«Наставничество – необходимое условие профессионального становления педагогов и повышения качества образования в ДОО»
статья
Тема моего выступления на августовской конференции дошкольных работников 2023г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_avgustovku_23_moe.docx | 54.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Добрый день уважаемые коллеги!
2023 год Указом Президента России Владимира Путина объявлен Годом педагога и наставника.
Слайд 1.Тема моего выступления: «Наставничество – необходимое условие профессионального становления педагогов и повышения качества образования в ДОО».
Феномен наставничества, на мой взгляд, возник с появлением людей на земле. Всегда во все века именно старшие, мудрые люди передавали знания и опыт, направляли молодежь - наставляли. В роли наставников выступали в первую очередь родители, духовные настоятели, мудрецы, ученые. В школах был положен принцип следования примеру старших. Передача знаний, опыта, направление молодежи на истинный путь – в этом заключался суть наставничества.
Уходят века, меняются эпохи – но суть наставничества не изменилась.
Наставничество снова в тренде. Данный феномен многократно доказал свою эффективность и как метод воспитания, и как инструмент обучения кадров.
Слайд 2.За последние годы в образовательных организациях кто только не появился… Тьюторы, менторы, кураторы, фасилитаторы, коучи… Как все эти позиции соотносятся с наставничеством? И какие из них наиболее востребованы? В детских садах востребованы:
- Тьютор (от лат. tutorem, англ. tutor – наставник, опекун) в значении «старший, назначенный опекать ребенка в занятиях». Другими словами, тьютор – это персональный помощник воспитанника в море образовательных возможностей.
- Ментор (от лат.Mentos – намерение, цель, дух, mon-i-tor – тот, кто наставляет) – учитель, наставник, воспитатель. «Менторство» подразумевает отношения между человеком, не имеющим опыта в какой-то области, и человеком более опытным. И все-таки в русском языке ментор и наставник – не одно и тоже. Слово «ментор» имеет оттенок высокомерия, безапелляционной поучительности – отсюда и «менторский тон», не советующий, но предписывающий.
- Куратор (от лат. curare – «заботиться о ком или чем-либо») – чаще означает позицию не индивидуального, а группового организационного сопровождения. Куратор не столь глубоко погружен в проблемы своих подопечных, его задача – следить за ходом процесса, предупреждать и ликвидировать сбои. Личная вовлеченность здесь меньше, зато охват (и, возможно, спектр задач) шире.
- Фасилитатор (от лат. facilis, англ. facilitator – «легкий, удобный») – это человек, обеспечивающий успешную групповую коммуникацию. Специалист, который стимулирует работу группы при выполнении того или иного задания и работает чаще всего «от» и «до» – в рамках одного тренинга, проекта, программы и пр.
Слайд 3.Кто же он – наставник? По моему мнению, это человек – любящий свою работу, мастер своего дела, имеющий огромный личный и профессиональный опыт, желающий передать его молодым, друг и товарищ. В моей профессии это педагог, способный помочь начинающим педагогам адаптироваться в коллективе, в профессиональном становлении и личностном развитии.
Мы с вами кратко ознакомились с разными видами наставничества.
Итак, на современном этапе развития дошкольного образования каждый руководитель понимает, что для эффективной организации воспитательно-образовательного процесса необходим педагогический коллектив, обладающий высокой профессиональной компетентностью. Главной фигурой в дошкольном образовании всегда остаётся педагог.
Сегодня особо востребованы педагоги, способные к сотрудничеству, отличающиеся творческими способностями, мобильностью, коммуникабельностью, обладающие развитым чувством ответственности за воспитание детей, умеющие принимать конструктивные решения в ситуации выбора.
Поддержка молодого педагога – одна из ключевых задач образовательной политики. Ведущая роль в решении этой задачи принадлежит системе наставничества, которая рассматривается как перспективная образовательная технология, позволяющая передавать знания и опыт молодым педагогам, формировать у них необходимые навыки и умения. В тоже время наставничество играет огромную роль в профессиональном становление молодого педагога, от того, как пройдет этот процесс, зависит, состоится ли новоявленный педагог как профессионал, останется ли он в сфере образования или найдёт себя в другом деле.
Оказание действенной помочи молодым педагогам в профессиональном становлении - задача администрации и методической службы.
Довольно продолжительное время наш коллектив отличался стабильностью, работали педагоги с большим стажем и опытом. Однако с 2016 года коллектив начал постепенно омолаживаться, в него влились молодые педагоги, появилась необходимость создания комплексной модели наставничества для индивидуального стиля педагогической деятельности и развития творческих способностей начинающего педагога.
Чтобы помочь начинающему педагогу выбратьоптимальную для себя стратегию педагогической деятельности и успешно реализовывать образовательную программу дошкольного учреждения нами осуществляется практика индивидуального сопровождения начинающих педагогов. Индивидуальный подход предполагает организацию их методического самообразования с учетом индивидуальных особенностей личности педагога.
Слайд 4. В рамках реализации методического сопровождение начинающих педагогов в МДОУ «Детский сад» № 6 «Почемучка» п.Новоорск был разработан методический проект «Менторинг – форма педагогического инвестирования».
Слайд 5 Цель проекта: оказание практической помощи в профессиональном становлении молодого педагога и приобретения им практических навыков внедрения инновационных педагогических технологий, успешного вхождения в профессиональную деятельность.
Задачи:
1. Раскрытие личностного, творческого, профессионального потенциала молодого педагога, поддержка формирования его индивидуальной траектории;
2. Оказание методической поддержки молодому педагогу при отборе и внедрении современных педагогических методов и технологий в образовательный процесс ДОУ;
3. Удовлетворение потребности молодого педагога в непрерывном образовании, оказание действенной помощи в преодолении затруднений в процессе самообразования.
4. Создать условия для открытого процесса повышения профессиональной компетентности и мастерства молодых педагогов;
5. Формировать инновационный ресурс, осуществлять презентацию достижений молодых педагогов.
Слайд 6. Проект «Менторинг – форма педагогического инвестирования» представляет собой комплексную модель наставничества в ДОУ, ориентированную на некоторые современные тенденции образования в дошкольной организации и состоит из 5 значимых блоков:
Технология реализации проекта
Слайд 7 Проект «Педагогический менторинг в ДОУ» реализуется в двух основных направлениях:
1 направление: Блок «Молодой педагог» – предполагает разработку долгосрочного индивидуального маршрута становления педагога сроком на 3 года, в результате прохождения которого педагогу может быть присвоена квалификационная категория.
2 направление: Повышение педагогической компетентности педагогов проводится через организациюблока по определенной тематике, например: Блок «Инновационные технологии», разрабатывается краткосрочный универсальныйиндивидуальный маршрут сопровождения педагога сроком на 1 год, в результате которого педагог получает навыки по внедрению в образовательный процесс инновационной технологии.
Слайд 8 Принцип формирования наставнических пар/групп
Слайд 9 -10 Этапы реализации проекта
Слайд 11 Применение интерактивных форм и активных методов обучения в работе с педагогами
Слайд 12 Примерный макет индивидуального маршрута сопровождения педагога (ИМСП) для 1 направления
Слайд 13 Универсальный индивидуальный маршрут сопровождения педагога наставнической деятельности для 2 направления
Этапы деятельности по достижению ожидаемых результатов:
Этапы, мероприятия | Сроки | Ресурсы (кадровые, материально-технические, финансово-экономические) | |
1.Аналитико - диагностический | |||
1 | Результаты ВСОКО | Сентябрь 2019 | Кадры: заведующий, старший воспитатель, воспитатели и узкие специалисты. Финансово-экономические: в рамках должностных обязанностей, выплаты стимулирующих. Материально-технические: методический кабинет, интерактивное оборудование, орг. техника. |
2 | Курсы повышения квалификации по подготовке к осуществлению функциональных обязанностей менторов (наставников), к деятельности по формированию и развитию профессиональной компетентности молодых специалистов | Сентябрь 2019 | |
3 | Приказ об утверждении рабочей группы по разработке положений по организации менторства (наставничества) в ДОУ и студии «Становление профессионала» | Сентябрь 2019 | |
4 | Приказ о принятии положений по организации менторства (наставничества) в ДОУ и студии «Становление профессионала» | Сентябрь 2019 | |
2.Организационно-практический этап | |||
5 | Работа студии «Становление профессионала» | Октябрь 2019-апрель 2022 В течение года | Кадры: заведующий, старший воспитатель, воспитатели и узкие специалисты. Финансово-экономические: в рамках должностных обязанностей, выплаты стимулирующих. Материально-технические: методический кабинет, интерактивное оборудование, орг. техника. |
5.1 | Знакомство и заполнение индивидуального маршрута становления педагога Корректировка | ||
5.2 | Запланированные мероприятия по устранению выявленных дефицитов. | В течение года | |
3.Заключительный этап | |||
6 | Круглый стол «Подведение итогов по реализации Проекта. Перспективы работы на следующий учебный год». | Май 2022 | Кадры: заведующий, старший воспитатель, воспитатели и узкие специалисты. Материально-технические: методический кабинет, интерактивное оборудование. |
Принцип формирования наставнических пар/групп
Наименование блока | Наставник | Подопечный (подопечные) |
Блок «Молодой педагог» | Опытный педагог со стажем педагогической работы более 20 лет | Вновь поступивший молодой специалист |
Блок «Инновационные технологии» | Педагог, имеющий опыт внедрения инновационных технологий и АМО. | Молодой педагог и педагог, испытывающий затруднения в применении инновационных технологий и АМО. |
Блок «Инклюзия» | Специалисты системы сопровождения (учитель-логопед, педагог-психолог) | Воспитатель (воспитатели) групп, в которых есть дети с ОВЗ |
Блок «Финансы и дошкольник» | Педагог, имеющий практический опыт внедрения основ финансовой грамотности. | Молодой педагог, испытывающий затруднения в применении основ финансовой грамотности |
Блок «Конкурс и публикации» | Педагог, имеющий опыт участия в конкурсах муниципального, республиканского, федерального уровнях. Педагог, имеющий опыт публикации статей на муниципальном, республиканском, федеральном уровнях. | Педагог (педагоги), испытывающий(ие) трудности в участии в конкурсах различного уровня Педагог (педагоги), испытывающий(ие) трудности в написании статьи из опыта педагогической работы |
Цикл заседаний молодых воспитателей в студии «Становление профессионала» проводится с использованием интерактивных форм и методов:
Формы:
| Методы:
|
Примерный макет
индивидуального маршрута сопровождения педагога (ИМСП) для 1 направления
ФИО полностью | ||||
Муниципальный район | ||||
Занимаемая должность | ||||
Педагогический стаж | ||||
Образование | ||||
Блок самообразования | ||||
Профессиональные дефициты/ задачи на предстоящий период | Образовательные задачи | Действия по реализации образовательных задач | Сроки и реализации (указать даты/ месяц, год) | Планируемый результат/ трудовые действия (критерии оценки) |
Направление деятельности | ||||
Профессиональное | ||||
Психолого-педагогическое | ||||
Методическое | ||||
ИКТ - технологии | ||||
Здоровьесберегающие технологии | ||||
Варианты заполнения граф являются примерными и могут меняться педагогом в зависимости от темы его планирования.
Наличие выявленных дефицитов позволяет выбрать именно те формы и методы работы, которые в конечном итоге будут содействовать профессиональному становлению молодого специалиста.
Универсальный индивидуальный маршрут сопровождения педагога
наставнической деятельности для 2 направления
(применима ко всем блокам наставничества)
Мероприятия | Сент | Окт | Нояб | Дек | Янв | Февр | Март | Апр | Май | Июнь | Июль | Авг |
Аналитико–диагностический этап | ||||||||||||
Собеседование по выявлению проблемы | Х | |||||||||||
Формирование наставнических групп/пар | X | |||||||||||
Составление индивидуального маршрута сопровождения педагога | X | |||||||||||
Практический этап (прохождение индивидуальный маршрут сопровождения педагога) | ||||||||||||
Коммуникативный тренинг | Х | |||||||||||
Индивидуальные консультации (сообщение знаний теоретического характера) | Х | |||||||||||
Организация методических мероприятий(знакомство с эффективными практиками) | Х | Х | Х | Х | Х | Х | ||||||
Информационный стол (обмен мнениями по теории и практике проблемы) | Х | Х | ||||||||||
Практический показ – стажировка (пример педагогической ситуации) | Х | Х | Х | Х | Х | Х | ||||||
Блог- проект(совместная деятельность по решению проблемы) | Х | Х | ||||||||||
Практический семинар (по итогам реализации блога-проекта) | Х | |||||||||||
Деловая игра (анализ приобретенных педагогических умений и навыков) | Х | |||||||||||
Заключительный этап (выявление результативности, подведение итогов) | ||||||||||||
Контрольный срез результативности проекта | Х | |||||||||||
Подведение и тиражирование итогов реализации проекта | Х | |||||||||||
Рефлексия участников проекта | Х |
Деятельность в рамках проекта.
Данный проект стартовал в сентябре 2020 года, реализовался до конца мая 2023 года.
Участники проекта: администрация ДОУ, ментор, молодые специалисты, воспитатели - стажисты.
В МДОУ действует клуб молодого воспитателя «Становление профессионала». В рамках деятельности клуба старший воспитатель выступает в роли ментора, а начинающие специалисты и педагоги (стаж работы менее 2 лет) - менти. Заседание клуба проходило 1 раз в месяц.
Ключевые принципы ментора по сопровождению молодых педагогов:
- Ориентация на цель – определение цели развития.
- Открытость и доверие.
- Добровольность.
- Доступность материала.
- Адресность учёт психологических особенностей педагогов, имеющихся у них теоретических знаний и практического опыта.
- Индивидуализация -учёт индивидуальных особенностей педагога.
- Позитивность – положительный эмоциональный настрой.
- Конфиденциальность –общение между ментором и менти строится на взаимном доверии, поэтому все происходящее во время встреч оставалось только между ними.
В 2020-2023 учебный год участниками клуба было 4 педагога (1 уволился 2021г.).
Деятельность клуба проводилась по следующим направлениям:
- самообразование;
- изучение ППО, инновационных образовательных и игровых технологий и АМО;
- участие в РМО и профессиональных конкурсах,
- аттестация;
1. Грамотно организованная система самообразования является важным условием в работе с педагогами. Молодые педагоги плохо владеют навыками самостоятельной работы (испытывают затруднения в подборе и изучении методической литературы, в выборе темы, постановке целей и задач и т.п). Поэтому при составлении индивидуального маршрута молодые педагоги, выбирая темы самообразования, учитывают свой профессиональный уровень, используя критерии, позволяющие выбрать тот или иной блок, в зависимости от группы на которой они работают. Педагоги наставники помогали грамотно спланировать мероприятия по самообразованию, делились своим практическим опытом, обсуждали наиболее эффективные методы и приёмы работы с детьми.
Работа по самообразованию позволила педагогам пополнить и конкретизировать свои знания, осуществить глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций.
А педагоги со стажем имели возможность не только пополнить копилку своих знаний, но и найти эффективные, приоритетные для себя приемы развивающей и коррекционной работы с детьми и родителями, овладеть элементарной диагностической и исследовательской деятельностью.
Кроме того, у педагогов развивается потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, формируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс, раскрывается творческий потенциал.
2. В ходе изучение ППО, инновационных образовательных и игровых технологий методической службой ДОУ был проведен ряд мероприятий с применением активных методов обучения:
-Мастер-классы по темам: «Воспитываем в детях финансовую грамотность», «О значимости родительского авторитета средствами квиз – игры «Дети и деньги»; и «Применение квест - технологии в профориентационной работе с дошкольниками в условиях ФГОС»; «Современные образовательные технологии в ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста с использованием метода интеллект - карты»;
- Квиз - игра для педагогов МДОУ «Финансовый эрудит»;
- Практический семинар - коучинг для педагогов ДОУ «Навстречу друг другу» (формирование профессиональной компетентности педагогов по организации взаимодействия с детьми с ОВЗ);
- Семинар для педагогов с элементами квиз - игры по теме: «Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников».
В тоже время молодые педагоги просматривали видео сюжетно-игровых занятий более опытных педагогов нашего ДОУ: «Космическое путешествие» и «День рождение в кафе «Космос» подготовительная группа, использовали Интернет ресурсом.
3. Следующим шагом было проведение молодыми педагогами открытых занятий с использованием современные технологии и презентаций:
2021 год - на районном практико - ориентированном онлайн -семинаре инструктор по физическому воспитанию Чебоксарова Н.М. провела с воспитанниками подготовительной группы Квест-игру «В гости к Гному Эконому». Воспитатель Меньшикова О.А. показала занятие по финансовой грамотности в старшей группе по теме «Что такое банк?»
2022 год - на районном онлайн –семинаре «Организация коррекционной деятельности в ДОУ» воспитатель Степанова И.Ю. показала индивидуальное занятие с ребенком -инвалидом по ФЭМП по теме «Геометрические фигуры».
2023 год - на районном онлайн - семинаре по теме: «Взаимодействие педагогов и специалистов ДОУ: атмосфера понимания и эффективного общения» инструктор по физическому воспитанию Чебоксарова Н.М. и педагог психолог провели: физкультурное занятие: «Путешествие на остров Пиратов» и познавательное занятие «На пороге Новый год.
Результатом достижения поставленной цели проекта являлось презентация опыта в профессиональных конкурсах:
Инструктор по физическому воспитанию Чебоксарова Н.М. призер муниципального конкурса «Мой лучший урок» (2021);
Воспитатель Меньшикова О.А.- 3 место в муниципальном конкурсе видеороликов: «Здоровое питание дошкольников» (2022);
Педагог - психолог Алямкина В.А. - 3 место в муниципальном конкурсе: «Педагог – психолог 2022».
4. Одним из механизмов мотивации педагогов на повышение своей профессиональной компетентности является аттестация. В настоящее время успешнопрошли процедуру аттестации на присвоение 1 квалификационной категории все 3 педагога.
Материалы публикуются на личных страницах педагогов и на официальном сайте МДОУ https://novoorskmdou6.ucoz.ru/
Практический опыт показывает, что разработка и внедрение системы наставничества приносит пользу всем участникам этого процесса: и начинающим педагогам, и самим наставникам.
Педагогический эффект:
В процессе взаимодействия начинающие педагоги:
- Получают своевременную помощь на этапе вхождения в должность;
- Ощущают поддержку в профессиональном развитии.
- Развивают профессиональные навыки, умения и компетенции, оказывающие влияние на достижение показателей, необходимых ДОУ.
- По мере профессионального роста у них повышается самоуважение, уверенность в себе и позитивное отношение к педагогической деятельности.
- Получают обратную связь от наставников, стимулирующую к активной деятельности.
- Проводят сравнительный анализ собственных сильных и слабых сторон в разных педагогических ситуациях.
- Несут ответственность за собственную учебу и повышение профессионального уровня.
- Осознают свою причастность к образовательной организации и образованию в целом.
Наставники получают ощутимую пользу от обучения своих подопечных. Они:
- Имеют перспективы карьерного роста.
- Получают статус наставника.
- Повышают свою репутацию профессионалов и доверие коллег.
- Получают возможность увидеть новые пути решения типичных педагогических задач.
- Систематизируют имеющийся профессиональный опыт.
Управленческий эффект:
1.Снижение текучести кадров;
2.Повышение рейтинга ДОУ в дошкольном образовании.
3. Повышение качества образования воспитанников.
Шиваракова Раиса Евгеньевна, старший воспитатель МДОУ «Детский сад» № 6 «Почемучка» п.Новоорск
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профессиональная компетентность педагога, как показатель качества образования в ДОУ.
Качество образования в дошкольном учреждении напрямую зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов детского сада. Саморазвитие и самовоспитание каждого педагога обеспечит переход ...
Презентация "Профессиональная компетентность педагога, как показатель качества образования в ДОУ"
Качество образования в ДОУ напрямую зависит от профессиональной компетентности педагога....
Повышение квалификации, как необходимое условие профессиональной готовности педагога к инклюзивному образованию
Инклюзивное образование...
Использование методов педагогического исследования как необходимое условие профессиональной деятельности педагога в ДОУ
Основные направления исследования воспитателем особенностей детей дошкольного возраста. Специфические применения методов психолого-педагогического исследования для изучения особенностей дошкольников. ...
Консультация для педагогов "Анализ профессиональной деятельности - путь к повышению качества образования"
В метериале представлена презентация на тему "Анализ профессиональной деятельности (педагога) - путь к повышению качества образования"...
Использование информационно-коммуникационных технологий в работе педагога для повышения качества образования и воспитания детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО.
Использование информационно-коммуникационных технологий в работе педагога для повышения качества образования и воспитания детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО....
Выступление на м.о. воспитателей "Самообразование, как необходимое условие профессиональной компетенции педагога"
Самообразование – есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия...