«Наставничество как эффективный способ становления профессионализма молодого педагога»
материал
"Наставничество как эффективный способ становления профессионализма молодого педагога"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_emd.docx | 24.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5 «Степнячок» Акбулаского района Оренбургской области
Выступление на ЕМД
Тема: «Наставничество как эффективный способ становления профессионализма молодого педагога»
Подготовила:воспитатель Н.Н. Хакимова
п.Акбулак, 2023г.
Доклад на тему: «Наставничество как эффективный способ становления профессионализма молодого педагога»
В настоящее время в нашем обществе дошкольному образованию стало уделяться больше внимания. Реформируется система дошкольного образования, строятся новые детские сады с целью уменьшения дефицита мест в дошкольных учреждениях. Однако вопрос обеспечения педагогическими кадрами не только новых дошкольных учреждений, но и уже действующих становится только острее. Педагогов-практиков мало, зачастую работают люди, которые не имеют профильного педагогического образования, прошедшие дистанционные курсы профпереподготовки.
В нашем образовательном учреждении мы выделили две категории педагогов, которым наставник может оказать помощь во вхождении в профессию:
1. Молодые специалисты – выпускники ВУЗов и колледжей.
2. Начинающие педагоги – специалисты с педагогическим образованием, без опыта работы (по профилю) или без специального образования.
Общим для этих категорий педагогов является отсутствие опыта и специальных знаний, большинство из них боятся собственной несостоятельности и критики администрации. Проблема также в том, что с первого дня работы начинающий воспитатель имеет те же самые обязанности и несёт ту же ответственность, что и педагог с многолетним стажем, и все вокруг ожидают от них одинаково безупречного профессионализма.
Все эти факторы способствуют нестабильности педагогического коллектива в образовательных учреждениях. Текучесть кадров, нехватка педагогов-дошкольников – актуальный вопрос нашего времени. Что же может положительно повлиять на его решение? Ответ на этот вопрос лежит не только в экономической сфере, но и частично может быть решен с помощью введения системы наставничества в деятельность педагогических коллективов.
В профстандарте педагога четко определены профессиональные компетенции профессионала своего дела, именно эти компетенции создают основу для успешности воспитателя. Что же такое профессиональная компетентность и компетенции?
Компетенция – это совокупность требований к знаниям, умениям, навыкам, необходимым для достижения определенного качества выполняемой педагогической деятельности, а «компетентность» – системное проявление педагогом своих знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющее успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности.
Иными словами, компетенции – это цели, а компетентности – это результаты. Обновляя свои компетенции, педагог развивается, растет его профессиональная компетентность.
Педагог овладевает той или иной компетенцией, проходя 4 стадии:
1 Первая стадия – бессознательная некомпетентность.
• нет необходимых знаний, умений и навыков
• не знает, об их отсутствии
Профессиональная самооценка: «Я не знаю, что я не знаю» (уровень профессионализма - низкий).
2 Вторая стадия – сознательная некомпетентность.
• осознание того, каких профессиональных знаний, умений, навыков не хватает Профессиональная самооценка: «Я знаю, что я не знаю» (потенциальный уровень профессионализма – учебный).
3 Третья стадия – сознательная компетентность.
• знает содержание своих профессиональных знаний, умений и навыков и может их эффективно применять Профессиональная самооценка: «Я знаю, что я знаю» (уровень профессионализма – основной или номинальный).
4 Четвёртая стадия – бессознательная компетентность.
• профессиональные навыки полностью интегрированы, встроены в поведение
•профессионализм является частью личности. Высокий уровень мастерства (уровень профессионализма – оптимальный перспективный).
Суть наставничества и состоит в передаче богатого личного опыта профессиональной деятельности молодому человеку, в ускорении его адаптации к профессиональной деятельности, оказание помощи и поддержки, то есть наставничество ускоряет процессы развития у молодого педагога профессиональных компетенций. Смысл наставничества – провести своего подопечного (подшефного) «над пропастью», по «бездне» через самые сложные моменты профессиональной деятельности. (Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
Принципы наставничества:
1. Добровольность и целеустремленность работы наставника
2. Контакт наставника и подшефного
3. Личный пример наставника
4. Доброжелательность и взаимное уважение
5. Уважительное отношение к мнению всех участников процесса
6. Направленность плановой деятельности
Мы поставили перед собой цель - способствовать формированию профессионально адаптированного, компетентного молодого педагога-практика посредством наставничества и определила задачи:
- Способствовать личностной и социально-педагогической адаптации молодых педагогов
- Создавать условия для развития профессионального мышления педагогов и готовности к инновационным преобразованиям
- Стимулировать развитие индивидуального стиля творческой деятельности каждого педагога
- Способствовать формированию уверенности педагогов в своем профессиональном росте
- Продолжать обогащать методическую базу ДОУ
Мы предположили, что использование системы наставничества в ДОУ позволяет начинающим педагогам быстро адаптироваться к работе в детском саду, избежать момента неуверенности в собственных силах, наладить успешную коммуникацию со всеми участниками педагогического процесса, формировать мотивацию к дальнейшему самообразованию, раскрыть свою индивидуальность, овладеть всеми компетенциями современного педагога дошкольника.
Работу мы разделили на 3 этапа: подготовительный, практический и итоговый:
На первом этапе мы изучили уровень профессионально-педагогической компетентности молодых педагогов, проанализировали деятельность учреждения, кадровые условия ДОУ, разобралась в вопросах продуктивной организации методической работы ДОУ и вопросах организации наставничества.
2 этап работы мы разделили на 3 подэтапа:
- адаптационный
- деятельностный
- контрольно-оценочный
На адаптационном этапе мы познакомили молодых педагогов с коллективом и с работой учреждения, определили требования к организации учебного процесса, к ведению документации, провели инструктирование, анкетирование, помогли определить слабые стороны. А самое главное на этом этапе мы старались обеспечить эмоциональную поддержу молодым педагогам, создать комфортную среду для их профессионального роста. Прикрепили к каждому молодому воспитателю профессионального наставника с большим опытом работы.
Деятельностный этап – это сложный процесс развития профессиональных умений, накопления опыта, поиска лучших методов и приемов работы с детьми, формирования своего стиля в работе, развитие авторитета среди детей, родителей, коллег с помощью педагогов-наставников. С этой целью была проведена огромная работа, в ходе которой мы применяли разнообразные современные формы методической работы, которые не только формируют определенный багаж знаний, но и развивают навыки и умения как эти знания применять на практике с детьми, т. е. взаимодействие с молодыми педагогами имело практический характер. Мы организовывали такие мероприятия как:
- Дискуссии
- Консультации
- Практикумы
- Мастер-классы
- Методическая мастерская
- Серии открытых мероприятий
- Методические тренинги
- участие в подготовке методических объединений
- Творческие часы
- Педагогические советы
- Ярмарка педагогических идейи т. д.
В целом взаимодействие с молодыми педагогами проводилось на основе моделей общения-поддержки и общения снятия психологических барьеров. Мы старались приобщить молодых педагогов к инновационной деятельности детского сада, помогли разобраться в методике работы, совместно создавали развивающую среду и организовали игровую деятельность с детьми.
На контрольно-оценочном этапе молодые педагоги уже самостоятельно могли показать свой уровень профессиональных компетенций: проводили открытые мероприятий с детьми, с родителями, с педагогами, участвовали со своими воспитанниками в детских творческих конкурсах, сами педагоги принимали участие в конкурсах профессионального мастерства, выступали на педагогических советах, районных методических объединениях, транслировали свой педагогический опыт в профессиональных сообществах, создавали собственные образовательные ресурсы.
На третьем итоговом этапе мы изучали уровень профессионально-педагогической компетентности молодых педагогов, проводили мониторинг методической активности воспитателей, подводили итоги, формулировали выводы, делились педагогическим опытом
- В результате проделанной работы методическая копилка нашего детского сада пополнилась полезными методическими материалами:
- разработан перспективный план «Школы молодого педагога» и организована его работа
- разработаны методические рекомендации и сообщения с использованием компьютерных презентаций на разные темы.
- оформлены различные картотеки (подвижных, словесных, дидактических, театрализованных игр по возрастам, словесных)
- разработаны буклеты,
- самое главное создана электронной методической базы ДОУ
Мы изучили уровень профессиональной компетентности молодых педагогов и увидели, что у ушел страх, сложилась система работы, появились собственные разработки, педагоги стал внедрять в свою работу новые технологии. Происходило совершенствование, саморазвитие, накопление и обобщение своего опыта работы.
Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане педагогов-наставников и молодых специалистов обязательно должен быть список результатов, которых необходимо достичь за определенный срок. Результатами деятельности наставничества для нас стало:
- повышение качества самообразования молодого педагога;
- разработанные или изданные методические материалы, статьи, программы, сценарии, исследования, проекты, дидактические игры;
- разработка новых форм, методов и приемов обучения;
- доклады, выступления на мероприятиях разного уровня; разработка дидактических материалов, анкет, наглядного материала;
- проведенные открытые мероприятия.
Эффективность работы наставника напрямую связана с тем, насколько правильно выстроена система взаимосвязей между ним, его подопечным, другими сотрудниками и руководителем. У них должно установиться единое видение в восприятии реальности. Только в этом случае передаваемые знания и навыки будут иметь практическое воплощение. Хорошие плоды даст наставничество, если у обеих сторон будет система мотивов, побуждающих их к совместным действиям. И, пожалуй, одним из основных факторов успеха наставничества является парадигма, основанная на философии «я выиграл – ты выиграл». Небольшая личная победа обучаемого – это успех наставника и, в конечном итоге, успех детского сада и системы образования в целом.
Вся наша работа в школе молодого педагога работает под девизом Теодора Рузвельта: «Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает. Не бойтесь ошибаться – бойтесь повторять ошибки».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Наставничество как форма формирования профессиональной компетентности молодых педагогов ДОУ»
Наставничество должно обеспечить педагогу понимание самого себя, содействовать выполнению социальной роли в процессе трудовой деятельности.Создание условий для осознания необходимости повышения собств...
НАСТАВНИЧЕСТВО. ПРОГРАММА НАСТАВНИЧЕТСТВА ДЛЯ РАБОТЫ С МОЛОДЫМИ ПЕДАГОГАМИ НА ТЕМУ «ПОВЫШЕНИЯ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ»
Наставник – человек, обладающий определенным опытом и знаниями, высоким уровнем коммуникации, стремящийся помочь своему подопечному приобрести опыт, необходимый и достаточный для овладения профе...
Консультация для педагогов «Наставничество - как одна из эффективных форм профессиональной адаптации молодых педагогов»
Консультация для педагогов«Наставничество - как одна из эффективных форм профессиональной адаптации молодых педагогов»...
«Проектная деятельность как эффективный метод профессионального становления личности молодого педагога в деятельности наставника»
Аннотация: Одной из составляющих эффективности развития профессиональной успешности начинающего педагога является создание благоприятных организационно-управленческих условий через систему наста...
НАСТАВНИЧЕСТВО КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ СТАНОВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ПЕДАГОГА – МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
Опыт работы музыкального руководителя по наставничеству...
«Проектная деятельность как эффективный метод профессионального становления личности молодого педагога в деятельности наставника»
Аннотация: Одной из составляющих эффективности развития профессиональной успешности начинающего педагога является создание благоприятных организационно-управленческих условий через систему наста...