Повышение уровня информационно-коммуникативной компетенции педагогов детского сада
методическая разработка
В настоящее время происходит модернизация системы дошкольного образования, в процессе которой идет активное внедрение инноваций в учебно-образовательный процесс дошкольных образовательных организаций.
Прошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров и технологий в жизни общества. Одной из таких инноваций является использование информационно - коммуникативных технологий (ИКТ) в детском саду. Так, в Федеральном Государственном Образовательном Стандарте Дошкольного Образования (ФГОС ДО) к образовательной среде говорится: «… образовательная среда должна быть оснащена средствами обучения и воспитания (в том числе и техническими)».
Ю.П. Азаров, А.В. Петровский в своем труде высказали такую мысль «… качественно осуществлять воспитательно-образовательный процесс может только педагог, постоянно повышающий уровень своего профессионального мастерства, способный к внедрению инноваций, т.е. обладающий ИКТ - компетенциями».
Проблема комплексного подхода к построению системы совершенствования ИКТ компетентности педагогов является одной из актуальных на данный момент, что подтверждает большое количество теоретических и прикладных проектов по данной теме. Одним из таких проектов является исследование Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании (ИИТО) «Возможности информационных и коммуникационных технологий в дошкольном образовании». В ходе проекта были сделаны следующие выводы, что ИКТ развивают способности и навыки детей в раннем возрасте, и оказывают значительное влияние на жизнь детей. Так же были даны рекомендации по структуре начальной программы освоения педагогами ДО навыков применения ИКТ.
Профессиональная компетентность формируется лишь в том случае, когда на смену рецептурно-информационному подходу приходит компетентностный, который делает педагога наиболее активным участником поиска решений типичных проблем, которые возникают в его деятельности.
В ДОУ имеются ноутбуки, моноблок, проектор, МФУ, говорящая ручка 2 поколения, электронный конструктор «Знаток», робототехнический набор «MatataLAB», образовательный комплект «STEM - образование в детском саду», но все это оборудование невозможно использовать эффективно без ИКТ компетентности педагогов.
ИКТ компетентность – понятие, которое охватывает знания, навыки и понимание, необходимые для должного, безопасного и эффективного использования цифровых технологий в целях обучения и познания в профессиональной деятельности педагогов и в повседневной частной жизни, совокупность умений, позволяющая:
- успешно прибегать к разным цифровым инструментам для удовлетворения личных потребностей и персонального развития;
- использовать ИКТ для успешного решения задач и проблем в цифровой среде;
- выбирать и применять подходящие технологии для поиска, обработки, использования, распространения или создания информации;
- критически оценивать и анализировать информацию, полученную из цифровых источников;
- понимать социальные последствия, возникающие в цифровом мире (в том числе вопросы безопасности, неприкосновенности частной жизни и этических последствий).
Необходимость использования ИКТ для педагога:
• профессиональная, творческая самореализация. Для получения первой и высшей квалификационной категории педагогу необходимо представить материалы, подтверждающие использование им ИКТ технологий в профессиональной деятельности; для ведения документации, создания собственных методических разработок необходимо как минимум умение работы в текстовом редакторе; для обмен опытом с коллегами, участия в конкурсах необходимы умения использования сети Intrnet, программы по созданию презентаций.
• соответствие новым стандартам профессионального мастерства. В требованиях Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, Профессионального стандарта педагога ИКТ компетентность является одной из основных компетенций.
• планирование, реализация и оценка образовательной работы с детьми. При планировании занятий ИКТ компетентность поможет в подготовке необходимых материалов, которые будут использованы в процессе образовательной деятельности или оценке освоения детьми образовательной программы.
Для детей:
• повышение познавательной мотивации. Современные дети уже рождаются в мире высоких технологий и порой их сложно увлечь и заинтересовать простой картинкой, в таких случаях использование интерактивного оборудования позволяет повысить интерес к занятию.
• ребёнок – активный участник образовательного процесса, а не пассивный слушатель. Так решая задачи на интерактивной доске или столе, заданные обучающей программой, ребёнок имеет возможность не просто слушать взрослого и наблюдать со стороны за его действиями, а самостоятельно экспериментировать.
• возможность увидеть на занятиях такие объекты или жизненные ситуации, которые невозможно увидеть в повседневной жизни, или смоделировать без использования ИКТ. Благодаря использованию педагогом ИКТ технологий на занятии дети могут понаблюдать за жизнью животных жарких стран, посетить виртуальный музей, далёкий город, увидеть извержение вулкана и т.д.
Для Учреждения:
• соответствие педагогов современным требованиям и стандартам. Администрация учреждения несёт ответственность за соответствие педагогического состава квалификационным требованиям и характеристикам.
• создание современного образовательного пространства. Как уже упоминалось ранее, наряду с закупкой современного оборудования, необходимо обеспечить обучение сотрудников использованию его в своей деятельности.
• повышение эффективности и качества работы с детьми, с родителями. Так как использование ИКТ способствует повышению познавательной активности детей, то это повышает эффективность и качество работы учреждения, появляется возможность дистанционного общения с родителями.
Для родителей:
• минимизация времени доступа к информации
• возможность просмотреть документы, фотоматериалы
• индивидуальный подход
• оперативное получение информации
• расширение информационных потоков
Для госорганов:
- профстандарт педагога уже начал действовать. И по нему будут определять профпригодность педагогов. Для педагогов разных направлений, в том числе воспитателей дошкольных образовательных организаций, прописаны как общие требования, так и частные, касающиеся специфики преподаваемого предмета.
- в профстандарте педагога есть категории «должен» и категории «рекомендуется» при наличии необходимой базы. В нем перечислены компетенции, которыми должен обладать педагог, одной из них является ИКТ компетентность. «…Необходимые умения - … Владеть ИКТ-компетентностями: обще пользовательская ИКТ-компетентность; общепедагогическая ИКТ-компетентность; предметно-педагогическая ИКТ-компетентность (отражающая профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности)…».
Повышение квалификации педагогов - комплексный творческий процесс, предполагающий ознакомление воспитателей с технологиями обучения и воспитания детей дошкольного возраста, работы с родителями, а также с нетрадиционными подходами к разработке и оформлению педагогической документации. Чтобы педагогически целесообразно организовать повышение квалификации, необходим научно-методический центр (методический кабинет), в котором педагоги могут познакомиться с новыми методиками, технологиями и программами дошкольного обучения и воспитания и т.п.
В основу методической деятельности по формированию ИКТ –компетенции лег принцип дифференциации по подгруппам. Это позволяет использовать сильные стороны педагогов, ненавязчиво скорректировать и устранить затруднения, повысить мотивацию.
С целью повышения общего уровня профессионального мастерства педагогов посредством формирования ИКТ – компетентности, был разработан учебно-тематический план работы занятий с педагогами. Включивший в себя теоретическую и практическую работу (Н-р: Управление компьютером при помощи меню, использование триггеров в PowerPoint, создание мини сайта, создание медиатеки, наглядных и демонстрационных электронных материалов к занятиям). Данный план позволяет повысить компьютерную грамотность педагогов, осваивать работу с программными образовательными комплексами, ресурсами глобальной компьютерной сети Интернет для того, чтобы в перспективе каждый из них мог использовать современные компьютерные технологии в методической деятельности, для подготовки и проведения занятий с детьми на качественно новом уровне.
При планировании и организации методической работы используются разные формы работы с педагогами, направленные на повышение их ИКТ-компетенций. С целью пропаганды опыта лучших педагогов в ДОУ организуются недели педагогического мастерства. В рамках проведения недели мастерства педагогами проводятся открытые показы, на которых представляется лучший опыт внедрения информационных технологий в воспитательно-образовательный процесс. Для любого педагога, изучающего передовой опыт, важен не только результат, но и методы, приемы, при помощи которых он достигнут. Педагог может посетить занятие своего опытного коллеги и наглядно увидеть, как можно применять цифровые образовательные ресурсы в работе с детьми. Мастер-классы проводятся с целью обучения педагогов методам и приемам работы с детьми с использованием информационных технологий и т. д. Открытый показ дает возможность установить непосредственный контакт с педагогом во время занятия, получить ответы на интересующие вопросы, помогает проникнуть в своего рода творческую лабораторию воспитателя, стать свидетелем педагогического творчества. Важную роль в повышении теоретического уровня педагогов и совершенствования их информационной компетентности играют семинары - практикумы. К проведению семинаров подключаются педагоги, которые дают практические задания «обучающимся» педагогам и отслеживают их выполнение.
Таким образом, использование ИКТ способствует повышению качества образовательного процесса: применение на практике информационных технологий позволяет обобщать передовой педагогический опыт, размещая технологические карты мероприятий и методические разработки на страницах интернет – сообщества, педагоги получили возможность профессионального общения в широкой аудитории пользователей сети Интернет, повышается их социальный статус. Использование электронных образовательных ресурсов в работе с детьми служит повышению познавательной мотивации воспитанников, соответственно наблюдается рост их достижений, ключевых компетентностей. Родители, отмечая интерес детей, стали уважительнее относиться к воспитателям, прислушиваются к их советам, активнее участвуют в групповых проектах.
Список литературы
1. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ // Сфера. – 2014.
2. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155
3. Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования": приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 №761н (ред. от 31.05.2011)
4. Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)": приказ Минтруда России от 18.10.2013 N№544н
5. Баранова Н. С. Формирование ИКТ-компетентности участников образовательного процесса, 2011. // http://www.likt590.ru/resources/18.01.2011.pdf
6. Калаш, И. Возможности информационных и коммуникационных технологий в дошкольном образовании/ Калаш И. – М.: Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании, 2011. – 177с.
7. Корнеев, И. К. Информационные технологии в управлении / Корнеев И.К., Машурцев В.А. - ИНФРА - М, 2001 г. - 158 с Кораблёв А. А. Информационно-телекоммуникационные технологии в образовательном процессе// Школа. – 2006. - №2. – с. 37-39
8. Структура ИКТ - компетентности учителей. Рекомендации ЮНЕСКО / Опубликовано Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), 2011 г.// http://iite.unesco.org/pics/publications/ru/files/...
Скачать:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационные методы работы старшего воспитателя, как пути повышения профессионального мастерства педагогов детского сада
Требования, предъявляемые к работе старшего воспитателя в усовременных условиях....
Возможности инновационной деятельности старшего воспитателя в повышении педагогической компетенции педагогов детского сада
«Возможности инновационной работы в кадровой политике дошкольного учреждения».МБДОУ детский сад № 401 Ст.воспитатель Щурова Н.С. Эксперимент...
План обучения педагогов детского сада "ИКТ, как средство повышения педагогической компетенции"
План составлен для педагогов детского сада, сроком на 1 год, состоит из 7 тематических блоков....
Информационно- коммуникативные технологии в практике детского сада
Данный презинтационный материал содержит информацию, объясняющую значимость использования ИОР в практике современного детского сада...
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ Тема: "Театрализованная деятельность в детском саду" План профессионального развития (самообразования) педагога на межаттестационный период.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 181 комбинированного вида»Советского района г. Казани ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАНПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕ...
Доклад «О методическом сопровождении введения ФГОС ДО, способствующем повышению общих и профессиональных компетенций педагогов».
Методическое сопровождение, как способ повышение общих и профессиональных компентенций педагогов....
Консультация для воспитателей ДОУ «Современные требования к уровню информационной, коммуникативной и правовой компетентности работников образования»
Современные требования к уровню информационной, коммуникативной и правовой компетентности работников образования...