Продуктивное использование современных образовательных технологий
методическая разработка по логопедии на тему

Молотова Светлана Юрьевна

Для повышения качества коррекционно - логопедической работы, я активно применяю инновационные технологии - ИКТ-технологии, игровые технологии, здоровьесберегающие технологии, лэпбукинг, метод проектов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Продуктивное использование современных образовательных технологий

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Использование ИКТ  считаю наиболее современным средством повышения эффективности логопедической работы. Для проведения подгрупповой работы, я разрабатываю сценарии образовательной деятельности с использованием ПО

Использование различных стилей обучения: визуальные, слуховые или кинестетические. Применения сказочных «секретных», «волшебных», динамичных ситуаций стимулирует высокий уровень познавательной, речевой  активности детей, проявление инициативы на занятиях.

Создание комфортного психологического климата.

Многофункциональность применения в коррекционном процессе (формирование и развитие всех компонентов речи всех, формирование навыков письма, конструирование, развитие сенсорных эталонов, развитие слухового и зрительного внимания, воображения, профилактика дисграфии).  

 Для меня же, как педагога, разработка сценариев  открывает большое творческое пространство, позволяет трансформировать творческие, игровые  решения в решение поставленных коррекционных задач.

 Технология «Ситуация». Эта технология позволяет создавать условия для саморазвития личности ребенка, активизировать речевую активность, развивать коммуникативные навыки детей с ОВЗ.

 Планируя сюжет сценария, я всегда стараюсь подобрать проблемную ситуацию ( Почему Маугли не может прийти на праздник в детский сад?; У Карлсона новоселье, что ему необходимо? Красная шапочка не может добраться к бабушке по реке; и т.п. ). Стимулирую детей  вопросами «Как вы думаете, что случилось? Кто может помочь? Получиться у вас с этим справиться?»  В процессе прохождения заданий создаю определенные затруднения в ситуации, стимулирую детей обращаться за помощью не только к взрослому, но и к товарищу (фишки буду класть только в левую руку. Ее  можно определить,  если найти, с какой стороны  стучит сердце. Что нужно сделать, что бы найти левую руку? Кто тебе может помочь? Почему неправильно мы раздали девочкам игрушки? Как узнать, где, чья игрушка? Ты догадался? Расскажи остальным.). Подводя итоги занятия, проговариваем с  детьми все пройденные этапы (Что мы хотели сделать? Все ли у нас получалось?  Какие задания были для вас тяжелыми? Почему?  Кто помог вам преодолеть трудности?). Применение этого метода позволяет детям становиться более уверенными в своих силах, воспитывать у них самостоятельность и ответственность, формировать умение проявлять инициативу и воспитывает дружеские отношения, что очень важно для социализации детей с ОВЗ.

Технология проектной деятельности. Формирование навыков саморазвития и самообразования являются особенно актуальными для детей с речевыми нарушениями. Применение проектной деятельности позволяет укрепить познавательный мотив, сформировать предпосылки  учебной деятельности. Работая в этом направлении, мною было разработано несколько проектов, таких как «Осенняя ярмарка» (детско-родительский проект), социальный проект «Юные зоозащитники», краткосрочный проект «Почта Словоёжика».  

Здоровье сберегающие технологии. Своей приоритетной целью я считаю необходимость сохранения и укрепления здоровья детей. Полноценное и качественное образование дошкольников возможно только с использованием здоровьесберегающих технологий. Эти технологии создают психофизиологический комфорт детям во время занятий, а также помогают мне организовать занятия интереснее и разнообразнее. Кратко перечислю, используемые мной в работе технологии сохранения и стимулирования здоровья.

Дыхательная гимнастика.

Артикуляционная гимнастика.

Биоэнергопластика.

Песочная терапия.

Пальчиковая гимнастика.  

Гимнастика для глаз .  

Мнемотехника.                  

Психогимнастика .

Кинезиологическая гимнастика.   

Самомассаж мышц лица с помощью нестандартных  предметов.

Игровые технологии. Для реализации игровых технологий я активно  расширяю функциональность предметно-развивающей  среды:                           - разрабатываю и применяю дидактические пособия на автоматизацию звуков, развитие дыхания, слухового внимания, грамматического              строя речи, связной речи,  развитие сенсо - моторной сферы;                                                    -применяю коррекционно-развивающие игры и упражнения;

Для активизации речевой деятельности, развития произвольности и двигательной активности на подгрупповых и индивидуальных занятиях активно использую в игры с мячом. Работа с мячом позволяет ребенку опосредованно включаться в совместную деятельность, побуждает к общению и получению положительных эмоций. В дальнейшем игры с мячом помогают развивать глазо - двигательную координацию, способствуют укреплению мышц верхнего плечевого пояса.

Личностно-ориентированные технологии.

Я всегда изучаю личностные    особенности     каждого ребенка             еще задолго до того как он придет ко мне в кабинет, прихожу в младшие группы, участвую в режимных моментах с детьми. Это позволяет быстрее выработать индивидуальный стиль общения с каждым ребенку, выстроить дружеские отношения, настроить на позитивное продуктивное взаимодействие. Составление индивидуальной программы коррекции и развития для каждого ребенка позволяет обеспечить максимальную эффективность коррекционного воздействия речевых и личностных нарушениях.

Для осуществления  поставленных задач я считаю важным создание развивающей предметно-пространственной среды,  обеспечивающей возможность общения и совместной деятельности детей  и взрослых, двигательной активности детей.

- центр моторной активности, использование которого позволяет использовать игры с мячом для различных коррекционных задач;

- центр активизации речевой активности и ручной умелости, который представлен многофункциональными панно. Широкий арсенал пособий в этой зоне позволяет в игровой форме стимулировать и активизировать речевую активность ребенка;

- центр песочной лого-терапии. Снятие напряжения, возможность снижения эмоциональной активности в сочетании с лого-коррекционной работой практикуются C:\Users\Света\Desktop\РАБОТАДокументы, МПК, программы, презентации, семинары ФГОС\фото для презентации уголков 2015\DSCN3126.JPG именно в этой зоне; C:\Users\Света\Desktop\РАБОТАДокументы, МПК, программы, презентации, семинары ФГОС\фото для презентации уголков 2015\DSCN3139.JPG

- центр методического, дидактического и игрового сопровождения коррекционно-образовательного процесса;

- информативный центр для педагогов и родителей расположена на планшете “Советы логопеда”  и содержит популярные сведения о развитии и коррекции речи детей.

Одним из необходимых условий эффективности коррекции речевых нарушения у детей является взаимодействие с родителями.  Качество коррекционно-образовательного процесса в дошкольном учреждении может быть обеспечено едиными подходами к воспитанию детей со стороны родителей и педагогов. Поэтому вопрос педагогической компетентности родителей является на сегодняшний день ключевым. Мне, как специалисту, необходим тесный контакт и взаимопонимание с семьей воспитанника. Поэтому в своей работе я ставлю следующие задачи при планировании взаимодействия с семьей:

установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;

• объединение усилий для выработки единых требований в вопросах оказания  коррекционной помощи;

• создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;

• активизация и обогащение воспитательных и образовательных  умений родителей;

Первое знакомство с родителями происходит при подготовке документации к ПМПК. В начале учебного года провожу первое организационное собрание со всеми родителями, подготавливаю их к серьезной и кропотливой работе, объясняю, что самый большой авторитет для ребенка - это его семья, его родные. Настраиваю родителей на то, что их помощь просто необходима. Стараюсь индивидуально подходить к каждой семье воспитанника... В последние годы число заинтересованных в речевом успехе  родителей возросло. Некоторые мамы хорошо информированы в вопросах нарушений речи и это очень приятно. При первой встрече разъясняю порядок и задачи, которые будут решаться в процессе обучения. Далее я провожу индивидуальные беседы с родителями, где подробно выясняю речевое развитие ребенка, его психологические особенности, определяем возможную причину речевого расстройства.  В течении года провожу групповые и индивидуальные консультации для родителей. Наиболее важными являются темы:  

- «Правила выполнения артикуляционной гимнастики»

- «Самомассаж и упражнения на дыхание»

 - «Развиваем пальчики- готовим руку к письму»

 - «Как правильно выполнять рекомендации на дом»

 - «Развитие внимания и мышления»

 - «Речевые игры дома»

 - «Как следить за автоматизацией звука в домашних условиях»

Я практикую такие и инновационные формы взаимодействия как: родительская гостиная ,совместные проекты «Осенняя ярмарка», тренинги, интерактивное взаимодействие через электронную  почту, практикумы, открытые занятия и мероприятия.

 В целях профилактики речевых нарушений, выступаю на родительских собраниях младших групп, где обговариваю возрастные нормы развития речи, возможные способы  развития речи в младшем возрасте. Возле логопедического кабинета размещен информационный стенд для родителей, где они могут отследить динамику своего ребенка, почерпнуть много важной и полезной информации.

Практикую нетрадиционные формы проведения родительских собраний совместно  с детьми « Педагогическая гостиная для родителей» тренинги для родителей, которые проходят в игровой форме. Участвуя в совместном коррекционном процессе, родители постепенно становятся  более активными, ответственно относятся к заданиям логопеда.

Главная цель моей инновационной деятельности – это самообразование, развитие  себя  как творческой личности, расширение рамок своей профессиональной деятельности от потребления материала до создания нового интересного и несущего определенную цель образовательного продукта. Свои методические разработки я публикую на персональном сайте Социальная сеть работников образования nsportal.ru 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема "Игра - путешествие на поезде в деревню". Использование современных образовательных технологий: Технология ТРИЗ, игровые технологии и здоровьесберегающая технология.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Направление:"Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема: "Домашние животные" Тема: "Игра - путешествие на поезде в ...

Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной группы с ОНР. Тема: "Сравнение бурого и белого медведей". Использование современных образовательных технологий: Игровые технологии и здоровьесберегающая технология.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе группы с ОНР. Направление: "Познавательно - речевое развитие". Образовательная область: "Коммуникация". Лексические темы:...

Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной группы с ОНР. Тема: "Игра - путешествие "Едем в деревню". Использование современных образовательных технологий: Игровые технологии и здоровьесберегающая технология.

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы с ОНР. Направление: "Познавательно - речевое развитие". Образовательная область: "Коммуникация". Лексичес...

Мастер класс "Продуктивное использование современной образовательной технологии сторителлинг в работе с детьми группы комбинированной направленности"

Как известно, 21 век – это век новых технологий. Сейчас стремительно идет рост информации, развиваются новые инновационные технологии  и их возможности. В связи с этим, внедрение новых инфо...

Продуктивное использование современных образовательных технологий

Продуктивное использование современных  образовательных технологий при достижении цели и реализации задач профессиональной деятельности (или профессионального проекта) в межаттестационный ...

Продуктивное использование современных образовательных технологий и методик и эффективное применение их в практической деятельности

Данный материал содержит в себе описание современных образовательных технологий, которые применяет в своей работе старший воспитатель в практической деятельности...

Совершенствование методов обучения и продуктивное использование современных образовательных технологий, воспитания и диагностики развития обучающихся, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями, методической работы с педагогами

Совершенствование методов обучения и продуктивное использование современных образовательных технологий, воспитания и диагностики развития обучающихся, в том числе обучающихся с особыми образовательным...