Выступление на м.о. воспитателей "Самообразование, как необходимое условие профессиональной компетенции педагога"
материал
Самообразование – есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия педагога.
Самообразование – процесс сознательной самостоятельной познавательной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 35.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Краевое государственное общеобразовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Благовещенская общеобразовательная школа-интернат»
Выступление на МО воспитателей
«Самообразование, как необходимое условие профессиональной компетенции педагога»
р. п. Благовещенка
2023-2024уч. год
«Воспитание, полученное человеком,
закончено, достигло своей цели, когда
человек настолько созрел, что обладает
силой и волей самого себя образовывать
в течение дальнейшей жизни и знает способ
и средства, как он это может осуществить
в качестве индивидуума, воздействующего на мир»
А. Дистерверг
Совершенствование качества обучения и воспитания в образовательном учреждении напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования педагога.
Самообразование – есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия педагога.
Самообразование – процесс сознательной самостоятельной познавательной деятельности, вот как определяет понятие «самообразование» педагогический словарь:
«САМООБРАЗОВАНИЕ, целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п. В основе самообразования - интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением материала».
Самообразование педагога
Самообразование - это необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к нам самые высокие требования. Для того, чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные. Педагог должен знать не только свой предмет, и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике и др.. Педагог должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его воспитанников перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире. Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого в отдельности, но не в меньшей степени эта способность вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности и деятельности коллег.
Однако, как бы ни были высоки способности педагога к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые чаще всего называют – это отсутствие времени, нехватка источников информации, отсутствие стимулов и др. Это всего лишь проявление инертности мышления и ленности ума, так как самосовершенствование должно быть неотъемлемой потребностью каждого педагога. Определим составляющие этой потребности, мотивы, побуждающие педагога к самообразованию:
• Ежедневная работа с информацией. Готовясь к занятию, выступлению, какому либо мероприятию и др. у любого педагога возникает необходимость поиска и анализа новой информации.
• Желание творчества. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему календарному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.
• Стремительный рост современной науки. Особенно психологии и педагогики. В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой.
• Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую очередь отражаются на детях, формируют их мировоззрение, и соответственно, очень часто, формируют образ педагога как «несовременного человека».
• Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребенка в учреждение, сравнивают педагогов
•Материальное стимулирование. Категория педагога, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть даже звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.
• Интерес. Учиться просто интересно. Как человек, который ежедневно учит, не будет постоянно учиться. Вправе ли он тогда преподавать?
.
Источники самообразования
В чем заключается суть процесса самообразования? Педагог самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности. Каковы же эти источники знаний, и где их искать?
• Телевидение.
• Газеты, журналы.
•Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.).
• Интернет.
• Видео, аудио информация на различных носителях.
• Семинары и конференции.
• Мастер-классы.
• Мероприятия по обмену опытом.
• Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты.
Все источники делятся на источники знаний, способствующие личностному росту, и источники, способствующие профессиональному росту. Однако они могут способствовать и тому и другому одновременно.
На практике используются разнообразные формы организации самообразования:
1. Курсовая подготовка в институтах повышения квалификации.
Главное достоинство такой формы самообразования – возможность получения квалифицированной помощи от специалиста-преподавателя, а также возможность обмена опытом между коллегами.
2. Дистанционные курсы повышения квалификации, конференции, семинары, олимпиады и конкурсы.
Главные достоинства такой формы самообразования:
- возможность пройти их в удобное для педагогов время;
- возможность выбора темы по интересующим и наиболее актуальным для конкретного педагога вопросам.
3. Индивидуальная работа по самообразованию, которая включает:
- научно-исследовательскую работу по определенной проблеме;
- изучение научно-методической и учебной литературы;
- участие в педагогических советах, методических объединениях;
- посещение занятий коллег, обмен мнениями по вопросам организации занятий, содержания обучения, методов воспитания;
- теоретическую разработку и практическую апробацию разных форм занятий, внеклассных мероприятий и учебных материалов.
4. Сетевые педагогические сообщества, которые открывают перед педагогами
следующие возможности:
- использование открытых, бесплатных и свободных электронных ресурсов;
- самостоятельное создание сетевого учебного содержания;
- освоение информационных концепций, знаний и навыков;
- наблюдение за деятельностью участников сообщества.
Главные преимущества этой формы самообразования:
- обмен опытом осуществляется между педагогами-практиками;
- методическая помощь является персональной и адресной;
- попросить и получить консультацию можно в удобное для педагога время.
При организации самообразования учитывается профессиональный уровень педагогов, используются различные критерии, позволяющие отнести педагогов к той или иной группе и в соответствии с этим выбрать цели и способы обучения
Самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно. Технология организации самообразования педагогов предполагает ряд этапов:
Выбор темы самообразования.
Формулирование цели и задач самообразования.
Определение круга источников информации.
Составление плана самообразования.
Определение результата самообразования.
Анализ и оценка деятельности в процессе самообразования, подготовка отчета. Рассмотрим данные этапы.
1– выбор темы самообразования
Критерии отбора темы по самообразованию
1. Актуальность
Содержание темы по самообразованию должно быть значимо как для
педагога, так и для данного учреждения:
социальной адаптации обучающихся всех видов и типов;
2. Соответствие современным достижениям науки Достижение высоких результатов не всегда свидетельствует о соответствии опыта требованиям науки.
3. Возможность использования опыта другими педагогами и учреждениями
Любая тема должна быть направлена на повышение эффективности обучения предмету, воспитательной цели, выработке новых педагогических приемов и методик или созданию научных работ.
2 – формулировка цели и задач самообразования
Целями самообразования могут быть:
повышение уровня своей эрудиции, правовой и общей культуры;
изучение и внедрение новых педагогических технологий;
изучение и внедрение новых форм, методов и приемов обучения;
совершенствование своих знаний в области педагогической
психологии. При этом цель должна звучать емко, отражать и уточнять тему
самообразования.
За дачи самообразования – это шаги по достижению цели самообразования.
3– определение круга источников информации
Учитывая, что педагог самостоятельно добывает знания, источниками информации могут быть:
литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.);
материалы сети Интернет; телевидение;
видео, аудио информация на различных носителях;
платные курсы;
семинары и конференции;
мастер-классы;
мероприятия по обмену опытом;
экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты;
курсы повышения квалификации;
занятия коллег и т.д.
На основании выбранной темы педагог разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой. В плане указываются:
4 – составление плана самообразования
В плане указываются:
название темы;
цели;
задачи;
предполагаемый результат;
этапы работы;
сроки выполнения каждого этапа;
действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой;
способ демонстрации результата проделанной работы;
форма отчета по проделанной работе.
Любая деятельность предполагает создание некого продукта. Поэтому в личном плане самообразования педагога обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок.
5 этап – определение результата самообразования
Результатами самообразования на некотором могут быть:
повышение качества работы;
разработанные или изданные методические пособия, статьи, программы, сценарии, исследования;
разработка новых форм, методов и приемов обучения;
доклады, выступления;
разработка дидактических материалов, тестов, наглядных пособий;
разработка пакета тестового материала в электронном виде;
разработка и проведение открытых занятий по собственным, новаторским технологиям;
создание комплектов педагогических разработок;
проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме);
и т.д.
6 – анализ и оценка деятельности в процессе самообразования, подготовка отчета
Формами отчетных работ могут быть:
обобщение опыта;
доклад;
сбор и анализ отчетной документации;
презентации результатов работ перед педагогическим коллективом.
По окончании работы над темой каждый педагог должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других педагогов.
Значение самообразования для профессиональной компетентности педагога
¬ Повышение качества работы.
¬ Готовность к педагогическому творчеству.
Профессиональный и карьерный рост.
Создание имиджа современного педагога-новатора, педагога-мастера, педагога-наставника.
Соответствие педагога требованиям общества и государства.
В нашей школе работа над темой по самообразованию делится на 5 этапов
1 этап – диагностический, который предусматривает создание определенного настроя на самостоятельную работу; анализ профессиональных затруднений и интересов; постановку проблемы, выбор цели работы, формулирование личной индивидуальной темы, осмысление последовательности своих действий (планирование и прогнозирование результатов)
2 этап – обучающий, на котором педагог знакомится с психолого-педагогической и методической литературой по выбранной проблеме образования; знакомство с передовым педагогическим опытом, наработанным коллегами в городе, регионе, стране; накопление педагогических фактов, их отбор и анализ, формирование картотеки по теме.
3 этап – практический, во время которого происходит адаптация теоретического материала к конкретной ситуации (классу, предмету); апробирование на практике выбранных методов работы; мониторинг, анкетирование. Практическая работа продолжает сопровождаться изучением литературы. На данном этапе идет осмысление, анализ и обобщение накопленных фактов. Целесообразно организовать коллективное обсуждение с коллегами прочитанной педагогической литературы и апробированного опыта.
4 этап – внедрение, на нем педагог в процессе дальнейшей работы использует собственный опыт, а также занимается его распространением. Созданием собственных наработок в русле выбранной темы с опорой на теоретический материал (дидактические материалы, разработки уроков, внеклассных мероприятий и другие методические наработки); апробацией, коррекцией, отслеживанием результативности. Данный этап предусматривает практические выходы: отчет о ходе самообразования на заседаниях методического объединения, проведение открытых уроков, внеклассных мероприятий, мастер-классы для коллег.
5 этап – обобщающий (или итогово-контрольный), на котором педагог должен провести анализ своей самостоятельной методической работы по теме самообразования, оформить результаты, рекомендации для коллег. Провести мониторинг, анкетирование и презентацию материалов на заседаниях методических объединений, педагогических советов.
Длительность этапов может варьироваться в зависимости от сложности темы, глубины изучения и опыта самого педагога. Срок реализации плана педагог определяет сам.
Темы для самообразования подбираются с учетом индивидуального опыта и профессионального мастерства каждого педагога. Они всегда связаны с прогнозируемым результатом (что мы хотим изменить) и направлены на достижение качественно новых результатов работы.
Результатом самообразования педагога являются совершенствование работы с детьми, рост его профессионального мастерства. Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок.
Результаты самообразования предполагают:
- повышение качества преподавания предмета;
- разработку методических пособий, дидактического материала, тестов, программ, статей и др.;
- внедрение новых форм, методов и приемов обучения;
- выработку методических рекомендаций по применению новых технологий;
- разработку и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям;
- проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта;
Таким образом, показатели эффективности педагогического самообразования – это, прежде всего, качество организованного педагогом учебно-воспитательного процесса и профессионально-квалификационный рост педагога.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/11/picture-277246-1376220107.jpg)
Консультация для педагогов дошкольного образовательного учреждения на тему: «Формирование и повышение профессиональных компетенций педагога дошкольного образования как необходимое условие качества педагогическог"
Формирование профессиональной педагогической компетентности – процесс, продолжающийся на протяжении всего профессионального пути, в соответствии с этим постоянная незавершенность - одна из характерист...
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/11/picture-277246-1376220107.jpg)
Слайдовая презентация к консультации«Формирование и повышение профессиональных компетенций педагога дошкольного образования как необходимое условие качества педагогического процесса»
Показ слайдовой презентации, сопровождающий консультацию "Формирование и повышение профессиональных компетенций педагога дошкольного образования",-одно из условий эффективного проведения и усвоения ма...
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/11/picture-277246-1376220107.jpg)
Статья "Формирование и повышение профессиональных компетенций педагога дошкольного образования как необходимое условие качества педагогического процесса."
Профессиональная компетентность педагога характеризуется как общая способность педагога мобилизовать свои знания, умения....
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/24/picture-191943-1508842188.jpg)
Повышение квалификации, как необходимое условие профессиональной готовности педагога к инклюзивному образованию
Инклюзивное образование...
Использование методов педагогического исследования как необходимое условие профессиональной деятельности педагога в ДОУ
Основные направления исследования воспитателем особенностей детей дошкольного возраста. Специфические применения методов психолого-педагогического исследования для изучения особенностей дошкольников. ...
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/05/picture-671359-1699187973.jpg)
«Наставничество – необходимое условие профессионального становления педагогов и повышения качества образования в ДОО»
Тема моего выступления на августовской конференции дошкольных работников 2023г....
![](/sites/default/files/pictures/2024/11/19/picture-936948-1732038168.jpg)
Консультация для педагогов «Формирование и повышение профессиональных компетенций педагога дошкольного образования как необходимое условие качества педагогического процесса»
Педагогическое взаимодействие представляет собойцеленаправленный контакт педагога и воспитанников, следствием которого являются изменения в их поведении, деятельности и отношениях. Поскольку педагог д...