Консультация для педагогов ДОУ «Требования к развивающей предметно-пространственной среде с учетом ФОП и ФГОС ДО»
презентация

Ольга Николаевна Жиглова

Рекомендации призваны помочь ДОО соотнести свою деятельность, ее материально-техническое оснащение с требованиями ФГОС ДО. При разработке Рекомендаций было принято во внимание, что дошкольное образование (далее – ДО) является уровнем общего образования и организация инфраструктуры ДОО должна строиться на основе преемственности педагогических технологий, взаимодействия детей и взрослых, принципа сотрудничества педагогов ДО и учителей начального общего образования, обмена необходимой информацией и совместной разработки содержания образовательных программ, предоставления воспитанникам доступа ко всем образовательным пространствам образовательной организации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst_konsultatsii_rpps_po_fop.docx26.24 КБ
Файл konsultatsiya_rpps_po_fop.pptx837.1 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация

«Требования к развивающей предметно-пространственной среде

с учетом ФОП и ФГОС ДО»

2023

Настоящие рекомендации разработаны во исполнение пункта 3 перечня поручений Президента Российской Федерации от 16 марта 2022 г. № Пр-487 по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по реализации государственной политики в сфере защиты семьи и детей 17 декабря 2021 года (далее – Рекомендации). (слайд2)

Рекомендации призваны обеспечить создание образовательного пространства, которое будет гарантировать охрану и укрепление физического и психологического здоровья, эмоционального благополучия воспитанников в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования (далее – ДОО). Разработанные с учетом требований к Федеральной образовательной программе дошкольного образования1 (далее – ФОП ДО) и к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, охарактеризованных в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования2 (далее – ФГОС ДО), данные рекомендации позволят создать в Российской Федерации единое образовательное пространство в соответствии с едиными стандартами качества образования

Рекомендации призваны помочь ДОО соотнести свою деятельность, ее материально-техническое оснащение с требованиями ФГОС ДО. При разработке Рекомендаций было принято во внимание, что дошкольное образование (далее – ДО) является уровнем общего образования и организация инфраструктуры ДОО должна строиться на основе преемственности педагогических технологий, взаимодействия детей и взрослых, принципа сотрудничества педагогов ДО и учителей начального общего образования, обмена необходимой информацией и совместной разработки содержания образовательных программ, предоставления воспитанникам доступа ко всем образовательным пространствам образовательной организации.

Принципы, условия, цель и задачи рекомендаций (слайд 3)

Формирование инфраструктуры ДОО в соответствии с ФГОС ДО реализуется на основании следующих принципов:

– принцип соответствия возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям обучающихся;

– принцип личностно-развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослых (родителей/законных представителей, педагогов, специалистов и иных работников ДОО) и детей;

– принцип поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;

– принцип единства обучения и воспитания в образовательной среде ДОО;

– принцип организации качественного доступного образования детей дошкольного возраста, в том числе с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ);

– принцип формирования общей культуры детей, в том числе ценностей здорового образа жизни и нравственных ориентиров.

Одним из главных условий обучения, развития и воспитания детей дошкольного возраста выступает создание образовательного пространства, обеспечивающего единство развивающей предметной среды и содержательного общения взрослых и детей.

Цель рекомендаций – создание образовательного пространства, обеспечивающего охрану и укрепление физического и психологического здоровья, эмоционального благополучия воспитанников.

Основными задачами Рекомендаций являются:

1. Помощь в создании инфраструктуры (инвариантной и вариативной), обеспечивающей полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), как в новых, строящихся ДОО, так и при обновлении/дооснащении существующих.

2. Помощь в проведении мониторинга в части анализа материально-технического обеспечения образовательной деятельности, создании современной развивающей предметно-пространственной среды (далее – РППС), отвечающей государственной образовательной политике, разработке программы развития РППС с учетом изменения подходов к организации деятельности ДОО.

3. Формирование условий для преемственности технологий и содержания обучения и воспитания детей на уровнях дошкольного и начального общего образования в разных социальных институтах, включая семью.

Принципы формирования РППС (слайд 4)

В системе ДО в связи с реализацией ФГОС ДО, а также изменяющимися нормативно-правовыми, административными, экономическими, социально-культурными условиями, осуществляется модернизация пространства ДОО, в том числе развивающей ребенка среды. РППС группового помещения является частью образовательной среды ДОО.

В соответствии с ФГОС ДО возможны различные варианты создания РППС при условии, что учитываются возрастная и иная специфика реализации образовательных программ ДО.

В соответствии с ФГОС ДО РППС должна обеспечивать и гарантировать:

– охрану и укрепление физического, психического здоровья и эмоционального благополучия детей, а также проявление уважения к их человеческому достоинству, к их чувствам и потребностям, формировать и поддерживать положительную самооценку, в том числе и при взаимодействии детей друг с другом и в коллективной работе, уверенность в собственных возможностях и способностях;

– максимальную реализацию образовательного, в том числе и воспитательного потенциала пространства ДОО, группы и прилегающей территории, предназначенных для реализации образовательной программы, а также материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции трудностей их развития;

– построение вариативного развивающего образования, ориентированного на возможность свободного выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения, как с детьми разного возраста, так и со взрослыми, а также свободу в выражении своих чувств и мыслей;

– создание равных условий, максимально способствующих реализации различных образовательных программ в ДОО для детей, принадлежащих к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющих различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья.

– построение образовательной деятельности на основе сотрудничества взрослых с детьми, ориентированной на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающей социальную ситуацию его развития, возрастные индивидуальные особенности и зону ближайшего развития (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);

– создание условий для знакомства воспитанников ДОО с историей и культурой родной страны, района, населенного пункта, в том числе в формате организации образовательных событий в культурно-образовательной среде населенного пункта, в котором расположена ДОО;

– создание условий для формирования нравственных ценностей на основе культуры и традиций многонационального российского народа и расширения собственного нравственного опыта ребенка;

– создание условий для эффективной трудовой деятельности и мотивации непрерывного самосовершенствования и профессионального развития педагогических работников, а также содействие в определении собственных целей, личных и профессиональных потребностей и мотивов;

– открытость ДО и вовлечение родителей (законных представителей) непосредственно в образовательную деятельность, осуществление их поддержки по вопросам образования детей, воспитания, охране и укреплению их здоровья, а также поддержки образовательных инициатив внутри семьи.

В каждой ДОО РППС обладает свойствами открытой системы и выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую функции. В процессе взросления ребенка все компоненты (игрушки, оборудование, мебель и прочие материалы) РППС необходимо менять, обновлять и пополнять. Как следствие, среда должна быть: (слайд5)

– содержательно-насыщенной – включать средства обучения (в том числе технические), материалы (в том числе расходные), инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей, экспериментирование с материалами, доступными детям; двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях, эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением, возможность самовыражения детей;

– трансформируемой – обеспечивать возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей;

– полифункциональной – обеспечивать возможность разнообразного использования составляющих РППС (например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том числе природных материалов окружающей среды) в разных видах детской активности;

– вариативной – обеспечивать наличие различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей;

– доступной – обеспечивать свободный доступ воспитанников (в том числе детей с ОВЗ) к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

– безопасной – все элементы РППС должны соответствовать требованиям по обеспечению надежности и безопасность их использования, в том числе санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам и правилам пожарной безопасности.

Также при организации РППС взрослым участникам образовательных отношений следует соблюдать принцип стабильности и динамичности окружающих ребенка предметов в сбалансированном сочетании традиционных (привычных) и инновационных (неординарных) элементов, что позволит сделать образовательную деятельность более интересной, формы работы с детьми более вариативными, повысить результативность ДО и способствовать формированию у детей новых компетенций (с учетом особенностей их развития), отвечающих современным требованиям.

Определяя наполняемость РППС, следует помнить о концептуальной целостности образовательного процесса. Для реализации содержания каждого из направлений развития и образования детей ФГОС ДО определяет пять образовательных областей: (слайд6)

– социально-коммуникативное развитие;

– познавательное развитие;

– речевое развитие;

– художественно-эстетическое развитие;

– физическое развитие.

Принимая во внимание интегративный характер образовательных областей, игрушки, оборудование и прочие материалы для реализации содержания одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации содержания других областей, каждая из которых соответствует детским видам деятельности (игровой, двигательной, коммуникативной, познавательно-исследовательской, изобразительной, конструирования, восприятия художественной литературы и фольклора, музыкальной и др.), в том числе для детей с ОВЗ.

Инфраструктура ДОО может включать следующие функциональные модули: (слайд7)

– «игровой»;

– «физкультурно-оздоровительный»;

– «музыкальный»;

– «художественно-творческий»;

– «поисково-исследовательский»

– «релаксации»;

– «логопедический»;

– «психологического сопровождения»;

– «дефектологический»;

– «административный»;

– «территории и архитектуры ДОО».

Вариант организации внутренней инфраструктуры ДОО в виде центров (слайд8)

Центры детской активности, которые обеспечивают все виды детской деятельности, в которых организуется образовательная деятельность. В группах раннего возраста создаются 6 центров детской активности:

1. Центр двигательной активности для развития основных движений детей.

2. Центр сенсорики и конструирования для организации предметной деятельности и игры с составными и динамическими игрушками, освоения детьми сенсорных эталонов формы, цвета, размера.

3. Центр для организации предметных и предметно-манипуляторных игр, совместных игр со сверстниками под руководством взрослого.

4. Центр творчества и продуктивной деятельности для развития восприятия смысла музыки, поддержки интереса к рисованию и лепке, становлению первых навыков продуктивной деятельности, освоения возможностей разнообразных изобразительных средств.

5. Центр познания и коммуникации (книжный уголок), восприятия смысла сказок, стихов, рассматривания картинок.

6. Центр экспериментирования и труда для организации экспериментальной деятельности с материалами и веществами (песок, вода, тесто и др.), развития навыков самообслуживания и становления действий с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.).

В группах для детей дошкольного возраста (от 3 до 7 лет) предусматривается следующий комплекс из 12 центров детской активности:

1. Центр двигательной активности (ориентирован на организацию игр средней и малой подвижности в групповых помещениях, средней и интенсивной подвижности в физкультурном и музыкальном залах, интенсивной подвижности на групповых участках, спортивной площадке, всей территории детского сада) в интеграции с содержанием образовательных областей «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие».

2. Центр безопасности, позволяющий организовать образовательный процесс для развития у детей навыков безопасности жизнедеятельности в интеграции содержания образовательных областей «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

3. Центр игры, содержащий оборудование для организации сюжетно-ролевых детских игр, предметы-заместители в интеграции с содержанием образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» и «Физическое развитие»).

4. Центр конструирования, в котором есть разнообразные виды строительного материала и детских конструкторов, бросового материала схем, рисунков, картин, демонстрационных материалов для организации конструкторской деятельности детей в интеграции с содержанием образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие» и «Художественно-эстетическое развитие».

5. Центр логики и математики, содержащий разнообразный дидактический материал и развивающие игрушки, а также демонстрационные материалы для формирования элементарных математических навыков и логических операций в интеграции с содержанием образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

6. Центр экспериментирования, организации наблюдения и труда, игровое оборудование, демонстрационные материалы и дидактические пособия которого способствуют реализации поисково-экспериментальной и трудовой деятельности детей в интеграции с содержанием образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»).

7. Центр познания и коммуникации детей, оснащение которого обеспечивает расширение кругозора детей и их знаний об окружающем мире во взаимодействии детей со взрослыми и сверстниками в интеграции с содержанием образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

8. Книжный уголок, содержащий художественную и документальную литературу для детей, обеспечивающую их духовно-нравственное и этико-эстетическое воспитание, формирование общей культуры, освоение разных жанров художественной литературы, воспитание любви и интереса к художественному слову, удовлетворение познавательных потребностей в интеграции содержания всех образовательных областей.

9. Центр театрализации и музицирования, оборудование которого позволяет организовать музыкальную и театрализованную деятельность детей в интеграции с содержанием образовательных областей «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

10. Центр уединения предназначен для снятия психоэмоционального напряжения воспитанников.

11. Центр коррекции предназначен для организации совместной деятельности воспитателя и/или специалиста с детьми с ОВЗ, направленный на коррекцию имеющихся у них нарушений.

12. Центр творчества детей, предназначенный для реализации продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд) в интеграции с содержанием образовательных областей «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Кроме того, возможны следующие варианты группирования средств обучения и воспитания по категориям: (слайд 9)

1. Раннее развитие;

2. Конструирование и строительные наборы;

3. Сюжетные игры и игрушки;

4. Развивающие игры и оборудование;

5. Спорт и подвижные игры;

6. Творчество и медиа;

7. Дидактические игры и материалы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Консультация Требования к развивающей предметно-пространственной среде с учетом ФОП и ФГОС ДО

Слайд 2

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ». Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (с изменениями от 08.11. 2022 г., вступившими в силу 17.02.2023) Приказ Министерства просвещения РФ от 25.11.2022 г. № 1028 « Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования ». Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 СП 2.4.3648-20 « Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи». Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарныхправилинормСанПиН1.2.3685 21 "Гигиенические нормативы требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания"». Нормативная база организации образовательной деятельности в ДОО

Слайд 3

ФГОС ДО: понятие РППС Развивающая предметно-пространственная среда (РППС) — часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарём для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

Слайд 4

Что должна обеспечивать РППС? 31.8.РППС ДОО должна обеспечивать возможность реализации разных видов индивидуальной и коллективной деятельности : игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской , двигательной, продуктивной и прочее, в соответствии с потребностями каждого возрастного этапа детей , охраны и укрепления их здоровья, развития. 31.10.РППС в ДОО должна обеспечивать условия для эмоционального благополучия детей и комфортной работы педагогических и учебно-вспомогательных сотрудников .

Слайд 5

Какой должна быть РППС? ФОП ДО: 31.9 . В соответствии с ФГОС ДО РППС должна быть содержательно-насыщенной; трансформируемой; полифункциональной; доступной ; безопасной .

Слайд 6

Об особенностях организации развивающей предметно-пространственной среды. Федеральная программа не выдвигает жёстких требований к организации РППС и оставляет за ДОО право самостоятельного проектирования РППС.

Слайд 7

Для реализации содержания каждого из направлений развития и образования детей ФГОС ДО определяет пять образовательных областей: – социально-коммуникативное развитие; – познавательное развитие; – речевое развитие; – художественно-эстетическое развитие; – физическое развитие.

Слайд 8

Варианты проектирования РППС ПО ПРОСТРАНСТВАМ Спокойная зона Активная зона Деловая зона

Слайд 9

Варианты проектирования РППС

Слайд 10

Варианты проектирования РППС ПО ФУНКЦИОНАЛЬНЫМ МОДУЛЯМ Игровой ; Физкультурно-оздоровительный; Музыкальный; Художественно- творческий; Поисково-исследовательский; Релаксации; Логопедический; Психологического сопровождения; Бытовой.

Слайд 11

Варианты проектирования РППС в группах раннего возраста 1. Центр двигательной активности 2 . Центр сенсорики и конструирования 3 . Центр для организации предметных и предметно-манипуляторных игр. 4 . Центр творчества и продуктивной деятельности 5. Центр познания и коммуникации 6 . Центр экспериментирования и труда

Слайд 12

Варианты проектирования РППС в группах дошкольного возраста 3-7 лет 1. Центр двигательной активности в интеграции с содержанием образовательных областей «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие». 2 . Центр безопасности , в интеграции содержания образовательных областей «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие». 3 . Центр игры , в интеграции с содержанием образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» и «Физическое развитие » 4. Центр конструирования , в интеграции с содержанием образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие» и «Художественно-эстетическое развитие».

Слайд 13

5. Центр логики и математики , интеграции с содержанием образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие». 6. Центр экспериментирования , в интеграции с содержанием образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие »). 7. Центр познания и коммуникации детей,в интеграции с содержанием образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие». 8. Книжный уголок , в интеграции содержания всех образовательных областей. Варианты проектирования РППС в группах дошкольного возраста 3-7 лет

Слайд 14

9. Центр театрализации и музицирования , в интеграции с содержанием образовательных областей «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие». 10. Центр уединения предназначен для снятия психоэмоционального напряжения воспитанников. 11. Центр коррекции предназначен для организации совместной деятельности воспитателя и/или специалиста с детьми с ОВЗ, направленный на коррекцию имеющихся у них нарушений. 12. Центр творчества детей, в интеграции с содержанием образовательных областей «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие». Варианты проектирования РППС в группах дошкольного возраста 3-7 лет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Моделирование развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации в условиях введения ФГОС дошкольного образования»

Консультациядля педагогов на тему: «Моделирование развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации в условиях введения ФГОС дошкольного образования»...

Требования к развивающей предметно-пространственной образовательной среде в условиях введения ФГОС ДО

Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей. Развивающая предметно-пространственная среда – часть образ...

Консультация для педагогов на тему: «Моделирование развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации в условиях введения ФГОС дошкольного образования»

Консультация для педагогов на тему: «Моделирование развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации в условиях введения ФГОС дошкольного образования»...

Консультация для педагогов на тему: «Моделирование развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации в условиях введения ФГОС дошкольного образования»

Развитие ребенка - дошкольника совершается в процессе воспитания и обучения, то есть в активной, содержательной деятельности, организуемой педагогом в разнообразных формах его общения со взрослыми и с...

Требования к развивающей предметно-пространственной речевой среде в дошкольной педагогике

Требования к развивающей предметно-пространственной речевой среде в дошкольной педагогике.Материал для воспитателей....

Консультация для педагогов ДОУ "Требования к развивающей предметно-пространственной среде ДОУ по ФГОС". Уровень ДОУ 2017г.

Старший воспитатель, Шершнева Ангелина Валерьевна, провела для педагогов ДОУ консультацию на тему "Теребования к развивающей предметно-пространственной среде ДОУ по ФГОС"....

Консультация для педагогов на тему: «Моделирование развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации в условиях введения ФГОС дошкольного образования»

Развитие ребенка - дошкольника совершается в процессе воспитания и обучения, то есть в активной, содержательной деятельности, организуемой педагогом в разнообразных формах его общения со взрослыми и с...