Организация и руководство сюжетно-ролевыми играми детей старшего дошкольного возраста
статья (старшая группа) по теме
Организация и руководство сюжетно-ролевыми играми детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_i_rukovodstvo_syuzhetno.doc | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
«Организация и руководство сюжетно-ролевыми играми детей старшего дошкольного возраста»
Воспитатель:
Скворцова О.П.
«Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т.д. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта»
Д.В.Менджерицкая
Значение игры
Игра – вид детской деятельности, которая используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучение их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых в последствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношение с людьми.
Игра включает в себя:
- умственное развитие;
- нравственное развитие;
- психическое развитие;
- физическое развитие;
- эстетическое развитие.
Развивающий характер игры
Требования к ребенку предъявляемые игрой:
- Это действие в воображаемом плане. Необходимость действовать в воображаемом плане ведет к развитию у детей символической функции мышления, формированию плана представлений, построению воображаемой ситуации.
- Умение ребенка определенным образом ориентироваться в системе человеческих взаимоотношений, т.к. игра направлена именно на их воспроизведение. Основное содержание взаимоотношений, которое моделируется в игре, состоит в различных комбинациях соподчинения социальных ролей.
- Формирование реальных взаимоотношений между играющими детьми. Совместная игра невозможна без согласования действий.
Методы руководства играми детей
I. – Влияние на содержание, т.е. на выбор темы, развитие сюжета, распределение ролей и на реализацию игровых образов. А для того чтобы показать новые приемы или обогатить содержание педагог должен войти в игру, взяв на себя одну из ролей, в качестве примера.
II. – Метод формирования игры как деятельности. Он основан на трех принципах:
- когда воспитатель выступает в качестве играющего партнера;
- воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного возраста;
- На каждом этапе дошкольного детства при формировании игровых умений необходимо одновременно ориентировать детей как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнером – взрослому или сверстнику.
III. – Метод комплексного руководства игрой.
Компоненты комплексного руководства игрой
Педагогическая поддержка самодеятельных игр и обеспечение педагогических условий развития игры включают в себя:
- Обогащение детей знаниями и опытом деятельности
- Передача игровой культуры ребёнку (обучающие игры)
- Развивающая предметно-игровая среда
- Активизация проблемного общения взрослого с детьми.
Этапы развития игровой деятельности
- Ознакомительная игра (от 6 мес. до 1 г.)
- Отобразительная игра (от 1 г. до 2 лет)
- Сюжетно-отобразительная игра (от 2 до 3 лет)
- Предпосылки сюжетно-ролевой игры (от 3 до 4 лет)
- Ролевая игра (от 5 до 7 лет)
Творческие игры детей
Различаются:
- по содержанию (отражение быта, труда взрослых, событий общественной жизни);
- по количеству участников (индивидуальные, групповые, коллективные);
- по виду (игры, сюжеты которых придумывают сами дети, игры – драматизации – разыгрывание сказок и рассказов);
- строительные.
Воспитание и обучение в игре
Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний.
В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.
Ученые считают, что детские игры стихийно, но закономерно возникли как отражение трудовой и общественной деятельности взрослых людей. Умение играть возникает не путем автоматического переноса в игру усвоенного в повседневной жизни. Нужно приобщать детей к игре. И от того какое содержание будет вкладываться взрослым в предполагаемые детям игры, зависит успех передачи обществом своей культуры подрастающему поколению.
Связь игры с НОД:
- Образовательная область «Коммуникация» - способствует умению связно и последовательно пересказывать сказку, рассказ, диалог действующих лиц, давать характеристику персонажам, самостоятельно описывать и придумывать события, связанные со своим собственным опытом, объяснять переживаемое своим сверстникам.
- Образовательная область «Чтение художественной литературы» – нацелено на то, чтобы дети овладевали очень важными для с/р игры иносказаниями, учились эмоционально и интонационно-выразительно передавать характеры персонажей, проявляя собственное отношение к героям и их поступкам.
- Образовательная область «Познание» – на ряду со специальными знаниями дети приобретают обобщенные представления о возможностях разных конструкций, которые сами создают из имеющихся материалов. Постройки успешно используются в играх «Корабль», «Самолет», «Город будущего» и т.д.
- Образовательная область «Художественное творчество» - очень помогает детям при изготовлении игрушек самоделок, обогащающих предметно-развивающую среду условными по образу персонажами и предметами.
Выводы
Игра должны быть свободной от навязанной взрослыми «сверху» тематики и регламентации действий.
- Ребенок должен иметь возможность овладевать все более сложным языком игры – общими способами ее осуществления, увеличивающими свободу творческой реализации его собственных замыслов.
- Игра должна быть совместной деятельностью педагога и детей, где педагог есть играющий партнер, чтобы игра на всех возрастных этапах была самостоятельной деятельностью детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека сюжетно-ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста.
В данном пособии были использованы различные темы для сюжетно-ролевых игр, с постепенным усложнением сюжетной линии на весь учебный год. Надеюсь, что данное пособие будет интересным для педагогов....
примерное планирование сюжетно-ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста
Планирование сюжетно-ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста...
Картотека сюжетно-ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста
Основное содержание игры детей подготовительной группы детского сада - отражение отношений и взаимодействий взрослых друг с другом. Тематика игр может быть разнообразной. Также зде...
Сборник сюжетно-ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста
Сборник игр призван помочь развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учит вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль....
Перспективный план сюжетно-ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста
Перспективное планирование разработано в соответствии с прораммой "От рождения до школы"...
Методическая разработка "Сценарии сюжетно-ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста"
Методическая разработка для воспитателей по руководству сюжетно-ролевой игрой в старшем дошкольном возрасте...
Примерная тематика сюжетно-ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста.
Примерная тематика сюжетно-ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста. СупермаркетЦель: побуждать детей более широко использовать в играх знания об окружающей жизни, согласов...