Консультация для педагогов "Беседы о важном. О чем и как говорить с дошкольниками"
консультация
Содержание бесед – какие темы взять
Содержание «Бесед о важном» должно соответствовать направлениям воспитательной работы в детском саду. Согласно ФОП ДО теперь их семь. Темы бесед следует выбирать с учетом знаменательных дат, а также значимых для дошкольников событий в текущем году, так как образовательный процесс воспитатели организуют по календарно-тематическому плану.
Пример
Беседа «Богатыри – защитники земли Русской» ко Дню защитника Отечества познакомит детей с ценностью Родины. Дошкольникам, которые живут в тех же городах, что жили известные богатыри, беседа также демонстрирует ценность малой родины. Другие темы бесед смотрите далее.
Важно оставить возможность педагогам и самим определять темы «Бесед о важном» с учетом регионального компонента: праздников, традиций, обычаев и героев своего региона. Они могут включить беседы в план воспитательной работы, проводить их в рамках тематических недель и дней. Примерные планы бесед в конце статьи.
Правила педагогической беседы – как проводить
Начинать беседу следует с вопроса, который заинтересует детей
Беседа – словесный, а именно диалогический метод обучения. Поэтому в ходе беседы важно учить воспитанников задавать вопросы и отвечать на них, высказывать свою точку зрения и воспринимать чужую, близкую или противоположную. Педагоги должны через диалог обогащать, уточнять и систематизировать знания и представления детей из повседневной жизни.
Педагогические беседы необходимо планировать. Сначала воспитатель определяет их цели и продумывает ход. Затем определяет, какие эмоциональные средства включить в беседу. Они воздействуют на умственную деятельность и эмоции детей.
Пример
В качестве эмоциональных средств педагог может использовать загадки, стихи, иллюстрации, пословицы. Каждое из этих средств должно быть связано с темой и содержанием беседы.
Методика, по которой педагог проводит беседу с дошкольниками, предполагает основные структурные элементы – вопрос и ответ. Начинать беседу следует с вопроса, который заинтересует детей. Вопросы воспитателя – ведущие, потому что задают ход диалога. Они должны быть разными по типу.
Пример
Вопросы, чтобы уточнить у детей информацию: «Можешь ли ты привести пример?», «Можешь что-то добавить?». Вопросы, чтобы выяснить причину: «Почему ты так сказал?», «Как ты думаешь?». Вопросы, чтобы узнать точку зрения ребенка: «Можно ли посмотреть на эту ситуацию с другой стороны?», «Кто не согласен и хочет высказаться?». Вопросы о подтексте и последствиях: «Если это произойдет, что может получиться в результате? Почему?». Вопросы о вопросах: «Как мы можем это проверить?», «На этот вопрос ответить легко или сложно? Почему?».
Если ребенок отвечает неправильно, педагог с помощью дополнительных вопросов раскрывает ошибку и подводит его к тому, чтобы он сам нашел верный ответ. Только после этого педагог задает следующий вопрос. Так дети учатся внимательно слушать вопросы, рассуждать, выдвигать гипотезы и обосновывать их, обобщать и конкретизировать свои представления. Дополнительные вопросы также помогают дошкольникам концентрироваться и не отходить от темы беседы.
Чтобы формировать и поддерживать интерес детей к монологу и диалогу, педагог должен моделировать и сравнивать ситуации по тематике беседы. Когда педагог беседует с детьми, он целенаправленно активизирует их речь, побуждает высказываться, учит грамматически правильно говорить, расширяет словарный запас и кругозор. При этом важно поощрять правильные ответы и вопросы воспитанников.
В ходе беседы необходимо следить за дисциплиной. Задача педагога – учить дошкольников слушать и не перебивать друг друга, не повторять то, что уже сказали другие дети, тактично оценивать высказывания товарищей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация для педагогов "Беседы о важном. О чем и как говорить с дошкольниками" | 398.54 КБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Самое важное в физическом развитии дошкольника»
Цель и задачи физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ, виды занятий физической культурой, рекомендации родителям...
Консультация для родителей «Самое важное в физическом развитии дошкольника»
Физкультура, как средство профилактики и лечения заболеваний находит всё более широкое применение в практике....
Консультация для родителей на тему: «Важно ли быть внимательным: «Как развивать внимание дошкольников 5 – 7 лет»
laquo;Важно ли быть внимательным: «Как развивать внимание дошкольников 5 – 7 лет»...
Консультация: Двигательная активность ,как важнейшее средство формирования физического здоровья дошкольников.
Здоровье как полное физическое, психическое и социальное благополучие ребенка. Ведь чем активнее вовлечение ребенка в мир движений, тем богаче и интереснее его физическое и умственное развитие, крепче...
Консультация «Спасибо - важное слово! Роль благодарственных слов в воспитании дошкольников.
Слово спасибо было внедрено в обиход в начале 20 века и означает «спаси бог». Как часто мы произносим слово спасибо и почти никогда не задумываемся, над его истинным значени...
Консультация для родителей «Сон – важная составляющая режима дня для дошкольника»
Консультация для родителей «Сон – важная составляющая режима дня для дошкольника» Ребенок, с раннего детства привыкший жить по режиму, охотно его выполняет. Ему не приходит в г...
Консультация для родителей га тему: «Спасибо - важное слово! Роль благодарственных слов в воспитании дошкольников».
Консультация для родителей га тему: «Спасибо - важное слово! Роль благодарственных слов в воспитании дошкольников»....