Коррекционно-развивающая среда для ребенка с учетом его особых образовательных потребностей
план-конспект занятия
План проекта
- Актуальность проекта
- Принципы проекта
- Механизмы реализации
- Этапы реализации проекта
- Итоги проекта
- Ожидаемые результаты проекта
- Информационные источники
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 26.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекционно-развивающая среда для ребенка с учетом его особых образовательных потребностей
ПРОЕКТ
План проекта
- Актуальность проекта
- Принципы проекта
- Механизмы реализации
- Этапы реализации проекта
- Итоги проекта
- Ожидаемые результаты проекта
- Информационные источники
Тема проекта: «Коррекционно-развивающая среда для ребенка с учетом его особых образовательных потребностей»
Цель проекта: разработка типовой модели коррекционно-развивающей среды дошкольного общеобразовательного учреждения, осуществляющего интегрированное обучение детей с нарушением речи.
Задачи проекта
- Выделить основные компоненты коррекционно-развивающей среды и дать характеристику каждого из них;
- Определить принципы организации коррекционно-развивающей среды в едином образовательном пространстве ДОУ;
- Выделить критерии оценки эффективности коррекционно-развивающей среды в решении образовательных, коррекционных и адаптационных задач и апробировать на практике её эффективность;
- Разработать и провести цикл консультаций для воспитателей специализированных групп по организации коррекционно-развивающей среды в специализированной группе ДОУ;
- Разработать и издать буклет для специалистов, воспитателей и родителей по данной теме;
- Опубликовать практический материал по данной теме на сайте ДОУ;
- Совершенствовать материально-техническую базу ДОУ.
Актуальность проекта
В условиях модернизации российского образования особую актуальность приобретает проблема создания оптимальных условий для развития, воспитания, образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Одной из основных идей, лежащих в основе модернизации отечественной системы образования, является идея гуманизации. Гуманистические преобразования, происходящие во всех сферах общества и российского образования, приводят к переосмыслению сущности процесса обучения и воспитания, поисков новых подходов к осуществлению образовательной деятельности детей с ОВЗ.
Таким образом, на первый план выдвигается самоценность личности подрастающего человека, независимо от особенностей его развития и уровня здоровья. Одним из важнейших факторов развития личности ребёнка является среда, в которой он живёт, играет, занимается и отдыхает. Пространство, организованное для детей в образовательном учреждении, может быть, как мощным стимулом их развития, так и преградой, мешающей проявить индивидуальные творческие способности. Правильно организованная развивающая среда позволит каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это лежит в основе развивающего обучения. Коррекционно-развивающая среда в ДОУ должна соответствовать как общим нормативным актам проектирования условий воспитания, обучения в общеобразовательных учреждениях, так и решать задачи коррекционно-компенсаторной работы, направленной на преодоление трудностей социальной адаптации детей с нарушением речи. Исходя из существующих нормативов организации среды и оснащения соответствующим оборудованием, разработанными Министерствами образования и здравоохранения РФ, коррекционно-развивающая среда обеспечивает поддерживающие, предупредительные и подготовительные условия введения ребёнка в социум.
Принципы проекта
- принцип дифференцированного подхода
- принцип гибкости
- принцип открытости
Механизмы реализации
Создание коррекционно-развивающей среды, с учетом решения задач коррекционной помощи и организацию условий, соответствующих задачам исправления, преодоления и сглаживания трудностей социализации детей с нарушением речи. Коррекционно-развивающая среда должна побуждать детей с нарушением речи взаимодействовать с ее различными элементами, повышая тем самым познавательную активность каждого ребенка. Таким образом, при организации коррекционно-развивающей среды следует учитывать структуру первичного дефекта и проблемы, возникающие у детей при ориентации, овладении и взаимодействии с окружающей средой; обеспечение комплексного подхода к коррекционно-развивающей среде во взаимосвязи медицинских и психолого-педагогических средств коррекции.
Этапы реализации проекта
- Подготовительный этап.
- Создание творческой группы
- Изучение программно-методических материалов и нормативных документов
- Изучение медицинских карт, индивидуальных карт развития ребёнка и речевых карт логопеда
- Создание коррекционно-развивающей среды в группах
- Оснащение кабинетов педагога - психолога и учителя - логопеда
- Проведение диагностического обследования детей
2. Основной этап.
- Обсуждение и разработка типовой модели коррекционно-развивающей среды в ДОУ
- Обсуждение и разработка принципов построения коррекционно-развивающей среды в ДОУ
- Обсуждение и разработка методики исследования коррекционно-развивающей среды в ДОУ
- Разработка и проведение цикла консультаций для специалистов и воспитателей
- Подготовка и выпуск буклета для специалистов, воспитателей, родителей по данной теме.
3. Заключительный этап.
- Проведение исследования коррекционно-развивающей среды в группах ДОУ (анализ состояния)
- Проведение диагностического обследования детей
- Проведение итогового семинара для воспитателей специализированных групп города
- Опубликование практического материала на сайте ДОУ
Риски проекта / способы минимизация рисков
- Риск субъективности в распределении и использовании финансовых и материальных средств/ планирование заранее плана ФХД
- Риск неумения работать в «команде» работа психолога с пед.коллетивом
- Риск профессиональной некомпетентности педагогических кадров/прохождение курсов повышения квалификации и курсов переподготовки
- Риск недовольства психофизическими и психоэмоциональными перегрузками со стороны воспитанников и их родителей/ организация разьяснительной работы (консультации, родительские собрания и т.д)
Итоги проекта:
По окончании проекта будет проведено анкетирование педагогов, родителей, администрации ДОУ по оценке эффективности и полезности проекта в целом.
Степень привлечения общественного внимания к проекту через средства массовой информации.
Ожидаемые результаты
При условии реализации данного проекта мы рассчитываем получить следующие результаты:
Педагоги города получат достаточно простую типовую модель коррекционно-развивающей среды в ДОУ;
Повысится квалификация педагогов ДОУ (через систему обмена опыта и специальное обучение);
Успешное осуществление коррекционно-развивающего процесса, поддержания психологического микроклимата, осуществления комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого;
Дети с нарушением речи получат интенсивное длительное комплексное лечение, сочетающееся с рационально построенным педагогическим процессом, предусматривающим коррекционно-развивающую работу с учётом нарушений речи;
У детей с нарушением речи повысится мотивационная сторона познавательной деятельности и самооценка, сформируются эмоционально-положительное отношение и доверие к окружающему миру, а также дружеские отношения между сверстниками, появится уверенность в себе и своих возможностях;
Дети с нарушением речи приобретут социальный опыт, овладеют общепринятыми нормами поведения, что позволит успешно адаптироваться к жизни и интегрироваться в общество;
Будет выпущено методическое пособие (буклеты) по данной технологии для специалистов и педагогов детских садов.
Информационные источники:
- Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева, С.Н. Толстикова. Детский сад будущего. Методическое пособие. ТЦ СФЕРА, Москва,2010
- Интернет ресурсы
https://multiurok.ru/index.php/files/proekt-korrektsionno-razvivaiushchaia-sreda-dlia-d.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы взаимодействия педагогов с семьей ребенка дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями
Презентация раскрывает особенности форм работы с родителями в специальном дошкольном образовательном учреждении....
Перспективное планирование индивидуальной коррекционно-развивающей работы с ребёнком с особыми образовательными потребностями.
П ример перспективного планирования индивидуальной коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога с ребёнком с особыми образовательными потребностями....
Организация образовательного процесса на основе непосредственного общения с каждым ребенком с учетом его особых образовательных потребностей
Сегодня к категории детей с особыми образовательными потребностями относят и тех детей, которые, так или иначе, отличаются от большинства. Это дети, говорящие на другом языке, принадлежащие к иным кул...
Примерный индивидуальный план развития ребенка раннего возраста с особыми образовательными потребностями в Службе ранней помощи.
Аннотация: ранний возраст- самый важный этап в развитии ребенка. Это связано с тем, что он является сензитивным для развития многих функций. В данном возрасте активно формируются моторные функции, ори...
Специфика коррекционно-развивающей образовательной среды, отвечающей особым образовательным потребностям детей с ЗПР, требованиям безопасности и охраны здоровья
Организация жизнедеятельности детей с ЗПР во многом зависит от того, насколько целесообразно создана предметно-развивающая среда, так как она является не только социокультурным фактором общего развити...
Создание развивающей среды в семье, воспитывающей ребенка раннего возраста с особыми образовательными потребностями.
Среда для ребенка является развивающей, если она стимулирует его познавательную активность, сохраняя и укрепляя при этом не только физическое, но и психическое здоровье.Домашние условия могут, к...
"Организация обучения по АООП с детьми с умственной отсталостью, тяжелыми множественными нарушениями с учетом их особых образовательных потребностей".
Методические рекомнедации для проведения первичного психологопедагогического обследования (ПППО)...