Организация работы по профилактике синдрома эмоционального выгорания у педагогов ДОУ
статья
В статье описывается работа , проведенная старшим воспитателем дошкольного образовательного учреждения МДОУ д/с № 73 г. Волжского по определению уровня профессионального выгорания педагогов ДОУ, с целью определения направлений в работе с коллективом педагогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stendovyy_doklad_krechkovskaya_s.g.docx | 23.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Кречковская Светлана Геннадьевна, старший воспитатель, педагог-психолог муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 73 «Аистенок» г. Волжского Волгоградской области»; e-mail: aistenok73@mail.ru; телефон: 8-9064005404
Организация работы по профилактике синдрома эмоционального выгорания у педагогов ДОУ.
«Вообще 9/10 нашего счастья основано на здоровье. При нем все становится источником наслаждения, тогда как без него решительно никакое внешнее благо не может доставить удовольствия…»
(Артур Шопенгауэр)
В 2018 - 2019 уч.году нами была проведена диагностика актуального уровня профессионального выгорания педагогов ДОУ (опросник ПВ К.Маслач, С.Джексон) и произведена оценка степени выгорания педагогов на основе фазовой модели Голембиевского и Мунзенридера.
А так же произведено исследование стрессоустойчивости педагогов ДОУ по шкале Мак-Лина. Данная шкала измеряет толерантность к организационному стрессу, которая связывается с умением общаться, адекватно оценивать ситуацию, без ущерба для своего здоровья и работоспособности, активно и интересно отдыхать, быстро восстанавливая свои силы.
В результате диагностики выявлено, что 15,4 % педагогов д/с имеют низкую степень профессионального выгорания (1 - 3 фазы по модели Голембиевского и Мунзенридера); 77% - среднюю степень выгорания (4-5 фазы); 7,6 % - высокую степень профессионального выгорания (6-8 фазы). Около 55% педагогов обладают низкой стрессоустойчивостью, имеют сильную потребность держать все под контролем, поэтому они более подвержены влиянию стрессовых факторов и в большей степени - сердечно-сосудистым заболеваниям и другим заболеваниям нейрогенной природы.
Многие исследователи рассматривают выгорание как относительно устойчивый феномен. Однако в литературе встречаются данные, что уровень выгорания со временем может, как увеличиться, так и снизиться или остаться неизменным. Такая информация представляется обнадеживающей для разработки и внедрения мероприятий по профилактике и снижению уровня «выгорания».
В нашей работе определилось три направления профилактики выгорания:
1) работа с эмоциональной сферой: преодоление эмоционального истощения, восстановление эмоциональных ресурсов;
2) работа с поведенческой стороной личности педагогов: изменение иррациональных установок, обучение эффективному поведению и коммуникациям;
3) работа с повышением самооценки в сфере персональных достижений педагогов, поиск и внедрение средств, повышающих значимость педагогической профессии.
Общеизвестен факт, что здорового и счастливого ребенка может воспитать только здоровый и счастливый взрослый, пребывающий в состоянии психологического равновесия и комфорта.
Для нас важно осознание педагогами того, что от их здоровья (физического, психологического, духовного) зависит здоровье наших воспитанников.
В рамках реализации первого направления профилактики СЭВ нами используются следующие формы и методы работы:
- по запросам сотрудников был разработан и проведен цикл занятий по обучению педагогов навыкам саморегуляции и релаксации;
- подобраны в методической литературе и разработаны на их основе собственные тренинговые программы, направленные на профилактику СЭВ: «От творческого, здорового воспитателя к творческому, здоровому ребенку», «Учимся «не гореть»;
- очень важно находить то, что могло бы поддержать и порадовать педагогический коллектив. Важная роль в этом принадлежит различным психологическим, психогимнастическим играм и настроям, а также сказкам для взрослых, всевозможным психологическим и психотерапевтическим байкам и метафорам. Они часто используются нами в паузах на деловых совещаниях и самостоятельно. Это позволяет создать в педагогическом коллективе атмосферу непринужденности, дружеского взаимопонимания и душевного комфорта.
Второе направление в профилактике СЭВ (работа с поведенческой стороной личности педагогов: изменение иррациональных установок, обучение эффективному поведению и коммуникациям) – реализуется через следующие формы и методы работы:
- используются такие формы работы, как «Час психолога», деловые игры;
- в течение последних лет по запросам и в результате выявленных затруднений в работе педагогов нами были разработаны и проведены ряд тренингов общения, обучающих эффективному взаимодействию с детьми (в частности, «трудными»: агрессивными, тревожными, гиперактивными и др.) и родителями;
- работа над «ассертивным» поведением педагогов. Ассертивность – черта личности, которая характеризуется позитивным социальным поведением, позволяющим защищать свои права и достигать поставленную цель (при сохранении спокойствия и доброжелательности). К воспитателям часто обращаются с некорректными, трудновыполнимыми просьбами или игнорируют их просьбы. Ассертивность помогает ясно и уверенно излагать наши чувства и желания, во время тренинговых занятий педагоги осваивают, например, эффективные техники отказа собеседнику, учатся отстаивать свое мнение и открыто выражать свои эмоции;
- нами составлен пакет материалов "Помоги себе сам: способы профилактики профессионального выгорания педагога". Задачу педагога-психолога мы видим еще и в информировании педагогов о том, как общедоступными методами помочь себе не «сгореть». Мы стремимся к тому, чтобы педагог понял: "Самое главное - услышать, помочь, полюбить самого себя".
Третье направление в профилактике СЭВ (работа с повышением самооценки в сфере персональных достижений педагогов, поиск и внедрение средств, повышающих значимость педагогической профессии) – реализуется через следующие формы и методы работы:
- включение в тренинговые занятия с педагогами, паузы на деловых совещаниях психогимнастических упражнений, направленных на работу с расширением «ресурса» личности педагога, на развитие «самоодобрения» (например, «Я в лучах солнца», «Ресурс», «Комплимент себе», тренинг «Люби себя» и др.);
- некоторые исследователи большую ответственность за выгорание педагогов возлагают на руководителей образовательных учреждений. Руководителю необходимо так структурировать работу и организовывать рабочие места, чтобы дело стало более значимым для работника. Задача педагога-психолога - помочь руководителю найти способы повышения значимости профессии педагога.
Для педагога не всегда самыми важными являются материальные стимулы (хотя эту базовую потребность нельзя игнорировать), но не менее значимы и моральные. Удовлетворению потребности в признании, самоутверждении, самовыражении, служат такие интересные формы работы, применяемые в нашем ДОУ как: участие опытных педагогов д/с в организации и проведении родительских клубов, мастер-классов для родителей, участие педагогов с лучшими педагогическими «находками», идеями в ежегодном семинаре для родителей «По страницам учебного года»; участие в праздничных «огоньках» и «педагогических капустниках». Подготовка этих мероприятий требует большой эмоциональной включенности педагогов и творческого подхода, что, безусловно, так же является профилактикой профессионального выгорания.
Таким образом, нам представляется, что профилактика СЭВ, помощь «выгорающим» педагогам представляется весьма важным и перспективным направлением в работе педагога-психолога ДОУ.
Список литературы.
- Безносов С. П. Профессиональная деформация личности, СПб: Речь, 2004.
- Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении, СПб.: Питер, 2005.
- Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. СПб.: Питер, 2005.
- Гринберг Д. Управление стрессом. СПб.: Питер, 2002.
- Рогов Е.И. Учитель как объект психологического исследования: Пособие для школьных психологов по работе с учителем и педагогическим коллективом, М., Владос, 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профилактика синдрома эмоционального выгорания у педагогов
Тренинг для педагогов дошкольного учреждения...
Профилактика синдрома эмоционального выгорания у педагогов
Синдром эмоционального выгорания развивается на разных этапах осуществления профессиональной деятельности педагога и не зависит от стажа работы, его возможно диагностировать на разных стадиях. Своевре...
Семинар-практикум "Профилактика синдрома эмоционального выгорания у педагогов"
Материал семинар-практикум "Профилактика синдрома эмоционального выгорания у педагогов" будет полезен начинающим педагогам - психологам ДОУ. Можно использовать как в начале года, так и в конце года....
Тренинг профилактики синдрома эмоционального выгорания у педагогов ДОО
Тренинг профилактики синдрома эмоционального выгорания у педагогов ДООЦель: Профилактика и сохранение психологического здоровья педагогов в образовательной среде. Ознакомление педагогов с ...
Профилактика синдрома эмоционального выгорания. Деятельность педагога-психолога ДОО.
Программа семинара «Профилактика синдрома эмоционального выгорания» предлагается для работы психолога с педагогами в условиях образовательного учреждения. Основными идеями...
Семинар-практикум “Профилактика синдрома эмоционального выгорания среди педагогов дошкольных образовательных учреждений”
Участники: педагоги дошкольных образовательных учреждений. Цель: в ходе семинара-практикума ознакомить педагогов с понятием “синдром эмоционального выгорания”, его основными при...
Профилактический тренинг " Формы работы по профилактике "синдрома эмоционального выгорания" педагогов ДОУ".
Передача психологических знаний педагогам ДОУ о "Синдроме эмоционального выгорания", его причинах и способах преодоления....