СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ
консультация
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ
«Детское экспериментирование в домашних условиях»
План семинара
- Вступительное слово воспитателя.
- Актуальность познавательно – исследовательской деятельности детей.
- Экспериментальная деятельность – практикум.
- Рекомендации по организации экспериментальной деятельности.
- Рефлексия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar-praktikum.docx | 24.42 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №6»
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ
«Детское экспериментирование в домашних условиях»
Подготовила:
воспитатель средней группы
Илюхина Анастасия Александровна,
г.о. Серпухов, 2023г.
Семинар-практикум
«Детское экспериментирование в домашних условиях»
Цель: проявление интереса родителей к экспериментированию с детьми в домашних условиях.
Задачи:
- Актуализировать и дополнить представления родителей о роли экспериментирования в развитии детей.
- Побудить родителей к применению полученных знаний и практических навыков к совместной деятельности с детьми в домашних условиях.
- Формировать умение родителей поддерживать в ребёнке желание экспериментировать в домашних условиях.
План семинара
- Вступительное слово воспитателя.
- Актуальность познавательно – исследовательской деятельности детей.
- Экспериментальная деятельность – практикум.
- Рекомендации по организации экспериментальной деятельности.
- Рефлексия.
ХОД СЕМИНАРА-ПРАКТИКУМА
- Вступительное слово воспитателя.
Уважаемые родители! Мы очень рады видеть вас на нашем семинаре– практикуме. И сейчас мы узнаем о том, с каким мыслями пришли родители. Итак, вы передаете клубочек друг другу и рассказываете о мыслях, с которыми шли на наш семинар.
Сегодня поговорим об экспериментировании с детьми в домашних условиях. Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Дети очень любят экспериментировать. Эксперименты составляют основу всякого знания, без них любые понятия превращаются в сухие абстракции. В дошкольном воспитании экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей.
Исследовательская деятельность детей может стать одними из условий развития детской любознательности, а в конечном итоге познавательных интересов ребёнка. В детском саду уделяется много внимания детскому экспериментированию. Организуется исследовательская деятельность детей, создаются специальные проблемные ситуации, проводится непосредственно-образовательная деятельность с элементами экспериментирования. Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания.
- Актуальность познавательно – исследовательской деятельности детей.
Как Вы уже могли догадаться, сегодня мы будем обсуждать: «Детское экспериментирование в домашних условиях». Вы со мной согласитесь, что эта тема особенно актуальна. Ведь в соответствии с ФГОС дошкольного образования, наряду с игрой и общением, детское экспериментирование является одним из ведущих видов детской деятельности.
Познавательно-исследовательская деятельность дошкольника в естественной форме проявляется в виде так называемого детского экспериментирования с предметами и в виде вербального исследования вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как). Задача нас взрослых, не подавлять детские эмоции и любознательность, а опираться на них, насыщать жизнь детей значимыми для них разнообразными событиями, дать детям прожить полноценное и многообразное детство, которое сможет стать «золотым фондом» их личности. Это принципиально иной ответственный и мудрый путь обогащения детского развития.
Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, ребенок, с одной стороны, расширяет свои представления о мире, с другой – овладевает основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно – следственными, родовидовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связывать отдельные представления в целостную картину мира.
Следовательно, чем разнообразнее и интенсивнее исследовательская деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
3.Экспериментальная деятельность – практикум.
Любое место в квартире может стать местом для эксперимента. Например, ванная комната. Во время купания ребёнок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ. Например, что быстрее раствориться в воде:
- морская соль,
- пена для ванны,
- хвойный экстракт,
- кусочки мыла и т. п.
И сейчас мы с вами проведем несколько экспериментов, думаю вам очень понравится.
Опыт№1 «Радуга»
Добавьте в первый стакан 1 ст. ложку сахара, во второй стакан 2 ложки
сахара, в третий — 3, в четвертый —4. Поставьте их по порядку, и запомните сколько сахара в каком стакане. Теперь добавьте в каждый стакан по 3 ст. ложки воды. Перемешайте. Добавьте несколько капель красной краски в первый стакан, несколько капель желтой — во второй, зеленую в третий, а синюю краску — в четвертый. Снова перемешайте.
В первых 2-х стаканах сахар растворится полностью, а во-вторых двух не полностью. Теперь возьмите шприц или просто ложку столовую, чтобы аккуратно вливать окрашенную воду в стакан. Добавляем из шприца окрашенную воду в чистый стакан. Первый нижний слой будет синий, потом зеленый, желтый и красный. Если вливать новую порцию окрашенной воды поверх предыдущей очень аккуратно, то вода не смешается, а разделится на слои из-за разного содержания сахара в воде, то есть из-за разной плотности воды.
В чем же секрет?
Концентрация сахара в каждой раскрашенной жидкости была разной. Чем больше сахара, тем выше плотность воды и тем ниже этот слой будет в стакане. Жидкость красного цвета с наименьшим содержанием сахара, а соответственно, с наименьшей плотностью.
Опыт№2 «Самодельный телефон»
А знаете, как можно самим сделать самый простой «телефон» для двоих человек? Конечно, с настоящим телефоном его сравнить нельзя, но на небольшом расстоянии он будет все же отлично передавать звуки.
Возьмите два картонных стаканчика. Проткните их донышки в центре, проденьте сквозь них тонкий крепкий шнур или веревку. Концы шнура закрепите внутри стаканов, привязав к каждому короткую палочку. Чем длиннее шнур, тем лучше – если удастся найти, можно взять веревку длиной даже более 20 метров. Теперь берите стаканы и расходятся, насколько позволяет шнур.
Только учтите – нужно разойтись так, чтобы веревка как следует натянулась. Звук хорошо проводится шнуром только тогда, когда шнур натянут. Теперь, если один из родителей будет говорить в стакан, а другой приставит свой стаканчик к уху, то даже тихо произносимые слова будут отлично слышны.
Опыт№3
Налейте молоко в тарелку. Добавьте в него по несколько капель пищевого красителя (разных цветов). Старайтесь делать это аккуратно, чтобы не двигать саму тарелку. А теперь, хотите верьте, хотите нет, мы заставим молоко двигаться с помощью обычного моющего средства! Возьмите ватную палочку, окуните ее в средство и прикоснитесь ей в самый центр тарелки с молоком. Посмотрите, что произойдет! Молоко начнет двигаться, а цвета перемешиваться. Настоящий взрыв цвета в тарелке!
Как же получился взрыв цвета в молоке? (Моющее средство снижает поверхностное натяжение, и за счет этого пищевые красители начинают свободно перемещаться по всей поверхности молока. Но самое главное, что моющее средство вступает в реакцию с молекулами жира в молоке, и приводит их в движение).
4.Рекомендации по организации экспериментальной деятельности.
Эксперимент можно провести во время любой деятельности. Например, ребёнок рисует. У него кончилась зелёная краска. Предложите ему попробовать сделать эту краску самому. Посмотрите, как он будет действовать, что будет делать. Не вмешивайтесь и не подсказывайте. Догадается ли он, что надо смешать синюю и жёлтую краску? Если у него ничего не получится, подскажите, что надо смешать две краски. Путём проб и ошибок ребёнок найдёт верное решение. К тому же, в ходе экспериментирования, он может получить ещё несколько новых оттенков.
Интересные эксперименты можно организовать с растениями. Весной старайтесь привлечь детей к высаживанию овощей, цветов. При организации детского экспериментирования с некоторыми предметами и веществами соблюдайте правила безопасности. Перед проведением опыта обязательно напомните детям об этих правилах, объясните последствия невыполнения правил.
ПОМНИТЕ! ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЭКСПЕРИМЕНТА ГЛАВНОЕ - БЕЗОПАСНОСТЬ ДЛЯ ВАС И ВАШЕГО РЕБЁНКА.
Хочется уточнить, что существует две формы детского экспериментирования: познавательная (т. е. направленная на получение новых сведений и знаний) и продуктивная (т. е. направленная на получение новых конструкций, рисунков, сказок).
Для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию помните следующее:
- поощряйте любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность;
- предоставляйте возможность ребенку действовать с разными предметами и материалами, поощряйте экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнать новое;
- объясняйте ребенку причины своих запретов и помогите определить, что можно или как можно;
- положительно оценивайте деятельность ребенка, его волевые усилия и активность.
Дорогие родители, проявляя заинтересованность к деятельности ребенка, беседуйте с ним о его намерениях, целях. Это научит его целеполаганию, о том, как добиться желаемого результата, поможет осознать процесс деятельности. Расспросите о результатах деятельности, о том, как ребенок их достиг, он приобретет умение формулировать выводы, рассуждая и аргументируя.
5.Рефлексия.
Для меня время пролетело незаметно, надеюсь и для Вас тоже. Очень приято если Вы смогли узнать что-то новое, надеюсь, что наша сегодняшняя встреча была полезной для вас.
Я предлагаю каждому родителю оценить полезность сегодняшней информации. Каждый родитель будет по кругу высказываться одним предложением, выбирая начало фразы из предложенного списка:
1. Сегодня я узнала…
2. Было интересно…
3. Я поняла, что…
4. Теперь я могу…
5. У меня получилось …
6. Меня удивило…
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Дыбина О.В. Рахманова Н.П. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников – М.: ТЦ Сфера, 2004.
- Савенков А. И. «Маленькие исследователи. Как научить дошкольника приобретать знания» - Я.: Академия развития, 2002.
- Соловьева Е. Как организовать поисковую деятельность детей./ Дошкольное воспитание. №1, 2005
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум "Практикум по развитию звукопроизношения"
Психолого – педагогическая работа в дошкольных учреждениях ведётся по 5 образовательным областям, одно из которых «Речевое развитие». Согла...
Выступление на тему: "Использование тестопластики в работе с детьми. Практикум." на семинаре-практикуме для воспитателей ДОУ и студентов МСГИ
Солёное тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Поделки из солёного теста – древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому - что сейчас ценится всё эколо...
Семинар-практикум на тему: «Воспитатель и родитель: диалог или монолог» (семинар-практикум для воспитателей ДОУ)
В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которая предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно также направлено на повы...
Семинар – практикум для молодых воспитателей на тему: Семинар – практикум для молодых воспитателей на тему: «Организация двигательной активности детей на прогулке»
laquo;Организация двигательной активности детей на прогулке»...
Конспект занятия "Поиграй, со мною мама" Практикум с элементами совместной деятельности детей и родителей (в рамках семинара-практикума «Играя, развиваем» с родителями, воспитывающими детей с нарушением в развитии)
В игре ребенок приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует словарь, развивает любознательность, пытливость, а также нравственные качества: волю, смелость, выдержку, умение у...
Конспект занятия "Моя семья" Практикум для родителей (в рамках семинара-практикума «Играя, развиваем» с родителями, воспитывающими детей с нарушением в развитии)
Семья для ребенка – первый и важнейший социально-педагогический институт, зона его ближайшего развития. Семья закладывает систему его отношений с близкими взрослыми, о...
Семинар-практикум "Практикум по развитию звукопроизношения"
Звуковая культура речи дошкольников...