Рабочая программа по Финансовой грамотности
рабочая программа (подготовительная группа)
Рабочая программа кружка
по финансовой грамотности у детей 5-6 лет
«ПРИКЛЮЧЕНИЯ КОТА БЕЛОБОКА,
ИЛИ ЭКОНОМИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ»
на 2023- 2024 учебный год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fingramotnost.docx | 247.02 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко» Старополтавского района Волгоградской области
404211, Волгоградская область, с.Старая Полтавка, ул.Октябрьская, 43
тел. (884493) 4-42-86
ПРИНЯТ: на Педагогическом совете МКДОУ детский сад «Солнышко» протокол № 1 от 31.08.2023 | УТВЕРЖДАЮ: и.о.заведующего МКДОУ детский сад «Солнышко» ____________Д.Х.Акманова Приказ № 170 от 31.08.2023 г. |
Рабочая программа кружка
по финансовой грамотности у детей 5-6 лет
«ПРИКЛЮЧЕНИЯ КОТА БЕЛОБОКА,
ИЛИ ЭКОНОМИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ»
на 2023- 2024 учебный год
Руководитель:
воспитатель МКДОУ
детский сад «Солнышко»
Сатаева Н.З.
с. Старая Полтавка 2023
Пояснительная записка
Образовательная программа «Приключения кота Белобока, или экономика для малышей» (далее – Программа) разработана в целях финансового просвещения детей старшего дошкольного возраста.
Требования современного общества сделали проблему экономического образования актуальной относительно данной возрастной группы. Финансовое просвещение и экономическое воспитание – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике.
Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности.
В современной концепции образования подчеркивается особое значение дошкольного возраста в формировании и развитии уникальной личности ребенка. Так как на этом этапе закладываются основы личностной культуры, обеспечивается освоение первоначальных социокультурных норм.
Это является фундаментом для приобретения в будущем специальных знаний и навыков. Данная Программа разработана в рамках проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации», реализуемого Министерством финансов РФ совместно с рядом федеральных органов исполнительной власти и при участии Международного банка реконструкции и развития (МБРР).
Содержание Программы предполагает организацию деятельности детей старшего дошкольного возраста по освоению основных экономических понятий в занимательной и игровой форме.
Описание форм и методов проведения занятий
Формы работы:
Образовательная деятельность по формированию основ финансовой грамотности проводится в различных формах: беседы о финансовой грамотности с привлечением родителей, использование ИКТ-технологий, виртуальные экскурсии, тематические беседы по ознакомлению с деньгами разных стран, элементарными финансовыми понятиями, сюжетно-ролевые игры, решение проблемных ситуаций, чтение художественной литературы, использование сказок с экономическим содержанием.
Ведущим видом деятельности для детей дошкольного возраста является игра. В игре ребенок как бы проживает недосягаемую для него действительность. Поэтому финансовая грамотность дошкольников формируется в ходе игры, используя различные методы и приемы в их сочетании.
Программа направлена на достижение следующих целей:
– формирование первичных экономических представлений и компетенций;
– развитие экономического мышления дошкольников;
– воспитание социально-личностных качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в сфере экономики.
Задачи:
- сформировать первичные экономические понятия;
- научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию;
- объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, цена, стоимость - с одной стороны и нравственными понятиями, такими, как бережливость, честность, экономность, щедрость и т. д. ;
- научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, плата за проезд в транспорте и т. д.)
Содержание Программы, в соответствии с ФГОС ДО, обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей:
– социально-коммуникативное развитие;
– познавательное развитие;
– речевое развитие;
– художественно-эстетическое развитие;
– физическое развитие.
Объем и сроки освоения программы:
Программа построена на основе концентрического подхода, что предполагает разделение курса на два концентра.
- программа рассчитана на 2 года изучения , 64часа:
- 1 год обучения – воспитанники старшей группы (5-6 лет);
- 2 год обучения воспитанники подготовительной группы (6-7 лет);
- продолжительность занятий для воспитанников старшей группы - 25 минут; для воспитанников подготовительной к школе группы – 30 минут;
- форма обучения очная (групповые занятия).
ВВЕДЕНИЕ
Входная диагностика.
БАЗОВЫЙ МОДУЛЬ «ФИНАНСОВАЯ АЗБУКА»
РАЗДЕЛ 1. ПОТРЕБНОСТИ
Цель: способствовать формированию первоначальных представлений о потребностях.
Задачи:
- познакомить детей с многообразием потребностей человека;
- сформировать представления об ограниченности возможностей;
- научить определять разницу между «хочу» и «надо»;
- формировать коммуникативно-экономическую грамотность, развивать экономическое мышление;
- способствовать развитию элементарных учебных умений (действовать по образцу) и аналитико-синтетических умений и действий;
- воспитывать социально-нравственные качества: бережливость, рачительность, смекалку, трудолюбие, желание учиться, умение планировать дела, осуждать жадность и расточительность.
Результаты изучения раздела «Потребности»
Первичное понимание экономических терминов: «потребности», «жизненно важные потребности», «возможности».
Умения:
– определять основные потребности человека;
– определять жизненно важные потребности человека в различных ситуациях;
– различать материальные и нематериальные потребности;
– выбирать необходимые для жизни предметы;
– соотносить собственные желания и возможности.
Компетенции:
– определять разницу между «хочу» и «надо», между «хочу» и «могу»;
– выбирать предметы в различных условиях;
– регулировать потребности в соответствии с возможностями.
Содержание образовательной деятельности
Входная диагностика по базовому модулю «Финансовая азбука»
Тема 1.1. Что такое потребности?
Что такое потребности? Потребности как экономическая категория. Основные потребности и желания.
Тема 1.2. Что необходимо человеку?
Разнообразие потребностей человека. Жизненно важные потребности человека. Потребности в безопасности и сохранении здоровья: потребности в воздухе, воде, солнце, жилье, пище, одежде и т. п. Потребности материальные и нематериальные.
Тема 1.3. Потребности семьи .
Разнообразие потребностей членов семьи.
Тема 1.4. Что мне нужно?
Личные жизненные потребности и желания.
Экономические понятия раздела: «потребности», «жизненно важные потребности», «возможности».
Потребности – это то, что необходимо человеку, без чего он не может обойтись.
Жизненно важные потребности – это то, без чего человек не может жить (пища, солнце, воздух, вода, жилье, одежда).
Возможности – это то, что человек может получить, сделать, добиться.
Материальные потребности – это потребности, которые удовлетворяются через материальный предмет.
Нематериальные потребности: потребности в образовании, в отдыхе, в дружбе, в любви, в заботе и др.
Изучение раздела «Потребности» подготавливает дошкольников к изучению раздела «Труд», способствует пониманию взаимосвязи между категорией «потребности» и трудом как основным источником для удовлетворения многочисленных потребностей человека.
РАЗДЕЛ 2. ТРУД
Цель: способствовать формированию первоначальных представлений о труде.
Задачи:
- расширить представления детей о труде взрослых;
- познакомить детей с многообразием профессий человека;
- способствовать развитию элементарных учебных умений (действовать по образцу) и аналитико-синтетических умений и действий;
- способствовать воспитанию уважения к труду, к результатам труда людей;
- воспитывать социально-нравственные качества: бережливость, рачительность, смекалку, трудолюбие, желание учиться, умение планировать дела, осуждать жадность и расточительность;
- формировать коммуникативно-экономическую грамотность, развивать экономическое мышление.
Результаты изучения раздела «Труд»
Первичное понимание экономических терминов: «труд», «профессия», «продукт труда».
Умения:
– определять продукт труда;
– соотносить профессию с ее атрибутами.
Компетенции:
– понимать значимость труда для человека.
Содержание образовательной деятельности
Тема 1.5. Как Кот Белобок лень преодолел
Что такое труд? Труд – потребность человека. Труд помогает удовлетворить разнообразные потребности.
Тема 1.6.Как кот Белобок решил дом построить
Труд, которому человек посвящает свою жизнь. Профессии. Профессиональные знания и умения.
Тема 1.7.Почему все взрослые работают?
Знакомство с профессиями: врач, продавец, повар, маляр, бухгалтер, спасатель, швея. Что такое работа? Для чего родители ходят на работу?
Тема 1.8.Путешествие в Страну профессий
Знакомство с профессиями: строитель, артист, врач и др. Знакомство со специальностями (каменщик, стекольщик, маляр, стоматолог, ветеринар и др.).
Тема 1.9. Всякому делу учиться надо.
Чтобы стать в какой-нибудь сфере специалистом, мастером своего дела, нужно много и упорно трудиться.
Экономические понятия раздела: «труд», «профессия», «продукт труда».
Труд – деятельность человека, которая направлена на удовлетворение потребностей.
Профессия – это основное занятие, дело, которому человек обучен. (Например, врач, учитель).
Специальность – это дело, которым человек конкретно занимается в рамках своей профессии. (Врач-терапевт, врач-хирург, учитель истории, учитель начальных классов и т. д.)
Продукт труда – результат труда.
Изучение раздела «Труд» подготавливает дошкольников к изучению разделов «Товар» и «Деньги». Способствует пониманию взаимосвязи между понятием «труд», «товар», «деньги» как основных источников для удовлетворения многочисленных потребностей человека.
РАЗДЕЛ 3. ТОВАР
Цель: способствовать формированию первоначальных представлений о купле-продаже товаров.
Задачи:
1) познакомить детей с понятиями «товар», «полезность товара», «стоимость», «цена», «покупка», «распродажа»;
2) научить определять разницу между обменом и покупкой-продажей товара;
3) объяснить роль торговли в удовлетворении потребностей людей;
4) объяснить, от чего зависит цена товара;
5) научить детей сравнивать и анализировать цены на товар;
6) развивать внимание, мыслительные операции, речь;
7) воспитывать понимание того, что в любой товар вложен труд человека, и к нему надо относиться бережно.
Результаты изучения раздела «Товар»
Первичное понимание экономических терминов: «товар», «полезность товара», «стоимость», «цена», «покупка», «распродажа».
– Осознание взаимосвязи понятий «труд–товар–потребности».
Первоначальные экономические умения:
– определять разницу между обменом и покупкой-продажей товара;
– сравнивать цены на товар, объяснять разницу.
Компетенции:
– выбирать товар в соответствии с ценой и качеством;
– делать покупки.
Содержание образовательной деятельности
Раздел 3. Товар
Тема 1.10. Как кот Белобок узнал, что такое товар
Что такое «товар»? Откуда берутся товары в магазине? В чем состоит полезность товара?
Тема 1.11. Что такое стоимость товара?
От чего зависит стоимость товара?
Тема 1.12. Обмен и покупка товаров
Чем обмен отличается от купли-продажи? Всё ли можно купить?
Тема 1.13. Что такое цена?
От чего зависит цена товара? Всё ли можно купить?
Тема 1.14. Ярмарка
От чего зависит цена товара? Зачем проводят распродажи? Что такое ярмарка?
Экономические понятия раздела: «товар», «полезность товара», «стоимость», «цена», «покупка», «распродажа».
Товар – продукт труда для обмена или продажи.
Полезность товара – способность товара удовлетворять потребности человека.
Стоимость – затраты, необходимые для создания товара.
Цена – количество денег, которые надо заплатить за товар или услугу.
Покупка – приобретение товара за определенную плату.
Распродажа – торговля товарами сезонного спроса по сниженным ценам.
Изучение раздела «Товар» опирается на представления детей, сформированные при изучении разделов «Потребности» и «Труд», закрепляет понимание того, что любой товар создаётся трудом для удовлетворения потребностей человека.
Усвоение раздела «Товар» подготавливает дошкольников к восприятию содержания раздела «Деньги», способствует пониманию роли денег в процессе купли-продажи.
РАЗДЕЛ 4. ДЕНЬГИ
Цель: способствовать формированию первоначальных представлений о деньгах как об универсальном средстве обмена, платежа и накопления.
Задачи:
1) познакомить детей с понятиями «деньги», «монета», «банкнота», «банк», «вклад», «кредит», «валюта»;
2) закрепить знания детей о внешнем виде современных денег;
3) учить находить отличительные и сходные признаки между монетой и банкнотой, между банкнотами разного достоинства;
4) помочь детям осознать роль денег в жизни людей;
5) сформировать первоначальные представления о банке, о монетном дворе, о валюте;
6) научить детей сравнивать и анализировать цены на товар;
7) способствовать осознанию детьми необходимости труда для получения денег;
8) способствовать развитию умения детей пользоваться деньгами;
9) формировать разумное отношение к расходованию денег;
10) формировать коммуникативно-экономическую грамотность, развивать экономическое мышление;
- способствовать развитию элементарных учебных умений (действовать по образцу) и аналитико-синтетических умений и действий;
- воспитывать социально-нравственные качества: бережливость, рачительность, смекалку, трудолюбие, желание учиться, умение планировать дела, осуждать жадность и расточительность.
Результаты изучения раздела «Деньги»
Первичное понимание экономических терминов: «деньги», «монета», «банкнота», «банк», «вклад», «кредит», «валюта».
Умения:
– определять разницу между обменом и покупкой-продажей товара;
– сравнивать цены на товар, объяснять разницу.
Компетенции:
– умение пользоваться деньгами;
– умение разумно расходовать деньги.
Содержание образовательной деятельности
Тема 1.15. Что такое деньги?
Необходимость обмена для удовлетворения потребностей людей. Деньги, как универсальное средство обмена.
Всё ли можно купить?
Тема 1.16. Деньги. Монета. Банкнота
Отличительные и сходные признаки между монетой и банкнотой, между банкнотами разного достоинства.
Тема 1.17. Дом, где живут деньги
Банки (банк принимает деньги на хранение, выдаёт деньги вкладчикам, предоставляет деньги в долг), монетный двор, валюта.
Тема 1.18.Как правильно тратить деньги?
Обучение детей пользованию деньгами. Разумное отношение к расходованию денег. Что такое «вклад» и «кредит».
Экономические понятия раздела: «деньги», «монета», «банкнота», «электронные деньги», «банк», «вклад», «кредит», «валюта».
Деньги – особый универсальный товар, который измеряет стоимость других товаров или услуг.
Монеты – деньги, изготовленные из металла.
Банкнота – вид бумажных денег.
Банк – кредитно-финансовое учреждение, осуществляющее операции, связанные с накоплением денежных средств, посредничеством в платежах, кредитованием.
Вклад – деньги, хранящиеся в банках.
Кредит – деньги, предоставленные в долг с уплатой процента.
Валюта – денежная единица страны.
Изучение раздела «Деньги» опирается на представления детей, сформированные при изучении разделов «Потребности» и «Товар», закрепляет понимание того, что любой товар, созданный для удовлетворения потребностей человека, покупается и продаётся за деньги.
Усвоение раздела «Деньги» подготавливает дошкольников к восприятию содержания раздела «Семейный бюджет», способствует пониманию роли денег в процессе планирования доходов и расходов семьи.
РАЗДЕЛ 5. СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ
Цель: способствовать формированию первоначальных представлений о семейном бюджете и значимости финансовой грамотности в семейной экономике.
Задачи:
- познакомить детей с понятием «семейный бюджет», его структурой (формы доходов и расходов) и динамикой;
- научить ориентироваться в семейном бюджете, рационально формулировать свои запросы как члена семьи;
- сформировать первоначальное представление о различных способах сбережений и экономии бюджета семьи;
- сформировать представление о расходах семьи, понимание основных потребностей семьи и способов их удовлетворения;
- формировать коммуникативно-экономическую грамотность, развивать экономическое мышление;
- способствовать развитию элементарных учебных умений (действовать по образцу) и аналитико-синтетических умений и действий;
- воспитывать социально-нравственные качества: бережливость, рачительность, смекалку, трудолюбие, желание учиться, умение планировать дела, осуждать жадность и расточительность.
Результаты изучения раздела «Семейный бюджет»
Первичное понимание экономических терминов: «семейный бюджет», «доходы и расходы», «формы дохода: зарплата, пенсия, стипендия, выигрыш», «семейные сбережения», «планирование», «экономика семьи».
Умения:
– объяснять структуру семейного бюджета;
– размышлять о доходе и его динамике, о расходах и их многообразии;
– решать посредством математических действий экономические задачи, связанные с распределением средств семейного бюджета.
Компетенции:
– понимать потребности и возможности семьи;
– разумно расходовать деньги;
– понимать необходимость экономии семейного бюджета;
– уметь экономить и сберегать средства семейного бюджета.
Содержание образовательной деятельности
Тема 1.19. «Доверили Андрюше вести бюджет семьи…»
Семейный бюджет. Доходы семьи. Необходимые расходы семейного бюджета.
Тема 1.20. Как приходят деньги в семью Андрюши или азбука доходов
Составляющие семейного бюджета (формы дохода). Зарплата, трудовая пенсия, стипендия. Премия. За что получают деньги?
Тема 1.21. Андрюша с мамой идут в магазин
На что тратятся деньги, заработанные членами семьи. Основные потребности семьи и как эти потребности удовлетворяются.
Тема 1.22. Семейные доходы и расходы
Составляющие семейного бюджета (формы расходов и доходов).
Статьи расходов семьи: оплата услуг (квартплата, газ, свет, ремонт обуви, одежды и т.д.), питание, одежда, развлечения, отдых и т. д.
Тема 1.23. Аукцион знаний, или «Как накопить на любимую игрушку»
Способы накопления и формы сбережения денежных средств семейного бюджета (банковские вклады, неприкосновенные запасы, сэкономленные денежные средства).
Экономические понятия раздела: «семейный бюджет», «доход», «расход», «доходы семьи», «зарплата», «трудовая пенсия», «стипендия», «премия».
Семейный бюджет – это доходы и расходы денежных средств семьи за определенное время.
Доходы семьи – это деньги и материальные ценности, полученные членами семьи.
Расходы семьи – это деньги, затраченные на удовлетворение потребностей членов семьи: на оплату услуг и на покупку товаров.
Обязательные (основные) расходы – приобретение товаров и услуг, без которых нельзя обойтись.
Необязательные (неосновные) расходы – приобретение товаров и услуг, без которых можно обойтись.
Зарплата – это деньги, получаемые за работу. Зарплата – это оплата труда за месяц, за неделю или день.
Трудовая пенсия – это деньги, которые платят пожилым людям, проработавшим до этого много лет.
Стипендия – это ежемесячная денежная выплата студентам.
Премия – это деньги, получаемые дополнительно к заработной плате за особые успехи в работе.
Изучение раздела «Семейный бюджет» завершает реализацию базового модуля «Финансовая азбука». В рамках раздела «Семейный бюджет» расширяются представления, полученные в ходе изучения разделов «Потребности», «Деньги», «Труд».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО БАЗОВОМУ МОДУЛЮ «ФИНАНСОВАЯ АЗБУКА»
Диагностика по итогам изучения базового модуля «Финансовая азбука».
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ «ПОТРЕБНОСТИ И ТРУД»
Цель: закрепить первоначальное представление о потребностях человека и роли труда в его жизни посредством различных видов деятельности – игровой, художественно-речевой, театрализованной, изобразительной, двигательной, коммуникативной.
Задачи:
- закрепить понимание экономических категорий «потребности», «труд», «продукт труда», «профессия»;
- способствовать развитию умения соотносить свои желания со своими возможностями;
- продолжить формирование элементарных представлений о различных профессиях;
- стимулировать проявление уважительного отношения к людям разных профессий, понимание роли их труда;
- стимулировать проявление интереса к профессиям, желания учиться;
- формировать социально-нравственные качества: трудолюбие, умение планировать дела;
- развивать практические умения в продуктивных и творческих видах деятельности;
- во всех видах деятельности и общения способствовать развитию диалогической и монологической речи;
- развивать познавательные интересы, сенсорные и интеллектуальные способности;
- поддерживать экспериментирование с материалами, словом, движением, развивать воображение и творческое начало;
- продолжать формировать эстетическое отношение к окружающему миру и художественные способности.
Результаты изучения модуля
Понимание значения экономических категорий: «потребности», «труд», «продукт труда», «профессия».
Умения:
– осознанно использовать в речи слова: «потребности», «труд», «продукт труда», «профессия»;
– соотносить свои желания со своими возможностями;
– определять продукт труда;
– размышлять, высказывать своё мнение о значимости труда людей разных профессий;
– соотносить профессию с ее атрибутами.
На основании ФГОС дошкольного образования (приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 г. № 1155) в рамках реализации Программы образовательная деятельность осуществляется по следующим направлениям и нацелена на формирование соответствующих компетенций:
- социально-коммуникативное развитие –понимание необходимости труда для удовлетворения потребностей; готовность к собственной деятельности на благо других людей; позитивные установки к различным профессиям; предпосылки интереса к обучению отдельной профессии;
- познавательное развитие – первичные представления о потребностях человека и необходимости их соотнесения с возможностями; умение определять необходимое и желаемое; общее представление о различных профессиях;
- речевое развитие – умение использовать в активной речи слова «потребности», «труд», «продукт труда», «профессия».
- художественно-эстетическое развитие – готовность ребенка реализовать полученные экономические представления о труде людей разных профессий, в самостоятельной творческой деятельности (изобразительной и др.).
Формы реализации ДМ «Потребности и труд»
– непосредственно образовательная деятельность;
– игровая деятельность, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры;
– коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками);
– познавательно-исследовательская деятельность;
– восприятие художественной литературы и фольклора;
– изобразительная деятельность;
– двигательная форма активности ребенка.
Тематическая связь модуля «Потребности и труд» с другими модулями
Дополнительный модуль «Потребности и труд», расширяя экономические представления детей, полученные в ходе изучения базового модуля, подготавливает дошкольников к изучению дополнительных модулей «Товар» и «Деньги». Способствует пониманию взаимосвязи между понятиями «труд», «продукт труда», «товар», «деньги», пониманию труда как основного источника для удовлетворения многочисленных потребностей человека.
Содержание образовательной деятельности
Чтобы дать ребенку возможность поближе узнать мир профессий, необходимо эмоционально насыщенное содержательное общение взрослого с ребенком в игре, различных видах деятельности: художественной, музыкальной, театрализованной (инсценировках сказок) и др.
Для развития мотивации ребенка к дальнейшему выбору профессии рекомендуется проведение экскурсий, чтение художественной литературы, демонстрация познавательных мультфильмов, позволяющих детям наблюдать работу людей разных профессий.
В старшем дошкольном возрасте сюжетно-ролевая игра как деятельность и форма организации образовательного процесса во взаимосвязи с психолого-педагогической работой по другим направлениям познавательного развития может стимулировать включение всех видов детского мышления и постепенно приводить их в целостную форму наглядно-интуитивного мышления как основы логического. В дидактических играх дети также учатся объяснительной речи. Для этого взрослый сначала обучает одного ребенка новой игре, а потом предоставляет возможность поиграть в нее и другим. Обученный ребенок, пытаясь наладить игру незнакомых с ней детей, объясняет содержание и правила. Воспитатель помогает ему, задавая наводящие вопросы.
Для закрепления первичных представлений о потребностях человека и разнообразии профессий рекомендуется использовать дидактические игры «Шкатулка с желаниями», «Хочу – надо», «Что нужно доктору?», «Интервью»и др.
Воспитатель советует родителям, как знакомить детей с особенностями своей профессиональной деятельности, объяснять, какую пользу она приносит людям. Желательно напоминать детям о необходимости учиться.
Для активизации самостоятельного осмысления детьми экономических категорий важно создавать проблемные ситуации, ставить творческие задачи, развивающие гибкое экономическое мышление.
Важно формировать у детей навыки экономически грамотного поведения, бережного отношения к результатам труда других людей.
Для развития грамматической правильности речи дошкольников целесообразно привлекать художественную литературу, пословицы и поговорки о труде, учить детей составлять описательные рассказы.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ «ДЕНЬГИ»
Цель: закрепить представление о деньгах как универсальном средстве обмена, платежа и накопления посредством различных видов деятельности – подвижно-игровой, художественно-изобразительной, коммуникативно-речевой.
Задачи:
- сформировать базовое представление об эволюции товарообмена в товарно-денежные отношения;
- способствовать осознанию роли денег в жизни людей;
- закрепить знания о внешнем виде современных банкнот и монет;
- способствовать осознанию необходимости труда для получения денег;
- сформировать представление о различиях банкнот РФ разного достоинства;
- научить сравнивать товары разной цены и качества;
- сформировать предпосылки разумного отношения к расходованию денег;
- дать первоначальное представление о банке как организации, с помощью которой можно сохранить, одолжить деньги, приобрести иностранную валюту и получить пластиковую карточку;
- способствовать развитию коммуникативных навыков;
- сформировать представление о правилах взаимодействия с сотрудниками банков и магазинов.
Результаты изучения модуля
Понимание значения экономических понятий: «деньги», «товарообмен», «монета», «банкнота», «банк», «заработная плата», «валюта», «номинал», «размен» «сдача», «наличные деньги», «электронные деньги», «пластиковая карта», «тратить», «одолжить», «сохранить», «магазин», «товар», «цена», «качество», «список покупок», «торговый центр», «универмаг», «супермаркет», «производство», «вклад», «кредит», «Центральный банк».
Умения:
– использовать в речи понятия «банкнота» и «монета» как словесные обозначения основных форм денег;
– определять ситуации, в которых возможно воспользоваться наличными и электронными деньгами;
– рационально размышлять о ценности тех или иных товаров, имея представление об их цене, качестве и необходимости для семьи;
– соотносить свои желания / стремления с интересами других людей, принимать участие в коллективных делах;
– различать ситуации, требующие обращения в магазин, банк, сервисные учреждения, работающие по принципу товарно-денежного обмена.
На основании ФГОС дошкольного образования (приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 г. № 1155) в рамках реализации Программы образовательная деятельность осуществляется по следующим направлениям и нацелена на формирование соответствующих компетенций:
- социально-коммуникативное развитие: понимать необходимость разумного отношения к получению и трате денег в современном обществе;
- познавательное развитие: формирование первичного представления о роли денег в современном обществе, наличной и безналичной формах денежного обращения;
- речевое развитие: умение использовать в активной речи понятия «деньги», «монета», «банкнота», «магазин», «банк», «цена», «сдача», «тратить», «сохранить», «вклад»;
- художественно-эстетическое развитие: реализация продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование) в форме индивидуального творчества для закрепления понятий «деньги», «элементы защиты денег», «номинал», «зарплата», «цена», «товар», «банк», «профессия», «кредит».
Формы реализации ДМ «Деньги»:
– непосредственно образовательная деятельность;
– игровая деятельность, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры;
– коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками);
– познавательно-исследовательская деятельность;
– восприятие художественной литературы и фольклора;
– изобразительная деятельность;
– двигательная форма активности ребенка.
Тематическая связь модуля «Деньги» с другими модулями
Изучение дополнительного модуля «Деньги» базируется на первичных знаниях, полученных при освоении базового модуля, а также дополнительного модуля «Потребности и труд». Ознакомление детей с дополнительным модулем «Деньги» закрепляет осознание того, что любой товар, создается производителем, реализуется магазинами различной направленности и приобретается рядовыми гражданами для удовлетворения потребностей, за деньги. Также закрепляется понимание сущности банков и взаимодействия с ними людей.
Освоение материалов дополнительного модуля «Деньги» способствует подготовке детей дошкольного возраста к восприятию раздела «Семейный бюджет» и содействует грамотному восприятию значимости роли денег в процессе планирования доходов и расходов семьи.
Содержание образовательной деятельности
Развитие интереса к миру денег осуществляется с помощью эмоционально-насыщенного и содержательного общения взрослого с ребенком, введения сюжетно-ролевых игр и театрализованных представлений. Моделирование реальных ситуаций посредством данных форм обучения способствует формированию необходимых навыков поведения в жизни.
Для закрепления первоначальных экономических представлений используются дидактические упражнения, способствующие формированию целостного восприятия детьми старшего дошкольного возраста мира экономики и финансов. Творческие задания используются для активизации самостоятельного осмысления детьми экономических категорий и художественно-эстетического развития.
Воспитатель обучает детей старшего дошкольного возраста правилам и нормам поведения в общественных учреждениях, а также отрабатывает данные навыки в ходе проведения сюжетно-ролевых игр «Посещение банка» и «Поход в магазин».
Знакомство с профессиями сотрудников банков и магазинов позволяет развивать коммуникативные навыки взаимодействия с представителями учреждений и организаций.
Вхождение ребенка в мир товарно-денежных отношений требует наличия логических взаимосвязей между материалом, усваиваемым в ходе занятий, и их опосредованными знаниями, полученными из окружающего мира. Воспитатель рекомендует родителям детей старшего дошкольного возраста рассказывать о деньгах: их внешнем виде, источниках получения и вариантах распоряжения ими, привлекать детей к выбору товаров в магазине и объяснять принципы их оптимального выбора.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ «СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ»
Цель: закрепить первоначальное представление о семейном бюджете и значимости финансовой грамотности в семейной экономике посредством различных видов деятельности – игровой, художественно-речевой, театрализованной, изобразительной, двигательной, коммуникативной.
Задачи:
- закрепить понимание экономических категорий «Семейный бюджет», его структуры и динамики;
- способствовать развитию умения ориентироваться в семейном бюджете и способности рационально формулировать свои запросы как члена семьи;
- продолжить формирование элементарных представлений о различных способах сбережений денежных средств семьи;
- стимулировать проявление собственного отношения к вопросам семейной экономики;
- воспитывать бережливость, рачительность, смекалку, трудолюбие; осуждать жадность и расточительность;
- развивать практические умения в продуктивных и творческих видах деятельности;
- во всех видах деятельности и общения способствовать развитию диалогической и монологической речи;
- развивать познавательные интересы, сенсорные и интеллектуальные способности;
- поддерживать экспериментирование с материалами, словом, движением, развивать воображение и творческое начало;
- продолжать формировать эстетическое отношение к окружающему миру и художественные способности.
Результаты изучения модуля:
Понимание значения экономических категорий: «семейный бюджет», «доходы и расходы», «формы дохода: зарплата, пенсия, стипендия, выигрыш», «семейные сбережения», «экономика семьи», «планирование».
Умения:
– осознанно использовать в речи слова: «семейный бюджет», «доходы» «расходы», «семейные сбережения», «экономика семьи», «планирование»;
– рационально формулировать свои запросы как члена семьи;
– размышлять, высказывать своё мнение по вопросам семейной экономики;
– посредством математических действий решать экономические задачи, связанные с распределением средств семейного бюджета.
На основании ФГОС дошкольного образования (приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 г. № 1155) в рамках реализации Программы образовательная деятельность осуществляется по следующим направлениям и нацелена на формирование соответствующих компетенций:
- социально-коммуникативное развитие – понимание норм и ценностей семейных взаимоотношений в рамках семейной экономики (семейного бюджета); готовность к собственной деятельности на благо семьи, позитивные установки к различным видам труда и творчества, приносящих доход семье; предпосылки морально-этического поведения в рамках семейного бюджета;
- познавательное развитие – первичные представления о семейном бюджете и его динамике, формах дохода и расхода; общее представление о различных способах сбережений денежных средств семьи; готовность решать простейшие экономические задачи посредством математических действий, связанные с распределением средств семейного бюджета;
- речевое развитие – умение использовать в активной речи слова «семейный бюджет», «доходы» «расходы», «семейные сбережения», «экономика семьи», «планирование», «зарплата», «трудовая пенсия»;
4) художественно-эстетическое развитие –готовность ребенка реализовать полученные экономические представления в самостоятельной творческой деятельности (изобразительной, конструктивно-модельной и др.).
Формы реализации ДМ «Семейный бюджет»:
– непосредственно образовательная деятельность
– игровая деятельность, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры;
– коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками);
– познавательно-исследовательская деятельность;
– восприятие художественной литературы и фольклора;
– конструирование из разного материала;
– изобразительная деятельность;
– двигательная форма активности ребенка.
Тематическая связь модуля «Семейный бюджет» с другими модулями
Изучение дополнительного модуля «Семейный бюджет» завершает реализацию Программы. В рамках дополнительного модуля «Семейный бюджет» расширяются и отрабатываются экономические представления, полученные в ходе изучения базового модуля «Финансовая азбука» и дополнительных модулей «Потребности и труд» и «Деньги».
Содержание образовательной деятельности
Чтобы дать ребенку возможность поближе узнать мир экономики семьи и особенности ведения семейного бюджета, необходимо эмоционально насыщенное содержательное общение взрослого с ребенком в игре, различных видах деятельности: художественной, музыкальной, театрализованной (инсценировках сказок) и др.
Для развития интереса к миру экономики семьи и обогащения экономических представлений рекомендуется посещение магазинов, банков, торговых комплексов, экскурсии, демонстрация познавательных мультфильмов, позволяющих детям наблюдать поведение людей в магазине, в транспорте, на почте, в банке.
В старшем дошкольном возрасте дидактическая игра, как деятельность и форма организации образовательного процесса во взаимосвязи с психолого-педагогической работой по другим направлениям познавательного развития, решает задачу формирования целостной картины мира в единстве качественно-количественных и пространственно-временных характеристик. Дидактическая игра может стимулировать включение всех видов детского мышления и постепенно приводить их в целостную форму наглядно-интуитивного мышления как основы логического. В дидактических играх дети также учатся объяснительной речи. Для этого взрослый сначала обучает одного ребенка новой игре, а потом предоставляет возможность поиграть в нее и другим. Обученный ребенок, пытаясь наладить игру незнакомых с ней детей, объясняет содержание и правила. Воспитатель помогает ему, задавая наводящие вопросы.
Для закрепления первичных представлений о семейном бюджете рекомендуется использовать дидактические игры «Отгадай и объясни», «Кому что нужно для работы», «Бюджет моей семьи», «Семейные расходы», «Путешествие по финансовой азбуке», «Экономические пазлы» и др.
Воспитатель советует родителям, как знакомить детей с вопросами семейной экономики, ведением семейного бюджета, случаями из жизни, привлекать их к посильному участию в обсуждении семейных покупок, подготовке праздников. Следует побуждать родителей к созданию совместных с детьми семейных проектов, отражающих экономику семьи (доходы и расходы). Желательно напоминать детям их необходимые потребности и потребности членов их семьи.
Воспитатель рекомендует родителям детей старшего дошкольного возраста рассказывать о своей работе, объяснять, где и кем они работают, как важен их труд, привлекать детей к посильному домашнему труду.
Необходимо инициировать проявления ребенком желания радовать старших хорошими поступками, выполнять постоянные обязанности по дому, уважительного отношения к труду и занятиям других членов семьи.
Для активизации самостоятельного осмысления детьми экономических категорий важно создавать проблемные ситуации, ставить творческие задачи, развивающие гибкое экономическое мышление.
Благодаря различным видам продуктивной деятельности восприятие ребенка приобретает более упорядоченный характер, формируется способность полнее, разностороннее отражать в конструкции, поделке, рисунке, лепке, аппликации предметы и явления экономической жизни семьи, выражать эмоциональное отношение к ним.
Важно формировать у детей навыки экономически грамотного поведения, бережного отношения к окружающему: учить их экономно пользоваться вещами (брать столько бумаги, пластилина, чтобы хватило на работу; уходя, гасить свет; не расходовать зря воду и т. д.).
Дидактические игры, упражнения и проблемные ситуации с экономическим содержанием – необходимое условие развития грамматической правильности речи дошкольников, осознанного использования экономических понятий.
ОБОБЩЕНИЕ ПО КУРСУ (2 часа)
Диагностика по итогам изучения курса «Приключения кота Белобока, или экономика для малышей».
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Педагогические средства |
1 | Входная диагностика по базовому модулю «Финансовая азбука» | 1 | Чтение и анализ сказки, беседа, упражнения, работа с карточками, игровое упражнение |
БАЗОВЫЙ МОДУЛЬ «ФИНАНСОВАЯ АЗБУКА» (23 часа) | |||
Раздел 1. Потребности (4 часа) | |||
2 | Тема 1.1. Что такое потребности? | 1 | Дидактическая игра «Заветные желания», демонстрация фрагмента мультфильма «Телефон», беседа, загадки, чтение и анализ сказки, упражнение |
3 | Тема 1.2. Что необходимо человеку? | 1 | Демонстрация фрагмента мультфильма «Уроки тетушки Совы», беседа, дидактическая игра «Кому что нужно?», упражнение |
4 | Тема 1.3. Потребности семьи | 1 | Беседа, дидактическая игра «Потребности семьи», упражнения |
5 | Тема 1.4. Что мне нужно? | 1 | Беседа, изобразительная деятельность, упражнения |
Раздел 2. Труд (5 часов) | |||
6 | Тема 1.5. Как Кот Белобок лень преодолел | 1 | Беседа, чтение художественной литературы, упражнение |
7 | Тема 1.6. Как кот Белобок решил дом построить | 1 | Чтение художественной литературы, демонстрация фрагмента мультфильма, беседа,ситуативный разговор, игровые упражнения |
8 | Тема 1.7. Почему все взрослые работают? | 1 | Беседа, соревнование, дидактическая игра, упражнение |
9 | Тема 1.8. Путешествие в Страну профессий | 1 | Сюжетно-ролевая игра,беседа, отгадывание загадок, игровое упражнение |
10 | Тема 1.9. Всякому делу учиться надо | 1 | Беседа, просмотр мультфильма, выставка рисунков |
Раздел 3. Товар (5 часов) | |||
11 | Тема 1.10. Как кот Белобок узнал, что такое товар | 1 | Беседа, дидактическая игра, упражнение |
12 | Тема 1.11. Что такое стоимость товара? | 1 | Беседа, дидактическая игра, упражнение |
13 | Тема 1.12. Обмен и покупка товаров | 1 | Беседа, дидактическая игра, решение экономических задач |
14 | Тема 1.13. Что такое цена? | 1 | Чтение художественной литературы, беседа, просмотр мультфильма, решение экономических задач, упражнение |
15 | Тема 1.14. Ярмарка | 1 | Чтение художественной литературы, беседа, ролевая игра |
Раздел 4. Деньги (4 часа) | |||
16 | Тема 1.15. Что такое деньги? | 1 | Рассказ, беседа, просмотр мультфильма |
17 | Тема 1.16. Деньги. Монета. Банкнота. | 1 | Беседа, дидактическая игра, изобразительная деятельность |
18 | Тема 1.17. Дом, где живут деньги | 1 | Заочная экскурсия, просмотр мультфильма |
19 | Тема 1.18. Как правильно тратить деньги? | 1 | Беседа, упражнения, просмотр мультфильма |
Раздел 5. Семейный бюджет (5 часов) | |||
20 | Тема 1.19. «Доверили Андрюше вести бюджет семьи…» | 1 | Метод моделирования, беседа, анализ игровой ситуации, чтение художественной литературы, проблемный диалог, решение арифметических задач, дидактическая игра «Доход–расход» |
21 | Тема 1.20. Как приходят деньги в семью Андрюши или азбука доходов | 1 | Психологическая разминка, моделирование, проблемный диалог, решение арифметических задач, составление обобщающих рассказов, дидактическая игра «Семейный бюджет» |
22 | Тема 1.21. Андрюша с мамой идут в магазин | 1 | Чтение художественной литературы, беседа по содержанию, загадки, составление рассказов |
23 | Тема 1.22. Семейные доходы и расходы | 1 | Моделирование, объяснение, проблемный диалог, загадки, мозговой штурм, анализ домашнего задания, составление обобщающих рассказов, дидактическая игра «Семейные расходы», составление экономического словаря |
24 | Тема 1.23. Аукцион знаний, или «Как накопить на любимую игрушку» | 1 | Викторина, упражнения, проблемная ситуация, |
25 | Диагностика по итогам изучения базового модуля «Финансовая азбука» | 1 | Беседа, упражнения, работа с карточками, демонстрация компьютерных слайдов, загадки, игры, составление рассказа |
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ «ПОТРЕБНОСТИ И ТРУД» (15 часов) | |||
26 | Тема 2.1. Шкатулка с желаниями | 1 | Беседа, сюжетная игра, игра с правилами |
27 | Тема 2.2. Как кот Белобок узнал, откуда берутся товары в магазине | 1 | Чтение художественной литературы, беседа, изобразительная деятельность |
28 | Тема 2.3. В гостях у кота Белобока | 1 | Чтение художественной литературы, беседа, дидактическая игра, отгадывание загадок, изобразительная деятельность |
29 | Тема 2.4. Мир профессий транспорта | 1 | Беседа-визуализация, дидактическая и подвижная игры, изобразительная деятельность, решение проблемной ситуации |
30 | Тема 2.5. Как кот Белобок спасателям помогал | 1 | Чтение художественной литературы, беседа, рассказ, демонстрация мультфильма, подвижная игра |
31 | Тема 2.6. Повар – вкусная профессия | 1 | Беседа, рассказ-визуализация, отгадывание загадок, экскурсия, игровая деятельность |
32 | Тема 2.7. Профессии модного мира | 1 | Чтение художественной литературы, беседа,отгадывание загадок, подвижная игра, рассказ-визуализация, мастерская по изготовлению продуктов детского творчества, моделирование |
33 | Тема 2.8. Профессии важнее на свете не бывает | 1 | Чтение художественной литературы, беседа, демонстрация презентации, отгадывание загадок, дидактическая игра, сюжетно-ролевая игра |
34 | Тема 2.9. От купца до продавца | 1 | Рассказ-визуализация, отгадывание загадок, дидактическая игра, изобразительная деятельность |
35 | Тема 2.10. Программист – великий волшебник | 1 | Чтение художественной литературы, беседа, отгадывание загадок, демонстрация презентации, игра-пазл |
36 | Тема 2.11. Сила печатного слова | 1 | Чтение художественной литературы, беседа, отгадывание загадок, дидактическая игра, подвижная игра, изобразительная деятельность |
37 | Тема 2.12. На страже закона | 1 | Просмотр мультфильма, чтение художественной литературы, беседа, игра, отгадывание загадок |
38 | Тема 2.13. Приобрел вещь – умей с ней обращаться | 1 | Рассказ-визуализация, беседа-размышление, детская мастерская, подвижная игра |
39 | Тема 2.14. Профессий много в мире есть | 1 | Интерактивная игра, беседа, отгадывание загадок |
40 | Тема 2.15. В мире профессий | 1 | Закрепление знаний посредством составления обобщающих рассказов, дидактическая игра |
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ «ДЕНЬГИ» (15 часов) | |||
41 | Тема 3.1. Как кот Белобок узнал, откуда появились деньги | 1 | Рассказ, беседа, дидактическая игра |
42 | Тема 3.2. Как кот Белобок узнал, что такое номинал и как деньги разменивают | 1 | Рассказ, дидактическая игра, подвижная игра |
43 | Тема 3.3. Для чего родители ходят на работу | 1 | Рассказ, дидактическая игра, подвижная игра, изобразительная деятельность |
44 | Тема 3.4. Жители кошелька | 1 | Сюжетно-ролевая игра с подвижными элементами |
45 | Тема 3.5. Как поступать с деньгами? | 1 | Беседа, дидактическое упражнение, подвижная игра |
46 | Тема 3.6. Путешествие денег в разные страны | 1 | Подвижная игра, беседа-рассуждение, творческая изобразительная деятельность |
47 | Тема 3.7. Как кот Белобок узнал, что магазины бывают разные | 1 | Рассказ, дидактическая игра |
48 | Тема 3.8. Как правильно делать покупки | 1 | Рассказ, дидактическая игра, подвижная игра |
49 | Тема 3.9. Как кот Белобок в магазин ходил | 1 | Рассказ, дидактическая игра |
50 | Тема 3.10. Как правильно выбирать товары в магазине | 1 | Рассказ, сюжетно-ролевая игра, дидактическая игра, подвижная игра |
51 | Тема 3.11. Кот Белобок идет в банк | 1 | Виртуальная экскурсия, беседа, дидактическая игра |
52 | Тема 3.12. Центральный банк | 1 | Театрализованная игра, рассказ, дидактическая игра, беседа |
53 | Тема 3.13. Профессии работников банка | 1 | Беседа, рассказ, сюжетно-ролевая игра, дидактическая игра, подвижная игра |
54 | Тема 3.14. Раз не найден КЛАД – беги в банке делать ВКЛАД | 1 | Сказка с элементами театрализации, ее обсуждение, обучающая наглядная демонстрация |
55 | Тема 3.15. Ежик берет деньги в банке | 1 | Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества, дидактическое упражнение |
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ «СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ» (15 часов) | |||
56 | Тема 4.1. Семейный бюджет | 1 | Просмотр мультфильма, обсуждение, проблемный диалог, анализ игровой ситуации, дидактическая игра |
57 | Тема 4.2. Бюджет моей семьи | 1 | Сюжетно-ролевая игра, изобразительная деятельность |
58 | Тема 4.3. Семейные расходы | 1 | Дидактическая игра, беседа, изобразительная деятельность |
59 | Тема 4.4. Как распределить бюджет семьи | 1 | Чтение художественной литературы, обсуждение, проблемный диалог, игра |
60 | Тема 4.5. Как стать экономным | 1 | Просмотр мультфильма, обсуждение, проблемный диалог, дидактическая игра |
61 | Тема 4.6. Сбережения | 1 | Беседа, анализ игровой ситуации, подвижная игра, выставка |
62 | Тема 4.7. Копилка | 1 | Ситуация проектирования,чтение художественной литературы, обобщение полученных знаний, показ, объяснение, упражнения, закрепление знаний посредством практических действий, выставка |
63 | Тема 4.8. Покупка велосипеда | 1 | Упражнения, отгадывание загадок, объяснение, дидактическая игра, составление описательного рассказа |
64 | Тема 4.9. Кошелек | 1 | Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества,сюрпризный момент, показ, объяснение, упражнение, чтение художественной литературы, дидактическая игра |
65 | Тема 4.10. Идем в магазин | 1 | Сюжетно-ролевая игра |
66 | Тема 4.11. Путешествие по Финансовой азбуке | 1 | Экономическая игра – КВН |
67 | Тема 4.12. Тетушка Сова | 1 | Чтение художественной литературы, демонстрация иллюстраций, объяснение, показ способа действий, моделирование, подвижная игра |
68 | Тема 4.13. Карманные деньги | 1 | Просмотр мультфильма, беседа, дидактическая игра, проблемный диалог |
69 | Тема 4.14. Занимательная экономика от кота Белобока | 1 | Чтение художественной литературы, беседа, анализ игровой ситуации, объяснение, проблемный диалог, решение арифметических задач, дидактическая игра |
70 | Тема 4.15. Экономическая игра «Что? Где? Когда?» | 1 | Игра-викторина |
71 72 | Диагностика по итогам изучения образовательного курса | 2 | Беседа, упражнения, работа с карточками, загадки, игры, проблемные ситуации, творческие задания |
Итого | 72 |
ЛИТЕРАТУРА
- Беседы об экономике: методическое пособие / авт.-сост. Т. А. Шорыгина. – М.: Творческий Центр «Сфера», 2009.
- Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику / авт.-сост. А. А. Смоленцева. – СПб., 2001.
- Дидактические материалы к занятиям по экономике в начальной школе: занимательные задания и упражнения; познавательные истории / авт.-сост. М. М. Воронина. – Волгоград: Учитель, 2012.
- Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые и дидактические игры / авт.-сост. Л. Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008.
- Кнышова, Л. В., Меньшикова, О. И., Попова, Т. Л. Экономика для малышей, или как Миша стал бизнесменом. – М.: Педагогика-Пресс, 1996.
- Курак, Е. А. Экономическое воспитание дошкольников. – М., 2002.
- Маленькая энциклопедия для дошкольников: Деньги / авт.-сост. А. Д. Шатова. – М.: Ювента, 2003.
- Протасова, Е. Ю. Что почем? Энциклопедия для малышей. – М.: Карапуз, 2002.
- Развитие речи детей / авт.-сост. Н. В. Новотворцева. – Ярославль, 1995.
- Сасова, И. А., Землянская, Е. Н. Экономика для младших школьников. 2 класс. Пособие для учителя. – 3 изд. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2011.
- Смоленцева, А. А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. – М.: АРКТИ, 2006.
- Шатова, А. Д. Деньги. – М.: Ювента, 2003.
- Школа юного экономиста. Разработки занятий для младших школьников / авт.-сост. М. М. Воронина. – Волгоград: Учитель, 2008.
Интернет-ресурсы
- http://www.vscolu.ru/articles/zanyatiya-s-doshkolnikami-po-ekonomike.html
- http://www/nsportal.ru/
- http://www.festival.1september.ru/
- http://www.poskladam.ru/
- http://www.detsadmickeymouse.ru
- http://www.maam.ru
- http://www.indigo-mir.ru
- http://www.usovi.ru/
- http://www.youtube.com
- http://www.dutsadok.com.ua
Технические средства
- компьютер;
- проектор;
- экран;
- колонки;
- доступ к сети Internet.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка «Финансовая грамотность»
Образовательная программа «Финансовая грамотность» разработана в целяхфинансового просвещения детей дошкольного возраста.Требования современного общества сделали проблему экономическ...
Рабочая программа кружка "Финансовая грамотность"
В публикации представлена пояснительная записка, тематическое планирование...
Рабочая программа по финансовой грамотности для детей
Рабочая программа...
Рабочая программа по Финансовой грамотности (старшая группа)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ (СТАРШАЯ ГРУППА)...
Рабочая программа по финансовой грамотности детей дошкольного возраста
Финансовая грамотность – это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ» ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ
Рабочая программа разработана на основе образовательной программы муниципального дошкольного образовательного бюджетного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида №12 «Звездочка»...
Рабочая программа кружка «Финансовая грамотность детей старшего дошкольного возраста»
Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.В возрасте до 7 лет основы финансовой грамотности могут пр...