Авторская статья. Создание предметно-средового образовательного комплекса детского сада «Экологическая тропа»
статья

Петрова Инна Васильевна

Создание предметно-средового образовательного комплекса детского сада «Экологическая тропа»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx23.3 КБ

Предварительный просмотр:

        

О.А. Караульнова, И.В. Петрова,

О.Ю. Балабова

МАДОУ «Тяжинский детский сад №3 «Золотой ключик»

пгт.Тяжинский, Тяжинский муниципальный округ,

Кемеровская обл.,

E-mail: invas07@mail.ru

Создание предметно-средового образовательного комплекса

детского сада «Экологическая тропа»

В статье представлен опыт работы по реализации  проекта предметно-средового образовательного комплекса «Экологическая тропа»,   направленного на развитие образовательной инфраструктуры детского сада, обеспечивающего максимальное использование пространства прилегающей территории для реализации задач основной образовательной программы дошкольного образования.

        Экологическое воспитание, экологическая тропа, маршрут, природное окружение.

O.A. Karaulnovа, I. V. Petrovа,

O. Yu. Balabova, N.A. Krotova

MADOU "Tyazhinsky kindergarten No. 3" Golden Key "

urban-type settlement Tyazhinsky, Tyazhinsky municipal district,

Kemerovo region.,

E-mail: invas07@mail.ru

Creation of a subject-environmental educational complex

kindergarten "Ecological trail"

The article presents the experience of work on the implementation of the project of the subject-environmental educational complex "Ecological trail", aimed at the development of the educational infrastructure of the kindergarten, ensuring the maximum use of the space of the adjacent territory for the implementation of the tasks of the main educational program of preschool education.

Ecological education, ecological trail, route, natural surroundings.

     Основы экологической культуры, связанные с бережным отношением к природе, закладываются ещё в детстве, поэтому дошкольный возраст является самым благоприятным периодом для начала работы по экологическому воспитанию. При этом очень важно создать такую атмосферу, которая способствует развитию эмоциональной восприимчивости и отзывчивости у детей, а по мнению психологов, положительные эмоции являются могучими побудителями человеческой деятельности [3].

      Проанализировав ситуацию экологического воспитания и просвещения детей, делаем вывод, что традиционные способы и средства экологического воспитания детей дошкольного возраста не дают должного результата. Это ставит педагогов перед необходимостью отбирать и использовать наиболее эффективные педагогические средства и способы экологического образования детей  [2].  Одним из таких средств является предметно-средовый образовательный комплекс детского сада «Экологическая тропа», позволяющая детям в естественных условиях, наглядно (а не по картинкам)  знакомиться с разнообразием природного окружения, понимать взаимосвязи и взаимозависимости, существующие в природе, получать элементарный природоохранный опыт.    На наш взгляд «Экологическая тропа» – одна из эффективных форм формирования экологической культуры и ответственного поведения ребенка в природе.

        Создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе посредством специально оборудованного маршрута по «Экологической тропе» в детском саду является основной целью проекта.

        Задачи:

1. Проанализировать теоретические основы создания «Экологической тропы», выявить её объекты и обозначить маршруты для детей дошкольного возраста.

2. Разработать модель «Экологической тропы» детского сада, привлечь коллег и родителей к её созданию.

3.Сформировать познавательную активность дошкольников и систематизировать знания детей в процессе деятельности на «Экологической тропе».

4. Привлекать детей к участию в деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы. Воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе, выполняя правила безопасного труда в природе.

5.Оздоровить дошкольников при помощи создания маршрутных объектов «Тропа здоровья» и «Аптека на земле» (зона фитонцидных растений).

          С детства детям нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и экологической, это поможет им в будущем сформировать способность осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и научиться жить в гармонии с природой. Именно в этом заключается педагогическая целесообразность проекта предметно-средового образовательного комплекса детского сада «Экологическая тропа».  

           «Экологическая тропа» расположена на территории МАДОУ «Тяжинский детский сад № 3 «Золотой ключик». Основными посетителями являются воспитанники дошкольного образовательного учреждения, педагоги, родители.

 Модель «Экологической тропы»

  (http://zolotoikliuchik.ucoz.net/index/razdel_luk/0-85 )  состоит из станций, каждая из которых представляет собой законченный тематический объект и выполняет определенные функции. Станциями экологической тропы стали: «Цветочная станция», «Деревенское подворье», «Фруктово-ягодный сад», «Альпийская горка», «Сухой ручей», «Огород», «Смешанный лес», «Березовая роща», «Метео-площадка», «Аптека на земле», «Тропа здоровья», «Птичья гостиная», «Отель для насекомых».

Для детей составлены маршруты путешествия по различным станциям. Маршруты содержат информацию об объектах, которые будут исследованы в путешествиях по тропе (для воспитанников младшего возраста картинки и рисунки объектов яркие и крупные, для воспитанников старшего возраста- более схематичное изображение). Каждая станция имеет табличку с надписью, что позволяет без проблем найти его на территории детского сада (например, детям, родителям, а также гостям детского сада).

        Работая на «Экологической тропе, дошкольники расширяют свои естественнонаучные знания, а также получают представление об отношении человека к окружающей среде в процессе труда и отдыха, развивается способность оценивать результаты труда и делать прогнозы экологических последствий деятельности человека, и это повышает ответственность за сохранение окружающей среды, способствует воспитанию чувства любви к природе [1].

Основными видами деятельности детей на «Экологической тропе», являются: игра, экспериментирование, наблюдение, трудовая деятельность. Благодаря этим видам деятельности дети приобретают навыки ориентирования в пространстве и времени, навыки ухода и выращивания растений. Наблюдения за природными объектами на «Экологической тропе» способствуют формированию чувства прекрасного, воспитывается любовь к природе, желание ее беречь и сохранять.

         Доступная, интересная информация на остановках даётся с учётом возрастных особенностей детей. Благодаря этому развивается интерес детей к природным объектам, расширяются представления об объектах «Экологической тропы». «Экологическая тропа» может использоваться во все сезоны года. Под чутким руководством педагогов дети учатся создавать исследовательские проекты, благодаря которым устанавливают влияние времени года и температурных изменений на природные объекты.    

     

Опыт работы детского сада по реализации проекта предметно-средового образовательного комплекса детского сада «Экологическая тропа» представлялся на различных уровнях.

        На протяжении года (с апреля 2020 г.) творческой группой (Караульнова О. А., заведующий, Петрова И. В., старший воспитатель, Росликова О. В., воспитатель, Малева А. С., воспитатель, Царенкова В.А., воспитатель) создавались объекты инновационного проекта предметно-средового образовательного комплекса «Экологическая тропа», направленного на развитие образовательной инфраструктуры детского сада, обеспечивающий максимальное использование пространства прилегающей территории для реализации задач основной образовательной программы. Информация о реализации проекта отражена на сайте ГКУ «Комитет охраны окружающей среды Кузбасса»

 http://ecokem.ru/ekologicheskaya-tropa-sozdana-v-detskom-sadu-tyazhinskogo-municipalnogo-okruga/   

         27 мая 2021 года в МАДОУ «Тяжинский детский сад № 3 «Золотой ключик» для воспитанников детского сада состоялась презентация станций «Экологической тропы». Разработчики проекта познакомили ребят со всеми объектами тропы, расположенными на территории детского сада. С 1 июля (после окончания ремонтных работ в детском саду) воспитанники всех возрастных групп, от мала до велика, согласно разработанному маршруту,  посещали  объекты природоведческой направленности: «Цветочная станция», «Огород», «Аптека на земле», «Фруктово-ягодный сад», «Смешанный лес», «Березовая роща», «Альпийская горка», «Сухой ручей», «Метеоплощадка», «Тропа здоровья», «Деревенское подворье», «Птичья гостиная», «Отель для насекомых» и пополняли свои экологические знания https://www.instagram.com/p/CPmyk5TBjNN/ 

 17 сентября 2020 года разработчики проекта приняли участие в онлайн-конференции экологических проектов, проводимых периодическим печатным изданием – газетой «Экологический вестник Кузбасса» («Эковек»). Заведующий МАДОУ Караульнова Ольга Анатольевна – руководитель творческой группы разработчиков экологического проекта в составе старшего воспитателя Петровой Инны Васильевны и воспитателей Росликовой Оксаны Владимировны и Малевой Анны Сергеевны, презентовали инновационный проект предметно-средового образовательного комплекса «Экологическая тропа», который начал реализацию в апреле 2020 года. Результаты мероприятия отражены на сайте Министерства природных ресурсов и экологии Кузбасса   http://kuzbasseco.ru/2020/09/18/prezentaciya-ekologicheskix-proektov-onlajn-proshla-v-kuzbasse/   

 Данный проект имеет награды:

- Благодарственное письмо Первого общественного экологического телевидения www.terra-viva.ru,   ноябрь 2020 г.

- Диплом победителя областного конкурса «Эколидер» в номинации «Образование» (организатор - областной организационный комитет по подготовке и проведению Дней защиты от экологической опасности в Кемеровской области – Кузбассе в 2020 году), декабрь 2020

- Диплом 3 степени областного конкурса  «Инновации в образовании», проходимого в  рамках конгрессно-выставочного мероприятия «Кузбасский образовательный форум – 2021», февраль 2021 г.

- Грамота УО за победу в муниципальном этапе областного конкурса «Педагогические таланты Кузбасса» в номинации «Педагог-лидер» приказ №150 от 18.03.2021г.

- Сертификат участника  Международного проекта «Экологическая культура. Мир и согласие», номинация «Экообразование» (Неправительственный экологический фонд имени В.И. Вернадского)  г. Москва, июнь 2021 г.  

     Таким образом, создание «Экологической тропы» помогает сделать процесс воспитания дошкольников более нравственным. Все умения, знания, навыки, убеждения, чувства, формируемые у детей в ходе занятий на «Экологической тропе» направлены на решение главной задачи современности – формирование экологической культуры ребенка.

Литература

  1. Зверев, А. Экология. Наблюдаем и изучаем / Зверев Анатолий. - М.: Оникс-ЛИТ, 2012. - 867 c. Текст : непосредственный
  2. Маханева, М.Д. Экология в детском саду и начальной школе. Методическое пособие / М.Д. Маханева. - М.: Сфера, 2017. - 412 c. Текст : непосредственный
  3. Николаева, С. Н. Общение с природой начинается с детства / С.Н. Николаева. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 216 c. Текст : непосредственный


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа "Ознакомление детей дошкольного возраста с природой на экологической тропе"

Программа реализуется в совместной деятельности и на прогулках...

«Детский календарь» как средство создания единого образовательного пространства детского сада и семьи

Название проекта: «Детский календарь» (под ред.Т.Н.Дороновой) как средство создания единого образовательного пространства детского сада  и семьи Цель проекта – создание, в рамках социал...

Создание условий для здорового образа жизни в системе образовательного процесса детского сада через здоровьесбережение

Путь к здоровью - это и правильное питание,  систематическая двигательная активность,  отсутствие стрессовых ситуаций и ещё многое другое. Но самое главное – здоровый образ жизни....

Статья на тему: "Адаптация детей к детскому саду. Рекомендации по созданию благоприятных условий для её протекания."

Адаптация детей в детском саду всегда была и остается психологически наиболее сложным периодом как для ребенка и его родителей, так и для педагогов. Учет специфики адаптационного периода поможет не то...

Презентация «Экологические пространства» на территории детского сада. Экологическая тропинка в детском саду.

В презентации раскрывается  понятие " Экологическое пространство",виды  пространств и т.д...

Статья "Создание психолого-педагогических условий в детском саду для сопровождения одаренных детей."

В статье рассматриваются условия для сопровождения одаренных детей - наличие программы по развитию одаренности в ДОУ, в которой рассматриваются вопросы подготовки воспитателей по проблеме, создание сп...

Сообщение из опыта работы «Создание условий для вовлечения родителей в образовательное пространство детского сада через разработку и внедрение детско-родительского проекта «Путешествие в страну конструирования»

1-Слайд. Сложно ли педагогу развивать техническое творчество в детском саду?  Да, сложно.  Но благодаря внутренним убеждениям, желанию развиваться самому и учить новому детей, педагог всегда...