.
9. Рисование мыльными пузырями.
Опустить трубочку в смесь (гуашь, мыло, вода) и подуть так, что бы получились мыльные пузыри. Получаются интересные отпечатки, можно дорисовать детали.
10. Оттиск пробкой.
Средства выразительности – пятно, фактура, цвет. Способ – ребёнок прижимает печатку с краской к штемпельной подушечке с краской и наносит оттиск на бумагу, прижимать уверенно, ритмично, не сдвигая с места. Использовать различные пробки, крышки.
11. Рисование ватными палочками.
Средства выразительности – пятно, точка, короткие линии, цвет.Способ – даём трафарет (шаблон) , заполняем точками сначала контур рисунка, затем весь рисунок Каждую новую краску берём новой палочкой.
12.Рисование втулкой от туалетной бумаге (например рисуем цветок, салют)
Ребенок берет по очереди штампы, начиная с того, у которого полосочки самые длинные, обмакивает в краску и ставит штамп на бумаге. Если краска жидкая - лучше обзавестись несколькими листами бумаги; пока на одном краска подсыхает, ребенок будет работать со следующим. Затем нужно выбрать штамп с более короткими полосками и оставить след поверх первого, но уже другого цвета.
13. Оттиск смятой бумагой
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материал: блюдце либо пластиковая коробка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага. Способ получения изображения: смятая бумага прижимается к штемпельной подушке с краской и на бумагу наносится оттиск, для получения другого цвета меняют блюдце и смятую бумагу.
4. План по реализации проекта.
В отличие от традиционного рисования у ребенка гораздо больше возможностей проявить и развить свои творческие способности, фантазию, воображение. Ребенок учится работать с разными материалами. Ощупывая материалы и фактуры, он развивает мелкую моторику. В процессе работы ребенок знакомится с объемом, фактурой и пространством. Ребенок работает с цветом, учится смешивать и сочетать цвета, развивает художественный вкус. Нетрадиционное рисование успокаивает и увлекает, способствует развитию усидчивости, побуждает к поиску нестандартных решений. В этом виде деятельности нет слова "нельзя". Увидели шишки, листики, ягоды, чайный пакетик - все это может пригодиться. Рисунки в нетрадиционной технике получаются на порядок быстрей обычных. Это играет огромную роль для маленьких детей, когда им не хватает усидчивости и терпения, чтобы завершить свою работу. Такие занятия добавляют уверенности в себе и в своих силах, да и просто доставляют огромное удовольствие.
С младшими дошкольниками рекомендуется использовать следующие нетрадиционные техники рисования: – рисование пальчиками; – оттиск печатками из картофеля; – рисование ладошками .
Учитывая особенности данной возрастной группы, мной был разработан план по реализации данного проекта.
План работы по теме самообразования на 2023-2024 год.
№ | Тема занятия (нетрадиционные техники) | Программное содержание | Оборудование |
СЕНТЯБРЬ Консультация для родителей «Что такое сенсорное развитие?» | |||
1. | «Любимый дождик» Рисование пальчиками. | Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой - рисование пальчиками. Учить рисовать дождик из тучек, используя точку как средство выразительности. Развивать наблюдательность, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь. Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами. | Гуашь в мисочках, салфетки, альбомный лист. |
2. | «Осеннее дерево» Рисование смятой бумагой | Совершенствовать умение в данной технике. Развивать чувство ритма, композиции, воображение. Воспитывать аккуратность. | Комочки смятой бумаги, гуашь в мисочках, салфетки, альбомный лист. |
ОКТЯБРЬ Анкетирование родителей на тему: «Определение интереса ребенка к изобразительной деятельности» Консультация для родителей «Организация самостоятельной изобразительной деятельности детей». | |||
1. | «Ветка рябины» Рисование пальчиками, примакивание | Учить рисовать на ветке ягодки (пальчиками) и листики (примакиванием). Закрепить данные навыки рисования. Развивать чувство композиции. | Лист тонированной бумаги, гуашь, кисти. |
2. | «Гусеница» Печатанье пробкой | Учить детей закрашивать верхнюю часть пробки зелёным цветом. Делать несколько отпечатков идущих друг за другом, дорисовывать кисточкой глазки, лапки. | Мольберт, листы бумаги с изображением зеленого листочка на каждого ребенка, разведенная гуашь желтого цвета, черные фломастеры, пробки, салфетки, непроливайки с водой, игрушка зайка |
3. | «Осенние листья» Отпечаток листьев. | Познакомить с техникой печатания листьев. Развивать наблюдательность, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь. | Гуашь, поролоновые тампоны, принадлежности для рисования. |
4. | Дидактическая игра «Собери яблоки (осенние листья)» | Учить группировать предметы по цвету. | |
НОЯБРЬ Консультация «Каждый ребёнок талантлив». Памятка для родителей «Как организовать рабочее место для детского творчества». | |||
1. | «Котёнок» Тычок жёсткой кистью | Продолжать учить детей передавать особенности изображаемого предмета, используя тычок полусухой, жёсткой кисти. Закреплять умение подбирать нужный цвет, доводить предмет до нужного образа с помощью мягкой кисти. | Альбомный лист с карандашным контуром кошки, кисть, чёрная, коричневая, розовая и оранжевая гуашь, салфетки, подставки для кисточек, мольберт, изображения кошек, конверт с письмом и образцом, кошка. |
2. | «Первый снег» Пальцевая живопись на осенних листьях | Продолжать формировать интерес к рисованию пальчиками с использованием изображения на природном м Показать детям, что можно рисовать не только на листах бумаги, но и на других природных материалах (осенние листья).атериале. | Гуашь белого цвета, губки для гуаши, осенние листья (дубовые, кленовые). |
3. | Дидактическая игра «Подбери иголки для ёжиков» | Учить группировать предметы по цвету | |
4. | «Едет с поля урожай» Аппликация | Умение наклеивать готовые предметы, развитие цветового восприятия, сообразительности. Беседа о зимних заготовках. Дети самостоятельно определяют (по форме и цвету) какие овощи мы будем солить на занятии. | |
ДЕКАБРЬ Папка – передвижка «Чем и как можно рисовать». Консультация «Игры с песком и водой-лучшее развлечение для детей» | |||
1. | «Узоры на окнах» Раздувание капли | Развивать ассоциативное мышление, воображение. Воспитывать желание создавать интересные оригинальные рисунки. Дети любуются узорами на окне. Стихотворение Никитина «Жгуч мороз трескучий». Воспитатель предлагает детям рисовать как Мороз на окнах, вместо окон – лист бумаги, вместо дыхания- краска | Тонированная бумага, белая бумага, гуашь, пипетка. |
2. | «Пушистый зайчонок» Рисование по трафарету | Познакомить с техникой рисования с помощью трафарета. Развивать творчество детей. Воспитывать аккуратность и способность довести начатое дело до конца. Развитие мелкой моторики рук. | Цветная бумага голубого цвета, белая и черная гуашь, кисть, трафарет зайчика, салфетки. Поролоновый тампон. |
3. | Дидактическая игра «Пирамидка» | Продолжать учить детей обращать внимание на величину предметов при выполнении действий с игрушками; формировать умение правильно ориентироваться на слова «большой», «маленький». | Пирамидка из 5 колец 2-х контрастных величин (2 — больших и 3 — маленьких). |
4. | «В лесу родилась елочка» Рисование методом тычка | Продолжать учить детей рисовать методом тычка. Закреплять умение правильно держать кисть. Закреплять представления о цвете. Прививать аккуратность при работе с краской. Воспитывать интерес к рисованию. Развивать чувство композиции, коллективизма. | Листы белого цвета с силуэтом елочки; кисть с жестким ворсом; краска зеленого цвета; стаканы с водой; салфетки. Белая гуашь. |
5 | «Дед Мороз» Рисование ладошками | Продолжать знакомить с техникой печатанья ладошками – учить рисовать бороду Деда Мороза. Развивать внимание, мышление, память, речь. Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами. | Листы светло-голубого цвета, белая гуашь в плошках, салфетки. |
ЯНВАРЬ Папка-передвижка «Для чего нужны пальчиковые игры?» Мастер класс «Рисование нетрадиционными способами» | |||
1. | «Звездное небо» (Фотокопия) | Вызвать эмоциональный отклик в душе ребенка. Развивать воображение, художественное восприятие. Развивать стойкий интерес к процессу рисования. | Белая бумага, синяя или черная гуашь, ватный тампон, клеенка или газета, свеча. |
2. | «Зимний лес» Рисование кистью | Закрепить умение рисовать деревья. Развивать чувство композиции. | Альбомный лист, гуашь, кисти. |
3. | «Снежинки – пушинки за окном» Пальцевая живопись, штампики
| Создание положительного эмоционального фона, развитие творческих способностей детей. Совершенствовать навыки нетрадиционного изображения предмета (ватными палочками, пальчиками, штампики). | Тонированные листы бумаги виде окна на каждого ребенка , гуашь белого цвета, ватные палочки, штампики, влажные и бумажные салфетки для рук. |
4. | Вкладыши из 5 предметов. Дидактическая игра. «Почтовый ящик». | Продолжать учить соотносить форму предмета к форме отверстия. | |
5. | Игра с крупами «Месим тесто» | Способствует эмоциональной отзывчивости, самостоятельности, совершенствуется мелкая моторика рук. | |
ФЕВРАЛЬ Консультация «Развитие мелкой моторики дошкольников с помощью нетрадиционных техник рисования» | |||
1. | «Снеговик» Оттиск пенопластом | Продолжать знакомить детей с нетрадиционной изобразительной техникой рисования. Учить прижимать пенопласт к блюдцу с краской и наносить оттиск на бумагу. | Лист тонированной бумаги, гуашь, кусочки пенопласта |
2. | «Веселая птичка» Рисование пальчиками | Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить различать оттенки оранжевый, фиолетовый. Развивать чувство ритма, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. | Альбомный лист, гуашь. |
3. | «Пересыпание» | Продолжать учить выполнять действия с предметами. | 2 баночки (одна из них с сухим песком), воронка. |
4. | «Снежинка» Рисование крупой
| Познакомить с техникой рисования крупой. Развивать творчество детей. Воспитывать аккуратность и способность довести начатое дело до конца. Развитие мелкой моторики рук. | Лист бумаги с нарисованной снежинкой на каждого ребенка синего цвета; клей; кисти; манная крупа. Бумажные салфетки. |
5. | «Дымковская игрушка» Оттиск печатками | Закрепить умение украшать дымковским узором простую фигурку. Развивать умение передавать колорит узора. | Альбомный лист, гуашь, кисти. |
6. | «Кораблик для папы» Рисование смятой бумагой и пластилином
| Активизировать и разнообразить технику работы с бумагой, ватой, пластилином: учить наклеивать вату на бумагу, размазывать пластилин по бумаге, наклеивать изображение соответственно замыслу. | Бумага белого цвета, синий пластилин, ватные диски, желтая краска, парус из красной цветной бумаги, клей, салфетки. |
МАРТ Информация на стенд «Воспитание сказкой». Советы – рекомендации «Использование выразительных средств для изображения весны в рисунке» | |||
1. | «Облака» Рисование по сырому фону, или рисование тампоном | Помочь детям в создании выразительного образа. Воспитание эмоциональной отзывчивости. Развивать воображение, наблюдательность. | Цветная бумага темных тонов, белая гуашь, поролон. |
2. | «Веселые осьминожки» Коллективная работа. Рисование ладошками | Продолжать знакомить с техникой печатанья ладошками. Закрепить умение дополнять изображение деталями. Развивать цветовосприятие, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами; вызвать желание сделать коллективную работу, рисовать всем вместе. | Лист тонированной бумаги, гуашь. |
3. | «Веточка мимозы» Рисование пальчиками | Упражнять в технике рисования пальчиками, создавая изображение путём использования точки как средства выразительности; закрепить знания и представления о цвете (жёлтый), форме (круглый), величине (маленький), количестве (много). Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами. Вызвать желание сделать в подарок маме красивый букет. | Лист тонированной бумаги, гуашь. |
4. | «Матрешки» | Продолжать учить детей выполнять действия с предметами, различающимися по величине. Закреплять понятия: большая, меньше, еще меньше, самая маленькая, больше, еще больше, самая большая, открой, закрой, поставь в ряд. | 5 раскрывающихся матрешек. |
5. | «Бусы для куклы Кати» Рисование пальчиками | Упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить умение равномерно наносить точки - рисовать узор бусины на нитке. Развивать мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами. Вызвать желание сделать в подарок кукле Кате красивые разноцветные бусы. | Альбомный лист, гуашь. |
АПРЕЛЬ Совместное творчество ребёнка и родителя Выставка рисунков «Волшебные ладошки» Консультация для родителей «Мелкая моторика и как ее развивать» | |||
1. | «Ваза с фруктами» Рисование кистью | Продолжать учить составлять натюрморт из фруктов, определять форму, величину, цвет и расположение различных частей, отображать эти признаки в рисунке. Продолжать знакомить с техникой сочетания восковых мелков и акварели. | Альбомный лист, гуашь, кисти. |
2. | «Солнышко» Коллективная работа. Рисование ладошками | Продолжать знакомить с техникой печатанья ладошками. Учить наносить быстро краску и делать отпечатки – лучики для солнышка. Развивать цветовосприятие, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами; вызвать желание сделать коллективную работу, рисовать всем вместе. | Альбомный лист, гуашь. |
3. | «Нанизывание бус разного цвета»
| Учить детей чередовать бусы по цвету, называть красный и белый цвета. | Деревянные или глиняные бусинки двух цветов — белые и красные, |
4. | Игра «Найди пару» | Учить подбирать предметы разных пропорций по образцу, закреплять знания основных цветов, развивать внимание. | |
5. | «Насекомые (бабочка, паук, божья коровка, гусеница)» Рисование пальчиками, карандашом, пробкой.
| Учить рисовать простейшие фигурки, состоящие из многих отпечатков пальчиков, пользоваться всей разноцветной гаммой краской. | Белый лист бумаги; разноцветные краски; салфетки; карандаши, пробки. |
МАЙ Стенгазета для родителей «Мы любим рисовать» Консультация для родителей: «Рисовать- это важно!» | |||
1. | «Носит одуванчик желтый сарафанчик.» Рисование пальчиками | Упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить умение ритмично точки на всю поверхность листа. Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Воспитывать интерес к природе и отображению ярких впечатлений в рисунке. | Лист тонированной бумаги, гуашь. |
2. | «Божьи коровки» Рисование пальчиками | Учить детей пальчиком рисовать кружочки, черного цвета. Развивать мелкую моторику. | Лист тонированной бумаги, гуашь, кисти |
3. | Игра «Что ты попробовал? Скажи и покажи». | Развивать у детей ощущение вкуса и запаха. | Яблоко, морковь, огурец, помидор, капуста. |
4. | Игра с прищепками | Развивать зрительное восприятие, мелкую моторику. | |
5. | «Салют» Рисование методом тычка | Познакомить детей с праздником «День победа» и неотъемлемой частью празднования – салютом. Упражнять детей в рисовании методом тычка. Закрепить умение ритмично наносить точки на всю поверхность листа. | Иллюстрации с изображением салюта; листы бумаги синего цвета; гуашь разных цветов в чашечках; салфетки. На листах бумаги нарисована пушка из которой выпускают большой праздничный салют. |
6. | «Желтые одуванчики» Рисование мыльными пузырями, или пальчиками
| Познакомить детей с новым способом получения изображения. Развивать творческие способности, воображение. | Бумага, трубочки, гуашь, жидко разведенная шампунем. |
5.Заключение
Значение сенсорного развития ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания. Главное направление сенсорного воспитания должно состоять в вооружении ребенка сенсорной культурой.
В качестве средств решения познавательных задач в сенсорной культуре выступают сенсорные эталоны – общепринятые образцы внешних свойств предметов.
Сенсорные эталоны цвета представлены семью цветами спектра и их оттенками по светлоте и насыщенности. В качестве сенсорных эталонов формы выступают геометрические фигуры. Эталон величины – метрическая система мер. Усвоение сенсорных эталонов – это их использование в качестве «единиц измерения» при оценке свойств веществ.
Именно форма, цвет и величина имеют определяющее значение для формирования зрительных представлений о предметах и явлениях действительности.
В качестве средств сенсорного воспитания у детей раннего и младшего дошкольного возраста используются: дидактические игры и упражнения, изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация), конструирование и др.
Изобразительная деятельность и конструирование должны быть тесно связаны с теми знаниями и представлениями, которые получают дети в результате всей воспитательной работы.
Изобразительная деятельность – это специфическое образное познание действительности. Для того чтобы нарисовать, какой – то предмет, предварительно надо хорошо с ним познакомится, запомнить его форму, величину, конструкцию, расположение частей, цвет. Дети воспроизводят в рисунке, что восприняли раньше, с чем уже знакомы. Тем самым в процессе рисования у детей, развивается: наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности. Для выразительности рисунка, умений детьми применять цвет, форму, размер ритмичного изображения, на занятиях по рисованию применяются вместе с детьми нетрадиционные методы и приемы. Тем самым способствуют развитию у детей фантазии, воображения, моторики рук и пальцев, глаз. Работы детей нестандартны и оригинальны. Изобразительная деятельность дошкольников – эмоционально насыщенная, результативная, выполняемая с помощью ярких, привлекательных материалов, располагает большими возможностями в обогащении духовного мира ребенка, способствует развитию его творческих способностей. Накопление знаний и развитие природных задатков происходит к старшему дошкольному возрасту. Этому благоприятствуют такие факторы как повышенная восприимчивость, чувственно-образный характер детского мышления, игровое отношение ко всему, с чем ребенку приходится сталкиваться в окружающей действительности.
Занимаясь рисованием, дети учатся правильно называть и различать цвета.
Для изобразительной деятельности этого возраста характерны быстрые переходы из рисования в игру, отличительной особенностью которой является возможность обучать маленьких детей посредством активной, интересной для них деятельности.
Успешное выполнение малышом практических действий зависит от предварительного восприятия и анализа того, что нужно делать. Поэтому совершенствовать сенсорные процессы каждого ребенка следует, учитывая содержание его деятельности.
Приложение
Анкета для родителей
«Определение интереса ребенка к изобразительной деятельности»
Уважаемые родители, уделите несколько минут своего времени и ответьте на вопросы анкеты.
1. Интересуетесь ли вы тем, чем сегодня занимался ваш ребенок в ДОУ____________________________________________________________
2. Чем ребенок любит заниматься дома?
Рисовать.
Лепить
Вырезать из бумаги.
Играть в игрушки
Другой вариант ответа._____________________________________________________
3. Считаете ли Вы, что у вашего ребенка есть творческие способности? Какие? _______________________________________________________
4.Какими изобразительными материалами любит рисовать ребенок?
Карандаши
Краски
Цветными восковыми мелками.
Фломастерами.
Другой вариант ответа____________________________________________________
5.Какие темы наиболее часто изображает ребенок?______________________________________________________
6.Как используются детские работы?
Собираются и хранятся
Устраиваются выставки.
Периодически рассматриваются с ребёнком.
Свой вариант ответа__________________________________________
7.Обращается ли к вам ребенок за помощью в процессе рисования: необходим совет по теме, выбору материалов, расположению рисунка на листе и прочее?_________________________________________________
8.Рисует ли кто-нибудь дома (взрослые, братья, оказывают ли они влияние на ребенка?__________________________________________________________
9.Рассказывает ли ребенок о своем рисунке, ждет ли похвалы, поощрения?____________________________________________________
10.Использует ли ребёнок в рисовании нетрадиционные способы (ладошками, мелками на асфальте, пальцами на запотевшем окне, палочкой на песке и др.), если Да, то какие?_________________________________
12.Посещаете ли с ребенком выставки, музеи?__________________________
13.Смотрите ли с ребенком телепередачи, посвященные знакомству с изобразительным искусством?_______________________________________
14.Ваши пожелания в работе по изодеятельности __________________________________________________________________
Литература:
1. Колдина Д.Н. Игровые занятия с детьми 2 – 3 лет. – М., 2010.
2. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. Под ред. Р.Г. Казаковой. – М., 2007.
3. Белкина В.Н. и др. Дошкольник: обучение и развитие. – Ярославль, 1998.
4. Янушко Е.А. Рисование с детьми раннего возраста. – М., 2010.
5. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. – М., 2010.
6. Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2010. - №18
7. Шклярова О.В. Рисуйте в нетрадиционной форме // Дошкольное воспитание. – 1995. - №11
8. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. Под ред. Р. Г. Казаковой. – М. ТЦ Сфера, 2005.
9.Литвинова О.Э. Художественно-эстетическое развитие ребенка раннего дошкольного возраста (изобразительная деятельность). Планирование образовательной деятельности.- СПб. 2014.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сенсорное развитие младших дошкольников через игры с использованием природного и бросового материала
htt://dou57.tw1.ru...
Статья "Развитие творческих способностей дошкольников через нетрадиционное рисование"
Художественно - эстетическое развитие...
БУКЛЕТ "Развитие творческих способностей дошкольников через нетрадиционное рисование"
Информация для воспитателей по художественно эстетическому развитию...
Отчет по самообразованию «Сенсорное развитие младших дошкольников через нетрадиционное рисование»
Отчет по самообразованию Работая над темой: «Сенсорное развитие младших дошкольников через нетрадиционное рисование».1.Изучила литературу:а) Т. Н. Давыдова "Рисуем ладошками"...
«Развитие художественно-творческих способностей дошкольников через нетрадиционное рисование»
Ведущая педагогическая идея опытаПродуктивная деятельность дошкольников при создании определенных условий, будет способствовать развитию художественно – творческих способностей детей,...
Отчёт по теме самообразования: "Сенсорное развитие младших дошкольников через дидактичесие игры"
0...
Консультация для родителей на тему: «Сенсорное развитие младших дошкольников через нетрадиционное рисование».
laquo;Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Именно руки учат ребенка точности, аккуратности, ясности мышления. Движения рук возбуждают...