"В чем заключается работа старшего воспитателя в дошкольном учреждении"
статья (подготовительная группа)

Екатерина Евгеньевна Рыжкова

Статья заключает в себе размышления о профессии старшего воспитателя, актуальности и направлениях методической работы в современном детском саду. В статье затронуты различные стороны взаимодействия старшего воспитателя коллективом, в том числе и пути решения проблем в педагогическом коллективе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razmyshleniya.docx17.67 КБ

Предварительный просмотр:

Размышления о старшем воспитателе ДОУ

Я работаю старшим воспитателем 5 лет. Надо сказать, что должность старшего воспитателя для несведущих людей, мало кому знакома. Что делает воспитатель, многие знают, а старший воспитатель - нет. Хотя история формирования данной профессии начинается с 60-х годов XX в. Изначально это была должность "педагог" для обслуживания детей ясельного возраста и руководства их воспитанием в яслях-садах. Затем была введена должность "воспитатель-методист", позднее – должность "старший воспитатель". Но независимо от названия должности к старшему воспитателю всегда предъявлялись более высокие требования. Был период, когда на должность заведующего дошкольным учреждением принимались люди со средним специальным образованием, а на должность старшего воспитателя или воспитателя-методиста всегда брали людей только с высшим педагогическим образованием. Это объясняется ответственностью старшего воспитателя за самый главный раздел работы детского сада – педагогический процесс. От того, насколько старший воспитатель профессионально компетентен в педагогике, психологии, методиках работы с детьми дошкольного возраста, будет зависеть качество работы всего коллектива.

На сегодняшний день основная работа старшего воспитателя – это работа с педагогическими кадрами. То есть на качество, результаты деятельности всего детского сада он влияет опосредованно, через воспитателя. Поэтому старший воспитатель должен уметь работать с детьми и учить этому педагогов. Это очень сложная задача, и поэтому от старшего воспитателя требуется, прежде всего, умение работать с людьми.

В чем же заключается умение "работать с людьми" для меня как старшего воспитателя?

Среди педагогов нашего детского сада воспитатели и специалисты с различным образовательным и квалификационным уровнем. Это люди, у которых сложился свой творческий педагогический почерк. И не каждый станет выполнять то, что ему советуют, потому что имеет свои взгляды на ту или иную методику, педагогический прием и т. д. Поэтому для меня самым трудным является найти подход к каждому из них. Умение работать с людьми – основной показатель в деятельности старшего воспитателя. Ведь очень важно создать коллектив единомышленников, имеющих единое педагогическое кредо, позиции, традиции, или, как сейчас модно говорить, создать свою команду. Только в этом случае старший воспитатель сможет достичь тех целей, которые он ставит.

Немаловажным условием успешности этой команды является слаженность и единство требований руководителя дошкольного учреждения и старшего воспитателя. Умение наладить контакт с педагогами и руководителем, выработать свой стиль общения с коллективом с учетом особенностей психологического климата в ДОУ – это условие успешности методической работы в ДОУ.

И главными методами в арсенале старшего воспитателя должны быть убеждение и доказательства, умение слушать и слышать собеседника, коллегу. Даже если воспитатель делает что-то не так, я должна убедить и доказать, почему этот метод работы с детьми неэффективен, и подсказать, как сделать лучше.

Да, работать с людьми трудно, особенно с женщинами, и здесь обязательно умение владеть собой в критических ситуациях, предвидеть и предотвращать возможные конфликты в коллективе, понимать и оценивать возможности каждого сотрудника.

В последнее время важным профессиональным качеством становится умение педагога оценивать и говорить о результатах своего труда. А многие педагоги не умеют обобщить свой опыт, презентовать себя в положительном свете. Приходится сталкиваться с педагогами, у которых сложилась заниженная самооценка. Многие педагоги не хотят учиться, проводить самоанализ своей деятельности, совершенствоваться и т. п.

При этом педагогам больше нравится, когда их не консультируют как учеников, а когда с ними советуются. Поэтому необходимы нетрадиционные методы обучения коллектива, это такие интерактивные формы методической работы, как творческие группы, брифинги, дискуссии, круглые столы, деловые игры, на мой взгляд, они дают наибольший результат.

Мне бы хотелось подчеркнуть важность самообразования всех педагогов ДОУ. Самостоятельно добытые воспитателями знания являются хорошим фундаментом для организации активных форм с ними. Другими словами, им будет, о чем говорить. Самообразование одно из направлений деятельности старшего воспитателя. Стало традицией в конце учебного года проводить самоанализ педагогами результативности своей работы и выделение проблем, по которым надо работать в будущем. В соответствии с ними педагоги планируют темы самообразования на будущий год. Форма планов может быть разнообразной, главное, чтобы были отражены направления работы с детьми, родителями. Должна быть отражена работа по обогащению и совершенствованию развивающей среды, по обобщению опыта на методических мероприятиях в ДОУ, на районном МО.

Коллектив педагогов всегда неоднороден: одни стремятся к творчеству и не хотят работать по накатанной, все время что-то придумывают, подсказывают, предлагают; другие – добросовестно выполняют свою работу, но не проявляют особой инициативы, третьи, которые не хотят работать творчески, не имеют к этому способностей. Учитывая это, я стараюсь проектировать методическую работу в ДОУ, включающую деятельность по созданию, внедрению и распространению лучшего педагогического опыта. Обмен опытом между педагогами – важная форма методического сопровождения. В ходе семинаров-практикумов, педсоветов, тематического контроля, открытых просмотров, взаимопосещений, обсуждений статей и опыта других садов выявляется положительные результаты деятельности определенного педагога. Это способствует не только взаимному обогащению, но и позволяет снять напряженность, тревожность в коллективе.

Инновационная деятельность является неотъемлемой частью деятельности современного дошкольного учреждения. Как это отражается на работе старшего воспитателя?

В настоящее время старший воспитатель должен быть широко информирован о всех инновациях в системе дошкольного и школьного образования. Хочется подчеркнуть важность аналитической функции старшего воспитателя, который выступает в роли аналитика и эксперта всего того, что печатается, издается. При этом важно не только оценивать литературу, но и уметь выбирать ее, исходя из вида и целей своего дошкольного учреждения, уровня профессионального мастерства воспитателей. В нашем ДОУ сложился творческий коллектив и почти каждый из педагогов занимается новыми идеями и разработками.

Современная обработка всевозможной документации, весь документооборот требуют оперативного оформления. Сегодня важно не просто собрать информацию, систематизировать ее, сравнить, обобщить, выделить проблемы, но и грамотно оформить результаты. Участие дошкольных учреждений или отдельных педагогов в различных конкурсах предполагает оформление мультимедийных презентаций, визитных карточек и т. д. Все это старший воспитатель должен уметь и научить воспитателей. Поэтому было внедрено в практику, оформлять отчеты о самообразовании педагогов и по итогам учебного года в форме презентаций.

Таким образом, современный старший воспитатель – это специалист, эксперт-аналитик, готовый работать в инновационном режиме и умеющий организовать инновационную и экспериментальную работу в своем дошкольном учреждении, владеющий новыми информационными технологиями, коммуникативный человек, умеющий слушать и слышать других.

Используемая литература:

  1. Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ.- Москва, «Сфера», 2005 г.
  2. Белая К.Ю. Современный старший воспитатель, каков он? // «Справочник старшего воспитателя», 2010 г.
  3. Денякина Л.М. Руководство коллективом на демократических основах.// «Управление ДОУ» № 8, с.40
  4. Осинцева С.В. Мотивация педагогов к саморазвитию.//»Управление ДОУ» №12,с.89.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формы работы старшего воспитателя с участниками образовательного процесса в дошкольном учреждении"

    «Во время перехода на федеральные государственные требования перед коллективом ДОУ встала вполне конкретная задача: смоделировать образовательный процесс в соответствии с новыми т...

Ведущие формы работы старшего воспитателя с педагогами в детском дошкольном учреждении

Ведущие формы работы старшего воспитателя с педагогами в детском дошкольном учреждении...

Обеспечение контроля старшего воспитателя в дошкольном учреждении.

Одной из функций старшего воспитателя дошкольного образовательного учреждения является осуществление контроля и анализа воспитательно-образовательной работы с детьми. С контроля начинается управленчес...

Публикация: ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ И ТРЕБОВАНИЯ К ЛИЧНОСТИ СТАРШЕГО ВОСПИТАТЕЛЯ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

В статье анализируются функциональные обязанности и рассматриваются требования к личности старшего воспитателя в современном дошкольном учреждении....

Инновационные методы работы старшего воспитателя с педагогами дошкольного образовательного учреждения

Помочь воспитателю овладеть новым педагогическим мышлением, готовностью к решению сложных задач в системе образования, к повышению своего педагогического мастерства призвана специально организованная ...

"Применение ИКТ в работе старшего воспитателя дошкольного учреждения"

Информационная технология - комплекс методов, способов и средств, обеспечивающих хранение, обработку, передачу и отображение информации, ориентированных на повышение эффективности и производительности...

Работа подменного воспитателя в дошкольном учреждении

Работа подменного воспитателя в дошкольном учреждении Руководители дошкольных образовательных учреждений и воспитатели всех возрастных групп заинтересованы в качестве предоставляемых услуг и в э...