Выступление на м.о. воспитателей "Самообразование, как необходимое условие профессиональной компетенции педагога"
материал
Самообразование – есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия педагога.
Самообразование – процесс сознательной самостоятельной познавательной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 35.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Краевое государственное общеобразовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Благовещенская общеобразовательная школа-интернат»
Выступление на МО воспитателей
«Самообразование, как необходимое условие профессиональной компетенции педагога»
р. п. Благовещенка
2023-2024уч. год
«Воспитание, полученное человеком,
закончено, достигло своей цели, когда
человек настолько созрел, что обладает
силой и волей самого себя образовывать
в течение дальнейшей жизни и знает способ
и средства, как он это может осуществить
в качестве индивидуума, воздействующего на мир»
А. Дистерверг
Совершенствование качества обучения и воспитания в образовательном учреждении напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования педагога.
Самообразование – есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия педагога.
Самообразование – процесс сознательной самостоятельной познавательной деятельности, вот как определяет понятие «самообразование» педагогический словарь:
«САМООБРАЗОВАНИЕ, целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п. В основе самообразования - интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением материала».
Самообразование педагога
Самообразование - это необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к нам самые высокие требования. Для того, чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные. Педагог должен знать не только свой предмет, и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике и др.. Педагог должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его воспитанников перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире. Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого в отдельности, но не в меньшей степени эта способность вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности и деятельности коллег.
Однако, как бы ни были высоки способности педагога к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые чаще всего называют – это отсутствие времени, нехватка источников информации, отсутствие стимулов и др. Это всего лишь проявление инертности мышления и ленности ума, так как самосовершенствование должно быть неотъемлемой потребностью каждого педагога. Определим составляющие этой потребности, мотивы, побуждающие педагога к самообразованию:
• Ежедневная работа с информацией. Готовясь к занятию, выступлению, какому либо мероприятию и др. у любого педагога возникает необходимость поиска и анализа новой информации.
• Желание творчества. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему календарному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.
• Стремительный рост современной науки. Особенно психологии и педагогики. В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой.
• Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую очередь отражаются на детях, формируют их мировоззрение, и соответственно, очень часто, формируют образ педагога как «несовременного человека».
• Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребенка в учреждение, сравнивают педагогов
•Материальное стимулирование. Категория педагога, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть даже звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.
• Интерес. Учиться просто интересно. Как человек, который ежедневно учит, не будет постоянно учиться. Вправе ли он тогда преподавать?
.
Источники самообразования
В чем заключается суть процесса самообразования? Педагог самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности. Каковы же эти источники знаний, и где их искать?
• Телевидение.
• Газеты, журналы.
•Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.).
• Интернет.
• Видео, аудио информация на различных носителях.
• Семинары и конференции.
• Мастер-классы.
• Мероприятия по обмену опытом.
• Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты.
Все источники делятся на источники знаний, способствующие личностному росту, и источники, способствующие профессиональному росту. Однако они могут способствовать и тому и другому одновременно.
На практике используются разнообразные формы организации самообразования:
1. Курсовая подготовка в институтах повышения квалификации.
Главное достоинство такой формы самообразования – возможность получения квалифицированной помощи от специалиста-преподавателя, а также возможность обмена опытом между коллегами.
2. Дистанционные курсы повышения квалификации, конференции, семинары, олимпиады и конкурсы.
Главные достоинства такой формы самообразования:
- возможность пройти их в удобное для педагогов время;
- возможность выбора темы по интересующим и наиболее актуальным для конкретного педагога вопросам.
3. Индивидуальная работа по самообразованию, которая включает:
- научно-исследовательскую работу по определенной проблеме;
- изучение научно-методической и учебной литературы;
- участие в педагогических советах, методических объединениях;
- посещение занятий коллег, обмен мнениями по вопросам организации занятий, содержания обучения, методов воспитания;
- теоретическую разработку и практическую апробацию разных форм занятий, внеклассных мероприятий и учебных материалов.
4. Сетевые педагогические сообщества, которые открывают перед педагогами
следующие возможности:
- использование открытых, бесплатных и свободных электронных ресурсов;
- самостоятельное создание сетевого учебного содержания;
- освоение информационных концепций, знаний и навыков;
- наблюдение за деятельностью участников сообщества.
Главные преимущества этой формы самообразования:
- обмен опытом осуществляется между педагогами-практиками;
- методическая помощь является персональной и адресной;
- попросить и получить консультацию можно в удобное для педагога время.
При организации самообразования учитывается профессиональный уровень педагогов, используются различные критерии, позволяющие отнести педагогов к той или иной группе и в соответствии с этим выбрать цели и способы обучения
Самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно. Технология организации самообразования педагогов предполагает ряд этапов:
Выбор темы самообразования.
Формулирование цели и задач самообразования.
Определение круга источников информации.
Составление плана самообразования.
Определение результата самообразования.
Анализ и оценка деятельности в процессе самообразования, подготовка отчета. Рассмотрим данные этапы.
1– выбор темы самообразования
Критерии отбора темы по самообразованию
1. Актуальность
Содержание темы по самообразованию должно быть значимо как для
педагога, так и для данного учреждения:
социальной адаптации обучающихся всех видов и типов;
2. Соответствие современным достижениям науки Достижение высоких результатов не всегда свидетельствует о соответствии опыта требованиям науки.
3. Возможность использования опыта другими педагогами и учреждениями
Любая тема должна быть направлена на повышение эффективности обучения предмету, воспитательной цели, выработке новых педагогических приемов и методик или созданию научных работ.
2 – формулировка цели и задач самообразования
Целями самообразования могут быть:
повышение уровня своей эрудиции, правовой и общей культуры;
изучение и внедрение новых педагогических технологий;
изучение и внедрение новых форм, методов и приемов обучения;
совершенствование своих знаний в области педагогической
психологии. При этом цель должна звучать емко, отражать и уточнять тему
самообразования.
За дачи самообразования – это шаги по достижению цели самообразования.
3– определение круга источников информации
Учитывая, что педагог самостоятельно добывает знания, источниками информации могут быть:
литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.);
материалы сети Интернет; телевидение;
видео, аудио информация на различных носителях;
платные курсы;
семинары и конференции;
мастер-классы;
мероприятия по обмену опытом;
экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты;
курсы повышения квалификации;
занятия коллег и т.д.
На основании выбранной темы педагог разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой. В плане указываются:
4 – составление плана самообразования
В плане указываются:
название темы;
цели;
задачи;
предполагаемый результат;
этапы работы;
сроки выполнения каждого этапа;
действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой;
способ демонстрации результата проделанной работы;
форма отчета по проделанной работе.
Любая деятельность предполагает создание некого продукта. Поэтому в личном плане самообразования педагога обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок.
5 этап – определение результата самообразования
Результатами самообразования на некотором могут быть:
повышение качества работы;
разработанные или изданные методические пособия, статьи, программы, сценарии, исследования;
разработка новых форм, методов и приемов обучения;
доклады, выступления;
разработка дидактических материалов, тестов, наглядных пособий;
разработка пакета тестового материала в электронном виде;
разработка и проведение открытых занятий по собственным, новаторским технологиям;
создание комплектов педагогических разработок;
проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме);
и т.д.
6 – анализ и оценка деятельности в процессе самообразования, подготовка отчета
Формами отчетных работ могут быть:
обобщение опыта;
доклад;
сбор и анализ отчетной документации;
презентации результатов работ перед педагогическим коллективом.
По окончании работы над темой каждый педагог должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других педагогов.
Значение самообразования для профессиональной компетентности педагога
¬ Повышение качества работы.
¬ Готовность к педагогическому творчеству.
Профессиональный и карьерный рост.
Создание имиджа современного педагога-новатора, педагога-мастера, педагога-наставника.
Соответствие педагога требованиям общества и государства.
В нашей школе работа над темой по самообразованию делится на 5 этапов
1 этап – диагностический, который предусматривает создание определенного настроя на самостоятельную работу; анализ профессиональных затруднений и интересов; постановку проблемы, выбор цели работы, формулирование личной индивидуальной темы, осмысление последовательности своих действий (планирование и прогнозирование результатов)
2 этап – обучающий, на котором педагог знакомится с психолого-педагогической и методической литературой по выбранной проблеме образования; знакомство с передовым педагогическим опытом, наработанным коллегами в городе, регионе, стране; накопление педагогических фактов, их отбор и анализ, формирование картотеки по теме.
3 этап – практический, во время которого происходит адаптация теоретического материала к конкретной ситуации (классу, предмету); апробирование на практике выбранных методов работы; мониторинг, анкетирование. Практическая работа продолжает сопровождаться изучением литературы. На данном этапе идет осмысление, анализ и обобщение накопленных фактов. Целесообразно организовать коллективное обсуждение с коллегами прочитанной педагогической литературы и апробированного опыта.
4 этап – внедрение, на нем педагог в процессе дальнейшей работы использует собственный опыт, а также занимается его распространением. Созданием собственных наработок в русле выбранной темы с опорой на теоретический материал (дидактические материалы, разработки уроков, внеклассных мероприятий и другие методические наработки); апробацией, коррекцией, отслеживанием результативности. Данный этап предусматривает практические выходы: отчет о ходе самообразования на заседаниях методического объединения, проведение открытых уроков, внеклассных мероприятий, мастер-классы для коллег.
5 этап – обобщающий (или итогово-контрольный), на котором педагог должен провести анализ своей самостоятельной методической работы по теме самообразования, оформить результаты, рекомендации для коллег. Провести мониторинг, анкетирование и презентацию материалов на заседаниях методических объединений, педагогических советов.
Длительность этапов может варьироваться в зависимости от сложности темы, глубины изучения и опыта самого педагога. Срок реализации плана педагог определяет сам.
Темы для самообразования подбираются с учетом индивидуального опыта и профессионального мастерства каждого педагога. Они всегда связаны с прогнозируемым результатом (что мы хотим изменить) и направлены на достижение качественно новых результатов работы.
Результатом самообразования педагога являются совершенствование работы с детьми, рост его профессионального мастерства. Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок.
Результаты самообразования предполагают:
- повышение качества преподавания предмета;
- разработку методических пособий, дидактического материала, тестов, программ, статей и др.;
- внедрение новых форм, методов и приемов обучения;
- выработку методических рекомендаций по применению новых технологий;
- разработку и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям;
- проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта;
Таким образом, показатели эффективности педагогического самообразования – это, прежде всего, качество организованного педагогом учебно-воспитательного процесса и профессионально-квалификационный рост педагога.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов дошкольного образовательного учреждения на тему: «Формирование и повышение профессиональных компетенций педагога дошкольного образования как необходимое условие качества педагогическог"
Формирование профессиональной педагогической компетентности – процесс, продолжающийся на протяжении всего профессионального пути, в соответствии с этим постоянная незавершенность - одна из характерист...
Слайдовая презентация к консультации«Формирование и повышение профессиональных компетенций педагога дошкольного образования как необходимое условие качества педагогического процесса»
Показ слайдовой презентации, сопровождающий консультацию "Формирование и повышение профессиональных компетенций педагога дошкольного образования",-одно из условий эффективного проведения и усвоения ма...
Статья "Формирование и повышение профессиональных компетенций педагога дошкольного образования как необходимое условие качества педагогического процесса."
Профессиональная компетентность педагога характеризуется как общая способность педагога мобилизовать свои знания, умения....
Повышение квалификации, как необходимое условие профессиональной готовности педагога к инклюзивному образованию
Инклюзивное образование...
Консультация для воспитателей Тема: «Формирование и повышение профессиональных компетенций педагога дошкольного образования как необходимое условие качества педагогического процесса»
Формирование профессиональной педагогической компетентности – процесс, продолжающийся на протяжении всего профессионального пути, в соответствии с этим постоянная незавершенность - одна из харак...
Использование методов педагогического исследования как необходимое условие профессиональной деятельности педагога в ДОУ
Основные направления исследования воспитателем особенностей детей дошкольного возраста. Специфические применения методов психолого-педагогического исследования для изучения особенностей дошкольников. ...
«Наставничество – необходимое условие профессионального становления педагогов и повышения качества образования в ДОО»
Тема моего выступления на августовской конференции дошкольных работников 2023г....