Педагогический проект "Стань природе другом!" Развитие личностного потенциала детей через создание творческой личностно-развивающей образовательной среды.
проект (подготовительная группа)

Заварницина Татьяна Николаевна

Своей работой мы хотим обратить внимание на развитие личностного потенциала и социально-эмоционального развития детей дошкольного возраста посредством приобщения детей к познанию природы, создания творческой развивающей образовательной среды в группе детского сада.

Скачать:


Предварительный просмотр:

К.png

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 5»

группы общеразвивающей направленности детей дошкольного возраста

ТЕМА УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ПРОЕКТА

«ТЕРРИТОРИЯ ДЕТСТВА:

        СОЗДАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ, ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ»

ТЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА

«СТАНЬ ПРИРОДЕ ДРУГОМ!»

С АКЦЕНТОМ НА СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ВОСПИТАННИКОВ

Авторы проекта: Кузнецова Наталья Владимировна – воспитатель,

Заварницина Татьяна Николаевна – воспитатель.

г. Югорск, 2021г.

Паспорт педагогического проекта

Автор проекта и название ОО

Кузнецова Наталья Владимировна ,

Заварницина Татьяна Николаевна

МБОУ «СОШ № 5» группы общеразвивающей направленности детей дошкольного возраста

Название (тема) управленческого проекта создания ЛРОС в ОО

«Территория детства: создание творческой, личностно-развивающей образовательной среды как фактор развития детской инициативы и познавательной активности»

Направление педагогического проекта

Развитие личностного потенциала детей через создание творческой личностно-развивающей образовательной среды.

Название (тема) педагогического проекта

«Стань природе другом!»

Решаемая ключевая проблема

Недостаточно сформирована творческая личностно-развивающая образовательная среда по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.

Цель (-и) педагогического проекта

Формирование основ экологической культуры удетей старшего дошкольного возраста.

Целевая группа

Подготовительная группа ДОУ (6-7 лет)

Основная идея педагогического проекта

Создание и апробация личностно-развивающей образовательной среды по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.

2-3 тезиса, особенно ярко раскрывающие особенности педагогического проекта

- По итогам результатов экспертно-аналитической работы, возникла необходимость в создании  личностно-развивающей образовательной среды по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.

- Педагоги, дети, родители научатся работать в команде, выражать свои эмоции, слушать, общаться и добиваться общих целей, выстраивать связи, быть гибкими, правильно оценивать других людей.

- Непрерывно обеспечить экологическое образование в системе: ДОУ – семья.

Используемые технологии/методики/приёмы/техники

- Здоровьесберегающие технологии;

- технология «Лэпбук»;

- технология экологического кроссворда;

- ТРИЗ;

- моделирование;

- информационно-коммуникативные технологии;

- экскурсии, наблюдения, беседы, ООД, участие в конкурсах, и т.д.

Значимые продукты педагогического проекта

«Говорящая стена» - «Мы любим природу!», рисунки, поделки, уголок «Наше настроение».

Личный вклад педагога в изменения в ОО

Участие педагогов в создании в группе ОО творческой личностно-развивающей образовательной среды. Внедрение УМК «Социально-эмоциональное развитие детей» в работу с детьми.

Каким образом планируется представить результаты педагогического проекта (выступление (-я), занятие (-я), публикация (-и)

Выступление. Презентация проекта.

Цель: формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

- Создать среду для организации мероприятий по экологическому воспитанию детей;

-Расширять деятельные познания детей о животном и растительном мире;

- учить работать в команде, закреплять умение осуществлять взаимопроверку;

-помочь понять взаимосвязь природы и человека, почувствовать ответственность за результат своих действий в природе;

-развивать понимание взаимосвязей в природе и места человека в них, эстетическое восприятие природы;

-развивать нравственные качества личности; логическое мышление, внимание, память;

-формировать навыки экологически грамотного, нравственного поведения в природе;

-вовлекать детей в разнообразные виды деятельности в природе и по её охране;

- воспитывать любовь к природе и желание ее беречь, любовь к родному краю;

- Обеспечить непрерывность экологического образования в системе: ДОУ – семья.

Ожидаемые результаты:

  • У детей сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе.
  • Дети проявляют эмоциональную отзывчивость на красоту объектов природы.
  • Проявляют бережное отношение к природе.
  • Понимают взаимосвязь в природе, относятся бережно к живым объектам природы: животным, птицам, насекомым и т.д.
  • Дети умеют проводить несложные опыты, экспериментировать и делать выводы.
  • Пополнится развивающая среда в группе.
  • Повысится экологическая культура родителей и педагогов, появится понимание необходимости в экологическом воспитании детей.
  • Родители принимают активное участие в мероприятиях: экскурсиях, изготовлении пособий и оборудования по экологическому воспитанию.

Актуальность.  

Мы считаем, что при ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу человека, способствует формированию положительных качеств. Проведение собственных исследований, наблюдений позволяют обобщать, анализировать и способствовать экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению.

Своей работой мы хотим обратить внимание на развитие личностного потенциала и социально-эмоционального развития детей дошкольного возраста посредством приобщения детей к познанию природы, создания творческой развивающей образовательной среды в группе детского сада.

Наш педагогический проект «Стань природе другом!», является составляющей частью управленческого проекта «Территория детства», т.к. перестраивая образовательную среду в группе, мы создаем условия для введения новых активных форм организации образовательного процесса по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста в ОО – технологии «Лэпбук», информационно-коммуникативные технологии, уголок «Наше настроение», а также создание дизайн-проекта «Говорящая стена».

Ключевая проблема проекта. Недостаточно сформирована творческая личностно-развивающая образовательная среда по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.

Участники: воспитатели – дети подготовительной группы № 7 «Улыбка» – родители.

Продукт проекта:

- «Говорящая стена» - «Мы любим природу!»;

- уголок «Наше настроение».

Используемые технологии/методики/приёмы/техники:

  1. Экскурсия совместно с родителями в парк «Молодежный».
  2. Наблюдения за живой и неживой природой.
  3. Беседы.
  4. Организованная образовательная деятельность по социально-эмоциональному развитию, развитию речи и экологии «В осеннем лесу».
  5. Работа с родителями:

- изготовление лэпбука «Мир экологии»

- помощь в оформлении уголка «Эколята-дошколята» и пополнение природного материала (шишки, рога оленя, лося, веточки, мох, засушенные растения для гербария, косточки от  разных фруктов и т.д.)

- участие в конкурсах.

Приложение 1

Оценочный инструментарий (Дворецкая, И. А. Социально-эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. 6—7 лет : методическое пособие / И. А. Дворецкая, Е. В. Горинова, Н. Е. Рычка.)

Идентификация и понимание причин эмоций.

Оценка результатов освоения программы.

Параметры для наблюдения

КОМПЕТЕНЦИЯ 1. ИДЕНТИФИКАЦИЯ ЭМОЦИЙ

Критерий 1. Идентификация эмоций по мимическим признакам.

Индикаторы: „ Ребёнок различает мимические признаки злости, страха, грусти, радости. „ Определяет эти эмоции на схемах, рисунках, фотографиях и в живом общении по мимическим признакам. „ Может обозначить эмоции словами.

Критерий 2. Идентификация эмоций по пантомимическим признакам и действиям 

Индикаторы: „ Ребёнок различает эмоции (радость, грусть, злость, страх, удивление, интерес) по позе, жестам, движениям. „ Может сопоставить действия и эмоции.

Критерий 3. Идентификация эмоций по вербальным и паравербальным признакам

Индикаторы: „ Ребёнок различает эмоции (радость, грусть, злость, страх, удивление, интерес) в речи по лексике, интонации, громкости, темпу. Критерий 4. Идентификация эмоций в произведениях искусства

Индикаторы: „ Ребёнок может назвать, какие эмоции у него вызывают определённые произведения искусства (картина, скульптура, музыка, литературное произведение). „ Ребёнок интерпретирует характер, настроение произведения, давая ему эмоционально-образную характеристику (смешное стихотворение, печальная музыка).

Критерий 5. Понимание и использование эмоционального словаря, ментального словаря

Индикаторы: „ Ребёнок верно интерпретирует эмоциональное содержание высказываний. Ребёнок понимает и использует в речи слова, связанные с эмоциями и эмоциональными состояниями.

КОМПЕТЕНЦИЯ 2. ПОНИМАНИЕ ПРИЧИН ЭМОЦИЙ

Критерий 1. Понимание ситуативно обусловленных эмоций

Индикаторы: „ При обсуждении ситуаций (изображение, литературный отрывок, личный опыт, живое общение) ребёнок распознаёт эмоции участников. „ Ребёнок делает верные предположения о причинах возникновения этих эмоций; событиях, предшествующих ситуации. КОМПЕТЕНЦИЯ 3. ВЫРАЖЕНИЕ ЭМОЦИЙ

Критерий 1. Выражение эмоций посредством мимики и пантомимики Индикаторы: „ Эмоциональная экспрессия ребёнка понятна для внешнего наблюдателя. „ Ребёнок выражает эмоции при помощи мимики, жестов, поз, движений.

Критерий 2. Вербальное и паравербальное выражение эмоций

Индикаторы: „ Речь ребёнка эмоционально выразительна: он может описать эмоциональное состояние (своё и чужое), адекватно используя эмоциональный словарь и паравербальные способы (громкость, интонация, темп).

Критерий 3. Выражение эмоций в творчестве

Индикаторы: „ Ребёнок может выразить эмоции в рисунке, аппликации, музицировании, движении.

ИДЕНТИФИКАЦИЯ И ПОНИМАНИЕ ПРИЧИН ЭМОЦИЙ

По каждому критерию занесите в бланк цифру от 1 до 10 в соответствии с уровнем развития компетенции. 1-й уровень (1—3 балла)  — ребёнок не пытается проявлять оцениваемый навык / пытается, но ничего не получается. 2-й уровень (4—7 баллов) — ребёнок иногда применяет оцениваемый навык  /  показывает средний / нерегулярный результат. 3-й уровень (8—10 баллов)  — ребёнок регулярно и успешно применяет оцениваемый навык.

№ п/п

ФИО ребёнка

Идентификация эмоций

Понимание причин эмоций

Выражение эмоций

до*

после**

до*

после**

до*

после**

Бакулин Тимофей

3

6

3

6

3

6

Балагутдинов Максим

2

4

2

4

2

5

Бейзер Илья

3

4

3

5

3

5

Варанкина Кира

5

8

5

8

5

9

Герина Василиса

5

8

4

8

5

8

Демидова Варвара

3

4

3

4

3

4

Елисеев Даниил

3

4

3

4

3

4

Есаян Арарат

3

4

4

5

4

5

Казанцев Михаил

4

5

4

6

5

6

Кирсанов Дмитрий

3

4

3

5

3

4

Киселькова Кристина

4

6

4

6

5

8

Компаниец Максим

2

4

2

4

3

4

Костюк Мария

2

4

2

4

3

4

Кузьминых Дарья

3

5

4

5

4

5

Чекарев Вячеслав

2

4

2

3

3

4

Непогода София

3

5

3

5

5

7

Николаева Софья

6

9

6

9

6

9

Прохоренко Артем

4

5

5

6

4

7

Постникова Виктория

3

4

3

4

3

4

Рудзевич Захар

5

7

5

7

5

8

Семенихина Татьяна

5

6

5

6

5

6

Харина Виктория

8

9

7

8

7

9

Хомулко Полина

3

5

3

5

3

5

Чудинова Эмма

3

5

3

5

3

5

Чудыйович София

2

4

2

4

3

4

Япс Лев

5

6

5

7

5

8

* Заполняется в начале работы над проектом.

** Заполняется в конце работы над проектом.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5» группы общеразвивающей направленности детей дошкольного возраста Проект «Стань природе другом!» Воспитатели: Кузнецова Наталья Владимировна, Заварницина Татьяна Николаевна Г. Югорск , 2021г.

Слайд 2

КЛЮЧЕВАЯ ПРОБЛЕМА ПРОЕКТА Недостаточно сформирована творческая личностно-развивающая образовательная среда по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.

Слайд 3

Цель: формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста через создание личностно-развивающей образовательной среды.

Слайд 4

Задачи: Создать личностно-развивающую образовательную среду для организации мероприятий по экологическому воспитанию детей; расширять деятельные познания детей о животном и растительном мире; учить работать в команде, закреплять умение осуществлять взаимопроверку; помочь понять взаимосвязь природы и человека, почувствовать ответственность за результат своих действий в природе; развивать понимание взаимосвязей в природе и места человека в них, эстетическое восприятие природы; развивать нравственные качества личности; логическое мышление, внимание, память; формировать навыки экологически грамотного, нравственного поведения в природе; вовлекать детей в разнообразные виды деятельности в природе и по её охране; воспитывать любовь к природе и желание ее беречь, любовь к родному краю; обеспечить непрерывность экологического образования в системе: ДОУ – семья.

Слайд 5

Ожидаемые результаты Пополнится личностно-развивающая образовательная среда в группе по экологическому воспитанию. У детей сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе. Дети проявляют эмоциональную отзывчивость на красоту объектов природы; научились работать в команде; понимать эмоциональное состояние сверстников. Проявляют бережное отношение к природе. Понимают взаимосвязь в природе, относятся бережно к живым объектам природы: животным, птицам, насекомым и т.д. Дети умеют проводить несложные опыты, экспериментировать и делать выводы. Повысится экологическая культура родителей и педагогов, появится понимание необходимости в экологическом воспитании детей. Родители принимают активное участие в мероприятиях: экскурсиях, изготовлении пособий и оборудования по экологическому воспитанию.

Слайд 6

Результаты проекта и Способы их ДОСТИЖЕНИЯ Было… Стало! «Говорящая стена» - «Мы любим природу!»

Слайд 7

Используемые технологии/методики/приёмы/техники Экскурсии в парк «Молодёжный» совместно с родителями

Слайд 8

Наблюдение и уход за растениями на участке детского сада

Слайд 9

Изготовление лэпбука «Мир экологии», альбома «Чудеса природы!» Рассматривание шишки и семян кедра. Посадка семян кедра

Слайд 10

Пересадка петуньи в горшок для комнатных растений Сбор семян циннии Уборка листьев на участке детского сада

Слайд 11

Уголок «Наше настроение»

Слайд 12

Графическая модель идентификации и понимания причин эмоций

Слайд 13

Вывод: реализуя работу по развитию личностного потенциала детей через создание творческой личностно-развивающей образовательной среды по экологическому воспитанию, мы отметили, что проводимые мероприятия, поспособствовали тому, что каждый ребенок научился работать в команде, выражать свои эмоции и отмечать их в уголке «Наше настроение». С удовольствием и желанием выражать свои впечатления в своих творческих работах и располагать их на «говорящей» стене «Мы любим природу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Создание предметно - развивающей среды речевой активности детей через совместную творческую деятельность участников образовательного процесса»

Выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо, одним из первых предложил рассматривать среду как условие оптимального саморазвития личности. Селестен Френе считал, что благодаря ей ребенок сам может разв...

Проект «Развитие личностного потенциала ребёнка через создание единого образовательного пространства «Взрослые-дети» (2023-2025 гг.)

В рамках обучения по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации«Управление созданием личностно-развивающей образовательной среды» КАУ ДПО «АИРО имени А.М. ...

Проект «Развитие личностного потенциала ребёнка через создание единого образовательного пространства «Взрослые-дети» (2023-2026 гг.)

Проект «Развитие личностного потенциала ребёнка через создание единого образовательного пространства «Взрослые-дети»(2023-2026 гг.)...

Проект «Формирование личностного потенциала детей –билингвов через социально –личностное развитие»

vСоздание и реализация модели дошкольного образовательного учреждения с билингвальным компонентом образования, направленного  на развитиие личностного потенциала ребенка, через овладение им знани...

Проект "Трансформация образовательной среды ДОУ как возможность развития личностного потенциала детей и взрослых"

Проект "Трансформация образовательной среды ДОУ как возможность развития личностного потенциала детей и взрослых"...