Личностно - развивающая образовательная среда
методическая разработка (старшая группа)

Мещанинцева Надежда Владимировна

«Социально-эмоциональное развитие» и «Развитие личностного потенциала»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pasport_proekta.docx20.38 КБ
Файл proekt_klub_lyubiteley_chteniya.docx45.66 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт педагогического проекта

Автор(ы) проекта (ФИО, должность) и название ОО

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 17 «Земляничка»»

Катникова Александра Викторовна воспитатель

Климова Ольга Петровна, воспитатель

Мещанинцева Надежда Владимировна, воспитатель

Название (тема) управленческого проекта создания ЛРОС в ОО

ЛРОС, как фактор создания детско- взрослых сообществ в ДОУ

Направление педагогического проекта

Социально эмоциональное развитие

Название (тема) педагогического проекта

Создание детско-взрослого сообщества «Клуб любителей чтения»

Решаемая ключевая проблема

Низкий уровень эмоционального развития, снижение читательской активности.

Цель (-и) педагогического проекта

Развитие эмоционального интеллекта детей   дошкольного возраста посредством приобщения к чтению художественной литературы и формирование читательской грамотности.

Целевая группа

Дети дошкольного возраста, семьи воспитанников, воспитатели.

Основная идея педагогического проекта

Создание клуба «Клуб любителей чтения»

2-3 тезиса, особенно ярко раскрывающие особенности педагогического проекта

Когда вы начинаете осознавать эмоции, вы начинаете управлять собственной жизнью.

                               Тара Мейер Робсон

           

  Я не хочу находиться во власти своих собственных эмоций. Я хочу использовать их, наслаждаться ими, управлять ими.

Оскар Уайльд

Используемые технологии / методики / приемы / техники

Методики: Триггер - игры, ситуативные беседы по содержанию, работа по сюжетным картинкам, проблемный характер обучения

Приемы: музыкальное сопровождение при чтении, мнемо таблица,

интегрированное обучение, интерактивные игры, системный оператор (ТРИЗ)

Значимые продукты педагогического проекта

  • Библиотека книжек – малышек, изготовленных семьями воспитанников.
  • Атрибуты для театральной деятельности, выполненные детьми.
  • Уголки эмоций.
  • Сценарии театрализованных представлений.
  • Фотоотчеты.
  • Станция «Бук кроссинг».
  • Книга детских иллюстраций по сказкам.

Личный вклад педагога в изменения в ОО

Профессиональная компетентность, использование новых образовательных технологий, передача опыта

Каким образом планируется представить результаты педагогического проекта (выступление (-я), занятие (-я), публикация (-и)

Выступление на курсе обучения ЛРОС , педагогическом совете для педагогов,  публикация проекта.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 17 «Земляничка»»

Проект «Клуб любителей чтения»

Воспитатель: Катникова Александра Викторовна

Воспитатель: Климова Ольга Петровна  

 Воспитатель: Мещанинцева Надежда Владимировна

Тема: Создание детско-взрослого сообщества «Клуб любителей чтения»

Тип проекта: познавательно- творческий

Сроки: сентябрь 2023 – май 2024

Актуальность:

         Эмоции играют важную роль в жизни каждого человека. Чтобы легко адаптироваться в современном, стремительно меняющемся мире необходимо обладать стрессоустойчивостью, уравновешенным характером, умением избегать конфликтов. Такие качества присущи людям с хорошо развитым эмоциональным интеллектом. Поэтому необходимо с раннего детства способствовать эмоциональному развитию личности.

        Ребенок-дошкольник впечатлителен, открыт для усвоения социальных и культурных ценностей, стремится к признанию себя среди других людей. У него ярко прослеживается неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления, воображения.

        Развитие эмоций детей невозможно без обращения к художественной литературе.

        Именно через художественные произведения, которые ребенок воспринимает и принимает близко к сердцу, он учится видеть эмоции героев, их переживания и проблемы, учиться решать эти проблемы и проявлять поддержку.

        К сожалению, в наше время книга постепенно уходит на второй план, и перед педагогами стоит задача - вернуть детям интерес к книге, привить потребность к восприятию художественной литературы, а затем и любовь к чтению, открыть ценность книги как источника информации.

Цель педагогического проекта: Развитие эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к чтению художественной литературы и формирование читательской грамотности.

Задачи проекта:

  • Формировать представление о базовых эмоциях и чувствах, умение разумно и эффективно управлять своим поведением.
  • Развивать познавательную, творческую и эмоциональную активность при знакомстве с художественной литературой.
  • Повысить эффективность работы по приобщению дошкольников к книге через взаимодействие всех участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей, социальных партнеров.
  • Пополнить предметно-пространственную развивающую среду в группах детского сада.
  • Воспитывать бережное отношение дошкольников к книге как результату труда многих людей.

Целевая аудитория: дети старшего дошкольного возраста, семьи воспитанников, воспитатели.

Основная идея педагогического проекта: Создание личностно-развивающей образовательной среды для всех участников образовательного процесса.

Предполагаемый результат

Дети: Научатся осознавать свои эмоции через эмоции героев произведений. Научатся распознавать чувства и настроение окружающих людей. Узнают, как выражать свои эмоции в корректной и понятной для окружающих форме. Познакомятся со способами управления своим настроением и поведением.

Родители и педагоги: Обучатся новым способам решения проблемных ситуаций. Познакомятся с практическими приемами развития интеллектуальных эмоций. Все участники образовательного процесса научатся более эффективному взаимодействию.

Произойдут изменения в эмоционально-развивающей среде групп

Этапы проекта

1 этап. Подготовительный

-Диагностика   детей.

-Анализ содержания развивающей среды в группе ДОУ. -----      

-Анкетирование родителей.

-Разработка плана реализации проекта.

-Презентация проекта «Клуб любителей чтения».

-Показ театрализованного представления.

2 этап.  Основной

-Разработка и проведение цикла развивающих занятий с детьми.

-Выступление на педагогическом совете на тему:

«Развитие эмоций детей при знакомстве с художественной литературой».

-Консультация и памятка для родителей «Семейное чтение».

-Разработка методических рекомендаций для педагогов по развитию эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста.

-Создание картотеки игр на развитие эмоций.

-Родительское собрание на тему: «Приемы развития эмоционального интеллекта ребенка», «Эмоциональный интеллект. Что это такое?».

-Индивидуальные консультации для родителей.

-Создание уголка эмоций в группе.

-Создание в саду станции «Бук кроссинг» (обмен книгами).

-Оформление информационного стенда - консультация для родителей «Книжка-малышка своими руками».

-Экскурсии в библиотеку.

3. Заключительный этап

-Анализ уровня профессиональной компетентности педагогов.

-Анкетирование родителей.

-Итоговая диагностика уровня развития эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста.

-Семейное досуговое мероприятие «Сходите в театр вместе с ребенком»

-Обмен опытом участников проекта.

-Театрализованное представление.

                          План работы на 2023-24 гг.

месяц

                                   Мероприятие

сентябрь

  • Экскурсия в библиотеку «Откуда книга к нам пришла?»,
  • Беседа «Что такое «библиотека»?»
  • С/р игра «В библиотеке»
  • Муз. Сопровождение «Книжкин дом» - А. Рыбников – Ю. Энтин
  • Д/И «Отгадай сказку по отрывку».

октябрь

  • Беседа «Кто придумывает сказки?»
  • Д/и «Отгадай сказку по отрывку», «Какая сказка спряталась?» (на картинке изображены кусты, из-за которых торчат только части животных, например хвосты)
  • П/и «У медведя во бору» 
  • Муз. Сопровождение «Новая книжка» - слова: Т. Копейкина, Н. Тимофеева, музыка: Н. Тимофеев
  • Беседа «Кто придумывает сказки» Цель: познакомить детей с авторами сказок.

ноябрь

  • Д/И «Кто лишний», «Кого не хватает?»
  • П/И «Зайцы и волк»
  • Беседа
  • Сюжетно-ролевая игра «Книжный магазин»
  • Музыкальное сопровождение при чтении сказок  Альбом Н. Тимофеевой «Улыбайтесь, дети!»
  • Беседа «Девчонки и мальчишки очень любят книжки» Цель: познакомить детей с историей создания книги; воспитывать бережное отношение к книгам.
  • Опытно - экспериментальная деятельность: «Волшебница бумага» Цели: обратить внимание детей на значение и разнообразие бумаги в нашей жизни; научить отличать вещи, сделанные из бумаги, определять ее качество (цвет, гладкость, прочность, толщину) и свойства (впитывает воду, мнется, режется, горит и т.п)

декабрь

  • Д/И «Из какой сказки фраза?», «Какие сказки перепутались?» (сгруппировать героев по сказкам)
  • П/И «Лиса в курятнике»
  • Беседа «Почему такие эмоции испытал герой?» Цель: научить ребенка распознавать эмоции героя.
  • Загадки из сказки Цель: развивать смекалку, сообразительность, ум, расширять кругозор, обогащать речь. Раскрашивание раскрасок «Герои из сказки»

январь

  • Д/и «Что сначала, что потом?» или «Собери сказку по порядку и наоборот», «Узнай по контуру»
  • П/И «Зайка серый умывается».
  • Беседа «Такие разные книжки» Цель: расширить знания детей о книгах (их тематике, оформлении, назначении).
  • Создание книги детских иллюстраций по сказкам Цель: создание условий для развития творческих способностей детей и воспитания любви к искусству.

февраль

  • Д/И разрезные картинки «Любимые сказки»,
  • «Узнай, о каком сказочном герое я говорю».
  • П/И «Кто быстрее»
  • Беседа «Моя любимая сказка» Цель: учить детей называть героев сказок, эмоции героев, события, чему научила эта сказка.

март

  • Д/И «Отгадай сказку по отрывку»
  • «Угадай, кто идет» (развиваем слух: дети слушают музыкальные отрывки «кто как идет», запоминают, затем слушают еще раз и называют героев)
  • П/И «Курица и цыплята»
  • Беседа «Какую книгу мама мне читает на ночь?» Цель: выявить любимые сказки детей
  • Муз. Сопровождение «Книжный праздник» - слова: Т. Копейкина, музыка: Н. Тимофеева, альбом Н. Тимофеевой «Волшебная страна»

апрель

  • Д/И «Сложи из частей», «Назови сказку по предмету» (например, яблоко - «Гуси-лебеди», «Хаврошечка»)
  • Беседа «Чему учат сказки» Цель: учить детей видеть мораль сказки
  • Подготовка атрибутов к спектаклю
  • Изготовление афиши
  • Изготовление пригласительных билетов
  • Репетиции к сказке
  • Муз. Сопровождение Песня «В мире много сказок» - музыка В. Шаинский, слова Ю. Энтин.
  • Постановка танца

май

  • Д/И «Подбери рифму»
  • Выбор муз. сопровождения
  • Драматизация сказки по выбору детей
  • Игры с мячом «Кто знает больше сказок» Цели: расширение словарного запаса, развитие внимания и памяти, развитие крупной моторики

                                                                                            Приложение 1  

Диагностика развития эмоционального интеллекта у дошкольников       5-6 лет на сентябрь 2023 года

Фамилия имя ребенка

Распознает свои эмоции и эмоции других людей

Получает эмоциональный отклик от прочитанного произведения

Выражает свое отношение к конкретному поступку литературного персонажа

 Понимает скрытые мотивы поведения героев, различает эмоции героев

произведения

Драматизирует небольшие сказки, читает по ролям стихотворения

Называет любимого детского писателя, любимые сказки и рассказы

1.

Илья Б.

1

1

2

2

1

2

2.

Ксения В.

1

1

1

1

1

1

3.

Савелий Г.

2

2

2

1

1

1

4.

Фома Д.

1

2

1

2

1

2

5.

Ася Е.

2

2

2

2

2

2

6.

Леня Ж.

1

2

2

1

1

1

7.

Ростик З.

2

1

1

1

2

1

8.

Настя И.

2

2

2

2

1

1

9.

Кирилл К.

1

1

1

1

1

1

10.

Кира К.

2

2

2

2

2

1

11.

София К.

1

1

2

1

2

2

12.

Артем К.

1

1

1

2

2

2

13.

Тимур Л.

1

1

1

1

1

1

14.

Альвина М.

2

2

2

2

2

2

15.

Марьям М.

2

1

1

1

1

2

16.

Саша О.

1

2

1

2

1

2

17.

Иван О

1

2

1

2

1

2

18.

Иван Р.

1

2

1

2

1

1

1-не сформирован

2- в стадии формирования

3- сформирован

                                                                               

                                                                                                          Приложение 2

                           Анкета для родителей «Семейное чтение»

1. Есть ли у вас домашняя библиотека? ______________________________

2. Читаете ли вы ребенку дома книги вслух? __________________________

3. Как часто вы читаете книги ребенку? _____________________________

4. Какими критериями вы придерживаетесь при выборе детских книг? __________________________________________________

5. Какие книги больше всего любит ваш ребенок? _____________________

6. Обсуждаете ли вы с ребенком прочитанную книгу? __________________

   

                   Консультация для родителей «Семейное чтение»

Не только в детском саду, но и дома в семье надо учить детей любить книгу. Наверное, нет таких родителей, которые не хотели бы научить своих детей быстро и выразительно читать, прививать интерес к чтению, ибо роль книги в жизни человека огромна. Хорошая книга - воспитатель, и учитель, и друг. Недаром во все времена великие люди призывали к чтению. Антон Павлович Чехов говорил: «Чтобы воспитать, тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение».

Сегодня, когда наши дети только будут постигать азы чтения необходимо помочь им полюбить книгу, так как неумение читать не только отрицательно влияет на успех ребёнка в обучении, но и на его общее развитие. Пока ребёнок мал, взрослые с упоением читают ему книги. Когда он научился читать, то облегченно вздыхают, надеясь, что вот теперь-то отдохнуть. А ведь это неверно.

Недавно в нашей группе мы провели опрос о семейном чтении. Опрос свидетельствует о том, что только в нескольких семьях практикуется семейное чтение вслух. Немногие родители могут точно назвать книгу, которую недавно прочитали ребенку.

Если не изменить сложившуюся ситуацию, то через несколько лет на вопрос родителей: «Ну, как книга?» - вполне может последовать ответ: «Нормально». Избежать этого можно в том случаи, если ребенок будет видеть читающих родителей, участвовать в семейном чтении и обсуждении прочитанного. Кроме того, необходимо накопление опыта посещения детских библиотек, где царит особая атмосфера соприкосновения с книгой.

Не надо заучивать «букварь» наизусть, а ведь так поступают, к сожалению, в некоторых семьях. Не следует читать одно и тоже по 5 и более раз. Берите книги с большими рисунками и кратким текстом, используйте детские песенки, где есть слова и слоги. Ребенок видит и то, и другое. Рассматривайте рисунки в книгах и постарайтесь вместе найти, что художник, верно, подметил, а что нет. Тогда маленький читатель еще раз возвратится к тексту, но уже самостоятельно. А еще лучше взять книжки - потешки, в которых художники намеренно своими рисунками противоречат написанному. В данном случаи ребенок будет очень внимательно работать с текстом, повторять прочитанное, пусть даже ради поиска смешных несовпадении. Читайте книги вместе с ребенком по очереди. Две книги за неделю - достаточно. Детальное рассматривание проблемы чтения, т.к. оно является основой всего обучения в школе. Надеемся, что подготовленные нами памятки (прилагаются) помогут вам преодолеть возникающие трудности в работе ребенка с книгой.

                                         Памятка для родителей:

  • До или во время чтения книги выясните значение трудных или не знакомых слов.
  • Спросите, чем понравилось произведение ребенку, что нового он из него узнал.
  • Попросите ребенка рассказать о главном герое, событии.
  • Какие слова или выражения запомнились ему?
  • Чему учит это произведение? книга?
  • Предложите ребенку нарисовать картинку к самому интересному отрывку из книги или выучить наизусть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект "Палитра эмоций" в рамках создания личностно - развивающей образовательной среды в ДОО

Творческий проект "Палитра эмоций" в рамках создания личностно - развивающей образовательной среды в ДОО...

Проект по созданию личностно - развивающей образовательной среды «Группа – среда возможностей»

Проект направлен на создание условий индивидуализации в образовательной среде  и выявления детских интересов и потребностей  ....

Проект по созданию личностно- развивающей образовательной среды в ДОУ «Территория успеха и творчества»

Проект направлен на изменение личностно-развивающей образовательной среды (ЛРОС), с целью преобладания творческой среды в ДОУ, направленной на: социально-эмоциональное развитие детей от 3 до 7 ле...

Педагогический проект "Стань природе другом!" Развитие личностного потенциала детей через создание творческой личностно-развивающей образовательной среды.

Своей работой мы хотим обратить внимание на развитие личностного потенциала и социально-эмоционального развития детей дошкольного возраста посредством приобщения детей к познанию природы, создания тво...

Статья: «Использование технологии «4К» как средство формирования личностно - развивающей образовательной среды в ДОО»

Технология «4 К» помогает: - усвоении норм и ценностей, принятых в обществе - развитии общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками - становлении самостоятельности, целенаправленно...

Проект " Создание творческого пространства личностно-развивающей образовательной среды детского сада"

Реализация личностного потенциала детей, педагогов и родителей;для  достижения высокого уровня социально-личностного развития старших дошкольников; для успешной адаптации ребенка на последующих с...