Педагогический совет «Влияние эффективных технологий на развитие речи детей».
методическая разработка
Цель: Систематизация знаний педагогов по разделу «технологии по развитию речи детей дошкольного возраста».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ps2021.doc | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический совет
Тема:
«Влияние эффективных технологий на развитие речи детей»
Цель:
Систематизация знаний педагогов по разделу «технологии по развитию речи детей дошкольного возраста».
Задачи:
1. Выявление форм и методов при использовании технологий.
2. Совершенствовать профессионализм педагогов при использовании технологий по развитию речи детей.
3.Диагностика условий и элементов предметно – развивающей среды в уголках по развитию речи.
Ход:
1.Актуальность проблемы речевого развития детей в деском саду.
2.Анализ состояния речи, согласно возрастным группам.
3.Выявление факторов влияющих на успешное речевое развитие детей.
Выступление педагогов: «применяемые технологии для успешного речевого развития.
Тема: «Развитие речи детей посредством фольклора»
Тема: «Технология обучения детей составлению сравнений»
Тема: «Обучение детей творческому рассказу по картине»
Тема: «Обучение детей старшего дошкольного возраста составлению рифмованных текстов»
4.Итоги анкетирования
5.Решение педагогического совета
Литература:
1.Программа воспитания и обучения в детском саду/ М.А. Васильева
2.Методические рекомендации/ В.В. Гербова
3.Педсоветы, семинары, методические объединения в дошкольном образовательном учреждении/Н.В. Елжова
4.Учим детей общению/ Н.В. Клюева
1.Актуальность проблемы речевого развития детей в детском саду.
Речь – это способность говорить (толковый словарь).
Речь – удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Г. Гегель.
Речь для нас является одной из главных потребностей и функций человека, через общение с другими человек реализует себя как личность. С развитием речи связанно формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов. Поэтому определение направлений и условий развития речи детей относится к числу важнейших педагогических задач.
Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. С развитием речи связанно формирование как личности в целом, так и основных психических процессов. Поэтому определение направления и условия развития речи у детей относится к числу важнейших педагогических задач.
Проблема современного дошкольника в том, что он имеет не отдельное нарушение структурного компонента речи, например звукопроизношения, а комплексное отставание речевых компонентов. Т.е. нарушение звукопроизношения чаще всего сопровождается несформированностью фонематического слуха, лексико-грамматического строя речи, связной речи, понимания логико-грамматических конструкций. У многих детей нарушения звукопроизношения осложняются дизартрией, которая проявляется как вялость, малоподвижность артикуляционного аппарата, повышение или понижение мышечного тонуса языка и т.д. Несформированность фонематического слуха, приводит к трудностям формирования процессов письменной речи. Отмечается большое количество детей с несформированностью лексико-грамматического строя речи. Типичным для таких детей является неадекватное использование суффиксов, трудности в выборе производящей основы слова, трудности в употреблении предлогов. Отмечается нарушение в согласовании в роде, числе, падеже; ошибки в употреблении прилагательных. Фразовая речь ребенка 6 – 7 лет зачастую состоит из простых распространенных предложений, с неправильным употреблением окончаний.
Часто дошкольники с трудом понимают логико-грамматические конструкции. Не знают, как закончить смысловую программу предложения. Словарный запас находится на уровне бытовой повседневной ситуации, дети не знают обобщающих понятий, родственных слов. Значительно ухудшилось состояние связной речи. Пересказ доступен детям только с помощью наводящих вопросов, а при составлении рассказов по картинкам чаще отмечается склонность к перечислению отдельных предметов или действий, с трудом прослеживается сюжетная линия. Для большинства детей непосильна задача выложить последовательность из четырех сюжетных картинок и составить по ним рассказ.
Нельзя не отметить, что речь ребенка зависит и от сформированности других высших психических функций. Приходится говорить о нарушении пространственных представлений, произвольного внимания, слухоречевой памяти - ребенок не может запомнить предложение из 5-6 слов. Таким образом, на фоне ухудшения здоровья детей, с точки зрения нарушений развития отмечается сочетанность дефектов, следовательно, дети нуждаются в комплексной коррекции, где коллегиально должны работать логопед, психолог, невролог, воспитатель, муз. руководитель, физический инструктор. Что и делают сотрудники нашего детского сада.
Подводим итог из всего вышесказанного. Проблема развития речи детей является одной из актуальных. Актуальна она и в нашем учреждении. На начало учебного года ( ) на заседании ПМПК была выялена группа детей с нарушением речи, на логопункт было взято:
Группа №4 – 12 детей, на март года с логопункта выписаны 3 ребенка, продолжают посещать 5 детей, 4 детей были направлены на ГПМПК.
Группа №3 – 4 ребенка посещают логопеда, 4 детей направлены на ГПМПК.
Группа №2 – 2 детей направлены на ГПМПК
С диагнозом ОНР:3
С диагнозом ЗПР:2
С диагнозом нарушение речи (ФФН):1
С диагнозом нарушение интеллекта: 1
Так же в группе №1 есть 2 детей по медицинским показателям которых, выставлен диагноз: ЗРР.
2.Анализ состояния речи, согласно возрастным группам.
Гуппа №1: Группа №2: Группа №3: Группа №4:
(диаграммы и аналитические справки)
3.Выявление факторов влияющих на успешное речевое развитие детей.
Выявление факторов (работа на доске).
Речевая работа педагога | Развивающая среда | Физиологические особенности ребенка |
Формы работы применяемые педагогами: -занятия -инд. работа -экскурсии -наблюдения -обследование речи детей -внедрение технологий | Зачитывание справки по итогам инспектирования. С целью дополнений и устранений недочетов по предыдущему инспектированию | ЗРР |
Выступление педагогов: «применяемые технологии для успешного речевого развития.
Тема: «Развитие речи детей посредством фольклора»
Воспитатель:
Тема: «Технология обучения детей составлению сравнений»
Воспитатель:
Тема: «Обучение детей творческому рассказу по картине»
Воспитатель:
Тема: «Обучение детей старшего дошкольного возраста составлению рифмованных текстов»
Воспитатель:
По нашим выводам (доска «Нужно подумать») видны слабые позиции в речевом воспитании. Мне хочется предложить Вам технологию которая помогает решать такие вопросы как: скудный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения. Это технология заучивания стихов с помощью алгоритмов. (презентация «Учим стихи с помощью алгоритмов»).
4.Итоги анкетирования
Анализ анкетирования педагогов
Тема: «Речевое развитие детей дошкольного возраста»
Педагоги затрудняются ответить на вопросы:
Какие виды речи Вы знаете? (из 6 опрашиваемых 1 правильно ответивший)
Внутренняя, внешняя – диалогическая, монологическая, эгоцентрическая, письменная.
Укажите критерии уровней усвоения материала? (из 6 опрашиваемых 2 ответили, но не раскрыли в полной мере)
Высокий – умения сформированы
Средний – умения сформированы, но требуется помощь взрослого
Низкий – умения зарождаются
Укажите основные причины низкого уровня детей?
Были перечислены такие факторы как: педагогическая запущенность, физиологические особенности, гиперопека, социальный фактор, неблагоприятное влияние окружающей речевой среды.
Хотелось бы отметить: не компетентность педагога, знает методику, не технологию, работа кропотливая, результат сразу не видно и педагог не хочет ею заниматься.
Что является основой формирования речевых звуков? (из 6 опрашиваемых 2 упомянули, но за ответ это принять нельзя, 2 не ответили)
Основой является артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений неправленых на укрепление мышц артикуляционного аппарата.
Цель: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата необходимых для правильного произношения.
Что включает в себя понятие «фонематическая функция речи»? (из 6 опрашиваемых 2 ответили по 1 разделу)
Фонем – умение различать звуки речи их последовательность в словах.
1. слуховое внимание
2. речевой слух – способность к слуховому вниманию
3. фонематический слух – слух, основанный на способность выделять и распознавать звуки речи
4. фонематическое восприятие – способность к восприятию звуковой речи
5.Решение педагогического совета
1.Пополнить предметно развивающую среду в уголке по развитию речи
2. Педагогам групп № 2, 4 планировать работу по использованию детьми предлогов, дополнить наличие игр на развитие речевого дыхания, слухового внимания.
3.Педагогам группы №1 ( ) продолжать пополнить речевые уголки играми на развитие понимания речи, играми на развитие силы голоса, играми предназначенные на расширение и обогащение словарного запаса существительными, глаголами, наречиями. Срок до , ответственные педагоги группы.
4.Педагогам группы №2 () пополнить речевые уголки материалом по обогащению развивающей среды (материал для самостоятельной деятельности детей), материалом на развитие артикуляционного и голосового аппарата, речевого дыхания, слухового дыхания. Обеспечить сменяемость играми на согласование существительных и местоимений с глаголами (грамматический строй речи), материалом предназначенным обогащать словарь детей глаголами (обозначаемые трудовые действия, действия, противоположные по значению).
Срок до мая года, ответственные педагоги группы.
5.Педагогам всех возрастных групп внести алгоритмы для заучивания стихов, оформить материал в виде картотек.
5.1.Организовать выставку «Педагогическая копилка» с оформленными материалами.
Срок до мая года, ответственные педагоги группы.
Срок до мая года, ответственный старший воспитатель.
6.Педагогам группы №3 ( ) продолжать пополнять речевые уголки играми на употребление в речи названий предметов, их частей, деталей, материалов (формирование грамматического строя речи).
Срок до , ответственные педагоги группы.
7.Педагогам групп №4 ( ) продолжать работу по оформлению материала на развитие фонематического слуха (место звука в слове), на умение составлять рассказы о событиях из личного опыта (связная речь).
Срок до , ответственные педагоги группы.
Приложение 1
Речь это:
-средство человеческого общения, обучения и формирования основ базовой культуры личности, возможность развития всесторонних способностей.
-деятельность общения – выражения, воздействия, сообщения – посредством языка.
Критерии уровней усвоения материала:
Высокий – умения сформированы
Средний – умения сформированы, но требуется помощь взрослого
Низкий – умения зарождаются
Основой является артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений неправленых на укрепление мышц артикуляционного аппарата.
Цель: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата необходимых для правильного произношения
Что включает в себя понятие «фонематическая функция речи»?
Фонем – умение различать звуки речи их последовательность в словах.
1. слуховое внимание
2. речевой слух – способность к слуховому вниманию
3. фонематический слух – слух, основанный на способность выделять и распознавать звуки речи
4. фонематическое восприятие – способность к восприятию звуковой речи
Словарь
Речь это:
-средство человеческого общения, обучения и формирования основ базовой культуры личности, возможность развития всесторонних способностей.
-деятельность общения – выражения, воздействия, сообщения – посредством языка.
Критерии уровней усвоения материала:
Высокий – умения сформированы
Средний – умения сформированы, но требуется помощь взрослого
Низкий – умения зарождаются
Основой является артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений неправленых на укрепление мышц артикуляционного аппарата.
Цель: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата необходимых для правильного произношения
Что включает в себя понятие «фонематическая функция речи»?
Фонем – умение различать звуки речи их последовательность в словах.
1. слуховое внимание
2. речевой слух – способность к слуховому вниманию
3. фонематический слух – слух, основанный на способность выделять и распознавать звуки речи
4. фонематическое восприятие – способность к восприятию звуковой речи
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к выступлению на педагогическом совете на тему: «Актуальные проблемы развития речи детей дошкольного возраста»
Педагогический совет ДОО «Особенности современных форм, методов работы по развитию речи дошкольников» Тема: «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»...
Памятка для родителей "Влияние здоровьесберегающих технологий на развитие речи детей"
Данный материал может быть использован учителями-логопедами и воспитатели дошкольных учреждений для ознакомления родителей с видами здоровьесберегающих технологий, используемых для работы с детьми....
Доклад на педагогическом совете "влияние фольклорных жанров на развитие речи дошкольников"
Ребенок многое усваивает путем подражания окружающим его людям, соприкосновения с разными предметами, но наиболее благоприятно развитие речи протекает под влиянием продуманного воспитания и обучения, ...
Консультация для воспитателей на педагогическом совете на тему:«Фольклор в развитии речи детей»
Особое внимание в младшем возрасте уделяется развитию навыков разговорной речи. К каждому инициативному высказыванию ребенка надо относиться бережно, поддерживать его. Н.Ф. Виноградова В статье ...
Педагогический проект "Влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей младшего дошкольного возраста"
Педагогический проект "Влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей младшего дошкольного возраста"...
Педагогический совет "Современные образовательные технологии по развитию речи в ДО"
Проведение педагогического совета "Современные образовательные технологии по развитию речи в ДО"...
выступление на педагогическом совете «Методы образовательных технологий в развитии речи»
образовательные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, образовательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном...