Программа "Веселые нотки"
рабочая программа
Программа по дополнительному образованию "Веселые нотки"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1._programma_po_dopolnitelnu_obrazovaniyu_veselye_notki.docx | 375.92 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида «Гусельки»
Программа дополнительного образования
кружок «Веселые нотки»
для детей 5-7 лет
музыкальный руководитель Пантелеева Е.А.
2022 - 2023 учебный год
I. Целевой раздел
1.1.Пояснительная записка………………………………………………….
1.1.1.Актуальность …………………………………………………
1.1.2.Цели и задачи …………………………………
1.1.3.Принципы и подходы формирования и реализации программы………………
1.1.4.Значимые для разработки и реализации программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей…………………
1.2.Планируемые результаты освоения программы…………………………
II. Содержательный раздел
2.1.Технологии, методы и приемы (форма, способы)
2.2.Комплекстно тематическое планирование планирование………………………………………
III. Организационный раздел……………………….
3.1.Материально-техническое обеспечение, организации развивающей предметно-пространственной среды………………………………………….
3.2.Продолжительность занятий, количество часов в неделю, в год
3.3.Список детей ……………………….
3.4.Список нормативных документов и научно-методической литературы.
IV. Дополнительный раздел…………………………………………………….
4.1.Презентация программы
1.Целевой раздел
1.1Паспорт программы
Наименование программы | Программа дополнительного образования кружок «Веселые нотки» |
Разработчик программы | музыкальный руководитель Пантелеева Е.А. |
Цель программы | Развития певческих способностей дошкольников посредством кружковой деятельности. |
Задачи Образовательные -формировать певческие умения и навыков, способствующих выразительному исполнению; -обогащать словарный запас музыкальной терминологией Развивающие -развивать музыкальные способности, творческую активность, музыкальную сенсорику (восприятие), музыкальную память; -развивать коммуникативные навыки, инициативность; -развивать голос ребёнка, формируя естественное детское звучание, укрепляя и расширяя певческий диапазон. Воспитательные -воспитыватьустойчивый интерес к музыке, бережное отношение к своему голосу; -привить навыки сценического поведения; -повышать самооценку детей, их уверенность в собственных силах и результатах деятельности. | |
Рабочая программа построена на основе ФГОС (Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155(зарегистрирован министерством юстиции РФ 14 ноября 2013г. № 30384, с изменениями, внесенными приказом министерства просвещения РФ от 21 января 2019 г.№ 31 (зарегистрирован Министерством юстиции РФ от 13 февраля 2019г, регистрационный номер 53776) в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования) на основе ФОП (приказ Министерства просвещения РФ от 25.11 2022 №1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования» зарегистрирован (28.12.2022 №71847) Конвенцией о правах ребенка ООН; Приказ Министерства просвещения РФ от 24.11.2022г. №1022 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы ДО для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (27.01 2023 №72149) СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». | |
Срок реализации | 1 год |
Основные направления программы | Вокально-хоровые навыки (певческая установка, работа над дыханием, звукооб- разование, звуковедение, артикуляция и дикция, формирование тембра, чистоты интонирования, эмоционально-выразительное исполнение). Творческие задания на развитие воображения Пальчиковые и ритмические игры Танцевальные движения с пением Релаксация и массаж |
Планируемый результат | Формирование у детей устойчивых певческих умений и навыков, выступления детей на открытых мероприятиях ДОУ |
1.2. Пояснительная записка
Певческая деятельность являются очень важной составляющей гармоничного развития дошкольника. Дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса.
Настоящая программа разработана на основе личностно-ориентированного и компетентностного подходов, создает условия для самостоятельного самоопределения личности, становления ее социальной компетентности и гражданской ответственности, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, её интеграции в системе мировой и отечественной культуры.
В проекте модернизации образования главная задача российской образовательной политики сформулирована как: обеспечение качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, формирование целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.
Программа составлена с учетом возрастных психофизиологических особенностей обучающихся и направлена на реализацию задач дополнительной деятельности в рамках введения ФГОС ДО.
Данная программа способствует освоению дошкольниками универсальных действий, что создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей не только в рамках данного направления деятельности.
Программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста. Основная форма работы с детьми – занятия длительностью до 30 минут, которые проводятся 1 раз в неделю с оптимальным количеством детей 8-10 человек.
Отбор музыкальных произведений осуществляется с учетом доступности, художественной выразительности. Имеет место варьирование (зависит от праздников и мероприятий).
1.3.Возрастные особенностиразвития детей старшего дошкольного возраста
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться эстетическое восприятие, интерес, любовь к музыке, формируется музыкальная культура на основе знакомства с композиторами, с классической, народной и современной музыкой. Продолжают развиваться музыкальные способности: звуковысотный, ритмический, тембровый, динамический слух, эмоциональная отзывчивость и творческая активность.Продолжают обогащаться музыкальные впечатления детей, вызывается яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера. Продолжает формироваться певческий голос, развиваются навыки движения под музыку.
Общее развитие на шестом седьмом году жизни, совершенствование процессов высшей нервной деятельности оказывают положительное влияние на формирование голосового аппарата и на развитие слуховой активности. Однако голосовой аппарат по-прежнему отличается xpупкостью, ранимостью. Гортань с голосовыми связками еще недостаточно развиты. Связки короткие. Звук очень слабый. Он усиливается резонаторами. Грудной (низкий) резонатор развит слабее, чем головной (верхний), поэтому голос у детей 5-7 лет несильный, хотя порой и звонкий. Следует избегать форсирование звука, во времякоторого у детей развивается низкое, несвойственное им звучание.
Для того, чтобы научить детей правильно петь (слушать, анализировать, слышать, интонировать (соединять возможности слуха и голоса) нужно соблюдение следующих условий:
- игровой характер занятий и упражнений,
- активная концертная деятельность детей,
- доступный и интересный песенный репертуар, который дети будут с удовольствием петь не только на занятиях и концертах, но и дома, на улице, в гостях
- атрибуты для занятий (шумовые инструменты, музыкально – дидактические игры, пособия)
- звуковоспроизводящая аппаратура (микрофон, кассеты и СD-диски – чистые и с записями музыкального материала
- сценические костюмы, необходимые для создания образа и становления маленького артиста
Необходимо бережное отношение к детскому голосу; проводить работу с детьми, родителями и воспитателями, разъясняя им вредность крикливого разговора и пения, шумной звуковой атмосферы для развития слуха и голоса ребенка. При работе над песнями необходимо соблюдать правильную вокально-певческую постановку корпуса.
Программа включает подразделы:
- восприятие музыки;
- развитие музыкального слуха и голоса;
- песенное творчество;
- певческая установка;
- певческие навыки (артикуляция, слуховые навыки; навыки эмоционально-выразительного исполнения; певческое дыхание; звукообразование; навык выразительной дикции)
Артикуляция. В работе над формированием вокально-хоровых навыков у дошкольников огромное значение имеет в первую очередь работа над чистотой интонирования. В этой работе имеет значение правильная артикуляция гласных звуков. Навыкартикуляции включает:
• выразительное фонетическое выделение и грамотное произношение;
• постепенное округление фонем, умение сберечь стабильное положение гортани при пении разных фонем, что является условием уравнивания гласных;
• умение найти близкую или высокую позицию, которая контролируется ощущением полноценного резонирования звука в области «маски»;
• умение максимально растягивать гласные и очень коротко произносить согласные
в разном ритме и темпе.
Последовательность формирования гласных:
• гласные «о», «е» - с целью выработки округленного красивого звучания;
• гласная «и» - с целью поиска звучания и мобилизации носового аппарата, головного резонатора;
• «а», «е» - при их звукообразовании гортань резко сужается, в активную работу включается язык, который может вызвать непредусмотренное движение гортани. Кроме того, широкое открывание рта на звук «а» снижает активность дыхания и голосовых связок.
К «слуховым навыкам» можно отнести:
• слуховой самоконтроль;
• слуховое внимание;
• дифференцирование качественной стороны певческого звука, в том числе егоэмоциональной выразительности, различие правильного и неправильного пения;
«Навык эмоционально — выразительного исполнения» отражает музыкально-эстетическое содержание и исполнительский смысл конкретного вокального произведения (распевания, песни). Он достигается:
• выразительностью мимики лица;
• выражением глаз;
• выразительностью движения и жестов;
• тембровой окраской голоса:
• динамическими оттенками и особенностью фразировки;
• наличием пауз, имеющих синтаксическое и логическое (смысловое) значение.
«Певческое дыхание». Ребенок, обучающийся пению, осваивает следующую технику распределения дыхания, которая состоит из трех этапов:
• короткий бесшумный вдох, не поднимая плеч;
• опора дыхания — пауза или активное торможение выдоха. Детям объясняют, что необходимо задерживать дыхание животом, зафиксировать его мышцами;
• спокойное постепенное (без толчков) распределение выдоха при пении.
Формирование певческого дыхания способствует физическому укреплению организма в целом. Это и гимнастика, и физкультура, когда сочетаются дыхательная гимнастика и мышечная нагрузка.
Для выработки «навыка выразительной дикции» полезными будут следующие упражнения артикуляционной гимнастики:
• не очень сильно прикусить кончик языка;
• высунуть язык как можно дальше, слегка его покусывая от основания до кончика;
• покусывать язык поочередно правыми и левыми боковыми зубами, как бы пытаясь жевать;
• сделать круговое движение языком между губами с закрытым ртом, затем в другую сторону;
• упереться языком в верхнюю губу, затем нижнюю, правую щеку, левую щеку, стараясь как бы проткнуть щеки;
• пощелкать языком, меняя форму рта, одновременно меняя звук, стараясь производить щелчки боле высокого и низкого звучания (или в унисон);
• постукивая пальцами сделать массаж лица;
• делать нижней челюстью круговые движения вперед- вправо- назад- влево - вперед;
• сделать вдох носом, втянув щеки между губами (рот закрыт). Выдох — губы трубочкой.
Все упражнения выполняются по 4 раза.С целью выработки дикции можно использовать скороговорки, которые необходимо петь на одной ноте, опускаясь и поднимаясь по полутонам, по 8-10 раз с твердой атакой звука.
1.4.Планируемые результаты освоения программы.
Обучение вокалу в учебной деятельности обеспечивает личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся. У дошкольников обогащается эмоционально – духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать художественно – творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развивается воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально значимой деятельности, культурныхсобытиях детского сада и города и т.д.
В результате освоения программы происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развиваетсяобразное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческогосамовыражения осуществляется познание и самопознание.
2. Содержательный раздел
Основной формой организации деятельности детей являются кружковые занятия.
2.1. Формы организации деятельности
1. Упражнение на дыхание, игровое распевание, развивающие игры с голосом, ритмические игры.
представления о певческом правильном звуке и способах его образования.Работая над вокально-хоровыми навыками детей необходимо предварительно «распевать» воспитанников а определенных упражнениях. Начинать распевание попевок (вокализа, упражнений) следует в среднем, удобном диапазоне, постепенно транспонируя его вверх и вниз по полутонам. Для этого отводится не менее 10 минут. Время распевания может быть увеличено, но не уменьшено. Задачей предварительных упражнений является подготовка голосового аппарата ребенка к разучиванию и исполнению вокальных произведений. Такая голосовая и эмоциональная разминка перед началом работы - одно из важных средств повышения ее продуктивности и конечного результата.
2. Пауза. Для отдыха голосового аппарата после распевания необходима пауза в 1-2 минуты (динамическая пауза, игровой массаж, пальчиковая гимнастика, логоритмика и т.д.).
3. Основную часть. Работа направлена на развитие исполнительского мастерства, разучивание песенного репертуара, отдельных фраз и мелодий. Работа над чистотой интонирования, правильной дикцией и артикуляцией, дыхания по фразам, динамическими оттенками.
4. Заключительная часть. Пение с движениями, которые дополняют песенный образ и делают его более эмоциональным и запоминающимся. Работа над выразительным артистичным исполнением.
Методические приемы:
Приемы разучивания песен проходит по трем этапам:
знакомство с песней в целом (если текст песни трудный прочитать его как стихотворение, спеть без сопровождения)
работа над вокальными и хоровыми навыками;
проверка знаний у детей усвоения песни.
Приемы, касающиеся только одного произведения:
споем песню с полузакрытым ртом;
слоговое пение («ля», «бом» и др.);
хорошо выговаривать согласныев конце слова;
произношение слов шепотом в ритме песни;
выделить, подчеркнуть отдельную фразу, слово;
настроиться перед началом пения (тянуть один первый звук);
задержаться на отдельном звуке и прислушаться как он звучит;
обращать внимание на высоту звука, направление мелодии;использовать элементы дирижирования;
пение без сопровождения;зрительная, моторная наглядность.
3. Приемы звуковедения:
выразительный показ (рекомендуется аккапельно);
образные упражнения;
вопросы;
оценка качества исполнение песни
Методическое обеспечение программы
Для реализации содержания образовательного процесса в программе предусматривается определённая последовательность основных форм занятий с воспитанниками:
- беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями, видеоматериалами;
- практические занятия, на которых дети осваивают музыкальную грамоту, разучивают песни, слушают и анализируют прослушанную музыку, выполняют творческие задания;
- занятие – постановка, на которой отрабатываются концертные номера, развиваются актёрские способности детей;
- заключительное занятие, завершающее тему, занятие – концерт (проводится для самих детей, педагогов, родителей).
Методы и приёмы занятий
1. Демонстрационный.
2. Игровой.
3. Словесный.
4. Метод наблюдений.
5. Метод упражнений.
Средства, необходимые для реализации программы
Методические материалы включают в себя:
- библиотеку, содержащую справочный материал, музыкальные энциклопедии, музыкально-методическую литературу и вокально-хоровую литературу;
-Глоссарий «Детям о вокально-хоровом искусстве»
- фонотека музыкальных произведений и песен для слушания и разучивания;
-нотная литература;
- методические пособия по вокальному искусству, разработанные педагогами – вокалистами.
Дидактическое обеспечение программы представляют учебно-наглядные пособия:
- видеотека музыкально-дидактических игр на развитие певческого голоса;
- фонотека;
- тематические стенды;
- портреты русских и зарубежных композиторов – классиков и композиторов – песенников;
- раздаточный материал карточки для творческих заданий, цветовые карточки, динамические оттенки и музыкальные термины).
Материально-техническая база
-фортепиано;
- музыкальный центр;
- компьютер;
- мультимедийный проектор;
- микрофон,
-записи музыкальных произведений,
-детские шумовые инструменты.
Примерный учебный план
Содержание | Количество часов |
Восприятие музыки | 2ч |
Артикуляция, выразительная дикция | 2ч |
Освоение техники распределения дыхания | 2ч |
Расширение певческого диапазона, чистота интонирования | 3ч |
Эмоционально-выразительное исполнение | 6ч |
Итого: | 15ч |
ПРИМЕРНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА на год
Репертуар | Количество занятий |
Детские песни (с музыкальным сопровождением ) | 5 |
Детские песни (без музыкального сопровождения) | 2 |
Детские эстрадные песни (с фортепианным сопровождением) | 4 |
Детские эстрадные песни (под фонограмму) | 2 |
Песни из мультфильмов (с фортепианным сопровождением) | 3 |
Песни из мультфильмов (под фонограмму) | 2 |
Упражнения и распевание | 16 |
Всего: | 34 |
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Дети имеют опыт восприятия песен разного характера, проявляют устойчивый интерес к вокальному искусству. Поют естественным голосом, протяжно. Умеют правильно передавать мелодию в пределах ре-до2 октавы, чисто интонируют. Различают звуки по высоте, слышат движение мелодии, поступенное и скачкообразное. Точно воспроизводят и передают ритмический рисунок. Умеют контролировать слухом качество пения. Выработана певческая установка. Могут петь без музыкального сопровождения.
Дети проявляют интерес к вокальному искусству. Умеют петь естественным голосом, без напряжения, протяжно. Внятно произносят слова, понимая их смысл, правильно пропевают гласные в словах и правильно произносят окончания слов. Могут петь без помощи руководителя. Проявляют активность в песенном творчестве; поют дружно не отставая и не опережая друг друга.
Диагностика уровня развития певческих умений
№ п/п | Показатели (знания, умения, навыки) | Оценка | |||
0 | 1 | 2 | 3 | ||
1. | Качественное исполнение знакомых песен. | ||||
2. | Наличие певческого слуха, вокально-слуховой координации | ||||
3. | Умение импровизировать | ||||
4. | Чисто интонировать на кварту вверх и вниз, квинту и сексту | ||||
5. | Навыки выразительной дикции |
0 - не справляется с заданием
1- справляется с помощью педагога
2 - справляется с частичной помощью педагога
3 - справляется самостоятельно
2.2. Комплексно-тематическое планирование
Месяц | Тема | Цель | Задачи | Планируемый результат | Оборудование | Литература |
Октябрь | «Музыкальный разговор» | Знакомство детей с вокальными произведениями | Формировать слуховое восприятие | Развивать художественный вкус | Аудиозаписи детских песен | Знакомство с понятиями (певческая установка, певческое дыхание) Песня «Петь приятно и удобно» Песня «Осень красавица» Песня «Листопадная» |
Ноябрь | «Веселый язычок» | Развитие артикуляционного аппарата, снятие напряжения | Учить детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; учить использовать различные эмоциональные выражения: грустно, радостно, | Подготовить речевой аппарат к работе над развитием голоса | Картотека логоритмических игр,аудиозаписи Железновой «Логоритмика» | 1.«Приветствие» Модель И. Евдокимовой. 2.«Здравствуйте» Картушина. Упражнения: 1. «Обезьянки». 2. «Весёлый язычок». Пропевание гласных «А-О-У-И-Э» в разной последователь- ности. 1.«Ветер и листья» 2.«Подуй на пальцы» 3.«Ветер» 4.«Аромат цветов» Знакомство с русскими народными песнями, частушками хороводами « На горе-то калина» |
Декабрь | «Музыкальные узоры» | Формирование умения выстраивать звуковую линию | Учить детей «рисовать» голосом, изображать звуковой кластер | Научить пользоваться схемами | Картотека интонационно-фонематических упражнений | Упражнение: 1. «В гости». 2. «Здравствуйте». Картушина. Упражнения: 1. «Обезьянки». 2. «Весёлый язычок». Пропевание гласных «А-О-У-И-Э» в разной последователь- ности. 1. «Надуваем шарик». 2. «Взлетает самолёт». 3. «Змея». 4. «Заводим мотоцикл». (подготовка вокалиста к пению). 1. Няня мылом мыла Милу…» 2. «Сорок сорок ели сырок…» 3. «Шла Саша…» 4. Знакомый материал. Упражнения по методике Емельянова 1. «Осенний букет» Картушина 2. «Капуста». Исполнение песенок «колядок» |
Январь | «Звонкий голосок» | Развитие певческого голоса | Способствовать правильному дыханию охране и укрепле- нию здоровья детей. | Учить петь естественным голосом правильно брать дыхание | Наглядный материал, дидактические игры | 1. «Приветствие» Модель И. Евдокимовой. 2. «Здравствуйте» Картушина. «Путешествие язычка». Пермякова И.В. «Лошадка» - прищёлкивание, язычок; «Паровоз» - Короткий вдох, долгий выдох; «Машина»- вибрация губ. «Самолёт»- на звук «У» (протяжно, на цепном ды- хании, повышая и понижая голос). Упражнение «Бронтозаврик» «Подуй на пальцы» «Мышка принюхивается» Картушина Знакомые упражнения Проговаривание текста песен, попевок. «На дворе трава». «Четыре чертенка» Игровые распевания Евтодьева Репертуар по усмотрению руководите- ля. Массаж биологически активных зон «Снегири» Картушина Релаксация («Колыбельная») Расширение словаря и понятий из глоссария «Детям о вокально-хоровом искусстве». |
3.2Литература.
1.М.Ю. Картушина «Вокально-хоровая работа в детском саду»,
2.О.В. Кацер «Игровая методика обучения детей пению»,
3.И.М. Каплунова, И.А. Новоскольцева «Праздник каждый день»
4.И.М. Каплунова, И.А. Новоскольцева «Логопедические распевания»
5.И.М. Каплунова, И.А. Новоскольцева «Этот удивительный ритм»
6..Н.Б.Гонтаренко, «Сольное пение», «Секреты вокального мастерства».
7. Е.В.Емельянов « Развитие голоса» 20019.
8.М.Антонова «Лучшие дыхательные практики» (А. Н. Стрельникова «Парадоксальная дыхательная гимнастика»), 2018г.
9.О. А. Апраксина «Методика развития детского голоса: учебное пособие».
10.Е. В. Емельянов «Фонопедический метод развития голоса».
11. С. В Кульневич, В. Н Иванченко Дополнительное образование детей: методическая служба, изд-во «Учитель», 2020 г.
12.М.И.Родина, А.И.Буренина «Кукляндия» учебно-методическое пособие по театрализованной деятельности. 2018г.
3.3.Приложение
Материал к беседам
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к музыкальному занятию "Урок пения в Цветочном городе" "Цветные нотки"
Данная презентация поможет закрепить знания детей старшего дошкольного возраста о нотах ...
Конспект музыкального занятия с детьми старшего дошкольного возраста "Потерянные нотки"
Занятие предназначено для детей старшего возраста, основанное на специально-подобранных упражнениях и видах музыкальной деятельности, а именно:- пальчиковая гимнастика;- дыхательная гимнастика;- музык...
Сценарий районного конкурса "Веселые нотки"
Районный конкурс "Веселые нотки" проходил в 2011 году на базе МДОУ д/с №1 "Родничок" п.Горный.В конкурсе участвовали 8 детских садов района....
Конспект музыкально-познавательного развлечения для детей старшего дошкольного возраста совместно с родителями "Веселые нотки"
Цель развлечения - активизация родителей, привлечение их к совместной музыкальной деятельности, установление эмоционального контакта между педагогами, детьми и родителями....
разноцветные нотки
интегрированное занятие с детьми, довольно интересное, нотки выполняются из сжатой бумаги...
Перспективный план работы кружка «Весёлые нотки».
МДОУ детский сад «Ромашка» Перспекти...
Конспект интегрированного занятия "Умные нотки"
Интегрированное занятие для старших дошкольников, включающее взаимосвязь образовательных областей "Познание", "Клммуникация", "Социализация"...