Коррекционно-развивающая среда для ребенка с учетом его особых образовательных потребностей
план-конспект занятия

Диденко Алёна Владимировна

План проекта

 

  1. Актуальность проекта
  2. Принципы проекта
  3. Механизмы реализации
  4. Этапы реализации проекта
  5. Итоги проекта
  6. Ожидаемые результаты проекта
  7. Информационные источники

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx26.17 КБ

Предварительный просмотр:

 

 

Коррекционно-развивающая среда для ребенка с учетом его особых образовательных потребностей

 

ПРОЕКТ

 

 

 

План проекта

  1. Актуальность проекта
  2. Принципы проекта
  3. Механизмы реализации
  4. Этапы реализации проекта
  5. Итоги проекта
  6. Ожидаемые результаты проекта
  7. Информационные источники

Тема проекта: «Коррекционно-развивающая среда для ребенка с учетом его особых образовательных потребностей»

Цель проекта: разработка  типовой модели коррекционно-развивающей среды дошкольного общеобразовательного учреждения, осуществляющего интегрированное обучение детей с нарушением речи.

Задачи проекта

  • Выделить основные компоненты коррекционно-развивающей среды и дать характеристику каждого из них;
  • Определить принципы организации коррекционно-развивающей среды в едином образовательном пространстве ДОУ;
  • Выделить критерии оценки эффективности коррекционно-развивающей среды в решении образовательных, коррекционных и адаптационных задач и апробировать на практике её эффективность;
  • Разработать и провести цикл консультаций для воспитателей специализированных групп по организации коррекционно-развивающей среды в специализированной группе ДОУ;
  • Разработать и издать буклет для специалистов, воспитателей и родителей по данной теме;
  • Опубликовать практический материал по данной теме на сайте ДОУ;
  • Совершенствовать  материально-техническую  базу  ДОУ.

Актуальность проекта

В условиях модернизации российского образования особую актуальность приобретает проблема создания оптимальных условий для развития, воспитания, образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Одной из основных идей, лежащих в основе модернизации отечественной системы образования, является идея гуманизации. Гуманистические преобразования, происходящие во всех сферах общества и российского образования, приводят к переосмыслению сущности процесса обучения и воспитания, поисков новых подходов к осуществлению образовательной деятельности детей с ОВЗ.

Таким образом, на первый план выдвигается самоценность личности подрастающего человека, независимо от особенностей его развития и уровня здоровья. Одним из важнейших факторов развития личности ребёнка является среда, в которой он живёт, играет, занимается и отдыхает. Пространство, организованное для детей в образовательном учреждении, может быть, как мощным стимулом их развития, так и преградой, мешающей проявить индивидуальные творческие способности. Правильно организованная развивающая среда позволит каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это лежит в основе развивающего обучения. Коррекционно-развивающая среда в ДОУ должна соответствовать как общим нормативным актам проектирования условий воспитания, обучения в общеобразовательных учреждениях, так и решать задачи коррекционно-компенсаторной работы, направленной на преодоление трудностей социальной адаптации детей с нарушением речи.          Исходя из существующих нормативов организации среды и оснащения соответствующим оборудованием, разработанными Министерствами образования и здравоохранения РФ, коррекционно-развивающая среда обеспечивает поддерживающие, предупредительные и подготовительные условия введения ребёнка в социум.

Принципы проекта

- принцип дифференцированного подхода

- принцип гибкости

- принцип открытости

Механизмы реализации

Создание коррекционно-развивающей среды, с учетом решения задач коррекционной помощи и организацию условий, соответствующих задачам исправления, преодоления и сглаживания трудностей социализации детей с нарушением речи. Коррекционно-развивающая среда должна побуждать детей с нарушением речи взаимодействовать с ее различными элементами, повышая тем самым познавательную активность каждого ребенка.           Таким образом, при организации коррекционно-развивающей среды следует учитывать структуру первичного дефекта и проблемы, возникающие у детей при ориентации, овладении и взаимодействии с окружающей средой; обеспечение комплексного подхода к коррекционно-развивающей среде во взаимосвязи медицинских и психолого-педагогических средств коррекции.

Этапы реализации проекта

  1. Подготовительный этап.

- Создание творческой группы

- Изучение программно-методических материалов и нормативных документов

- Изучение медицинских карт, индивидуальных карт развития ребёнка и речевых карт логопеда

- Создание коррекционно-развивающей среды в группах

- Оснащение кабинетов педагога - психолога и учителя - логопеда

- Проведение диагностического обследования детей

2. Основной этап.

- Обсуждение и разработка типовой модели коррекционно-развивающей среды в ДОУ

- Обсуждение и разработка принципов построения коррекционно-развивающей среды в ДОУ

- Обсуждение и разработка методики исследования коррекционно-развивающей среды в ДОУ

- Разработка и проведение цикла консультаций для специалистов и воспитателей

- Подготовка и выпуск буклета для специалистов, воспитателей, родителей по данной теме.

3. Заключительный этап.

- Проведение исследования коррекционно-развивающей среды в группах ДОУ (анализ состояния)

- Проведение диагностического обследования детей

- Проведение итогового семинара для воспитателей специализированных групп города

- Опубликование практического материала на сайте ДОУ

Риски проекта / способы минимизация рисков

  1. Риск субъективности в распределении и использовании финансовых и материальных средств/ планирование заранее плана ФХД
  2. Риск неумения работать в «команде» работа психолога с пед.коллетивом
  3. Риск профессиональной некомпетентности педагогических кадров/прохождение курсов повышения квалификации и курсов переподготовки
  4. Риск недовольства психофизическими и психоэмоциональными перегрузками со стороны воспитанников и их родителей/ организация разьяснительной работы (консультации, родительские собрания и т.д)

Итоги проекта:

По окончании проекта будет проведено анкетирование педагогов, родителей, администрации ДОУ по оценке эффективности и полезности проекта в целом.

Степень привлечения общественного внимания к проекту через средства массовой информации.

Ожидаемые результаты

При условии реализации данного проекта мы рассчитываем получить следующие результаты:

Педагоги города получат достаточно простую типовую модель коррекционно-развивающей среды в ДОУ;

Повысится квалификация педагогов ДОУ (через систему обмена опыта и специальное обучение);

Успешное осуществление коррекционно-развивающего процесса, поддержания психологического микроклимата, осуществления комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого;

Дети с нарушением речи получат интенсивное длительное комплексное лечение, сочетающееся с рационально построенным педагогическим процессом, предусматривающим коррекционно-развивающую работу с учётом нарушений речи;

У детей с нарушением речи повысится мотивационная сторона познавательной деятельности и самооценка, сформируются эмоционально-положительное отношение и доверие к окружающему миру, а также дружеские отношения между сверстниками, появится уверенность в себе и своих возможностях;

Дети с нарушением речи приобретут социальный опыт, овладеют общепринятыми нормами поведения, что позволит успешно адаптироваться к жизни и интегрироваться в общество;

Будет выпущено методическое пособие (буклеты) по данной технологии для специалистов и педагогов детских садов.

Информационные источники:

  1. Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева, С.Н. Толстикова. Детский сад будущего. Методическое пособие. ТЦ СФЕРА, Москва,2010
  2. Интернет ресурсы

https://infourok.ru/upravlencheskij-proekt-korrekcionno-razvivayushee-prostranstvo-v-dou-dlya-detej-s-narusheniem-rechi-4470602.html

https://multiurok.ru/index.php/files/proekt-korrektsionno-razvivaiushchaia-sreda-dlia-d.html

https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2018/11/13/proekty-po-sozdaniyu-korrektsionno-razvivayushchey-sredy-i


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы взаимодействия педагогов с семьей ребенка дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями

Презентация раскрывает особенности форм работы с родителями в специальном  дошкольном образовательном учреждении....

Перспективное планирование индивидуальной коррекционно-развивающей работы с ребёнком с особыми образовательными потребностями.

П ример перспективного планирования индивидуальной коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога с ребёнком с особыми образовательными потребностями....

Организация образовательного процесса на основе непосредственного общения с каждым ребенком с учетом его особых образовательных потребностей

Сегодня к категории детей с особыми образовательными потребностями относят и тех детей, которые, так или иначе, отличаются от большинства. Это дети, говорящие на другом языке, принадлежащие к иным кул...

Примерный индивидуальный план развития ребенка раннего возраста с особыми образовательными потребностями в Службе ранней помощи.

Аннотация: ранний возраст- самый важный этап в развитии ребенка. Это связано с тем, что он является сензитивным для развития многих функций. В данном возрасте активно формируются моторные функции, ори...

Специфика коррекционно-развивающей образовательной среды, отвечающей особым образовательным потребностям детей с ЗПР, требованиям безопасности и охраны здоровья

Организация жизнедеятельности детей с ЗПР во многом зависит от того, насколько целесообразно создана предметно-развивающая среда, так как она является не только социокультурным фактором общего развити...

Создание развивающей среды в семье, воспитывающей ребенка раннего возраста с особыми образовательными потребностями.

Среда для ребенка является развивающей, если она стимулирует его познавательную активность, сохраняя и укрепляя при этом не только физическое, но и  психическое здоровье.Домашние условия могут, к...

"Организация обучения по АООП с детьми с умственной отсталостью, тяжелыми множественными нарушениями с учетом их особых образовательных потребностей".

Методические рекомнедации для проведения первичного психологопедагогического обследования (ПППО)...