"Волшебный мир сказок"
проект (старшая группа)
«ВОЛШЕНЫЙ МИР СКАЗОК» - это познавательно – исследовательский долгосрочный проект совместной деятельности учителя-логопеда и воспитателей старшей группы №5 (ЗПР)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_mir_skazok.doc | 87 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 322 «Морозко»
660130, г. Красноярск, ул. Гусарова, 31 тел. 246-47-79
Познавательно – исследовательский долгосрочный проект
совместной деятельности учителя-логопеда и воспитателей старшей группы №5 (ЗПР)
«ВОЛШЕНЫЙ МИР СКАЗОК»
воспитатели:
Парусова Светлана Николаевна,
учитель – логопед:
Воронова Татьяна Викторовна
Г.Красноярск
Познавательно - исследовательский проект
«Волшебный мир камней»
Авторы проекта совместной деятельности: воспитатели: Кичатова Татьяна Фёдоровна, Парусова Светлана Николаевна, учитель – логопед: Воронова Татьяна Викторовна МАДОУ Детский сад №322 «Морозко», г. Красноярск, Красноярского края.
Вид: Познавательно-исследовательский
Участники: дети с ЗПР, учитель- логопед, воспитатели, родители.
Возраст детей: старший дошкольный возраст 5-7 лет
Срок: долгосрочный (октябрь 2023 – май 2024)
Описание: предлагаем вашему вниманию проект «Волшебный мир сказок», который характеризуется познавательно - исследовательским, игровым, творчески деятельным, направленным на формирование коммуникативных навыков, активизацию речевого словаря, развитию нравственно-духовных качеств ребенка, развитию его эмоциональной сферы.
Постановка проблемы:
В нашем современном мире традиции народа и нравственные правила семьи отошли на второй план. Еще недавно мамы и бабушки рассказывали своим маленьким детям сказки, и этим самым они воспитывали их и развивали. К сожалению, современные дети, воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. Родители редко читают детям сказки, мало общаются с детьми, заменяя эмоциональное общение, выполнением различных заданий из развивающих тетрадей.
Детские психологи считают это большим упущением взрослых в воспитании своих детей, что влечет за собой как нарушение речи, так и задержку психического развития. Анкетирование родителей и опрос детей показали, что дома чтению детских книг уделяется очень мало времени, и некоторые родители даже не знают название сказок. А ведь на самом деле сказка представляет собой одно из самых древних средств нравственного, эстетического воспитания, а так же формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества.
Поэтому мы решили организовать познавательно-исследовательский проект «Волшебный мир сказок».
Актуальность:
В настоящее время значительно снизился интерес старших дошкольников с ЗПР и их родителей к чтению художественной литературы, в частности сказок. Дети затрудняются назвать любимые сказки, их героев. Сообщают, что родители не читают им на ночь. Это негативно влияет на развитие детей, снижается их познавательная и речевая активность.
Самым популярным жанром дошкольников является сказка. Она рано входит в жизнь ребёнка и не только развлекает его, но и воспитывает эстетически, нравственно, развивает умственно. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.
Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными.
Роль детской сказки в воспитании ребенка нельзя не заметить. Представляя образы, дети учатся понимать внутреннее состояние героев, учатся сопереживать им, начинают верить в силы добра. С помощью сказки можно не только приятно провести время, но и снять с тревогу с души малыша. Сказка помогает расширить словарный запас ребенка, а также развить связную логическую речь. Благодаря сказкам речь малыша становиться более эмоциональной, образной, красивой. Эти волшебные истории способствуют общению, формируют умение задавать вопросы, конструировать слова, предложения и словосочетания.
Сказки развивают все психические процессы развития ребенка: фантазию, мышление, внимание, память и речь. Почти все дети любят повторять троекратные фразы из сказок, любят при чтении сказок добавлять окончание фраз, им нравятся песенки и небольшие стишки из сказок. Этот процесс повторения способствует развитию духовности ребенка, его нравственности, творческих способностей и развивает речь дошкольника.
По средствам сказки, опираясь на тематическое планирование в детском саду, можно в интересной для ребенка форме изучать основные понятия, с которыми дошкольник встречается при изучении той или иной темы.
Трудно переоценить значение сказки в жизни ребёнка. В детской сказке он найдёт всё самое важное и необходимое ему в дальнейшей жизни.
Цель проекта: создание условий для воспитания, обучения и развития детей, путем приобщения к сказкам, при взаимодействии всех участников воспитательно - образовательного процесса: детей, родителей, педагогов.
Целью сотрудничества учителя-логопеда и педагогов в нашем проекте является: тесное взаимодействие учителя-логопеда и педагогов в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности, стимулирующей речевое, познавательно-исследовательское развитие дошкольника с ЗПР.
Задачи проекта:
Образовательные задачи:
- Расширение знаний детей о сказках; учить узнавать и называть сказку, ее сюжет, ее героев, их диалоги.
- Обогащение речи, активизация словаря детей, развитие грамматического строя речи, навыков диалогической, монологической речи.
- Учить детей отвечать на вопросы по содержанию сказок, пересказывать небольшие сказки.
- Расширение кругозора. Систематизация представлений о предметах: их свойствах и качествах; о взаимосвязи между предметами и явлениями.
- Формирование умений делать выводы.
Развивающие задачи:
- Развитие у детей художественно – речевых исполнительских способностей выразительности, эмоциональности исполнения, умений применять разнообразные интонации, выражающие характер сказки, героя.
- Развитие познавательных способностей ребенка, любознательность, творческое воображение, внимание, память, фантазию; визуальное, слуховое, сенсорное восприятие.
- Развитие познавательных интересов и потребностей, умений и навыков умственной деятельности.
- Развитие художественно – эстетических способностей в творческих работах.
- Развитие мыслительных способностей: сравнение, сопоставление, систематизация, обобщение, анализ.
- Развитие мелкой моторики и координации движений.
- Развитие совместной творческой деятельности детей и родителей.
- Развитие способности детей видеть хорошее и плохое в сказках и жизни, умения делать правильный выбор.
- Развитие самооценки ребенка.
Воспитательные задачи:
- Воспитание творчески активной и самостоятельной личности с нравственной позицией и нравственным самопознанием.
- воспитание духовно – нравственных качеств (отзывчивость, доброжелательность, сочувствие).
- воспитание трудолюбия, усидчивости и аккуратности, бережного отношения к труду других людей.
- воспитание в детях доброго отношения к своим близким и родным, окружающем детям, взрослым.
- воспитание в детях интереса к живому слову, любви к истории культуры своей страны.
- Воспитание умения работать в коллективе, чувства взаимопомощи.
- Помочь родителям понять ценность сказки, ее особую роль в воспитании и развитии детей.
Практическая значимость:
- Повышение качества образовательного процесса по речевому и художественно-эстетическому воспитанию через организацию непосредственно образовательной деятельности, совместной, познавательной, творческой деятельности детей, педагогов и родителей;
- Создание в группе насыщенной, трансформируемой, вариативной, доступной и безопасной предметно-пространственной среды (п.3.3. ФГОС ДО) для обобщения материала по художественно эстетическому воспитанию у дошкольников;
- Активизация и обогащение воспитательных умений родителей через проектную деятельность, конкурсы, выставки; укрепление связи семьи и ДОУ;
- Накопление педагогического материала для для театрализованной деятельности.
Планируемые результаты:
- Получение детьми знаний о сказках, как жанре художественной литературы.
- Оформление выставки совместных творческих работ родителей с детьми.
- Изготовление деталей костюмов и декораций для драматизации сказок.
- Драматизации сказок.
- Проявление интереса у детей с ЗПР к участию в совместных подвижно-дидактических развивающих играх.
- Активное участие детей при создании индивидуальной композиции в рисунке к сказкам.
- Повышение у детей речевой активности.
Продукты проекта:
- Пополнение книжного уголка сказками.
- Выставка работ руками родителей и детей на тему: «Мой любимый сказочный герой».
- Кукольные театры.
Методы и приемы организации учебно-воспитательного процесса:
Работа с детьми:
Для реализации проекта используются следующие методы: наглядный, словесный и практический.
Наглядный метод: рассматривание иллюстраций, показ кукольного театра (педагогом).
Словесный: чтение и обсуждение художественной литературы, беседы, разучивание произведений устного народного творчества, разгадывание загадок.
Практические методы: организация продуктивной деятельности, дидактических игр, инсценировки сказок, совместные игры.
Все методы и приемы используются в комплексе, чередуются и дополняют друг друга, позволяя воспитателю дать детям знания, помочь освоить умения и навыки, развить речь, внимание, память, воображение, творческое способности.
Работа с родителями:
- Беседы с родителями.
- Консультации для родителей.
- Оформление уголка для родителей по данной теме.
Принципы реализации проекта:
Содержание проекта строится на принципах:
1. Основополагающий принцип – принцип развивающего обучения, ориентированный на потенциальные возможности каждого ребенка и формирование способностей, интересов, склонностей, положительных взаимоотношений между детьми.
2. Принцип обогащения мотивации речевой деятельности.
3. Принцип наглядности – «золотое правило дидактики» - основная информация усваивается ребенком через зрительное и слуховое восприятие.
4. Принцип систематичности и последовательности предполагает усвоение материала идет в определенном порядке, системе.
5. Принцип коммуникативно-деятельного подхода к развитию речи.
6. Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей.
7. Принцип интегративности – приобщение к миру литературы, искусства, народной литературы, музыки.
8. Принцип связи с реальностью – осознание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед нами некий жизненный урок.
Этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный:
-Постановка цели, определение актуальности и значимости проекта;
-Изучение и анализ научно-исследовательской, методической литературы, интернет – ресурсов по данной проблеме; подбор программно-методического обеспечения по данной проблеме; наглядно-демонстрационного, раздаточного материала.
-Подготовка печатной информации; оформление папки-передвижки.
-Анкетирование родителей
-Информация для родителей «Участвуем в проекте «Волшебный мир сказок»».
-Работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта.
-Определение тематик бесед.
-Разработка содержания проекта: «Волшебный мир сказок»
-Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.
2 этап - основной( ):
-Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний детей о сказках
- Работа по плану с детьми, родителями, педагогами.
- Выполнение проекта.
3 этап - заключительный этап( ):
- Выставка рисунков «Наши любимые сказочные герои»
- Викторина «По дорогам сказок»
- Организация книжной выставки «Мои любимые сказки»
-Развлечение «Русская народная сказка «Теремок»
-Презентация проекта
-Анализ результатов проекта.
Ожидаемые результаты:
· создается сказочно-игровое пространство "Сказочный мир", включающее в себя несколько универсальных центров в групповом помещении: центр народной сказки, мини-библиотека, театрально-игровой центр, мини-музей филимоновской и дымковской игрушек;
· у детей сформируется представление о родной стране, о русских народных сказках; они понимают смысл слова "народные" сказки, дают полный, правильный, мотивированный ответ.
· ребенок проявляет устойчивый интерес к сказкам. Он адекватно понимает содержание сказочных образов, обосновывает их смысл и выражает свои переживания. Объясняет языковые средства художественной выразительности, дополняет произведение и его образы. Отличается высокой степенью активности эмоционально-эстетического отношения и воображения;
· дети умеют разыгрывать небольшие сказочные произведения, находить интонационную канву для передачи речевых особенностей персонажей; передавать одинаковое эмоциональное состояние различных сказочных героев. Находить выразительные движения и уметь взаимодействовать с другими персонажами. Проявлять инициативу при создании декораций и атрибутов, находить предметы для создания выразительного образа и организации пространственной среды.
Интеграция образовательных областей осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности: чтение художественной литературы, познание, коммуникация, социализация, художественное творчество, безопасность, театрализованная деятельность, труд, здоровье и физическая культура, в самостоятельной деятельности детей, в процессе взаимодействия с семьями детей.
Предполагаемый результат:
Дети:
Воспитанники научатся использовать полученные ими знания и представления в разных видах деятельности: игре, конструктивной и продуктивной деятельности.
Детьми приобретается навык овладения выразительной, правильной речи.
Дети смогут использовать свою развитую речь для выражения своих мыслей, желаний, эмоций.
У малышей развивается мелкая моторика, соответственно возрасту.
У дошколят формируется постоянное желание слушать сказки, формируется устойчивый интерес к народной сказке.
Дети научатся самостоятельно организовывать сюжетные игры и играть в них.
Происходит развитие творческого потенциала культуры речи, познавательной активности ребенка через театрализованную деятельность.
Родители:
Активное участие родителей в образовательной деятельности ДОУ с позиции сотрудничества
Совместная деятельность родителей и детей в театрализованных постановках сказок.
Ожидаемые результаты по проекту:
Для детей:
1. Развитие речи дошкольников.
2. Успешное овладение грамотной и связной речью.
3. Грамотное овладение лексико-грамматическими средствами языка.
4. Совершенствование звуковой стороны речи.
5. Становление и укрепление социально-образовательного партнерства с детьми с ЗПР.
6. Повышение культурного уровня дошкольников.
7. Обеспечение эмоционального благополучия ребёнка и создание внутренних предпосылок для дальнейшего личностного развития.
Для педагогов:
1. Создание необходимых условий для реализации основных направлений ФГОС дошкольного образования.
2. Достижение целевых ориентиров дошкольного образования, направленных на объединение обучения и воспитания в образовательный процесс на основе духовно-нравственных ценностей.
Для родителей:
1. Ориентирование семьи на духовно-нравственное воспитание детей.
2. Вовлечение в единое пространство предметно-развивающей среды.
3. Осознание родителями значимости книги в воспитании детей дошкольного возраста.
Реализация проекта по образовательным областям:
Социально-коммуникативное развитие: знакомство со сказками, рассматривание иллюстраций к сказкам. Д/игра «Хорошо-плохо», «Животные и их детёныши», «Что умеют делать звери», «Не забывай о товарищах». Показ настольного театра по сказке « Рукавичка».
Познавательное развитие: знакомство с героями сказок. «Беседа звери и птицы », просмотр сказки «Гуси-лебеди»
Художественно-эстетическое развитие: лепка «Лебедь на озере», пальчиковое рисование, театрализация сказки «Рукавичка».
Речевое развитие: беседа с детьми «Любимые герои из сказок», «Правила общения с книгой», загадки, Д/игра «Хорошо-плохо)
Физическое развитие: подвижные игры «Перелётные птицы», «Лиса в курятнике», «Найти себе пару», «Кошка и мышки», физкультминутка «Принеси мяч».
Материалы и оборудование: ноутбук, телевизор, экран; перчаточные куклы- герои русских народных сказок, кукольные театры (перчаточный, на палочке, настольный) для драматизаций сказок; карандаши цветные, бумага для рисования, гуашь, стаканы с водой, салфетки, кисточки (по количеству детей); наборы цветной бумаги, клей-карандаш, ножницы (по количеству детей).
Пути реализации проекта:
1. Пополнение содержания книжного уголка сказками разных жанров.
2. Оформление уголка «В гостях у сказки»
3. Организация выставки рисунков по мотивам сказок.
Ресурсное обеспечение:
• Литература, сюжетные картинки, иллюстрации к сказкам;
• Музыкальный центр;
• DVD плеер, телевизор;
• Атрибуты для настольного, пальчикового, кукольного театра, маски;
• Фонограммы русских народных песен;
• Аудиокниги.
По итогам работы:
В группе накоплен достаточный наглядный и демонстрационный материал для развития познавательных способностей и развития речи детей. Проект представляет собой ежедневную смену сказки в течение недели со сказочным персонажем «Колобок». За неделю мы погостили в таких сказках как: «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок», «Заюшкина избушка», «Колобок». Дети с радостью принимали участие в подвижных играх. Узнавали сказочных героев на картинках.
В своей работе, в совместной деятельности детей и воспитателя, систематически проводили театрализованную игру. Театрализованные игры являются играми-представлениями. В них с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, создаются конкретные образы. Благодаря театрализованным играм, у детей развивается эмоциональная сфера, расширяется и обогащается опыт сотрудничества детей, как в реальных, так и в воображаемых ситуациях. Кроме того, театрализованная деятельность улучшает степень речевого развития детей. Развитие речи является центральной задачей воспитания детей.
Акцент был сделан на театрализованную игру. Дети охотно участвовали в играх, театрализованных постановках. В течение всего дня чередовались виды деятельности детей. Дети с удовольствием слушали сказки, стихи и рассказы.
Реализация нашей работы не обошлась без участия родителей. С родителями проводились индивидуальные беседы. Родители активно привлекались к участию в театрализованных постановках и изготовлению поделок «Персонажи любимых сказок». По итогам работы оформлена выставка «Мой любимый сказочный герой», в которой дети и их родители принимали активное участие.
Вывод:
Проект показал, что сказка помогает ребенку самосовершенствоваться, саморазвиваться, активизировать различные стороны мыслительных процессов. У детей повысился уровень знаний о сказках; умение узнавать сказки, определять её героев и отношения между ними; понимание детьми сказки; способность понимать связь между событиями и строить умозаключения; повысилась речевая активность. Использование сказки способствовало совершенствованию звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности; творческому развитию детей, эмоциональной отзывчивости; расширению словарного запаса. Создание на занятии благоприятной психологической атмосферы способствовало обогащению эмоционально чувственной сферы ребенка.
Проект показал, что систематическое привлечение сказки в педагогический процесс может быть важнейшим источником и резервом успешного речевого и эмоционального развития дошкольников.
Перспективы дальнейшего использования
В будущем нами планируется работать в том же направлении - развитие речи дошкольников, но только уже с использованием следующего общеизвестного метода - мнемотехники. Что даст плодотворные результаты в развитии речи наших воспитанников.
Список литературы:
1. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольного учреждения. -: М.: Т Ц «Сфера», 2001
2. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. М.: ТЦ Сфера, 2003 г.
3. Доронова Т.Н. Играем в театр: театрализованная деятельность детей 4-6 лет: метод. Пособие для воспитателей дошкольного образовательного учреждения. Т.Н. Доронова. - 2-е изд.-М.: Просвещение,2005г.
4. Кудрявцева Н.Ю. «Готовимся к празднику» Методика изготовления костюмов, кукол, декораций для детского спектакля. Москва: Школьная Пресса, 2011г.
5. Новиковская О.А. «Конспекты занятий по сказкам с детьми 4-5 лет».СПб.: «Паритет» 2007г.
6. Поляк Л.Я. Театр сказок: Сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок.-СПб.: «Детство-пресс», 2008
7. Антипина А. Е. «Театрализованная деятельность в детском саду». - М. : ТЦ Сфера, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Волшебная страна сказок"
Проект "Волшебная страна сказок" исследовательско-творческий, долгосрочный для детей средней группы...
Сценарий спортивного праздника в старшей группе "Волшебный мир сказок"
Сценарий спортивного праздника в старшей группе«Волшебный мир сказок»Задачи: · Закреплять имеющийся двигательный опыт у детей в о...
"Волшебная книга сказок"
Со сказками дети знакомятся с раннего детства. Дома и в детском саду взрослые читают им сказки....
Викторина "Волшебная страна сказок"
Викторина для детей старшего дошкольного возраста с участием родителей с использованием игры в формате PowerPoint...
Конспект НОД по изобразительной деятельности в старшей группе на тему: "Волшебная книга сказок"
Конспект НОД по изобразительной деятельности в старшей группе.Тема: « Волшебная книга сказок »(рисование-фантазирование) Задачи: Вызвать у детей эмоциональную отзывчивость...
Районный театрализованный фестиваль ДОО «Волшебный мир сказок» Спортивная сказка «Путь к волшебному сундучку»
Районный театрализованный фестиваль ДОО «Волшебный мир сказок»Действующие лица:Музыкальный руководительСергей Иванович Мещерин Ведущие – воспитатели группыЛариса Николаевна Паскидова,Валентина Ар...
Интегрированная НОД в младшей группе по мотивам русских народных сказок "Путешествие по волшебной стране сказок"
Формирование речи является одной из главных задач речевого воспитания дошкольника, так как играет большую роль в формировании личности. Для развития речи ребенка необходимо использовать различные игры...