Доклад на педагогическом совете "влияние фольклорных жанров на развитие речи дошкольников"
материал (средняя группа)
Ребенок многое усваивает путем подражания окружающим его людям, соприкосновения с разными предметами, но наиболее благоприятно развитие речи протекает под влиянием продуманного воспитания и обучения, которое осуществляется с учетом воз-растных особенностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Влияние фольклорных жанров на развитие речи дошкольников | 20.55 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА –
ДЕТСКИЙ САД №12 «ОРЛЕНОК».
ОКПО 47385496 , ОГРН 1115047016930 , ИНН/КПП 5025031881/504701001
МО 141730 г.Лобня, ул.Чкалова,д.8 тел/факс: 577-00-37
e-mail: orlenok.12@mail
Доклад на педагогическом совете
на тему:
«Влияние фольклорных жанров на развитие речи дошкольников»
Подготовила:
Воспитатель
1 квалификационной категории
Болбат С.А.
2019 г.
Фольклор – неоценимое богатство каждого народа( а в России проживают десятки народов!). это золотой фонд, любовно сохраненный предшествующими поколениями.
Устное народное творчество открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств, развивает его мышление и воображение, обогащает эмоции, расширяет словарный запас, дает прекрасные образцы литературного языка, постепенно подготавливая к дальнейшему восприятию поэтической речи. Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, осваивает его красоту, художественную форму, мелодику и ритм, но, и, конечно же, приобщается к культуре и истории своего народа. А впечатления, полученные от произведений устного народного творчества, отображают в его самостоятельном словесном, песенном и изобразительном творчестве.
Ребенок многое усваивает путем подражания окружающим его людям, соприкосновения с разными предметами, но наиболее благоприятно развитие речи протекает под влиянием продуманного воспитания и обучения, которое осуществляется с учетом возрастных особенностей.
Как показывают исследования лингвистов, психологов, педагогов младший дошкольный возраст является периодом особой восприимчивости к звуковой стороне речи, к языку, к образным выражениям, к характеристикам персонажей и главных героев художественной литературы, в том числе фольклора.
Дети этого возраста способны наблюдать образы, например, сказок и подражать героям и персонажам художественных произведений.
В народных произведениях нет никаких прописных назиданий и нравоучений, однако, что хорошо, а что плохо легко читается между строк. Таким образом, фольклор можно без преувеличения назвать средством народной дидактики, приобщающей детей к поэтическому слову, обогащающей их духовно, развивающей физически и нравственно.
Исходя из этого, знакомство детей с фольклорными произведениями способствует развитию их речи, пополнению и обогащению их словарного запаса.
Использование всех доступных детям жанров русского фольклора в развитии, воспитании и обучении младших дошкольников позволяет детям приобретать необходимые умения и навыки, для использовании их в речевом общении, театрализованных, сюжетных играх. Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа. Определено влияние произведений устного народного творчества на образность и выразительность речи детей. Для развития речи ребенка следует шире использовать фольклор во всех его формах.
В раннем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребенка. Увеличить запас слов помогут малые формы фольклора, в которых привлекается внимание малышей к предметам, животным, людям. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек, пословиц, песенок вызывает желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию связной диалогической (разговорной) речи.
Народные песенки, потешки, пестушки представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать, как в организованной образовательной деятельности, так и в совместно-партнерской деятельности детей раннего возраста. С их помощью можно развивать:
фонематический слух;
грамматический строй речи;
звуковую культуру речи;
обогащать словарь ;
Все это позволяет ребенку вначале почувствовать, а затем осознать красоту родного языка, его лаконичность, приобщает именно к такой форме изложения собственных мыслей, а затем способствует формированию образности речи, словесному творчеству детей.
Прибаутки используются как средство обогащения словаря детей новыми словами, выражениями. Вслушиваясь в напевность, ритмичность и образность народного языка, ребёнок не только овладевает речью, но и приобщается к красоте и самобытности русского слова.
Благодаря простоте и мелодичности звучания потешек дети, играя, легко запоминают их, вводят в свою речь. Например, во время физкультурной деятельности показывая движения, проговариваем «Большие ноги шагают по дороге, маленькие ножки бегут по дорожке
Фольклорные произведения учат детей понимать “доброе” и “злое”, противостоять плохому, активно защищать слабых, проявлять заботу, великодушие. Через сказку, потешки, песенки у малышей складываются более глубокие представления о плодотворном труде человека.
Таким образом, словесное русское народное творчество заключает в себе поэтические ценности. Его влияние на развитие связной речи детей неоспоримо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад " Значение чтения малых фольклорных форм для развития речи дошкольников"
Весь дошкольный возраст - это время энергичного развития речи и, в частности, владения правильным звукопроизношением. Существует много средств устранения недостатков речи :игры, упражнения, чтение худ...
Влияние малых дошкольных фольклорных жанров на развитие речи дошкольников.
Влияние малых дошкольных фольклорных жанров на развитие речи дошкольников....
Влияние малых фольклорных жанров на развитие речи детей в раннем возрасте
Фольклор – это устное народное творчество, народная мудрость, народное знание....
Влияние малых фольклорных жанров на развитие речи детей в раннем возрасте
Фольклор – это устное народное творчество, народная мудрость, народное знание. Фольклор выражает вкусы, склонности, интересы парода. Фольклорные произведения называют народными – они отражают художест...
Презентация "Роль малых фольклорных жанров в развитии речи дошкольников"
Презентация раскрывает роль малых фольклорных жанров в развитии речи дошкольников...
Роль малых фольклорных жанров в развитии речи дошкольников
Фольклор – «народная мудрость» – народное творчество, чаще всего устное. Художественная, коллективная, творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы, ...
Консультация для родителей «Малые фольклорные жанры в развитии речи дошкольников»
Как малые фольклорные жанры, влияют на развитие речи дошуольников....