Экологическое воспитание в ДОУ через реализацию проекта «Экосад»
статья

Байн Александровна Шаргаева

«Мир, окружающий ребенка, — это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума». Василий Александрович Сухомлинский

Экологическое воспитание дошкольников стало одним из ведущих направлений воспитательно-образовательной работы детского сада.  Опираясь на предпочтения обобщенного заказа к ДОУ, на возможности, а также необходимость решения реально существующих и выявленных проблем, педагогическим коллективом был осуществлен выбор направления развития – «Экосад». Идея направления: экологическое образование детей через формирование экологической грамотности и норм поведения на основе совместной деятельности со взрослыми и сверстниками. Цель: создание необходимых условий для развития мотивов и потребностей экологического образования дошкольников всеми участниками педагогического процесса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экологическое воспитание в ДОУ через реализацию проекта «Экосад»

Авторы: Заведующий МБДОУ г. Иркутска детским садом № 188 Шаргаева Б.А.

Заместитель заведующего Бережная С.Н.

«Мир, окружающий ребенка, — это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума». Василий Александрович Сухомлинский

Экологическое воспитание - непрерывный процесс развития детей, направленный на формирование у них экологической культуры, это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основные идеи и понятия экологии. (Николаева С.Н.)

Основная цель экологического воспитания: формирование у каждого ребенка осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы; стремление к адекватному восприятию знаний и выработке навыков по охране природы; приобщение к мировому уровню экологической культуры.

Задачи экологического воспитания в детском саду:

- формировать первичные представления об объектах, свойствах и отношениях объектов окружающего мира;

- развивать элементы экологического сознания, которое определяется содержанием и характером (степенью сложности) экологических знаний об устройстве мира природы, месте в нем человека, сущности жизни, пониманием ведущих взаимосвязей в мире, потребность в экспериментировании и исследовании объектов природы посредством создания развивающей предметно – пространственной среды;

- развивать у детей навыки экологически ориентированной деятельности с объектами ближайшего природного окружения, экологически грамотного поведения в быту и в природе;

- воспитывать гуманное, эмоционально-положительное, бережное, осознанное отношение к природе на основе присвоения личностно значимых экологических ценностей.

Приоритетной областью экологического воспитания дошкольников согласно требованиям ФГОС ДО является область «Познавательное развитие». Содержание образовательной области предполагает формирование первичных представлений у дошкольников об объектах окружающего мира и их свойствах. Интеграция содержания образовательных областей напрямую зависит от индивидуальных и возрастных особенностей дошкольников и может быть реализована в различных видах детской экологической деятельности.

Экологическое воспитание дошкольников стало одним из ведущих направлений воспитательно-образовательной работы детского сада. Опираясь на предпочтения обобщенного заказа к ДОУ, на возможности, а также необходимость решения реально существующих и выявленных проблем, педагогическим коллективом был осуществлен выбор направления развития – «Экосад». Идея направления: экологическое образование детей через формирование экологической грамотности и норм поведения на основе совместной деятельности со взрослыми и сверстниками. Цель: создание необходимых условий для развития мотивов и потребностей экологического образования дошкольников всеми участниками педагогического процесса.

Значимым условием эффективного внедрения и реализации представленных идей в дошкольном учреждении является экологизация среды в нем, так как среда в данном случае будет выступать в роли реальной действительности, в которой происходит развитие и становление экологически воспитанного человека.

Экологическая среда детского сада - это конкретные животные и растения, которые постоянно живут в учреждении и находятся под присмотром взрослых и детей; при этом очень важно, что все сотрудники детского сада знают экологические особенности каждого объекта - его потребности, условия, при которых он хорошо себя чувствует и развивается.

В нашем дошкольном учреждении создана зона релаксации и наблюдения за водным миром - аквариум с рыбками. Многообразие комнатных растений предоставляет детям и взрослым возможность осуществлять уход и наблюдение. Практикуется совместное выращивание овощных и цветочных культур на территории ДОУ. Организована площадка наблюдения за птицами (птичьи столбы), детская метеостанция, установлены урны для раздельного сбора мусора.

Созданные условия позволяют проводить наблюдения, познавательно-исследовательские проекты, экскурсии и образовательную деятельность в реальной действительности непосредственно с предметом живой природы.

Для реализации поставленных в Программе развития задач, выбраны и применяются следующие формы и методы работы: сюжетно-ролевая игра; практическая деятельность по созданию или поддержанию условий для живых объектов в зеленой зоне детского сада (труд в природе), а также деятельность по восстановлению предметов (починка игрушек, книг и др.); создание творческих работ на основе впечатлений от природы или деятельности людей в природе (метод экологической эмпатии, метод экологической идентификации); игровой экологический тренинг; «СОРСИ»- сюжетно образовательная развивающая соревновательная игра; диалог с природой - «письмо-жалоба»; экспериментирование: практическая познавательная деятельность с объектами природы, экологические упражнения; речевая деятельность; проектная деятельность; наблюдение; экологический «Ай - Стоппер» ловушка для глаза; экологический «Сторис ЭК» - чтение книг, просмотр книг, картин, телепередач природоведческого содержания, - деятельность, способствующая получению новых и уточнению имеющихся представлений о природе.

В рамках реализации Программы развития ДОУ все участники образовательных отношений активно участвуют в экологических акциях: в Городской экологической акции «Дерево за макулатуру. Сибирь», в областном конкурсе «Скажи мусору нет» по сбору вторсырья среди учебных заведений, в массовой ежегодной экологической акции «Час Земли», в акции «Батарейки в дело», в городской акции «Макулатуре вторую жизнь», во всероссийской акции «Покормите птиц», в акции «День Байкала» и т.д.

В ДОУ реализуются различные по своей тематике проекты: «Синичкин день», «Съел конфетку не сори, фантик в дело примени», «Неделя экологического творчества», «Аквариум», «Огород», «Бумаге вторую жизнь», и др. Для родителей и жителей мкр. Березовый разработаны листовки, буклеты с подробной информацией о правильном сборе и утилизации мусора; в летний период листовки «Увези мусор с собой» (для отдыхающих на природе). В ходе реализации проекта «Вторая жизнь пластиковой бутылки», воспитанники совместно с родителями и воспитателями изготовили из пластиковых бутылок подарки к новому году (Дед Мороз, Снегурочка, Елочка и т.д), мелкие бытовые принадлежности (карандашницы, сумки для книг), елочные игрушки, предметы для сюжетно-ролевых игр (бинокль, самолет и т.д.). Активно реализуется проект «Эко-шопер», проводятся фотоконкурсы, съемки фоторепортажей об участии в природоохранных акциях.

В рамках августовских педагогических встреч в 2021 г. проводилась квест игра «Преемственность работы дошкольного и начального образования по экологическому воспитанию». Во время встречи были показаны формы и приемы работы по экологическому воспитанию применяемые в ДОУ.

В рамках реализации проекта «Экосад» создан «Эко-театр», в постановках которого принимают активное участие дети и их родители. Работа над постановками проходит с помощью метода экологической идентификации. «Метод экологической идентификации» - отождествление себя с каким-либо природным объектом или явлением, игровой прием «превращения» в образы животных, растений, действия от их имени. Побывав в роли какого-либо предмета или объекта природы, ребенок начинает относиться к нему с уважением. Например, обыгрывание ситуации «Я - муравей…», «Я – сломанное дерево…», «Я - птенчик, выпавший из гнезда …», «Я- засохшее комнатное растение».

Само по себе наличие экологических представлений не гарантирует экологически целесообразного поведения личности, необходимо и соответствующее отношение к природе. В процессе освоения экологических представлений у детей происходит формирование эмоционального отношения к окружающему миру и природным явлениям. Важным показателем экологической воспитанности дошкольников является их участие в деятельности, имеющей экологически ориентированный характер. Именно разнообразие видов деятельности помогает увидеть проблему и практически ее разрешить.

Творческая атмосфера, правильно организованный педагогический процесс, вовлеченность воспитанников, их родителей, коллектива ДОУ в планомерное внедрение передовых идей, принципов устойчивого развития экологической культуры позволяют получать эффективные результаты и признание, о чем свидетельствует присвоение ДОУ в 2022, 2023 годах Знака экологической культуры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое воспитание детей в ДОУ через реализацию проекта «Экологическая тропа»

Ознакомление детей с окружающим миром тесно связано  с вопросами экологического воспитания. Важнейшим средством экологического образования является организация разнообразных видов деятельности до...

Консультация для педагогов по теме Экологическое воспитание старших дошкольников через реализацию регионального компонента с учетом требований ФГОС

Консультация для педагоговпо теме"Экологическое воспитание старших дошкольников через реализацию регионального компонента с учетом требований ФГОС"...

Экологическое воспитание старших дошкольников через реализацию проекта "Человек и природа едины"

Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у людей, начиная с дошкольного возраста, повышения...

Опыт работы по теме "Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников через реализацию проекта "Россия - Родина моя""

Презентация "Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников через реализацию проекта "россия - Родина моя"...