Организация работы по профилактике синдрома эмоционального выгорания у педагогов ДОУ
статья

Кречковская Светлана Геннадьевна

В статье описывается работа , проведенная старшим воспитателем  дошкольного образовательного учреждения МДОУ д/с № 73 г. Волжского по определению уровня профессионального выгорания педагогов ДОУ, с целью определения направлений в работе с коллективом педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stendovyy_doklad_krechkovskaya_s.g.docx23.23 КБ

Предварительный просмотр:

Кречковская Светлана Геннадьевна, старший воспитатель, педагог-психолог муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 73 «Аистенок» г. Волжского Волгоградской области»; e-mail: aistenok73@mail.ru; телефон: 8-9064005404

Организация работы по профилактике синдрома эмоционального выгорания у педагогов ДОУ.

«Вообще 9/10 нашего счастья основано на здоровье. При нем все становится источником наслаждения, тогда как без него решительно никакое внешнее благо не может доставить удовольствия…» 

(Артур Шопенгауэр)

В 2018 - 2019 уч.году нами была проведена диагностика актуального уровня профессионального выгорания педагогов ДОУ (опросник ПВ К.Маслач, С.Джексон) и произведена оценка степени выгорания педагогов на основе фазовой модели Голембиевского и Мунзенридера.

А так же произведено исследование стрессоустойчивости педагогов ДОУ по шкале Мак-Лина. Данная шкала измеряет толерантность к организационному стрессу, которая связывается с умением общаться, адекватно оценивать ситуацию, без ущерба для своего здоровья и работоспособности, активно и интересно отдыхать, быстро восстанавливая свои силы.

В результате диагностики выявлено, что 15,4 % педагогов д/с имеют низкую степень профессионального выгорания (1 - 3 фазы по модели Голембиевского и Мунзенридера); 77% - среднюю степень выгорания (4-5 фазы); 7,6 % - высокую степень профессионального выгорания (6-8 фазы). Около 55% педагогов обладают низкой стрессоустойчивостью, имеют сильную потребность держать все под контролем, поэтому они более подвержены влиянию стрессовых факторов и в большей степени - сердечно-сосудистым заболеваниям и другим заболеваниям нейрогенной природы.

Многие исследователи рассматривают выгорание как относительно устойчивый феномен. Однако в литературе встречаются данные, что уровень выгорания со временем может,  как увеличиться, так и снизиться или остаться неизменным. Такая информация представляется обнадеживающей для разработки и внедрения мероприятий по профилактике и снижению уровня «выгорания».

В нашей работе определилось три направления профилактики выгорания:

1) работа с эмоциональной сферой: преодоление эмоционального истощения, восстановление эмоциональных ресурсов;

2) работа с поведенческой стороной личности педагогов: изменение иррациональных установок, обучение эффективному поведению и коммуникациям;

3) работа с повышением самооценки в сфере персональных достижений педагогов, поиск и внедрение средств, повышающих значимость педагогической профессии.

Общеизвестен факт, что здорового и счастливого ребенка может воспитать только  здоровый и счастливый взрослый, пребывающий в состоянии психологического равновесия и комфорта.

 Для нас важно осознание педагогами того, что от их здоровья (физического, психологического, духовного) зависит здоровье наших воспитанников.

В рамках реализации первого направления профилактики СЭВ нами используются следующие формы и методы работы:

- по запросам сотрудников  был разработан и проведен цикл занятий по обучению педагогов навыкам саморегуляции и релаксации;

- подобраны в методической литературе и разработаны на их основе собственные тренинговые программы, направленные на профилактику СЭВ:  «От творческого, здорового воспитателя к творческому, здоровому ребенку», «Учимся «не гореть»;

- очень важно находить то, что могло бы поддержать и порадовать педагогический коллектив. Важная роль в этом принадлежит различным психологическим, психогимнастическим играм и настроям, а также сказкам для взрослых, всевозможным психологическим и психотерапевтическим байкам и метафорам. Они часто используются нами в паузах на деловых совещаниях и самостоятельно. Это позволяет создать в педагогическом коллективе атмосферу непринужденности, дружеского взаимопонимания и душевного комфорта.

Второе направление в профилактике СЭВ (работа с поведенческой стороной личности педагогов: изменение иррациональных установок, обучение эффективному поведению и коммуникациям) – реализуется через следующие формы и методы работы:

-  используются такие формы работы,   как «Час психолога», деловые игры;  

- в течение последних лет по запросам и в результате выявленных затруднений в работе педагогов нами были разработаны и проведены ряд тренингов общения, обучающих эффективному взаимодействию с детьми (в частности, «трудными»: агрессивными, тревожными, гиперактивными и др.) и родителями;

- работа над «ассертивным» поведением педагогов. Ассертивность – черта личности, которая характеризуется позитивным социальным поведением, позволяющим защищать свои права и достигать поставленную цель (при сохранении спокойствия и доброжелательности). К воспитателям часто обращаются с некорректными, трудновыполнимыми просьбами или игнорируют их просьбы. Ассертивность помогает ясно и уверенно излагать наши чувства и желания, во время тренинговых занятий педагоги осваивают, например, эффективные техники отказа собеседнику, учатся отстаивать свое мнение и открыто выражать свои эмоции;

- нами составлен пакет материалов "Помоги себе сам: способы профилактики профессионального выгорания педагога".  Задачу педагога-психолога  мы видим еще и в информировании педагогов о том, как общедоступными методами помочь себе не «сгореть». Мы стремимся к тому, чтобы педагог понял: "Самое главное - услышать, помочь, полюбить самого себя".

Третье  направление в профилактике СЭВ (работа с повышением самооценки в сфере персональных достижений педагогов, поиск и внедрение средств, повышающих значимость педагогической профессии) – реализуется через следующие формы и методы работы:

- включение в тренинговые занятия с педагогами, паузы на деловых совещаниях психогимнастических упражнений, направленных на работу с расширением «ресурса» личности педагога, на развитие «самоодобрения» (например, «Я в лучах солнца», «Ресурс», «Комплимент себе», тренинг «Люби себя» и др.);

- некоторые исследователи большую ответственность за выгорание педагогов возлагают на руководителей образовательных учреждений. Руководителю необходимо так структурировать работу и организовывать рабочие места, чтобы дело стало более значимым для работника. Задача педагога-психолога - помочь руководителю найти способы повышения значимости профессии педагога.

Для педагога не всегда самыми важными являются материальные стимулы (хотя эту базовую потребность нельзя игнорировать), но не менее значимы и моральные. Удовлетворению потребности в признании, самоутверждении, самовыражении,  служат такие интересные формы работы, применяемые в нашем ДОУ как: участие опытных педагогов д/с в организации и проведении родительских клубов, мастер-классов для родителей, участие педагогов с лучшими педагогическими «находками», идеями в ежегодном семинаре для родителей «По страницам учебного года»; участие в праздничных «огоньках» и «педагогических капустниках».  Подготовка этих мероприятий требует большой эмоциональной включенности педагогов и творческого        подхода, что,        безусловно, так же является профилактикой профессионального выгорания.

Таким образом, нам представляется, что  профилактика СЭВ, помощь «выгорающим» педагогам представляется весьма важным  и перспективным направлением в работе педагога-психолога ДОУ.

Список литературы.

  1. Безносов С. П. Профессиональная деформация личности, СПб: Речь, 2004.
  2. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении, СПб.: Питер, 2005.
  3. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. СПб.: Питер, 2005.
  4. Гринберг Д. Управление стрессом.  СПб.: Питер, 2002.
  5. Рогов Е.И. Учитель как объект психологического исследования: Пособие для школьных психологов по работе с учителем и педагогическим коллективом, М., Владос, 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика синдрома эмоционального выгорания у педагогов

Тренинг для педагогов дошкольного учреждения...

Профилактика синдрома эмоционального выгорания у педагогов

Синдром эмоционального выгорания развивается на разных этапах осуществления профессиональной деятельности педагога и не зависит от стажа работы, его возможно диагностировать на разных стадиях. Своевре...

Семинар-практикум "Профилактика синдрома эмоционального выгорания у педагогов"

Материал семинар-практикум "Профилактика синдрома эмоционального выгорания у педагогов" будет полезен начинающим педагогам - психологам ДОУ. Можно использовать как в начале года, так и в конце года....

Тренинг профилактики синдрома эмоционального выгорания у педагогов ДОО

Тренинг профилактики  синдрома эмоционального выгорания у педагогов ДООЦель: Профилактика  и сохранение психологического здоровья педагогов в образовательной среде. Ознакомление педагогов с ...

Профилактика синдрома эмоционального выгорания. Деятельность педагога-психолога ДОО.

Программа семинара  «Профилактика синдрома эмоционального выгорания» предлагается для работы психолога  с педагогами в условиях образовательного учреждения. Основными идеями...

Семинар-практикум “Профилактика синдрома эмоционального выгорания среди педагогов дошкольных образовательных учреждений”

Участники: педагоги дошкольных образовательных учреждений. Цель: в ходе семинара-практикума ознакомить педагогов с понятием “синдром эмоционального выгорания”, его основными при...

Профилактический тренинг " Формы работы по профилактике "синдрома эмоционального выгорания" педагогов ДОУ".

Передача психологических знаний педагогам ДОУ  о "Синдроме эмоционального выгорания", его причинах и способах преодоления....