Инновационные методы работы старшего воспитателя с педагогами дошкольного образовательного учреждения
статья
Помочь воспитателю овладеть новым педагогическим мышлением, готовностью к решению сложных задач в системе образования, к повышению своего педагогического мастерства призвана специально организованная методическая работа, особая роль которой проявляется в активизации человеческого фактора – личности и творческой деятельности педагогов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Инновационные методы работы старшего воспитателя с педагогами дошкольного образовательного учреждения
Условия развития современной образовательной организации таковы, что основным конкурентным преимуществом и главным стратегическим ресурсом образовательного учреждения являются люди. Разработчики Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования главным условием перехода на стандарт называли кадровые условия.
Несомненно, педагог является основной фигурой при реализации на практике основных нововведений. И для успешного введения в практику различных инноваций, для реализации в новых условиях, поставленных перед ним задач, педагог должен обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности.
Существующая практика становления и формирования педагога как профессионала показывает очевидное несоответствие между запросами общества, социальным заказом родителей и уровнем профессиональной компетентности педагога.
В связи с этим особую актуальность приобретает проблема формирования профессиональной компетентности педагогического работника.
Решение данной проблемы усугубляется рядом проблем: оплата труда, материально-техническое оснащение воспитательно-образовательного процесса, социально-психологический климат и т.д. Не случайно многие воспитатели испытывают в той или иной степени нервные срывы, стрессы, обусловленные личными проблемами и бытовыми трудностями, перегрузками в работе.
Такая ситуация делает проблематичным для воспитателя стремление к самосовершенствованию, самообразованию, повышению своего профессионального уровня. Многие воспитатели считают, что им самим не хватает целеустремлённости и настойчивости в повышении своей профессионально-педагогической культуры. Некоторые из них не имеют навыков самообразовательной работы, не владеют приёмами переработки информации. И если нет возможностей коренным образом изменить окружающие воспитателя обстоятельства, тогда необходимо в большей степени использовать его социально-психологические ресурсы и его профессионально-личностный потенциал. Кроме того, замечено, что по мере накопления опыта, большинство воспитателей, значительно сужает сферу своих профессиональных интересов, всё более соотнося их только со своей конкретной деятельностью. А чем уже круг интересов воспитателя, тем он более ограничен как профессионал. Вот и получается парадоксальная ситуация, когда молодой воспитатель считает, что ему теоретические и методические знания ещё не нужны, а воспитатель со стажем, что уже не нужны.
Поэтому, только изменяя и формируя профессиональные потребности воспитателя, создавая условия для саморазвития личности, возможно, изменить некоторым образом содержание его самообразовательной работы, отношение к профессиональному росту и, в целом, отношение к труду.
Помочь воспитателю овладеть новым педагогическим мышлением, готовностью к решению сложных задач в системе образования, к повышению своего педагогического мастерства призвана специально организованная методическая работа, особая роль которой проявляется в активизации человеческого фактора – личности и творческой деятельности педагогов.
Организация методического сопровождения педагогического процесса в ДОУ
Для решения задач, при планировании методической работы на год опираюсь на следующие принципы:
Взаимодействие – участие всех педагогов в подготовке, обсуждении, принятии решения и его реализации;
Рефлексия – самооценка, самоанализ профессиональной деятельности;
Комплексность – всесторонний анализ деятельности педагога;
Объективность – оценки профессионального уровня педагога;
Оптимальность – определяет соответствие затраченных усилий, средств и времени качеству достигнутого профессионального мастерства;
Опережение – предполагает учет тенденций развития образовательной системы, прогнозирование возникающих проблем и своевременное их решение;
Перспективность – предусматривает направленность на решение актуальных и долгосрочных задач.
Кроме этого, старюсь учесть особенности педагогов: их активность или пассивность, какие задания они воспринимают позитивно, а какие категорически не принимают; как педагоги предпочитают решать поставленные задачи: самостоятельно или в мини-группах. Также значение имеют стаж, опыт работы, личностные качества, интересы и потребности педагогов. Вся эта информация поможет выбрать форму работы, методы и приемы активизации, добиться более высоких результатов на мероприятиях.
Ежегодно планируя методическую работу с педагогами своего учреждения, использую известные, широко вошедшие в практику формы .
Форма – это внутренняя организация содержания, конструкция отрезков, циклов методического процесса, отражающая систему его компонентов и устойчивых связей.
Групповые (педагогические советы, семинары, практикумы, консультации, методические выставки, взаимопосещения, творческие микрогруппы, работа по единым методическим темам, деловые игры и т.д.) и индивидуальные (самообразование, индивидуальные консультации, собеседования, наставничество и т.д.) так называемые традиционные формы повышения профессиональной компетентности педагогов.
Однако, как показывает практика, если объем слишком большой или педагоги не ориентируются в каких-то теоретических вопросах, скорее всего, интерес к мероприятию у них быстро пропадет. Избежать этого, а также активизировать деятельность педагогов позволяет применение инновационных форм и методов.
Инновация (англ. innovation) – новшество, нововведение. Использование инноваций предполагает введение в образовательный процесс обновлённых, улучшенных и уникальных идей, полученных творческими усилиями. Многие основные методические инновации связаны с применением интерактивных методов обучения. Слово «интерактив» пришло к нам из английского языка от слова ”interact”, где “inter”- это «взаимный», “act”- действовать. Интерактивный означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (например, человеком). Отсюда можно сделать выводы, что интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие старшего воспитателя и педагога.
Основной направленностью интерактивных форм является активизация педагогов, развития их креативного мышления, нестандартный выход из проблемной ситуации. Доказано, что педагоги усваивают не более 20-30% информации – когда слушают лекции; до 50% – когда самостоятельно работают с профессиональной литературой; до 70% – когда выступают сами (при проговаривании); до 90% – когда лично участвуют в изучаемой деятельности. Использование инновационных интерактивных методов работы позволяет организовать процесс взаимодействия таким образом, что практически все участники оказываются вовлеченными в процесс познания, обсуждения. Они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают, понимают, о чем думают. Совместная деятельность в данном процессе означает, что каждый участник вносит свой особый индивидуальный вклад, имеет возможность обменяться знаниями, собственными идеями, способами деятельности, услышать другое мнение коллег. Причем, происходит этот процесс в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что дает возможность получить не только новые знания по обсуждаемой проблеме, но и развивает саму педагогическую деятельность и переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества. В ходе диалогового общения у педагогов формируется умение критически мыслить, рассуждать, решать противоречивые проблемы на основе анализа услышанной информации и обстоятельств. Педагоги учатся взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, правильно выражать свои мысли, участвовать в дискуссиях, профессионально общаться с коллегами. Ценно то, что при такой организации работы педагог может не только выразить свое мнение, взгляд, дать оценку, но и, услышав доказательные аргументы коллег, отказаться от своей точки зрения или существенно изменить ее. У педагогов формируется уважение к чужому мнению, умение выслушивать другого, делать обоснованные заключения и выводы.
Семинары-практикумы
Одной из часто используемой форм методической работы – семинар-практикум, считаю её очень интересной и ценной, ведь семинары-практикумы являются эффективной формой приобщения педагогов к творческой, поисковой, экспериментально-исследовательской деятельности и повышают их общепедагогическую культуру. Семинары-практикумы организовывала по различным темам, например, семинар-практикум с использованием видеоматериалов «Типичные ошибки воспитателя при организации взаимодействия с детьми» мотивировал педагогов на рефлексию собственной профессиональной деятельности. Семинар-практикум «Мнемотехника как технология успешного развития памяти и речи» помог расширить знания педагогов о технологии «мнемотехника», познакомить с особенностями, принципами технологии, этапами работы с мнемотаблицами; дать рекомендации по использованию мнемотаблиц в практической работе.
Деловая игра
Деловая игра – одна из активных форм работы с педагогами, в ходе игры можно решать задачи различной сложности. Она активизирует творческую инициативу педагогов, обеспечивает высокий уровень усвоения теоретических знаний и выработки профессиональных умений. Педагоги нашего ДОУ с удовольствием включаются в её работу. Варианты организации деловой игры – как часть педагогического совета, методического объединения либо самостоятельная методическая форма.
Педагогическая гостиная
Эта форма организации взаимодействия участников педагогического процесса обеспечивала обстановку свободного и непринуждённого общения, её содержание способствует положительной мотивации на использование получения знаний в практической деятельности. Ее подготовка проходит в тесном взаимодействии и сотрудничестве педагогов и специалистов ДОУ, оформлении, подготовки раздаточного материала. В ходе самой гостиной гости чувствуют себя не как пассивные слушатели, а как активные участники диалога. Работа в такой гостиной очень интересна, педагоги высказывают свою точку зрения по обсуждающим вопросам, участвуют в разработке методических рекомендаций.
Мастер-класс
Мастер-класс – оригинальный метод обучения и конкретное занятие по совершенствованию практического мастерства. Открытый показ дает возможность установить непосредственный контакт с педагогом во время мастер-класса, получить ответы на интересующиеся вопросы, помогает проникнуть в своего рода творческую лабораторию воспитателя, стать свидетелем педагогического творчества Главный принцип мастер-классов – «Я знаю, как это сделать, и я научу вас».
Педагоги с интересом включаются в работу, представляя коллегам свой профессиональный опыт. Таким образом, на мой взгляд, подготовка и проведение мастер-классов являются хорошей школой повышения профессионального мастерства, а также одной из эффективных форм приобщения педагогов к творчеству, содействуют раскрытию личного потенциала и роста мастерства.
Несмотря на разнообразие существующих форм организации работы, при выборе стараюсь учитывать интересы и пожелания воспитателей. Педагогам больше нравится, когда их не консультируют как учеников, а когда с ними советуются. Поэтому такие интерактивные формы методической работы, как семинары-практикумы, групповые дискуссии, мозговая атака, деловая игра дают наибольший результат. Например, я говорю о том, что есть проблема, для решения которой необходима помощь, и предлагаю подумать всем вместе, поискать пути ее решения. Но при постановке любой задачи необходимо доводить ее до логического конца. Результатом данной работы является подведение итога, разработка рекомендаций, алгоритма действий для воспитателей. При этом важно, что этот продукт будет восприниматься как совместно созданный, коллективный.
Несмотря на тщательное продумывание формы организации методической работы, особое внимание при подготовке занимают методы и приемы, способствующие активизации мыслительной деятельности педагогов, актуализации их опыта. Их довольно много, все зависит от тематики и характера мероприятия, планирую заранее или включаю их по ходу, если возникает такая необходимость. Интерактивные методы и приемы использую на разных этапах методического мероприятия. На первом этапе для того, чтобы замотивировать педагогов, заинтересовать их, вызвать желание овладеть первичными знаниями по проблеме. На следующем этапе, чтобы сформировать новые профессиональные знания, умения, навыки, это могут быть игры, творческие задания, просмотр видеоматериала, обсуждение спорного вопроса, решение педагогических ситуаций.
Таким образом, применение в работе с педагогами инновационных форм и методов способствует повышению интереса к профессиональной деятельности; формированию культуры общения, независимого мышления.
Считаю, что для эффективности педагогического процесса необходим постоянный поиск новых, более результативных методов и приемов, ведь старший воспитатель – это стратег и тактик воспитательно-образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении, аналитик, готовый работать в инновационном режиме, владеющий новыми технологиями. Важно хорошо узнать каждого педагога, и выбрать те формы и методы, которые, в конечном итоге, будут содействовать созданию коллектива единомышленников, главная цель которого – забота о благополучии и развитии самых маленьких членов общества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационные методы работы старшего воспитателя с педагогами ДОУ
«Давай наставления только тому, кто ищет знаний. Оказывай помощь только тому, кто не умеет внятно высказывать свои заветные думы. Обучай только того, кто способен, узнав про один угол квадрата, предст...
Статья "Инновационные методы работы старшего воспитателя с педагогами ДОУ"
«Давай наставления только тому, кто ищет знаний. Оказывай помощь только тому, кто не умеет внятно высказывать свои заветные думы. Обучай только того, кто способен, узнав про один угол квадрата, предст...
Инновационные методы работы старшего воспитателя с педагогами ДОУ.
Концепция модернизации российского образования ставит задачу достижения нового, современного качества дошкольного образования, связанного с созданием условий для развития личности ребенка, способной р...
Инновационные методы работы старшего воспитателя с педагогами ДОУ
В настоящее время существует проблема формирования педагога инновационного дошкольного учреждения, обладающего компетентностью, креативностью, готовностью к использованию и созданию инноваций.Изучение...
Инновационные методы работы старшего воспитателя с педагогами ДОО
Концепция модернизации российского образования ставит задачу достижения нового, современного качества дошкольного образования, связанного с созданием условий для развития личности ребенка, способной р...
Инновационные методы работы старшего воспитателя с педагогами ДОУ
Свою профессиональную деятельность воспитатель осуществляет в государственном бюджетном дошкольном образовательном учреждении НАО "Детский сад п. Красное", расположенном в Ненецком автономно...
«Инновационные методы работы старшего воспитателя с педагогами дошкольной образовательной организации»
laquo;Давай наставления только тому, кто ищет знаний. Оказывай помощь только тому, кто не умеет внятно высказывать свои заветные думы. Обучай только того, кто способен, узнав про один угол квадрата, ...