Рабочая программа педагога-психолога по сопровождению адаптационного периода в ДОУ
рабочая программа (младшая группа)

Козакевич Елена Владимировна

     Рабочая программа разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного образования МКДОУ «Новоисетский детский сад» и направлена на сопровождение детей в адаптационный период, сохранение психологического здоровья детей. Программа носит коррекционно-развивающий характер и ориентирована на детей 2-4 лет.

   Рабочая программа определяет содержание и организацию воспитательно- образовательного процесса детей 2-4 лет по образовательной ситуации «Адаптируемся вместе» и направлена на реализацию образовательной области «Социально-коммуникативное развитие».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_2-3_goda.docx58.7 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Казённое Дошкольное Образовательное Учреждение «Новоисетский детский сад»

Принято решением                                                       Утверждаю

Педагогического совета                                             Заведующий МКДОУ

МКДОУ «Новоисетский детский сад»                    «Новоисетский детский сад»

Протокол №___                                                           ____________Н.А.Андреева                

от «___»_______2022г.                                    Приказ № ___от «31» августа 2022г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

основной общеобразовательной программы дошкольного образования МКДОУ «Новоисетский детский сад»

Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие»

Образовательная ситуация: «Адаптируемся вместе»

Возрастная группа: 2-4 года

Срок реализации программы: 1 год

Срок реализации: 1 год

                                                                               Разработчик программы:              

                                                                  педагог-психолог

Козакевич Елена Владимировна

с. Новоисетское,2022г.

СОДЕРЖАНИЕ

1.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1.

Пояснительная записка …………………………………………….............

3

1.1.1.

Цели и задачи реализации Программы……………………………………

3

1.1.2.

Принципы формирования Программы ……………………………………

4

1.1.3.

Значимые характеристики для разработки и реализации Программы, в том числе характеристики особенностей развития детей………………..

4

1.2.

Планируемы результаты реализации Программы ………………………

8

2.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1.

Календарно-тематическое планирование ………………………………..

9

2.1.1.

Календарно-тематическое планирование групповой работы …………...

9

2.1.2.

Календарно-тематическое планирование индивидуальной работы ……

10

2.2.

Содержание Программы …………………………………………………..

11

2.2.1.

Содержание групповой работы ………………………………………..….

11

2.2.2.

Содержание индивидуальной работы …………………………………….

22

2.3.

Контроль освоения детьми Программы ………………………………….

23

2.4.

Особенности взаимодействия педагога-психолога с семьями воспитанников ………………………………………………………………

23

3.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1.

Материально-техническое обеспечение Программы ……………………

25

3.2.

Учебно-методическое обеспечение Программы …………………............

25

3.3.

Режим реализации Программы ……………………………………………

26

3.4.

Расписание занятий ………………………………………………………...

26

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
  1. Пояснительная записка

     Рабочая программа разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного образования МКДОУ «Новоисетский детский сад» и направлена на сопровождение детей в адаптационный период, сохранение психологического здоровья детей. Программа носит коррекционно-развивающий характер и ориентирована на детей 2-4 лет.

   Рабочая программа определяет содержание и организацию воспитательно- образовательного процесса детей 2-4 лет по образовательной ситуации «Адаптируемся вместе» и направлена на реализацию образовательной области «Социально-коммуникативное развитие».

  1. Цели и задачи реализации Программы

Цель: создать условия, облегчающие адаптационный период при поступлении ребёнка в дошкольное учреждение, снизить напряжённость периода адаптации, помочь освоится в новой обстановке, привыкнуть к общению с незнакомыми детьми, оказать коррекционную помощь малышам в социальной адаптации.

Задачи:

  • снятие эмоционального и мышечного напряжения;
  • снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;
  • развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;
  • создание условий для оптимальной социализации, т.е. взаимоотношений и взаимодействий с социально значимым окружением, состоянием окружающей среды; индивидуальный опыт субъекта и социокультурная среда развития;
  • создание условий для освоения детьми пространства своей группы как предпосылки освоения пространства всего детского сада;
  • развитие внимания, восприятия, речи, воображения;
  • развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики, координации движений.

  1. Принципы формирования Программы
  • Принцип развития предполагает, что смысл адаптационного периода состоит не в том, чтобы приспособить ребёнка к включению в процесс решения дидактических задач, а в том, чтобы в ходе игрового взаимодействия ребёнка со взрослым помочь ему в выработке нового способа жизнедеятельности, перестроить его активность в соответствии с условиями общественного воспитания и коллективного обучения, тем самым оказав развивающее влияние на его психику.
  • Принцип концентричности выражается в том, что программа построена так, что все её разделы имеют преемственные цели.
  • Принцип включенности воспитателей в занятия психолога с детьми.

  1. Значимые характеристики для разработки и реализации Программы, в том числе характеристики особенностей развития детей

    В МКДОУ «Новоисетский детский сад» в 2022-2023 учебном году функционирует 1 первая младшая группа и 1 вторая младшая группы.

Характеристика адаптационного процесса.

    Адаптация – это процесс выработки новых форм и способов активности, обеспечивающих эффективность деятельности в меняющихся условиях и сохранения своего психофизического благополучия. Адаптация ребёнка к детскому саду направлена на поддержание равновесия организма и среды в новых для него условиях. К таким условиям относятся:

  • Условия, связанные с новой организацией взаимодействия с взрослым.
  • Условия, связанные с новой организацией среды.
  • Условия, связанные с взаимодействием со сверстниками.

    Адаптация ребёнка может протекать с разной степенью. Выделяются три степени адаптации: лёгкая, средняя, тяжёлая.

Степень адаптации

Поведение ребёнка в период адаптации к ДОУ

Тяжёлая

Ребёнок реагируют на перемену обстановки нервным срывом, частыми затяжными простудными и другими заболеваниями, потерей ранее полученных знаний и навыков. Контакт с ребёнком удаётся установить с трудом (часто только через родителей). Ребенок переходит от одной игрушки к другой, не задерживаясь, не может развернуть игровых действий, выглядит встревоженным, замкнутым. Замечание или похвала воспитателя оставляют ребёнка либо безучастным, либо он пугается и ищет поддержку у родителей.

Средняя

Ребёнок часто более. Причем, болезнь протекает без каких-то осложнений, что может служить главным признаком отличия указанного типа адаптации от тяжёлого варианта. Ребёнок вступает в контакт, наблюдая за привлекательными действиями воспитателя, либо через включение телесных ощущений. Напряжённость первых минут постепенно спадает, ребёнок может вступать в контакт по своей инициативе, может развернуть игровые действия. На замечания и поощрения реагирует адекватно, может нарушать установленные правила и нормы поведения (социальное экспериментирование).

Лёгкая

Ребёнок посещает детский садик без особых потерь, более или менее с желанием. Любые изменения кратковременны и незначительны, поэтому ребенок болеет редко. Ребёнок спокойно входит в группу, внимательно осматривается, прежде чем остановить своё внимание на чём-либо. Он смотрит в глаза незнакомому взрослому, когда тот к нему обращается. Ребёнок вступает в контакт по своей инициативе, может попросить о помощи. Умеет занять себя сам, использует в игре предметы-заменители, настроение бодрое или спокойное, мимика выразительная, эмоции легко распознаются. Ребёнок придерживается установленных правил поведения, адекватно реагирует на замечание и одобрение, корректируя после них своё поведение. Он умеет играть рядом с другими детьми, доброжелателен к ним.

Психологические особенности детей 2-3 лет (1 младшая группа).

Показатели

Характеристика

Ведущая потребность

Потребность в любви, заботе.

Ведущая функция

Восприятие

Игровая деятельность

Партнерская со взрослыми; индивидуальная с игрушками, игровое действие.

Отношение со взрослыми

Ситуативно-деловое: взрослый – источник способов деятельности, партнер по игре и творчеству.

Отношения со сверстниками

Эмоционально-практическое: сверстник малоинтересен.

Эмоции

Восприимчивость к эмоциональным состояниям окружающих, «эффект заражения». Проявления положительных и отрицательных эмоций зависит от физического комфорта.

Способ познания

Предметно-манипулятивная деятельность, метод проб и ошибок.

Объект познания

Непосредственно окружающие предметы, их свойства и назначения.

Восприятие

Восприятие сенсорных эталонов (цвет, форма)

Внимание

Непроизвольное; быстро переключается с одной деятельности на другую. Удерживает внимание 5-10 мин. Объем внимания 3-4 предмета.

Память

Непроизвольная (эмоционально окрашенная информация), преобладает узнавание, а не запоминание; кратковременная. Объем памяти 3-4 предмета из 5.

Мышление

Наглядно-действенное: возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами

Воображение

Репродуктивное (воссоздание репродукции знакомого образа)

Условия успешности

Разнообразие окружающей среды; физический комфорт.

Новообразования возраста

Самопознание, усвоение элементарных норм опрятности и поведения в коллективе.

Психологические особенности детей 3-4 лет (2 младшая группа)

Показатели

Характеристика

Ведущая потребность

Потребность в общении, уважении, признании самостоятельности ребенка.

Ведущая функция

Восприятие

Игровая деятельность

Партнерская со взрослыми; индивидуальная с игрушками, игровое действие.

Отношения со взрослыми

Ситуативно-деловое: взрослый – источник способов деятельности, партнер по игре и творчеству.

Отношения со сверстниками

Эмоционально-практическое: сверстник малоинтересен.

Эмоции

Резкие переключения; эмоциональное состояние зависит от физического комфорта

Способ познания

Экспериментирование. Конструирование.

Объект познания

Непосредственно окружающие предметы, их свойства и назначения.

Восприятие

Восприятие сенсорных эталонов (цвет, форма, размер)

Внимание

Непроизвольное; быстро переключается с одной деятельности на другую. Удерживает внимание 5-10 мин. Объем внимания 3-4 предмета.

Память

Непроизвольная (эмоционально окрашенная информация), преобладает узнавание, а не запоминание; кратковременная. Объем памяти 3-4 предмета из 5.

Мышление

Переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению (переход от действий с предметами к действию с образами: предметы – заместители, картинки)

Воображение

Репродуктивное (воссоздание репродукции знакомого образа)

Условия успешности

Разнообразие окружающей среды; партнерские отношения со взрослыми

Новообразования возраста

1.Планирующая функция речи.

2.Предвосхищение результата деятельности.

3.Начало формирования высших чувств (интеллектуальные, моральные, эстетические).

  1. Планируемые результаты реализации Программы
  • После преодоление трудностей эмоциональное состояние и поведение ребёнка нормализуется;
  • Развиваются самостоятельность, речь, формируются коммуникативные навыки;
  • Происходят существенные изменения во взаимоотношениях ребёнка со взрослыми, сверстниками, в игре, функционировании нервной системы.
  • Позитивное отношение ребёнка к занятиям;
  • Отсутствуют тяжёлые эмоциональные состояния (агрессия, тревожность, враждебность);
  • Наблюдается позитивная динамика в развитии познавательных процессов.

  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
  1. Календарно-тематическое планирование
  1. Календарно-тематическое планирование групповой работы.

Месяц

Неделя

№ занятия

Наименование темы

Количество занятий

Сентябрь

1-я неделя

Занятие № 1

«В гостях у зайчихи Ляли»

1

Занятие № 2

«Кот и мышата»

1

2-я неделя

Занятие № 3

«Мишка»

1

Занятие № 4

«Курочка и цыплята»

1

3-я неделя

Занятие № 5 - № 6

«Солнышко»

2

4-я неделя

Занятие № 7 - № 8

«Божья коровка»

1

5-я неделя

Занятие № 9 - № 10

«Листопад»

2

Октябрь

1-я неделя

Занятие № 11 - № 12

«Прогулка в осенний лес»

2

2-я неделя

Занятие № 13 - № 14

«Мячик»

2

3-я неделя

Занятие № 15 - № 16

«Весёлый Петрушка»

2

4-я неделя

Занятие № 17 - № 18

«Мячики»

2

Ноябрь

1-я неделя

Занятие № 19 - № 20

«Музыканты»

2

2-я неделя

Занятие № 21 - № 22

«Мыльные пузыри»

2

3-я неделя

Занятие № 23 - № 24

«Непослушные мышата»

2

4-я неделя

Занятие № 25 - № 26

«Колобок»

2

Декабрь

1-я неделя

Занятие № 27 - № 28

«Зайка»

2

2-я неделя

Занятие № 29 - № 30

«Котята»

2

3-я неделя

Занятие № 31 - № 32

«Мишка сладкоежка»

2

4-я неделя

Занятие № 33 - № 34

«Новый год»

2

5-я неделя

Новогодний утренник.

Январь

1-я неделя

Каникулы

ИТОГО:

34

  1. Календарно-тематическое планирование индивидуальная работа.

     Индивидуальные занятия проводятся с детьми, у которых на момент окончания групповых занятий адаптация к детскому саду не завершилась, а также с детьми, которые поступили в детский сад в период с января по май месяц и находятся на начальном этапе адаптации к дошкольному учреждению.

Месяц

Неделя

№ занятия

Наименование темы

Количество занятий

Январь - май

2-я неделя января –

4-я неделя мая

Занятие № 1 - № 40

«Адаптируемся вместе»

Количество занятий с каждым отдельным ребёнком зависит от его адаптационных возможностей.

ИТОГО:

40

  1. Содержание Программы
  1. Содержание групповой работы

Наименование темы

Задачи

Содержание

Источник

Занятие № 1

«В гостях у зайчихи Ляли»

Примечание: Данное занятие проводится совместно с родителями.

  1. Создать благоприятную психологическую обстановку в группе.
  2. Пробуждать интерес ребёнка к жизни детского сада.
  3. Привлекать родителей к совместной деятельности с детьми в период адаптации к ДОУ.
  4. Учить детей слушать текст и выполнять движения в соответствии с текстом.
  5. Развивать умение ориентироваться в пространстве.
  1. Приветствие.
  2. Знакомство с зайчихой Лялей.
  3. Игра «Зайка серенький сидит»
  4. Игра «Лиса и заяц»
  5. Рисование «Морковка для зайца»

Лапина И.В.

Адаптация детей при поступлении в детский сад: программа, психолого-педагогическое сопровождение, комплексные занятия. – Волгоград: Учитель, 2011

Стр. 41-43

Занятие № 2

«Кот и мышата»

Примечание: Данное занятие проводится совместно с родителями.

  1. Создать благоприятную психологическую обстановку в группе.
  2. Пробуждать интерес ребёнка к жизни детского сада.
  3. Развивать умение ориентироваться в пространстве, мелкую моторику.
  1. Здороваются с котиком.
  2. Игра «Изобрази котика»
  3. Игра «Котик»
  4. Игра «Кот и мышата»
  5. Рисование «Следы»

Лапина И.В.

Адаптация детей при поступлении в детский сад: программа, психолого-педагогическое сопровождение, комплексные занятия. – Волгоград: Учитель, 2011

Занятие № 3

«Мишка»

Примечание: Данное занятие проводится совместно с родителями.

  1. Развивать элементарные коммуникативные навыки через диалог со взрослыми, игрушками (умение здороваться, прощаться).
  2. Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, игру, общение со взрослыми и сверстниками.
  3. Познакомить с вариантами взаимодействия родителей с детьми (играми).
  1. Здороваются с мишкой.
  2. Идём в гости к мишке.
  3. Танец с мишкой
  4. Игра «Мишка косолапый»
  5. Игра «У медведя во бору»

Лапина И.В.

Адаптация детей при поступлении в детский сад: программа, психолого-педагогическое сопровождение, комплексные занятия. – Волгоград: Учитель, 2011

Занятие № 4

«Курочка и цыплята»

Примечание: Данное занятие проводится совместно с родителями.

  1. Развивать умение родителей играть с детьми.
  2. Способствовать адаптации малышей к детскому саду.
  3. Закреплять знание частей лица, умение их показывать у себя.
  4. Развивать изобразительные навыки.
  1. Здороваемся с петушком.
  2. Кричим как петушок.
  3. Игра «Вышла курочка гулять»
  4. Игра «Цыплята и лиса»
  5. Рисование «Зёрнышки»

Лапина И.В.

Адаптация детей при поступлении в детский сад: программа, психолого-педагогическое сопровождение, комплексные занятия. – Волгоград: Учитель, 2011

Занятие № 5, № 6

«Солнышко»

  1. Формировать дифференцированные связи с окружающими людьми.
  2. Развивать навыки совместной игры, предметного взаимодействия.
  3. Вызвать положительное отношение к детскому саду.
  4. Расширять словарный запас.
  1. Здороваемся с собачкой.
  2. Игра «Дождик»
  3. Ищем солнышко
  4. Игра «Поезд»
  5. Игра «Солнышко»
  6. Рисование «Солнышко» (занятие № 5)
  7. Рисование «Дождик» (занятие № 6)

Лапина И.В.

Адаптация детей при поступлении в детский сад: программа, психолого-педагогическое сопровождение, комплексные занятия. – Волгоград: Учитель, 2011

Занятие № 7, № 8

«Божья коровка»

  1. Создание положительного эмоционального настроя в группе;
  2. Развивать умение действовать соответственно правилам игры;
  3.  Развивать координацию движений, общую и мелкую моторику, ориентацию в собственном теле;
  4. Развивать зрительное восприятие (цвет, форму, размер предметов); развивать внимание, речь и воображение.
  1. Приветствие. Рассматривание божьей коровки.
  2. Игра «Поймай божью коровку»
  3. Потешка «Божья коровка»
  4. Дыхательная гимнастика
  5. Игра «Божья коровка»
  6. Игра «Божья коровка и ветер»
  7. Игра «Найди маленькие игрушки»
  8. Рисуем круг в воздухе
  9. Творческое задание «Точки у божьей коровки» (занятие № 7)
  10. Творческое задание «Нарисуй травку возле божьей коровки» (Занятие № 8)
  11. Обсуждение занятия. Прощание.

Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению.-М., 2008г.

Стр. 8-12

Занятие № 9, № 10

«Листопад»

  1. Создание атмосферы эмоциональной безопасности.
  2.  Снятие эмоционального и мышечного напряжения.
  3.  Снижение импульсивности, повышенной двигательной активности.
  4. Развитие умения двигаться в одном ритме с другими детьми, подстраиваться под их темп.
  5.  Развитие слухового внимания, произвольности, быстроты реакции, речи, воображения, творческих способностей.
  1. Приветствие
  2. Игра «Шагают наши ножки»
  3. Игра «Дождик и солнышко»
  4. Игра «Полёт листьев»
  5. Творческое задание «Листопад» (Задание № 9)
  6. Творческое задание «Осенний лист» (Занятие № 10)
  7. Обсуждение занятия. Прощание

Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению.-М., 2008г.

Стр. 12-15

Занятие № 11, № 12

«Прогулка в осенний лес»

  1. Сплочение группы, развитие эмпатии.
  2. Развитие слухового внимания, произвольности, способности быстро реагировать на инструкцию.
  3. Снятие излишней двигательной активности.
  4. Обучение различению цветов, соотнесение предметов по цвету.
  5.  Развитие пространственных представлений.
  6. Развитие общей моторики.
  7.  Развитие памяти, речи и воображения.
  1. Приветствие
  2. Рассматривание изображений осеннего леса
  3. Игра «По ровненькой дорожке, шагают наши ножки»
  4. Игра «Найди ёжика»
  5. Рассматривание ёжика
  6. Стихотворение Б. Заходер «Ёжик»
  7. Игра «Разложи листики» (Занятие № 11)
  8. Игра «Разложи яблоки» (занятие № 12)
  9. Творческое задание «Дорисуй иголки» (Занятие № 11)
  10. Творческое задание «Нарисуй травку для ёжика» (Занятие № 12).
  11. Поём песенку про ёжика.

Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению.-М., 2008г.

Стр. 17-21

Занятие № 13, № 14

«Мячик»

  1. Сплочение группы, развитие умения взаимодействовать со сверстниками;
  2. Повышение эмоционального тонуса;
  3. Развитие чувства ритма, координации движений;
  4. Развитие ориентации в пространстве;
  5. Обучение отражению в речи своего местонахождения, местонахождения других детей, предметов;
  6. Развитие зрительного и тактильного восприятия, речи и воображения.
  1. Приветствие
  2. Определяем величину, цвет, форму мяча
  3. Стихотворение С. Маршака «Мой весёлый звонкий мяч»
  4. Игра «Мой весёлый звонкий мяч»
  5. Игра «Прятки»
  6. Игра «Волшебный мешочек»
  7. Творческое задание «Нарисуй полоски у мячика» (Занятие № 14).
  8. Обсуждение занятия. Прощание.

Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению.-М., 2008г.

Стр. 15-17

Занятие № 15, № 16

«Весёлый Петрушка»

  1. Развитие умения согласовывать свои действия с действиями других детей, с правилами игры, с ритмом стиха.
  2. Закрепление знаний детей о принадлежности к полу.
  3.  Закрепление пространственных представлений («верх», «низ»).
  4.  Развитие общей и мелкой моторики.
  5. Развитие восприятия, речи и воображения.
  1. Приветствие.
  2. Встреча с Петрушкой.
  3. Песенка «Паровоз»
  4. Игра «Наши ручки»
  5. Игра «Карусель»
  6. Игра «Игрушки»
  7. Возвращение
  8. Творческое задание «Раскрась круги на одежде Петрушке» (Занятие № 18)
  9. Прощание

Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению. - М., 2008г.

Стр. 21-26

Занятие № 17, № 18

«Мячики»

  1. Развитие коммуникативных навыков (учить устанавливать контакт друг с другом, действовать согласованно);
  2.  Снятие эмоционального и мышечного напряжения;
  3.  Развитие умения согласовывать свои действия с ритмом и текстом стиха;
  4. Развитие ориентации в собственном теле;
  5. Развитие общей и мелкой моторики;
  6. Развитие зрительного восприятия, речи и воображения.
  1. Приветствие.
  2. Рассматривание мячей.
  3. Игра «Мячики»
  4. Игра «Ветерок»
  5. Игра «Весёлый мячик»
  6. Рисуем мячик в воздухе.
  7. Творческое задание «Большой и маленький мяч» (Занятие № 17)
  8. Игра «Найди большой и маленький мяч» (Занятие № 18)
  9. Прощание.

Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению.-М., 2008г.

Стр. 30-32

Занятие № 19, № 20

«Музыканты»

  1. Создание положительной эмоциональной обстановки;
  2.  Сплочение группы, отработка умения согласовывать свои движения с движениями других детей.
  3. Развитие образности слухового восприятия.
  4. Развитие слуховой и зрительной памяти.
  5. Развитие общей и мелкой моторики.
  6. Развитие внимания, речи и воображения.
  1. Приветствие.
  2. Игра «Зайка и барабан» (Занятие № 19)
  3. Игра «Кот и металлофон» (Занятие № 20)
  4. Игра «Кукла и колокольчик» (Занятия № 19)
  5. Игра «Мишка и ложки» (Занятие № 20)
  6. Игра «Мишка и гармошка» (Занятие № 20)
  7. Игра «Угадай что звучит» (Занятие № 20)
  8. Игра «Антошка и гармошка»
  9. Игра «Играем на музыкальных инструментах»
  10. Игра «Угадай чей музыкальный инструмент»
  11. Прощание.

Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению. - М., 2008г.

Стр. 41-44

Занятие № 21, № 22

«Мыльные пузыри»

  1. Снятие эмоционального напряжения и агрессии; снижение излишней двигательной активности, импульсивности;
  2. Обучение детей установлению контакта друг с другом, сплочение группы;
  3. Развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики;
  4. Развитие внимания, речи и воображения.
  1. Приветствие.
  2. Отгадай загадку
  3. Игра «Поймай пузыри»
  4. Беседа о пузырях
  5. Игра «Ладушки-ладушки»
  6. Игра «Надувайся пузырь»
  7. Пальчиковая игра «Надувайся пузырь» (Занятие № 21)
  8. Игра «Изобрази пузыри»
  9. Игра «Собираем пузыри в баночку»
  10. Игра «Не урони мяч»
  11. Прощание

Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению. - М., 2008г.

Стр. 36-41

Занятие № 23, № 24

«Непослушные мышата»

  1. Преодоление упрямства, негативизма в период кризиса трёх лет;
  2. Формирование положительной самооценки;
  3.  Развитие умения подчиняться правилам игры, действовать в соответствии с ролью, преодолевать двигательный автоматизм;
  4. Развитие слухового внимания, быстроты реакций;
  5. Развитие общей и мелкой моторики;
  6. Развитие речи и воображения.
  1. Приветствие
  2. Игра «Непослушные мышата»
  3. Игра «Скажи наоборот»
  4. Игра «Мышки-шалунишки»
  5. Игра «Мышки спят»
  6. Игра «Мышки и часы»
  7. Пальчиковая гимнастка «Мышка»
  8. Прощание

Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению. - М., 2008г.

Стр. 51-56

Занятие № 25, № 26

«Колобок»

  1. Сплочение группы, развитие эмпатии, обучение детей навыкам сотрудничества.
  2.  Снятие страхов перед сказочными героями.
  3. Развитие общей и мелкой моторики, координации движений.
  4. Развитие восприятия (вкусового, тактильного, зрительного, обонятельного).
  5.  Развитие пространственных представлений.

Развитие внимания, речи и воображения.

  1. Приветствие.
  2. Инсценировка сказки «Приключения Колобка»
  3. Игра «Спрячь колобки»
  4. Игра «Волшебный мешочек»
  5. Поём песенку для лисы
  6. Игра «Колобок»
  7. Рисование «Дорожка» (Занятие № 25)
  8. Лепка «Колобок» (Занятие № 26)
  9. Прощание.

Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению. - М., 2008г.

Стр. 57-62

Занятие № 27, № 28

«Зайка»

  1. Создание положительного эмоционального настроя в группе; развитие умения подражать движениям взрослого;
  2. Развитие координации движений, общей и мелкой моторики;
  3. Развитие умений подчиняться правилам игры, отработка быстроты реакции;
  4. Снижение излишней двигательной активности, импульсивности;     
  5. Развитие тактильного восприятия, внимания, речи и воображения.
  1. Приветствие.
  2. Беседа о зиме.
  3. Игра «Лепим снежный ком»
  4. Игра «Оживи зайку»
  5. Игра «Зайка серенький сидит»
  6. Игра «Зайка и лиса»
  7. Игра «Овощи»
  8. Игра «Отыщи морковку» (Занятие № 27)
  9. Игра «Отыщи капусту» (Занятие № 28)
  10. Прощание.

Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению. -  М., 2008г.

Занятие № 29, № 30

«Котята»

  1. Формирование положительной самооценки.
  2. Развитие стремления сопереживать, помогать, поддерживать друг друга.
  3. Снятие мышечного напряжения.
  4. Развитие умения выражать эмоции (страх, грусть, радость), слуховое восприятие, умение воспроизводить услышанные звуки, моторики, координации движений, ориентации в собственном теле, пространственных представлений, внимания, речи и воображения.
  1. Приветствие
  2. Игра «Угадай кто пришёл»
  3. Игра «Кошка и котята»
  4. Рассматривание бабочки
  5. Игра «Бабочка»
  6. Игра «Поймай бабочку»
  7. Игра «Перейди ручеёк»
  8. Прощание.

Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению. - М., 2008г.

Стр. 63-67

Занятие № 31, № 32

«Мишка»

  1. Развитие элементарных коммуникативных навыков через диалог со взрослым, игрушками;
  2. Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку игру, общение со взрослыми и сверстниками.
  1. Приветствие.
  2. Беседа с мишкой
  3. Игра «Медвежонок спит»
  4. Стишок про мишку
  5. Слушаем пение птиц.
  6. Игра «У медведя во бору»
  7. Игра «Мишка косолапый»
  8. Творческое задание «Раскрась банки» (Занятие № 31)
  9. Творческое занятие «Лепим конфеты» (Занятие № 32)

Прощание

Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению. - М., 2008г.

Стр. 47-51

Занятие № 33, № 34

«Новый год»

  1. Создание положительного эмоционального настроя в группе.
  2. Отработка умения согласовывать свои движения с движениями других детей, с ритмикой и текстом песни.
  3. Отработка быстроты реакции. Развитие общей и мелкой моторики, ориентация в собственном теле.
  4. Развитие тактильного восприятия, внимания, речи и воображения.
  1. Приветствие.
  2. Игра «Имена»
  3. Игра «Вокруг ёлочки»
  4. Игра «Заморозь»
  5. Игра «Согреем наши пальчики»
  6. Игра «Холодно-горячо»
  7. Творческое задание «Раскрась шарики» (Занятие № 33).
  8. Творческое задание «Раскрась мешок Деда Мороза» (Занятие № 34).
  9. Игра «Угадай подарок»

Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению. - М., 2008г.

Стр. 26-29

  1. Содержание индивидуальной работы        

Наименование темы

Задачи

Содержание

Источник

Занятие № 1- № 40

«Адаптируемся вместе»

  1. Способствовать адаптации ребёнка к ДОУ.
  2. Создать положительный эмоциональный настрой.
  3. Создать доверительные отношения между взрослым м ребёнком.
  4. Снять психоэмоциональное напряжение.

Использование в работе с ребёнком метод песочной терапии.

Примерные игры с детьми:

  1. Упражнение «Песочный дождь»
  2. Упражнение «Прятки»
  3. Упражнение «Строители»
  4. Упражнение «Песочный круг»
  5. Упражнение «Здравствуй песок»
  6. Упражнение «Необычные следы»
  7. Упражнение «Узоры на песке»
  8. Упражнение «Кто к нам приходил?»
  9. Упражнение «Отпечатки»

Кузуб Н.В., Осипук Э.И. В гостях у песочной феи. — СПб., 2011г.

Андриенко Т.А. Использование кинетического песка в работе с дошкольника-

ми. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017

  1. Контроль освоения детьми Программы

  Психолого-педагогическая диагностика в период адаптации ребёнка к ДОУ проводится в два этапа:

  • 1 – й этап. Анкетирование родителей.
  • 2 – й этап. Ежедневное наблюдение за поведением, эмоциональным состоянием детей и состоянием их здоровья в первый месяц посещения детского сада.

   В качестве диагностического инструментария используются методики, представленные в таблице ниже.

п/п

Наименование методики или диагностического комплекта

Цель

1

Анкета «Прогноз адаптации» (Автор: Данилова Т.А.)

Определить факторы, которые могут затруднить адаптацию, и сильные стороны развития ребёнка, его адаптационные возможности.

2

Методика «Диагностика уровня адаптированности ребёнка к дошкольному учреждению» (Автор: Роньжина А.С.)

Охарактеризовать ход адаптации, выявить возможные явления дезадаптации, определить уровень адаптированности ребёнка к ДОУ.

    Участие ребёнка к психологической диагностике допускается только с письменного согласия родителей (законных представителей), а полученные результаты могут быть использованы только для задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей.

  1. Особенности взаимодействия педагога-психолога с семьями воспитанников

    Одной из главных задач при взаимодействии педагога-психолога ДОУ с семьей ребенка в период адаптации к ДОУ является не только выдача рекомендаций, но и создание таких условий, которые максимально стимулировали бы членов семьи к активному решению возникающих трудностей в период адаптации:

  • готовность родителей быть участниками педагогического процесса;
  • распределение ответственности за успешное протекание процесса адаптации;
  • обучение родителей необходимым навыкам и знаниям.

    В таких случаях выработанные в процессе сотрудничества с педагогом-психологом решения родители считают своими и более охотно внедряют их в собственную практику воспитания и обучения ребенка.

Основные формы взаимодействия с семьей в процессе адаптации к ДОУ.

№ п/п

Направление работы с родителями

Содержание работы

Периодичность

1

Анкетирование «Прогноз адаптации»

Сбор информации о ребёнке и его семье.

По мере поступления новых детей

2

Индивидуальные консультации

Оказание психологической поддержки родителям в период адаптации ребёнка к ДОУ.

По запросам

3

Совместное пребывание родителей и детей на занятии

Вовлечение родителей в адаптационный процесс.

1-я и 2-я неделя сентября/ по мере необходимости

4

Повышение психолого-педагогической компетентности родителей

  • Участие родителей в семинарах-практикумах, тренингах, родительских собраниях.
  • Оформление стендовой информация для родителей.
  • Распространение памяток по теме адаптации.
  • Распространение информационных листовок.

В течение учебного года в соответствии с годовым планом работы педагога-психолога

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
  1. Материально-техническое обеспечение программы

Сведения об имеющихся в наличии помещений для организации образовательной деятельности

№ п/п

Наименование

Количество мест

1

Кабинет педагога-психолога

14

Сведения об имеющемся в наличии информационно-технического оборудования для организации образовательной деятельности

№ п/п

Наименование        технических средств

Количество

1

Ноутбук

0

2

Принтер

0

3

Музыкальный центр        

0

Сведения об имеющемся в наличии учебного оборудования для организации образовательной деятельности

№ п/п

Наименование

Количество

1

Детский стол (регулируемый по высоте)

7

2

Детский стул (регулируемые по высоте)

12

3

Магнитная доска

1

  1. Учебно-методическое обеспечение программы

Сведения об имеющемся в наличии дидактических пособий, игр для организации образовательной деятельности

№ п/п

Наименование

Количество

1

Дидактическая игра «Чувства в домиках»

1

2

Дидактическая игра «Что такое хорошо, а что такое плох»

1

3

Демонстрационный материал «Эмоции»

1

4

Карточки «Эмоции»

1

5

Дидактическая игра «Театр настроений»

1

6

Дидактическая игра «Эмоциональное лото»

1

7

Вписываете свои дидактические игры

1

Сведения об имеющемся в наличии методической литературы для организации образовательной деятельности

№ п/п

Наименование

Количество

1

Кремлякова А.Ю. Психологическое сопровождение детей с раннего возраста в ДОУ. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013

1

2

Лапина И.В. Адаптация детей при поступлении в детский сад: программа, психолого-педагогическое сопровождение, комплексные занятия. – Волгоград: Учитель, 2011

1

3

Афонькина Ю.А. Психологическая безопасность ребёнка раннего возраста. Современные технологии. Программа адаптации. Диагностические методики. Игровой материал. – Волгоград: Учитель, 2019

1

4

Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению. – М.: Книголюб, 2008

1

5

Андриенко Т.А. Использование кинетического песка в работе с дошкольниками. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017

1

6

Кузуб Н.В., Осипук Э.И. В гостях у песочной феи. — СПб., 2011г.

1

  1. Режим реализации программы

Общее количество образовательных ситуаций в год

Количество образовательных ситуаций в неделю

Длительность образовательной ситуации

Форма организации образовательного процесса

34

2

10-15 мин.

Групповая

40

2

10 мин.

Индивидуальная

  1. Расписание занятий

День недели

Время

Наименование образовательной ситуации

Количество человек

Четверг

09.20-09.35

«Адаптируемся вместе»

8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ

Комплексная программа психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса...

Рабочая программа педагога-психолога по психолого-педагогическому сопровождению детей дошкольного возраста(5-7 лет)

Программа построена на основе систематизации психологического и тематического материала. Соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Структура...

Рабочая программа педагога-психолога по психологическому сопровождению процесса адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ «Здравствуй, детский сад!» (на основе материалов А.С. Роньжиной)

Процесс привыкания ребенка к детскому саду довольно длительный и связан со значительным напряжением всех физиологических систем детского организма, а так как адаптивные возможности ребенка в раннем во...

Рабочая программа педагога-психолога по индивидуальному сопровождению детей «группы риска»

Актуальность избранной проблемы определяется ее значимостью для успешного развития и воспитания ребенка в условиях дошкольного учреждения. Благодаря  индивидуальному сопровождению ребенка «...

Рабочая программа педагога – психолога в адаптационный период детей

- ранняя диагностика и коррекция нарушений в развитии, адаптация ребенка к жизни в детском саду, обеспечение преемственности дошкольного и школьного образования.- оказание помощи (содействие) ребенку ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА по психологическому сопровождению детей дошкольного возраста на 2020-2021учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГАпо психологическому сопровождениюдетей дошкольного возрастана 2020-2021учебный год...

Рабочая программа педагога-психолога по психологическому сопровождению процесса адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ "Счастливое детство!" (на основе материалов А.С.Роньжиной).

Рабочая программа "Счастливое детство!" определяет содержание и организацию деятельности психологической службы ДОУ по сохранению и укреплению психологического здоровья детей раннего возраст...