Картотека наблюдений на прогулке для старшего дошкольного возраста
картотека (старшая группа)

Сахно Алёна Викторовна

Картотека наблюдений на прогулке для старшего дошкольного возраста по сезонам (осень, зима, весна, лето и целевые прогулки)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kartoteka_nablyudeniy_na_progulke_dlya_starshego_dv.doc550 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Казённое Дошкольное

Образовательное Учреждение

Детский сад «Солнышко»

Картотека опытов и экспериментов

для детей старшего дошкольного возраста

                                                                                Составитель:

                                                                                                   Сахно Алёна Викторовна,

                                                                                                        старший воспитатель первой

                                                                                                          квалификационной категории

с. Родино


Картотека наблюдений на прогулке для старшего дошкольного возраста

Осень

Наблюдение № 1

 Наблюдение за изменениями в природе. Предложить детям самостоятельно найти признаки осени в окружающей природе.

Дидактическая игра «Осенние слова» (упражнять в подборе прилагательных).

Какими словами можно сказать об осени? Осень какая? (золотая, красивая, солнечная, разноцветная, ласковая, задумчивая, печальная, тихая, поздняя, ранняя, ненастная, хмурая, грустная, дождливая, расписная, пестрая).

Наблюдение № 2

Продолжать наблюдение за признаками осени (сентябрь). Обсудить народные приметы и пословицы:

Ø     Сентябрь без плодов не бывает.

Ø     В сентябре прохладно, да сытно.

Ø     С сентября и лист на дереве не держится.

Ø     Сентябрь – золотой месяц грибников.

Ø     Осень студит воду.

Наблюдение № 3

Наблюдение за температурой. После длительных наблюдений за показаниями термометра на метеоплощадке, подвести детей к выводу, что в сентябре холоднее, чем в августе в среднем на 5 градусов.

Стихотворение А.С.Пушкина: Унылая пора! Очей очарованье!

Наблюдение № 4

Наблюдение за осадками. Характер осадков в сентябре – дождь и туман. Дети находят различия между затяжным и кратковременным дождями.

Что можно сказать о дожде осенью? (моросит, накрапывает, льет, идет, капает, хлещет, шумит, стучит по крыше).

Стихотворение С.Егорова «Осень»:

     

Наблюдение № 5

Наблюдение за утренним туманом и росой, объяснить причину этих явлений (большая разница между дневной и ночной температурой воздуха). Туман – мельчайшие капли воды в воздухе.

Стихотворение Е.Трутневой «Туман»:

 Наблюдение № 6

Наблюдение за ветром на метеоплощадке. Дети самостоятельно дают характеристику ветру: сильный, порывистый, слабый, кратковременный, ураганный. С помощью флюгера определить, откуда и куда дует ветер. Остается ли положение флюгера постоянным или оно меняется? Подвести детей к пониманию, что ветер может дуть с разных сторон.

Дидактическая игра «Ветер, ветер, ты какой?» (упражнять в подборе прилагательных). Ветер осенью какой? (сильный, слабый, легкий, приятный, ласковый, резкий, порывистый, ураганный, прохладный, свежий, холодный, ледяной, теплый, влажный, встречный, попутный, северный, южный, западный, восточный, утренний, осенний).

Наблюдение № 7

Наблюдение за продолжительностью дня. Наблюдение проводится с одного и того же места на участке детского сада. Дети постепенно подводятся к пониманию того, что долгота дня связана с движением солнца, с высотой его стояния.

Чтение потешки: Солнышко-ведрышко.

 Наблюдение № 8

Наблюдение за растениями. Обратить внимание на изменения цвета листьев березы, тополя. Дать характеристику поверхности листьев. Показать плоды шиповника, рябины. Рассмотреть семена у некоторых цветов (бархатцы, настурция), уточнить назначение семян и обратить внимание на разное количество семян у разных растений.

Наблюдение № 9

Наблюдение за листопадом. Обратить внимание на красоту золотой осени.

Стихотворение Ю.Капустиной «Осень»:

Наблюдение № 10

Наблюдение за листьями в сухую погоду. Предложить походить по опавшим листьям, послушать как они шуршат. Обсудить, почему листья шуршат (Новая вода в листья не поступает, а та, которую они получили от своего растения, постепенно испарилась. Листья высохли и стали ломкими. Если пойдет дождь, они опять намокнут и перестанут шуршать).

Дидактическая игра «Кто больше назовет действий?» Что можно сказать о листьях осенью? (желтеют, увядают, опадают, кружатся, засыхают, осыпаются, замерзают, можно собирать, шелестят, шуршат).

Наблюдение № 11

Наблюдения за растениями. Длительные наблюдения за созреванием плодов и семян деревьев и кустарников. Подвести детей к выводу, что созревание плодов и семян – это признак осени. В результате наблюдений сделать вывод, что у растений нет молодых побегов и свежей зелени, так как осенью прекращается рост растений.

Наблюдение № 12

Наблюдение за насекомыми. Усиленно питаются и прячутся от холодов; некоторые из них засыпают до весны, часть насекомых погибает, завершив жизненный цикл; бабочки-крапивницы залетают осенью в дома и там зимуют; бабочки- лимонницы забираются в щели коры деревьев и спят до весны; муравьи собираются в глубине муравейника и закрывают в него вход.

Наблюдение № 13

Наблюдение за распространением семян и плодов. Рассмотреть вместе с детьми разнообразные плоды деревьев и кустарников и определить, с помощью чего семена разносятся по земле (крылышки, пух, колючки, парашютики). В ветреные дни понаблюдать, как семена разносятся по участку. Определить роль ветра в распространении семян. Предложить детям отыскать на участке растения, для которых ветер – желанный гость.

Наблюдение № 14

Наблюдение за небом. Все чаще серое, кажется низким, сплошь покрыто тяжелыми тучами, быстро передвигающимися по небу. Выяснить причину быстрого движения туч.

Наблюдение № 15

Наблюдение за птицами. Обсудить с детьми, почему птицы улетают. Вспомнить птиц, которые собираются улетать.

Стихотворение В.А.Жуковского «Птичка»:

Наблюдение № 16

Наблюдение за насекомыми. Обратить внимание, что насекомых стало меньше, объяснить почему, куда они исчезли, предложить поискать насекомых на участке.

Дидактическая игра «Четвертый лишний»:  

Наблюдение № 17

Длительное наблюдение за многолетним растением – одуванчиком. Объяснить, что корень остался в земле. Отметить колышками место, где рос одуванчик – весной здесь вырастет новый.

Загадывание загадок об одуванчике.

 

Наблюдение № 18

Продолжать развивать у детей умение самостоятельно выделять признаки золотой осени. Предложить определить, на каких деревьях листья только краснеют, а на каких – желтеют (предложить зарисовать); понаблюдать, с каких деревьев листья опадают раньше – с молодых или старых. Какие из деревьев быстрее сбрасывают листву? (осина, береза); что способствует быстрому опаданию листьев? (ветер, заморозки). Обсудить с детьми, почему опадают листья.

Загадки об осени.

Наблюдение № 19

Наблюдение за деревьями и кустарниками. Сравнить деревья и кустарники по цвету коры, по плодам, семенам, форме кроны.

Упражнение «Правильно произнесите слова» - согласование существительных с числительными.

Одно дерево, два…, пять…

Одна сосна, две…, пять…

Дидактическая игра «Что будет, если…» Предложить подумать и ответить, что случится с деревом, если…(исчезнут птицы, дождевые червяки, грибы; если перестанет идти дождик; если снег не укроет его корни; не прилетят пчелы; человек повредит кору и т.п.)    

Наблюдение № 20

Наблюдение за признаками осени. Дни становятся короче; солнце – бледное и холодное, поднимается невысоко; небо прозрачное, бледно- голубое, все чаще его затягивают хмурые серые тучи; идет дождь мелкий, моросящий, затяжной, скучный, холодный; воздух прозрачный; становится все холоднее; лужи покрываются льдом; бывают туманы.

Наблюдение № 21

Продолжать наблюдение за признаками осени (октябрь). Обсудить народные приметы и пословицы:

Ø     Октябрь – грязник.

Ø     Осенью птицы летят низко – к холодной, высоко – к теплой зиме.

Ø     Если осенью листья берез начнут желтеть с верхушки – весна будет ранняя, начнут желтеть снизу – поздняя.

Ø     Весна красна цветами, а осень – снопами.

Ø     В осеннее ненастье сеет погод на дворе: сеет, веет, крутит, мутит, рвет, сверху льет, снизу метет.

Наблюдение № 22

Наблюдение за травянистыми растениями, их приспособлением к зиме: отмирают стебли и корни, но сохраняются семена.

Стихотворение А.Плещеева:

 

Наблюдение № 23

Рассматривание семян, обсудить, почему у семян толстая кожура, что помогает семенам перезимовать (снег). У многолетних растений отмирают наземные части, но живыми остаются клубни, луковицы, корневище.

Наблюдение № 24

Отыскать на участке разные по цвету листья: от темных, совсем старых, прошлогодних, поверхность которых превратилась в паутинку из жилок, до совсем свежих, зеленых, молодых. Предложить рассортировать их по цвету и по степени «старости», разложив в определенном порядке. Почему листья такие разные? Что с ними происходит? Если разложим их по кругу, то получим своеобразный «круговорот листьев» в природе: все начинается зеленым листом, им же и заканчивается. (Листья, в конце концов, превращаются в почву и дают жизнь новым растениям, новым листьям.)

Наблюдение № 25

Наблюдение за сосной, рассматривание. Подвести детей к выводу, что хвоя выполняет функцию листьев. Предложить подумать, почему зимой хвоя не опадает, как листья у лиственных деревьев.

Стихотворение В. Рождественского: Вот сосны. Прямоствольны и упруги…

Дидактическая игра «Подбери слово» - упражнять в употреблении и согласовании относительных прилагательных с существительными:

Ø     Сосновый – запах, бор, ствол.

Ø     Сосновая – шишка, ветка, хвоя, мебель.

Ø     Сосновое – полено, кресло, бревно.

Ø     Сосновые – иголки , шишки.      

Наблюдение № 26

Наблюдение за отлетом уток. Рассказать детям, что с приходом холодного времени года – осени – пищи для птиц стало мало, температура воды понизилась, поэтому они улетают туда, где тепло и много еды. Обсудить с детьми, почему водоплавающие птицы улетают позднее остальных.

Наблюдение № 27

Продолжать устанавливать связь между высотой стояния солнца и температурой воздуха. С этой целью провести длительные наблюдения (в начале, середине и конце месяца). Выбрать определенное место, время и ориентир (солнце находится над определенным домом: фиксируем дату и время в альбоме наблюдений и измеряем температуру воздуха). Подвести детей к выводу, что чем ниже находится солнце, тем ниже температура воздуха (фиксация в дневнике наблюдений).

Наблюдение № 28

Наблюдение за деревьями. Какое из деревьев сбросило листву последним. Сделать вывод о том, что после того как температура воздуха стала ниже нуля градусов, все деревья сбросили листву. Обратить внимание детей, что молодые ветки на деревьях не растут, почки на ветках крепко закрыты.

Дидактическая игра «Умный словесник» - упражнять в подборе имен существительных; обогащать словарный запас детей.

Листья растения, дерева, куста – (листва).

Опадание листьев осенью – (листопад).

Осадки в виде водяных капель – (дождь).

Движение воздуха над землей – (ветер).

Большое темное облако, из которого может пойти дождь, снег, град. – (туча).

Яркий свет в небе во время грозы, сопровождаемый громом – (молния).

Наблюдение № 29

Наблюдение за небом и осадками. Поздняя осень – предзимье. Небо серое, темное. Чаще идут дожди со снегом. Чаще идут дожди со снегом. Понаблюдать за звездным небом. Дуют снеговые ветры (дать понятие «снеговей»).

Стихотворение Г.Ладонщикова «Поздняя осень»:

Наблюдение № 30

Наблюдение за изморозью и инеем. Во время заморозков появляется изморозь (это появление ледяных корок на деревьях, на земле и на всех предметах). Иногда она игольчатая. Сравнить изморозь с инеем (иней на земле, и на траве). Иней образуется также как и роса. Он может быть и летом, т.к. это кристаллы воды (роса, когда температура воздуха выше 0 градусов).

Сравнить появление изморози с понижением температуры воздуха (наблюдение за термометром).

Наблюдение № 31

Наблюдение за осадками. Понаблюдать за изморозью и первым снегом. Вспомнить, чем различаются изморозь, иней, снег. Отметить переход дождя в мокрый снег, связать это с изменением температуры воздуха.

Стихотворение Е.Трутневой «Первый снег»:

Наблюдение № 32

Продолжать наблюдение за солнцем: светит все реже, поднимается невысоко. В ноябре короткие дни и длинные ночи. Ноябрь – сумерки года (обсудить с детьми, почему так говорят).

Дидактическая игра «Кто больше назовет действий?» (упражнять в подборе прилагательных). Что можно сказать про солнышко, какое оно? (ласковое, доброе, лучистое, желтое, красное, яркое, теплое, жаркое, огненное).

Наблюдение № 33

Наблюдение за растениями. Растения приготовились к зиме. Деревья стоят без листьев, но почки есть. Рассмотреть почки по форме, величине, цвету. Объяснить, что деревья уже не растут, находятся в покое.

Чтение стихотворения А.С.Пушкина «Осень»:

Наблюдение № 34

Наблюдение за птицами. Уточнить, какие птицы остались зимовать, понаблюдать, кто из них прилетает к кормушке. Обратить внимание детей, что птицам все труднее добывать корм; обсудить, как можно помочь.

Стихотворение О.Г.Зыковой «Синицы»:

 


Зима

Наблюдение № 1

Наблюдение за изменениями в природе. Предложить самостоятельно найти признаки зимы.

Дидактическая игра «Кто больше?» - упражнять в подборе определений к существительным.

Какими словами можно сказать о зиме? Зима какая? (волшебная, сказочная, снежная, морозная, вьюжная, сверкающая, зима-волшебница, холодная, красивая и т.д.)    

Наблюдение № 2

Наблюдение за погодой. Отметить изменения в погоде. Раньше люди закликали зиму, весну, лето, дождь, солнце и т.д.

Русская народная закличка: «Приходи, зима»

Наблюдение № 3

Наблюдение за температурой воздуха. Измеряя день за днем температуру воздуха, подвести детей к выводу, что понижение температуры воздуха приводит к заморозкам на почве.

Стихотворение М.Сухоруковой «Декабрь студеный»:

Наблюдение № 4

Наблюдение за ветром и осадками. Во время сильного ветра понаблюдать за перемещением снега, установить, почему глубина снега в разных местах разная (использовать снегомер). Рассказать детям о снегозадержании на полях, вдоль железной дороги.

Стихотворение В.Лисичкина «Ветерок»:

Наблюдение № 5

Наблюдение за снегопадом. Выяснить зависимость характера состояния снега от погоды: в морозный день при отсутствии ветра снег падает отдельными снежинками, в сравнительно теплую погоду – снежными хлопьями, в сильный мороз при ясном небе – снегопад «иголочками».

Стихотворение И.Сурикова:

Наблюдение № 6

Наблюдение за снегом. Обсудить с детьми, что происходит, когда снег скрипит под ногами (с хрустом ломаются лучики снежинок). В разную погоду рассмотреть снежинки через лупу.

Дидактическая игра «Кто больше?»:

Какие снежинки?  (ажурные, серебристые, нежные, холодные, пушистые, кружевные, легкие, белые…)

Стихотворение С.Баруздина «Снежинки»:

Наблюдение № 7

Наблюдение за снегом. Установить зависимость между температурой воздуха и агрегатным состоянием снега с помощью термометра (липкий, рассыпчатый, сухой).

Дидактическая игра «Кто больше?»

Какой снег зимой? (белый, пушистый, серебристый, мохнатый, махровый, молочный, чистый, воздушный, тяжелый, искристый, холодный, легкий, мокрый, блестящий, красивый, хрустящий, рассыпчатый, мягкий, рыхлый, глубокий, липкий, скрипучий).    

Наблюдение № 8

Наблюдение за долготой дня. Отметить в календаре самый короткий день – 22 декабря. Обсудить с детьми, что это по народному календарю день солнцеворота. С 9 декабря, по народным приметам, наступают сильные холода.

Наблюдение № 9

Продолжать наблюдение за признаками зимы (декабрь). Обсудить народные приметы и пословицы:

Ø     Солнце в декабре светит, но не греет.

Ø     Декабрь – пора хмурого неба и рано вечереющих дней.

Ø     Год декабрем кончается, а зима начинается.

Ø     В зимний холод всякий молод.

Ø     Не велик мороз, да краснеет нос.

Наблюдение № 10

Продолжать наблюдение за снегом при постройке снежных фигур. Показать, что пластичность, вязкость снега зависят от его влажности (полить снег водой и слепить фигурку). Подчеркнуть, что снег стал влажный и липкий.

Дидактическая игра «Слова-родственники» - упражнять в подборе однокоренных слов (к слову «снег»).

Ø     Как называется комок из снега, который бросают, играя?  (Снежок)

Ø     А звездочка из снега?   (Снежинка)

Ø     Кого лепят дети зимой из снега?   (Снеговика)

Ø     Как называют внучку Деда Мороза, снежную девочку?    (Снегурочка)

Ø     А цветы, которые первыми вырастают из-под снега?     (Подснежники)

Наблюдение № 11

Наблюдение за следами на снегу: зверей, людей, птиц, лыж, санок, машин (учиться определять, свежий след или он оставлен давно). Сравнить следы птиц на рыхлом снегу и утоптанном.

Стихотворение Н.Голиновской «Письмо на снегу»

Упражнение «Назови правильно, чей след» - развивать грамматический строй речи :

Наблюдение № 12

Опыт. Защитные свойства снега. Поместить баночки с одинаковым количеством воды:

ü     На поверхности сугроба,

ü     Зарыть неглубоко в снег,

ü     Зарыть глубоко в снег.

Понаблюдать за состоянием воды в баночках.

Обсудить с детьми значение снежного покрова для жизни растений (в сугробе теплее, поэтому надо засыпать снегом корни деревьев и кустарников).

Наблюдение № 13

Наблюдение за сосной.

Стихотворение А.Блинова «Компас в лесу»:

Предложить взять компас и исследовать дерево. Может ли оно служить своеобразным компасом? Если нет, то почему? (например, на открытом месте крона сосны бывает одинаково пышной).

Наблюдение № 14

Опыт. Замерзание воды – где вода быстрее замерзнет? В подносе с водой или в ведерке? Объяснить, почему на подносе замерзнет быстрее. Обсудить с детьми, почему нельзя выходить на лед.

Дидактическая игра «Кто больше?» - упражнять в подборе определений к существительным. Лед какой? (прозрачный, тонкий, толстый, блестящий, стеклянный, голубой, скользкий, гладкий).

Наблюдение № 15

Привлечь внимание детей к деревьям, покрытым инеем. Иней образуется из мелких ледяных пластинок, которые располагаются рядами вдоль веточек. На солнце иней блестит, искрится, на закате становится розовым, рано утром и вечером – голубым. Объяснить, что в отличие от снега и льда, иней деревьям не вреден.

Стихотворение А.Каминчук «Зима»:

Наблюдение № 16

Опыт. Выявление механизма образования инея. Термос с горячей водой вынести на прогулку. Подержать над горячим паром тарелку и дать ей остыть. На тарелке образуется иней. Сделать вывод, почему в природе образуется иней. Обсудить, почему в морозный день волосы и воротники покрываются инеем.

Наблюдение № 17

Наблюдение за тенью. Сравнить тени на снегу и на асфальте; тень от здания и от столба фонаря вечером.

Загадка: Хоть весь день гоняйся за ней – не поймаешь.   (тень).

Наблюдение № 18

   Наблюдение за температурой воздуха. Регулярно измерять температуру воздуха и заносить ее в дневник наблюдений. В конце месяца обобщить эти наблюдения и сделать вывод, почему январь называют самым лютым из всех зимних месяцев.

Наблюдение № 19

Наблюдение за состоянием снега. Уточнить зависимость между температурой воздуха и состоянием снега (липкий, рыхлый). Наблюдение за явлением снеговал: на деревьях образуются снежные навесы – шатры, при этом молодые тонкие деревца могут сломаться.

Стихотворение Ф.Тютчева: Чародейкою Зимою, Околдован, лес стоит –

Наблюдение № 20

На метеоплощадке. Вынести на прогулку вертушку. Выявить связь между сильным ветром и быстрым вращением вертушки. Установить связь между силой ветра и формой, местонахождением сугробов. Измерить условной меркой глубину сугробов до и после снегопада. Сделать вывод, почему в одних местах снег глубокий, а в других его почти нет.

Стихотворение А.С.Пушкина «Зимний вечер»:

Наблюдение № 21

Опыт со снегом. Набрать снег в стакан и внести в группу. Что произошло со снегом в комнате? Рассмотреть воду, отметить, что она грязная. В ней сажа, пыль, мелкие предметы и т.д. объяснить, что, падая, снежинки собирали все, что находилось в воздухе. Со снегом в организм могут попасть различные бактерии, поэтому брать снег в рот нельзя. Кроме того, от холодного снега может заболеть горло.

Стихотворение И.Лопухиной «Снегопад»:

     Тихо, тихо, как во сне,

     Падает на землю… СНЕГ.

     С неба все скользят пушинки –

     Серебристые… СНЕЖИНКИ.

     Кружатся над головою

     Каруселью… СНЕГОВОЮ.

     На проселки, на лужок

     Все снижается… СНЕЖОК.

     Землю белой, чистой, нежной

     Застелили постелью…СНЕЖНОЙ.

     Вот веселье для ребят –

     Все сильнее… СНЕГОПАД.

     Все бегут вперегонки,

     Все хотят играть в …СНЕЖКИ.

     Снежный ком – на снежный ком,

     Все украсили… СНЕЖКОМ,

     Словно в белый пуховик

     Мы одели… СНЕГОВИК.

     Рядом – снежная фигурка –

     Это девочка… СНЕГУРКА.

Наблюдение № 22

Наблюдение за поведением птиц на кормушке. Ориентироваться по следам на снегу; кто из птиц прилетал к кормушке. Выяснить, какой корм какой птице нужен. Отметить особенности поведения воробьев: задорно чирикают – чувствуют прибавку света. Если воробей нахохлился – к морозу, перышки приглажены – к теплу. В январе уже можно услышать песенку синицы. Сделать вывод о том, что птицы первыми реагируют на прибавление света.

Стихотворение А.Яшина «Покормите птиц»:

Наблюдение № 23

Наблюдение за деревьями. После сильных морозов рассмотреть кору деревьев, есть ли морозобойные трещины на стволе, рассказать детям, как образуются трещины. Рассмотреть почки на деревьях, напомнить, что дерево – живое, и весной из почек распустятся листья.

Приметы:

Ø     В феврале много инея на деревьях – будет много меда.

Ø     Снег прилипает к деревьям – тепло будет.

Наблюдение № 24

Наблюдение за сугробом. Обычно снег на землю ложится слоями. Предложить лопатой разрезать сугроб, обратить внимание на «плотность» снега.

Стихотворение И.Лопухиной «Сугроб»:

Наблюдение № 25

Наблюдение за состоянием погоды. Развивать умение самостоятельно распознавать и называть снегопад, поземку, мороз, вьюгу, иней. Учить детей сравнивать эти явления, находить сходство и различия.

Дидактическая игра «Кто больше?» - упражнять в подборе определений к существительным и глаголов, соответствующих зимним явлениям.

Какой зимний день? (морозный, холодный, ясный, снежный, короткий, ветреный, сказочный).

Мороз (что делает?) морозит, трещит, крепчает, вымораживает, стоит, ударяет, слабеет, сковывает, стоять не велит.

Ветер (что делает?) дует, метет, несет(снег), завывает, воет, кружит.

Наблюдение № 26

Определение погоды по приметам. Обсудить с детьми народные приметы:

Ø     дым из трубы столбом – к морозу; дым стелется – к оттепели;

Ø     собаки валяются в снегу – к метели;

Ø     птица хохлится – к непогоде;

Ø  ярко сверкают звезды – к морозу.

Наблюдение № 27

Наблюдение за зимним ветром. Во время метели, вьюги выявить характерные признаки этих явлений. Сравнить поземку, метель, пургу – в чем сходство и различие (в направлении, силе, равномерности ветра).  

В холодный ясный зимний день по дорогам «бегут» снежные струи. Сильный ветер поднимает в воздух снежную пыль, и вдоль дорог стелется белая пелена – это поземка. Поземка уносит снег с полей в овраги, рвы и ямы. Поземку, когда сильный порывистый ветер крутит снег над землей и полностью закрывает даль, называют метелью. Если в это время падает снег и сугробы быстро растут, надо переждать непогоду. В метель идти или ехать нельзя: можно сбиться с дороги и замерзнуть. Какие сказки о метели вы знаете?  («Бабушка Метелица» (братья Гримм), «Морозко» (русская народная сказка), «Двенадцать месяцев» (В.Одоевский) и др.)

Стихотворение А.С.Пушкина:  Буря мглою небо кроет,

Наблюдение № 28

Наблюдение за погодой в сильный мороз (в группе). Обратить внимание на узоры на окнах, полюбоваться их красотой. Откуда взялись узоры на окнах, кто их нарисовал?(Их рисует Мороз Иванович) Чем же рисует Мороз Иванович? Водой, прозрачным водяным паром, который всегда есть в воздухе. Есть он и в комнате, и между двойными рамами окон – всюду! Теплые пары воды оседают на холодных стеклах окон и превращаются в кристаллики льда так же, как образуются снежинки в небесной вышине. Ледяные кристаллики соединяются между собой, группируются на неровностях, на еле заметных царапинках на стеклах, и постепенно на окне вырастает ледяной сад с необычными цветами, сверкающими в лучах зимнего солнца. Таким образом, узоры появляются, потому что поверхность стекла неровная (это можно увидеть через увеличительное стекло, невооруженным глазом этого не видно).

Стихотворение Н.Найденовой: Удивительный художник у окошка побывал.

Наблюдение № 29

Наблюдение за деревьями. По особенностям ствола, расположения веток, особенностям почек дети различают деревья: береза (белый ствол и тонкие свисающие веточки, отходящие от крупных сучьев),  ива (пепельно – серый ствол), лиственница (темный ствол с толстой корой и опущенными ветками), тополь (серый ствол с поднятыми вверх ветками), сосна (в нижней части ствола кора толстая, темная, красновато – бурая, бороздчатая).

Наблюдение № 30

Продолжать наблюдение за признаками зимы (февраль). Заметное прибавление дня, сильные ветры.

Стихотворение С Маршака «Февраль»:

Пословица: Февраль придет, все пути занесет.

Наблюдение № 31

Опыт. Продолжить знакомство детей со свойствами воды: при замерзании вода расширяется. Содержание: на прогулке в сильный мороз выносится стеклянная бутылка, заполненная водой, и оставляется на поверхности снега. На следующий день дети видят, что бутылка лопнула. Обсудить с детьми, почему это произошло, подвести детей к самостоятельным выводам (вода, превратившись в лед, расширилась и разорвала бутылку).

Наблюдение № 32

Продолжать наблюдение за изменением термометра. Напомнить, что каждая черточка обозначает один градус. Когда столбик термометра стоит выше красной линии, он обозначает, что тепло. Чем выше столбик красной линии, тем теплее. Если столбик опускается ниже красной линии, наступает мороз. Чем ниже столбик, тем сильнее мороз.

Стихотворение Е.Трутневой «Морозный ветер»:

Наблюдение № 33

Наблюдение за солнцем. Солнце поднимается выше, становится ярче, теплее, на солнечной стороне появляются проталины; происходит прибавка светового дня (чем выше солнце, тем длиннее день).

Наблюдение № 34

Наблюдения за снежным покровом. Обсудить защитные свойства снега. В теплый солнечный день понаблюдать за появлением воронок в снегу вокруг стволов деревьев. Обсудить, почему появились воронки. Для подведения детей к самостоятельному выводу предложить потрогать темную и светлую одежду и убедиться, что темная одежда быстрее нагрелась на солнце. Сравнить появление воронок у березы. Закрепить в представлении детей понятие «наст», когда он появляется и почему.

Наблюдение № 35

Наблюдение за строением почек. Рассмотреть крупные почки тополя. Каждый ребенок получает по небольшой веточке (срезанной с поросли, которая весной подлежит удалению), отрывает почку и, вскрывая ее, рассматривает строение. Дети самостоятельно делают открытие: почки – это скрученные маленькие листочки. Пока холодно, они спят. Чтобы листочки не замерзли, на них надето «пальто» - плотные темные чешуйки; чтобы «пальто» не распахивалось под ветром, вместо пуговиц служит липкая смола. Придет время – смола исчезнет и почки раскроются.


весна

Наблюдение № 1

Обсудить с детьми (в солнечный день), почему март называют «утром года». Выявить взаимосвязи в природе: солнце пригревает все теплее, следовательно, снег тает, превращается в воду, вода пропитывает почву, следовательно, появляются условия для роста растений: набухают почки на деревьях, а на проталинах, там, где прогревает солнце, появляется первая травка.

Русская народная потешка: Идет матушка-весна,

Наблюдение № 2

Наблюдение за поведением птиц на участке, побуждать детей к самостоятельным выводам – в чем проявляется весеннее оживление в жизни птиц: звонкая песенка синиц, воробьи подбирают себе пары, вороны сидят на яйцах.

Стихотворение И.Никитина: Звонко тенькает синица

Дидактическая игра «Кто больше назовет действий?» - упражнять в подборе глаголов, соответствующих весенним явлениям природы.

- Что делают птицы весной?  (прилетают, возвращаются в родные края, вьют гнезда, поселяются в скворечниках, выводят птенцов и т.. д).

Наблюдение № 3

Наблюдение за солнцем на небе. Предложить детям измерять длину тени от дерева в одно и то же время в течение недели. Убедиться, что тень с каждым днем становится короче. Отметить это в дневнике наблюдений. Сделать вывод о том, что солнце с каждым днем поднимается все выше.

Наблюдение № 4

Сравнительное наблюдение, что изменилось по сравнению с февралем: снег тает на солнце, рыхлый, ручейки в солнечную погоду, сосульки, капель (откуда берется, как звенит).

Дидактическая игра «Угадай!»:

Ø     веселая, звонкая, прозрачная – что это? (капель, сосулька).

Ø     Холодный, снежный, светлый, весенний, солнечный – что это? (день).

Наблюдение № 5

Наблюдение за небом. Появляются кучевые облака, в солнечную погоду небо голубое. Показать зависимость количества облаков от таяния снега. Уточнить, что снег и лед – это разное состояние воды.

Наблюдение № 6

Наблюдение за изменениями погоды. Становится еще теплее, появились проталины, началась капель.

Дидактическая игра «Умный словесник» -развивать логическое мышление.

Ø     Падение с крыш или деревьев тающего снега каплями, а также сами эти капли. (капель).

Ø     Совсем маленькая капля (капелька).

Ø     Теплая погода зимой или весной, когда тает снег и лед (оттепель).

Ø     Место, где стаял снег и открылась земля (проталина).

Стихотворение Ф.Тютчева:    Зима недаром злится,

Наблюдение № 7

Наблюдение за кормушкой. Какие птицы прилетают к дереву? Какая еда им больше нравиться? Что едят воробьи, синицы, голуби? Какого цвета перья у синицы? У голубя? Кто из них больше? Что помогает птицам летать? А можем ли мы летать? Почему?

Загадка: Рук нет, а строить умеет (птица).

Наблюдение № 8

Наблюдение за таянием снега. Где он тает быстрее всего? (у ствола дерева). Корни деревьев впитывают воду. На крышах домов с солнечной стороны часто появляются сосульки. Подумайте, почему?

Дидактическая игра «Умный словесник»:

Ø     Незамерзшее или уже растаявшее место на ледяной поверхности реки, озера, моря (полынья)

Ø     Разлив реки при таянии снега и вскрытии ото льда весной (половодье).

Ø     Время, когда дороги становятся малопроезжими от грязи (распутица).

Ø     Небольшой водный поток (ручей).

Ø     А как назвать его ласково? (ручеек).

Наблюдение № 9

Продолжать наблюдение за признаками весны (апрель). Обсудить народные приметы и пословицы:

Ø     Много снега – много хлеба.

Ø     Вода с гор потекла – весну принесла.

Ø     Весенний дождь лишним не бывает.

Ø     Длинные сосульки – к долгой весне.

Ø     Из берез течет много сока – к дождливому лету.

Стихотворение С.Маршака «Апрель»:

Наблюдение № 10

Наблюдение за воздухом.   Какими свойствами обладает воздух? (бесцветный, прозрачный, без запаха). Как вы думаете, где воздух лучше – в лесу или в городе? (лесной воздух не только чистый, но и целебный. В городе воздух совсем другой: он пахнет бензином и выхлопными газами автомобилей, загрязнен частицами пыли и копоти. Такой воздух вреден и для человека, и для растений.).  Подумайте, когда воздух в городе становится свежее, чище? (после дождя или сильного снегопада. Дождевые капельки и снежинки очищают, промывают воздух, унося с собой пыль и копоть). Что делают люди, чтобы очистить городской воздух? (люди сажают в городе деревья, особенно хорошо очищает воздух тополь).  

Стихотворение «Прозрачный невидимка»:

Наблюдение № 11

Наблюдение за признаками весны в неживой природе. Как изменился снег  с приходом весны? Что стало с водой, которая образовалась от таяния снега? Как изменилась почва с приходом весны?

Дидактическая игра «Подбери слово» - упражнять а подборе существительных и в правильном согласовании слов.

Наблюдение № 12

Объяснить детям понятие «ледоход», рассказать, что после ледохода начинается бурное пробуждение природы. Сначала лед на реках темнеет, потом во льду появляются трещины, и лед раскалывается. На реках льдины несутся быстро, сталкиваясь и нагромождаясь друг на друга.

Стихотворение В. Берестова «Весенняя сказка»:

   

Наблюдение № 13

Наблюдение за таянием снега и льда. Задание детям: определить, где снег и лед тают быстрее (на солнце или в тени). Почему утром на лужах лед, а днем он превращается в воду? Почему сосульки с солнечной стороны тают, а в тени – нет? Установить связь с температурой воздуха, используя термометр. Обратить внимание на образование луж, ручейков (игра с лодочками).

Дидактическая игра «Кто больше назовет действий?» - упражнять в подборе глаголов.

- Что можно сказать о снеге? Снег что делает?  (идет, падает, кружится, летает, ложиться, блестит, тает, переливается, скрипит…)

Наблюдение № 14

Продолжать наблюдение за признаками весны, за изменениями погоды. Снега почти не осталось. Почему?

Дидактическая игра «Скажи наоборот о весне» - учить подбирать антонимы к словам.

Наблюдение № 15

Наблюдение за вербой. Обратить внимание, что на вербе уже появились белые «барашки».

Приметы:

Ø     Увидел на вербе пушок, - весна под шесток.

Ø     Без вербы – не весна.

Наблюдение № 16

Наблюдение за деревьями. Объяснить детям, что у деревьев весной начинается сокодвижение. На участке найти дерево, у которого из трещины на коре выделяется сок, и обратить внимание на то, что возле трещины собираются насекомые – любители «сладкого». Объяснить детям, что стало тепло, и вода с растворенными веществами из почвы поднимается по стволу к почкам, они оживут и распустятся листья.

Упражнение на составление и распространение предложения.

Ø     На опушке выросла (какая?) … сосна. (Какая? высокая, стройная, красивая).

Ø     У неё (какой?) … ствол. (какой? длинный, прямой, голый).

Ø     Только вверх растут (какие?)… ветки (какие? Густые, пушистые, иглистые).

Наблюдение № 17

Наблюдение за одеждой людей. Как изменилась температура воздуха с приходом весны? Почему люди стали одеваться легче?

Стихотворение Ф.Льва «Весна-красна»:

Наблюдение № 18

Наблюдение за почвой. Предложить детям посмотреть, какое место участка просыхает быстрее (с глинистой почвой или с песчаной). Объяснить, что глинистая почва сильнее удерживает воду и поэтому долго не сохнет, а песчаная – пропускает воду и поэтому быстро просыхает. Обратить внимание на то, что на глинистой почве растений мало, а на песчаной почве растения появляются раньше, но потом быстро засыхают.

Наблюдение № 19

Наблюдение за насекомыми. Предложить детям найти насекомых. Установить связь между прилетом птиц и появлением насекомых. Подвести детей к выводу, что апрель – это месяц, когда все просыпается в живой и неживой природе (у нас в мае).

Стихотворение «Ты сачком их не лови!»:

Наблюдение № 20

Наблюдение за опавшими листьями после таяния снега. Вспомнить, какими они были осенью, сравнить, отметить изменения. Объяснить детям, что все ценные питательные вещества, которые были в листьях, вернулись обратно в землю. Корни деревьев добывают пищу, и дерево растет.

Наблюдение № 21

Наблюдение за почками тополя. Обратить внимание на то, что они крупнее по сравнению с березой.

Стихотворение В.Товаркова «Первые листья»:

Дидактическая игра «Кто больше назовет действий?» - упражнять в подборе глаголов.

- Что делают почки весной?  (наливаются, набухают, лопаются, развертываются в зеленые листья, растут, раскрываются, из почек появляются первые листочки – нежные, зеленые, душистые, пахучие…)

Наблюдение № 22

Наблюдение за тенью. В солнечный день обратить внимание детей на темное пятно тени, которое постоянно следует за ними. Откуда оно? Где еще есть такие темные пятна? (Найти как можно больше). На что похожи тени детей? Предложить детям попробовать догнать свою тень. Почему это невозможно? А можно ли догнать чужую тень? Как это сделать?

Пословица: От высокого дерева и тень большая.

Наблюдение № 23

Наблюдение за дождем. Учить видеть связь между весенним теплым дождем и пробуждением живой природы: мелкие листочки становятся крупнее, подрастает молодая травка, начинают цвести одуванчики, появляются дождевые черви. Объяснить, почему они появляются.

Наблюдение № 24

Наблюдение за облаками. Облака не могут быть похожи друг на друга, они постоянно изменяют свою форму. Предложить рассмотреть облака и сказать, на что они похожи.

Пальчиковая игра «Облако»:

Наблюдение № 25

Наблюдение за солнцем. Уточнить, когда солнце греет сильнее: утром, днем или вечером. С этой целью вынести металлические предметы на утреннюю и вечернюю прогулки, понаблюдать, какие предметы сильнее нагреются – темные или светлые. Подвести детей к выводу, что почва темного цвета, она удерживает тепло.

Наблюдение № 26

Наблюдение за деревьями. Солнце – это источник тепла. Разные деревья по разному относятся к значениям температуры. Одни из них выдерживают холод, другие способны жить только в тепле. От количества тепла зависит и начало появления листьев.

 Наблюдение № 27

Наблюдение за распусканием листьев на деревьях и кустарниках. Отметить, что распускаются листья не одновременно на разных растениях. Первыми распускают листья ольха, осина, а затем береза. На распускание листьев требуется много питательных веществ. Эти питательные вещества поступают к почкам из корней по стеблю.

Наблюдение № 28

Наблюдение за растениями. Выявлять признаки пробуждения растений (набухание почек). Учить узнавать растения по почкам. Цветение березы – сережки. При наблюдении за цветением березы уточнить знания детей о том, что сережки – это цветы.

Стихотворение А.Прокофьева «Береза»:

Наблюдение № 29

Наблюдение за грозой. Обратить внимание на изменения в природе перед грозой. Понаблюдать, что происходит раньше – гремит гром или сверкает молния и почему. Обсудить с детьми, что общего и чем отличается грозовой ливень от других видов дождей (кратковременный, затяжной, моросящий, грибной). Вспомнить правила поведения во время грозы.

Загадка о грозе.

Наблюдение № 30

Наблюдение за трудом взрослых в огороде. Помочь ребенку запомнить огородный инвентарь, понимать его назначение.

Дидактическая игра «Для чего?»:

Ведущий задает вопросы, дети по очереди отвечают. За ответ – фишка. Победитель тот, кто набрал больше фишек.

Вопросы:

Ø     Какие орудия труда огородника ты знаешь?

Ø     Для чего люди выдумали лопату, грабли, тяпку, лейку?

Наблюдение № 31

Предложить послушать звуки кукушки. В отличие от других птиц, кукушка не вьет весной гнезда для высиживания яиц. Она подкладывает свои яйца в гнезда других птиц.

Стихотворение О.Г.Зыковой «Кукушка»:

Наблюдение № 32

Наблюдение за землей и почвой. Почва растениям – деревьям, кустарникам, травам и цветам – необходима, потому что именно из нее все они получают свою пищу – влагу и питательные вещества. А что произойдет с почвой, если будет очень жарко и сухо? Как это повлияет на растения? Какой становится почва, когда идет дождь или мы поливаемее из лейки? Зачем нужно рыхлить почву? Кто, кроме человека, рыхлит ее?

Стихотворение «Часть родной земли»:

Наблюдение № 33

Наблюдение за жизнью зимующих птиц весной. Чем отличается жизнь птиц весной от жизни их осенью и зимой?  (теперь они реже прилетают к кормушке).

Стихотворение О.Г.Зыковой «Синицы»:


лето

Наблюдение № 1

Наблюдение за изменениями в природе. Предложить найти признаки лета.

Стихотворение Л.Некрасовой «Лето»:

Наблюдение № 2

Наблюдение за цветением черемухи, обсудить ароматы, почему такие ароматные. Напомнить, что цветы – это будущие плоды. Сравнить с цветением тополя и березы. Познакомить детей с народной приметой, что черемуха цветет в период похолодания. Обратить внимание на появление большого количества мух, комаров и других летающих насекомых.

Стихотворение В.Жуковского «Черемуха»

Дидактическая игра «Я видел на нашем дереве…» - развивать  память, помочь вспомнить особенности жизни дерева. Ведущий говорит: «Я видел на нашем дереве листок». Каждый ребенок должен воспроизвести фразу предыдущего участника, дополнив своим объектом. Следующий говорит: «Я видел на нашем дереве лист и цветок»,  третий: «Я видел на нашем дереве лист, цветок и птицу» и т.д.  

Наблюдение № 3

Наблюдение за насекомыми. Насекомых с каждым днем становится все больше: комары, бабочки, жуки. Учить различать несколько видов бабочек (капустница, ). У бабочек очень красивый узор на крылышках – один из самых красивых, среди созданных природой. Но хватать бабочек за крылышки нельзя, так как они покрыты нежной пыльцой, которую легко стереть, а ведь бабочка после этого не сможет летать. Объяснить детям, что бабочки откладывают яички, из этих яичек потом вылупляются гусеницы, которые поедают листья растений. Позже гусеницы опутывают себя нитью, выделяемой из брюшка, и превращаются в куколок, а уже из куколок вновь появляются бабочки.

Приговорка: Бабочка-коробочка,

Наблюдение № 4

Наблюдение за дождевым червяком. Выяснить, кто из ребят видел этих обитателей почвы раньше. Где это было? Почему черви называются дождевыми? Когда легче всего можно их обнаружить? Обратить внимание детей на то, что эти подземные жители чаще всего вылезают из своих норок во время дождя. Вода заполняет их норки, и им не хватает воздуха. Предложить ребятам собирать всех дождевых червяков, которые оказались на пешеходной дорожке, и переносить их в безопасное место: на клумбу, под дерево, на огород. Обсудить, зачем нужно это делать. Что бы могли сказать детям эти животные, если бы умели говорить?

Стихотворение О.Г.Зыковой «Дождевой червяк»

Наблюдение № 5

Наблюдение за изменениями погоды. Продолжать обогащать и закреплять «погодный» словарь. Учить детей точно описывать погоду, активнее использовать в своей речи эпитеты, образные выражения. Почему летом так жарко, а зимой наоборот холодно?

Словарь: жарко, жара, жарища, жаркий день, жарко печет солнце, жарко, как в печке.  

Наблюдение № 6

Наблюдение  за кипреем и полынью. В народе кипрей называют – иван-чай, иван-трава, бурьян, верба-трава, дикий лен, медовая трава, пушник, теплый цветок. Рассказать детям, что кипрей – очень хороший медонос. Свежий кипрейный мед совершенно прозрачный, стакан с медом кажется пустым. Этот мед обладает лечебными свойствами. И знатоки говорят, что он самый сладкий. А еще кипрей заваривают как чай.

Почему на Руси цветок нарекли Иваном? Может, потому, что бедным Иванам другой чай был не по карману? А может, стали так звать за характер: храбрый, сильный, стойкий цветок, как русский Иван.

Стихотворение Е.Серовой: На лугу расцвел кипрей.

Наблюдение № 7

Опыты с песком. Одно из основных свойств сухого песка – сыпучесть. Он тоже не имеет своей собственной формы: форма изменяется с каждым новым сосудом, в который его помещают. А что будет, если песок намочить? Тогда он перестанет быть сыпучим. Из влажного песка можно лепить куличики, создавать разные фигурки с помощью песочных формочек.

Наблюдение № 8

Наблюдение за растениями. Вспомнить с детьми, что огромное царство растений делится на 3 государства: государство деревьев, государство кустарников, государство трав и цветов. Условия, необходимые для роста растений – это солнечный свет, вода, тепло.

Наблюдение № 9

Наблюдение за птицами. Обратить внимание на их разнообразие.

Стихотворение С.Д.Дрожжина «Птичка»:

Наблюдение № 10

Наблюдение за почвой. Сделать небольшую ямку на территории детского сада и постараться посчитать, сколько корешков вы там обнаружите: много или мало? С помощью таких корешков земля поит и кормит деревья, травы, кусты. Она для них – настоящая столовая.

Стихотворение Э. Мошковской. «Давайте оставим немного земли»

Наблюдение № 11

Наблюдение за сверканием молнии во время грозы (наблюдение проводится в глубине группы напротив окна). Молния – это сильная электрическая искра (разряд), которая возникает от столкновения туч при их сильной электризации. Молнии бывают узкие, длинные, похожи на линейку и поэтому называются линейными. Бывает еще и шаровая молния она имеет форму шара (иногда вытянутая). Цвет молнии – белый, голубой, фиолетовый и черный.

Как надо вести себя во время грозы? Грозы и молнии не стоит бояться, но их надо остерегаться:

Чтение стихотворения Е.Кохан «Туча»:

Наблюдение № 12

Наблюдение за насекомыми. Как передвигаются насекомые?  (Они умеют ползать, ходить, летать, плавать, прыгать, и бегать).  Чем питаются насекомые?  (зеленые листья, созревшими плодами, опавшими листьями, корой деревьев, другими насекомыми, цветочной пыльцой). Как насекомые спасаются от врагов? (природа дарит им защитную окраску, некоторым отпугивающую окраску, у многих есть острое жало).

Стихотворение: Когда в душистом сосняке

Наблюдение № 13

Продолжать наблюдение за почвой. Вспомнить загадки, пословицы, которые отражают связь растений и плодородие почвы. Например:   «В долг зерном берет, караваем отдает»;    «Никого не родила, а все матушкой зовут». Почему землю называют «чудесной кладовой»?

 Наблюдение № 14

Рассмотреть с детьми пень на участке (использовать лупы). Потрогать оставшуюся кору: она рыхлая или твердая? Как вы думаете, это «молодой» пень или «старый»? Почему? Есть ли на нем мхи или лишайники, грибы, муравьи, ходы личинок жуков?  

Наблюдение № 15

Наблюдение за тенью. В солнечную погоду иногда по небу плывут большие облака. Обратить внимание детей: когда облако закрывает солнце, мы все на земле оказываемся в тени.

Стихотворение Е.Шен, У.Шао-Шань «Тень»:

Наблюдение № 16

Наблюдение за летним дождем. В прошлом магическое вызывание дождя со временем превратилось в веселую игру детей, которые охотно выкрикивали заклинания, вступая в озорную беседу с дождем.

Закличка:  Дождик, лей, лей, лей,

Наблюдение № 17

Наблюдение после дождя и появления радуги на небе. Предложить детям полюбоваться радугой, высказать свое мнение о её появлении, рассказать, чем она нравиться; назвать цвета радуги и посчитать их. Рассказать детям, что особенно яркая, праздничная радуга возникает после шумной летней грозы или во время грозы. При моросящем дождике цвета радуги бледные, а сама радуга может превратиться в белесый полукруг, так как образуется она при преломлении солнечного луча в каждой капельке дождя. Радуга появляется после дождя, когда выглянет из-за туч солнце, только в стороне, противоположной солнцу. Если стать лицом к солнцу, то радугу не увидеть.

Стихотворение М.Лермонтова «Там разноцветною дугой,»

Наблюдение № 18

Опыты с использованием дождемеров. Поставить их перед дождем в разных местах: один под деревом, второй – на открытом месте. Обсудить с детьми, в какой из емкостей окажется больше воды. Почему они так считают?

Наблюдение № 19

Наблюдение за продолжительностью дня. Почему летом так поздно темнеет? Мы уже ложимся спать, а за окном не так уж и темно? Почему зимой, когда мы еще только идем из садика, уже темнота на улице и горят все фонари? Объяснить, что и жаркая погода, и долгий день летом связаны с тем, что сейчас наша планета получает больше солнечного света и тепла.

Дидактическая игра «Кто больше?» Летний день какой? (жаркий, прохладный, холодный, теплый, дождливый, солнечный, радостный, знойный, длинный и т.д.)

Наблюдение № 20

Наблюдение за тополем. Сравнить тополь и осину: чем они похожи и чем отличаются. Подчеркнуть, что эти деревья – близкие родственники. Понаблюдать за распространением семян тополя, за летящим белым пухом.

Стихотворение Н.Головиной «Метель в жару»:

Наблюдение № 21

Продолжать наблюдение за тополем. Попробовать подуть на сережки и семена тополя: насколько должен быть сильным ветер, который их переносит? На что похожи сережки? (на мохнатых гусениц). Проверить, остается ли на листьях тополя пыль.(листья этого дерева очень гладкие, поэтому вся грязь легко смывается с них во время дождя.)

Дидактическая игра «Дерево – это…» - игра развивает мышление, актуализирует опыт детей, их знания, позволяет взглянуть на один и тот же объект с разных точек зрения.

Определить, какое значение имеет дерево для жизни разных птиц, животных и т.д.

Ø     Для птицы дерево – это… (столовая; место для постройки гнезда; место, где она может спрятаться, и т.д.).

Ø     Для жука наш дуб – это… (его жилище; место, где он откладывает личинки, где может найти добычу).

Ø     Для художника дерево – это… (объект для картины, источник вдохновения).

Ø     Для усталого путника раскидистое дерево – это… (место, где в жаркий день можно укрыться от знойного солнца, отдохнуть).

Ø     Дерево для зайца – это… (пища – кора зимой, укрытие).

Ø     Дерево для горожанина – это… (чистый воздух; прохлада в зной; «зонтик» от дождя; место для отдыха и т.д.)

Наблюдение № 22

Наблюдение за ветром.

Загадка: Неизвестно, где живет.

               Налетит – деревья гнет.

               Засвистит – по речке дрожь.

               Озорник, а не уймешь!  (Ветер)

Наблюдение № 23

Наблюдение и уход за огородными растениями. Овощным культурам для полноценного роста и созревания плодов необходимы вода, воздух, свет, почва.

Ø     Зачем мы поливаем грядки? (чтобы напоить растение; еще их поливает дождь).

Ø     Почему почва под воздействием солнца становится твердой и похожей на камень? (из-за испарения воды).

Ø     Растения дышат, их корням нужен воздух, а как воздух может попасть в почву? (он попадает туда после того как подрыхлили землю вокруг растения. То же самое, только без мотыги, делает дождевой червь).

Ø     Зачем надо пропалывать и прореживать растения? (чтобы у растений было больше света).

Наблюдение № 24

Наблюдение за насекомыми (комар). На вид комарик небольшой и безобидный – у него тонкое тело, слабые ноги и два брюшка. На голове комара есть хоботок, которым комар прокалывает кожу жертвы и сосет кровь, а также пара маленьких усиков. Кусают комарихи. Укусы комарихи болезненны и вызывают зуд.

Стихотворение «Я ловила комара»

Наблюдение № 25

Наблюдение за насекомыми (муравей). Он очень сильный, переносит тяжести. В 10 раз превосходящие его собственный вес. Предложить рассмотреть муравья (у него утолщенное брюшко, грудь, голова, три пары маленьких ножек. У муравья сильные челюсти, очень подвижные усики, выполняющие роль органов осязания).

Стихотворение В.Л.Гаазова «Муравьиная семья»

Наблюдение № 26

Наблюдение за ростом гороха на огороде.

Приговорка: Сей, сей горох…

 

Наблюдение № 27

Наблюдение за птицами.

Отрывок из стихотворения К.К.Случевского «Наши птицы»:

Наблюдение № 28

Наблюдение за клумбами и цветниками. Закрепить названия цветов. Как узнать, чего не хватает растению? Что нужно сделать, чтобы растение стало лучше расти? (свет, влага, питание).

Наблюдение № 29

Наблюдение за подорожником «След белого человека».

Сегодня мы с вами рассмотрим  растение, которое индейцы назвали следом белого человека. Это подорожник. Как вы думаете, почему его назвали подорожником? (оно растет по дорогам). Почему оно может расти там, где ходят, ездят на велосипеде? Земля утоптанная, а он растёт. Рассмотрите внимательно растение. Может быть, догадаетесь? (у него листья на земле лежат,  почти нет стебля. Если бы был стебель, он сломался бы, когда люди прошли по нему). Рассмотрите его листья. Может быть, они раскроют вам свою тайну? Сорвите лист. Легко сорвать лист подорожника? (Трудно). Рассмотрите, как расположены жилки листа подорожника. Сравните с листом другого растения (они выступают наружу, их можно пощупать, а у других трав нет).  Верно заметили. У подорожника жилки выпуклые. Если на него встать, они прижмутся к земле, не дадут листу порваться. Уйдет человек, лист распрямится. В народе за эти крепкие жилки на листьях и прозвали подорожник семижильником. О человеке сильном, выносливом тоже говорят «семижильный». Теперь вы поняли, почему подорожник может расти у дорог?

Стихотворение Л.Герасимовой «Подорожник»:

Наблюдение № 30

Наблюдение за жуками. Помочь детям установить общее в их строении: 6 лапок и 4 крыла.

 Стихотворение В.Л.Гаазова «Жуки»


Целевые прогулки

Целевая прогулка  № 1

(посещение школьной линейки)

Понаблюдать, как встречают тех, кто пришел в первый раз в первый класс. Напомнить детям, что сегодня во всех школах города начинается учебный год, а следующей осенью дети тоже пойдут в школу, и их так же торжественно и приветливо будут встречать.

Стихотворение З.Александровой «В школу»:

Целевая прогулка № 2

(по территории детского сада)

Предложить детям отметить те изменения, которые произошли на территории детского сада после лета: цветут цветы, которые дети посадили на своем участке весной, отремонтированы веранды, появились новые постройки и т.д. напомнить, что все это сделали взрослые люди, они позаботились о детях, и, чтобы всегда было так красиво, необходимо все беречь.

Целевая прогулка № 3

(к школе)

Напомнить детям, что в городах живет много детей, которые ходят в школу. Поэтому школ в городе много. Предложить детям понаблюдать за уроками физкультуры, рассмотреть физкультурную площадку и территорию возле школы, ее здание. Спросить, почему так много окон, почему окна такие большие. Напомнить, что многие дети осенью пойдут в эту школу.

Целевая прогулка № 4

(в осенний лес)

Наблюдение за брусникой. Рассказать детям, что брусника – это вечнозеленый кустарничек с темно-зеленой листвой. Листья плотные, кожистые, на их нижней стороне заметны многочисленные, очень мелкие черные точки. Ягоды брусники – красивые красные горошинки, очень заметные среди зеленой листвы. У них освежающий и приятный кисло-сладкий вкус. Бруснику едят в свежем виде, варят из нее варенье, мочат и т.д. брусника относится к числу лекарственных растений. В медицине применяют ее листья.

Ягоды брусники служат пищей для лесных зверей и особенно птиц. Брусника – растение, характерное для хвойного леса.

Стихотворение В.Линькова «Зеленые ушки»:

Целевая прогулка № 5

(по близлежащим улицам, правила перехода через улицу).

Предложить детям рассказать, как они будут переходить улицу в том или ином месте:

Ø     там, где светофор;

Ø     там, где светофора нет;

Ø     там, где есть пешеходный переход.

Напомнить детям, что в городе много разного транспорта. Предложить понаблюдать за проезжающим транспортом и разделить его на две группы по какому-то общему признаку. Если дети не догадаются разделить транспорт на грузовой и пассажирский, спросить, для чего нужны автобусы, легковые машины и для чего нужны самосвалы, грузовики и подвести детей к нужным выводам.

Целевая прогулка в лес (осень) № 6

Дать детям знания о лесе как сообществе животного и растительного мира (лес дарит чистый воздух, защищает от ветра, дает древесину, лесные дары – ягоды, грибы, лекарственные травы). Расширить знания детей о родном лесе, в котором растут различные деревья, кустарники, ягоды, грибы, травы; живут звери, птицы и насекомые; в лесу люди отдыхают, любуются его красотой, пользуются его дарами. Развивать в детях культуру восприятия, умение наблюдать, сравнивать, видеть красоту осенних пейзажей. Воспитывать любовь к родному краю.

Стихотворение А.Пушкина (отрывок):

Пословицы:

Ø     Лес – богатство и краса: береги свои леса.

Ø     Враг природы тот, кто леса не бережет.

Целевая прогулка № 7

(по близлежащим улицам, работа светофора)

объяснить детям, что в городе есть не только улицы, но и проезды, перекрестки, площади. Понаблюдать за работой транспорта, за поведением пешеходов, за работой светофора. Вспомнить об основных правилах перехода через улицу.

Целевая прогулка в лес (осень) №8

Наблюдение за грибами. У них нет корней, стеблей, веток, листьев, цветков и семян. Под землей находится грибница – тонкие белые нити. Чтобы не разрушать ее, грибы нельзя вырывать «с корнем»: их надо аккуратно срезать ножом, тогда в течение нескольких лет можно будет собирать их в одном и том же месте. Для того, чтобы грибы росли, необходимо достаточное количество воды. Грибы бывают съедобные и несъедобные.

Дидактическая игра «Родственники» - упражнять в подборе однокоренных слов.

Целевая прогулка к реке (осень) №9

Развивать у детей умение наблюдать за осенними приметами на реке (цвет воды, отражение в ней неба, облаков; трава на берегах увядает, кустарники, деревья сбрасывают листья). Показать детям признаки течения реки; объяснить, почему на воде появляется рябь. Систематизировать понимание детьми взаимосвязи живых организмов со средой обитания. Вызвать у детей желание заботиться об охране водоемов от загрязнения.

Целевая прогулка к реке (зима) №10

Дать детям знания о происходящих на реке изменениях: река покрыта льдом, в начале зимы лед тонкий, ходить по нему нельзя – опасно. Рыбы и другие водные обитатели ушли на дно, зарылись в ил, песок. Там они дремлют.

Стихотворение Г.Ладонщикова:  Осторожная лисица

Целевая прогулка № 11

(к горнолыжному спуску)

Рассматривание снежной горы, спортсменов, подъемников и т.д. Вспомнить зимние виды спорта. Воспитывать положительное отношение к спорту.

Загадки.

               

Целевая прогулка № 12

(по улицам города, учреждения города)

Обратить внимание детей на различные учреждения, находящиеся в городе: магазин, аптека, почта и др. Спросить, кем могут работать взрослые люди в городе. Подвести детей к пониманию общественной значимости труда.

Целевая прогулка в лес (зима) № 13

Обратить внимание детей состояние зимней природы (кругом лежит снег, он укрыл траву, кустарники и деревья от мороза; зимой в лесу все как бы замирает; ветки у кустарников и деревьев зимой очень хрупкие, поэтому с ними нужно обращаться очень осторожно, они легко ломаются).

Дидактическая игра «Подбери определения к слову Лес» - упражнять в подборе прилагательных.

ЛЕС какой? (большой, огромный, густой, дремучий, красивый, зимний, осенний, весенний, летний, хвойный, лиственный, смешанный, березовый, сосновый, нужный, зеленый…)

Целевая прогулка в лес (зима) № 14

Обратить внимание детей на то, что деревья отличаются друг от друга не только величиной, но и общей формой, расположением ветвей, цветом, внешним видом (сосна, осина, береза). Учить замечать красоту зимнего леса; формировать у детей через эмоциональное отношение к природе устойчивый интерес к ее явлениям и объектам.

Целевая прогулка на школьный стадион № 15

Уточнить знания детей о зимних играх и забавах. Уточнение и обогащение словаря: лыжи, санки, коньки (фигурные), лыжники, конькобежцы, фигуристы, лед, стадион. Наблюдение на стадионе за различными зимними играми.

Целевая прогулка № 16

(по улицам города, дорожные знаки)

Наблюдение за работой светофора. Предложить детям рассказать, как можно переходить улицу по светофору. Пройти с детьми к тому месту, где светофора нет, и предложить рассказать, как можно перейти улицу в этом месте. Обратить внимание на некоторые знаки – «Дети», «Пешеходный переход», «Въезд запрещен»и др. Напомнить, что в городе много транспорта и знаки нужны для безопасности людей: переходя улицу, необходимо соблюдать правила.

Целевая прогулка в лес (весна) № 17

Продолжать рассказывать детям о смешанном лесе и его многоярусности, которую создают разные виды растительности, а также то, как они приспосабливаются к условиям обитания: самые высокие – это светолюбивые сосны, чуть ниже – ольха, осина и др., еще ниже – кустарники, травы. Закрепить правила поведения в лесу.

Пословицы:

Ø     Сломить дерево – секунда, а вырастить – годы.

Ø     Лес – богатство и краса земли.

Целевая прогулка №18

(по близлежащим улицам, обслуживание горожан)

Вспомнить названия близлежащих улиц, предложить детям эти названия объяснить. Особое внимание обратить на предприятия по обслуживанию населения: магазин, почта, аптека, типография и т.д. Предложить вспомнить названия профессий работающих там людей. Напомнить, что все эти предприятия необходимы для удобства жителей города.  

 Целевая прогулка в лес (весна) № 19

Понаблюдать вместе с детьми за животными, населяющими разные «этажи» леса – за насекомыми, лягушками, птицами, белками; на конкретных примерах показать взаимосвязи – в лесу все друг другу нужны. Учить детей видеть красоту природы, беречь ее.

Дидактическая игра «Кто больше назовет действий» - упражнять в подборе слов, обозначающих действие предмета.

ЛЕС что делает? (растет, шумит, зеленеет, живет, дышит, очищает воздух, радует …)

Целевая прогулка к реке (весна) №20

Учить детей наблюдать за «жизнью» реки весной (какой река была зимой, что изменилось; стало тепло, солнце светит и греет, небо голубое, река освободилась ото льда; пробуждаются лягушки, они громко квакают, откладывают икру в воду; появляются жуки; растения начинают свой рост в воде). Учить детей чувствовать и воспринимать красоту пробуждения реки.

Целевая прогулка в лес (лето) №21

Систематизировать знания детей о лесе как о многоярусной системе, ярусы которой создаются разными видами растительности, о приспособленности растений к условиям обитания; подвести детей к пониманию того, что животные занимают в лесу разные ярусы в соответствии с образом жизни, характером питания и способом защиты от врагов. Учить видеть красоту природы, воспитывать желание беречь ее.

Стихотворение С.Погореловского «Солнце прячется в тумане»:

Целевая прогулка к реке (лето) №22

Продолжать учить детей замечать те изменения, которые по сравнению  с весной произошли на реке (на берегах больше растительности; появилось больше насекомых: бабочки-белянки, лимонницы, мотыльки, стрекозы и др., в реке у берега плавает много маленьких рыбок – мальков; вода теплая, люди загорают и купаются в реке). Расширить представления детей о значении воды в жизни человека. Развивать желание самим закалять свой организм.

Стихотворение Г.Ладонщикова: Смотришь на реку,

Целевая прогулка в лес (лето) №23

Обобщить знания детей о лесе (в нем растут не только деревья и кустарники, но и различные ягоды, грибы, травы; живут звери, птицы, насекомые; лес начинается с опушки, в нем есть поляны, чащи; на опушках и полянах растут светолюбивые растения, в чаще - тенелюбивые). Воспитывать любовь к родному краю.

Стихотворение С.Погореловского «Лес»:

Целевая прогулка № 24

Прогулка по улице Дружбы (район детского сада). Учить ориентироваться на местности, учить видеть опасности. Закреплять названия соседних улиц (Веселая, Студенческий проезд и т.д.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека наблюдений на прогулке в старшей группе

Конспекты наблюдений на прогулке в старшей группе...

картотека наблюдений на прогулке в старшем возрасте

данный материал поможет воспитателю проводить системно наблюдения на прогулке.используя художественное слово....

Картотека наблюдений на прогулке для старшей и подготовительной группы

Данный материал поможет воспитателям правильно спланировать наблюдения на прогулке...

Картотека наблюдений на прогулке в старшей группе

   Наблюдение за изменениями в природе. Предложить детям самостоятельно найти признаки осени в окружающей природе.Загадка: Несу я урожаи,...

"Методика руководства наблюдения на прогулке в старшем дошкольном возрасте".

Данная методика рассказывает о роли игровой деятельности в развитии детей дошкольного возраста....