Перспективный план по программе "Основы финансовой грамотности дошкольников" в подготовительной группе
рабочая программа (подготовительная группа)
Перспективный план по программе "Основы финансовой грамотности дошкольников" в подготовительной группе
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
центр развития ребенка - детский сад «Фантазия»
Перспективный план
по программе
«Основы финансовой
грамотности дошкольников»
в подготовительной группе
Разработали:
Ижбулдина Е.В. методист
Билалова Э.М. воспитатель.
Пыть-Ях
2021
Перспективный план
по программе
«Основы финансовой
грамотности дошкольников»
в подготовительной группе
№ п/п | Занятие / мероприятие | Содержание занятия/мероприятия | Педагогические технологии | |
Сентябрь | ||||
1 | Диагностика | Выявить уровень знаний, умений воспитанников | Мониторинг уровня финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста | |
2 | Труд – основа | Трудиться означает что-то делать, созидать для себя, на благо своей семьи, близких людей, друзей, домашних питомцев и пр. Любой труд – это хорошо, сидеть без дела – это плохо. Виды домашнего труда. | «Дима и совенок» Э.Матвеев гл.№5 «Столяр, плотник и резчик по дереву». Беседа, игра-соревнование «Мои домашние обязанности» | |
3 | Работать и зарабатывать | Работать означает трудиться за вознаграждение. Зарабатывать – получать вознаграждение за выполненную работу (также можно заработать наказание за провинность, проступок и т.п.). | «Дима и совенок» Э.Матвеев гл.№6 «Мастер из Страны мальчишек»Беседа, ситуационные задачки, игра «Вот такзаработали!», просмотр мультфильма «Работа и зарплата» | |
4 | Все работы хороши, выбирай на вкус | Знакомство спрофессиями в контуреопережающейпрофориентациидошкольников. Продукты труда: товары иуслуги.Продукты труда используются человеком для себя или для продажи(товар). | Игра: «Магазин», викторина «Угадайпрофессию», загадки «Всепрофессии важны, всепрофессии нужны», д/и «Кто кем работает?» | |
Октябрь | ||||
5 | Как придумали деньги | Деньги – мера оценки труда (вознаграждение за проделанную работу), универсальное средство обмена (инструмент обмена товаров и услуг). | Беседа, чтение «Дима и совенок» Э.Матвеев гл.№2 «Что такое деньги?» разгадывание загадок , показ мультфильма «Уроки тетушки Совы» (6серия). | |
6 | Какие бывают деньги, как они выглядят и откуда берутся. История возникновения денег | Виды денег (монеты, банкноты). Изготовление денег: печать, чеканка. | Чтение «Дима и совенок» Э.Матвеев гл.№4 «Какими бывают деньги?», беседа, просмотр презентации. | |
7 | Какие бывают деньги, как они выглядят и откуда берутся. История возникновения денег | Виды денег (монеты, банкноты). Изготовление денег: печать, чеканка. | Беседа, исследование, чтение, игра «Нарисуем деньги для нашей группы» – придумываем деньги для группы, просмотр мультфильма «Изготовление денег» и презентации. | |
8 | Как деньги попадают к нам вдом. | Труд и доходы. Вознаграждение за честный труд, заработная плата родителей, пенсия дедушек и бабушек. Считай деньги в своем кармане,а не в чужом. | Беседа, обсуждение, игра «Карманные деньги», просмотр мультфильма «Карманные деньги». | |
Ноябрь | ||||
9 | Карманные деньги | Что такое карманные деньги. На что можно потратить. | Чтение «Дима и совенок» Э.Матвеев гл.№19 «Второй визит в волшебный лес», беседа, просмотр презентации, показ мультфильма «Уроки тетушки Совы». | |
10 | Семейный доход | Что такое семейный доход. Из чего складывается доход семьи. | Чтение «Дима и совенок» Э.Матвеев гл.№13 «Как деньги доходят, а потом расходятся», показ мультфильма «Уроки тетушки Совы». Использование схем. | |
11 | Расходы | Что такое расход. Планирование расходов. | Беседа, чтение «Дима и совенок» Э.Матвеев гл.№13 «Как деньги доходят, а потом расходятся», использование схем | |
12 | Семейный бюджет | Планирование и распределение семейного бюджета. Как мы можем помочь родителям сэкономить семейный бюджет. | Чтение «Дима и совенок» Э.Матвеев гл.№ 14 «Какие бывают доходы», беседа, настольно-печатная игра «Семейный бюджет», показ мультфильма «Уроки тетушки Совы». | |
Декабрь | ||||
13 | Потребности и желания | Домашнее хозяйство, главные потребности человека, желания и капризы. Соотносим потребности, желания и возможности. | Технология ТРИЗ Исследование: что необходимо человеку для жизни, игра «Хочу-надо», рассказ «Про капризного Артема», обсуждение | |
14 | Где покупают и продают разные товары? | Торговые предприятия:магазины, киоски, ларьки,базары, рынки, ярмарки. | Игра «Где что купить?», с/р игра «Магазин» | |
15 | Деловая игра «Рекламное агентство» | Формируем правильное отношение к рекламе, используя наблюдения, рассказы детей, организуя продуктивную деятельность | Чтение «Дима и совенок» Э.Матвеев гл.№8 «В гостях у Совенка» , сюжетно ролевая игра(работа в подгруппах). | |
16 | Реклама | Формируем правильное отношение к рекламе, используя наблюдения, рассказы детей, организуя продуктивную деятельность | Чтение «Дима и совенок» Э.Матвеев гл.№9 «Реклама вокруг нас. И вокруг тебя тоже!», рекламируем собственные поделки, книжки для чтения в группе. | |
Январь | ||||
17 | Выгодно – невыгодно | Волшебные правила для покупателя и продавца, обмен, подарок, реклама. | Технология ТРИЗ. Ситуационные задачи, игра «Выбираем: дорого-дешево, выгодно-невыгодно», сказка «Что за птица?» – обмен, сказка «Как старик корову продавал». | |
18 | Тратим разумно, экономим | Деньги зарабатываются трудом, и поэтому тратить их необходимо только с пользой, относиться к ним бережливо. Бережливый человек всегда богаче. Воспитываем бережное отношение к труду и деньгам. | Чтение «Дима и совенок» Э.Матвеев гл.№10 «Как делать покупки с умом» , игра «Что важнее», викторина «Разумные траты сказочных героев», игра «Открываем бутербродную» | |
19 | Копим и сберегаем | Уясняем: зачем надо копить и сберегать, как можно копить, копить непросто, но полезно, ответственно и важно. | Ситуационные задачки, папка-передвижка «Мы копим», обсуждения, игра «Копим и сберегаем» | |
Февраль | ||||
20 | Налоги | Что такое налоги. Зачем платить налоги и куда попадают. Нужно ли вовремя платить налоги? | Чтение «Дима и совенок» Э.Матвеев гл.№15 «Люди из чужого автобуса», беседа. Просмотр презентации. | |
21 | Занимаем иодалживаем | Знакомимся с понятиями «одалживать», «занимать». Занять – взять что-то взаймы на время, одолжить – дать что-то взаймы на время. | Чтение «Дима и совенок» Э.Матвеев гл.№15 «Люди из чужого автобуса», беседа, ситуационные задачки, игра «Занять и одолжить». | |
22 | Долги | Знакомим с рассказом Валентины Осеевой «Долг» и русской поговоркой «долги к земле придавили». Выясняем, что долг может быть не только денежным, невыполнимым. | Чтение, обсуждение, читаем рассказ «Долг», обсуждаем рассказ и русскую поговорку | |
23 | Заплатить долг скорее, так будет веселее | Осознаем, что если взял что-то в долг на время, обязан вовремя вернуть (возвратить). | Обсуждаем русские пословицы: - Умей взять, умей и отдать! - В долг брать легко, а отдавать тяжело. | |
Март | ||||
24 | Все по плану | Знакомим с понятием «план». игровое задание – рассчитай сумму покупки в первом и во втором магазине, определи, в каком из магазинов выгоднее совершать покупки. | Игра «Совместные покупки», д/игра «Что и когда лучше продавать?» | |
25 | Что такое потребность, потребитель | Понятие «потребности человека», закрепить названия основных потребностей и что к ним относится, уточнить, от чего зависят потребности человека, продолжать учить решать проблемные ситуации, аргументировать свои ответы, активизировать словарь. | Мини спектакль «День рождения»(о подарках думаем заранее), игра «Покупаем подарки на день рождение» | |
26 | Потребности семьи | Учимся подводить итоги всего, что планировали и делали, анализировать поступки, искать эффективные решения, думать сообща. | Игра «Сделал дело – гуляй смело», исследование, ситуационные задачки. Использование интерактивного пособия «Банкомат АЛМА БАНК» | |
Апрель | ||||
27 | Наше богатство | Выясняем, что не все продается и покупается, что главные ценности (жизнь, мир, друзья, солнце, близкие люди и пр.) за деньги не купишь. Формируем представление об истинных ценностях и богатстве человека. | Технология ТРИЗ. Беседа, ситуационные задачи, игра «Что нельзя купить?», читаем и обсуждаем рассказ «Как Валюша бабушке сон покупала». Читаем и обсуждаем сказки «Бедные богатые», «Ум и богатство» | |
28 | Щедрость и жадность | Разбираемся, что такое корысть, жадность и почему это плохо. Обсуждаем такое качество человека, как щедрость, изображаем при помощи художественных приемов. | Читаем и обсуждаем рассказ В. Сухомлинского «Жадный мальчик», обсуждаем поговорки, пословицы | |
29 | Бережливость | Осознаем, что бережливый человек всегда умеет трудиться, мастерить своими руками и радоваться от того, что сделал что-то самостоятельно. Бережливость,трудолюбие, благородство, честность – качества человека с правильным отношением к деньгам. | Технология ТРИЗ. Беседа, ситуационные задачи, обсуждение пословицы «Копейка рубль бережет». Использование интерактивного пособия «Банкомат АЛМА БАНК» | |
30 | Благотворительность | Что такое благотворительность, для чего она нужна. | Чтение «Дима и совенок» Э.Матвеев гл.№22 «Благотворительность». | |
Май | ||||
32 | Банк –где живут деньги | Что такое банк и банковский служащий. Охрана банка. | Просмотр мультфильма «Уроки тетушки Совы», виртуальная экскурсия в банк или презентация. Использование интерактивного пособия «Банкомат АЛМА БАНК» | |
33 | Как заплатить без денег | Наличный и безналичный расчет. Банковская карта. Правила пользования банковской картой. | Технология ТРИЗ. Чтение «Дима и совенок» Э.Матвеев гл.№20 «Как заплатить без денег». Использование интерактивного пособия «Банкомат АЛМА БАНК» | |
34 | Процент в банке | Где растут деньги. Банковский счёт и сберегательная книжка. | Чтение «Дима и совенок» Э.Матвеев гл.№21 «Процент в банке». Использование интерактивного пособия «Банкомат АЛМА БАНК» | |
35 | Квест«Путешествие с Димой и совенком» | Выявить уровень знаний, умений воспитанников. | Мониторинг уровня финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста.Использование интерактивного пособия «Банкомат АЛМА БАНК» |
Перспективный план
досуговой деятельности по программе
«Основы финансовой грамотности дошкольников»
в подготовительной группе
№ п/п | Тема досуга | Содержание досуга |
Сентябрь | ||
1 | Мини-спектакль «В волшебном лесу» | Закрепляем понятия:трудиться, работать изарабатывать. |
Октябрь | ||
2 | Мини-спектакль «Путешествие по Денежному городу» | Закрепляем понятия «деньги»,«труд», «доходы», «расходы». |
Ноябрь | ||
3 | Русская ярмарка | Ярмарка и ее атрибуты: шуты искоморохи, зазывалы, конкурсы и балаганы, шарманка, Петрушка, купцы, ремесленники, торговцы,торговые соглашения. Используем деньги нашей группы, придуманные ранее. |
Декабрь | ||
4 | Творческое занятие «Рекламное агентство" | Различаем разницу междужеланиями и потребностями. Учимся задавать себе вопрос иоценивать: действительно лимне нужна та или иная вещь,игрушка и пр., есть ли возможность это купить. |
Январь | ||
5 | Мини-спектакль «Копилка» | Закрепляем понятия«откладывать», «копить», «сберегать». Обыкновеннаякопилка поможет понять, как важно прилагать усилия к тому,чтобы обрести желаемую вещь,научит экономить и даствозможность распоряжаться |
Февраль | ||
6 | Досуг «Сберегаем и экономим» | Закрепление материала.Бережливость, экономия, разумное отношение к расходам(поделиться своими сбережениями, порой абсолютнобескорыстно). |
Март | ||
7 | Деловая игра «Долг и ответственность» | Закрепление материала.Воспитываем ответственность: если не уверен – лучше необещать и не занимать. Долг – это серьезное обязательство. |
Апрель | ||
8 | Досуг «Творим добро!» | Закрепление материала.Воспитываем желание и умение ставить перед собой цели,строить планы, действовать по плану и достигать цели. |
Май | ||
9 | Праздник ««Путешествие в сказочную страну Финансов»» | Закрепление знаний и умений. |
Рекомендации по созданию и пополнению РППС
в соответствии с программой
«Основы финансовой грамотности дошкольников»
в подготовительной группе
- Тематический стенд о труде
- Тематический стенд «Какие деньги были и какими стали»
- Папка-передвижка «Занимаем и одалживаем».
- Папка -передвижка «Мы копим»
- Папка-передвижка «Наша семья трудится»
- Фотовыставка.
Методическая копилка
- Методические рекомендации для педагогических работников по реализации основной образовательной программы дошкольного образования в части экономического воспитания дошкольников
- Серия мультфильмов «Уроки тетушки Совы».
- Презентации по финансовой грамотности.
- Э.Матвеев «Дима и совенок»
- Интерактивное пособие «Банкомат АЛМА БАНК»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
перспективное планирование по финансовой грамотности в подготовительной группе
Перспективное планирование по воспитанию финансовой грамотности детей старше - подготовительной группы. Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей...
Перспективный план по формированию предпосылок грамотности в подготовительной группе
В плане представлен материал как с детьми , так и родителями на целый учебный год....
план-конспект занятия по формированию финансовой грамотности в подготовительной группе "Семейный бюджет"
Конспект по формированию финансовой грамотности. Содержит инновационные технологии: использование ИКТ, игровая деятельность, процесс взаимодействия детей друг с другом....
План мероприятий «НЕДЕЛИ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ» в подготовительной к школе группе №9
План работы с детьми позволит раскрыть взаимосвязь между этическими и экономическими категориями: деньги, труд, товар, цена, с одной стороны, и честность, щедрость, экономность — с другой....
План мероприятий по финансовой грамотности в подготовительной группе
План мероприятий по финансовой грамотности в подготовительной группе...
Перспективный план по развитию финансовой грамотности у детей старшей группы
Перспективный план по развитию финансовой грамотности у детейстаршей группы...
Презентация к открытому занятию по ФЭМП с элементами финансовой грамотности в подготовительной группе «Путешествие на математические острова 2-го десятка с элементами финансовой грамотности»
Цель: обобщение знаний и закрепление умений по пройденному материалу.Задачи:Обучающие задачи:- Продолжать учить самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание в пределах 10.- Упражн...