Консультация «Требования к развивающей предметно-пространственной среде С учетом ФОП и ФГОС ДО»
консультация
Консультация для педагогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekst_konsultatsii_rpps_po_fop.docx | 19.44 КБ |
konsultatsiya_rpps_po_fop.pptx | 678.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация
«Требования к развивающей предметно-пространственной среде
с учетом ФОП и ФГОС ДО»
2023
Добрый день уважаемые коллеги. Сегодня я расскажу вам «Требования к развивающей предметно-пространственной среде с учетом ФОП и ФГОС ДО»
Настоящие рекомендации разработаны во исполнение пункта 3 перечня поручений Президента Российской Федерации от 16 марта 2022 г. № Пр-487 по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по реализации государственной политики в сфере защиты семьи и детей 17 декабря 2021 года (далее – Рекомендации). (слайд2)
Рекомендации призваны обеспечить создание образовательного пространства, которое будет гарантировать охрану и укрепление физического и психологического здоровья, эмоционального благополучия воспитанников в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования (далее – ДОО). Разработанные с учетом требований к Федеральной образовательной программе дошкольного образования1 (далее – ФОП ДО) и к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, охарактеризованных в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования2 (далее – ФГОС ДО), данные рекомендации позволят создать в Российской Федерации единое образовательное пространство в соответствии с едиными стандартами качества образования
Принципы, условия, цель и задачи рекомендаций (слайд 3)
Формирование инфраструктуры ДОО в соответствии с ФГОС ДО реализуется на основании следующих принципов:
– принцип соответствия возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям обучающихся;
–принцип личностно-развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослых (родителей/законных представителей, педагогов, специалистов и иных работников ДОО) и детей;
– принцип поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;
– принцип единства обучения и воспитания в образовательной среде ДОО;
–принцип организации качественного доступного образования детей дошкольного возраста, в том числе с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ);
– принцип формирования общей культуры детей, в том числе ценностей здорового образа жизни и нравственных ориентиров.
Одним из главных условий обучения, развития и воспитания детей дошкольного возраста выступает создание образовательного пространства, обеспечивающего единство развивающей предметной среды и содержательного общения взрослых и детей.
Цель рекомендаций – создание образовательного пространства, обеспечивающего охрану и укрепление физического и психологического здоровья, эмоционального благополучия воспитанников.
Основными задачами Рекомендаций являются:
1. Помощь в создании инфраструктуры (инвариантной и вариативной), обеспечивающей полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), как в новых, строящихся ДОО, так и при обновлении/дооснащении существующих.
2. Помощь в проведении мониторинга в части анализа материально-технического обеспечения образовательной деятельности, создании современной развивающей предметно-пространственной среды (далее – РППС), отвечающей государственной образовательной политике, разработке программы развития РППС с учетом изменения подходов к организации деятельности ДОО.
3. Формирование условий для преемственности технологий и содержания обучения и воспитания детей на уровнях дошкольного и начального общего образования в разных социальных институтах, включая семью.
Принципы формирования РППС (слайд 4)
В соответствии с ФГОС ДО РППС должна обеспечивать и гарантировать:
–охрану и укрепление физического, психического здоровья и эмоционального благополучия детей, а также проявление уважения к их человеческому достоинству, к их чувствам и потребностям, формировать и поддерживать положительную самооценку.
–максимальную реализацию образовательного, в том числе и воспитательного потенциала пространства ДОО, группы и прилегающей территории.
–построение вариативного развивающего образования, ориентированного на возможность свободного выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения.
– создание равных условий, максимально способствующих реализации различных образовательных программ в ДОО для детей, принадлежащих к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям.
–построение образовательной деятельности на основе сотрудничества взрослых с детьми, ориентированной на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающей социальную ситуацию его развития, возрастные индивидуальные особенности и зону ближайшего развития.
–создание условий для знакомства воспитанников ДОО с историей и культурой родной страны, района, населенного пункта, в том числе в формате организации образовательных событий в культурно-образовательной среде населенного пункта, в котором расположена ДОО;
–создание условий для формирования нравственных ценностей.
–создание условий для эффективной трудовой деятельности и мотивации непрерывного самосовершенствования и профессионального развития.
–открытость ДО и вовлечение родителей непосредственно в образовательную деятельность, охране и укреплению их здоровья.
Среда должна быть: (слайд5)
– содержательно-насыщенной – включать средства обучения (в том числе технические), материалы (в том числе расходные), инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей, экспериментирование с материалами, доступными детям; двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях, эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением, возможность самовыражения детей;
– трансформируемой – обеспечивать возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей;
– полифункциональной – обеспечивать возможность разнообразного использования составляющих РППС (например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том числе природных материалов окружающей среды) в разных видах детской активности;
– вариативной – обеспечивать наличие различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей;
– доступной – обеспечивать свободный доступ воспитанников (в том числе детей с ОВЗ) к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
– безопасной – все элементы РППС должны соответствовать требованиям по обеспечению надежности и безопасность их использования, в том числе санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам и правилам пожарной безопасности.
Также при организации РППС взрослым участникам образовательных отношений следует соблюдать принцип стабильности и динамичности окружающих ребенка предметов в сбалансированном сочетании традиционных (привычных) и инновационных (неординарных) элементов, что позволит сделать образовательную деятельность более интересной, формы работы с детьми более вариативными, повысить результативность ДО и способствовать формированию у детей новых компетенций (с учетом особенностей их развития), отвечающих современным требованиям.
Определяя наполняемость РППС, следует помнить о концептуальной целостности образовательного процесса. Для реализации содержания каждого из направлений развития и образования детей ФГОС ДО определяет пять образовательных областей: (слайд6)
– социально-коммуникативное развитие;
– познавательное развитие;
– речевое развитие;
– художественно-эстетическое развитие;
– физическое развитие.
Инфраструктура ДОО может включать следующие функциональные модули: (слайд7)
– «игровой»;
– «физкультурно-оздоровительный»;
– «музыкальный»;
– «художественно-творческий»;
– «поисково-исследовательский»
– «релаксации»;
– «логопедический»;
– «психологического сопровождения»;
– «дефектологический»;
– «административный»;
– «территории и архитектуры ДОО».
Вариант организации внутренней инфраструктуры ДОО в виде центров (слайд8)
Центры детской активности, которые обеспечивают все виды детской деятельности, в которых организуется образовательная деятельность.
В группах раннего возраста создаются 6 центров детской активности:
1. Центр двигательной активности для развития основных движений детей.
2. Центр сенсорики и конструирования для организации предметной деятельности и игры с составными и динамическими игрушками, освоения детьми сенсорных эталонов формы, цвета, размера.
3. Центр для организации предметных и предметно-манипуляторных игр, совместных игр со сверстниками под руководством взрослого.
4. Центр творчества и продуктивной деятельности для развития восприятия смысла музыки, поддержки интереса к рисованию и лепке, становлению первых навыков продуктивной деятельности, освоения возможностей разнообразных изобразительных средств.
5. Центр познания и коммуникации (книжный уголок), восприятия смысла сказок, стихов, рассматривания картинок.
6. Центр экспериментирования и труда для организации экспериментальной деятельности с материалами и веществами (песок, вода, тесто и др.), развития навыков самообслуживания и становления действий с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.).
В группах для детей дошкольного возраста (от 3 до 7 лет) предусматривается следующий комплекс из 12 центров детской активности:
1. Центр двигательной активности (ориентирован на организацию игр средней и малой подвижности в групповых помещениях, средней и интенсивной подвижности в физкультурном и музыкальном залах, интенсивной подвижности на групповых участках, спортивной площадке, всей территории детского сада) в интеграции с содержанием образовательных областей «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие».
2. Центр безопасности, позволяющий организовать образовательный процесс для развития у детей навыков безопасности жизнедеятельности в интеграции содержания образовательных областей «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
3. Центр игры, содержащий оборудование для организации сюжетно-ролевых детских игр, предметы-заместители в интеграции с содержанием образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» и «Физическое развитие»).
4. Центр конструирования, в котором есть разнообразные виды строительного материала и детских конструкторов, бросового материала схем, рисунков, картин, демонстрационных материалов для организации конструкторской деятельности детей в интеграции с содержанием образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие» и «Художественно-эстетическое развитие».
5. Центр логики и математики, содержащий разнообразный дидактический материал и развивающие игрушки, а также демонстрационные материалы для формирования элементарных математических навыков и логических операций в интеграции с содержанием образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
6. Центр экспериментирования, организации наблюдения и труда, игровое оборудование, демонстрационные материалы и дидактические пособия которого способствуют реализации поисково-экспериментальной и трудовой деятельности детей в интеграции с содержанием образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»).
7. Центр познания и коммуникации детей, оснащение которого обеспечивает расширение кругозора детей и их знаний об окружающем мире во взаимодействии детей со взрослыми и сверстниками в интеграции с содержанием образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
8. Книжный уголок, содержащий художественную и документальную литературу для детей, обеспечивающую их духовно-нравственное и этико-эстетическое воспитание, формирование общей культуры, освоение разных жанров художественной литературы, воспитание любви и интереса к художественному слову, удовлетворение познавательных потребностей в интеграции содержания всех образовательных областей.
9. Центр театрализации и музицирования, оборудование которого позволяет организовать музыкальную и театрализованную деятельность детей в интеграции с содержанием образовательных областей «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
10. Центр уединения предназначен для снятия психоэмоционального напряжения воспитанников.
11. Центр коррекции предназначен для организации совместной деятельности воспитателя и/или специалиста с детьми с ОВЗ, направленный на коррекцию имеющихся у них нарушений.
12. Центр творчества детей, предназначенный для реализации продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд) в интеграции с содержанием образовательных областей «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Кроме того, возможны следующие варианты группирования средств обучения и воспитания по категориям: (слайд 9)
1. Конструирование и строительные наборы;
2. Сюжетные игры и игрушки;
3. Развивающие игры и оборудование;
4. Спорт и подвижные игры;
5. Творчество и медиа;
6. Дидактические игры и материалы.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНФРАСТРУКТУРЫ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И КОМПЛЕКТАЦИИ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ В ЦЕЛЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Цель Цель рекомендаций – создание образовательного пространства, обеспечивающего охрану и укрепление физического и психологического здоровья, эмоционального благополучия воспитанников. Основными задачами Рекомендаций являются: 1. Помощь в создании инфраструктуры (инвариантной и вариативной), обеспечивающей полноценное проживание ребенком всех этапов детства 2. Помощь в проведении мониторинга в части анализа материально-технического обеспечения образовательной деятельности, создании современной развивающей предметно-пространственной среды, отвечающей государственной образовательной политике, разработке программы развития РППС с учетом изменения подходов к организации деятельности ДОО. 3. Формирование условий для преемственности технологий и содержания обучения и воспитания детей на уровнях дошкольного и начального общего образования в разных социальных институтах, включая семью Задачи
Принципы Формирования РППС. Охрану и укрепление физического, психического здоровья и эмоционального благополучия детей, Максимальную реализацию образовательного, в том числе и воспитательного потенциала пространства ДОО Построение вариативного развивающего образования Создание равных условий Построение образовательной деятельности на основе сотрудничества взрослых с детьми Создание условий для знакомства воспитанников ДОО с историей и культурой родной страны, района, населенного пункта Создание условий для формирования нравственных ценностей на основе культуры и традиций многонационального российского народа Создание условий для эффективной трудовой деятельности и мотивации непрерывного самосовершенствования и профессионального развития педагогических работников Открытость ДО и вовлечение родителей (законных представителей) непосредственно в образовательную деятельность
В каждой ДОО РППС обладает свойствами открытой системы и выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую функции. В процессе взросления ребенка все компоненты (игрушки, оборудование, мебель и прочие материалы) РППС необходимо менять, обновлять и пополнять. Как следствие, среда должна быть: содержательно-насыщенной – включать средства обучения (в том числе технические), материалы (в том числе расходные), инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование. трансформируемой – обеспечивать возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей. полифункциональной – обеспечивать возможность разнообразного использования составляющих РППС. вариативной – обеспечивать наличие различных пространств, а также периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов. доступной – обеспечивать свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; безопасной – все элементы РППС должны соответствовать требованиям по обеспечению надежности и безопасность их использования, в том числе санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам и правилам пожарной безопасности.
Для реализации содержания каждого из направлений развития и образования детей ФГОС ДО определяет пять образовательных областей: – социально-коммуникативное развитие; – познавательное развитие; – речевое развитие; – художественно-эстетическое развитие; – физическое развитие.
Варианты организации внутренней инфраструктуры ДОО Инфраструктура ДОО может включать следующие функциональные модули: – «игровой»; – «физкультурно-оздоровительный»; – «музыкальный»; – «художественно-творческий»; – «поисково-исследовательский» – «релаксации»; – «логопедический»; – «психологического сопровождения»; – «дефектологический»; – «административный»; – «территории и архитектуры ДОО».
Кроме того, возможны следующие варианты группирования средств обучения и воспитания по категориям: 1 . Конструирование и строительные наборы; 2 . Сюжетные игры и игрушки; 3 . Развивающие игры и оборудование; 4 . Спорт и подвижные игры; 5 . Творчество и медиа; 6 . Дидактические игры и материалы.
Вариант организации внутренней инфраструктуры ДОО в виде центров Ц ентры детской активности Центр двигательной активности Центр сенсорики и конструирования Центр для организации предметных и предметно-манипуляторных игр Центр познания и коммуникации Центр экспериментиро-вания и труда Центр творчества и продуктивной деятельности
В группах для детей дошкольного возраста (от 3 до 7 лет) предусматривается следующий комплекс из 12 центров детской активности: Центр двигательной активности Центр безопасности Центр игры Центр конструирования Центр логики и математики Центр экспериментирования, организации наблюдения и труда Центр познания и коммуникации детей Книжный уголок, содержащий художественную и документальную литературу для детей Центр театрализации и музицирования, оборудование которого позволяет организовать музыкальную и театрализованную деятельность детей Центр уединения предназначен для снятия психоэмоционального напряжения воспитанников. Центр коррекции предназначен для организации совместной деятельности воспитателя и/или специалиста с детьми с ОВЗ, направленный на коррекцию имеющихся у них нарушений. Центр творчества детей
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Требования к развивающей предметно-пространственной образовательной среде в условиях введения ФГОС ДО
Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей. Развивающая предметно-пространственная среда – часть образ...
Консультация: Требования к развивающей предметно-пространственной среде.
Материал для педагогов ДОО...
Требования к развивающей предметно-пространственной речевой среде в дошкольной педагогике
Требования к развивающей предметно-пространственной речевой среде в дошкольной педагогике.Материал для воспитателей....
Консультация " Требования к развивающей предметно-пространственной среде в контексте ФГОС ДО."
Построение развивающей предметно-пространственной среды....
КОНСУЛЬТАЦИЯ для педагогов на тему: Требования к развивающей предметно-пространственной среде Анализ предметно-пространственной среды с учетом задач воспитания.
Организация ППРСО в ДО с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активност...
Консультация для педагогов "Требования к развивающей предметно-пространственной среде с учетом ФОП ДО и ФГОС ДО"
В системе ДО в связи с реализацией ФГОС ДО, а также изменяющимися нормативно-правовыми, административными, экономическими, социально-культурными условиями, осуществляется модернизация пространства ДОУ...
Консультация для педагогов ДОУ «Требования к развивающей предметно-пространственной среде с учетом ФОП и ФГОС ДО»
Рекомендации призваны помочь ДОО соотнести свою деятельность, ее материально-техническое оснащение с требованиями ФГОС ДО. При разработке Рекомендаций было принято во внимание, что дошкольное образова...