«Проектная деятельность как эффективный метод профессионального становления личности молодого педагога в деятельности наставника»
статья

Пантилеева Елена Андреевна

Аннотация:  Одной из составляющих эффективности развития профессиональной успешности начинающего педагога является создание благоприятных организационно-управленческих условий через систему наставничества.

Ключевые слова: наставник, молодой специалист, проектная деятельность, профессиональный рост.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл papntileeva_e.a.docx22.56 КБ

Предварительный просмотр:

Е.А. Пантилеева,

старший воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 22 «Росинка»

г. Юрга,  Кемеровская область,

e-mail: elena15011984@mail.ru 

 

«Проектная деятельность как эффективный метод профессионального становления личности молодого педагога в деятельности наставника»

Аннотация:  Одной из составляющих эффективности развития профессиональной успешности начинающего педагога является создание благоприятных организационно-управленческих условий через систему наставничества.

Ключевые слова: наставник, молодой специалист, проектная деятельность, профессиональный рост.

Профессиональное развитие  – очень сложный и многоплановый процесс вхождения человека в профессию, характеризующийся неоднозначным вкладом как личностных, так и деятельностных качеств педагога. Сегодня в условиях реформирования системы образования особое значение приобретает тот факт, что молодой специалист должен в максимально сжатые сроки адаптироваться в новых для него условиях практической деятельности.

Повышение профессионального мастерства педагога, желание идти только вперёд в ногу со временем, преодолевая все возникшие трудности - главное в моей педагогической деятельности. И это я, как наставник и методист, прививаю своим коллегам - начинающим педагогам.

Оказывая всестороннюю помощь в вопросах усовершенствования теоретических знаний и практических умений, повышения педагогического мастерства, осуществляю методическое сопровождение и поддержку молодых специалистов на разных уровнях: дошкольном, муниципальном, региональном. [2]

Для успешного наставничества с целью создания благоприятных условий для плодотворной работы и профессионального роста молодого специалиста, способствующих быстрой адаптации и более успешному вхождению в профессиональную деятельность начинающего педагога мною были сформулированы следующие основные задачи:

оказать всестороннюю поддержку и помощь молодому специалисту в личностной и социально-педагогической адаптации в коллективе;

оказать необходимую методическую помощь молодому специалисту во внедрении современных образовательных технологий в образовательный процесс;

создать благоприятные условия для профессионального становления и самореализации через публикации в электронных и печатных сборниках, проектную, конкурсную и научно-исследовательскую деятельность, участие в работе городских профессиональных сообществ;

сформировать у молодого специалиста необходимые профессиональные компетенции, потребность в непрерывном самообразовании, повышении квалификации. [1]

В первую очередь считаю необходимым построить отношения на доверии и взаимопонимании между наставником и молодым педагогом. Ведь если есть доверие, то на любом этапе при возникшей проблеме начинающий педагог обязательно  спросит совета, выслушает и примет к сведению рекомендации.

Чтобы осуществлять педагогическую наставническую деятельность, я считаю, недостаточно быть просто опытным и высококвалифицированным педагогом. Необходимо постоянно развивать и свой творческий потенциал, находиться в научно-методическом и педагогическом поиске, совершенствовать свои нетрадиционные формы и методы работы с коллегами (применять в практике методические театры, дискуссионные качели, метод эффективного старта и др.).

Приступая к работе с молодым специалистом, я всегда обращаю пристальное внимание на:

- требования к организации образовательного пространства,  зоны ближайшего развития;

- требования к качественному ведению документации;

- разнообразные формы и методы организации самостоятельной и совместной деятельности воспитанников, работу с родителями (законными представителями).

А также стараюсь обеспечивать поддержку молодым специалистам в области:

- ведения портфолио педагога (для мониторинга профессиональных достижений);

- практического и теоретического освоения основ педагогической деятельности (для повышения качества образования дошкольников);

- выбора актуальной методической темы для самообразования;

- подготовки к предстоящей процедуре аттестации на подтверждение или повышение квалификационной категории, сертификации.

Один из важных моментов в совместной деятельности (наставника – молодого специалиста) – это ни в коем случае не подсказывать готовые решения начинающему педагогу, а так представить образовательную ситуацию, чтобы педагог сам нашёл правильные пути решения. Как наставник, я стимулирую процесс профессиональной методической поддержки молодого специалиста через реализацию проектной деятельности с включением всех субъектов образовательных отношений.

Ведь именно проектная деятельность требует от наставника создания условий для развития креативного мышления молодого специалиста, расширения его познавательного интереса, и на этой основе – возможностей самообразования и самореализации в процессе практического применения знаний. В своей деятельности наставник должен обладать высоким общим уровнем культуры, творческими способностями, фантазией, без которых он не сможет быть генератором развития идей и интересов молодого специалиста, его творческого потенциала.

Необходимыми этапами проектной деятельности, на мой взгляд, являются: определение стратегической цели и задач проекта, определение информационных и материальных ресурсов, создание плана, организация совместной деятельности по реализации проекта, творческая презентация проекта, рефлексия результатов деятельности.

В педагогической деятельности важна и положительная ценностная ориентация проектной деятельности, поскольку предполагает наличие личностно-значимой проблемы педагога, которая требует интегрированного знания, исследовательского поиска решений, публичного представления своего проекта, повышает мотивацию молодых специалистов и позволяет пережить ощущение успеха. Перечисленные выше положительные аспекты метода проектов, развивающие качества личности актуальные для успешной профессиональной деятельности и карьерного профессионального роста позволяют мне утверждать, что использование в образовательной практике проектной деятельности способствует формированию карьерной компетентности молодых специалистов. [3]

Применение проектной деятельности в практике наставника способствует  формированию педагогической системы, учитывающей  личностно и общественно ценностно-значимый фактор психолого-педагогической направленности педагогической деятельности в образовательном процессе, способствующей распределению личностью собственных адаптационных ресурсов и их поддержки. Тем самым, позволяя повысить уровень коммуникабельности педагогов, совершенствовать социально-психологический климат в коллективе, увеличить показатель включенности и мотивации к профессиональному росту педагогов. [2]

Результатами своей педагогической деятельности в качестве наставника считаю: результативность профессиональной деятельности молодых специалистов: 100 % молодых педагогов закрепились в ДОУ, прошли аттестацию на присвоение квалификационной категории, успешно проходят процедуру сертификации на региональном уровне, молодые специалисты участвуют в конкурсах разных уровней, представляя методические разработки в рамках реализации проектной деятельности, посредством мастер-классов представляют положительные результаты своей работы, делятся опытом на конференциях, семинарах и вебинарах.

Таким образом, использование системы наставничества в ДОО позволяет молодому специалисту быстро адаптироваться к работе в детском саду, избежать момента неуверенности в собственных силах, наладить успешную коммуникацию со всеми участниками педагогического процесса, сформировать мотивацию к дальнейшему самообразованию, раскрыть свою индивидуальность.

Список литературы

  1.  Боброва М.П. Дидактическая подготовка педагогических кадров дошкольных учреждений в контексте профессиональной деятельности / М.П. Боброва. Барнаул, 2007. – Текст: непосредственный.
  2. Мищенко А.И. Введение в педагогическую профессию: Учебное пособие / А.И. Мищенко. – Новосибирск, 2001. - Текст: непосредственный.
  3. Ромашина С.Я., Орлов А.Н. Психолого-педагогическое обеспечение подготовки специалистов дошкольных учреждений: Учебное пособие / С.Я. Ромашина, А.Н. Орлов  - Барнаул, 2009. – Текст: непосредственный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Наставничество – как метод профессионального становления молодого педагога».

Как маленький ребенок начинает делать свои первые шаги при поддержке взрослых, так и молодой педагог   должен, в идеале, делать свои первые шаги в ДОУ при поддержке людей более опытных – пед...

Наставничество- как метод профессионального становления молодого педагога.

«Наставничество – как метод профессионального становления молодого педагога»Кныш Вера Анатольевна, воспитательМБДОУ д/с 61, Киселевский городской округ.Любое образовательное учреждение – эт...

Коррекция стратегий преодоления кризисов профессионального становления личности педагога

Данная статья полезна как для педагогов так и для психолов ДОУ....

Коррекция стратегий преодоления кризисов профессионального становления личности педагога

Данная презентация является дополнением и иллюстрацией  к стаье по психологии с одноименным названием....

«Проектная деятельность как эффективный метод профессионального становления личности молодого педагога в деятельности наставника»

Аннотация:  Одной из составляющих эффективности развития профессиональной успешности начинающего педагога является создание благоприятных организационно-управленческих условий через систему наста...

«Наставничество как эффективный способ становления профессионализма молодого педагога»

quot;Наставничество как эффективный способ становления профессионализма молодого педагога"...