Консультация для педагогов «Акции - как одна из форм экологического воспитания в МДОУ»
консультация
Консультация для педагогов
«Акции - как одна из форм экологического воспитания в МДОУ»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aktsii-_kak_odna_iz_form_ekologicheskogo_vospitaniya_v_mdou.docx | 145.68 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ГОРОДСКОГО ОКРУГА КЛИН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 23 «АЛЕНУШКА»
141613, Московская область, г. Клин, ул. Самодеятельная, д. 2 тел.: 8(49624)2-35-95 fediukina.nadejda2012@yandex.ru |
Консультация для педагогов
«Акции - как одна из форм экологического воспитания в МДОУ»
Воспитатель первой кв. категории
Подпригорчук О.С.
г. о. Клин
2020 год
В настоящее время много говорится и пишется о том, что надвигающийся экологический кризис представляет реальную угрозу для нашей планеты. Очень много вырубается лесов, загрязняется водоемов, гибнет растений и животных. В связи с ухудшением экологической ситуации возрастают требования государства и общества к уровню экологической культуры подрастающего поколения. Чтобы нашу природу оставить «живой» нужна целая система мер и методов по сохранению и оздоровлению природы. Заботливое отношение к окружающему миру и к себе — части этого мира— должно формироваться с детских лет
Экологическое сознание – это общественное сознание, которое отражает взаимоотношения человека с природой в динамике их развития. Формирование экологического сознания – это длительный процесс. Началом формирования экологического сознания по праву можно считать дошкольное детство, т.к. в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие, эмоциональные впечатления, которые надолго, а порой на всю жизнь остаются в памяти человека.
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности.
Критерием, показателем зрелости экологического сознания человека любого возраста (от дошкольника до взрослого) можно считать различные осознанные действия и поступки, направленные на сохранение природы, на защиту ее от разрушения.
Экологическое сознание строится на понимании детьми зависимостей, существующих в природе, осознании влияния деятельности человека на природу. Его итогом является приемлемый для дошкольников уровень осознанного отношения к живому, природе, выраженный в положительных эмоциональных реакциях, словесном сочувствии, действенной готовности прийти на помощь растениям и животным, если они в этом нуждаются.
Процессы воспитания и обучения не сами по себе непосредственно развивают ребенка, а лишь тогда, когда они имеют деятельностные формы и обладают соответствующим содержанием, одной из которых являются экологические акции.
Акции – это социально значимые мероприятия, предпринимаемые для достижения единой цели, прежде всего для развития у детей и взрослых экологической культуры.
Природоохранные акции позволяют развивать положительное эмоциональное отношение к природе, желание беречь её и заботиться о ней.
Цель проведения экологических акций: формирование экологической культуры, сознания и мировоззрения; формирование ответственного отношения дошкольников и их родителей к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания.
Конечно же, организация и проведение экологических акций – это огромная работа, требующая больших затрат времени и энергии. Поэтому для проведения экологических акций мы выбираем темы достаточно острые, актуальные. Объектом акции могут стать деревья, птицы, растения, территория детского сада. Эти мероприятия, как правило, приурочены к каким - либо датам, событиям, имеющим общественное значение.
Чаще всего акции являются комплексными мероприятиями, которые имеют некоторую протяженность во времени, в ее ходе решаются одновременно разные задачи: познавательные, нравственные, этические, что делает их особенно ценными. Как уже говорилось, выше природоохранные акции реализуются через все виды детской деятельности и имеют сложную структуру, что дает широкое поле деятельности для педагога.
Так на умственное развитие детей оказывают влияние различные мероприятия познавательного характера: наблюдения, пояснения взрослых, беседы, КВНы и т. д.
На нравственное развитие большое влияние оказывает практическая природоохранительная деятельность: развешивание кормушек для птиц, ограждение муравейников, трудовые десанты, развешивание плакатов и многое другое.
Эстетическое воспитание реализуется через всевозможные выставки, экспозиции.
Природоохранные акции позволяют развивать положительное эмоциональное отношение к природе, желание беречь её и заботиться о ней.
А самое главное, в ходе природоохранных акций детям показывается и дается возможность самим улучшить, исправить последствия экологически неграмотных действий людей, т.к. итогом любой акции является продуктивная деятельность детей.
Природоохранные акции являются оптимальной формой работы с детьми при развитии у них представлений о взаимосвязи человека с природой.
Выбор данной формы работы обусловлен рядом причин:
- акции направлены на формирование активной жизненной позиции, они помогают убедить ребенка в том, что от каждого человека, в том числе и от него зависит состояние окружающей нас среды. И даже маленький человек способен изменить в лучшую (или худшую) сторону свое окружение;
- акции позволяют добиться не механического запоминания правил поведения в природе и воспроизведения знаний, а трансформацию знаний в отношение. С этих позиций большое внимание уделяется посильной практической деятельности;
- в акции включены все члены педагогического процесса и педагоги, и дети, и их родители;
- данная форма работы позволяет реализовать принципы интеграции и системности через комплекс различных видов деятельности;
- природоохранные акции позволяют развивать положительное эмоциональное отношение к природе, желание беречь её и заботиться о ней.
Алгоритм подготовки к созданию и проведению экологических акций:
Подготовительный этап:
- определение целей и задач;
- формирование творческой группы;
- отбор литературы, справочной информации, материала;
- составление плана акции.
Организационно-практический этап: (т.е. выполнение плана деятельности)
- проведение занятий, КВН, музыкальных, физкультурных, литературных досугов, выступление агитбригады перед детьми и родителями и т.д.;
- взаимодействие с родителями дошкольников: консультации, беседы, анкеты, листовки, буклеты, информационные стенды, участие в досугах, КВНах, выставках и т.д.;
Аналитический этап:
- подведение итогов;
- рефлексия (может проходить в форме награждения особо активных детей, родителей и педагогов, изготовление фотоальбома, презентации, видеофильма, книжек-самоделок, организации выставки рисунков и фотографий, представление итогов в СМИ).
Наиболее популярные экологические акции, которые проводят в дошкольных образовательных учреждениях:
- Столовая для пернатых
- Спасём зелёную красавицу
- Каждому певцу по дворцу
- Соберем мусор – спасём планету
- Посади дерево и др.
Сроки и продолжительность проведения экологических акций:
- продолжительность определяется каждым педагогическим коллективом самостоятельно с учётом характера и реальных условий организации.
Содержание и формы проведения:
- каждое образовательное учреждение планирует мероприятия самостоятельно, по-своему выстраивает концепцию и пути её реализации.
Примерные мероприятия:
– общедетсадовская тематическая линейка;
– занятие-путешествие;
– интеллектуальные игры экологического содержания с приглашением родителей;
– агитвыступления старших дошкольников совместно с педагогами;
– встречи со специалистами природоохранных учреждений;
– экскурсии в природу;
– ситуативные беседы «Что я могу сделать в защиту природы?»;
– просмотр видеофильмов по экологии;
– аукционы природоохранных идей в защиту родной природы.
– конкурс рисунков
– фотовыставка («С любовью к родной земле», «Жалобная книга природы» и др.);
– выставка книг о природе в групповой библиотеке;
– выставка поделок из природных материалов «Фантазия без границ»;
– выставка поделок из вторичного сырья «Красота спасёт мир»;
– проекты по озеленению территории детского сада.
Участие в экологических акциях помогает накопить детям первый багаж ярких, эмоциональных, живых впечатлений, достоверных представлений о природе и получить необходимые навыки природоохранной деятельности.
Экологические акции символизируют дружбу, единение, взаимопомощь, культуру общения коллективов: детского, педагогического и родителей, а также играет огромную роль в формировании экологического сознания у детей дошкольного возраста и формирование системы педагогического взаимодействия ДОУ и семьи в интересах развития личности ребенка, вовлечение родителей в активную практическую деятельность и сотрудничество семьи с детским садом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация зоны природы в ДОУ, как одна из форм экологического воспитания дошкольников»
.Познакомить детей с природой, воспитать любовь к ней в первую очередь поможет уголок природы детского сада, где содержатся комнатные растения и некоторые животные .Обитателей уголка природы дети видя...
"Патриотическая онлайн - акция, как одна из форм патриотического воспитания детей"
Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений, независимо от его профиля, является патриотическое воспитание детей.Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека...
Социальные акции - одна из форм экологического воспитания дошкольников
В статье описаны социальные акции, которые проводятся в детском саду...
Подготовительная к школе группа № 6 "Алёнушка" Проведение патриотических акций, как одна из форм патриотического воспитания детей.
laquo;Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте.И такой фундамент – это патриотизм».В. В. Путин.Патриотическое воспитание подрастающего поколения одна из самых актуальных...
Патриотическая онлайн - акция, как одна из форм патриотического воспитания детей
Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений, независимо от его профиля, является патриотическое воспитание детей.Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека...
Экологическая акция как одна из форм экологического просвещения и взаимодействия с родителями в ДОУ
Одной из наиболее действенных форм просвещения и взаимодействия с родителями являются акции. Слово «акция» сейчас на слуху и кажется, что организовать её очень легко – дай объявление...
Консультация "Акции - как одна из форм экологического воспитания"
quot;Акции - как одна из форм экологического воспитания"...