Выступление на м.о. воспитателей "Самообразование, как необходимое условие профессиональной компетенции педагога"
материал

Левченко Елена Тимофеевна

Самообразование – есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия педагога.

Самообразование – процесс сознательной самостоятельной познавательной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx35.8 КБ

Предварительный просмотр:

Краевое государственное общеобразовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Благовещенская общеобразовательная школа-интернат»

Выступление на МО воспитателей

«Самообразование, как необходимое условие профессиональной компетенции педагога»

р. п. Благовещенка

2023-2024уч. год

«Воспитание, полученное человеком,

закончено, достигло своей цели, когда

человек настолько созрел, что обладает

силой и волей самого себя образовывать

в течение дальнейшей жизни и знает способ

и средства, как он это может осуществить

в качестве индивидуума, воздействующего на  мир»

А. Дистерверг

Совершенствование качества обучения и воспитания в образовательном учреждении напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования педагога.

Самообразование – есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия педагога.

Самообразование – процесс сознательной самостоятельной познавательной деятельности, вот как определяет понятие «самообразование» педагогический словарь:

«САМООБРАЗОВАНИЕ, целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п. В основе самообразования - интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением материала».

Самообразование педагога

Самообразование - это необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к нам самые высокие требования. Для того, чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные. Педагог должен знать не только свой предмет, и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике и др.. Педагог должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его воспитанников перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире. Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого в отдельности, но не в меньшей степени эта способность вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности и деятельности коллег.

Однако, как бы ни были высоки способности педагога к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые чаще всего называют – это отсутствие времени, нехватка источников информации, отсутствие стимулов и др. Это всего лишь проявление инертности мышления и ленности ума, так как самосовершенствование должно быть неотъемлемой потребностью каждого педагога. Определим составляющие этой потребности, мотивы, побуждающие педагога к самообразованию:

• Ежедневная работа с информацией. Готовясь к занятию, выступлению, какому либо мероприятию и др. у любого педагога возникает необходимость поиска и анализа новой информации.

• Желание творчества. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему календарному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.

• Стремительный рост современной науки. Особенно психологии и педагогики. В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой.

• Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую очередь отражаются на детях, формируют их мировоззрение, и соответственно, очень часто, формируют образ педагога как «несовременного человека».

• Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребенка в учреждение, сравнивают педагогов

•Материальное стимулирование. Категория педагога, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть даже звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.

• Интерес. Учиться просто интересно. Как человек, который ежедневно учит, не будет постоянно учиться. Вправе ли он тогда преподавать?

.

Источники самообразования

В чем заключается суть процесса самообразования? Педагог самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности. Каковы же эти источники знаний, и где их искать?

• Телевидение.

• Газеты, журналы.

•Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.).

• Интернет.

• Видео, аудио информация на различных носителях.

• Семинары и конференции.

• Мастер-классы.

• Мероприятия по обмену опытом.

• Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты.

Все источники делятся на источники знаний, способствующие личностному росту, и источники, способствующие профессиональному росту. Однако они могут способствовать и тому и другому одновременно.

 На практике  используются разнообразные  формы организации самообразования:

1. Курсовая подготовка в институтах повышения квалификации.

Главное достоинство такой формы самообразования – возможность получения квалифицированной помощи от специалиста-преподавателя, а также возможность обмена опытом между коллегами.

2. Дистанционные курсы повышения квалификации, конференции, семинары, олимпиады и конкурсы.

Главные достоинства такой формы самообразования:  

  • возможность пройти их в удобное для педагогов время;
  • возможность выбора темы по интересующим и наиболее актуальным для конкретного педагога вопросам.

3. Индивидуальная работа по самообразованию, которая  включает:

  • научно-исследовательскую работу по определенной проблеме;
  • изучение научно-методической и учебной литературы;
  • участие в педагогических советах, методических объединениях;
  • посещение занятий коллег, обмен мнениями по вопросам организации занятий, содержания обучения, методов воспитания;
  • теоретическую разработку и практическую апробацию разных форм занятий, внеклассных мероприятий и учебных материалов.

4. Сетевые педагогические сообщества, которые открывают перед педагогами    

    следующие возможности:

  • использование открытых, бесплатных и свободных электронных ресурсов;
  • самостоятельное создание сетевого учебного содержания;
  • освоение информационных концепций, знаний и навыков;
  • наблюдение за деятельностью участников сообщества.

Главные преимущества этой формы самообразования:

  • обмен опытом осуществляется между педагогами-практиками;
  • методическая помощь является персональной и адресной;
  • попросить и получить консультацию можно в удобное для педагога время.

При организации  самообразования учитывается профессиональный уровень педагогов, используются различные критерии, позволяющие отнести педагогов к той или иной группе и в соответствии с этим выбрать цели и способы обучения

Самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно. Технология организации самообразования педагогов предполагает ряд   этапов:

Выбор темы самообразования.

Формулирование цели и задач самообразования.

Определение круга источников информации.

 Составление плана самообразования.

Определение результата самообразования.

 Анализ и оценка деятельности в процессе самообразования, подготовка отчета. Рассмотрим данные этапы.

1– выбор темы самообразования

Критерии отбора темы по самообразованию

1. Актуальность

 Содержание темы по самообразованию должно быть значимо как для

педагога, так и для данного учреждения:

социальной адаптации обучающихся всех видов и типов;

2. Соответствие современным достижениям науки Достижение высоких результатов не всегда свидетельствует о соответствии опыта требованиям науки.

3. Возможность использования опыта другими педагогами и учреждениями 

 Любая тема должна быть направлена на повышение эффективности обучения предмету, воспитательной цели, выработке новых педагогических приемов и методик или созданию научных работ.

 2 – формулировка цели и задач самообразования

Целями самообразования могут быть:

повышение уровня своей эрудиции, правовой и общей культуры;

изучение и внедрение новых педагогических технологий;

 изучение и внедрение новых форм, методов и приемов обучения;

совершенствование своих знаний в области педагогической

психологии. При этом цель должна звучать емко, отражать и уточнять тему

самообразования.

За дачи самообразования – это шаги по достижению цели самообразования.

3– определение круга источников информации

Учитывая, что педагог самостоятельно добывает знания, источниками информации могут быть:

 литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.);

материалы сети Интернет; телевидение;

видео, аудио информация на различных носителях;

платные курсы;

семинары и конференции;

мастер-классы;

мероприятия по обмену опытом;

экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты;

 курсы повышения квалификации;

занятия коллег и т.д.

 На основании выбранной темы педагог разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой. В плане указываются:

 4 – составление плана самообразования

В плане указываются:

название темы;

цели;

задачи;

предполагаемый результат;

этапы работы;

 сроки выполнения каждого этапа;

действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой;

способ демонстрации результата проделанной работы;

форма отчета по проделанной работе.

 Любая деятельность предполагает создание некого продукта. Поэтому в личном плане самообразования педагога обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок.

 5 этап – определение результата самообразования

Результатами самообразования на некотором могут быть:

 повышение качества работы;

 разработанные или изданные методические пособия, статьи, программы, сценарии, исследования;

разработка новых форм, методов и приемов обучения;

доклады, выступления;

разработка дидактических материалов, тестов, наглядных пособий;

 разработка пакета тестового материала в электронном виде;

 разработка и проведение открытых занятий по собственным, новаторским технологиям;

 создание комплектов педагогических разработок;

 проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме);

и т.д.  

6  – анализ и оценка деятельности в процессе самообразования, подготовка отчета

Формами отчетных работ могут быть:

обобщение опыта;

 доклад;

 сбор и анализ отчетной документации;

презентации результатов работ перед педагогическим коллективом. 

По окончании работы над темой каждый педагог должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других педагогов. 

Значение самообразования для профессиональной компетентности педагога

¬ Повышение качества работы.

¬ Готовность к педагогическому творчеству.

Профессиональный и карьерный рост.

 Создание имиджа современного педагога-новатора, педагога-мастера, педагога-наставника.

 Соответствие педагога требованиям общества и государства.

В нашей школе работа над темой по самообразованию делится на 5 этапов

1 этап – диагностический, который предусматривает создание определенного настроя на самостоятельную работу;  анализ  профессиональных затруднений и интересов; постановку проблемы,  выбор цели работы, формулирование личной индивидуальной темы,  осмысление последовательности своих действий (планирование и прогнозирование результатов)

2 этап – обучающий, на котором педагог знакомится с психолого-педагогической и методической литературой по выбранной проблеме образования;  знакомство с передовым педагогическим опытом, наработанным коллегами в городе, регионе, стране;  накопление педагогических фактов, их отбор и анализ, формирование картотеки по теме.

3 этап – практический, во время которого происходит  адаптация теоретического материала к конкретной ситуации (классу, предмету); апробирование на практике выбранных методов работы; мониторинг, анкетирование. Практическая работа продолжает сопровождаться изучением литературы. На данном этапе идет осмысление, анализ и обобщение накопленных фактов.  Целесообразно организовать коллективное обсуждение с коллегами прочитанной педагогической литературы и апробированного опыта.

4 этап – внедрение, на нем педагог в процессе дальнейшей работы использует собственный опыт, а также занимается его распространением. Созданием собственных наработок в русле выбранной темы с опорой на теоретический материал (дидактические материалы, разработки уроков, внеклассных мероприятий и другие методические наработки); апробацией, коррекцией, отслеживанием результативности.  Данный этап предусматривает практические выходы: отчет  о ходе самообразования на заседаниях методического объединения, проведение открытых уроков, внеклассных мероприятий, мастер-классы для коллег.

5 этап – обобщающий (или итогово-контрольный), на котором  педагог должен провести анализ своей  самостоятельной методической работы по теме самообразования, оформить результаты, рекомендации для коллег.  Провести мониторинг, анкетирование и презентацию материалов на заседаниях методических объединений, педагогических советов.

    Длительность этапов может варьироваться в зависимости от сложности темы,  глубины изучения  и опыта самого педагога. Срок реализации плана педагог определяет сам.

Темы для самообразования  подбираются с учетом индивидуального опыта и профессионального мастерства каждого педагога. Они всегда связаны с прогнозируемым результатом (что мы хотим изменить) и направлены на достижение качественно новых результатов работы.

Результатом самообразования педагога являются совершенствование работы с детьми, рост его профессионального мастерства.  Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок.

Результаты самообразования предполагают:

  • повышение качества преподавания предмета;
  • разработку  методических  пособий, дидактического материала, тестов,  программ, статей и др.;
  • внедрение новых форм, методов и приемов обучения;
  • выработку методических рекомендаций по применению новых технологий;
  • разработку и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям;
  • проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта;

Таким образом, показатели эффективности педагогического самообразования – это, прежде всего, качество организованного педагогом учебно-воспитательного процесса и профессионально-квалификационный рост педагога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов дошкольного образовательного учреждения на тему: «Формирование и повышение профессиональных компетенций педагога дошкольного образования как необходимое условие качества педагогическог"

Формирование профессиональной педагогической компетентности – процесс, продолжающийся на протяжении всего профессионального пути, в соответствии с этим постоянная незавершенность - одна из характерист...

Слайдовая презентация к консультации«Формирование и повышение профессиональных компетенций педагога дошкольного образования как необходимое условие качества педагогического процесса»

Показ слайдовой презентации, сопровождающий консультацию "Формирование и повышение профессиональных компетенций педагога дошкольного образования",-одно из условий эффективного проведения и усвоения ма...

Статья "Формирование и повышение профессиональных компетенций педагога дошкольного образования как необходимое условие качества педагогического процесса."

       Профессиональная компетентность педагога характеризуется как общая способность педагога мобилизовать свои знания, умения....

Консультация для воспитателей Тема: «Формирование и повышение профессиональных компетенций педагога дошкольного образования как необходимое условие качества педагогического процесса»

Формирование профессиональной педагогической компетентности – процесс, продолжающийся на протяжении всего профессионального пути, в соответствии с этим постоянная незавершенность - одна из харак...

Использование методов педагогического исследования как необходимое условие профессиональной деятельности педагога в ДОУ

Основные направления исследования воспитателем особенностей детей дошкольного возраста. Специфические применения методов психолого-педагогического исследования для изучения особенностей дошкольников. ...