Личностно - развивающая образовательная среда
методическая разработка (старшая группа)
«Социально-эмоциональное развитие» и «Развитие личностного потенциала»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pasport_proekta.docx | 20.38 КБ |
proekt_klub_lyubiteley_chteniya.docx | 45.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Паспорт педагогического проекта
Автор(ы) проекта (ФИО, должность) и название ОО | Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 17 «Земляничка»» Катникова Александра Викторовна воспитатель Климова Ольга Петровна, воспитатель Мещанинцева Надежда Владимировна, воспитатель |
Название (тема) управленческого проекта создания ЛРОС в ОО | ЛРОС, как фактор создания детско- взрослых сообществ в ДОУ |
Направление педагогического проекта | Социально эмоциональное развитие |
Название (тема) педагогического проекта | Создание детско-взрослого сообщества «Клуб любителей чтения» |
Решаемая ключевая проблема | Низкий уровень эмоционального развития, снижение читательской активности. |
Цель (-и) педагогического проекта | Развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста посредством приобщения к чтению художественной литературы и формирование читательской грамотности. |
Целевая группа | Дети дошкольного возраста, семьи воспитанников, воспитатели. |
Основная идея педагогического проекта | Создание клуба «Клуб любителей чтения» |
2-3 тезиса, особенно ярко раскрывающие особенности педагогического проекта | Когда вы начинаете осознавать эмоции, вы начинаете управлять собственной жизнью. Тара Мейер Робсон
Я не хочу находиться во власти своих собственных эмоций. Я хочу использовать их, наслаждаться ими, управлять ими. Оскар Уайльд |
Используемые технологии / методики / приемы / техники | Методики: Триггер - игры, ситуативные беседы по содержанию, работа по сюжетным картинкам, проблемный характер обучения Приемы: музыкальное сопровождение при чтении, мнемо таблица, интегрированное обучение, интерактивные игры, системный оператор (ТРИЗ) |
Значимые продукты педагогического проекта |
|
Личный вклад педагога в изменения в ОО | Профессиональная компетентность, использование новых образовательных технологий, передача опыта |
Каким образом планируется представить результаты педагогического проекта (выступление (-я), занятие (-я), публикация (-и) | Выступление на курсе обучения ЛРОС , педагогическом совете для педагогов, публикация проекта. |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 17 «Земляничка»»
Проект «Клуб любителей чтения»
Воспитатель: Катникова Александра Викторовна
Воспитатель: Климова Ольга Петровна
Воспитатель: Мещанинцева Надежда Владимировна
Тема: Создание детско-взрослого сообщества «Клуб любителей чтения»
Тип проекта: познавательно- творческий
Сроки: сентябрь 2023 – май 2024
Актуальность:
Эмоции играют важную роль в жизни каждого человека. Чтобы легко адаптироваться в современном, стремительно меняющемся мире необходимо обладать стрессоустойчивостью, уравновешенным характером, умением избегать конфликтов. Такие качества присущи людям с хорошо развитым эмоциональным интеллектом. Поэтому необходимо с раннего детства способствовать эмоциональному развитию личности.
Ребенок-дошкольник впечатлителен, открыт для усвоения социальных и культурных ценностей, стремится к признанию себя среди других людей. У него ярко прослеживается неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления, воображения.
Развитие эмоций детей невозможно без обращения к художественной литературе.
Именно через художественные произведения, которые ребенок воспринимает и принимает близко к сердцу, он учится видеть эмоции героев, их переживания и проблемы, учиться решать эти проблемы и проявлять поддержку.
К сожалению, в наше время книга постепенно уходит на второй план, и перед педагогами стоит задача - вернуть детям интерес к книге, привить потребность к восприятию художественной литературы, а затем и любовь к чтению, открыть ценность книги как источника информации.
Цель педагогического проекта: Развитие эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к чтению художественной литературы и формирование читательской грамотности.
Задачи проекта:
- Формировать представление о базовых эмоциях и чувствах, умение разумно и эффективно управлять своим поведением.
- Развивать познавательную, творческую и эмоциональную активность при знакомстве с художественной литературой.
- Повысить эффективность работы по приобщению дошкольников к книге через взаимодействие всех участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей, социальных партнеров.
- Пополнить предметно-пространственную развивающую среду в группах детского сада.
- Воспитывать бережное отношение дошкольников к книге как результату труда многих людей.
Целевая аудитория: дети старшего дошкольного возраста, семьи воспитанников, воспитатели.
Основная идея педагогического проекта: Создание личностно-развивающей образовательной среды для всех участников образовательного процесса.
Предполагаемый результат
Дети: Научатся осознавать свои эмоции через эмоции героев произведений. Научатся распознавать чувства и настроение окружающих людей. Узнают, как выражать свои эмоции в корректной и понятной для окружающих форме. Познакомятся со способами управления своим настроением и поведением.
Родители и педагоги: Обучатся новым способам решения проблемных ситуаций. Познакомятся с практическими приемами развития интеллектуальных эмоций. Все участники образовательного процесса научатся более эффективному взаимодействию.
Произойдут изменения в эмоционально-развивающей среде групп
Этапы проекта
1 этап. Подготовительный
-Диагностика детей.
-Анализ содержания развивающей среды в группе ДОУ. -----
-Анкетирование родителей.
-Разработка плана реализации проекта.
-Презентация проекта «Клуб любителей чтения».
-Показ театрализованного представления.
2 этап. Основной
-Разработка и проведение цикла развивающих занятий с детьми.
-Выступление на педагогическом совете на тему:
«Развитие эмоций детей при знакомстве с художественной литературой».
-Консультация и памятка для родителей «Семейное чтение».
-Разработка методических рекомендаций для педагогов по развитию эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста.
-Создание картотеки игр на развитие эмоций.
-Родительское собрание на тему: «Приемы развития эмоционального интеллекта ребенка», «Эмоциональный интеллект. Что это такое?».
-Индивидуальные консультации для родителей.
-Создание уголка эмоций в группе.
-Создание в саду станции «Бук кроссинг» (обмен книгами).
-Оформление информационного стенда - консультация для родителей «Книжка-малышка своими руками».
-Экскурсии в библиотеку.
3. Заключительный этап
-Анализ уровня профессиональной компетентности педагогов.
-Анкетирование родителей.
-Итоговая диагностика уровня развития эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста.
-Семейное досуговое мероприятие «Сходите в театр вместе с ребенком»
-Обмен опытом участников проекта.
-Театрализованное представление.
План работы на 2023-24 гг.
месяц | Мероприятие |
сентябрь |
|
октябрь |
|
ноябрь |
|
декабрь |
|
январь |
|
февраль |
|
март |
|
апрель |
|
май |
|
Приложение 1
Диагностика развития эмоционального интеллекта у дошкольников 5-6 лет на сентябрь 2023 года
№ | Фамилия имя ребенка | Распознает свои эмоции и эмоции других людей | Получает эмоциональный отклик от прочитанного произведения | Выражает свое отношение к конкретному поступку литературного персонажа | Понимает скрытые мотивы поведения героев, различает эмоции героев произведения | Драматизирует небольшие сказки, читает по ролям стихотворения | Называет любимого детского писателя, любимые сказки и рассказы |
1. | Илья Б. | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 |
2. | Ксения В. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
3. | Савелий Г. | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 |
4. | Фома Д. | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 |
5. | Ася Е. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
6. | Леня Ж. | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 |
7. | Ростик З. | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 |
8. | Настя И. | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 |
9. | Кирилл К. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
10. | Кира К. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 |
11. | София К. | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 |
12. | Артем К. | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 |
13. | Тимур Л. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
14. | Альвина М. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
15. | Марьям М. | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 |
16. | Саша О. | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 |
17. | Иван О | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 |
18. | Иван Р. | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 |
1-не сформирован
2- в стадии формирования
3- сформирован
Приложение 2
Анкета для родителей «Семейное чтение»
1. Есть ли у вас домашняя библиотека? ______________________________
2. Читаете ли вы ребенку дома книги вслух? __________________________
3. Как часто вы читаете книги ребенку? _____________________________
4. Какими критериями вы придерживаетесь при выборе детских книг? __________________________________________________
5. Какие книги больше всего любит ваш ребенок? _____________________
6. Обсуждаете ли вы с ребенком прочитанную книгу? __________________
Консультация для родителей «Семейное чтение»
Не только в детском саду, но и дома в семье надо учить детей любить книгу. Наверное, нет таких родителей, которые не хотели бы научить своих детей быстро и выразительно читать, прививать интерес к чтению, ибо роль книги в жизни человека огромна. Хорошая книга - воспитатель, и учитель, и друг. Недаром во все времена великие люди призывали к чтению. Антон Павлович Чехов говорил: «Чтобы воспитать, тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение».
Сегодня, когда наши дети только будут постигать азы чтения необходимо помочь им полюбить книгу, так как неумение читать не только отрицательно влияет на успех ребёнка в обучении, но и на его общее развитие. Пока ребёнок мал, взрослые с упоением читают ему книги. Когда он научился читать, то облегченно вздыхают, надеясь, что вот теперь-то отдохнуть. А ведь это неверно.
Недавно в нашей группе мы провели опрос о семейном чтении. Опрос свидетельствует о том, что только в нескольких семьях практикуется семейное чтение вслух. Немногие родители могут точно назвать книгу, которую недавно прочитали ребенку.
Если не изменить сложившуюся ситуацию, то через несколько лет на вопрос родителей: «Ну, как книга?» - вполне может последовать ответ: «Нормально». Избежать этого можно в том случаи, если ребенок будет видеть читающих родителей, участвовать в семейном чтении и обсуждении прочитанного. Кроме того, необходимо накопление опыта посещения детских библиотек, где царит особая атмосфера соприкосновения с книгой.
Не надо заучивать «букварь» наизусть, а ведь так поступают, к сожалению, в некоторых семьях. Не следует читать одно и тоже по 5 и более раз. Берите книги с большими рисунками и кратким текстом, используйте детские песенки, где есть слова и слоги. Ребенок видит и то, и другое. Рассматривайте рисунки в книгах и постарайтесь вместе найти, что художник, верно, подметил, а что нет. Тогда маленький читатель еще раз возвратится к тексту, но уже самостоятельно. А еще лучше взять книжки - потешки, в которых художники намеренно своими рисунками противоречат написанному. В данном случаи ребенок будет очень внимательно работать с текстом, повторять прочитанное, пусть даже ради поиска смешных несовпадении. Читайте книги вместе с ребенком по очереди. Две книги за неделю - достаточно. Детальное рассматривание проблемы чтения, т.к. оно является основой всего обучения в школе. Надеемся, что подготовленные нами памятки (прилагаются) помогут вам преодолеть возникающие трудности в работе ребенка с книгой.
Памятка для родителей:
- До или во время чтения книги выясните значение трудных или не знакомых слов.
- Спросите, чем понравилось произведение ребенку, что нового он из него узнал.
- Попросите ребенка рассказать о главном герое, событии.
- Какие слова или выражения запомнились ему?
- Чему учит это произведение? книга?
- Предложите ребенку нарисовать картинку к самому интересному отрывку из книги или выучить наизусть.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческий проект "Палитра эмоций" в рамках создания личностно - развивающей образовательной среды в ДОО
Творческий проект "Палитра эмоций" в рамках создания личностно - развивающей образовательной среды в ДОО...
Проект по созданию личностно - развивающей образовательной среды «Группа – среда возможностей»
Проект направлен на создание условий индивидуализации в образовательной среде и выявления детских интересов и потребностей ....
Проект по созданию личностно- развивающей образовательной среды в ДОУ «Территория успеха и творчества»
Проект направлен на изменение личностно-развивающей образовательной среды (ЛРОС), с целью преобладания творческой среды в ДОУ, направленной на: социально-эмоциональное развитие детей от 3 до 7 ле...
Педагогический проект "Стань природе другом!" Развитие личностного потенциала детей через создание творческой личностно-развивающей образовательной среды.
Своей работой мы хотим обратить внимание на развитие личностного потенциала и социально-эмоционального развития детей дошкольного возраста посредством приобщения детей к познанию природы, создания тво...
Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности в личностно-развивающей образовательной среде детского сада «Колосок»
В файле представлен долгосрочный педагогический проект по театрализованной деятельности....
Статья: «Использование технологии «4К» как средство формирования личностно - развивающей образовательной среды в ДОО»
Технология «4 К» помогает: - усвоении норм и ценностей, принятых в обществе - развитии общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками - становлении самостоятельности, целенаправленно...
Проект " Создание творческого пространства личностно-развивающей образовательной среды детского сада"
Реализация личностного потенциала детей, педагогов и родителей;для достижения высокого уровня социально-личностного развития старших дошкольников; для успешной адаптации ребенка на последующих с...