"Методика руководства наблюдения на прогулке в старшем дошкольном возрасте".
методическая разработка (старшая группа)
Данная методика рассказывает о роли игровой деятельности в развитии детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.9 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ЯГОДКА»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОЯБРЬСК
629828, ЯНАО, г. Ноябрьск, мкрн. Вынгапуровский, ул. Энтузиастов д.19, тел./факс (3496)37-40-82
E-mail:yagodka_871987@mail.ru ОКПО 52536017, ОГРН 1028900708990, ИНН/КПП 8905026722/890501001
Городское методическое объединение воспитателей:
секция «Роль игровой деятельности в поступательном развитии детей дошкольного возраста»
«Методика руководства наблюдениями на прогулке в старшем дошкольном возрасте»
Подготовил: воспитатель
Шилец Татьяна Сергеевна
2024
Наблюдения в природе имеют большое значение в формировании у детей дошкольного возраста основ экологической культуры. Такие наблюдения не просто дают детям новую информацию, а помогают погрузиться в удивительный мир личного живого общения с природой, вступить в непосредственный диалог с ней. В «Концепции дошкольного воспитания» говорится о том, что в дошкольном возрасте закладывается позитивное отношение к природе, к себе и окружающим людям. В реализации данной задачи педагоги должны ориентироваться на воспитательный потенциал окружающей среды. Поэтому в своей работе с детьми дошкольного возраста мы большое внимание уделяем организации наблюдений на прогулке за природными объектами. Наблюдение – это целенаправленное, планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Классифицируют наблюдения по продолжительности кратковременные и длительные. В процессе кратковременных наблюдений дети учатся различать форму, цвет, величину, пространственное расположение частей, характер поверхности. Для накопления знаний о росте и развитии растений, о сезонных изменениях в природе используется более сложный ряд наблюдения — длительное наблюдение, дети при этом сравнивают наблюдаемое состояние объекта с тем, что было раньше. По форме организации наблюдений: существуют индивидуальные, подгрупповые и фронтальные. Основная задача воспитателя — сформировать у детей элементарные навыки, необходимые при наблюдении: более или менее длительно сосредоточивать внимание на наблюдаемом предмете, отвечать на поставленные вопросы, выделять яркие признаки.
Остановимся более подробно на методике руководства наблюдениями на прогулке в старшем дошкольном возрасте.
В начале наблюдения, особенно если оно проводится впервые, не стоит спешить с постановкой перед детьми вопроса или задания. Необходимо, чтобы они самостоятельно посмотрели объект, удовлетворили естественно возникшее любопытство, составили первое впечатление о наблюдаемом объекте. Воспитатель в процессе руководства наблюдениями использует разнообразные приемы: вопросы, загадки, обследование предмета, сравнение. Он поясняет, рассказывает, помогая ребятам понять увиденное. Для того чтобы вызвать интерес, эмоциональное отношение к наблюдению, обеспечить эстетическое восприятие предметов, педагог читает отрывки из художественных произведений.
При наблюдении за ростом и развитием растений или сезонными изменениями природы воспитатель продолжает учить детей принимать задачу наблюдения, пользоваться известными им способами, следовать плану, самостоятельно делать несложные выводы и умозаключения. В наблюдаемых предметах и явлениях дети учатся выделять существенные признаки, устанавливать связи и отношения предметов с окружающим миром. У детей формируется умение видеть закономерную последовательность фаз, стадий или состояний.
В руководстве наблюдениями воспитатель использует прямую постановку задач, в первую очередь познавательных. Вопросы, которыми он направляет восприятие детей, носят поисковый характер, требуют установить причину, провести сравнение. В этом возрасте основные признаки предметов дети выделяют с помощью зрения. К разнообразным обследовательским действиям они прибегают лишь в случаях проверки суждения или при затруднениях. Приемы сравнения, используемые в наблюдении, становятся более разнообразными: наблюдаемый объект сравнивается с другим, изображенным на картине, или по представлению. Сравниваются не только отдельные предметы, но и природные явления (например, лес зимой и осенью). Наряду с установлением различия воспитатель направляет внимание детей на общие для нескольких предметов признаки, особенно на некоторых отражены существенные их стороны.
Например, наблюдая за разными деревьями, они обнаруживают, что у лиственницы иголки осенью желтеют или не все деревья осенью становятся желтыми. Дав задание к сравнению наблюдаемого, воспитатель предоставляет детям самостоятельность в определении признаков, по которым идет сравнение, оказывая помощь лишь в случаях затруднения. Словесный отчет детей о результатах наблюдения должен быть максимально самостоятельным. Результаты наблюдения они отражают в своих рисунках, поделках.
Во всех случаях воспитатель, организуя наблюдение, должен соблюдать последовательность в переходе от одной конкретной задачи наблюдения к другой, от фактов к связям, от накопления представлений к их сопоставлению, а затем к выводам. Каждое наблюдение решает небольшую, конкретную задачу ознакомления детей с природой. Поэтому, проводя наблюдение, воспитатель всегда должен устанавливать возможные связи настоящего наблюдения с проводимыми ранее, учитывать последующую работу.
Таким образом, руководство наблюдением складывается из подготовки воспитателя к проведению самого наблюдения и закрепления полученных детьми представлений. В результате наблюдение становится дифференцированным, а представления у детей, формируемые на основе наблюдения, более конкретными, точными. Правильно организованные наблюдения позволят активизировать познавательную деятельность детей, и будут способствовать формированию бережного отношения ребенка к окружающему миру.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/21/picture-148150-1353469348.jpg)
Методика руководства нетрадиционными приемами изобразительной деятельности детей дошкольного возраста
Изобразительную деятельность детей в детском саду, я считаю, ведущей деятельностью для полноценного развития фантазии, воображения и креативного мышления. Выбрав данную тему, я на св...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/11/picture-365797-1386780825.jpg)
Организация и руководство сюжетно-ролевыми играми детей старшего дошкольного возраста
Организация и руководство сюжетно-ролевыми играми детей старшего дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/19/picture-386211-1390140340.jpg)
система наблюдений на прогулках(для детей дошкольного возраста).
Пояснительная записка.Процесс воспитания детей непрерывен. Большие потенциа...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/19/picture-386211-1390140340.jpg)
система наблюдений на прогулках(для детей дошкольного возраста).
Пояснительная записка.Процесс воспитания детей непрерывен. Большие потенциа...
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/09/picture-511695-1460182706.jpg)
Условия руководства с-р-и детей старшего дошкольного возраста
В данном материале рассказывается об условиях, необходимых для руководства детскими играми в предметно-игровой среде ДОУ и основных задачах руководства...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/01/picture-539027-1417432150.jpg)
Методическая разработка по педагогическому руководству сюжетно-ролевой игрой в старшем дошкольном возрасте.
В моем материале содержится методическая разработка сюжетно-ролевой игры "Пожарные" для детей 5-7 лет по четырем разделам:1. Обогащение детей представлениями по теме игры в активной деятельности.2.Пер...
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/26/picture-528193-1645847427.jpg)
Картотека наблюдений на прогулке для старшего дошкольного возраста
Картотека наблюдений на прогулке для старшего дошкольного возраста по сезонам (осень, зима, весна, лето и целевые прогулки)...