Самообразование педагога как фактор повышения профессиональной компетенции
статья
"Всякое настоящее образование добывается только путем самообразования". Николай Александрович Рубакин
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_pedagogov.docx | 18.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Самообразование педагога
как фактор повышения профессиональной компетенции
"Всякое настоящее образование добывается
только путем самообразования".
Николай Александрович Рубакин
В таком скоротечном мире невозможно один раз получить специальность, а потом только реализовывать свои знания и умения. Чтобы оставаться профессионалом, требуется непрерывный процесс самообразования. Самообразование во все времена было основным источником человеческого знания. Педагог дошкольного образовательного учреждения — одна из профессий, которая предполагает постоянное самообразование. В Федеральном законе от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации» в статье 48 прописано, что педагогические работники обязаны систематически повышать свой профессиональный уровень.
Педагогическое самообразование (профессиональное самообразование
педагога) – это процесс самостоятельного освоения педагогом новых
педагогических ценностей, способов и приёмов, технологий деятельности,
умений и навыков их использования в своей профессиональной деятельности. Это осознанная, активная, познавательная и творческая деятельность педагога, нацеленная на обогащение своих профессиональных знаний и совершенствование методических приёмов работы с детьми, соответствующих современному уровню развития педагогики и психологии.
Для того чтобы учить и воспитывать других, нужно знать больше, чем все остальные. Важным условием является правильно организованная и проводимая работа по самообразованию. К сожалению, не всегда и не все педагоги владеют навыками самостоятельной работы (испытывают затруднения в подборе и изучении методической литературы, в выборе темы, постановке целей и задач). Как бы ни был высок уровень способностей педагога к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые чаще всего называют педагогические работники – отсутствие времени и нехватка источников информации.
Суть процесса самообразования заключается в том, что педагог
самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти
знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной
жизнедеятельности. Источниками самообразования являются различная
литература; Интернет; платные курсы; семинары и конференции; мастер-классы; мероприятия по обмену опытом; курсы повышения квалификации.
Выбирая тему по самообразованию, педагог ориентируется на проблему, которая вызывает у него затруднение и пополнение знаний по уже имеющемуся опыту.
Среди мотивов, побуждающих педагогов к самообразованию, можно выделить следующие:
- внутренняя потребность самореализации, желание творчества, профессионального признания;
- общественное мнение;
- материальное стимулирование;
- модернизация образования, стремительный рост науки;
- конкуренция, мотивы успеха;
- интерес, стремление к новым знаниям, приобретение новых навыков, преодоление профессиональных затруднений и др.
Чтобы самообразование педагога стало продуктивным, необходимо, чтобы педагог:
- реализовал потребность к собственному развитию и саморазвитию;
- обладал развитой способностью к рефлексии;
- владел способами самопознания и самоанализа педагогического
опыта (как позитивными, так и негативными, т.е. признавал свое несовершенство, а следовательно, стал открытым для изменений);
- обладал готовностью к педагогическому творчеству;
- осуществлял взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.
Таким образом, самообразование позволяет пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми и родителями ситуаций, овладеть элементарной диагностической и исследовательской деятельностью.
Способность к самообразованию является одним из основных показателей профессионального мастерства педагога. Именно поэтому самообразование каждого педагога должно стать его потребностью.
У педагогов будет развита потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, сформируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс, раскроется творческий потенциал, способность осуществлять проблемный анализ (видеть не только свои достижения, но и недостатки в своей работе) и на основе его данных моделировать, планировать свою деятельность, получать намеченные результаты.
Педагог, владеющий навыками самостоятельной работы, будет иметь возможность подготовиться и перейти к целенаправленной научно-практической, исследовательской деятельности, что свидетельствует о более высоком профессиональном, образовательном уровне, а это, в свою очередь, влияет на качество воспитательно-образовательного процесса и результативность педагогической деятельности в целом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческий отчёт «Самообразование педагогов- как фактор повышения профессиональной компетентности»
Организация методической работы в ДОУ по совершенствованию навыков самостоятельной работы педагогов по самообразованию....
Педагогический проект Тема: «Самообразование педагога, как условие повышения профессиональной компетенции педагогов ДОУ»
Процесс длительного реформирования отечественной системы образования обусловлен социальными, экономическими, политическими и культурными изменениями, происходящими в стране.В настоящее время ожи...
Индивидуальный план самообразования «Создание благоприятной атмосферы повышения профессиональной компетенции педагогов через современные педагогические технологии»
Создание благоприятной атмосферы повышения профессиональной компетенции педагогов через современные педагогические технологии в дошкольном учреждении...
КОНКУРСНОЕ ДВИЖЕНИЕ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА
Участие в профессиональном конкурсном движении для педагогов является неотъемлемой частью нашей основной деятельности. Можно с уверенностью сказать, что одним из показателей высокого качества тр...
«Использование ИКТ в работе с дошкольниками, как фактор повышения профессиональной компетенции педагога ДОУ»
Актуальность использования информационных технологий в современном дошкольном образовании диктуется стремительным развитием информационного общества, широким распространением технологий мультимед...